Жертва спасатель тиран треугольник: Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель

Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель

В своей жизни человек играет массу ролей: за рулем он водитель, на работе — подчиненный или начальник, дома — семьянин и т.д. Но существуют еще три психологические роли, которые впервые были описаны доктором медицины Стивеном Карпманом. Итак, есть три роли: агрессор, спасатель и жертва. Они и составляют модель взаимодействия между людьми, которая получила название треугольник Карпмана или треугольник судьбы. Участников в этой модели может быть и больше, и меньше трех, но вот ролей всегда остается три. Примечательно, что люди не всегда пребывают в одной и той же роли, а периодически меняются местами. Один и тот же человек даже может играть две разные роли, например, на работе быть жертвой, а в семье — спасателем. Жертвой является человек, которого кто-то обижает. Жертва видит причиной своих проблем третье лицо (агрессора) или обстоятельства, себя же считает слабой и беззащитной, следовательно, нуждающейся в чьей-то помощи. Обычно жертву сопровождают чувства жалости к себе, обиды на окружающих, собственного бессилия и беспомощности.

Постоянно ощущать себя слабым очень трудно, поэтому, когда жертве «причиняют» помощь, со временем она начинает чувствовать гнев и переходит в роль агрессора, а ее спасатель превращается в жертву. Спасатель — самая неочевидная роль. Может показаться, что спасатель — исключительно положительный персонаж, ведь лишь из лучших побуждений можно хотеть помочь жертве. На самом деле любая роль в треугольнике судьбы имеет скрытые мотивы. Спасателю ситуация выгодна, ведь он может самоутверждаться, помогая жертве, или уходить от своих проблем, погружаясь в чьи-то чужие. Обычно Спасателя обуревают чувства гиперответственности и жалости к другим людям, а иногда он ощущает превосходство над жертвой, бывает убежден в своем всемогуществе. Спасатель ждет, что получит ответ на проявленную им заботу, но этого не случается, и тогда он превращается в Жертву или Агрессора. Происходит смена ролей. Агрессором становится тот, кто насаждает свои убеждения. Ему необходимо доминировать над другими людьми, указывая, как правильно им жить, о чем думать и т.
д. Проявление агрессии может осуществляться не только на словах, иногда доходит до физического насилия. При этом в своих проблемах Агрессор винит Жертву. Чувство собственной правоты, желание добиться справедливости и наказать виновных — вот что движет Агрессором. Смена ролей Жертва, Спасатель и Агрессор в определенных обстоятельствах меняются местами. Например, мама, папа и ребенок могут поочередно побывать в каждой из этих ролей. Сначала Агрессором является папа, который навязывает ребенку свою точку зрения, строго наказывая за самые незначительные ошибки. В это время ребенок — Жертва. На его защиту становится мама, которая превращается в Спасателя, защищая ребенка от отца напрямую или оказывая моральную поддержку, когда того нет рядом. В конце концов, у одного из членов семьи происходит изменение роли. Например, маме надоедает тирания папы (мужа), она становится Агрессором, а он Жертвой. Или мама из Спасателя превращается в Жертву ребенка, который привык во всем чувствовать ее поддержку и теперь постоянно требует помощи.
Такие смены ролей могут длиться бесконечно, а участники треугольника даже не будут понимать, что происходит на самом деле. В треугольник Карпмана могут быть включены родственники, коллеги, друзья и даже посторонние люди, которых мы встречаем единожды в своей жизни. Выход из треугольника Чтобы выйти из треугольника, человеку прежде всего необходимо осознать, что он в нем находится. И нужно понять, что в треугольник он втянут не по чьей-то вине, а по своей собственной воле, ведь психологически зрелая личность не попадает на крючок манипуляций. Дальнейшие действия зависят от того, в какой именно роли человек вошел в треугольник. То есть, если человек осознал, что участвует в треугольнике, выполняя роль Спасателя, но изначально был вовлечен в него в качестве Жертвы, то выходить необходимо исходя из состояния Жертвы. Жертва является ключевой ролью в треугольнике. Начать выход из этой роли необходимо постепенно принимая на себя ответственность за свою жизнь, то есть перестать винить Агрессора и найти, в чем заключается собственная ошибка.
Далее нужно развивать умение всегда брать на себя ответственность за свои поступки, научиться принимать решения самостоятельно, не оправдываться ни перед кем, не винить себя и других за свои неудачи, а извлекать из этого опыт. Очень важно не поддаваться на давление Агрессора, не давать Спасателю навязывать свою помощь. Недостаточно выйти из треугольника, необходимо постоянно следить за собой, чтобы не угодить в него снова. Тогда получится стать Наблюдателем, который не участвует в играх. Спасателю нужно научиться не помогать людям, если они этого не просят. Быть безучастным к проблемам других людей — не эгоизм, а понимание того, что каждый ответственен за себя. Поэтому, если не просят — не нужно лезть. Также следует отучиться ожидать награды за свою помощь. Если помогать людям очень хочется, стоит рассмотреть варианты реализации этих потребностей, например, выбрать соответствующую профессию. В этом случае важно помогать людям, которые приходят за помощью, но не становиться опять Спасателем.
Агрессорам следует понять, что они не идеальны точно так же, как и окружающие, поэтому причину несчастий нужно искать в себе, а не в ком-то другом. Необходимо понять, что у каждого человека есть свои убеждения. Никто не обязан принимать вашу точку зрения, это правило действует в обе стороны. Люди, которые находятся в треугольнике, тратят очень много энергии на конфликты между собой. Но избавиться от своих ролей сложно, и в них можно периодически попадать снова, ведь Жертвой, Спасателем или Агрессором становятся в результате определенных травм, чаще всего полученных в детском возрасте. Большинство людей часто попадают в треугольник Карпмана на короткий срок, и если это не мешает жизни и не причиняет вреда, то беспокоиться об этом не стоит. Но если игра продолжается, то эту проблему нужно решать как можно скорее, ведь чем дольше находиться в треугольнике, тем сложнее из него выбраться.

«Как избежать лишних проблем» или «как я оказался сволочью» / Хабр

yanajy

Время на прочтение 2 мин

Количество просмотров 2.7K

Довольно часто отношения между людьми реализуются по схеме «треугольника Карпмана»:

Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву (например, директор ругает программиста). Потом появляется спасатель (например, менеджер), который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но«…

Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:
1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)
2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)

Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен.

Нужна только жертва и спасатель.

Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.

Заступились за сотрудника перед директором? Завтра коллега потребует от вас сделать это ещё раз.
Одолжили денег один раз? Вы обязаны одолжить и второй раз тоже!
Вчера вы сделали за меня часть моей работы? Будьте добры поработать за меня и сегодня!

Конечно, так бывает не всегда. Но очень часто.

Прежде чем «помочь» кому-то — подумайте: действительно ли ваша помощь необходима. И даже в этом случае будьте готовы к тому, что жертвой вы рано или поздно станете.

Лекарство только одно: не вступать в отношения в роли спасателя. Тогда вы не попадёте ни в один конфликт, образующийся по этой схеме (а это примерно 20% от всех конфликтов)

__________________________________________

Вдохновение пришло после прочтения поста и следующего диалога с незнакомым мне человеком:

Alexander: привет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *