Жан жак руссо философия: Философские взгляды Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо, человек чувствительный. | PSYCHOLOGIES

Недавно я перечитывал «Исповедь» Руссо и, закрыв книгу, задумался: можно ли назвать «учителем жизни» того, кто так плохо справлялся с обустройством своей собственной жизни? Этот уроженец Женевы оставил карьеру ремесленника, которая могла бы принести ему благоденствие, и посвятил себя сочинительству, которое так и не сделало его счастливым. Он бросил своих пятерых детей. Был робким, обидчивым, часто стыдился самого себя, постоянно боялся кому-то не понравиться и совершенно не умел, как мы бы сейчас выразились, «себя поставить». Его эмоциональная зрелость так и осталась под большим вопросом: жену он называл «тетушкой», а любовницу – «мамочкой». Не паханое поле для психоаналитика! В довершение всего в 45 лет его подозрительность и уязвимость обернулись манией преследования. На протяжении двадцати лет он считал себя жертвой заговора собственных друзей.

Учиться жизни у Руссо? Может, лучше пожалеть его? И все же… Его слабости и ошибки были обратной стороной чувствительности – черты характера, которая в нем была развита до предела. Чувствительные люди в наше время могут казаться нелепыми, манерными, наивными и даже глуповатыми, а между тем, настоящая чувствительность – редкое и драгоценное качество. Она – необходимое условие совестливости и восприимчивости, непосредственности и умения сопереживать. Согласимся, этому стоит поучиться.

Его даты

  • 28 июня 1712: родился в Женеве. Мать умерла через 10 дней. Его воспитывали отец и тетушка, потом дядя.
  • 1724-1725: в обучении у нотариуса, затем у гравера.
  • 1728: первая встреча с госпожой де Варанс; работает ее секретарем. Она становится для него матерью, другом и любовницей.
  • 1742: учит музыке и копирует ноты; знакомится с Дидро и энциклопедистами.
  • 1745: сходится с неграмотной белошвейкой Терезой Левассер; она родила ему пятерых детей. Всех их поместили в приют.
  • 1750: пишет «Рассуждение о науках и искусствах», которое выиграло конкурс эссе, объявленный Дижонской академией наук.
  • 1756: начинает работать над «Новой Элоизой».
  • 1757: начало размолвки с Дидро и его друзьями.
  • 1762: напечатаны «Общественный договор» и «Эмиль».
  • 1766: начинает писать «Исповедь».
  • 2 июля 1778: умирает в Эрменонвилле.
  • 1794: останки Руссо перенесены в парижский Пантеон.

Быть – значит чувствовать

Именно чувства позволяют испытывать настоящую радость от собственного существования. Родившийся в век рационализма, Жан-Жак был счастлив только тогда, когда что-то заставляло его волноваться, содрогаться от ужаса или восторга, воспламеняться или приходить в ярость. Сильные чувства давали ему ощущение резонанса с самим собой, и он неоднократно признавался, что «упивается» ими. За этими переживаниями стоит не только культ своего «Я»; это еще и определенный способ бытия в мире, делающий человека доступным для иного.

Слияние сердец

Для Руссо с его романтическим переживанием мира «жить – значит любить». Другие люди часто вызывают у него умиление, он ищет близости с ними. «Любовь и дружба – вот два кумира моего сердца». Отсюда и его неприязнь к конфликтам и спорам: «Я не могу ненавидеть».

Естественное воспитание

«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖИЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ЛЕТ, А ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧУВСТВОВАЛ ЖИЗНЬ».

Врожденная, природная доброта наиболее отчетливо присутствует у ребенка, и уже поэтому ребенок ближе всего к идеалу Руссо. Кроме того, «у ребенка свое, особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Задача воспитателя – оградить детей от влияния неверно устроенного общества и вырастить в уединении гармоничную личность, а для этого сначала воспитывать чувства, а уж потом разум.

Потребность верить

Протестант, затем католик, затем снова протестант-кальвинист, Руссо отличался известной антиклерикальностью и уж никак не был любителем теологических споров, но чувствовал глубокую потребность верить. «Внутреннее чувство» убеждает нас в существовании Бога, и для «сердечной веры» в него не требуется ничего, кроме искренности и умения молиться, не повторяя готовые формулы, а созерцая природу, непосредственно говорящую нам о Создателе. Личная, теплая, толерантная религия, в основе которой – восхищение миром.

Вкус к простым вещам

Руссо сторонится пышности, суеты, салонов и светских бесед, а к деньгам относится свысока: «Ни одна из моих главных склонностей не имеет отношения к вещам, которые можно купить». Что же он любит? Спокойную скромную жизнь, деревню, простую пищу, музыку, пение, чтение книг, прогулки, одиночество. Предпочтения, манящие многих из нас в XXI веке с его суетой и скоростями, манией эффективности и сверхпотреблением, оторванностью от природы…

Об этом

Книги Жан-Жака Руссо

  • «Юлия, или Новая Элоиза», Художественная литература, 1968.
  • «Педагогические сочинения», Педагогика, 1981.
  • «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве», АСТ, 2004.

Текст:Александр ГореловИсточник фотографий:Инга Аксенова

Новое на сайте

Первое свидание: кто платит в ресторане — мнения мужчин и женщин

Еда добряков: что добавить в рацион, чтобы прослыть хорошим человеком

Любовная переписка втайне от партнера: 6 возможных причин

Уйти нельзя простить: что делать, когда узнаешь об измене партнера

«Не могу поверить в смерть мужа, до сих пор говорю с ним, как с живым»

«Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог

Арт-квартал «Патефонка» в Коломне: куда пойти, что посмотреть и чем заняться

Томат, авокадо и гранат: 13 антивозрастных продуктов — включите в рацион

Жан-Жак Руссо философия

Жан-Жак Руссо один из представителей философов эпоху Просвещения. Родился Жан-Жак Руссо 28 июня 1712 года в Эрменонвиле, в городе близ Парижа. Свои взгляды Жан-Жак изложил в таких трудах, как «Эмиль», «Новая Элоиза» и «Общественный договор». В политической сфере Руссо затронул весьма непростую тему неравенства и пытался рассмотреть ее причины. Также он создал классификацию социального неравенства, разделив его на виды. Человек, по мнению Руссо, природное существо. Из-за того, что возникли определенные материальные ценности, которые распределились неравно между людьми, кому-то досталось больше, а кому-то вообще ничего. Чтобы как-то решить этот социальный конфликт, Руссо вместе с группой Энциклопедистов, создает понятие общественного договора, которое включает в себя такой пункт, как государство. Чтобы разрушить социальное неравенство, человек заключает договор с государством, посредством передавания в ее руки или возлагания на нее определенной ответственности, как на контролирующий орган, который должен решать какие-то вопросы.

Закон должен стать выражением воли народа. Таким образом, народ получает суверенитет, а значит остается на правах руководящего государством, а представители государства, которые должны быть более осознаны и подкованы, которые будут разбираться в том, что делают, должны всего лишь выражать волю народа. Но правящее меньшинство, или элита, узурпировала власть, тем самым всё более отдаляясь от народа, от его потребностей, мнений и взглядов, совершенно забыв, чего он хочет и в чем нуждается. Они начали наживаться на народе, который сам возложил власть в их руки, доверился им. Благодаря закону теперь стало возможно добиться теоретического, возможного равенства. То есть, равенство в распределении имущество стало только относительным.

Но идеи Руссо все-таки повлияли на создание определенных органов общественного управления, которые могут в какой-то мере провозглашать волю народа, например, референдум, где каждый может выступить и каким-то образом быть причастным к политическому обсуждению. Также появились такие институты общественного волеизъявление, как народная законодательная инициатива, такие требования, как сокращение срока депутатских полномочий, а, значит, власть немного урезают в ее возможностях, что уже является хорошо. Кроме того, новые политические требования, такие как, обязательный мандат для депутата, отзыв о проведенной работе, рапорт, депутатов избирателям.

Между с тем, как развивается и возникает собственность, развивается дальше неравенство, а, как следствие, нарастающая деградация и дискриминация. Человек никак не развивается в веке рационализма, а значит, ему нужно вспомнить, что идеальной природой человека считалась природа до возникновения крупных общин, то есть, когда человек был в свободном естественном состоянии, словно дикарь, который принадлежит сам себе, который чувствует полноту мира и жизни, который владеет всем миром, сам себе добывает еду, живет ради себя, а значит, ни от кого не зависит. Вот что, по мнению Жан-Жака Руссо, может быть идеальным для человека и к чему, по его мнению, опять-таки, человек должен стремит.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница недоступна

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Кливленд

11 малоизвестных, в основном современных картин, которые вы должны найти, когда в следующий раз будете в Лондоне

11 известных киномонстров

Жан-Жак Руссо | Encyclopedia.com

1712-1778

Философ

Источники

Ранние годы

Жан-Жак Руссо родился в Женеве, где прошло его трудное детство. Его мать умерла, когда он был маленьким, а отец пренебрегал им. Когда ему было шестнадцать лет, он покинул Женеву. Путешествуя по северной Италии и на время вернувшись в Швейцарию, он поселился в Париже в начале 1740-х годов. В Париже он познакомился со многими другими французскими философами, в частности с Дени Дидро (1713–1784), редактором знаменитого Энциклопедический. Ранним интересом Руссо была музыка, но к концу 1750-х годов он обратился к философии и политике после победы на конкурсе эссе, организованном Дижонской академией. В 1758 году он уехал из Парижа в сельскую жизнь в загородном имении друга недалеко от Монморанси.

Письма. В 1750-х и 1760-х годах Руссо выпустил свои самые известные книги, в том числе его Lettre à d’Alembert (Письмо д’Аламберу, 1758 г.),

Julie: ou, la nouvelle Heloise (Жюли, или Новая Элоиза, 1761 г.), Du Contrat social (Об общественном договоре, 1762 г.) и Эмиль (1762 г.). Критика религии и правительства, Об общественном договоре и Эмиль разозлил французскую монархию, и Руссо был сослан. Он отправился в Швейцарию, где его книги также оскорбили власти, отдавшие приказ о его аресте. Бежав в Англию, он оставался там до 1767 г., когда вернулся во Францию ​​и жил под защитой влиятельных друзей до своей смерти в 1778 г.

Брак. У Руссо был ряд связей с женщинами из разных социальных слоев, которые были намного моложе или старше его, и он не женился до 1768 года, когда он женился на Терезе ле Вассер, служанке, с которой он начал отношения в 1745 году. К тому времени, когда они поженились, у них уже было пятеро детей. Руссо пренебрегал всеми своими отпрысками, бросая их в разные приюты.

«Благородный дикарь». 90–140 Многие философы времен Руссо рассматривали интеллектуальные вопросы о семье и ее членах: на что была похожа семья в «естественном состоянии», в состоянии существования до появления цивилизации? Как вели себя матери и отцы? Как воспитывали детей? Глубоко критически относясь к своему обществу, Руссо считал, что социальное и политическое неравенство развращает людей, заявляя в Об общественном договоре: «человек рождается свободным, но везде в цепях». Руссо утверждал, что человеческое правительство — это договор между людьми, управляющими государством, и теми, кто им управляется. Люди заключают контракт, потому что жизнь без правительства была бы слишком трудной, и они ожидают, что правительство будет уважать их личные права, обеспечивая при этом безопасность и счастье.

О детстве К девятнадцатому веку философия образования Руссо оказала огромное влияние на взгляды грамотных европейцев на детство и на место ребенка в семье среднего класса. В своем романе о воспитании Emile (1762), Руссо подверг критике взгляд своего общества на детей как на маленьких взрослых, а не на детство как на отдельный этап жизни, в котором потребности и увлечения детей отличаются от потребностей и увлечений взрослых. «Мы ничего не знаем о детстве, — писал он. «Самые мудрые писатели посвящают себя тому, что должен знать мужчина, не спрашивая, чему способен научиться ребенок». На Руссо глубокое влияние оказал британский философ Джон Локк (1632–1704), который утверждал, что умы новорожденных детей подобны чистым доскам, и они узнают все, включая мораль и представления о добре и зле, посредством чувственного опыта. Поскольку ребенок рождается от природы добрым и всему учится на чувственном опыте, Руссо считал, что матери должны играть активную роль в воспитании своих детей от рождения до пяти лет и не должны отдавать их кормилицам. По его мнению, после того, как ребенку исполнится пять лет, вместо родителей должен взять на себя репетитор. В

Эмиль, Руссо представлен наставником вымышленного мальчика-сироты Эмиля. Учитель и ученик живут уединенно. Эмилю не разрешается выходить в общество, потому что общество, а также друзья, книги и религия развратят его. Когда Эмилю исполняется двенадцать, наставник учит его рассудку, логике и ремеслу краснодеревщика-ремесленника, чтобы он мог зарабатывать на жизнь. В пятнадцать он уже достаточно взрослый, чтобы изучать историю и начинать социальные отношения. Его знакомят с религией, когда ему исполняется восемнадцать, и, наконец, ему разрешают войти в общество, когда ему двадцать.

Софи и Эмиль В романе Руссо Софи, будущая партнерша Эмиля, тоже воспитывается в деревне.

Она идеальная пара для Эмиля, потому что она из зажиточной, но неприхотливой сельской семьи. Она умна, но не слишком умна для Эмиля, и ее навыки заключаются в домашних обязанностях, для которых, по мнению Руссо, женщины подходят от природы: шитье, готовка и ведение домашнего хозяйства. Руссо считал, что женщины ошибочно доминируют над человеческой жизнью, и критиковал женщин в своем обществе за их «ложную скромность» и «неестественный» контроль над мужчинами. Он писал, что естественной сферой влияния женщины является дом, а мужчиной — правительство. Таким образом, единственная роль Софи в романе — подчиняться Эмилю и угождать ему. Эмиль — прекрасный пример того, как либеральные во многих отношениях философы эпохи Просвещения часто были консервативны в своих взглядах на отношения между мужчинами и женщинами. В то время как мыслители эпохи Просвещения критиковали многие другие аспекты европейской культуры и общества, они были склонны считать гендерные отношения своего времени естественными и неизменными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *