Зависимость восприятия от характера деятельности: Тема 14. Восприятие Структура лекции:

Тема 14. Восприятие Структура лекции:

1. Понятие о восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия.

2. Классификация восприятия. Виды восприятий: произвольное и непроизвольное восприятие, восприятие пространства, времени и движения. Нарушения восприятия. Иллюзии зрительного восприятия.

3. Законы восприятия. Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Развитие восприятия у детей.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.

д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

· Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

· Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

· Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

· Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитика-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.

Субъективность восприятия заключается в том, одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят . объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с у мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…) и только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое?».

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторов процессов или явлений окружающего мира.

Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложный анализ и синтез этих комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его основе все свойства восприятия объединяется в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности головного мозга. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: образуемые в пределах донного анализатора и межанализаторные связи.

Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (музыкальная мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор). Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Второй вид нервных связей, образуемых, при воздействии комплексного раздражителя – это связи в пределах разных анализаторов.

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов или явлений внешнего мира. Благодаря связям, образуемым между анализатором, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

6.2.2. Свойства восприятия . Психология физической культуры. Учебник

В структуре восприятия выделяют две подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся:

избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность, обобщенность, активность.

Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими характеризует избирательность восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия; все остальное, второстепенное – фон восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (олимпийская одежда спортсменов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Избирательность восприятия зависит от субъективных, личностных особенностей человека, от его позиций в воспринимаемой ситуации. Так, например, в спорте существуют такие понятия, как «свое-чужое поле», «удобный-неудобный противник», спортивный поединок по-разному будут воспринимать зритель, игрок и судья. Поэтому судейство в таких видах спорта, как фигурное катание, бокс, гимнастика, будет всегда опираться на субъективные отношения судей и их оценки.

Апперцепция. Это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов, ориентаций. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему. Апперцепция – одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт. Предметность заключается в том, что воспринимаемый объект осознается нами как объективно существующий, находящийся вне нас, вне пространства анализатора. Свойство предметности реализуется в предметной деятельности, регулируя и ориентируя человека в системе отношений к действительности, и подтверждается практикой. Метая диск, мы осознаем этот предмет как находящийся в пространстве вне нас. Иногда процесс узнавания происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения новых сведений о нем.

Целостность. Восприятие всегда есть целостный образ объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. У слепорожденных, обретших зрение в зрелые годы, восприятие возникает не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть. Целостность восприятия выражается в единстве воспринимаемых частей структуры объекта. Компоненты целого могут восприниматься в различной комбинации, последовательности, но интегративная композиция целого объекта в восприятии остается. Спортивный поединок воспринимается нами как целостное действие, а не частями его зрительных, звуковых, эмоциональных и других компонентов. Целостный образ складывается в результате процесса обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах объекта восприятия.

Структурность. Структурность восприятия заключается в том, что оно представляет собой не просто сумму ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Константность – это относительное постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность – не врожденное, а приобретенное свойство. При отсутствии константности ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их. Константность восприятия определяет постоянство воспринимаемого объекта (в пределах определенного диапазона восприятия) при изменяющихся условиях восприятия. Например, при различной удаленности, угле зрения, освещенности, температурном режиме и прочих условиях восприятия мы воспринимаем величину, форму объекта постоянной. Воспринимаем постоянно (константно) цвет объекта и с близкого, и с удаленного расстояния.

Осмысленность. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Осмысленность восприятия, которое выражается в том, что воспринимаемый объект или явление всегда имеет смысловое содержание, значение, а значит, связано с нашим мышлением и опосредовано им. Сознательно воспринимать объект – значит мысленно назвать его, обозначить, отнести к определенному классу и обобщить его в слове. Существенной стороной осмысленности восприятия является вербализация воспринятого. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего – обобщенность восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия достигаются пониманием сущности предметов в процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории.

Обобщенность. Это свойство восприятия означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов. Обобщенность восприятия – это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово – орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями. Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. Если мы говорим «игровые виды спорта», то сразу относим сюда волейбол, футбол, баскетбол, гандбол и т. д.

Активность. Обычно наше сознательное восприятие связано с решением какой-то конкретной познавательной задачи. Познавая объект, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, что придает воспитанию избирательный, целенаправленный характер. Активность восприятия особенно выражается в участии двигательных компонентов анализаторов. Восприятие непосредственно связано с работой мышц, с разного рода движениями. И. М. Сеченов писал, что расстояние до предметов, их глубина и высота – все это продукты мышечного чувства, т.  е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей.

Лаборатория восприятия и динамики мозга

Лаборатория восприятия и динамики мозга | Лаборатория восприятия и динамики мозга

Перейти к основному содержанию

Мы расположены в кампусе New York University Langone Health на Манхэттене. Наша лаборатория является частью Института неврологии и связана с отделениями неврологии, неврологии и физиологии и радиологии. Ниже приведен список наших репрезентативных публикаций по темам.

Осведомленность о восприятии

  • Частотно-специфические нейронные подписи перцептивного содержания и перцептивной стабильности, eLife
  • Долгосрочные априорные факторы влияют на зрительное восприятие посредством использования долгосрочной обратной связи, Nature Communications
  • Корковые и подкорковые признаки сознательного распознавания объектов, Nature Communications
  • Двойная роль предстимульной спонтанной нейронной активности в распознавании зрительных объектов, Связь с природой
  • Надежная переходная нейронная динамика, зависящая от начального состояния, кодирует сознательное визуальное восприятие, Вычислительная биология PLoS
  • Модулирование намерения сознательного движения с помощью неинвазивной стимуляции мозга и основных нейронных механизмов, Journal of Neuroscience
  • Пространственно-временная диссоциация мозговой активности, лежащая в основе субъективного осознания, объективной деятельности и уверенности, Journal of Neuroscience
  • Мозговые механизмы простого и бистабильного восприятия, PNAS

Приоритеты в восприятии / Одноразовое перцептивное обучение

  • Долгосрочные априорные факторы влияют на зрительное восприятие посредством использования долгосрочной обратной связи, Nature Communications
  • Однократное перцептивное обучение при отсутствии сознательного запоминания и независимо от медиальной височной доли,  PNAS  
  • Градиент повышения резкости перцептивного восприятия в иерархии коры головного мозга человека, Журнал нейробиологии
  • Нейронная динамика разрешения визуальной неопределенности с помощью предшествующего восприятия , eLife
  • Контент-специфическая активность в лобно-теменных сетях и сетях по умолчанию во время зрительного восприятия с предварительным управлением, eLife
  • Бессознательно вызванное перцептивное предшествующее , Неврология сознания

1/f Апериодическая активность мозга и ее функциональные роли

  • Нейронная интеграция, лежащая в основе натуралистического предсказания, гибко адаптируется к изменяющейся скорости сенсорного ввода,  Связь с природой
  • Нейронная интеграция истории стимулов лежит в основе прогнозирования естественно развивающихся последовательностей, Journal of Neuroscience
  • Случайные рекуррентные сети, близкие к критическим, захватывают широкополосное распределение мощности динамики ЭКоГ человека, Кора головного мозга
  • Безмасштабная нейронная и физиологическая динамика при обработке естественных стимулов, eNeuro
  • Свойства сигнала функциональной магнитно-резонансной томографии без шкалы во время отдыха и работы, Журнал нейробиологии
  • Височные структуры и функциональное значение бесчешуйной мозговой активности, Нейрон

Как спонтанная активность влияет на обработку задач

  • Спектральная характеристика и поведенческие последствия спонтанных сдвигов связанного со зрачком возбуждения у человека, eLife
  • Среднее является оптимальным: перевернутая U-связь между активностью мозга между испытаниями и поведенческими характеристиками, PLoS Computational Biology
  • Негативное взаимодействие спонтанной и вызванной заданием активности мозга, Journal of Neuroscience

    Отзывы

    • Спонтанное восприятие: основа для самостоятельного восприятия без задач. Неврология сознания
    • Нейромодуляция состояния и поведения мозга. Ежегодные обзоры нейробиологии
    • Помимо парадигм, основанных на испытаниях: постоянное поведение, постоянная нейронная активность и естественные стимулы, Журнал нейробиологии
    • Надежная преходящая нейронная динамика во время сознательного восприятия, Тенденции в когнитивных науках
    • Воля и действие в мозгу человека: процессы, патологии и причины, Journal of Neuroscience
    • Активность мозга без шкалы: прошлое, настоящее и будущее, Trends in Cognitive Sciences
    • Сигнал фМРТ, медленный корковый потенциал и сознание, Trends in Cognitive Sciences

     

    Чувственное восприятие и реальность – теория относительности восприятия, квантовая механика и вселенная, зависящая от наблюдателя | hc:27031

    Чувственное восприятие и реальность — теория относительности восприятия, квантовая механика и Вселенная, зависимая от наблюдателя

    Автор(ы):
    Рошель Форрестер (см. профиль)
    Дата:
    2015
    Тема(ы):
    Метафизика
    Тип изделия:
    Книга
    Тег(и):
    восприятие животных, Томас Рид, Джордж Беркли, Вселенная, зависящая от наблюдателя, природа реальности, Философия восприятия, Теория познания, Копенгагенская интерпретация, Эпистемология
    Постоянный URL:
    http://dx.doi.org/10.17613/nfrb-8f13
    Реферат:
    В статье исследуется природа реальности. Он сделает это, взглянув на философские дебаты между реализмом и идеализмом и на научные исследования в области квантовой физики. Будет рассмотрена концепция относительности восприятия, и это будет включать изучение чувственного восприятия у других животных и различных примеров относительности восприятия в науке. Будет сделан вывод, что Вселенная зависит от наблюдателя и что не существует реальности, независимой от наблюдателя, которая была бы познаваемой наблюдателем. Статья завершается исследованием того, на что была бы похожа Вселенная, зависящая от наблюдателя. В статье будет описана природа реальности, как мы можем понять ее через наш сенсорный аппарат. Он будет утверждать, что только через наш сенсорный аппарат мы можем познавать реальный или внешний мир. Он также будет утверждать, что существует множество и, возможно, бесконечное число реальностей, каждая из которых так же значима и истинна, как и любая другая. Каждая реальность не есть нечто, находящееся где-то в физическом мире, если такой мир существует, но состоит из отношений между сенсорным аппаратом и физическим миром. Мир зависит от наблюдателя, и изменения в сенсорном аппарате, используемом для восприятия мира, приведут к изменениям в мире. Такая ситуация существует как в нашем макромире, так и в микромире квантовых сущностей. Животные с разным сенсорным аппаратом получают разные сенсорные восприятия друг от друга и от тех, что получают люди. Чувственные восприятия каждого животного можно рассматривать как набор, и каждый набор чувственных восприятий составляет мир этого животного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *