Жан жак руссо идеи кратко: философия и его основные идеи

Реферат: Жан Жак Руссо. Идея социального неравенства

Тема: Жан Жак Руссо. Идея социального неравенства

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 15.02K | Скачано: 193 | Добавлен 15.01.13 в 18:26 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет

Год и город: Санкт-Петербург 2011

Оглавление
Аннотация 3
Введение 3
Идея социального неравентсва Ж.Ж.Руссо 4-12
1. Биография Ж.Ж.Руссо 4-5
2. Мировоззрение Ж.Ж.Руссо 5-12
2.1. Религиозная сторона учений Ж.Ж.Руссо
(труд «Исповедании веры свойского викаря») 6
2.2. Идея социального неравенства 6
2.2.1 Естественное неравество 7
2.2.2 Общественное неравенство 7
2.2.3 Различные представления о человеке Руссо и Гобса 7-9
2.2.4 Богатство как способ подчинения ближнего 9-10
2.2.5 Концепция общественного договора 10-11
3. Вывод 12
Список литературы 13

Аннотация

Данная работа освещает основные вехи биографии Жан Жака Руссо, в ней  представлены основные идеи и труды знаменитого философа, в частности, большее внимание уделяется идее социального неравенства. В конце работы сделано обобщение и приведен вывод о вкладе Руссо в становление и развитие социальной мысли.

Введение

Главенствующим направлением XVIII века стал сентиментализм, пришедший на смену  барочному рационализму. Основным источником этого нового направления стало чувство. Именно благодаря этим вновь открывшимся эмоциям появились те характерные сентиментализму черты, которые известны нам из произведений литературы и живописи: повышенная эмоциональность, воспроизведение чувств и страстей человека, как основного предмета изображения, преображение человека по отношению к другим, природе и самому себе. Одним из самых интереснейших и  оригинальных представителей этого направления был и французский мыслитель, реформатор и писатель Жан Жак Руссо.

Идея социального неравенства Жан Жака Руссо

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить:
Это мое!
и нашел людей достаточно простодушных,
 чтобы тому поверить,
 был подлинным основателем гражданского общества

(Ж. Ж.Руссо
 «Рассуждение о происхождении
и основаниях неравенства между людьми»)

1. Биография Ж.Ж.Руссо

Жан Жак Руссо родился  28 июня 1712 родился в  Женеве в семье часовщика.  Рано лишившись матери, он был отдан для обучения граверному ремеслу, но, не испытывая никакого интереса к этому занятию, в 16 лет ушел из Женевы и долго скитался по стране. Он перепробовал множество профессий: был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он так и не получил, однако, большое внимание уделял самообразованию: изучал различные труды философов и ученых, писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы.

В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с великим французским писателем, философом-просветителем и драматургом Дени Дидро и знаменитым французским учёным-энциклопедистом, философом, математиком и механиком, членом Академии наук — Жаном Леро́ном Д‘Аламбером. По приглашению Дидро, Руссо принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, 1751–1780 г. г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. в свет вышла работа Руссо „Рассуждения о науках и искусствах“, которая привлекла к нему наибольшее общественное внимание. В этой работе Руссо пытался доказать, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. «Пышность наряда, — подчеркивает он, — «может свидетельствовать о богатстве человека,…но здоровый и сильный человек узнается по другим признакам, телесная сила скрывается не под златотканой одеждой придворного, а под грубым одеянием землепашца. Не менее чужды нарядности и добродетели, представляющие собою силу и крепость души». За эту работу, позднее, он получил премию Дижонской Академии. Затем вышли его „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“ (1755) и „Юлия, или Новая Элоиза“ (1761), где в форме художественного произведения, он выступил с политическими обличениями социального неравенства.

Его книга „Эмиль, или О воспитании“ (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из–за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, однако на этом политические преследования не закончились.   В это время творчество Руссо претерпевает значительные изменения, он порывает с  просветителями, обостряется его полемика с Вольтером.

С 1766 г. по 1767 г. Руссо ищет прибежища в Англии по приглашению  философа, и одно из крупнейших деятелей шотландского Просвещения Дэвида Юма, но затем снова возвращается во Францию. Остаток жизни с 1770 г. он живет в Париже, где пишет мемуары и ведет достаточно аскетичный образ жизни, зарабатывая на жизнь переписыванием нот, вплоть до своей смерти 2 июля 1778.

2. Мировоззрение Руссо

Если говорить в целом, то мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из–за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает,  прежде всего, чувствовать.

В основе идеи Руссо лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются ее отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум.

2. Религиозная сторона учений Руссо.

Труд «Исповедании веры савойского викария»

Руссо, как сторонник деизма (религиозно-философское направления, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм), утверждал, что человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Существование Бога возможно лишь как факт личного чувственного переживания человека, так как людям  необходимо живое участие сверхъественного в их жизни. Свое религиозное мировоззрение Руссо изложил в труде „Исповедании веры савойского викария“, которое является частью романа „Эмиль…“.

2.2 Идея социального неравенства

Как в первом, так и во втором трактате, который называется «Рассуждение о происхождении и неравенстве между людьми» (1755г.), Руссо говорит о том, что, уход от естественного общества в ходе цивилизации сопровождается все большим развращение нравов. Руссо подчеркивает тот факт, что человеческие отношения бывают добрыми до тех пор, пока они определяются только взаимной симпатией. Но как только становится возможным получение выгоды, как они сразу меняются к худшему. Чем сильнее человек стремится удовлетворить свои безграничные потребностей, тем хуже становятся отношения между людьми.

Также, Руссо стремится объяснить исторические и логические причины возникновения общественного неравенства. По его мнению, между людьми существуют два вида неравенства: естественное и общественное.

2.2.1 Естественное неравенство

Естественное неравенство существует изначально, из-за необходимости человека выживать в природе, у него мало ресурсов и мало потребностей. «Единственные блага, знакомые им в мире, — это пища, самка и отдых; единственные виды зла — боль и голод».

«Его душа, ничем не волнуемая, отдается единственно чувству нынешнего существования, безо всякого представления о будущем…»

Именно предвидеть, думать о будущем, по мнению Руссо, значит выйти из естественного состояния, что предполагается развитием языка. Человеку «для жизни в естественном состоянии требовался лишь инстинкт», но для жизни в обществе нужен и «развитой разум». Таким образом, естественный человек не порочен, но и не добродетелен.

2.2.2. Общественное неравенство

Общественное же неравенство представляет собой серьезную проблему, поскольку даже коренное переустройство общества не может уничтожить неравенство между людьми, то есть, независимо от осуществляемых реформ и революций, социальное неравенство не исчезнет, так как одной смены власти недостаточно. Социальное неравенство будет возникать постоянно, снова и снова,  поскольку человек никогда не перестает сравнивать себя с другими.  Революция может лишь внести изменения в саму суть, содержание неравенства, но никоим образом его не искоренить. В свою очередь прогресс порождает новое неравенство.

2.2.3 Различие представлений о человеке Руссо и Гоббса

Более того, Руссо противопоставляет свое представление о человеке идеям Гоббса, который утверждал, что, не обладая добродетелью, естественный человек по натуре должен быть злым. По мнению же Руссо, естественный человек, напротив, не знает порока, поскольку ему неведомо самолюбие. В цивилизованном же обществе человек самолюбив и не знает чувства жалости:

«Разум порождает самолюбие, а размышление его укрепляет; именно размышление заставляет человека обратить свои мысли на самого себя».

«Философия изолирует человека; именно из-за нее говорит… «Гибни, если хочешь, я в безопасности. Только опасности, угрожающие всему обществу, могут нарушить спокойный сон философа и поднять его с постели. …Дикий человек полностью лишен этого восхитительного таланта; и по недостатку благоразумия и ума он всегда без рассуждений отдается первому порыву человеколюбия».

В тоже время воображение, «которое среди нас творит столько бед, ничего не говорит сердцу дикаря; каждый спокойно ждет внушения природы, отдается ему…и как только удовлетворена потребность, желание угасает все целиком».

Естественным состоянием является состоянием равновесия, где нет ни страсти, ни прогресса, дикий человек «не обладал трудолюбием, не знал речи, не имел жилища, не вел ни с кем войны и … не нуждался в себе подобных, …довольствуясь самим собою, обладал лишь теми чувствами и познаниями, которые соответствовали такому его состоянию; ощущал только действительные свои потребности».

Физические различия по теории Руссо не является определяющим фактором социального различия, в естественном состоянии сила между людьми применяется редко и не может стать основой долговременных отношений: человек может завладеть предметами другого, но заставить его повиноваться нельзя, поскольку все самостоятельны и не нуждаются друг в друге. Впоследствии классической стала такая фраза Руссо: «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: Это мое! и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества». Далее же автор отмечает: «От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибнете, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!»

2.2.4 Богатство как способ подчинение ближних

Руссо понимает, однако, что цивилизацию не остановить. Для удовлетворения своих потребностей люди изобретали новые предметы быта, новые способы добычи пищи, и по мере того, как человек обнаруживал свое превосходство над природой, в нем пробуждалась гордыня. Стремление к благосостоянию привело человека к осознанию пользы от объединения в группы, появились разделение труда и частная собственность. землевладельцы получили право на владение землей. В области морали все эти события привели к развитию памяти, воображения, корыстного честолюбия: «Быть и казаться — это отныне две вещи совершенно различные, и следствием этого различия явились и внушающий почтение блеск, и прикрытая обманом хитрость, и все те пороки, что составляют их свиту». Началось порабощение одного человека другим. Ведь богатство, по мнению Руссо, нужно не для удовлетворения потребностей, а для подчинения ближних.

Право наследования позволило создать состояния. Соперничество богачей привело к войнам. Затем для удержания завоеванного были созданы общественные институты, которые держали их в рабстве, в зависимом состоянии. Гражданское право стало законом жизни всех граждан. В войнах между нациями возникло понятие смерти как долга. Людям стало необходимо избирать себе вождей. «…Народы поставили над собою правителей, чтобы защищать свою свободу, а не для того, чтобы обратить себя в рабов». Но те политики, что говорят о любви к свободе, в действительности приписывают людям естественную склонность к рабству. Даже родительская власть — явление совсем иного порядка, чем власть политическая: «…Отец является повелителем ребенка лишь до тех пор, пока тому необходима его помощь». После этого они становятся равными. Сын обязан лишь уважать отца, а не подчиняться ему.

2.2.5 Концепция общественного договора

Руссо подчеркивает, что без свободы не существует человека. Это его естественное состояние. Здесь происходит образование государства, которое есть, по сути дела, договор между народом и руководителями, которых он для себя избрал. Таким образом, мы можем назвать Руссо — один из теоретиков концепции „общественного договора“, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав государству.

Если граждане принимают на себя обязательство уважать законы, то правители обязуются использовать доверенную им власть только в интересах граждан. Поначалу честные правители соблюдают этот договор. Но уже в скором времени начинаются злоупотребления. Руссо перечисляет различные возможные формы правления, таким образом: когда народ желает иметь в качестве вождя кого-то одного, образуется монархия и т.д. Привыкнув к такой зависимости от монарха, народ уже не помышляет от нее освободиться. Неравенство между правителями и управляемыми порождает новые различия между людьми. Именно на этих индивидуальных слабостях людей строится деспотизм, последняя стадия неравенства. Парадокс деспотизма состоит в том, что при нем все люди становятся равны — все превращаются в рабов. Для дикаря же понятия власти и репутации не имеют смысла.

Отсюда Руссо заключает, что моральное неравенство, оправдываемое действующим правом, противоречит естественному Закону: «…Явно противоречит естественному Закону, каким бы образом мы его ни определяли, чтобы дитя повелевало старцем, глупец руководил человеком мудрым и чтобы горстка людей утопала в излишествах, тогда как голодная масса лишена необходимого».

Великая заслуга указанных трактатов Руссо — создание учения о цене, уплачиваемой обществом за общественный прогресс, а также, формирование положение о том, что наиболее полезным и наименее развитым знанием  является знание о самом человеке. Руссо призывает начать исследование человека до возникновения общества — человека естественного, первобытного.

Вывод

Французский мыслитель, реформатор, писатель, основоположник  теории общественного договора Жан Жак Руссо внес большой вклад в развитие социологической мысли, в частности, уделил большое внимание идее общественного неравенства, выделив естественное и общественное неравенство, охарактеризовав богатство как способ подчинения ближних. Также, он говорил о том, что менее развитым, но наиболее важным является знание о самом человеке и призывал начать исследование человека первобытного.

Список литературы

  1. Алексеев П. История философии. М., 2005.
  2. Грицанов А.А. История философии. М.,2002.
  3. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и неравенстве между людьми. М., 1964.
  4. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. М., 1964.
  5. Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М., 1968.
  6. Философия: Энциклопедический словарь. /Под редакцией А. Ивина. М.,2004. 2004.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Жан Жак Руссо: педагогические идеи

17 Октябрь 2016       admin    

 Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   4800

Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.

Факты биографии и труды

Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.

Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.

В работе «О происхождении неравенства между людьми» он впервые отчетливо вскрыл отрицательную роль частной собственности в развитии человечества. Корень всех зол современного общества лежит, по Руссо, в неравенстве, а оно возникло с появлением частной собственности. Историческое развитие усиливает неравенство между людьми, и народные массы всё больше впадают в нищету, а богачи паразиты и тунеядцы не видят предела своему обогащению.

Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.

В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога

Большая заслуга Руссо перед педагогикой — открытие им «естественных ступеней» в развитии ребенка:

  1. Первая ступень длится, по его мнению, от рождения малыша до того, когда он станет ходить и говорить. В этот период особого внимания требует физическое развитие ребенка. Руссо выступает против обычая богатых семей отдавать новорожденного на попечение кормилицы, няни. Он стыдит матерей, не выполняющих своего священного долга. Ничто не заменит ребенку нежности и заботливости матери. К тому же, меняя материнские радости и огорчения на эгоистические удовольствия, мать подрывает и семейные связи. В воспитании детей и укреплении семьи велика также роль отца. «Тот, кто не способен к исполнению долга отца, не должен им быть». Много тонких замечаний делает Руссо по поводу отношений взрослых к детям. Необходимо отличать их естественные нужды от капризов и прихотей. Детские задатки подобны кустарнику у большой дороги: их легко могут повредить часто проходящие путники. Помощь взрослых допустима, когда она приносит пользу детям. Нельзя потакать детским слабостям и капризам. «Самое верное средство сделать ребенка несчастным — это приучить его ни в чем не знать отказа». Надо больше требовать, чтобы дети по возможности все делали сами, и как можно меньше допускать, чтобы за них делали другие.
  2. Следующая ступень развития ребенка, по Руссо, длится от 2 до 12 лет. В это время главной задачей является развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т. д. «Всё, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, — материалистически утверждает Руссо.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Он протестует против того, чтобы сажать детей с раннего возраста за изучение книг. Периоду систематического обучения человека должно предшествовать время накопления личного опыта путем непосредственных наблюдений. В этом возрасте Руссо предлагает применять метод естественных последствий. Нужно предоставить ребенку возможность самому почувствовать последствия своих неправильных поступков. Если он сломал игрушку или замарал платье — не покупать новые; разбил стекло в своей комнате — не торопиться вставлять другое. Пережив неудобства и испытав неудовольствие, ребенок поймет, как нужно обращаться с вещами.
  3. Руссо ошибочно полагал, будто дети до 12 лет не обладают способностью к отвлеченному мышлению. Умственное развитие он относил к периоду от 12 до 15 лет, который считал временем ранней юности. При этом задачу умственных занятий он видел не в том, чтобы насильственно навязывать детям систему и логику научного знания, а в том, чтобы привить им вкус к занятиям науками и вооружить способами совершенствования знаний. Руссо считал, что и в этот период центральное место в обучении должна занять природа, а не книги и учебники. Эмиль изучает естественные науки, путешествуя по полям, лугам и лесам. Ошибочное противопоставление личного опыта систематическому усвоению основ наук отражало общее отрицательное отношение Руссо к современной ему цивилизации и схоластической науке. Положительной стороной его программы было стремление соединить обучение с трудом. Выразитель интересов простых тружеников, Руссо с огромным уважением относился к труду и резко порицал людей, ведущих паразитический образ жизни.
    «Труд, — писал он, — является неизбежной обязанностью общественного человека. Будь он богат или беден, могуществен или бессилен, всякий праздный гражданин является вором».
  4. Последнюю ступень развития — от 15 до совершеннолетия — Руссо определяет как период полового созревания и нравственного воспитания. Он справедливо отмечает, что юношу сильно волнуют вопросы социального общения и поведения. И воспитателю необходимо возбудить у юноши «доброту, человечность, сострадание и все нежные чувства, которые так дороги человечеству», в то же время уничтожая в зародыше «зависть, ненависть и все жестокие влечения, которые придают чувствительности отрицательный характер». Надо, чтобы юноша не придавал какого-либо значения происхождению, богатству и положению, а почитал и уважал человека как человека. Наряду с развитием «добрых чувств» воспитатель должен помочь своему воспитаннику формировать «добрые суждения» и развивать «добрую волю».

Руссо был одним из немногих педагогов, уделявших серьезное внимание

половому воспитанию. «Для каждого обучения, — подчеркивал он, — есть свое время, которое нужно знать, и свои опасности, которых нужно избегать». В отношении младших детей он советовал руководствоваться таким правилом: «Когда их любопытство по поводу чего-нибудь преждевременно или ни к чему— вы можете спокойно наложить молчание на их уста». Другое дело — законный интерес к вопросам пола со стороны юноши. «Когда он достигнет 16-летнего возраста, не стесняйтесь посвятить его во все эти опасные тайны, которые вы так долго и тщательно скрывали от него». Просвещение юноши на этот счет должно быть точным и серьезным, необходимо раскрыть истинную суть человеческих отношений в этой области.

«Конечно, должна быть поведана строгая правда, я в то же время вы должны дать понять, что это одно из наиболее серьезных и священных в отношениях людей».

Но как бы ни был естествен интерес молодого человека к этой стороне жизни, нельзя допускать, чтобы он поглотил все его помыслы и горячил его воображение. Надо стремиться заполнить его дни серьезными занятиями, большими и полезными увлечениями, практической деятельностью и физической работой. Больше всего следует избегать праздного препровождения времени, беспорядочного чтения, сидячей и изнеженной жизни, компании молодых бездельников».

В юношеском возрасте более чем когда-либо важны искренние и задушевные отношения между воспитателем и воспитанником. Они облегчают переживания воспитанника, когда он хочет поведать своему старшему и опытному другу о возникшем у него чувстве первой юношеской любви. Руссо советует самым серьезным образом отнестись к такому признанию. «Вы должны, — обращается он к воспитателю, — нарисовать в его уме идеал девичества и женственности и помочь ему полюбить так, чтобы сама чистота и поэзия его чувств стала лучшим воспитателем его как мужчины».

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

« Человек рождается свободным, и везде он в цепях »

Жан-Жак Руссо был философом и писателем эпохи Просвещения. Его политические идеи повлияли на Французскую революцию и развитие как либеральной, так и социалистической политической теории.

Руссо практически изобрел современную автобиографию в своих « исповедях » (1770 г.) и поощрял новое внимание к субъективности, которое повлияло на таких разных мыслителей, как Георг Гегель и Зигмунд Фрейд. Его роман « «Новая Элоиза» (1761) был одним из самых продаваемых художественных произведений восемнадцатого века и имел большое значение для развития романтизма. Руссо также внес важный вклад в музыку как теоретик и композитор.

Мужчина

Жан-Жак Руссо родился в Женеве, его мать умерла через девять дней после его рождения, а отец бросил его, когда ему было десять лет, чтобы избежать тюремного заключения за незаконное проникновение(!). Детское образование Руссо сводилось исключительно к чтению 9 Плутарха.0003 Жития и кальвинистские проповеди.

В 1742 году он переехал в Париж, чтобы представить Академии наук новую изобретенную им систему нумерованной нотной записи. Академия отвергла ее как непрактичную и неоригинальную, но версия системы все еще используется в некоторых частях мира. С 1743 по 1744 год он был секретарем французского посла в Венеции. После этого он вернулся в Париж, где подружился и жил с Терезой Левассер, полуграмотной швеей, которая родила ему пятерых детей. Все дети были помещены в приют вскоре после рождения и, скорее всего, вскоре после этого погибли, так как смертность таких детей была очень высокой.

Находясь в Париже, он подружился с Дени Дидро и написал несколько статей для его Энциклопедии, начиная с нескольких статей о музыке. Его самым важным вкладом в Энциклопедию была статья по политической экономии, написанная в 1755 году. В 1761 году он опубликовал успешный романтический роман Julie, ou la nouvelle Héloïse ( The New Heloise ). В 1762 году он опубликовал две большие книги: первую Du Contrat Social, Principes du droit politique (9).0003 Об общественном договоре, Принципах политического права ), а затем Эмиль, или Об образовании в мае. Обе книги критиковали религию и были немедленно запрещены как во Франции, так и в Женеве.

Руссо продолжал писать до самой смерти. Чтобы прокормить себя в это время, он вернулся к копированию музыки. Последние годы Руссо в основном провел в преднамеренном уходе от общественной жизни. Во время утренней прогулки по поместью маркиза де Жирадина в Эрменонвиле (28 миль к северо-востоку от Парижа) Руссо перенес кровотечение и умер 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет.0005

Его философия

«человек рождается свободным, и везде он в цепях» «Общественный договор» (1762) легитимный политический заказ. Опубликованная в 1762 году, она стала одной из самых влиятельных работ по политической философии в западной традиции.

Естественное состояние

Как и другие политические теоретики, Руссо противопоставляет гражданское состояние «естественному состоянию». Естественное состояние — это гипотетическая концепция, которая предлагает нам рассмотреть, какими могли быть условия жизни до того, как были созданы общества. Его можно сравнить со временем неандертальцев.

Руссо рассматривал жизнь в естественном состоянии как первобытный мир изолированных охотников-собирателей, живших без закона и морали. Он считал, что люди вышли из естественного состояния и объединились, чтобы сформировать общества, чтобы испытать преимущества сотрудничества и улучшить свою жизнь. Проблема с этим для Руссо заключается в том, что, соглашаясь на общественный договор, то есть отказываясь от некоторых своих естественных прав в обмен на блага, которые предоставляет общество, человек теряет свою свободу и автономию.

Общественный договор (Проблема)

Вопрос для Руссо состоит в том, может ли гражданское государство быть организовано таким образом, чтобы его члены не теряли своих естественных свобод.

Задача для Руссо состоит в следующем:

Найти такую ​​форму ассоциации, которая могла бы всеми силами общества защищать и охранять личность и собственность каждого члена и посредством которой каждый, объединяясь со всеми, мог бы тем не менее подчиняется только самому себе и остается таким же свободным, как и прежде. Такова фундаментальная проблема, решение которой дает общественный договор 9.0004’. ( Общественный договор , книга 1, глава 6)

Или, другими словами:

Как я могу жить в обществе и подчиняться всем законам этого общества, и в то же время быть таким же свободным, как я был в состояние природы? Если я был голоден в естественном состоянии, мне нужно было просто сорвать несколько фруктов с дерева. В гражданском обществе я могу это сделать, только если это мое дерево; если это чужое дерево, я буду наказан за кражу.

Общественный договор (решение Руссо)

Решение Руссо начинается с выделения различных «волей» («воля» следует понимать как «желание»). Частная воля человека — это то, что отвечает его или ее личным или личным интересам, что (естественно) направлено только на его или ее собственную выгоду. «Воля всех» группы есть совокупность частных воль каждого из членов группы.

«Всеобщая воля» есть сумма всех индивидуальных желаний граждан, но, поскольку некоторые из них будут конфликтовать и тем самым уничтожать друг друга, остается общая воля, которая, в сущности, есть желания Государя.

«Всеобщая воля», величайший вклад Руссо в политическую мысль; это воля, отвечающая интересам группы в целом. Один из способов подумать об этом — представить группу как отдельного человека. Общая воля — это то, что подумал бы такой индивидуум, если бы он думал правильно и в своих собственных интересах.

Общая воля

Теория Руссо ультрадемократична. Граждане принимают решения по законодательству путем коллективного обсуждения, результатом которого является выражение общей воли. Его нельзя обжаловать, поскольку суверенитет неотъемлемо принадлежит гражданам. Общая воля по самой своей природе направлена ​​на общее благо и поэтому не подвержена влиянию частных интересов, которые противоречили бы общему благу.

Общая воля — это больше, чем простая сумма индивидуальных воль: она коллективистична или холистична, а не индивидуалистична. Руссо утверждает, что человек может быть эгоистом и решить, что его личный интерес должен преобладать над общим интересом. Однако, будучи частью коллективного тела, индивидуум отбрасывает собственные желания, чтобы создать общую волю. Именно эта общая воля решает, что хорошо для общества в целом.

Руссо решительно выступает за сохранение индивидуальной свободы в политическом обществе и утверждает, что человек может быть свободен по закону только в том случае, если он добровольно принимает этот закон как свой собственный. Для Руссо нам должно быть вынуждены быть свободными ‘, потому что для того, чтобы оставаться свободными в обществе, каждый из нас должен отказаться от своих личных желаний ради интересов общего блага.

Практическое применение политической философии Руссо

Суверенитет должен быть в руках народа. Народ не должен осуществлять суверенитет через представительное собрание. Скорее, они должны принимать законы напрямую. Правительство реализует и проводит в жизнь общую волю и состоит из магистратов. Религия должна служить социальной сплоченности. Должна быть цензура, чтобы «поддерживать нравственность», и дискурсивная политика должна быть подавлена, поскольку долгие дискуссии, разногласия и шум провозглашают господство частных интересов и упадок государства.

Только подчиняясь общей воле, люди могут избавиться от своей животной природы и стать нравственными существами. Руссо считает, что существует тесная связь между нашими индивидуальными характерами и обществом, в котором мы живем, и что переход к гражданскому обществу меняет наши характеры к лучшему. Следовательно, для Руссо подчинение всеобщей воле — это просто способ подчинения лучшей стороне нашей собственной натуры.

Итак, у нас есть краткий обзор Жан-Жака Руссо, еще одного увлекательного философа, который многое сделал для формирования нашего современного мира. К сожалению, непреднамеренным следствием теории всеобщей воли Руссо является то, что она поддерживает тоталитаризм, и по этой причине Руссо часто подвергается резкой критике со стороны современных политических философов. Лично мне трудно любить Руссо — мне нравится его либеральная философия и его сосредоточенность на свободе личности — но если учесть, как он обращался со своими собственными детьми, я не думаю, что невозможно рассматривать его как нечто иное, чем лицемер. Некоторые философы живут и умирают по своему слову, они остаются верны своим убеждениям и живут в соответствии со своей философской этикой. Руссо, к сожалению, не был Сократом в этом отношении. Великий мыслитель, хотя и невероятно значительный. Надеюсь, вам понравилось читать о нем.

Дополнительная литература

Жан-Жак Руссо Общественный договор

Джонатан Вольф Введение в политическую философию

Обо мне

Я являюсь консультантом по интеллектуальному лидерству и исполнительным автором-призраком и помогаю целеустремленным предпринимателям масштабировать свои идеи с помощью интеллектуального лидерства. Я работаю со своими клиентами над планированием, созданием и реализацией контент-стратегий интеллектуального лидерства, которые выводят их на передний план. Если вы хотите узнать обо мне больше, вы можете запланировать звонок для знакомства здесь.

Совместные контракты – Academy 4SC

Введение

Директор решает, что собирается провести собрание, чтобы узнать мнение учащихся о том, как улучшить школу. Она решает, что это будет в три часа в среду. К сожалению, в это время команда по плаванию находится на соревнованиях, драмкружок занимается бегом, а команда по робототехнике уже находится в своей мастерской. Оказывается, единственная внеклассная работа, на которую ничего не запланировано, — это книжный клуб. Вы были бы удивлены, если бы в четверг ваш директор объявил, что все классы английского языка будут задавать больше книг для чтения?

Объяснение

Вероятно, нет. В конце концов, единственная группа, присутствовавшая на собрании, состояла из заядлых книголюбов; конечно, обсуждаемые улучшения понравятся им. Те, кто у власти, будут увековечивать правила, которые приносят им пользу. Правящий класс в конечном итоге отнимет власть у других непредставленных групп, независимо от того, намеревались они этого изначально или нет. Чтобы обеспечить равную защиту в любом сообществе, правила должны быть установлены всеми, кто является частью этого сообщества. Мыслитель эпохи Просвещения Руссо сделал такое заявление в одной из своих многочисленных статей.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо был женевским философом, писателем и композитором. Многие историки утверждают, что его влияние ознаменовало конец Эпохи Разума. Его критика неравенства в законах любого общества переросла в призыв к реформе в «Общественный договор» . Между тем, его роман Жюли; или «Новая Элоиза » стала бестселлером и международным хитом благодаря своей способности передавать и вызывать у читателей подлинные эмоции.

История

Стоит отметить, что, хотя Руссо не написал много произведений, он имел большое влияние в музыкальной сфере. Его опера Деревенский прорицатель ( Le Devin du village) принесла ему несколько поклонников, в том числе короля Людовика XV и его двор. Он помог итальянской музыке завоевать популярность по сравнению со старым французским стилем. Руссо настаивал на том, что творческий дух важнее строгого соблюдения правил и традиций. Его работа и убеждения вдохновляли более поздних художников, таких как Бетховен. Однако Руссо намеренно избегал работы в театре из твердого убеждения, что он должен посвятить себя литературе и философии.

Его труды легли в основу современной политической и социальной мысли. Руссо считал, что люди добры по своей природе. Цивилизация развращает всех в обществе, но она не является по своей сути злым институтом. Скорее виноват толчок к дальнейшему совершенствованию. Руссо написал на эту тему целое сочинение под названием Рассуждения о неравенстве ( Discours sur l’origine et les Fondements de l’inégalité parmi les hommes) , в котором он объяснил, как изощренность создала неравное и, следовательно, несправедливое общество 9.0141 . Поскольку правящее общество принимает законы, законодательная власть в конечном итоге защищает морально испорченный статус-кво.

Только через семь лет после публикации этого дискурса Руссо нашел решение этой проблемы. В 1762 году Руссо выпустил Общественный договор ( Du Contrat social). Официальный общественный договор требовал от людей отказа от свободы ради достижения свободы. Вместе эти личности образовали гражданское общество, связанное единой коллективной волей или Генеральное добровольное согласие. Общая воля могла конфликтовать с личной, но так как ее носило все население, то общая воля не могла поколебаться. Все эти идеи были высказаны еще до того, как Руссо их записал, но его работа их популяризировала.

Гражданское общество существовало для защиты гражданских прав своего народа. Человек не может адекватно защитить свои естественные права; они один человек против многих. Однако гражданские права зависят от способности коллектива обеспечить их соблюдение посредством закона, а не от личности. Истинный закон создается всеми для всех. Люди заинтересованы в соблюдении справедливости закона, поскольку он применяется как к ним, так и к их соседям, и каждый имеет право голоса в создании закона. Такие мотивы гарантируют, что закон остается справедливым и защищает всех членов общества. Руссо действительно настаивал на том, что любому обществу нужен отдельный законодатель, а не позволять людям создавать свои законы напрямую.

В то время как эссе Руссо напрямую повлияли на политическую сферу, его художественные произведения оказали огромное влияние на литературу. Его роман Джули; или «Новая Элоиза » ( Julie; ou, la nouvelle Héloïse ) сразу же завоевала успех после публикации в 1761 году. Julie рассказывает историю запретной любви между классами, которая никогда не могла сработать, но никогда не могла быть забыта. Ученые отмечают, что герои романа находят радость в своей домашней, а не общественной жизни, а также в своих семьях, а не в своих правительствах. В нем также говорилось, что в то время как мужчины должны управлять общественным миром, женщины должны управлять частным миром. Жюли свободно выражает эмоции, из-за чего читатели массово писали Руссо. Его книга оказала глубокое влияние на движение романтизма и последующее литературное развитие.

И что?

Руссо прожил сложную жизнь. В то время как его художественные и музыкальные произведения принесли ему похвалу, его политические сочинения вызвали презрение. Ему пришлось бежать с родины из Женевы и лишить гражданства. Его работы были сожжены, а несколько лидеров из Женевы и Парижа призвали к его аресту. Руссо рано стал беглецом и был вынужден скитаться до конца своей жизни. Его убеждения позже повлияли как на американскую, так и на французскую революцию.

Руссо также является сложной фигурой просветителя. Он был известным композитором, но намеренно воздерживался от своей страсти, чтобы посвятить себя улучшению общества. В то время как другие мыслители-просветители проповедовали скептицизм, роман « Джулия » руководствовался эмоциями и личными убеждениями отдельных людей. Руссо настаивал на том, что религия играет важную роль в обществе и не должна конфликтовать с управлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *