О чем говорит зависть? | PSYCHOLOGIES
73 607
Познать себяЧеловек среди людей
Существует как минимум два «оттенка» зависти — «белая» и «черная». И если о своей «белой» зависти мы еще можем рассказать, признаться в ней, то «черная» — табуированное cоциумом чувство, которое способны признать в себе единицы. В чем же отличие?
«Белая» рождается из восхищения. К нему примешиваются желание и невозможность этого желаемого достичь. «Это так прекрасно. Я тоже так хочу. Но боюсь, не смогу, не получится, не дано». Например, вы восхищаетесь чьим-то писательским талантом. Вы тоже хотели бы так писать, но вам кажется, что вам не дано. Но, конечно, это ваше субъективное ощущение. Если по-настоящему захотите, сможете.
«Белую» зависть гораздо проще трансформировать в конструктивное действие. По сути, стоит только поверить, что вы это тоже сможете, и вы начнете делать конкретные шаги в сторону желаемого и тоже этого достигнете. И тогда будете сами себе завидовать и очень гордиться собой.
Я узнала, что некоторые мне завидуют. Они рассказали, чему именно: каким-то качествам, которые я проявляю, моим фактическим результатам. Когда я проанализировала эти «объекты зависти», оказалось, что все это мои достижения последних лет.
Несколько лет назад я и сама всему этому завидовала. Завидовала людям, которые открыто рассказывают о событиях своей жизни и переживаниях, высказывают свою авторскую позицию, пишут интересно и увлекательно, имеют аудиторию, популярным блогерам и ведущим авторских колонок в журналах. А теперь завидуют мне.
То есть наши сегодняшние достижения — то, чему мы завидовали раньше. И возможно, именно зависть дает нам первый толчок в сторону реализации желаний, которые кажутся невозможными или почти невозможными.
Иногда «черная зависть» вредит, если завистники совершают какие-то враждебные действия
«Черная» зависть — тяжелое чувство. В социуме считается, что завидовать стыдно, нехорошо, неприемлемо. Есть люди, которые воспринимают зависть как что-то угрожающее их благополучию, считают, что она может им навредить.
Некоторые так боятся чужой зависти, что опасаются ярко проявляться, делать что-то заметное, из ряда вон выходящее, иметь больше других, жить лучше других. И на самом деле иногда «черная зависть» вредит, если завистники совершают какие-то враждебные действия — наговаривают, плетут интриги, мешают, создают препятствия.
Почему «черные» завистники это делают? В «черной» зависти присутствует сильное желание, но и сильный запрет. Восхищение вытеснено. Есть ложное убеждение, которое мешает почувствовать восхищение. Вместо восхищения присутствует критика, осуждение, неприязнь, отвращение. «Я очень хочу иметь то же, что и ты. Но либо этого нельзя хотеть, либо ты получил это неприемлемым для меня способом. Я не смогу на такое пойти, это против моих убеждений, и поэтому у меня никогда не будет этого».
Например, у Светланы прекрасный муж. Познакомилась она с ним на сайте знакомств в 35 лет. И есть две ее одинокие подруги, у которых нет отношений и которые завидуют. Одна из них, Ирина, завидует «белой» завистью, она расспрашивает Светлану, как ей это удалось, наблюдает за ней, пытается перенять и интегрировать какие-то ее качества и модели поведения, она регистрируется на сайте знакомств и тоже через какое-то время после нескольких неудачных знакомств находит себе хорошего мужа.
Другая подруга, Наталья, завидует «черной» завистью. Она считает, что Светлана заполучила мужа неприемлемым, неприличным способом. «Эти женщины на сайтах знакомств — бессовестные, развратные, они не скрывают, что хотят секса, они открыто заявляют, что до 35 лет у них нет пары, выходит, никто их не захотел. Они незнакомым мужчинам рассказывают о себе какие-то личные интимные подробности. Они себя не уважают, они выставляют себя как товар на ярмарке невест», — говорит Наталья о таких, как Светлана.
Она даже поссорилась с подругой и не разговаривает с ней. Втайне она считает Светлану недостойной такого счастливого замужества и надеется, что ее муж разглядит, какая Светлана «бесстыжая, аморальная» женщина, и уйдет от нее.
Зависть говорит нам о подавленных желаниях, вытесненных потребностях
Запрет на открытое проявление своей потребности в близости с мужчиной лишает Наталью возможности найти такую близость, ей остается только завидовать. И поскольку она не может высказать Светлане свою неприязнь, та превращается в аутоагрессию. Наталья стареет, болеет, разрушает себя. «Черная» зависть может нанести большой вред самому завистнику, если остается неосознанной. Если человек не признает в себе зависть как агрессию, недоброжелательность, направленную на другого человека, то, будучи вытесненной в бессознательное, она превращается в аутоагрессию и разрушает изнутри.
Так или иначе, зависть говорит нам о наших подавленных желаниях, вытесненных потребностях, о мечтах, которые кажутся несбыточными. Чтоб не переживать сильное разочарование из-за фрустрации своей потребности, лучше не желать, не хотеть, не мечтать, не признаваться даже самому себе, что ты этого хочешь, вместо этого использовать рациональные защиты, придумывать для самого себя объяснения, почему это неприемлемо или невозможно. И страдать, мучаться, терзаться завистью.
1. Признаться самому себе, что вы завидуете. Осознать это трудно и неприятно. Но если вы хотите иметь что-то, что есть у другого, но чувствуете, что это для вас по каким-либо причинам недоступно, если вы ничего не делаете, чтобы это получить, значит, вы завидуете. Желание плюс запрет рождают зависть.
2. Исследовать зависть. Понять, чему конкретно вы завидуете, и признать ценность этого объекта зависти для вас. Тут вы можете обманываться. Например, вам может казаться, что вы хотите выйти замуж, как ваша подруга. А на самом деле вы хотите такой же близости и любви, как у нее, но вовсе не официального статуса жены. Признайте ценность именно близости и любви, и тогда можно не настаивать на штампе в паспорте и быстрей получить желаемое. Попробуйте понять, что мешает это получить. Если бы ничего не мешало, у вас бы это уже было. Обычно мешает какое-то убеждение. Внутренняя критика, запрет на какое-то действие. В вышеупомянутом примере это может быть запрет на отношения вне брака.
3. Внутренне поблагодарить зависть за то, что она сигнализировала о таких важных для вас вещах. Ведь теперь вы поняли, чего хотите и что мешает это получить, и можете начать действовать в направлении желаемого.
4. Преодолеть внутреннюю критику или придумать, как получить желаемое другим путем, который для вас приемлем. Вы можете с помощью психотерапевта поработать с внутренним критиком. Или, если внутренний критик слишком силен, поискать иные пути достижения желаемого. Например, вы не смогли преодолеть внутренний запрет на близкие отношения с мужчиной вне брака, а замуж он вас не зовет, тогда надо искать другие варианты, где, как или с кем другим вы можете найти вожделенную близость и любовь.
5. Действовать. Делайте конкретные шаги для достижения желаемого.
Об авторе
Леля Чиж — психолог.
Текст:Леля ЧижИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«У меня темные волосы и смуглая кожа: как перестать чувствовать себя уродиной?»
«Слежу за своей девушкой, как агент 007»
Любить по-взрослому: как общаться, чтобы отношения стали крепче — 3 правила
6 основных защитных механизмов психики
Что возбуждает мужчину больше всего: слова, запахи, тело
Тест: Насколько вы ревнивы?
«Я востребована как умный собеседник, но не как друг. Почему так происходит?»
Вы стали жертвой «синдрома сумрачного леса»: 6 симптомов
Как договориться с завистью, чтобы она сделала вашу жизнь лучше
Установку «завидовать плохо» мы выносим из песочницы, после первой детской битвы за совочек, принявшей масштаб схватки разъяренных медведей. Нас учат не завидовать чужим игрушкам, поездкам и образу жизни и довольствоваться тем, что есть. Но что, если зависть — именно тот ориентир, который позволяет выйти за рамки привычного и приевшегося и начать искать что-то новое? Разбираемся вместе, как зависть может стать надежным помощником.
Откуда берется зависть?
У разных авторов зависть описывается по-разному. Спиноза описывал зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье», а психоаналитик Мелани Кляйн считает зависть противоположностью благодарности. Одни описывают это чувство как реакцию агрессии, которая оказалась не на своем месте, другие — как поведенческий паттерн, заложенный в обществе потребления. Но если рассматривать зависть с точки зрения психологии, то выяснится, что с этим чувством все не так просто.
«В базовых эмоциях, описанных Кэрролом Изардом — эмоциях, к которым найдены нейробиологические пути в мозгу, — зависть не упоминается. В связи с этим появилась идея, что это своего рода культурный концепт, или комплексное чувство. Когда мы говорим о зависти, мы говорим о том, что это собственная неудовлетворенная потребность и сравнение себя с кем-то, у кого эта потребность удовлетворена, — что уже является когнитивным процессом», — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог, лектор платформы «Синхронизация».
Таким образом, зависть складывается из многих синхронизированных факторов: собственных желаний и ожиданий, окружающих нас возможностей и ожиданий, которые возлагает на нас социум.
Как относятся к зависти в разных культурах?
Во многих культурах зависть имеет негативный шлейф. Первое убийство человека, описанное в Ветхом Завете, было совершено Каином из зависти к брату Авелю, похожий сюжет присутствует и в Коране, когда Кабиль убивает своего брата Хабиля.
В христианстве зависть причисляется к 7 главным смертным грехам и противопоставляется основным добродетелям, таким как смирение, благожелательность и сострадание.
В то же время стоит отметить, что зависть еще и самый «молодой» член этой команды губителей человеческой души: в адскую семерку она попала только в конце VI века по решению папы римского Григория I, который назвал ее «порчей души». Хотя упоминается она еще в 10 заповедях пророка Моисея в формулировке «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Если рассматривать религиозный контекст как систему упорядочивания жизни общества, можно предположить, что грехом зависть сделали, чтобы предотвратить события, которые могут привести к расколу сообщества. Среди этих событий — воровство, убийство и предательство, которые могут быть мотивированы тем, что называется «черной завистью». Таким образом накладывается запрет на мотив к преступлению, и человек с глубоким религиозным мировоззрением, возможно, откажется от своих помыслов.
Однако постепенный переход общества к светскому, появление новых возможностей социальной мобильности и развитие культуры изменили расстановку сил.
В обществе
По мнению клинического психолога Григория Митюсина, зависть как эмоция так же естественна, как зевота. Независимо от того, «черная» она или «белая», она может позволить человеку заново исследовать свои цели и потребности. В рамках концепции антихрупкости Нассима Талеба зависть может стать стимулом к тому, чтобы человек задал себе несколько вопросов («Что я сейчас испытываю? Почему мне это важно? Чего именно я хочу?») и таким образом не стал заложником собственных желаний. Или, наоборот, поставил себе новую высокую цель и двигался к ней.
В рекламе
Развитие рынка товаров и услуг дало людям отличную возможность не довольствоваться малым.
«Человек — существо социальное. Невозможно жить в обществе и не сравнивать свое существование с жизнью других. А стало быть, никуда не деться и от уколов зависти. Чему только люди не завидуют! Дальним поездкам и престижным знакомствам. Загородным домам и новеньким тачкам. Удачному замужеству и западному образованию. Хорошему настроению и звонкам подружек. Наполненности души и социальной реализованности…
А еще есть весьма тонкий и, как мне кажется, очень мучительный вид зависти — к удаче, которую запросто мог бы схватить за хвост и ты сам…» — пишет в своей книге «Зависть и другие вечные двигатели рекламы» Алексей Иванов, российский рекламист, создатель креативного агентства «МастерУм».
В искусстве
В кино зависть играет свою классическую, в большей степени негативную роль. Она часто становится двигателем сюжета, периодически исполняя функцию Зова из концепции «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. Это чувство показывается гиперболизированно, и часто его можно увидеть в «мрачных жанрах», таких как темное фэнтези (в образе злой королевы из всех экранизаций «Белоснежки»), триллер («Американский психопат»). Зависть также может стать высмеиваемой чертой протагониста комедии («Ральф 2»), ненадолго превращающей его в злодея. Однако то, что герои действуют из зависти, не осуждается так сильно, как их непосредственные действия.
Как заставить зависть работать на вас?
Чтобы начать договариваться со своей завистью, нужно определить, какие неудовлетворенные потребности кормят ее и являются ли они важными на самом деле.
«Поскольку зависть есть культурный концепт, очень часто нам кажется, что мы хотим чего-то, что мы должны хотеть, но как такового желания на самом деле нет. Например, человек хочет классную карьеру, потому что он считает, что ему нужно много денег, которые он сможет потратить на крутой отдых, но на самом деле у него есть основная неудовлетворенная потребность в качественном отдыхе. Зачастую человек не проводит глубинного анализа и останавливается на первой ступени в этой цепочке. Так, идя по карьерной лестнице, он напрочь забывает свою потребность, не восполняя ее вообще», — комментирует Алена Ванченко.
После определения настоящих потребностей, если они действительно важны и вы жить не можете без их удовлетворения, зависть может стать вашим компасом и помощником при составлении дорожной карты.
Пользуясь седьмым смертным грехом как счетчиком Гейгера, вы можете найти примеры, которые вызывают у вас зависть. Это может быть определенный стиль в одежде, карьерный статус, регулярный отпуск в тропиках или головокружительный роман, достойный экранизации.
Точно сформулируйте свое желание и проанализируйте все за и против. Как исполнение этого желания повлияет на вашу жизнь? Какую цену вам придется заплатить? Готовы ли вы на это? Поддержат ли вас ваши близкие?
Составьте дорожную карту, впишите в нее все этапы, которые вам нужно будет пройти на пути к желанию. Хотите сменить имидж — готовьтесь не только к визитам в парикмахерскую и магазин, но и к изучению стиля. Хотите кинематографичный роман — возможно, вам придется сперва пообщаться с психологом, если гендерные тренинги по раскрытию женственности/мужественности не настигнут вас раньше. Для каждого этапа пропишите ожидаемый результат.
Поставьте дедлайны. Как пишут психологи и коучи Алан и Барбара Пиз в своей книге «Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого»: «Когда вы устанавливаете дедлайн для своей мечты, она становится целью».
Если вам тяжело даются дорожные карты и постановка целей — воспользуйтесь нашими курсами.
Александра Иваницкая
Теги
#психология
#эрудиция
Психология и философия зависти
[Статья изменена 2 мая 2020 г.]
Джозеф Эпштейн пошутил, что из смертных грехов только зависть не доставляет никакого удовольствия. «Зависть» происходит от латинского invidia , «невидящий». В «Божественной комедии» Данте завистники трудятся под свинцовыми плащами, их веки туго зашиты свинцовой проволокой, что предполагает, что зависть возникает из-за слепоты или ведет к ней.
Чтобы почувствовать зависть, нужно выполнить три условия. Во-первых, мы должны столкнуться с человеком (или людьми) с чем-то — имуществом, качеством или достижением — что ускользнуло от нас. Во-вторых, мы должны желать этого для себя. И в-третьих, мы должны испытывать личную боль из-за связанной с этим эмоции или эмоций. Я говорю «личная боль», потому что именно это личное измерение отделяет зависть от более отстраненных чувств, таких как возмущение или несправедливость.
Короче говоря, зависть — это личная боль, вызванная стремлением к преимуществам других. В « Old Money » Нельсон У. Олдрич-младший описывает боль зависти как «почти неистовое чувство пустоты внутри себя, как будто насос вашего сердца всасывает воздух». стыдно за смертные грехи. В нашей зависти почти никогда не признаются, часто даже самим себе.
Многие люди говорят «завидуют», когда на самом деле имеют в виду «зависть». Зависть и ревность — несколько разные конструкции. Если зависть — это личная боль, вызванная стремлением к преимуществам других, то ревность — это личная боль, вызванная страхом потерять свои преимущества для других или поделиться своими преимуществами с другими. Зависть алчна, ревность собственна. Ревность не ограничивается романтической сферой, но может также касаться друзей, репутации, опыта и так далее.
По сравнению с завистью, в ревности легче признаться, предполагая, что это может быть меньшее из двух зол.Источник: Wikicommons
Зависть глубоко укоренилась в человеческой психике и свойственна всем временам и людям. Наши племенные предки жили в страхе вызвать зависть у богов, которых они умилостивляли сложными ритуалами и подношениями. В греческой мифологии именно зависть Геры к Афродите вызвала Троянскую войну. В Библии именно из зависти Каин убил Авеля, и «от зависти дьявола смерть вошла в мир». А в индуистской Махабхарате именно из-за «жгучей зависти» Дурьодхана вел войну против своих двоюродных братьев Пандавов.
Зависть обычно направлена на тех, с кем мы себя сравниваем, на тех, с кем, как нам кажется, соревнуемся. Как писал Бертран Рассел: «Нищие не завидуют миллионерам, хотя, конечно, они будут завидовать другим более успешным нищим». Зависть никогда не была большей проблемой, чем сегодня. Наш век равенства побуждает нас сравнивать себя со всеми и всеми, а Интернет и социальные сети делают это слишком легко, раздувая пламя нашей зависти.
Боль зависти вызвана не стремлением к преимуществам других как таковым, а чувством неполноценности и разочарования, вызванными их отсутствием в нас самих. Как это ни парадоксально, отвлекающая зависть и боязнь пробудить ее в других удерживает нас от полного раскрытия нашего потенциала. Зависть также лишает нас друзей и союзников и, в более общем смысле, сдерживает, сдерживает и подрывает даже наши самые близкие, самые близкие отношения. В некоторых случаях это может привести к актам саботажа, например, когда ребенок ломает игрушку, которую, как он знает, у него быть не может. Со временем наша боль и горечь могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия, тревога и бессонница; и проблемы с физическим здоровьем, такие как инфекции, сердечно-сосудистые заболевания и рак. Мы буквально поглощены нашей завистью.
Зависть также может вызвать более тонкие защитные реакции, такие как неблагодарность, ирония, презрение, снобизм и нарциссизм, которые все имеют общее использование презрения для минимизации экзистенциальной угрозы, исходящей от преимуществ других. Другой распространенной защитой от зависти является возбуждение ее у тех, кому мы хотели бы завидовать, полагая, что если они завидуют нам, то у нас нет причин завидовать им.
Скрытая зависть также может трансформироваться в обиду, то есть переназначение боли, сопровождающей наше чувство неудачи или неполноценности, на козла отпущения, такого как иммигранты или евреи, которых затем можно обвинять в наших бедах, преследовать и, в конец, принесенный в жертву, как Иисус на кресте. Поиск козлов отпущения — животрепещущий вопрос, который я более подробно обсуждаю в своей книге 9.0005 Прятки: психология самообмана
Обычно люди стараются скрыть свою зависть. Даже в этом случае его можно выдать с помощью косвенных выражений, таких как Schadenfreude , что означает удовольствие от несчастья других. Schadenfreude [по-немецки «вред-радость»] помогает продавать новости, изобилующие историями о падших знаменитостях, опальных политиках и тому подобном. Хотя этот термин современный — впервые засвидетельствован в немецком языке в 1740-х годах — эмоция, которую он обозначает, намного старше. В Риторика , Аристотель называет его epikhairekakia , что имеет тот редкий недостаток, что его еще труднее произнести.
Но как бы мы ни называли это, Книга Притчей прямо предостерегает от этого:
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется: чтобы не увидел это Господь, и это не огорчило бы Его. , и отвратит от него гнев Свой.
Как следует из этимологии, основная проблема зависти заключается в том, что она не позволяет нам видеть более широкую картину. В его объятиях мы подобны капитану корабля, который ориентируется не по звездам на небосклоне, а по искаженной линзе перевернутого телескопа. Судно мечется туда-сюда и вскоре разбивается о скалы, рифы или шторм. Мешая нам, зависть делает нас еще более завистливыми, открывая порочный круг зависти.
Утверждается, что зависть, обычно под более приемлемой маской возмущения или сострадания, является силой социальных изменений, способствующих демократии и равенству. Политика зависти кончается, конечно, коммунизмом, целью которого является создание общества, свободного от зависти. Но на практике те, кто живет при серпе и молоте, становятся не менее, а более завистливыми, цепляясь за своих соседей даже за малейшие видимые преимущества. Как зависть движет коммунизмом, так и жадность движет капитализмом. Жадность тоже может подпитываться завистью, но, по крайней мере, она стремится, если не всегда успешно, к повышению, а не к понижению, к созиданию, а не к разрушению.
Итак, как сдержать зависть? Когда мы завидуем нашему соседу из-за его сверкающего кабриолета, мы игнорируем или сильно сбрасываем со счетов все усилия и жертвы, затраченные на его приобретение и обслуживание, не говоря уже о рисках и неудобствах, связанных с владением таким автомобилем. По словам Чарльза Буковски, «Никогда не завидуйте мужчине его даме». За всем этим стоит сущий ад». И, конечно же, то же самое можно сказать и о даме и ее мужчине.
В жизни мы богаты не только тем, что у нас есть, но и прежде всего тем, чего у нас нет. Слишком легко забыть, что инвестиционный банкир или менеджер хедж-фонда фактически продал свою душу за свой «успех», и в нем осталось так мало духа, что у него больше нет жизненной возможности пользоваться любыми преимуществами, которые он, возможно, приобрел. Такой выдолбленной шелухе можно не позавидовать, а пожалеть. Чтобы сдерживать зависть, мы должны постоянно переосмысливать, а переосмысление требует перспективы.
А как насчет тех, кто унаследовал богатство без усилий и жертв? В индуистской традиции «удачливые» люди просто наслаждаются плодами своих прошлых кармических действий, включая прошлые кармические действия своих родителей, которые воспитывали и обучали их, а также их бабушек и дедушек, которые воспитывали и обучали их родителей, и так далее.
В некоторых случаях, как в случае с победителем в лотерею, удача почти полностью незаслуженна, что делает нашу зависть еще более опасной. Но природе удачи присуще то, что она со временем уравновешивается, и поэтому нет никакого смысла в том, чтобы все по очереди завидовали всем остальным. В очень долгосрочной перспективе мы, как правило, получаем то, что заслуживаем, а затем, кем бы мы ни были, наша удача заканчивается.
Природа компенсирует свои недостатки: если у нас нет одного, обязательно есть что-то другое, даже если это не то, что рекламируют на щитах. Но пока мы завидуем, мы сосредотачиваемся на том, чего нам не хватает, а не на том, что у нас есть, и в противном случае мы могли бы наслаждаться. Развитие таких качеств, как благодарность и смирение, может помочь нам развить правильную перспективу и защититься от зависти.
В конечном счете, зависть — это вопрос отношения. Когда мы сталкиваемся с кем-то, кто лучше или успешнее нас, мы можем реагировать с безразличием, радостью, восхищением, завистью или подражанием. Зависть — это боль, которую мы чувствуем, потому что у других есть хорошие вещи, которых нет у нас, тогда как подражание — это боль, которую мы чувствуем, потому что нам не хватает хороших вещей, которые есть у других. Это тонкая, но критическая разница. Реагируя завистью, мы не позволяем себе учиться у тех, кто знает или понимает больше, чем мы, и тем самым обрекаем себя на застой. Но, реагируя подражанием, мы можем просить, чтобы нас учили, и, учась, улучшать свою судьбу. В отличие от зависти, которая в лучшем случае бесплодна, а в худшем — обречена на провал, соперничество позволяет нам расти и, взрослея, приобретать преимущества, которые в противном случае спровоцировали бы нашу зависть.
В Риторике Аристотель говорит, что соперничество более всего чувствуют те, кто считает себя достойным определенных благ, которых они еще не имеют, и наиболее остро те, кто обладает благородным или благородным нравом.
Другими словами, реагируем ли мы завистью или эгоизмом, это функция самооценки.
Нил Бертон — автор книги «Рай и ад: психология эмоций» и других книг.
Что ваша зависть говорит о вас
Зависть чаще всего определяется как некоторая степень неудовлетворенности, которую мы испытываем в отношении чужого имущества, преимуществ, достижений, качеств и т. д. Естественно сравнивать себя с другими. Это может развиваться на раннем этапе, когда мы сравниваем себя с братьями и сестрами или другими людьми нашего возраста, независимо от того, обращаем ли мы внимание на то, как с ними обращаются, в том числе на то, что они могут делать или что им дают. Таким образом, такие сравнения могут информировать нас о нашем положении среди других.
Зависть, как и другие чувства, может проявляться с разной интенсивностью. Это можно считать безобидным, например, когда такие сравнения мотивируют нас улучшать свою жизнь. Или, напротив, это может быть разрушительным для нас, а потенциально и для других.
Можно также провести некоторое различие между деструктивной завистью, как постоянной предрасположенностью, и деструктивной завистью, как эпизодической реакцией на формирование социальных сравнений. В одном исследовании сообщается, что эпизодическая зависть может быть более ситуативной и связана с негативными чувствами, такими как тревога, депрессия, гнев и общее негативное настроение (Cohen-Charish, 2009).
Человек в состоянии зависти
Источник: 123рф/Фото/Анна Колдунова
Зависть как движущая сила
Зависть потенциально может быть положительной силой в нашей жизни. Например, мы можем наблюдать за высококлассным домом и думать: «Это, конечно, хороший дом. Я полагаю, что было бы действительно приятно жить там». Такая зависть может подпитывать такие мысли, как «Что я могу сделать, чтобы иметь такой дом?» В этом случае наша зависть побуждает нас к позитивному продвижению.
Это конструктивный и доброкачественный тип зависти. Таким образом, это может просветить и помочь нам в формировании нашей личности и того, как мы хотим жить. Наша зависть может информировать нас не только о том, что мы хотим получить, но также и о ценностях, чертах и поведении, которые соответствуют тому, кто мы есть и кем мы хотим стать.
Деструктивная зависть
Деструктивная зависть, напротив, направлена на сравнение, которое только усиливает наше чувство неполноценности по отношению к человеку, обладающему этой вещью или качествами, которым мы завидуем. Зависть может быть разрушительной силой в нашей жизни. Такое мышление может вызывать гнев разной степени, а также отражать его.
Например, увидев этот красивый дом, мы могли бы отреагировать так: «Как получилось, что они там живут?» Такие мысли, как «Что делает их такими особенными?» или еще хуже: «Они не заслуживают такого дома!» отражают более темный оттенок зависти. Такие мысли могут в конечном итоге разжечь ненависть и даже агрессию к тем, кто владеет таким домом.
Такая зависть злонамеренна и может сопровождаться негодованием, раздражением и пожеланиями несчастья. В конечном итоге это может разжечь ненависть и даже агрессию к тем, кто владеет таким домом. Мы можем подумать: «Они не заслуживают жить в этом доме!» или, что еще хуже, владелец должен потерять его либо из-за финансовых трудностей, либо даже из-за пожара. В отличие от доброкачественной зависти, которая направлена на обладание вещью, чертой характера или поведением, деструктивная зависть фокусируется на человеке.
Такие желания могут проистекать из глубокого чувства «злорадства» или удовольствия видеть страдания тех, кому мы завидуем. Исследования показывают, что иногда это может быть связано, но не обязательно зависеть от нашей неприязни или гнева по отношению к другим и нашего чувства, что они не заслуживают того, что имеют (Van de Ven, Hoogland, et. al., 2015).
Корни деструктивной зависти
Триггером деструктивной зависти является уже существующее хрупкое чувство собственного «я» — эго, которое уязвимо, чтобы чувствовать себя «ниже чем» или неадекватным при сравнении с другими. По сути, сравнение проливает свет и порождает чувство неполноценности по отношению к себе, которое устанавливается задолго до того, как сравнение сделано. Предрасположенность чувствовать себя «ниже, чем» впоследствии провоцирует деструктивные завистливые мысли о других. В конце концов, их имущество, атрибуты или поведение являются ярким напоминанием о глубинном чувстве неадекватности.
Хотя мы можем пытаться подавить или подавить наше чувство неполноценности, эти чувства становятся более осознанными в процессе сравнения. Это переживание ощущения меньшего, чем можно испытать при полном осознании или на более глубоком уровне, при отсутствии сознательного осознания.
Скорее всего, мы будем испытывать зависть к тем, кто больше похож на нас по возрасту, полу, классу, возрасту или образованию. Одно исследование, например, подчеркивает, что молодые люди более завистливы, чем их старшие, и большему количеству вещей (2016). Как будто нас больше заботит наше положение в собственном «племени», чем то, как мы соотносимся с членами другого племени. Будучи учеником девятого класса, мы можем больше заботиться о своем положении среди других девятиклассников, чем о старшекласснике. Будучи миллениалами, мы чаще сравниваем себя с другими миллениалами, чем с бэби-бумерами.
Это также может быть отражено в недавнем исследовании социальных сетей, которое показало, что чем выше частота участия в социальных сетях, тем выше вероятность депрессии (Chan and Jianling, 2018). Проблема в том, что фотографии других изображают определенный момент времени, а не истинную природу того, кто они есть, что они чувствуют и общий контекст фотографируемой ситуации. Таким образом, рассматривая других, мы видим лишь момент их существования. И такой взгляд часто так же нереалистичен, как фотографии знаменитостей и моделей в журналах.
Фотографии двумерные. Они мало что говорят о сложности или внутреннем ландшафте тех, кто изображен на фотографиях. Таким образом, они могут способствовать быстрым суждениям, например: «Они веселятся намного больше, чем я». «У них точно больше друзей, чем у меня» или «Они счастливее и не такие одинокие, как я!» может быть рефлекторной реакцией, когда мы склонны к низкой самооценке.
Мышление, делающее нас склонными к разрушительной зависти, ограничивает нашу способность смотреть дальше деталей снимка. Это подрывает нашу способность подвергать сомнению всю сложность ситуации или то, что на самом деле переживает человек. Таким образом, такое мышление соответствует ограниченному видению, порожденному депрессией.
Деструктивная зависть лишает сил
Деструктивная зависть лишает нас сил, а не придает им силы. Каждый раз, когда мы поддаемся разрушительной зависти, мы лишаем себя свободы воли. Отчасти из-за того, что мы можем подавлять или отрицать такие чувства, мы становимся более уязвимыми для них — чувствительными к их влиянию без нашего полного осознания. Затем мы можем испытывать дискомфорт, напряжение и даже некоторое возбуждение неполноценности, которое мы затем приписываем другим людям.
По сути, тогда мы испытываем чувство стыда за то, что не «соответствуем», а также когда даже признаем зависть. Затем сравнение становится вызовом истории, которую мы сформировали о том, кто мы есть. Тогда гнев или агрессивность могут послужить, как и большая часть гнева, отвлечением и реакцией на наши внутренние страдания. В процессе мы впоследствии упускаем из виду, как справляться со своим чувством того, что мы меньше, чем с кем-то, так и с той работой, которую нам, возможно, придется проделать, чтобы чувствовать себя лучше.
В контексте моей работы с клиентами многие начинают осознавать и признавать зависть, которую они испытывают к другим, которым, возможно, не приходится сталкиваться с теми страданиями, которые испытывают они. «Они не впадают в такую депрессию, как я!» «Я уверен, что они не испытывают того же беспокойства, которое я испытываю по отношению к людям!» и «Я злюсь, что я должен работать, чтобы чувствовать себя лучше, а они этого не делают!» — это всего лишь несколько примеров заявлений, которые они делают по поводу такой зависти.
Только когда они решают отпустить разрушительную зависть — и гнев, который ее сопровождает, — они становятся более способными вносить изменения, к которым стремятся при консультировании. Они осознают, что решают сделать выбор.
Выбор
Выбор осуществляется, когда мы осознаем наличие разрушительной зависти и решаем преобразовать ее в благотворную или мотивирующую зависть. Конструктивный выбор делается, когда мы решаем культивировать эту более конструктивную перспективу.
Частично это может включать скорбь и скорбь. Это требует смириться с тем, что что бы мы ни делали, всегда найдутся другие, кто умнее, выше, богаче, привлекательнее, увереннее в себе и даже имеют больше «игрушек», чем мы. И, как я подчеркиваю в отношении своих клиентов, другим может быть проще, потому что они выросли более уверенно, чтобы иметь дело со сравнениями, которые они формируют. Это реальность, о которой мы все должны договариваться в разное время в нашей жизни. И это часть развития устойчивости, которая позволяет нам сталкиваться с трудностями и процветать в нашей жизни.
На минутку представьте, что вы стоите в ряду людей, чей порядок ранжируется по определенному признаку, например, росту, весу, внешнему виду, богатству, интеллекту и т. д. Независимо от того, какой признак вы определите, всегда найдутся другие, которые кажутся лучше перед вами, и хуже позади вас. Вы можете обнаружить, что вам нужно смотреть на тех, кто позади вас, чтобы повысить свою самооценку и смягчить чувство «меньше». Или вы можете обнаружить, что часто смотрите вперед.
Чрезмерное сосредоточение внимания на тех, кто находится перед вами или позади вас, сделает ваше счастье неуловимым. Это происходит, когда вам приходится полагаться на чувство превосходства над теми, кто позади вас, чтобы чувствовать себя лучше. Точно так же, если вы склонны к деструктивной зависти, взгляд вперед может лишь напомнить вам о вашем сниженном самоощущении.
Это сильно отличается от взгляда на других впереди вас, которые могут сообщить вам о действиях, которые вы хотите предпринять, о ценностях, которые вы хотите принять. Это точно так же отличается от ожидания наставников, людей, которые могут помочь вам достичь ваших целей, поддержать ваши ценности и подстегнуть вашу мотивацию к успеху.
Вот несколько советов, которые помогут вам избавиться от разрушительной зависти:
- Будьте внимательны, чтобы распознать, когда вы сравниваете себя с другими.
- Будьте внимательны, чтобы распознать, когда ваше сравнение вызывает благотворную или мотивационную зависть или деструктивную зависть.
- Признайте, что ваша зависть говорит вам больше о том, как вы относитесь к себе, чем о другом человеке или его чертах, достижениях, имуществе или поведении.
- Помните, что подлинную, позитивную самооценку — это то, что только вы можете взрастить в себе — работая над собой.
- Помните, что настоящая самооценка основана на сравнении себя с собой .
- Помните, что положительная самооценка строится на вашей оценке себя, в том числе на улучшении ваших навыков, общей устойчивости к жизненным трудностям и проявлении сострадания к себе.
- Занимайтесь практикой осознанности, чтобы расширить свое осознание, чтобы сделать этот выбор. Было обнаружено, что они помогают трансформировать разрушительные реакции в более благоприятные (Dong, Yanhui, et. al., 2019).)
- Позвольте себе оплакивать и скорбеть о том, что у вас, возможно, не было тех преимуществ, которые могут быть у других.