Жан жак руссо идеи кратко: Жан Жак Руссо основные идеи

Содержание

Жан-Жак Руссо: основные идеи. Жан-Жак Руссо: биография, цитаты

Жан-Жак Руссо относится к тем философам, которые еще долго будут вызывать дискуссии. Принадлежит ли он к плеяде мыслителей эпохи Просвещения или, наоборот, к ее самым непримиримым критикам? Готовил он почву для Французской революции или же делал все, чтобы она не произошла? Множество биографов сломали копья, споря о том, кто такой был Жан-Жак Руссо. Основные идеи этого философа, принадлежавшего одновременно к школам натурализма и сенсуализма, мы рассмотрим в этой статье. Ведь именно этот человек понял, что прогресс несет за собой несчастье, а деспотизм порождает бесправие большинства. В ситуации, когда основная масса людей жила практически за чертой нищеты, он лелеял идеи о всеобщем равенстве.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе

Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права. Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.

Биография. Юность и начало карьеры

Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область — Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан — своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.

Зрелость

Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится. Природа – вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот – он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, вульгарная женщина, которую он совершенно не любил, но она его кормила. Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Дени Дидро. Последний часто подвергался преследованиям за политические взгляды. Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию. Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо. Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.

Слава

С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене. Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества – государство, законы, разделение труда, – все это привело к моральному падению. Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Скитания и смерть

Философ возвращается в Париж, вновь скитается, находя убежище то у одного приятеля, то у другого. Вольтер начинает публиковать памфлеты о том, какую ужасную жизнь прожил человек по имени Руссо Жан-Жак. Философия и поступки этого «лицемера» совершенно не совпадают между собой, замечает оппонент. В ответ Руссо пишет знаменитую «Исповедь», пытаясь оправдать свое прошлое и настоящее. Но его ментальная болезнь прогрессирует. Его здоровье стремительно ухудшается, и вскоре, по одной из версий, во время концерта, устроенного в его честь, философ внезапно умирает. Его могила на острове Ив стала местом паломничества для фанатов мыслителя, которые считали, что Руссо пал жертвой общественного остракизма.

Руссо Жан-Жак. Философия эскапизма

Как уже говорилось, первыми трудами мыслителя, были конкурсные «Рассуждения» об искусстве, науках и происхождении неравенства. Впоследствии он написал такие работы, как «Общественный договор», «Эмиль, или Воспитание чувств» и «Новая Элоиза». Некоторые из его произведений написаны в форме эссе, а некоторые как романы. Именно последними наиболее прославился Жан-Жак Руссо. Основные идеи об обличении цивилизации и культуры, от которых следует бежать, высказанные им еще в юности, находят свое естественное продолжение. Главным в человеке, как полагал философ, является вовсе не разум, а чувства. Основными инстинктами морального существа следует признать Совесть и Гений. В отличие от разума, они не ошибаются, хотя часто и не осознаны. Эпоха Возрождения, которой все восхищаются, привела к настоящему упадку общества, потому что науки, искусства и развитие промышленности, начавшееся именно в то время, привели к отчуждению людей друг от друга и возникновению искусственных потребностей. А задача настоящего философа – вновь сделать человека единым и, соответственно, счастливым.

Исторические взгляды

Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу. В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век». Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности – как только некто застолбил участок и заявил: «Это — мое», — исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой. Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.

Каким должен быть человек

Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные задатки и способности обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, – это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают. Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это — зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох. Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа полны противоречий. Обрушиваясь на культуру и науки, Руссо, тем не менее, всегда пользовался их плодами и в воспитании человека признавал их необходимость и несомненные заслуги. Он полагал, как и многие его современники, что если правители будут слушать философов, то и общество станет совершеннее. Но это не единственное противоречие, которое было свойственно такому мыслителю, как Жан-Жак Руссо. Педагогические идеи философа возлагают надежды на просвещение, которое он так критиковал. Именно оно может сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого и правители, и подчиненные, будут всего лишь рабами и лжецами. Но при этом нужно помнить, что детство человека – это его воспоминание о потерянном рае золотого века, и стараться как можно больше брать от природы.

Добродетель – основа всего

Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак. Высказывания философа о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он. Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума. Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков. .. чем на христиан… желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».

Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.

Философские взгляды Жан-Жака Руссо

Руссо как философ-просветитель

Руссо, как представитель первой волны французских философов-просветителей, не хотел допустить порабощения человечества, свободного по своей природе. А порабощение происходило и происходит ввиду неграмотности общества. Видя корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо призывает людей вернуться к природе и уединенному сельскому образу жизни. Руссо давал непрактичные советы по изоляции детей от общества и воспитанию их в естественной среде с учетом природных способностей и интересов ученика.

Стремления Руссо определить условия создания государства, где будет царить закон, и где люди будут равны и свободны, были тщетны.

Заботясь о счастливом будущем человечества, Руссо говорит, что общество независимо, самостоятельность общества неотчуждаема и неделима, и на общество должно распространяться право издавать законы.

Система философских взглядов Руссо называется руссоизм. Это учение основывается на принципах сентиментализма, индивидуализма и натурализма, кратко определяемых соответствующими базисами — чувствами, личностью и природой, на которых основываются философские, религиозные и моральные принципы, а также социально-политические, исторические, литературные и педагогические соображения, которые изложены в произведениях Руссо: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Социальный договор».

Жан-Жак Руссо был сторонником теории деизма и призывал людей вернуться к своим корням, а именно: «Вернуться к природе!» Придерживаясь деизма, Руссо отрицательно относился к религии, но в то же время делал вывод, что в основе веры в Бога лежат субъективные чувства и эмоции. Защита достоинства и интересов неполноценных, несостоятельных и нуждающихся граждан привела Руссо к основанию программы преобразования населения — демократии.

Определение 1

Деизм — общефилософское течение, приверженцы которого признавали существование Бога первопричиной творения, но отвергали влияние Творца на людей, окружающий его мир и исторический ход событий.

Основные идеи философии Руссо

Главной целью философии Руссо было вывести общество из состояния полной безнравственности, ведь истинное нравственное сознание есть принцип правильного общества. Нравственность для Руссо была важнейшим условием, ведь без совершенства нет воли. Но его собственная жизнь расходилась с его собственной философией.

Товарищи-просветители одобряли эти соображения, но вероятность их осуществления допускалась только при: правильном воспитании правителей и князей; установление республики с возможностью получения материальных благ и равных политических прав. Философия Руссо включала основные положения:

  • Воля и разум в Боге;
  • Никакая сотворенная материя не существует вечно;
  • Человек – это союз смертного тела и бессмертной души;
  • Человек не способен познать мир;
  • Частная собственность – первопричина социальных конфликтов;
  • Право народа на бунт, на свержение паразитического меньшинства и правителя ведет к созданию свободного общества, живущего по своему усмотрению;
  • Участие граждан в собраниях формирует власть, но не парламент;
  • В идеальном государстве необходимо изолировать детей от внешнего мира в специализированных образовательных учреждениях, что приведет к формированию нового общества.

Философия эскапизма

Определение 2

Эскапизм – это примиренческое стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.

Возможно поэтому произведения Руссо представлены в виде романов и эссе. В своих самых первых работах Руссо философствовал об искусстве, науке и происхождении неравенства.

По мнению философа «естественным следствием являются идеи разоблачения цивилизации и культуры, и вы должны избегать их». Основное в человеке по Руссо – чувства, которые в отличие от разума, неоспоримы и неосознаны. Основными инстинктами морального существа являются:

  • совесть,
  • гениальность.

Жан-Жак Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру более мягкой и гуманной. Первоначальное христианство в своем роде было руссоизмом, а позднее христианство было эскапизмом. Великим достижением Руссо было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританства – любви к человеку и природе.

По своей природе человек милосерден, но именно культура и история, общество и люди делают его жестоким и злым. Человек, рожденный свободным, вступая в общество, сковывает себя «цепями», порабощает себя собственностью. Человек безудержной доброты – это абстракция, которая является ориентиром для построения оценки культуры. Духовно-творческие достижения человека, и непосредственно культура, поднимают человечество вверх по эволюционной лестнице и порабощают его рядом табу. Открыв факт обособления личности в культуре, Руссо обнародовал этот вывод задолго до Карла Маркса. Иногда культура сильнее природы порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Французская революция вдохновилась идеями Руссо, но не реализовала их. Результатом революции стало крушение утопии. Тайный импульс революции есть возвращение к истинной природе бытия. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: Жан Жак Руссо

Философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

Философия подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

Философия от А до Я:

философские термины   А
философские термины   Е
философские термины   М
философские термины   Р
философские термины   У

понятия: определения А-Б-В
понятия: определения Г-Д-Ж
понятия: определения З-И-К
понятия: определения Л-М-Н
понятия: определения О-П-Р
понятия: определения  С-Т-У
понятия: определения Ф-Э-Я
содержание

2. Ж.Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712–1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, — те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.

По своим убеждениям Руссо — представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он — философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим.

Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. «Тот человек, — писал Руссо, — который, окопав и огородив данный участок земли, сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества».

Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!» Развивая идеи общественного договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.

п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей. Руссо — сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме «Светский человек» Вольтер писал: «Наши предки жили в неведении понятий «мое» и «твое». Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?» Обращаясь к Руссо, он говорит: «Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью». И далее Вольтер продолжает: «Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется стать на четвереньки и бежать в лес!»
[Руссо — гуманитарно ориентированный мыслитель крупного масштаба, и о нем мы подробно говорим в разделе «Основы социальной философии». Но его никак нельзя было хотя бы кратко не упомянуть и в этом разделе. ].

>  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание:
 
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  От мифа к Логосу
2.  Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
3.  О семи мудрецах
4.  Пифагор и его школа
5.  Гераклит Эфесский
6.  Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
7.  Эмпедокл
8.  Анаксагор
9.  Атомизм Левкиппа — Демокрита
10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
11. Сократ
12. Платон
13. Аристотель

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
14. Киники и скептики
15. Эпикур и эпикурейцы
16. Стоицизм
17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Блаженный Августин
2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
3. Абеляр
4. Фома Аквинский
5. Бэкон
6. Скот
7. Оккам
8. Об универсалиях

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Монтень
2. Пико делла Мирандола
3. Николай Кузанский
4. Бёме
5. Бруно

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII
1.

 Бэкон
2. Гоббс
3. Декарт
4. Паскаль
5. Спиноза
6. Локк
7. Лейбниц
8. Беркли
9. Юм

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Вольтер
2. Руссо
3. Дидро
4. Гольбах

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Кант
2. Фихте
3. Шеллинг
4. Гегель
5. Фейербах

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ
1.  Шопенгауэр
2.  Кьеркегор
3.  Ницше
4.  Бергсон
5.  Пирс
6.  Джемс
7.  Дьюи
8.  Гуссерль
9.  Представители герменевтики
10. Шелер
11. Тейяр де Шарден
12. Хайдеггер
13. Ясперс
14. Сартр
15. Позитивизм Конта
16. Неопозитивисты
17. Рассел
18. Витгенштейн
19. Леви-Строс
20. Поппер

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  Ломоносов
2.  Радищев
3.  Чаадаев
4.  Славянофилы
5.  Западники
6.  Толстой
7.  Достоевский
8.  Федоров, Леонтьев, Розанов
9.  Соловьев
10. О философии XX века

история философии

Жан-Жак Руссо (1712–1778): Темы, аргументы и идеи

Необходимость свободы

В своей работе Руссо больше всего обращается к свободе другая проблема политической философии и направлена ​​на объяснение того, как человек в естественном состоянии наделен завидной полной свободой. Эта свобода является тотальной по двум причинам. Во-первых, естественный человек физически свободен, потому что не скован репрессивным государственным аппаратом или во власти его собратьев. Во-вторых, он психологически духовно свободен, потому что он не порабощен никаким искусственным потребности, характерные для современного общества. Это второе чувство свободы, свобода от нужды составляет особенно проницательный и революционный компонент философии Руссо. Руссо считал, что современный человек порабощен. к своим собственным нуждам был ответственен за все виды социальных бед, от эксплуатации и господства над другими к низкой самооценке и депрессия.

Руссо считал, что хорошее правительство должно иметь свободу всех своих граждан в качестве своей основной цели. Социальный Контракт , в частности, является попыткой Руссо представить форма правления, наилучшим образом подтверждающая индивидуальную свободу всех его граждан, с определенными ограничениями, присущими комплексу, современное, гражданское общество. Руссо признавал, что до тех пор, пока собственность и законы существуют, люди никогда не могут быть настолько свободными в современном обществе поскольку они находятся в естественном состоянии, точка зрения, позже поддержанная Марксом и многие другие коммунистические и анархистские социальные философы. Тем не менее, Руссо твердо верил в существование определенных принципов правительства, которое, если оно будет принято, может позволить членам общества уровень свободы, который, по крайней мере, приближается к свободе, которой пользуются неизбежно. В Общественный договор и Другие свои работы по политической философии Руссо посвящает обрисовывая в общих чертах эти принципы и то, как они могут быть выражены в функциональном современном состоянии.

Определение естественного и естественного состояния

Чтобы Руссо смог определить, какое общественное институты и структуры противоречат природной доброте человека и свободы, он должен сначала определить «естественное». Руссо раздевается все идеи, которые столетия развития навязали истинную природу человека и делает вывод, что многие идеи, которые мы принимаем как само собой разумеющееся, такие как собственность, закон и моральное неравенство, на самом деле не имеют основы в природе. Для Руссо современное общество вообще неблагоприятно сравнивается с «естественным состоянием».

Как рассуждает Руссо в «Рассуждениях о неравенстве » и Социальные Контракт , естественное состояние гипотетического, доисторического места и время, когда люди живут неиспорченными обществом. Большинство важной характеристикой природного состояния является то, что люди полную физическую свободу и вольны поступать по существу так, как они желают. Тем не менее, естественное состояние также несет в себе тот недостаток, что люди еще не открыли ни рациональности, ни морали. В разных произведениях, Руссо попеременно подчеркивает пользу и недостатки естественного состояния, но в целом он благоговеет перед ним за физическую свободу, которую он дает людям, позволяя им быть необремененными принудительным воздействием государства и общества. В этом отношении, Концепция Руссо о естественном состоянии совершенно положительна. чем концепция Гоббса той же идеи, что и Гоббс, который породил этот термин рассматривал естественное состояние как состояние войны и дикость. Это различие в определении указывает на то, что два философа разные взгляды на человеческую природу, которые Руссо считал по существу добро, а Гоббс — по существу низко и жестоко. Наконец, Руссо. признал, что, хотя мы никогда не сможем вернуться в естественное состояние, понимание важности того, чтобы члены общества более полно осознать свою природную доброту.

Опасность нужды

Руссо включает анализ потребности человека как одного из элементов в его сравнении современного общества и естественного состояния. В соответствии Руссо, «потребности» возникают из страстей, заставляющих людей желать объект или действие. В естественном состоянии потребности человека строго ограничивается теми вещами, которые обеспечивают выживание и воспроизводство, в том числе еда, сон и секс. Напротив, по мере сотрудничества и разделения труд развивается в современном обществе, потребности людей умножаются, чтобы включить много несущественных вещей, таких как друзья, развлечения и роскошь товары. Со временем потребности такого рода становятся все более частью повседневной жизни, они становятся предметами первой необходимости. Хотя многие из этих потребностей изначально приятны и даже полезны для человека существ, люди в современном обществе со временем становятся рабами этих излишние потребности, и все общество связано воедино и сформированы их стремлением. Таким образом, ненужные потребности являются основой современного «морального неравенства», в котором погоня за потребностями неизбежно означает, что одни будут вынуждены работать, чтобы удовлетворять потребности других и некоторые будут доминировать над своими товарищами, когда будут в состоянии сделать это.

Понятие Руссо о потребности и особенно искусственные типы, господствующие в современном обществе, являются особенно применимый элемент его философии в настоящее время. Данный огромное богатство, которое существует в такой стране, как Соединенные Штаты и в какой степени потребительство является движущей силой своей экономики, идеи Руссо должны побудить к размышлению любого обеспокоен тем, как американская культура воспитывает население люди все больше порабощаются искусственными потребностями.

Возможность подлинности в современной жизни

Связано с общей попыткой Руссо понять, как современная жизнь отличается от жизни в естественном состоянии своей особой сосредоточиться на вопросе о том, насколько аутентична жизнь человека в современном общество. Под подлинным Руссо, по существу, подразумевает насколько жизнь современного человека отражает положительные качества своего природного Я. Неудивительно, что Руссо чувствует, что люди в современном обществе вообще живут совершенно неподлинной жизнью.

В естественном состоянии человек может просто заниматься его собственные естественные потребности и имеет мало поводов для взаимодействия с другими люди. Он может просто «быть», тогда как современный человек должен часто «являться». столько, сколько «быть», чтобы коварно реализовать свои нелепые потребности.

Вся система искусственных потребностей, управляющая жизнь гражданского общества делает подлинность или правду в сделках людей друг с другом почти невозможно. Поскольку физические лица всегда пытаются обмануть и/или доминировать над своими согражданами реализовать свои индивидуальные потребности, они редко действуют в подлинном пути к своим собратьям. Еще более убийственно тот факт, что современные люди организуют свою жизнь вокруг искусственных потребностей означает, что они недостоверны и неверны самим себе. По мнению Руссо, происхождение самого гражданского общества можно проследить к акту обмана, когда один человек изобрел понятие частного собственности, огородив участок земли и убедив его в простом соседям «это мое», не имея при этом никакого правдивого основания сделать это. Учитывая этот факт, современное общество, возникшее от этого акта не может быть ничего, кроме недостоверности в основе.

Противоестественность неравенства

Для Руссо вопросы о том, почему и как люди по природе равны и неравны, если они вообще неравны, фундаментальным для его более широкого философского исследования. Чтобы сформировать свою критику проблем современного общества, он должен показать, что многие формы присущие обществу неравенства на самом деле не естественны и могут поэтому исправляйтесь. Его выводы и более широкая линия рассуждений в этом аргументе изложены в «Рассуждение о неравенстве» , но основная мысль его аргумента состоит в том, что человеческое неравенство как мы знаем, что его не существует в естественном состоянии. Фактически, единственный разновидностью природного неравенства, по Руссо, является физическое неравенство, существующее среди людей в естественном состоянии, которые могут быть более или менее в состоянии обеспечить себя в соответствии со своими физические атрибуты.

Соответственно, все неравенства, которые мы признаем в современном общество характеризуется наличием различных классов или господство и эксплуатация одних людей другими. Руссо термины такого рода неравенства моральное неравенство , и он посвящает большую часть своей политической философии выявлению способы, с помощью которых справедливое правительство может попытаться свергнуть их. В целом, размышления Руссо о неравенстве, а также его радикальное утверждение представления о том, что все люди в целом равны в своем природном государства, были важным источником вдохновения как для американского, так и для французского Революции.

Общая воля и общее благо

Пожалуй, самая сложная и квазиметафизическая концепция в политической философии Руссо есть принцип всеобщего будут. Как поясняет Руссо, общая воля есть воля суверена или всего народа вместе, стремящегося к общему благу, — что лучше для государства в целом. Хотя у каждого может быть его или ее собственная воля, которая выражает то, что хорошо для него или ее, в здоровом состоянии, где люди правильно ценят коллектив благо всего в ущерб своему личному благу, объединение всех частные воли, «воля всех», эквивалентна всеобщей будут. В государстве, где преобладают пошлости частного интереса над общими интересами коллектива воля всех может быть чем-то совершенно отличным от общей воли. Самый конкретный проявление общей воли в здоровом состоянии наступает в форма права. Для Руссо законы всегда должны фиксировать то, что люди коллективное желание (общая воля) и всегда должно быть универсально распространяется на всех членов государства. Кроме того, они должны существовать гарантировать, что индивидуальная свобода людей поддерживается, тем самым гарантируя чтобы народ оставался верным государю во все времена.

Абстрактное представление Руссо о всеобщей воле поднимает некоторые сложные вопросы. Во-первых, как мы можем знать, что воля всех действительно эквивалентна общему благу? Секунда если предположить, что общая воля существует и может быть выражена в законах, какие институты могут точно оценить и кодифицировать общую волю в любой момент времени? Борьба с этими сложными дилеммы занимали большую часть политической мысли Руссо, и он пытается ответить на них в Социальный Контракт , среди прочего.

Идея коллективного суверенитета

До времен Руссо суверен в любом данном государстве считался центральной властью в этом обществе, ответственным для принятия и обеспечения соблюдения всех законов. Чаще всего государь брал форма авторитетного монарха, обладавшего абсолютным владычеством над своими подданными. Однако у Руссо суверенитет приобретает другое значение, так как считается, что суверенитет принадлежит все люди общества как коллектив. Народ, как суверенное образование, выражают свой суверенитет через общее не будут и не должны допустить, чтобы их суверенитет был аннулирован кем-либо или все, что находится за пределами их коллективного «я». В связи с этим суверенитет не отождествляется с правительством, а вместо этого выступает против Это. Таким образом, функция правительства состоит только в обеспечении соблюдения и соблюдении суверенную волю народа и никоим образом не стремиться подавить или доминировать над общей волей.

Франция | История, карта, флаг, население, города, столица и факты

флаг Франции

Аудиофайл: Гимн Франции (см. статью)

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Элизабет Борн
Капитал:
Париж
Население:
человек
(оценка 2022 г.) 65 823 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 1,032 евро
Глава государства:
Президент: Эммануэль Макрон

Посмотреть все факты и статистику →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Франция , официально Французская Республика , Французская Франция или Французская Республика , страна северо-западной Европы. Исторически и культурно среди самых важных стран западного мира Франция также играла очень важную роль в международных делах, имея бывшие колонии во всех уголках земного шара. Ограниченная Атлантическим океаном и Средиземным морем, Альпами и Пиренеями, Франция долгое время была географическим, экономическим и лингвистическим мостом, соединяющим северную и южную Европу. Это крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Европе и одна из ведущих промышленных держав мира.

Франция — одна из старейших наций земного шара, продукт союза герцогств и княжеств под властью одного правителя в Средние века. Сегодня, как и в ту эпоху, центральная власть принадлежит государству, хотя за последние десятилетия 90 123 регионам страны 90 124 была предоставлена ​​определенная автономия. Французы смотрят на государство как на главного защитника свободы, а государство, в свою очередь, предоставляет своим гражданам щедрую программу удобств, от бесплатного образования до здравоохранения и пенсионных планов. Тем не менее, эта централистская тенденция часто противоречит другой давней теме французской нации: настаиванию на превосходстве личности. По этому поводу историк Жюль Мишле заметил: «Англия — это империя, Германия — нация, раса, Франция — личность». Государственный деятель Шарль де Голль тоже, как известно, жаловался: «Только опасность может сплотить французов. Нельзя на ровном месте навязывать единство стране, в которой 265 видов сыра».

Эта склонность к индивидуализму сочетается с плюралистическим мировоззрением и большим интересом к большому миру. Несмотря на то, что его империалистическая стадия была обусловлена ​​стремлением цивилизовать этот мир в соответствии с французскими стандартами ( la Mission Civilisatrice ), французы до сих пор с одобрением отмечают слова писателя Гюстава Флобера:

Я не более современен, чем я древен. , не более французский, чем китайский; и идея la patrie , отечества, то есть обязанность жить на клочке земли, окрашенном в красный или синий цвет на карте, и ненавидеть другие клочки, окрашенные в зеленый или черный цвет, всегда казалась мне узкой, ограниченный, и свирепо глупый.

Одновременно универсальная и особенная, французская культура широко распространилась и оказала большое влияние на развитие искусства и науки, особенно антропологии, философии и социологии.

Викторина «Британика»

Объекты всемирного наследия во Франции Викторина

Какой гигантский мост-акведук был построен в I веке н. э. для подачи воды в город, который сейчас называется Ним? В каком городе доминирует готический собор Сент-Этьен, строительство которого началось в конце XII века? Проверьте свои знания. Пройди тест.

Франция также оказала влияние на правительство и гражданские дела, дав миру важные демократические идеалы в эпоху Просвещения и Французской революции и вдохновив рост реформистских и даже революционных движений на протяжении поколений. Нынешняя Пятая республика, однако, отличалась заметной стабильностью с момента ее провозглашения 28 сентября 1958 года, отмеченной огромным ростом частной инициативы и подъемом центристской политики. Хотя Франция вела давние споры с другими европейскими державами (и время от времени с Соединенными Штатами, ее давним союзником), она стала ведущим членом Европейского Союза (ЕС) и его предшественников. с 19с 66 по 1995 г. Франция не участвовала в объединенной военной структуре Организации Североатлантического договора (НАТО), сохраняя полный контроль над своими воздушными, наземными и военно-морскими силами; однако начиная с 1995 г. Франция была представлена ​​в Военном комитете НАТО, а в 2009 г. президент Франции Николя Саркози объявил, что страна вновь присоединится к военному командованию организации. Как один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН — вместе с США, Россией, Великобританией и Китаем — Франция имеет право накладывать вето на решения, выносимые на рассмотрение Совета.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Столицей и, безусловно, самым важным городом Франции является Париж, один из выдающихся культурных и коммерческих центров мира. Величественный город, известный как ville lumière , или «город света», Париж часто переделывали, особенно в середине 19 века под командованием Жоржа-Эжена, барона Османа, который был привержен видению Наполеона III. современного города, свободного от холерических болот и тесных улочек прошлого, с широкими проспектами и правильной планировкой. Сейчас Париж — это огромный мегаполис, один из крупнейших мегаполисов Европы, но его историческое сердце все еще можно обойти за вечернюю прогулку. Уверенные в том, что их город находится в самом центре мира, парижане однажды стали называть свою страну состоящей из двух частей: Парижа и Парижа.0123 le désert , пустошь за ней. Метрополитен Париж теперь распространился далеко за пределы своих древних пригородов в сельскую местность, и почти в каждом французском городе и деревне теперь есть один или два пенсионера, изгнанных из города из-за высокой стоимости жизни, так что, в некотором смысле, Париж превратился в обнять пустыню и пустынный Париж.

Среди других крупных городов Франции Лион, расположенный вдоль древнего торгового пути долины Роны, соединяющего Северное море и Средиземное море; Марсель, многонациональный порт на Средиземном море, основанный как перевалочный пункт для греческих и карфагенских торговцев в 6 веке до н. э.; Нант, промышленный центр и глубоководная гавань на атлантическом побережье; и Бордо, расположенный на юго-западе Франции вдоль реки Гаронна.

Жан-Жак Руссо — Школа Жизни

Современная жизнь во многом основана на идее прогресса: идее о том, что по мере того, как мы узнаем больше (особенно о науке и технике) и по мере роста экономики мы обязательно станешь счастливее. Особенно в восемнадцатом веке, когда европейские общества и их экономика становились все более сложными, общепринятое мнение заключалось в том, что человечество прочно встало на позитивную траекторию; переходя от дикости и невежества к процветанию и цивилизованности. Но был, по крайней мере, один философ восемнадцатого века, который был готов решительно подвергнуть сомнению «идею прогресса» — и который продолжает говорить очень провокационные вещи в адрес нашей эпохи.

Жан-Жак Руссо, сын Исаака Руссо, образованного часовщика, родился в Женеве в 1712 году. Почти сразу Руссо перенес первое из того, что он позже назовет своими «несчастьями» — всего через девять дней после родов. , его мать, Сюзанна Бернар, умерла от осложнений, возникших в результате травматических и сложных родов. Когда Руссо было десять лет, его отец вступил в судебный спор, и семья была вынуждена бежать в город Берн, где Исаак впоследствии женился во второй раз. С этого момента жизнь Руссо была отмечена нестабильностью и замкнутостью. В подростковом и взрослом возрасте он часто менял дом; иногда в поисках любви и признания; иногда просто чтобы избежать преследования.

В молодости Руссо отправился в Париж и там познакомился с богатством и роскошью, которые были в порядке дня в старом режиме Парижа; честолюбивая буржуазия изо всех сил старалась подражать вкусам и стилям как королевской семьи, так и аристократии, только усиливая дух соперничества, который подпитывал расцветающую парижскую социальную жизнь. Париж, которому подвергся Руссо, был далек от места его рождения, Женевы, города, который был трезвым и категорически против предметов роскоши.

Театр в Париже времен Руссо.

Жизнь Руссо была сформирована несколькими ключевыми поворотными моментами. Одно из наиболее значительных из них произошло в 1749 году, когда он прочитал экземпляр газеты Mercure de France , в которой содержалась реклама эссе на тему того, способствовали ли недавние достижения в области искусства и науки « очищение нравов». Прочитав записку, помещенную там Дижонской академией, Руссо испытал что-то вроде прозрения. Его поразило, казалось бы, впервые, что цивилизация и прогресс на самом деле не улучшили людей; они оказали ужасное разрушительное влияние на нравы людей, которые когда-то были хорошими.

Руссо воспользовался этим пониманием и превратил его в центральный тезис своего знаменитого Рассуждения об искусстве и науке , получившего первую премию на газетном конкурсе. В эссе Руссо выступил с резкой критикой современного общества, которая бросила вызов центральным принципам мысли Просвещения. Его аргумент был прост: люди когда-то были хорошими и счастливыми, но по мере того, как человек выходил из своего досоциального состояния, он стал мучиться пороком и впал в нищету.

Руссо рисовал историю мира не как историю прогресса от варварства к великим мастерским и городам Европы, а как историю регресса от привилегированного состояния, в котором мы жили просто, но имели возможность слушать наши потребности. В технологически отсталой предыстории, в «естественном состоянии» Руссо (l’état de nature), когда мужчины и женщины жили в лесах и никогда не заходили в магазин и не читали газет, философ представлял себе людей более легко понимающими свои мысли и таким образом, его тянет к основным чертам удовлетворенной жизни: любви к семье, уважению к природе, благоговению перед красотой вселенной, любопытству к другим, вкусу к музыке и простым развлечениям. Естественное состояние также было нравственным, управляемым жалостью (жалостью) к другим и их страданиям. Именно из этого состояния нас вытащила современная коммерческая «цивилизация», оставив нас завидовать, тосковать и страдать в мире изобилия.

Руссо осознавал, насколько противоречивым был его вывод — он предвидел «всеобщий протест» против своего тезиса, и «Рассуждение» действительно вызвало немало откликов. Руссо обрел известность.

Что такого было в цивилизации, что, по его мнению, развратило человека и вызвало это моральное вырождение? Что ж, в основе его враждебности лежало его заявление о том, что движение к цивилизации пробудило в человеке форму «любви к себе» — amour-propre — которая была искусственной и основывалась на гордыне, ревности и тщеславии. Он утверждал, что эта деструктивная форма любви к себе возникла в результате того, что люди переезжали в более крупные поселения и города, где они начали смотреть на других, чтобы понять свое самоощущение. Цивилизованные люди перестали думать о том, чего они хотят и что чувствуют – и просто подражали другим, вступая в разорительные соревнования за статус и деньги.

Рассуждения о происхождении неравенства

Первобытный человек, отмечал Руссо, не сравнивал себя с другими, а сосредоточивался исключительно на себе — его целью было просто выжить. Хотя Руссо на самом деле не использовал термин «благородный дикарь» в своих философских сочинениях, его описание естественного человека вызвало увлечение этим понятием. Для тех, кто мог бы увидеть в этом невероятно романтическую историю, которую можно объяснить фантазией легковозбудимого автора, затаившего обиду на современность, стоит задуматься, что если восемнадцатый век прислушался к аргументу Руссо, то главным образом потому, что до него один яркий пример его очевидных истин в форме судьбы индейского населения Северной Америки.

Отчеты об индийском обществе, составленные в шестнадцатом веке, описывали его как материально простое, но психологически полезное: сообщества были небольшими, сплоченными, эгалитарными, религиозными, игривыми и воинственными. Индейцы, несомненно, были отсталыми в финансовом отношении. Они жили за счет фруктов и диких животных, спали в палатках, имущества у них было немного. Каждый год они носили одни и те же шкуры и обувь. Даже у вождя может быть не больше копья и нескольких горшков. Но среди простоты был отчетливый уровень удовлетворенности.

Раннее изображение жизни в индейской деревне.

Однако всего за несколько десятилетий после прибытия первых европейцев статусная система индийского общества претерпела революцию благодаря контакту с технологиями и роскошью европейской промышленности. Важна была уже не чья-то мудрость или понимание путей природы, а владение оружием, драгоценностями и алкоголем. Индейцы теперь мечтали о серебряных серьгах, медных и латунных браслетах, оловянных перстнях, ожерельях из венецианского стекла, долотах для льда, ружьях, алкоголе, чайниках, бусах, мотыгах и зеркалах.

Эти новые увлечения возникли не случайно. Европейские торговцы сознательно пытались вызвать у индейцев желание, чтобы побудить их охотиться на шкуры животных, которых требовал европейский рынок. К сожалению, их новое богатство, похоже, не сделало индийцев намного счастливее. Конечно, индейцы работали больше. По оценкам, между 1739 и 1759 годами две тысячи воинов племени чероки убили один с четвертью миллиона оленей, чтобы удовлетворить спрос европейцев. Но количество самоубийств и алкоголизма росло, сообщества раскалывались, группировки ссорились. Вождям племен не нужен был Руссо, чтобы понять, что произошло, но тем не менее они полностью согласились с его анализом.

Современный портрет Руссо.

Руссо умер в 1778 году в возрасте 66 лет во время прогулки за пределами Парижа. Последние годы он прожил знаменитостью, живя со своей гражданской женой. Но он также постоянно находился в движении, спасаясь от преследований в Женеве после того, как некоторые из его более радикальных идей, особенно о религии, вызвали споры (стресс, вызванный этим, также вызвал ряд психических расстройств). Теперь он похоронен в Пантеоне в Париже, и женевцы чествуют его как своего самого известного местного сына.

В наш век, когда богатство и роскошь могут считаться одновременно желанными и чрезвычайно оскорбительными, размышления Руссо продолжают звучать. Он призывает нас избегать ревности и соперничества и вместо этого смотреть исключительно на самих себя в определении собственной ценности. Руссо сказал бы нам, что только сопротивляясь злу сравнения, мы можем избежать чувства нищеты и неадекватности. Несмотря на трудности, Руссо был уверен, что это не невозможно, и, таким образом, он оставляет после себя философию фундаментальной критики, но также и философию глубокого оптимизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *