Жан жак руссо основные идеи кратко: философия и его основные идеи

Жан-Жак Руссо краткая биография – самое важное, основные идеи и интересные факты

Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) — выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи одаренным от природы и разносторонне развитым человеком, был также композитором, музыкантом и ботаником. Вошел в историю как основоположник романтизма в философской науке. Краткая биография Жан-Жака Руссо, наполненная интересными фактами и событиями, будет полезна при изучении истории в 8 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детство и юность

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.

Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.

Библиография

  • 1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
  • 1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
  • 1762 – «Об общественном договоре»
  • 1762 – «Эмиль, или О воспитании»
  • 1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
  • 1782 – «Размышления о правительстве Польши»
  • 1789 – «Исповедь»

Жан Жак Руссо биография кратко французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения изложена в этой статье. Руссо — крупнейший представитель сентиментализма.

Жан Жак Руссо краткая биография

Жан Жак Руссо появился на свет в Женеве 28 июня 1712 года. Мать Руссо умерла во время родов, а отец, женившись вновь, отдал его на обучение сначала к нотариусу, потом к граверу. С детства он очень любил читать.

Родной город Руссо покинул в марте 1728 году. Дальнейшее его обучение было прерывистым: то он обучался в Туринском монастыре, то работал в доме аристократов лакеем. Потом вновь учился в семинарии. Из-за тирании хозяина, он покидает Женеву. После Жан Жак совершает пешее путешествие по Франции и Швейцарии. Чтобы занять свою нишу в жизни писатель сменил несколько работ – наставника, учителя, секретаря. Параллельно с этим сочинял музыку. С 1743 по 1744 — работает в Венеции секретарем французского посольства.

Не имея денег, он не мог жениться на девушке из богатой семьи, поэтому его женой стала обычная служанка. В 1749 году получает премию от Дижонской академии и начал плодотворно сочинять музыку. Он стал популярен.

Руссо в 1761 году публикует 3 романа — «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». После выхода второй книги, общество не поняло ее, и принц Конти объявил «Эмиль» запретной литературой, которую необходимо сжечь. А автора книги сочли предателем, поддав судебному расследованию.

Жан Жак Руссо в страхе расправы бежит из страны. И хотя принц Конти суд заменил ссылкой, автору «Эмиль» всю жизнь мерещились невероятные пытки и костры. Долгие месяцы скитаний привели его на территорию прусского княжества.

Вскоре, возвратившись в Женеву, он пишет новое произведение «Письмо о зрелищах». Оно также вызвало бурю негодований со стороны власти и общества. На этот раз Руссо сбежал в Англию.

С 1770 г. он поселился в Париже, и для него наступила более мирная жизнь; но душевного покоя он всё-таки не знал, подозревая заговоры против него и боясь за свою жизнь.

Умер Жан Жак Руссо 2 июля 1778 года.
Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.)Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723—1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В Париж Руссо вернулся в 1770 г Одним из средств к существованию в это время была переписка нот. Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. В теории гражданского общества выдвинул принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства и выступая с критикой сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце внутреннему голосу совести. Был противником извращенной цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа. Среди произведений —статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс», «Военнопленные», «Рассуждения о науках и искусствах», «Деревенский колдун», «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь», «Пигмалион», «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя». РубрикаКомментарии
Биографии / Руссо Жан-Жак

В Швейцарской Женева 28 июня 1712 года родился французский философ и писатель Жан – Жак Руссо. Его мама прожила чуть больше недели после родов. Отец, прививший ему любовь к книгам, оставляет сына в десятилетнем возрасте на попечение дяди. Мягкий и впечатлительный по природе юный Жан – Жак, имеющий представление по книгам, рано сталкивается с жестокостью чужих ему людей, учится лгать, красть, проявлять трусость. И в 1728 году в шестнадцатилетнем возрасте он сбегает из родного города.

Попав под влияние католического священника Руссо знакомиться с госпожой Варан, которая обучает его письму и грамотной речи. Очень долгое временя они расстаются и вновь встречаются. Под ее кровом Руссо занимается самообразованием: изучает латынь, философию, музыку, ботанику, физику, астрономию и химию. Однако госпожа Варан, промотавшая свое состояние и бросившая мужа имеет скорей негативное влияние на молодого Жан – Жака.

Руссо много скитается, терпит нужду и лишения, пробует себя на разных поприщах, пытаясь заработать себе на жизнь.

Осенью 1741 года Руссо переезжает в Париж, где заводит связи, знакомясь с литературными деятелями эпохи Просвещения. Ближе всех он сходиться с Дидро, но в конце 1760 из-за идейных соображений у них произошла ссора, которая положила конец их дружбе. О чем сам Руссо впоследствии очень сожалел.

В 1745 году он знакомиться с Терезой Левассер, не образованной служанкой, у них рождаются 5 детей, которых отдают в приют. Жан – Жак не любит свою жену, но находит в ней свое утешение.

В 1761 году в уединении он пишет «Юлия, или Новая Элоиза», в 1762 «Эмиль, или О воспитании», а так же «Об общественном договоре» из-за которого вынужден покинуть Париж.

Он умирает 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет, в Эрменонвиле, успев написать свое последнее творение «Исповедь».

Позже произойдет Великая французская революция, Руссо назовут ее предвестником.

7 класс кратко

Период становления

В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.

В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.

Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.

Мыслитель и философ

Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.

Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества.

В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.

Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Личная жизнь

Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.

Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.

В последние годы жизни Руссо, вернувшийся во Францию, испытывал чувство постоянного беспокойства, ему повсюду мерещились заговорщики. Мания преследования подорвала и без того слабое здоровье философа. Жан-Жак Руссо, биография которого стала символом протеста и борьбы, скончался 2 июля 1778 года.

Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо

  • Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
  • Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
  • В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
  • В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
  • Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.

Концепция прав и свобод в трудах Жан-Жака Руссо

Авторы: Егоянц Жанна Артуровна, Ершова Мария Владимировна

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019 2019-05-24

Статья просмотрена: 7116 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Егоянц, Ж. А. Концепция прав и свобод в трудах Жан-Жака Руссо / Ж. А. Егоянц, М. В. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59452/ (дата обращения: 18.04.2023).



Жан-Жак Руссо является одним из великих мыслителей предреволюционной Франции. Ему принадлежат рассуждения о происхождение и основаниях неравенства между людьми, идеи социальной справедливости. Кроме того, он является теоретиком договорного происхождения государства и теоретиком народного суверенитета [1].

Стоит отметить многообразие произведений, написанных Жан-Жаком Руссо. Основными работами, отражающими его политические, правовые идеи являются: «Рассуждение о происхождение и основаниях неравенства между людьми» (1774 год), «Об общественном договоре» (1762 год), «О политической экономии» (1755 год), «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 год).

Особое внимание Жан-Жак Руссо уделил теории естественного состояния и возникновению государства. Он опровергнул ранее существовавшую теорию, которая была выдвинута посредниками школы естественного права и представил аргументы для выдвижения новой теории естественного состояния как состояния дикости. Жан-Жак Руссо отверг теорию Гроция о том, что естественный человек имеет потребность в общении с людьми и о том, что человек для взаимодействия с другими людьми должен жить в обществе.

Данный вопрос остро стоял еще во времена античности. Стоики в своих учениях также подчеркивали, что человек по своей природе склонен к социальным взаимоотношениям.

Согласно стоикам, первоначальное естественное состояние было «мирным союзом». А эпикурейцы подчеркивали, что человек по своему естеству асоциален. Для них естественное состояние — это война каждого против всех. Несмотря на кардинальные идеи представителей данных школ, они сошлись во мнении, что в начале люди были свободны и равны, как с политической, так и с экономической точки зрения.

Сущность естественного состояния проявляется в равенстве. Жан-Жак Руссо утверждал, что в естественном состоянии человек обладает всем необходимым, у него есть лишь малые потребности, в связи с чем нет взаимодействия с другими людьми, нет нравственных отношений между ними и соответственно нет вражды. Также он говорит, что в естественном состоянии нет понятий о добре и зле, не существует добродетелей и пороков. Главная цель человеческого бытия — стремление к человеческому самосохранению.

Однако положения теории естественного состояния Руссо противоречат изложенным им мыслям в статье «Политическая экономия», написанной для Энциклопедии в 1755 г.

, в которой Руссо утверждает, что частная собственность самое священное право человека, может быть, более священное, чем сама свобода.

Жан-Жак Руссо говорит о том, что естественный человек живет страстями и не следует рассудку. Однако с развитием общества развивается и разум человека. Возрастают и потребности человека, для удовлетворения которых возникает необходимость вступать в разнообразные отношения с людьми. В связи с чем появляется борьба интересов, возникают конфликтные ситуации.

Как следствие у людей появляются интересы материального характера и остро встает вопрос о частной собственности, что служит поводом для возникновения государства. Таким образом, появляется первая форма социального неравенства — имущественное неравенство, что подразумевает деление общества на богатых и бедных. Между двумя классами ведется борьба. Целью богатых является сохранность своей собственности и увеличения своего материального состояния. Богатые желают поработить бедных, чтобы последние не посягали на их имущество.

Для этого обманным путем предлагают заключить общественный договор и создать аппарат публичной власти. В результате общественного договора возникло государство и новый вид социального неравенства — политическое: между правящими и управляемыми.

Третьей формой неравенства является установление в государстве деспотической власти. Необходимо политическое решение, направленное на восстание и создание нового государства, призванного обеспечить свободу и равенство на основе нового общественного договора.

Насущным остается вопрос, связанный с частной собственностью. Ее невозможно уничтожить, однако следует установить законодательно закрепленные ограничения. Также, общественное достояние должно возрастать.

Суть общественного договора — суверенитет народа [2]. Сувереном всегда является только народ, есть нечто иное как коллективное существо, осуществляющее законодательную власть непосредственно. Каждый человек должен подчиняться только закону для того, чтобы оставаться свободным.

Несмотря на то, что Новгородцев считает значимым учения о суверенитете народа, он в тоже время совместно с другими представителями русского либерализма XX века, такими как Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Г. Д. Гурвич показывает ограниченность концепции народного суверенитета в интерпретации Руссо [3]. Понятие неотчуждаемых прав личности противоречит понятию «общей воли», а неотчуждаемые права личности противоречат абсолютному народоправству, общественное мнение есть только путь к образованию справедливого закона, общая воля может воплотиться только в маленьких патриархальных государствах.

Особенный интерес проблема общей воли и воли всех вызывает в связи с революционными событиями 1917 года, когда мыслители видят на практике неоднозначные последствия реализации воли народа [4].

Не случайно статья Н. А. Бердяева названа «Об истинной и ложной народной воле», в ней он ведет спор с Руссо. Для Бердяева народная воля является только волей всех, общая воля народа не может быть выражена самим народом, не может быть выражена и Учредительным собранием. Как и представители консервативной мысли, Бердяев резко критикует парламентаризм и формальную демократию.

Политический идеал для Жан-Жака Руссо — республика, основанная на имущественном равенстве. Он также считал, что монархия целесообразна для больших государств, аристократия — для средних, демократия — для небольших. Приведенные идеи Руссо по поводу лучшей формы правления нельзя анализировать на примере современного общества в целом [5]. На сегодняшний день неопровержим тот факт, что в современных монархиях уровень и качество жизни выше, чем в некоторых республиках. Более того, в отличие от ряда республик, в европейских монархиях имеет место высокий уровень демократии и строгое соблюдение прав человека. Он является сторонником непосредственной демократии без политических партий. Стоит отметить, что он критикует представительную демократию и критикует теорию государственного суверенитета.

Таким образом, основным вкладом Жан-Жака Руссо является обоснование необходимости предоставления права принять закон народу. Также он рассмотрел вопрос о социальном равенстве и его разрешении на законодательном уровне [6]. Важным аспектом является и то, что идеи Жан-Жака Руссо были в последующем отражены в НПА. Принятая в 1789 году декларация прав человека и гражданина закрепила в статье 1, что «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», в статье 2: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». Они также были перефразированы и в Конституции Франции 1791 г. и 1793 г.

Литература:

  1. Алексеев-Попов В. С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо. // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М., 1969. — С. 487–554.
  2. Евгеньев-Максимов В. Апостол свободы и социальной справедливости // Жизнь для всех. 1912. — № 8. — Стб. — С.1199–1211.
  3. Герман Л. Памятник революционно-политической мысли XVIII века // Книга и пролетарская революция. 1938. — № 10–11. — С. 94–100. // Рец. на: Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре, или принципах политического права.
    — М.: Соцэкгиз, 1938. — С. 124.
  4. Бердяев Н. А. Об истинной и ложной народной воле // Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917–1918 гг. — СПб., 1999. — С. 264–274.
  5. Дивильковский А. Наш 200-летний современник: (Ж. Ж. Руссо) // Современный мир. 1912. — № 9. — С. 234–245.
  6. Живов В. Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 91. — С. 114–140.

Основные термины (генерируются автоматически): естественное состояние, общественный договор, частная собственность, возникновение государства, естественный человек, народный суверенитет, общая воля, основание неравенства, социальное неравенство, суверенитет народа.

Похожие статьи

Народовластие,

народный суверенитет и демократия в рамках…

Народный суверенитет является, таким образом, противопоставлением суверенитета монарха, при котором монарх воспринимается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель абсолютистской, самодержавной государственной власти.

Суверенитет современного государства: проблемы…

Анализируются современные научные подходы к пониманию суверенитета в условиях развития принципиально новой всемирной системы отношений между странами и народами на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах жизнедеятельности…

Государственный

суверенитет в современных условиях

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами. В настоящее время слово «суверенитет» является одним из самых употребительных и обсуждаемых.

Суверенитет РФ в условиях современной интеграции

Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности. В. А. Лебедев и В. В. Киреев…

Правовой

суверенитет в условиях глобализации

Суверенитет является одним из всеобъемлющих свойств государства, которое предполагает неограниченность самостоятельности

Он характеризует независимость государства не только в политической сфере, но также и в экономической, социальной и других сферах нашей…

Право

народов на самоопределение | Статья в журнале…

Основой же для возникновения идеи самоопределения народов послужили идеи великой Французской

Правительства вынуждены были основываться на воле народа, несогласные с правительством

Итак, в ст. 22-ой Устава Лиги Наций было закреплено неравенство народов.

Общественный договор как основа политической концепции. ..

Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми.

По мнению Локка элементы социального договора являются началом для обозначения этики

Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он…

Основания философии истории Ж.-Ж. Руссо и И. Канта

Первобытное состояние, дикость. Этическое состояниеестественное. Выход из дикости: первые проявления культуры, первые изменения в мышлении и

Возникновение государств республиканского типа – вхождение в эпоху сословно-иерархического внутригосударственного…

П.И.Новгородцев о правах

человека, нравственности и идеалах…

Ещё на этапе разработки законопроекта о правах человека, Новгородцев настаивал (соглашаясь с Соловьевым), что настоящая нравственная свобода, а также нравственно развитое общество без должных гарантий со стороны права и государства остается пустой фикцией.

Похожие статьи

Народовластие,

народный суверенитет и демократия в рамках…

Народный суверенитет является, таким образом, противопоставлением суверенитета монарха, при котором монарх воспринимается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель абсолютистской, самодержавной государственной власти.

Суверенитет современного государства: проблемы…

Анализируются современные научные подходы к пониманию суверенитета в условиях развития принципиально новой всемирной системы отношений между странами и народами на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах жизнедеятельности…

Государственный

суверенитет в современных условиях

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами. В настоящее время слово «суверенитет» является одним из самых употребительных и обсуждаемых.

Суверенитет РФ в условиях современной интеграции

Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности. В. А. Лебедев и В. В. Киреев…

Правовой

суверенитет в условиях глобализации

Суверенитет является одним из всеобъемлющих свойств государства, которое предполагает неограниченность самостоятельности

Он характеризует независимость государства не только в политической сфере, но также и в экономической, социальной и других сферах нашей. ..

Право

народов на самоопределение | Статья в журнале…

Основой же для возникновения идеи самоопределения народов послужили идеи великой Французской

Правительства вынуждены были основываться на воле народа, несогласные с правительством

Итак, в ст. 22-ой Устава Лиги Наций было закреплено неравенство народов.

Общественный договор как основа политической концепции…

Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми.

По мнению Локка элементы социального договора являются началом для обозначения этики

Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он. ..

Основания философии истории Ж.-Ж. Руссо и И. Канта

Первобытное состояние, дикость. Этическое состояниеестественное. Выход из дикости: первые проявления культуры, первые изменения в мышлении и

Возникновение государств республиканского типа – вхождение в эпоху сословно-иерархического внутригосударственного…

П.И.Новгородцев о правах

человека, нравственности и идеалах…

Ещё на этапе разработки законопроекта о правах человека, Новгородцев настаивал (соглашаясь с Соловьевым), что настоящая нравственная свобода, а также нравственно развитое общество без должных гарантий со стороны права и государства остается пустой фикцией.

Религия и основание Соединенных Штатов » Интеллектуальное влияние на Декларацию независимости

Хотя Декларация независимости оказала большое влияние, наиболее заметным было влияние Общественного договора. Общественный договор является соглашением между правительством и его гражданами и определяет права каждой стороны. Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо наиболее известны созданием политической философии общественного договора. В «Общественном договоре» говорится, что «люди рождаются в анархическом состоянии природы. Затем, применив естественный разум, образовали общество (и правительство) посредством договора между собой». Другими словами, люди рождаются в мире без каких-либо знаний или мнений, но затем развивают свои взгляды на основе своего общества. Их общество, в свою очередь, подвергается влиянию и изменению в зависимости от убеждений людей. Личный интерес, или «личный интерес или выгода», вдохновляет общество и правительство, черпающее свою силу из народа. Общественный договор гласит, что «разумные люди» должны верить в организованное правительство, и эта идеология сильно повлияла на авторов Декларации независимости.

Джон Локк считал, что правительство обязано следовать воле
создавшего его большинства или народному суверенитету. Он считал, что все граждане равны в глазах правительства. Локк разработал «отраслевую» систему правления, состоящую из известных нам сегодня законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Если правительство не выполняет своих обязанностей, то граждане имеют право взбунтоваться и сместить подставного лица. Эта идея вдохновила колонистов и побудила их бороться против британцев за независимость. Локк известен тем, что сделал заявление о том, что все люди имеют право преследовать «жизнь, свободу и погоню за собственностью». В Декларации независимости Томас Джефферсон изменяет это утверждение, заявляя, что все люди имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Джон Локк объединил «индивидуализм в рамках закона природы и границ законной государственной власти». Работа Локка вдохновила Декларацию независимости, а затем и Конституцию США. Он также вдохновил многих других известных документов, написанных в эпоху революции, включая Декларацию прав человека и гражданина.

У Локка, Гоббса и Руссо была своя собственная интерпретация общественного договора.
Локк считал, что люди естественным образом имеют право на жизнь и частную собственность («Два трактата о правительстве», 1690 г.), Гоббс считал, что в мире не существует правильного и неправильного («Левиафан», 1651 г.), а Руссо считал, что правительство должно полагаться на общая совокупность граждан, la volonté générale, или общая воля народа. (Du contrat social, 1762)

Каждая из этих интерпретаций послужила источником вдохновения для Декларации независимости.


Мысли Руссо о неравенстве

Пред. След.

  • 03 нояб. 2021

Жан-Жак Руссо был французским политическим теоретиком и философом. Он считается очень влиятельным из-за его влияния на лидеров Французской революции и эпохи Просвещения. Одной из его наиболее заметных работ является его теория неравенства, изложенная в его книге 9.0022 Беседа о неравенстве . Эта книга представляет собой критику современного мира и дает представление о том, как общество могло развиваться. В ходе этой статьи мы попытаемся понять мысли Руссо о неравенстве.

Два вида неравенства

Руссо упоминал о существовании 2-х видов неравенства — Естественного и Нравственного. Первый относится к неравенству, возникающему из-за состояния здоровья, возраста или физических особенностей. С другой стороны, моральное неравенство устанавливается человеком. Из этих двух социальных неравенств естественное неравенство является генетическим и не может быть предотвращено, в то время как моральное неравенство неестественно и может быть предотвращено.

Чтобы изложить свои идеи о неравенстве, Руссо использовал мысленный эксперимент, естественное состояние. В результате высказанные им мысли не являются исторически точными. Эксперимент представляет собой теоретическую фикцию, цель которой — понять происхождение современного человека таким, какой он есть сейчас.

Естественный человек и человек цивилизации

Согласно Руссо, есть естественный человек, который по своей сути силен и более упорядочен по сравнению с окружающими его животными. Он лишен нравственного чувства и не знает, что такое добро или зло. Он живет для того, чтобы удовлетворять свои потребности, а именно — в еде, сексе и отдыхе, — которые он легко может удовлетворить. Он наивен и доволен всем, что имеет, в то время как цивилизованный человек полон эгоизма. Естественный человек характеризуется жалостью и сочувствием. Также он не может терпеть боль и голод. В результате у него нет причин не быть диким. Для сравнения, естественный человек сильнее человека цивилизации, и первый может легко победить второго в бою. Естественный человек тоже не осознает, что всего он может извлечь из природы, и просто занимается удовлетворением своих желаний.

Руссо сказал, что естественный человек чрезвычайно похож на животное, за исключением того, что он может улучшить свою жизнь. Его определяют две основные характеристики — жалость и самосохранение. Жалость держит его ближе к другим, а самосохранение подталкивает к одиночеству. Несмотря на противоположность, эти две черты уравновешивают его жизнь, и среди всех естественных людей почти нет неравенства. С другой стороны, инстинкт сделать свою жизнь лучше толкает человека от его естественного состояния к эгоистичной и безнравственной жизни.

Со временем человеку пришлось преодолевать трудности, создаваемые природой, а также другими живыми существами, ему приходилось изобретать методы, облегчающие жизнь. Например, ему приходилось есть рыбу, чтобы избежать нехватки еды, вызванной голодом или затяжными зимами. Ему также приходилось убивать животных ради плоти, а также использовать их кожу в качестве одежды. Эти повторяющиеся события знакомили человека с ними. Он начал воспринимать их по-другому, и это различие, свидетелем которого стал человек, отделило его от всех других животных, сделав его выше.

Руссо также предположил, что языки развивались вместе с человеком, вырабатывавшим сложные идеи. Крики, жесты и несколько подражательных звуков — вот все, что веками составляло язык. Языки развивались, поскольку в том, что человек хочет передать, больше смысла, и это требует специализации. Следовательно, сегодня у нас есть много языков, на которых говорят по всему миру. Также благодаря эволюции языков человек способен развивать свои рассуждения.

Понятие собственности

Институт собственности возник после начала земледелия. Человек понял, что он не может владеть своей продукцией, если ему не удастся владеть землей, которую он возделывает. В конце концов, мужчины начали утверждать, что, поскольку урожай принадлежит ему, то и земля тоже. Не было бы неравенства, вытекающего из этого, если бы все были одинаково квалифицированы, что было не так. Самые трудолюбивые получали больше прибыли и становились богаче.

Руссо писал: «Первый человек, который, огородив участок земли, вздумал сказать: «Это мое» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы поверить ему, был истинным основателем гражданского общества. От каких преступлений, войн, убийств, от каких страданий и ужасов был бы избавлен род человеческий, если бы кто-нибудь вытащил ставки или засыпал ров и закричал своим ближним: «Не слушайте этого самозванца!» Он также добавляет. , наиболее подходящим в таких обстоятельствах было бы преобразование деградирующего общества в чисто демократическое, обладающее властью «заставить людей быть свободными» и обеспечить отсутствие неравенства.

С появлением концепции кражи собственности неравенство среди людей усилилось. Это также привлекло внимание к проблеме бедности, поскольку не каждый мог владеть ограниченной собственностью. Затем было введено моральное неравенство из-за того, что любой мог владеть собственностью, независимо от своих физических характеристик. Из-за изобретения обществ и собственности необходимый труд был разделен между разными людьми, владевшими землей. Это разделение труда и концепция собственности позволяли владельцам собственности доминировать над бедными и эксплуатировать их. Это привело к конфликтам между богатыми и бедными, чего иначе не могло бы произойти, если бы человек не вышел из естественного состояния.

Корни неравенства

Руссо не предлагал отрицать собственность как таковую — вместо этого он критически относился к различиям, создаваемым институтом собственности. Человечество должно стать свидетелем разрыва между богатыми и бедными (или имущими и неимущими), когда богатые считают, что бедные им подчиняются. Они знают, как приятно было бы командовать бедняками и пытаться приобретать новых рабов за счет уже имеющихся. Между ними существует конфликт, и решением является создание бедными политических обществ, посредством которых они могут обеспечить защиту своих интересов. В результате этого существует общественный договор между богатыми и бедными, как это было выдвинуто Руссо.

Но здесь есть одна загвоздка: богатые признают тот факт, что бедные стремятся к войне с ними, чтобы положить конец несправедливому господству. В результате богатые обманом заставляют бедных присоединиться к политическим обществам, которые обеспечивают им равенство, которого они требуют. Однако эти общества освящают угнетение бедных богатыми, тем самым узаконивая его и делая неотъемлемым признаком гражданского общества, которое должно стать постоянным.

Руссо отверг веру Просвещения в человеческий прогресс разума посредством науки и техники. Появление технологий, согласно Руссо, еще больше увеличило неравенство, сыграв важную роль в формировании человеческой психологии. Сельское хозяйство и технологии, которые мы считаем благом, сыграли чрезвычайно важную роль в проведении линии гендерных ролей. Братство и сотрудничество между мужчинами привели к восприятию женщин ниже мужчин. Это также предложило мужчинам новый способ дискриминации определенной части общества. В этот момент отношения стали больше основываться на преимуществах, а не на жалости. Власть богатых и кражи, совершаемые бедными, были вызваны необходимостью (или жадностью) и оба были лишены сострадания и справедливости. Эта постоянная борьба между богатыми и бедными никогда не прекращалась, но было огромное кровопролитие из-за многочисленных войн. Различия между мужчинами развивались со временем из-за обстоятельств, в которых они находились, и это стало постоянным только в долгосрочной перспективе. В то время как цивилизация умножала потребности человека, его неспособность удовлетворить их делала его несчастным — она лишь выявляла человеческий упадок, измеряемый человеческим несчастьем.

Со временем мужчинам стало необходимо обладать и другими качествами, такими как остроумие, красота, таланты и сила среди многих других. Со временем, несмотря на то, что у богатых было все необходимое, им требовались услуги бедняков. С другой стороны, бедные нуждались в помощи богатых. Даже срединный путь не мог позволить им жить независимо. Был бесконечный конфликт между богатыми и бедными, а также между людьми, преследовавшими свои интересы, в сочетании с тайным желанием предать друг друга. Ревность, ненасытные желания, намерение причинить друг другу вред и ложное проявление доброты сказывались на собственности и, что более важно, способствовали росту неравенства.

По сути, он был сторонником приблизительного социального равенства, а не полного равенства. Он отверг идею о том, что социальное неравенство отражает естественное неравенство талантов. Например, богатый человек не будет называться богатым, если он богат талантами (слово богатый здесь является отражением только его богатства), а человек, о котором говорят, что он беден, по существу не беден талантами (здесь бедный относится только к богатству, которым он обладает).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *