Зависимая переменная в психологии это: Зависимая переменная — Психологос

Зависимая переменная — Психологос

Зависимая переменная — Психологос

01 октября 2022 г., 21:54

Независимая переменная — в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула, а зависимой — способность испытуемого ощущать этот стимул.

Виды связи между переменными

  • Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.
  • Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.
  • Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня независимой переменной.
  • Нелинейная зависимость U-образного типа — обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выделяются особенности психической регуляции поведения
  • Инвертированная U-образная зависимость — получается в многочисленных экспериментах и корреляционных исследованиях.
  • Сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.
  • Экспериментальная психология
  • Эксперименты

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

0Подробнее

01 февр. 2014 г.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

1Подробнее

Содержание

Нет новостей

Новые статьи:

  • Как отмечать день рождения ребенка?
  • Не все праздники — твои!
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение

Популярные статьи:

  • Как разговаривать с мужем
  • Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
  • Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
  • Жаворонки и Совы
  • Аутогенная тренировка, аутотренинг

Хиты недели:

  • Жаворонки и Совы
  • Языки уважения. Как любить настоящих мужчин?
  • Аутогенная тренировка, аутотренинг
  • Ремень и порка как реальность жизни
  • Шлепки по попе

Переменная в психологическом исследовании — Практическая психология на Aboutyourself.

ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 27/12/2015

Переменная представляет собой то, что может быть изменено, например, определенная характеристика или значение в рамках исследования. В психологии переменные используются для того, чтобы установить, приводят ли изменения одного фактора к изменениям в другой.

Зависимые и независимые переменные

В экспериментальной психологии выделяют два вида переменных:

  • Независимая переменная — фактор, который контролируют авторы исследования. Например, в эксперименте по изучению воздействия недостатка сна на производительность, лишение сна является независимой переменной.
  • Зависимая переменная — явление, которое экспериментаторы фиксируют и измеряют. В нашем примере, результаты тестов на производительность и являются как раз зависимой переменной.

Посторонние и искажающие факторы

Важно отметить, что независимые и зависимые переменные не единственные переменные, присутствующие в экспериментах. В некоторых случаях заметное влияние на отношение между независимой и зависимой переменной (следовательно, и на результаты эксперимента) могут оказать посторонние факторы. Например, в нашем примере к таким факторам можно отнести возраст и пол испытуемых.

Есть два основных вида посторонних переменных:

  • Субъектные переменные. Это посторонние переменные, связанные с индивидуальными особенностями каждого из участников, которые могут повлиять на то, как те реагируют на условия эксперимента. К ним могут относить половозрастные характеристики, происхождение, настроение, тревожность, интеллект, осведомленность и т.д.
  • Ситуационные переменные. Это посторонние переменные, связанные с явлениями окружающей среды, которые могут повлиять на реакцию участников. Например, если участник проходит испытания в прохладном помещении, пониженная температура считается посторонней переменной Некоторые участники могут не реагировать на прохладу, некоторых это может отвлекать и раздражать.

В большинстве случаев посторонние переменные также контролируются в рамках эксперимента: исследователи сами могут выбрать участников в соответствии с определенными критериями или задать другие условия.

Определение переменных

Перед проведением эксперимента важно дать рабочие параметры переменных — ученые определяют независимую и зависимую переменные, решают, в каких рамках они должны держаться и как они будут измерены.

Например, в нашем эксперименте по влиянию нехватки сна на производительность, мы должны создать рабочие определения для переменных. Если наша гипотеза звучит как «студенты, которые испытывают нехватку сна, хуже пройдут испытания», то, во-первых, нужно определиться с тем, кого мы подразумеваем под «студентами». Далее, нам необходимо определить переменную «недостаток сна». В нашем примере это будет, скажем, менее пяти часов сна в ночь перед испытанием. И, наконец, мы должны определиться с «испытанием». Пусть это будет небольшой экзамен по теории…

Если возникают сложности с выявлением независимых и зависимых переменных, каждый раз ставьте перед собой два вопроса:

  • Что в эксперименте можно изменить? Если экспериментатор может повлиять на переменную, то ее можно считать независимой.
  • Что в эксперименте измеряется? Измерить и проанализировать зависимую переменную — одна из главных целей экспериментатора. От того и стоит отталкиваться.

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

независимых и зависимых переменных | Определения и примеры

Переменным дается специальное имя, которое применяется только в экспериментальных исследованиях. Одна из них называется зависимой переменной, а другая — независимой переменной.

Содержание

Независимая переменная

Независимая переменная

— это переменная, которой экспериментатор манипулирует или изменяет ее, и предполагается, что она непосредственно влияет на зависимую переменную.

Например, распределение участников по группам, получающим наркотики или плацебо (независимая переменная), для измерения любых изменений интенсивности их беспокойства (зависимая переменная).

В хорошо спланированном экспериментальном исследовании независимая переменная является единственным важным отличием между экспериментальной (например, лечение) и контрольной (например, плацебо) группами.

Зависимая переменная

Зависимая переменная — это переменная, которая тестируется и измеряется в эксперименте и «зависит» от независимой переменной.

Примером зависимой переменной являются симптомы депрессии, которые зависят от независимой переменной (типа терапии).

В ходе эксперимента исследователь ищет возможное влияние на зависимую переменную, которое может быть вызвано изменением независимой переменной.

Примеры в экспериментах

Например, мы можем изменить тип информации (например, систематизированная или случайная), предоставляемой участникам, чтобы посмотреть, как это повлияет на объем запоминаемой информации.

В этом конкретном примере тип информации является независимой переменной (поскольку она изменяется), а объем запоминаемой информации является зависимой переменной (поскольку она измеряется).

Деятельность

Для следующих гипотез назовите IV и DV.

1. Недостаток сна существенно влияет на обучение 10-летних мальчиков.

IV……………………………………………………

DV…………………………………………………..

2 Социальный класс оказывает значительное влияние на показатели IQ.

IV………………………………………………………

DV……………………………………………….…

3. Стрессовые переживания значительно увеличивают вероятность возникновения головных болей.

IV………………………………………………………

DV…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. , Время суток оказывает значительное влияние на бдительность.

IV……………………………………………………

DV………………………………………………..

Ввод в эксплуатацию Переменные

Чтобы убедиться, что причина и следствие установлены, важно точно определить, как будут измеряться независимые и зависимые переменные; это известно как операционализация переменных.

Операционные переменные (или операциональные определения) относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Это позволяет другому психологу воспроизвести ваше исследование и имеет важное значение для установления надежности (достижения согласованности результатов).

Например, если нас интересует влияние медиа-насилия на агрессию, нам нужно очень четко понимать, что мы подразумеваем под разными терминами. В этом случае мы должны указать, что мы подразумеваем под терминами «медиа-насилие» и «агрессия» по мере их изучения.

Таким образом, вы могли бы заявить, что «насилие в СМИ» операционально определяется (в вашем эксперименте) как «показ 15-минутного фильма, показывающего сцены физического насилия»; «агрессия» операционально определяется как «уровни поражения электрическим током, нанесенные второму «участнику» в другой комнате.

В другом примере гипотеза «Молодые участники будут иметь значительно лучшую память, чем участники старшего возраста» не работает. Как мы определяем «молодой», «старый» или «память»? «Участники в возрасте от 16 до 30 лет вспомнят значительно больше существительных из списка из двадцати, чем участники в возрасте от 55 до 70 лет».

Ключевым моментом здесь является то, что мы сделали абсолютно ясным, что мы подразумеваем под терминами, поскольку они были изучены и измерены в нашем эксперименте. Если бы мы этого не сделали, то было бы очень сложно (если не невозможно) сравнивать результаты разных исследований с одним и тем же поведением.

Операционализация имеет большое преимущество, поскольку обычно дает четкое и объективное определение даже сложных переменных. Это также облегчает другим исследователям повторение исследования и проверку на надежность.

Деятельность

Для следующих гипотез назовите IV и DV и операционализируйте обе переменные.

1. Женщин больше привлекают мужчины без сережек, чем мужчины с серьгами.

И.В._____________________________________________________________

Д. В. ____________________________________________________________

Рабочие определения:

И.В. ____________________________________________________________

Д.В. ____________________________________________________________

2. Люди узнают больше, когда учатся в тихом, а не в шумном месте.

И.В. _________________________________________________________

Д.В. _____________________________________________________________

Рабочие определения:

И.В. ____________________________________________________________

Д.В. ____________________________________________________________

3. Люди, которые регулярно занимаются спортом, лучше спят ночью.

И.В._____________________________________________________________

Д.В. ____________________________________________________________

Рабочие определения:

И.В. ____________________________________________________________

Д.В. ____________________________________________________________

Часто задаваемые вопросы

Зависимая переменная — IResearchNet

Психология > Психология развития > Методы исследования психологии развития > Зависимая переменная

В ходе научного эксперимента исследователь выясняет, влияют ли изменения одной или нескольких независимых переменных на одну или несколько зависимых переменных. Зависимая переменная — это то, что оценивается как результат или эффект исследования. Это переменная, поскольку мера может принимать некоторый диапазон значений. Он называется зависимым, потому что предполагается, что на него влияют изменения независимой переменной. Направление предполагаемого эффекта всегда одно и то же: от независимой переменной к зависимой.

Например, предположим, что исследователя интересует, не отвлекает ли шум детей от эффективной обработки информации. Соответствующий эксперимент может включать тестирование детей в трех условиях: тишина, тихий шум и умеренно громкий шум. Тест может включать в себя серию тестовых испытаний, в которых каждому ребенку показывают набор цифр (чисел), предъявляемых по одной за раз. После каждого набора ребенка просят назвать вслух как можно больше цифр в этом наборе в указанном порядке. Некоторые испытания проходили в тишине в комнате для испытаний, другие испытания происходили при небольшом уровне фонового шума в комнате, а третьи испытания происходили при умеренно громком фоновом шуме. В этом эксперименте зависимой переменной является мера результата, а именно количество правильно воспроизведенных цифр. Исследователь может предположить, что дети вспомнят больше всего цифр в условиях тишины и меньше всего цифр в условиях умеренного шума. Если бы эти результаты имели место, исследователь сделал бы вывод, что независимая переменная (условие шума) вызвала изменения в зависимой переменной (цифровая память).

Существует много видов показателей, которые могут функционировать как зависимые переменные в психологических исследованиях. Зависимая переменная может быть мерой поведения, например, выполнением теста или временем реакции на стимул. Это может быть мера самоотчета, например, ответы на оценку личности или отношения. Это может быть физиологическая мера, такая как изменение мозговых волн или уровня гормона.

Зависимые переменные должны быть идентифицированы путем изучения плана эксперимента. То есть некоторые переменные потенциально могут функционировать как независимые или зависимые переменные, в зависимости от предложенной модели причин и следствий и от того, как переменные используются в эксперименте.

Например, потребление сахара может быть независимой переменной в исследовании, в котором вы изучаете влияние сахара на способности памяти, изменяя и контролируя количество сахара, съедаемого группами людей в течение определенного периода времени, и проверяя их память. Потребление сахара может быть зависимой переменной в исследовании, в котором вы сравниваете группу детей, получавших определенные занятия по питанию, с контрольной группой детей, не посещавших такие занятия, а затем измеряете количество потребляемого сахара.

При выборе зависимой переменной исследователи должны учитывать надежность и достоверность измерения.

Надежность относится к тому, обладает ли мера стабильностью. То есть, если бы исследование было повторено, была бы мера аналогичной? Если бы использовались другие ответы, оценивающие ту же задачу, показывали ли бы эти показатели образец ответа, аналогичный используемому первоначальному показателю? Валидность относится к тому, точно ли мера отражает то, что было предназначено для тестирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *