177 – Жан-Жак Руссо – краткая биография
на нашем сайте вы можете прочесть и ПОДРОБНУЮ биографию Жана-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо (1712-1778) был родом из Женевы и происходил из семьи бедного часовщика. Он не получил правильного образования, и жизнь его с ранней юности была жизнью скитальца и бедняка. Отличаясь до болезненности развитым самолюбием, а также ненормальною подозрительностью и мелочностью в сношениях с людьми, он искал уединения на лоне природы, придав своей любви к последней характер чувствительности, а к своему стремлению к естественности и простоте – значение очень важной добродетели. Его литературный талант был прямо замечательный, и он умел затрагивать в душе читателей такие струны, которые были недоступны самому Вольтеру. Руссо действовал именно не столько на мысль, сколько на чувство, на настроение и высказывал об общественных порядках мысли, гораздо более смелые, нежели Вольтер и Монтескье.
Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур
Вообще у Руссо не было их веры в разум и в просвещение, и он даже вооружился против просветителей, в обществе которых чувствовал себя как бы человеком совсем другого мира. Первое сочинение, доставившее известность Руссо, было написано на тему одного литературного общества («дижонской академии»): «Способствовало ли восстановление наук и искусств исправлению нравов?» (1749). Руссо ответил на этот вопрос в том смысле, что наука и искусства только портят людей и даже сами являются лишь следствиями разных пороков. В другом сочинении – «О происхождении неравенства между людьми» он в привлекательных красках изобразил «естественное состояние» людей и первобытную простоту дикарей и высказал мысль, что сознательное существование есть состояние противоестественное, и что человек рассуждающий есть извращенное животное. В этом же трактате он подверг резкому осуждению весь общественный строй цивилизованных народов с его имущественным и сословным неравенством и разными видами несвободы.
Руссо особенно стремился к созданию идеала «естественного человека». Посвященный этому вопросу роман его «Эмиль или о воспитании» оказал громадное влияние на развитие педагогических идей. Главная мысль этой книги была та, что нужно прежде всего доверять хорошим инстинктам человеческой природы, не стеснять проявления врожденных способностей и склонностей воспитанника, не учить лишнему и больше развивать характер, чем ум. Придавая важное значение вообще чувству, Руссо хотел, чтобы воспитание было нравственно-религиозным, но тоже в духе деизма; нравственную сторону Евангелия он ставил очень высоко.
Но особенно большое влияние оказал Руссо на историческую жизнь своим политическим учением, изложенным в «Общественном договоре» (1762). Исходным пунктом является здесь, как у Гоббса и Локка, естественное состояние, из которого люди выходят посредством договора между собою. Локк находил нужным, чтобы человек при этом не терял личной своей свободы, но Руссо пошел по стопам Гоббса, требовавшего поглощения гражданина государством; в этом отношении Руссо резко отличался и от Монтескье. Но у Гоббса люди отказываются от своей воли в пользу правительства, тогда как у Руссо – в пользу всего народа, который и сохраняет непосредственно за собою всю верховную власть, поручая правительству лишь приведение в исполнение предписаний общей воли народа. Каждый отдельный человек, теряя личную свободу, делается у него частью самодержавного народа, и, в противность Монтескье, Руссо не допускает ничего, что могло бы ограничивать эту власть: народ сам должен у него законодательствовать, а не через выборных представителей, и никакого разделения властей не должно быть. Самодержавный народ у Руссо устанавливает даже гражданскую религию (тоже деистическую), изгоняя тех, которые не желают ей подчиниться, и прямо казня смертью всякого, кто ведет себя несогласно с её требованиями. Главная цель Руссо – равенство граждан во власти, хотя у него оно и делалось, в сущности, равенством в полной несвободе отдельного гражданина перед самодержавным народом.
Жан-Жак Руссо
Ж. Ж. Руссо.
Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы «просвещенной жизни» и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.
Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.
Мировоззренческая система Ж. -Ж. Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального, картезианства, сенсуализма — философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений.
Вопрос о самопознании для Руссо столь же философичен, сколь и актуален. Греческую мудрость он пытается соединить с насущными вопросами современности о свободе и равенстве.
Самым важным препятствием для человека является сам человек. Но нынешнее стремление к «объективному» познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя.
В отличие от Декарта Руссо освобождает чувствование от интеллектуальных привнесений, чтобы сосредоточиться на нем же самом, чтобы «чувствовать чувство». Но, если Декарт обращает мысль на самое себя, для того, чтобы достичь чистоты и ясности интеллектуального познания, то Руссо отрешает чувство от всякой внешней предметности и ориентирует внутрь для достижения морального самопознания.
У Руссо точкой отправления является чувственное самопознание, как основа самопознания рационального. Руссо выводит достоверность существования человека не из мысленного акта, как у Декарта: «Мыслю, следовательно существую», а из чувственного; но в обоих случаях акты рефлективны: там — самомышление, здесь — самочувствование, ощущение себя, своего собственного существования: «Существовать для нас значит чувствовать; наша чувственность бесспорно предшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей» (Эмиль, или о воспитании). Признавая первым чувством человека «ощущения его бытия», Руссо развивает картезианский принцип не в интеллектуальной сфере, однако, и не в противоречии с разумом, т.е. не выступает как антиинтеллектуалист: «..мое правило больше полагаться на чувство, чем на разум». Но все же специфическое отличие Руссо от многих других просветителей — это не столь поворот к сенсуализму, который не редкость в их среде, сколько обращение к картезианской основе, как рационализма, так и сенсуализма и развитие из нее чувственной рефлексии.
Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности. Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку): «… из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных» (Руссо Ж. -Ж., Трактаты).
Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил стремление к самосохранению в самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгий исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей: любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расширяется до сострадания к несчастью других и часто переходит в это второе чувство.
По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующих наклонностей. Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам в их спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные по своей сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому, что эти чувства под неусыпным контролем и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместо того, чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.
В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей.
Руссо определенно встает на точку зрения монизма (все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа): в объяснении противоположностей оба состояния должны быть выведены из одной и той же общей природы человека; поскольку же они даны последовательно во времени, то следует найти переход от одного к другому.
Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый «объект», и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение: «быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями». Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не приходит извне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри.
Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе, и согласно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что в самой человеческой природе уже произошел перелом. Неравенство людей — продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу, «подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изменить природу».
Для Руссо очевидно, что современный человек находится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существовании он не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство между людьми.
Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство — его причиной является частная собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. С точки зрения Руссо, существовавшее до сих пор политическое устройство не отвечало требованию правосообразности, оно основывалось не на договоре свободных и равных, а на насилии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших законодателей, оставалось несовершенным, — оно было плохим с самого начала.
Формирование ассоциации, называемой общественным договором, предполагает свободное вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. Общность интересов — это, согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя — свою личность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в отдельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появляется некоторое общее Я, получающее посредством акта объединения свое единство, свою жизнь и волю.
Для Руссо субстратом общей воли является народ. Народ решает вопрос о полезности законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом никто из просветителей, состояла в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того чтобы общая воля стала законом, нет необходимости в единогласии, но необходимо, чтобы все граждане имели возможность подать свои голоса.
Политическая жизнь конституируется у Руссо в обособленную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоятельную сферу. Для человека как политического существа голос частного интереса в общественной жизни должен умолкнуть. Лишь забыв о себе, человек обретает себя, обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположное частному Я.
Принятие общественного договора означает и принятие суровой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным гражданином предполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их.
То, что данные положения не являются утопией, подтверждается опытом Великой французской революции, освободившей политический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившей его как сферу общности, всеобщего народного дела, как нечто, существующее независимо от специфических элементов частной жизни.
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании», дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.
Делясь своим педагогическим опытом, Руссо утверждал, что каждый воспитатель обязан научить своего воспитанника не рассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен дать понять ему, что без труда жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека и «всякий праздный гражданин есть плут». Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для того, чтобы занимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая добро, люди становятся добрыми. «Отнимите у нашего сердца эту любовь к добру, — подчеркивал Руссо, — вы отнимите всю прелесть жизни».
Педагогический успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правил естественного воспитания. Но не только это определяет успех. Система естественного воспитания достаточно эффективна только при правильном и привычном соединении физических и умственных упражнений. «Великий секрет воспитания, — писал Руссо, — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других «.
Религиозные и нравственные воззрения.
В восьмой главе четвертой книги «Общественного договора» Руссо кратко изложил свое отношение к религии. Он был далек от мнения, что религия — «опиум для народа». И все же в этой главе содержатся острые выпады против официальной феодально-клерикальной идеологии.
Во-первых, Руссо резко осуждал христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небесными помыслами».
Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться — светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него неважно, дурно или хорошо идут дела в его отечестве. Ему даже неважно и то, кто и как управляет людьми.
Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе » Исповедание веры савойского викария».
Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий.
Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере — лишь нравственный человек может быть добродетельным.
Еще в своей ранней работе «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» Руссо противопоставляет нравственность науке. Он изображает два различных пути развития человечества: один связан с наукой, на достижениях которой вырастает промышленность и работает прогресс — все это характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию. Другой путь — это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда непреходящим богатством для человека остаются «нетленные ценности» чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда на пользу себе и окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях — сохраняется нравственность.
Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: » Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма… Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии, — я не признаю никакой другой «.
Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек от рождения испорчен, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен.
Таким образом, Руссо противопоставлял официальным феодально-клерикальным догматам и атеистическому мировоззрению новую форму » гражданской религии» религию общественного договора.
» Догматы гражданской религии, — писал Руссо, — должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость общественного договора и законов — вот догматы положительные».
Настоящее служение богу — это служение ему в сердце, и хороший священник — служитель добра. Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально творить добро — вот что должно быть смыслом деятельности верующего человека.
К догматам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина.
Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.
Жан-Жак Руссо оставил глубокий след не только в истории философской мысли Франции, но и в истории всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII — начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.
Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и т.п., и, хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа.
Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.
Бог делает все хорошо; человек вмешивается в них, и они становятся злыми. Самый загадочный из всех философов Просвещение 18 века, политическая философ, педагог и эссеист Жан Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. мать умерла при родах. В 1722 году его отец, вовлеченный в драке, оставил его на попечение родственников. Без какого-либо формального образования, кроме собственного чтения Плутарха Жизни и коллекция кальвинистов проповеди, он сначала был нанят нотариусом, который нашел его некомпетентным, а затем гравером, который так с ним обращался плохо, что в 1728 г. он сбежал. Имитация энтузиазма по поводу католицизм, его отправили к мадам де Варанс, которая, разошлась с мужем, обратилась в католицизм и помогал другим новообращенным. Она послала Руссо отправился в Турин для крещения, и там он в конце концов нашел работу у жены лавочника, любовницей которой он стала до возвращения мужа. После коротких периодов, как лакеем и секретарем, он вернулся в Анси и Мадам де Варанс. Он стал ее генеральным фактотумом и любовник, поступил в местную хоровую школу, чтобы закончить образование и приобрел хорошие знания итальянского музыка. О несанкционированном визите в Лион с учителя музыки, он подло бросил последнего во время эпилептический припадок. В конце концов вытеснил его любовницу привязанность к мастеру париков, он отправился в Париж в 1741 году с новая нотная запись, которую Академия наук произносится как «ни полезный, ни оригинальный». С секретарская работа и копирование музыки как средства к существованию, Руссо начал свое общение со служанкой в своем доме. гостинице, Тереза Ле Вассер, которая не была ни ни привлекательным, ни грамотным, и кем, как он хвастался, он пятеро детей. Несмотря на его хваленую чувствительность и уважение к общей невинности детей, Руссо отправил всех пятерых детей в воспитательный дом. Руссо сочинил оперу Музы galantes , что привело к переписке с Вольтером и в итоге знакомство с Денисом Дидро (1713-1784) и энциклопедистов . Посетив Дидро в тюрьме, он обнаружил в периодическое издание приз конкурса сочинений академии Дижона о том, улучшились ли искусства и науки или развратил нравы человечества. Это он выиграл своим эссе Беседа об искусствах и науках в 1750 г. утверждая, что они этого не сделали, совратив человека от его естественное и благородное состояние, уменьшая его свободу. В 1754 году он написал Рассуждение о Происхождение и основы неравенства , которые вновь подчеркивал естественную доброту человека и развращающие влияния институционализированной жизни. Он вернулся в Женеву и к кальвинизму, где начал свою эпистолярный роман, La Nouvelle Héloise (1761). В Lettre sur les spectacles (1758 г.) он утверждал против создания театра в Женеве на пуританские основания. Вернувшись в Париж, исправившийся человек, изо всех сил старается соответствовать своему вновь обретенному природному поместье, он принял коттедж для себя, Терезы и ее мать в Монморанси от поклонника, мадам д’Апине, но поссорившись с ней из-за сестры, он основана в 1757 году в Люксембурге. Год 1762 увидел его шедевр, Общественный договор , который пытался решить проблему сформулировано его вводным предложением: «Человек рождается свободным; и везде он в цепях», постулируя общественный договор, по которому гражданин отказывается от своего права и владения на «общую волю» которые, таким образом, не разделены сектантскими и частными интересами, обязательно должны стремиться к беспристрастному благу. Таким образом, если мужчина действует против «общей воли», он должен в Фраза Руссо «будь вынужден быть свободным». С лозунг «Свобода, равенство, братство». стала библией французских революционеров. политическая философия Общественный договор был которыми восхищался Кант, и Гегель включил их в свою Философия Права , которая помогла родить современные теории тоталитарного государства. Великий труд Руссо о воспитании, �mile , была опубликована в 1762 г. Взгляды Руссо на монархия и правительственные учреждения возмутили властители и его идеи о естественной религии, неортодоксальным как для католиков, так и для протестантов, заставили его бежать в Митье в Невшателе под защитой Фридрих Великий. Там Руссо изучал ботанику и в конце концов принял приглашение Дэвида Хьюма поселиться в Англия, Вутен-холл близ Эшборна (1766-67), где он написал большую часть своих автобиографических Признания (1781 г.). Мания преследования и гиперчувствительность испортили его отношения с английскими друзьями и жестоким розыгрыш Горация Уолпола, опубликовавшего поддельный письмо убедило Руссо, что британское правительство, через Юма искали его жизни. Он бежал, несправедливо обвиняя Юма, и укрылся у маркиза де Мирабо и принц де Конти. В 1770 году он вернулся в Пэрис, зарабатывая на жизнь переписчиком, написал полубезумные диалоги, оправдывая перед собой свое прошлое действия, Руссо, судья де Жан Жак , а затем спокойный и самый здравомыслящий, R�veries (1782 г. ), составленный как продолжение Признаний . В поисках убежища в больнице, Руссо в конце концов умер безумным в коттедже в Эрменонвилле, июль. 2, 1778, от внезапного приступа тромбоза, который вызвало подозрение в самоубийстве. Он был похоронен там до 1794 г., когда его останки были помещены вместе с прахом Вольтера в Пантон в Париже. Мощное влияние Руссо на Европейское романтическое движение и после него было связано с его видение возрожденной человеческой природы. В отличие от утопического мыслителям он, казалось, обещал преображение повседневное существование, а не погоня за довольно безнадежным химера. Его философия обнаружила поразительную, хотя часто неуловимый, сочетание идеалистических и реалистических элементов что постоянно, казалось, открывало возможность лучший мир. Этот оптимистичный взгляд был передан благодаря особенно красноречивому и убедительному стилю, богатым эмоциональным и музыкальным подтекстом, придающим впечатление глубокой искренности. Руссо великий задача состояла в том, чтобы убедить самых скромных людей, что они никогда не должны стыдиться называть себя людьми существа. [Примечание: в настоящее время очень мало Интернет-сайты, посвященные этому важному 18 веку мыслитель. Это действительно прискорбно, поскольку Жан-Жака, кажется, постигла судьба, мало чем отличающаяся от той, что выпало на его долю во время его собственной бурной карьеры. только текст версия его Признания доступен, а также длинный выбор из его Second Дискурс (HTML). Интернет-энциклопедия философии в Стэнфорде также имеет краткую биографию. вход. См. также Руссо Страница ассоциации.] | Возвращаться на лекцию | | История Путеводитель | | авторское право � 2000 Steven Kreis |
Жан Жак Руссо Биография | Биография онлайн
Жан Жак Руссо (1712-1778) был французским философом швейцарского происхождения. Его самая влиятельная политическая работа была Общественный договор (1762 г.), который продвигал идеал более эгалитарного республиканизма. Его философия оказала прямое влияние на Французскую и Американскую революцию. Руссо был оригинальным мыслителем и бросил вызов ортодоксальным религиозным и политическим взглядам того времени. За его спорную критику установленной религии его работы часто запрещали, и он искал ссылки в разных европейских странах. Он также был музыкантом и любителем природы — благодаря своей свободе духа и мысли он считается влиятельной фигурой европейского Просвещения и предшественником романтизма.
Молодость
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Его мать умерла от лихорадки девять дней спустя.
В то время Женева была кальвинистским городом-государством, управляемым, теоретически, демократическим путем, но на практике управляемым небольшим числом богатых семей. Выросший в Женеве, Руссо должен был столкнуться с противоречиями между различными идеями относительно модели города-государства. Он часто благосклонно отзывался о Женеве как об образце идеального государства.
Его отец был часовщиком, но когда Руссо было десять лет, его отец был вынужден покинуть город, оставив Руссо и его брата у родственников. Руссо получил элементарное образование, прежде чем стать учеником нотариуса и гравера.
Однако его ученичество было неудачным, и, обнаружив, что ворота Женевы закрыты после комендантского часа, он покинул город и отправился в близлежащую Савойю.
Обращение в католицизм
После отъезда из Женевы Руссо попал под руководство Франсуазы-Луизы де Варанс, 29 лет, католической дворянки протестантского происхождения.
Де Варенс была грозным персонажем — она обманом лишил своего мужа денег, чтобы стать евангелистом за обращение молодых протестантов в католицизм. У нее был общительный характер — большая артистка, любительница музыки, литературы и расточительная транжира. На какое-то время Де Варанс и Руссо также стали любовниками.
При поддержке Де Варенса Руссо стал хорошо разбираться в философии, музыке, математике и других предметах.
В 1739 году Руссо получил наследство и переехал в Лион, а в 1742 году переехал в Париж.
В 1745 году он встретил Терезу Левассер, прачку. Она стала его любовницей, другом, а затем и женой. Руссо сказал, что у них было пятеро детей, но все они были оставлены в приюте, о чем он позже признался, что сожалел.
В Париже
В Париже он тесно сотрудничал с Дени Дидро, и они оба стали ведущими интеллектуалами того времени. Они издавали влиятельный журнал Encyclopaedia . Их сочинения были радикальными и антиклерикальными. Произведения Руссо отличались сильным и увлекательным стилем.
Руссо также был превосходным музыкантом; он попытался продать новую систему нумерованной нотной записи Академии наук. Его система была отвергнута, хотя ему была предложена похвала за его мастерство в предмете. Руссо также был композитором, и его произведения были тепло встречены королем Людовиком XV.
Руссо, вероятно, мог бы устроиться придворным композитором короля, но он все больше ощущал скудость мирской жизни. В частности, его привлекало осознание того, как мирские достижения и богатство могут легко испортить лучшую природу человека. Частично это могло быть связано с его кальвинистским воспитанием, а также с видимыми свидетельствами резкого неравенства в современном французском обществе.
Его друг Дидро был заключен в тюрьму за свои антиклерикальные сочинения, и это еще больше побудило его задуматься над философскими вопросами. Когда он шел навестить своего друга в тюрьме, он позже записал внезапную просветляющую мысль:
«что человек по своей природе хорош, и что только из-за этих институтов люди становятся злыми»
В 1750 году он опубликовал Рассуждение о науках и искусствах . Это было эссе о том, как цивилизация может иметь разрушительное влияние на людей. Он получил первую премию Дижонской академии и принес ему растущую известность как влиятельному философу.
Идея о том, что общество свернуло не туда, не нова; возможно, его самая радикальная идея заключалась в том, что человек по своей сути хорош. Эта идея врожденной доброты человека была отвергнута католицизмом и особенно кальвинизмом, который подчеркивал греховную природу человека.
Музыка
В 1750-х годах в Париж приехала итальянская оперная труппа. Уникальный итальянский стиль контрастировал с устоявшейся французской оперой. Французская опера была более классической по форме, подчеркивая важность гармонии и соблюдения традиционных правил. Итальянская опера нарушила эти формальные правила, поставив мелодию и преобладание музыкального духа выше классических ожиданий.
Руссо восхищался итальянской оперой и стал ее величайшим выразителем во время острых споров с французскими музыкальными традиционалистами. Для Руссо его защита итальянской оперы возникла из музыкального вкуса, но также и из философского предпочтения художественного выражения правилам. Это можно рассматривать как основную черту позднего романтического периода, в котором художественный дух ставился выше классических традиций. Руссо написал одну оперу Le Devin du village – был встречен с одобрением. Позже Моцарт основал на нем текст своей оперетты « Bastien und Bastienne ». Но Руссо был больше озабочен своей работой морального философа и больше не писал опер.
На этом этапе он начал поссориться со своими бывшими друзьями в Encyclopedista . В то время как товарищи Encyclopedistas в целом были материалистами и атеистами, Руссо все больше привязывался к своей вере в божественность души человека и вселенной.
В 1754 году он вернулся в Женеву, отрекшись от католицизма и вернувшись к своей первоначальной кальвинистской религии. Его приветствовали обратно из-за его литературной славы. Он взял свою возлюбленную Софи д’Удето (французскую дворянку), притворившись, что она его няня.
Важные произведения
В 1761 году Руссо опубликовал романтический роман Жюли, или новая Элоиза . Действие происходит в прекрасных французских Альпах и затрагивает темы греха, искушения и искупления. За романом Руссо хотел исследовать вопросы личной подлинности и важность отказа от ложных социальных норм. Это была издательская сенсация, и она была предложена как самая продаваемая книга восемнадцатого века. К концу века было напечатано более 70 изданий, и Руссо стал знаменитым писателем, получив восторженные отзывы читателей, которые глубоко погрузились в характеры и моральные дилеммы книги.
Общественный договор 1762
«Человек рождается свободным, и везде он в цепях. Те, кто считают себя хозяевами других, на самом деле еще большие рабы, чем они».
Economie Politique (Рассуждения о политической экономии)
Общественный договор был самой важной политической работой Руссо, основанной на его более раннем Рассуждении о неравенстве (1754), он обеспечивает основу для классического республиканизма. Руссо подверг критике общественный договор Гоббса, утверждая, что взгляды Гоббса были предвзяты к потребностям и желаниям богатых. Руссо предложил более эгалитарный общественный договор, в котором все население рассматривалось как свободные и равные члены. Руссо также предположил, что в идеальном общественном договоре люди отказываются от своих естественных прав в обмен на гражданские права, принятые в интересах общества. Для Руссо свобода означала подчинение законам, установленным самим собой в интересах общества.
Эмиль
В 1762 году Руссо опубликовал « Эмиль », или « О воспитании в мае». »
«Все хорошо, как выходит из рук Творца вещей; все вырождается в руках человека».
– Эмиль (1762)
Эмиль – это трактат об идеальном воспитании маленьких детей и о том, как сохранить чистоту и божественность человека от развращающего влияния общества. Четвертая книга содержала множество критических замечаний в адрес формального христианства, предполагая, что идеальная религия была формой «естественной религии». Руссо твердо верил в существование Бога, но его религиозное чувство проистекало из связи с природой, а также с собственной совестью человека — «божественным голосом души в человеке», — он видел в этом большее, чем ментальный рационализм и религиозная догма.
Он также заявил, что все религии одинаково достойны, поскольку они могут способствовать добродетели, если их правильно практиковать. Это вызвало большие споры в религиозном климате того времени, и книга была запрещена в Париже и Женеве. Были выданы ордера на его арест.
В результате Руссо бежал в Швейцарию, но швейцарские власти заявили, что и он здесь нежеланный. Вольтер предложил Руссо приглашение – несмотря на многие разногласия – Вольтер восхищался мужеством Руссо, написавшего антиклерикальные отрывки из Эмиль .
В конце концов, Руссо принял приглашение Фридриха Великого из Пруссии поселиться в Мотьере, Пруссия. Это приглашение произошло, несмотря на прежнюю критику Фридриха Руссо.
Однако через два года местные пасторы начали осуждать Руссо как антихриста за его «богохульство». Местные жители забросали Руссо камнями, и он был вынужден вернуться в Швейцарию на крохотный остров Иль-де-Сен-Пьер, но снова через короткое время власти приказали ему уехать. Нежеланный в Европе, он принял приглашение философа Дэвида Юма переехать в Англию.
После двух лет пребывания в Англии отношения Руссо с Юмом испортились, поскольку в британской прессе начали появляться критические статьи. Столкнувшись с шквалом критики из разных источников, Руссо стал более параноиком и часто опасался, что он подвержен теориям заговора.
В 1767 году он вернулся во Францию под вымышленным именем, несмотря на наличие ордера на его арест. Несмотря на свое вымышленное имя, Руссо был признан и приветствовался многими во французском обществе. Ему предложили поддержку многие дворяне. Он переехал из Лиона в Буржон и на ферму недалеко от Гренобля, прежде чем вернуться в Париж.
В этот период Руссо заинтересовался ботаникой, написав писем об элементах ботаники . Он также начал писать Признаний — свои автобиографические заметки, которые были опровержением многих критических замечаний, циркулирующих в прессе. Они были закончены в 1770 году и содержат большую часть нашей биографической информации о Руссо. Они не публиковались до 1782 года, после смерти Руссо.
В 1776 году Руссо был сбит немецким догом во время прогулки по парижской улице. Он получил сотрясение мозга, после чего его здоровье ухудшилось.
Через два года он скончался от апоплексического удара; он был похоронен на острове Людей. Через шестнадцать лет после его смерти его останки были перенесены в Пантеон и помещены рядом с останками Вольтера.
Влияние Руссо
Французская революция (1789-1799) произошла чуть более чем через десять лет после смерти Руссо. Его эгалитарный республиканизм был руководящим философским идеалом, лежащим в основе идеалов Французской революции. Его идеи об «общей воле» также использовались Робеспьером в качестве предлога для оправдания правления террора и подавления инакомыслия.
Идеи Руссо о республиканстве оказали косвенное влияние на американскую революцию. Томас Джефферсон находился бы под влиянием французских философов Вольтера и Руссо.