«Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель
?Previous Entry | Next Entry
Автор: Инна Гуляева |
Распределение ответственности между участниками коммуникации – один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений. «Треугольник Карпмана» – это модель коммуникации, которая наглядно и раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант-клиент, партнер–партнер,нача Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Роли: «Жертва», «Преследователь» и «Спаситель». Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву. Потом появляется спасатель, который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но»… Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. 1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо) 2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так) Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен. Нужна только жертва и спасатель. Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу. Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе. Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то так (это другой путь взять на себя чужую ответственность). ТЕХНИКА ВЫХОДА ЗА ПРЕДЕЛЫ ТРЕУГОЛЬНИКА |
Контекст Подумайте о взаимоотношениях, которые вас не устраивают. Это могут быть даже просто некие внутренние противоречия или внутренние представления о противоречиях. Ваша Роль Определите, какую роль вы чаще всего играете в этой ситуации. Возможно, вы постоянно пытаетесь играть роль Жертвы, или постоянно вращаетесь в треугольнике – тогда просто попробуйте определить, кем вы бываете чаще всего. Какие чувства и убеждения наиболее характерны для вас в этой ситуации? Составьте их список. Выйти за пределы А теперь выйдите за пределы треугольника и попробуйте найти место, чувства и убеждения, в котором, по вашему мнению, наиболее подходящие для этих ранее проблемных взаимоотношений. Это можно сделать вполне физически – мысленно обозначьте область на полу, которая для вас является треугольником. Попробуйте там вспомнить все основные чувства и переживания, соответствующие вашим отношениям. А потом просто физически шагните за его пределы и походите по комнате, в поисках более подходящего места. Переход Отойдите в сторону и сравните ваши чувства в первом и втором случае. Определите, что вам нравится больше. Примите решение выйти за пределы треугольника (если хотите). Проверка результата и привязка к будущему. Подумайте, а как повлияет это изменение на вас и вашу жизнь. Не повредит ли это вам.
|
- Current Mood: quixotic
September 2022 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
- livejournal
- livejournal : «Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель [+0]
Powered by LiveJournal. com
что такое и как с этим жить
О треугольнике Карпмана не слышал только ленивый: эта модель человеческих отношений описывает все наши взаимодействия и многое объясняет.
Фото: ru.best-wallpaper.net
Подробно о том, как устроен треугольник Карпмана и как его можно применить, читайте в этой статье.
Жертва, спасатель и тиран
Итак, действующими лицами треугольника являются три участника: жертва, спасатель и тиран. Тираном может быть кто угодно: например, строгий начальник, который отчитывает вас, тогда вы – жертва, а вот когда вы жалуетесь на начальника подруге, она становится спасателем. Тиран – это источник боли, обвинения, жертва – тот, кто терпит и страдает, а спасатель – тот, кто выслушивает жертву и пытается ей помочь. Типичные случаи треугольника Карпмана такие: злой муж-тиран, жена-жертва, подруга жены в роли спасателя; мать-тиран, отец-спасатель и ребенок-жертва. Также в роли тиран может выступать и что-то неодушевленное, например, болезнь, тогда жертвой будет сам больной, а тот, кто пытается помочь жертве выздороветь – спасатель.
Почему связь не разрывается
Загвоздка треугольника Карпмана заключается в том, что никто из участников на самом деле не хочет прекращения игры. Тиран обвиняет и получает от этого энергию, жертва жалуется спасателю и ничего не меняет – и снимает напряжение, а спасатель самоутверждается за счет жертвы: она такая неумелая и несчастная, что спасатель рядом с ней сразу ощущает свою мощь.
Получается, что проблема, заявленная жертвой, не решается, а участники треугольника просто ходят по кругу. Спасатель, после того как ему не удается спасти жертву (но мы помним, что жертва и не хочет спасаться), становится жертвой. Бывшая жертва обвиняет спасателя в плохой работе и сама становится тираном. И тогда бывшему спасателю теперь уже самому надо искать себе спасателя – и игра продолжается!
Как разорвать «отношения»
Почему так происходит? Неужели участники не хотят просто прекратить эту игру, решить свои проблемы и заняться чем-то полезным? В том-то и дело, что нет. Тиран тогда лишится своей уверенности в правоте, ему придется почувствовать себя слабым. Жертва перестанет быть жертвой, а она ведь привыкла собирать жалость и поддержку. А спасателю придется признать, что он и сам нуждается в помощи. Все это слишком горькие осознания и люди часто просто не готовы это принять, чтобы измениться самим и разорвать порочный треугольник Карпмана. Куда проще идти по накатанной и не совершать резких движений
Что делать, если вы все же хотите перестать терять энергию, бегая по кругу (то есть по треугольнику)? Если вы тиран – перестаньте все же обвинять всех вокруг. Заметьте собственную боль и посвятите время проживанию этой боли вместо того, чтобы срываться на ком-то. Если вы спасатель – признайтесь, что вам нужна помощь и прекратите сливать энергию жертве-жалобщику. А если вы жертва – подумайте, как вы можете себе помочь? Не спешите жаловаться, найдите в себе силы действовать самостоятельно и спасти себя, не навешивая страдание на окружающих.
Рамблер: последние новостиЛюбовный гороскоп на 30 января 2023 года для каждого знакаГороскоп на 30 января 2023 года — Рамблер/гороскопыФинансовый гороскоп на 30 января 2023 года — Рамблер/гороскопы
Политика в Треугольнике Жертвы
Политика В Треугольнике Жертвы
Существует реляционная диаграмма или инструмент, называемый Треугольником Жертвы, который четко определяет три роли, которые мы играем в Сознании Жертвы: Преследователь, Спасатель и Жертва. Все эти три роли являются частью менталитета жертвы, который считает себя (или других) «находящимися во власти» или «причиненными» другими. Этот болезненный способ восприятия жизни становится линзой, через которую мы смотрим на все, в том числе и на политику.
Всю нашу политическую структуру можно найти в Треугольнике Жертвы! Например, я рассматриваю либеральную точку зрения в первую очередь как менталитет Спасателя. Подобно хорошим Спасателям, Либералы хотят спасти других. Они считают себя дарителями… и постоянно ищут способы обеспечить тех, кого они считают «обделенными». Спасатели – люди-угодники. Они не хотят задеть чьи-либо чувства. (Подумайте о «политкорректности».) Они постоянно пытаются защитить тех, кого считают менее удачливыми или каким-то образом пострадавшими от жизни. Чувство вины — их эмоциональный стимул.
Хотя эта точка зрения благонамеренна, у нее есть и теневая сторона. Жалость часто путают с состраданием те, кто захвачен этим менталитетом Спасателя. Практикуемый в крайних случаях, такой образ мышления на самом деле может поощрять позицию жертвы у тех, кому они «помогают». «Выученная беспомощность» чаще всего является непреднамеренным результатом. (Вспомните «подачки правительства».) Люди, которые выросли под руководством непревзойденного Спасателя, часто чувствуют себя искалеченными из-за неспособности позаботиться о себе. Их так долго носил их благонамеренный Опекун, что они поверили, что мир должен заботиться о них; они чувствуют, что имеют право на заботу. Ведь от них и не ожидалось, что они смогут это сделать, и тогда их чувство неумелости переходит в обиду, а то и в откровенную злость на тех, кто их «нянчил».
В либеральной политике дядя Сэм играет роль главного спасателя. И политика спасения не видит, как их включение вместо этого на самом деле отключает. Такое спасение невольно порождает общество, полное «беспомощных младенцев», которые затем обращаются к своим Спасителям, становясь преследующими хулиганами, когда их требования и ожидания не оправдываются. Теперь Спасатели переходят к позиции Жертвы в Треугольнике Жертвы, чувствуя себя неоцененными теми, кому они «только пытались помочь», и чувствуя вину за то, что их попытки спасти не увенчались успехом. Классический либерал-спасатель хочет, чтобы жизнь была совершенно справедливой и равноправной, и чувствует себя обязанным протестовать против несправедливости жизни, как будто это ее исправит.
Реальность, однако, несправедлива… и когда мы сопротивляемся Реальности, мы всегда проигрываем. Реальность побеждает КАЖДЫЙ РАЗ. Вы заметили? Где можно найти покой в таком сопротивлении? Но как же нам обрести покой в мире, который не основан на справедливости?
Это важный вопрос. Я обнаружил, что можно обрести покой, даже если Реальность не такая, какой я хочу ее видеть, но ответ не найден путем устранения оппозиции. Это не принесет нам ни мира, ни гармонии; мы также не сможем построить лучший мир, избавившись от оппозиции. Это потому, что мир состоит из равных и противоположных полярностей. Так утверждает Универсальный Закон. У всего есть две стороны (подумайте, инь-ян, мужчина-женщина, тьма-свет… нужно ли мне продолжать?), и на это есть причина. Движение на каждом уровне вызвано объединенным усилием противоположностей. Возьмем, к примеру, ходьбу; Каждый шаг вперед требует полного сокращения мышц ноги, за которым следует полное разгибание той же ноги. Без этого нет движения вперед. Какую противоположность вы бы устранили — сокращение или расширение? Очевидно, что мы не можем устранить ни то, ни другое и рассчитываем ходить. Нет, это не избавление от одной полярности или другой, это нахождение баланса между двумя крайностями, что делает возможным плодотворное сотрудничество.
После всего сказанного давайте исследуем другую крайность.
Как и все аспекты жизни, наше политическое тело также состоит из поляризованных противоположностей – и прямо напротив Спасителя сидит Преследователь, полная и противоположная крайность.
Теперь, прежде чем мы решим, что это плохо, позвольте мне напомнить вам, что в Треугольнике Жертвы НЕТ правильных и неправильных позиций! Для продвижения вперед нужны обе крайности. Одна позиция не лучше другой; роли Спасателя и Преследователя являются двумя крайностями Жертвы, поэтому обе могут привести только к Жертве в Треугольнике.
Конечно, как только мы оказываемся в Треугольнике Жертвы, независимо от того, с чего мы начинаем, мы просто перемещаемся по Треугольнику, переходя от одной роли к другой, пока неизбежно снова не окажемся в Жертве. Но, основываясь на нашем особом восприятии жизни, у каждого из нас есть первичная позиция, или «Начальные ворота», которая служит нашей домашней базой. Наше положение Стартовых Ворот определяет, как мы будем двигаться по Треугольнику. Это означает, что Спасатели передвигаются по Треугольнику совершенно иначе, чем Преследователи, и Жертвы Стартовых Врат тоже имеют свой особый способ передвижения по Треугольнику.
В треугольнике жертв республиканцы чаще находятся на стороне преследователей. Они очень верят в необходимость заботиться о себе и хотят, чтобы их оставили в покое для этого. Подобно контролирующим и чрезмерно строгим родителям, Преследователи могут склонны использовать любые доступные им средства, чтобы контролировать и защищать то, что, по их мнению, принадлежит им. Они думают с точки зрения сдерживания. Они считают, что расширение происходит лучше всего, когда есть периметры, законы и границы. Они не любят неконтролируемой экспансии. Они не возражают против того, чтобы сказать «нет», и их не слишком заботит, нравится это другим или нет. Они верят в то, что нужно «провести линию на песке» и держаться за нее. Кто-то может назвать это негибкостью: они предпочитают статус-кво, сопротивляются изменениям и стараются сохранить все таким, каким оно было задумано изначально. Это сильно отличается от полярности Спасателя, который склонен «плыть по течению» и/или «следовать своим чувствам», изо всех сил стараясь «держать линию». Политика Спасателя основывается на эмоциях, а Политика Преследователя — на воле.
С позиции Преследователя республиканцы-консерваторы склонны видеть опасный мир. Они меньше сосредоточены на исправлении того, что не так, и больше на защите страны от тех, кто хочет ее разрушить. Преследователи скорее удерживают, чем отпускают; они, как правило, хотят сдерживать, защищать и охранять то, что принадлежит им.
Преследователи, как правило, индивидуалисты. Они хотят, чтобы их оставили в покое, чтобы жить своей жизнью с минимальным вмешательством со стороны кого бы то ни было, особенно правительства. Они считают, что лучшая защита — это сильное нападение. Они считают, что все работает лучше всего, когда каждый заботится о себе, и они ожидают, что люди позаботятся о своих семьях и обществе, а не ждут, что это сделает правительство.
Мировоззрение Спасателя/Либерала, напротив, чувствует необходимость уравнять всех, взяв у тех, у кого, по их мнению, «слишком много», и отдав тем, у кого меньше. Ничто не вызывает гнев консерваторов-преследователей быстрее, чем то, что кто-то отбирает у них (вспомните о повышении налогов) то, ради чего они упорно трудились. Они возмущаются, когда другие пытаются контролировать их успех или вмешиваться в их дела. (Подумайте о вмешательстве правительства.)
Сознание Преследователя видит в других берущих… и поэтому они становятся берущими в своем стремлении избежать захвата. Это борцы, которые считают, что должны защищать свои права на независимость, на свободу, на успех и т. д. Когда они воспринимают эти права как находящиеся под угрозой, они оскорбляются. Это точка зрения консерваторов/преследователей на треугольник жертвы.
Важно помнить, что и у Спасателей, И у Преследователей есть свои сильные стороны. Например, Спасатели, естественно, стремятся к единству через служение. Их дар — сострадание. Преследователи, с другой стороны, являются защитниками, часто лояльными к вине. Их сила заключается в способности противостоять невзгодам — важном навыке, если мы хотим полностью принять «да» жизни. Ибо мы не можем по-настоящему сказать «да», пока не сможем сказать «нет» тому, чего мы не хотим. Способность придерживаться твердой линии, даже когда другие не одобряют ее, дает место для сострадания без мученичества. Таким образом, обе полярности необходимы, если мы действительно хотим двигаться вперед.
Когда мы принимаем ту или иную сторону полярности, мы просто противостоим друг другу. Мы ненавидим, обвиняем и радуемся друг другу. Существует тотальное сопротивление и необходимость оправдать или доказать, насколько мы бесспорно правы. Мы наказываем и ругаем тех, кто выступает против нашей точки зрения, и, как 8-10-летние дети, вступаем в драку друг с другом; это каким-то образом докажет, что мы правы, а они нет. Ни правда, ни мир не могут царить в такой атмосфере. Вместо этого мы стоим в полном сопротивлении Реальности, тому самому противоядию от того, куда, как мы говорим, мы хотим, чтобы наша страна пришла. Занятие поляризованной позиции только удерживает нас в ловушке Треугольника Жертвы, сражаясь друг с другом в Сознании Жертвы.
Мир и прогресс рождаются из интеграции двух поляризованных аспектов, столь очевидных в политике. Вместо того, чтобы обвинять друг друга, мы начинаем участвовать в глубоко вдохновляющем танце между противоположностями. Мы учимся уважать силу и сострадание друг друга и искать места, где превосходит каждую полярность, уступая, когда это необходимо, Реальности, ища, как она должна быть такой, какая она есть.
Между прочим, у всех нас есть обе крайности. То, чему мы сопротивляемся в другом, есть только то, что мы отрицательно оценили внутри себя, отрицали и проецировали в них, где мы можем ненавидеть это.
Честно говоря, я могу отождествлять себя с обеими полярностями… Как и у многих из нас, в моей семье есть представители обеих сторон. Это было замечательно для меня, потому что я люблю всех членов моей семьи и предан своим отношениям с ними. Итак, поскольку я люблю их, я хочу понять, как они видят вещи. В результате у меня были широкие возможности внимательно выслушать обе поляризованные крайности, и я смог увидеть себя в разные моменты на обоих концах политического спектра.
В прошлом я видел себя преследующим, обвиняя тех, кого я считал несправедливыми в своих отношениях с другими, и я чувствовал себя вправе желать возмездия за их ошибки. Я также обвинял себя в том, что спасал теми способами, которые заключали в тюрьму, а не освобождали тех, кому я пытался помочь. Ни работы. Ни нападение, ни спасение не помогут нам достичь того, чего мы хотим. Мы должны найти место встречи между ними.
Я стал подвергать сомнению любую политическую точку зрения, которая исходит из места вины или ведет к острой поляризации противоположной позиции, просто потому, что, когда я вижу эту динамику в игре, я знаю, что она находится в треугольнике жертвы.
Я считаю, что мы можем достичь большего понимания, применяя принципы, которые мы узнали, наблюдая за Треугольником Жертвы, и применяя определенные руководящие принципы, которые помогают нам выйти из Треугольника Жертвы.
Я представляю себе время, когда мы сможем осознать важность личной ответственности, а не поощрять растущую зависимость от правительства в обеспечении наших потребностей и благополучия. Я вижу возможность научиться давать людям возможность взять на себя ответственность за свою жизнь так, как они могут . Давайте поднимем наши ожидания относительно того, чего другие МОГУТ достичь, вместо того, чтобы продолжать поощрять зависимость.
А с другой стороны, давайте перестанем взваливать на самоинициаторов бремя спасения. Давайте призовем к лояльности консерваторов-преследователей, чтобы защитить здоровые границы, которые, как мы видим, необходимо установить. Давайте работать вместе, чтобы найти баланс внутри себя и друг с другом, чтобы мы могли научиться состраданию, щедрости, а также развить нашу способность практиковать настойчивую установку границ.
Такая интеграция противоположностей возможна, хотя мы и далеки от нее. Это начинается в нашем собственном уме, в том, как мы видим мир. Мы начинаем с того, что отказываемся сделать другую сторону политической цепи нашим врагом. Мы перестаем видеть в них отклонение от нормы и вместо этого признаем, что им действительно есть что нам предложить. Мы ищем этого, зная, что получаем больше поддержки того, чего мы хотим, чем сопротивление тому, чего мы не хотим.
Мы учимся верить, что маятник колеблется от одной крайности к другой на пути к золотой середине, и поэтому, когда маятник качается в другую сторону полярности, мы ищем способы доверять тому, что Вселенная стремится к какое-то равновесие, понимаем мы, как оно есть, или нет.
Научиться слушать друг друга — это главное. Чтобы слушать, не нуждаясь в защите своей правоты. Слушать так, как будто у другого есть что предложить, а не объявлять его врагом, которого нужно победить. Ясно, что даже если бы нам удалось полностью устранить другую полярность, мы бы только усугубили ситуацию. Только путем интеграции двух подходов может произойти настоящий прогресс.
Желание работать вместе для достижения общих целей мира и взаимопонимания без необходимости обвинять или побеждать друг друга; учимся брать на себя ответственность, как взрослые, вместо того, чтобы чувствовать такую угрозу от их мнений, что мы можем только настаивать на том, что мы правы, а они не правы. Мы учимся стоять твердо, без жесткости и без необходимости заставлять другого становиться на колени. Мы начинаем практиковать признательность за «обоюдность» наших отдельных, казалось бы, противоположных позиций и двигаться к примирению с нашим другим, равным, но полностью противоположным противником.
Мы можем объединиться для того же дела, которое так блестяще было изложено нашими отцами-основателями в Конституции: «создать более совершенный Союз, установить Справедливость, обеспечить внутреннее Спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему Благосостоянию и обеспечить Благословения Свободы нам и нашему потомству».
В противном случае танец Спасателя и Преследователя просто заставляет нас вращаться на карусели Сознания Жертвы.
Прочтите Руководящие принципы реальности
См. видеоинтервью Линн с Перри Чейз на тему «Политика в треугольнике жертвы».
Пассивное спасение жертв утопления — Университет спасателей
Напоминаем, что жертвы пассивного утопления могут находиться где угодно в бассейне, лицом вверх, лицом вниз, на поверхности или под водой. Они могли быть активной жертвой утопления, которая потеряла сознание, потому что спасатели не заметили их, или это могло быть вызвано чем-то другим, например, медицинской проблемой (инсульт, судороги, сердечный приступ и т. в бассейне), употребление алкоголя и т. д. Обязательно поддерживайте пострадавшего, чтобы его рот и нос не находились в воде.
Подход спередиСпасатель подходит к пострадавшему спереди. Ведущей рукой спасатель захватывает руку, противоположную пострадавшему.
Пока спасатель начинает поворачивать пострадавшего лицом вверх, спасательная трубка выдвигается, пока спасатель подтягивает пострадавшего к себе.
Спасательная трубка размещается, как минимум, ниже плеч, но в идеале на пояснице пострадавшего.
Спасатель обязательно поддерживает голову пострадавшего руками. Руки спасателя должны находиться под мышками пострадавшего, отталкивая пострадавшего ногой к ближайшей стене или обозначенному месту выхода.
Подход сзадиСпасатель подходит к пострадавшему сзади и размещает спасательную трубку как минимум под спиной пострадавшего.
Спасатель втягивает пострадавшего в спасательную трубу. Чтобы предотвратить травму, спасатель должен убедиться, что его голова находится сбоку от головы пострадавшего, чтобы убедиться, что пострадавший не ударит его по лицу при размещении на трубе.
Спасатель обязательно поддерживает голову пострадавшего руками. Руки спасателя должны находиться под мышками пострадавшего, отталкивая пострадавшего ногой к ближайшей стене или обозначенному месту выхода.
Подход без изменения направленияСпасатель подходит к пострадавшему сзади и размещает спасательную трубку как минимум под спиной пострадавшего.
Когда спасатель хватает пострадавшего, он переворачивает его лицом вверх, продолжая плыть в том же направлении.
Спасатель обязательно поддерживает голову пострадавшего руками. Руки спасателя должны находиться под мышками пострадавшего, отталкивая пострадавшего ногой к ближайшей стене или обозначенному месту выхода.