Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель
В своей жизни человек играет массу ролей: за рулем он водитель, на работе — подчиненный или начальник, дома — семьянин и т.д. Но существуют еще три психологические роли, которые впервые были описаны доктором медицины Стивеном Карпманом. Итак, есть три роли: агрессор, спасатель и жертва. Они и составляют модель взаимодействия между людьми, которая получила название треугольник Карпмана или треугольник судьбы. Участников в этой модели может быть и больше, и меньше трех, но вот ролей всегда остается три. Примечательно, что люди не всегда пребывают в одной и той же роли, а периодически меняются местами. Один и тот же человек даже может играть две разные роли, например, на работе быть жертвой, а в семье — спасателем. Жертвой является человек, которого кто-то обижает. Жертва видит причиной своих проблем третье лицо (агрессора) или обстоятельства, себя же считает слабой и беззащитной, следовательно, нуждающейся в чьей-то помощи. Обычно жертву сопровождают чувства жалости к себе, обиды на окружающих, собственного бессилия и беспомощности.
д. Проявление агрессии может осуществляться не только на словах, иногда доходит до физического насилия. При этом в своих проблемах Агрессор винит Жертву. Чувство собственной правоты, желание добиться справедливости и наказать виновных — вот что движет Агрессором. Смена ролей Жертва, Спасатель и Агрессор в определенных обстоятельствах меняются местами. Например, мама, папа и ребенок могут поочередно побывать в каждой из этих ролей. Сначала Агрессором является папа, который навязывает ребенку свою точку зрения, строго наказывая за самые незначительные ошибки. В это время ребенок — Жертва. На его защиту становится мама, которая превращается в Спасателя, защищая ребенка от отца напрямую или оказывая моральную поддержку, когда того нет рядом. В конце концов, у одного из членов семьи происходит изменение роли. Например, маме надоедает тирания папы (мужа), она становится Агрессором, а он Жертвой. Или мама из Спасателя превращается в Жертву ребенка, который привык во всем чувствовать ее поддержку и теперь постоянно требует помощи.
Далее нужно развивать умение всегда брать на себя ответственность за свои поступки, научиться принимать решения самостоятельно, не оправдываться ни перед кем, не винить себя и других за свои неудачи, а извлекать из этого опыт. Очень важно не поддаваться на давление Агрессора, не давать Спасателю навязывать свою помощь. Недостаточно выйти из треугольника, необходимо постоянно следить за собой, чтобы не угодить в него снова. Тогда получится стать Наблюдателем, который не участвует в играх. Спасателю нужно научиться не помогать людям, если они этого не просят. Быть безучастным к проблемам других людей — не эгоизм, а понимание того, что каждый ответственен за себя. Поэтому, если не просят — не нужно лезть. Также следует отучиться ожидать награды за свою помощь. Если помогать людям очень хочется, стоит рассмотреть варианты реализации этих потребностей, например, выбрать соответствующую профессию. В этом случае важно помогать людям, которые приходят за помощью, но не становиться опять Спасателем.
«Как избежать лишних проблем» или «как я оказался сволочью» / Хабр
yanajy 000Z» title=»2009-08-05, 18:41″>5 авг 2009 в 18:41Время на прочтение 2 мин
Количество просмотров 2.7K Довольно часто отношения между людьми реализуются по схеме «треугольника Карпмана»:Суть такая: изначально есть тиран, преследующий жертву (например, директор ругает программиста). Потом появляется спасатель (например, менеджер), который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но«…
Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев:
1. Тиран переключает свою агрессию на спасателя (неприятно, но терпимо)
2. Жертва становится тираном и преследует спасателя (да-да, именно так)
Как ни парадоксально это звучит, но чаще всего спасатель получает по заслугам не от тирана, а от жертвы (второй сценарий). Более того, для образования треугольника тиран изначально не нужен.
Проследите конфликтные ситуации в своей жизни — и станет понятно, что многие неприятности образуются именно по этому принципу.
Заступились за сотрудника перед директором? Завтра коллега потребует от вас сделать это ещё раз.
Одолжили денег один раз? Вы обязаны одолжить и второй раз тоже!
Вчера вы сделали за меня часть моей работы? Будьте добры поработать за меня и сегодня!
Конечно, так бывает не всегда. Но очень часто.
Прежде чем «помочь» кому-то — подумайте: действительно ли ваша помощь необходима. И даже в этом случае будьте готовы к тому, что жертвой вы рано или поздно станете.
Лекарство только одно: не вступать в отношения в роли спасателя. Тогда вы не попадёте ни в один конфликт, образующийся по этой схеме (а это примерно 20% от всех конфликтов)
__________________________________________
Вдохновение пришло после прочтения поста и следующего диалога с незнакомым мне человеком:
Alexander: привет.