Жертва спасатель треугольник: Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции

Содержание

Треугольник Карпмана, как он работает

Треугольник Карпмана

(Роль Жертвы, Спасателя, Преследователя)

Все мы играм те или иные роли в своей жизни: водитель, жена, студент, мама. Однако, есть 3 самые распространенные и часто встречаемые роли, которые многие из нас играют и часто совершенно неосознанно.

Итак, знакомьтесь! Главные действующие лица: Жертва, Спасатель, Преследователь (он же Агрессор или Контролер).  Именно они являются участниками пьесы под названием «Треугольник Карпмана» или, как его часто называют, треугольник судьбы.

Кратко остановимся на каждой из ролей.

ЖЕРТВА

Жертва постоянно страдает, всем и всеми не довольна, часто жалуется и вообще, у нее все плохо (несчастная жена, подчиненный, ученик). Жертва гонима Преследователем (это может быть муж, начальник, «плохая» учительница). Преследователь портит Жертве жизнь, а Спасатель ее поддерживает. То есть, Жертва считает, что все плохо из-за Преследователя, а Спасатель ей помогает и вся надежда только на него.

Получается, что сама жертва справиться не в состоянии, ей нужна помощь.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ

Преследователь терроризирует Жертву и противостоит Спасателю. Преследователь недоволен Жертвой, он всячески нападает на нее: критикует, упрекает, контролирует. Как уже говорилось, Преследователем может выступать строгий начальник, «злая» учительница, муж, критикующий жену или жена, недовольная, что муж поздно пришел, да еще и в помаде.

СПАСАТЕЛЬ

Спасает Жертву и противостоит Преследователю. Спасатель не пройдет мимо страданий других, он оказывает помощь в различных формах: советы, действия. В роли Спасателя может быть друг, который дал списать, коллега, который выслушал, какой начальник «редиска» или даже жена, которая на утро лечит (спасает) мужа от похмелья.

На первый взгляд все выглядит очень просто и понятно, если бы не одно НО!

ЖЕРТВА НЕ ХОЧЕТ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ СВОИХ ПРОБЛЕМ!!! Ее цель (вторичная выгода) в перекладывании груза ответственности.

То есть, ее бонус во всей этой игре – отдать ответственность другим. Приз настолько заманчив, что Жертва не перестает играть в эту игру, а, если игроков по близости не оказалось, то Жертва очень легко их найдет и спровоцирует очередную партию зловещего треугольника.  Дополнительно Жертва получает внимание и жалость окружающих.

СПАСАТЕЛЬ ВОВСЕ НЕ ХОЧЕТ СПАСТИ ЖЕРТВУ!!! Дело в том, что, спасая Жертву, Спасатель чувствует себя важным, нужным, он получает уважение и внимание.  Получается, что истинная цель (часто неосознанная, как и у Жертвы) Спасателя – самореализоваться, быть героем для окружающих и, как следствие, для себя. А также отвлечение от собственной жизни, от себя (тревога, внутреннее напряжение, личные проблемы). Спасатель заменяет и наполняет свою жизнь другими.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБ ЖЕРТВА ИСПРАВИЛАСЬ!!! Преследователь указывает Жертве на ее недостатки и видит в этом благую цель, он получает удовлетворение от собственного превосходства, от возможности быть главным, доминантным и важным.

На самом деле, Преследователь получает «легальную» возможность выражать свою агрессию.

Все участники игры довольны, им все привычно и понятно, а, следовательно, безопасно.

Следует отметить, что эти роль подвижны, то есть один человек может играть все эти роли, причем как с окружающими, так и с самим собой. Смена ролей может происходить очень быстро (пример на этом видео) или с течением длительного времени.

Рассмотрим пример с женой. Муж у нее «не самый замечательный» – может пьет, может поздно приходит, мало зарабатывает, изменяет или все вместе взятое.

Для своих подружек такая жена выступает в роли Жертвы, она вся из себя бедная несчастная терпит все это, ей так плохо, живет с ним только ради детей или еще чего она сама себе придумала. Когда этот самый муж приходит вечером домой (выпивший, с помадой, без денег, слишком поздно – на ваш выбор), то жена превращается в Преследователя. И на утро, когда у мужа болит голова, нужно зашивать шрам от удара сковородой, забирать заявление из милиции, жена уже выступает в роли Спасателя.

Вот такая талантливая актриса! Жаль, что за игру в треугольнике Карпмана не дают Оскар.

Рассмотрим другой пример смены ролей. Два лучших друга. Один еще со школы выручал: списать даст, перед родителями отпросит, от врагов отобьет! В общем, идеальный друг.

Получается два друга – один Жертва, второй – Спасатель. Жертва привыкла, что ее всегда спасают, помогают и воспринимает это уже как должное. Да и Спасателю здесь хорошо: всегда нужен, без него ничего не может решиться, друг всегда к нему обращается за помощью и шагу без него ступить не может. Только вот в один прекрасный день, друг-Спасатель не захотел спасать друга–Жертву (семья появилась, которую нужно теперь спасать, а может стал более психологически зрелым и не играет больше в треугольник). В любом случае, Жертве очень не понравится, что ее в этот раз не спасают и может запросто превратиться в Преследователя. А Спасатель (если продолжает игру) превращается в Жертву. Вот так произошла смена ролей и теперь им нужны новые участники, которые не заставят себя долго ждать.

Бывшей Жертве срочно нужен Спасатель, да и новой Жертве тоже.

Таким образом, в игру затягивается все больше участников. Так и вращается наш мир в этой игре. Чем дольше человек находится в треугольнике, тем сложнее ему выйти, перестать играть.

На пути выхода из треугольника Карпмана важным этапом является включение ОСОЗНАННОСТИ. В какой бы роли вы не находились, Вам важно осознать и принять тот факт, что вы играете роль. Только приняв, что я играю роль Жертвы, я могу перестать делать это. Следующий важный этап, при выходе из треугольника Карпмана – ВЫСТРАИВАНИЕ ГРАНИЦ.

Краткие рекомендации психолога:

Жертве необходимо взять на себя ответственность за собственную жизнь, не отступать перед трудностями и принимать самостоятельные решения.

Преследователю стоит осознать и принять тот факт, что у каждого человека своя жизнь, и он вправе прожить ее так, как он хочет. Преследователь, не критикуй – займись собой!

Спасателю стоит понять, что он не может изменить жизнь другого человека. Спасателю стоит заняться самореализацией и получить уважение другим путем, а не спасая Жертву.

Появились вопросы к психологу?

Начните уже сегодня! Скажите «ДА» переменам!

С уважением, семейный центр ВИОЛ.

Присоединяйтесь в нам в социальных сетях!

Треугольник Карпмана — что это в психологии

Треугольник Карпмана встречается во всех сферах жизни. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые постоянно жалуются, но ничего не делают, чтобы изменить ситуацию? Или те, кто своим авторитетом и сильным характером пытаются подавить тех, кто слабее? И, наверняка, есть знакомые, которые со всех ног бегут оказывать помощь и поддержку даже тогда, когда в ней никто не нуждается. Так вот, каждый из них играет в этом треугольнике свою роль. Такая модель взаимоотношений не несет в себе ничего хорошего. Можно ли изменить ситуацию?

Что такое треугольник Карпмана

Выражение «треугольник Карпмана» относится к транзактному анализу. Это направление в психологии, изучающее отношения между людьми. Оно рассматривает их, используя несколько психологических моделей.

Впервые о треугольнике заговорил Стивен Карпман в 1986 году. Он выдвинул предположение о том, как строятся отношения между людьми. По мнению психиатра и ученого, существует 3 вида личностей: Жертва, Преследователь, Спасатель. Каждый из них играет свою роль.

Преследователь – тиран, сильная личность, которая терроризирует Жертву. Жертва – слабый человек, считающий, что жизнь обходится с ним крайне несправедливо. Но при этом он ничего не пытается изменить. Тот, у кого роль Спасателя в треугольнике Карпмана, в любой момент готов оказать психологическую и физическую помощь Жертве. Он выслушает, окажет сочувствие, защитит от невзгод.

В таких созависимых отношениях может участвовать сколько угодно человек. Все они играют одну из описанных ролей. А иногда даже меняются ими друг с другом.

ТЕНЬ

О Тени хочу сказать особо, без этой части личности, которую вы от себя скрываете, не любите, отрицаете, прогресса не будет. Не будет вашей новой счастливой жизни, не будет перехода на новый уровень развития.

Отработать самостоятельно Тень сложно, все ваше естество будет вопить и стенать : «Я не хочу туда!»

Почему? Потому. что вас всегда учили и вы сами уверены, что ТАКИМ быть НЕЛЬЗЯ!

Каким? И тут опять я вынуждена сказать о том, что все мы разные. и Тень у каждого имеет свое неповторимое лицо. Чуть-чуть прикоснуться вы можете сами — понаблюдайте за людьми, которые вас раздражают. Ваша Тень похожа на них. Вам нужно научиться быть плохим у тех людей, которые вам не нравятся.

Это самая болезненная часть процесса, и на нее нужно больше всего энергии. Есть множество других упражнений, которые помогут вам увидеть свою Тень и встроить ее в личность. Но начать следует с того, что вы будете учиться у ваших АНТИкумиров.

Не торопитесь, отрабатывайте по одному качеству в неделю. Сопротивления у вас будет много, я не раз наблюдала за этим процессом и в своей личной работе над собой и у своих клиентов.

Но после этого вы получите невероятную силу, которая как ракета, позволит вам преодолеть «-1» уровень треугольника Карпмана и перейти через полярность.

Общие характеристики ролей

Между теми, кто входит в так называемый треугольник судьбы, установлена тесная связь. Она может длиться годами. И каждый человек будет получать от этого состояния определенную выгоду.

Роль Жертвы

Человек не хочет брать ответственность за свою жизнь и судьбу. Во всех неудачах он винит обстоятельства или окружающих людей. Ищет сочувствия, понимания, жалости. Зачастую специально вызывает эмоции у Преследователя.

Жертву нужно спасать. Всегда. Она показывается себя совсем беспомощной, неспособной справиться даже с незначительными трудностями. По мнению таких людей, жизнь повернулась к ним спиной. Такое положение вещей вызывает у них страх за свое будущее, обиду на весь мир, сомнения в правильности своих действий. Их постоянными спутниками становятся: непреходящее чувство вины, ревность, зависть, стыд.

Обилие негативных эмоций сказывается на эмоциональном и физическом состоянии Жертвы. На почве постоянных стрессов и депрессий развиваются многие соматические заболевания. Чем выгодно Жертве такое поведение?

  1. Получает повышенное внимание.
  2. Снимает с себя ответственность за свои решения.
  3. Имеет вполне устойчивую позицию.
  4. Повышает самооценку за счет внимания, сочувствия окружающих.
  5. Не чувствует за собой никакой вины, сомнений.

Часто эти представители треугольника Карпмана известны активным образом жизни. Но это маска. На самом деле они абсолютно безынициативны, не склонны с бурной деятельности, инертны.

Роль Преследователя

Преследователь по натуре – тиран и агрессор. Он всегда и во всем хочет быть первым, занимать лидирующее положение. Делать это, когда рядом есть Жертва, несложно. Поэтому Преследователь угнетает, критикует, манипулирует теми, кто слабее его. При этом он испытывает удовлетворение.

По мнению Преследователя, без его контроля и руководства Жертва не сможет ничего добиться. Поэтому он постоянно указывает на ошибки, осуждает за промахи.

Главные качества людей такого типа – злоба, раздражительность, гнев. Они постоянно напряжены. Считают, что окружающие просто неспособны до конца понять, оценить их помощь и заботу.

Как и Жертвы, Преследователи извлекают из своего поведения выгоду:

  1. При любых обстоятельствах находятся в центре внимания.
  2. Делают то, что им хочется.
  3. Всегда имеют рядом тех, на кого можно вылить плохие эмоции – Жертв.
  4. Повышают самооценку, унижая более слабых людей.

Часто Преследователи остаются одинокими. Никому не хочется общаться с деспотом и тираном.

Роль Спасателя

В психологии Спасатель, как и Преследователь, — сильная натура. Иногда он даже агрессивен, но умело справляется с желанием выплеснуть злость на окружающих. Все свои силы он направляет на помощь Жертве.

Защищая Жертву от нападок, Спасатель реализует желание чувствовать себя нужным, ощущать свою значимость в жизни другого человека. Он получает от этого колоссальное удовлетворение.

Интересно, что Спасатель жалеет всех своих оппонентов в треугольнике судьбы Карпмана. Он видит, как Преследователь страдает от нереализованности, непризнания, и сочувствует ему. Одновременно с этим испытывает гнев, видя, как тот проявляет агрессию к Жертве. Ввиду этого порой действия Спасателя направлены на месть Преследователю за угнетение тех, кто слабее.

По мнению психологов, с виду борец за справедливость, Спасатель на самом деле – человек, который стремится к власти над окружающими его людьми.

Что можно сказать о выгоде?

  1. Получает желаемое уважение, внимание, почитание.
  2. Всегда при деле.
  3. Руководит процессом.
  4. Пользуется популярностью.
  5. Имеет возможность самоутвердиться за счет других людей.

В работе Спасателя есть один большой минус. Помогая окружающим, он забывает о себе. Получается, что проживает не свою, а чужую жизнь.

Преследователь (persecutor)

Задача роли в игре — оказать давление, принуждать или преследовать Жертву.

Он смотрит на жизнь людей как на врага и источник проблем. Он напряжен, раздражен и зол. Он не может забыть прошлые проблемы и постоянно пророчит новые беды в будущем. Он контролирует и критикует ближних и очень от этого устает. Его энергия быстро оказывается на нуле.

Поэтому для Преследователя характерно стремление властвовать над другими, доминировать над Жертвами, буквально нападать на других людей.

Подсознательно такие игроки испытывают глубочайшее чувство несправедливости и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, ибо считают, что тем людям будет полезно подобное отношение.

Проповеди, угрозы, запугивания, шантажи и многочисленные нравоучения, вплоть до открытых конфликтов — всё это является обыденными действиями Преследователей.

Осознать эту роль легче, как и выйти, потому что она для всех людей имеет явную деструктивную природу. К тому же в ней находиться длительное время почти не возможно. Так как Преследователь быстро устает. Тогда ему захочется спрятаться в роли жертвы, если манипуляция не была успешной и не получилось подавить сопротивление Жертвы. Если же Жертва сдалась, то он сразу перейдет в роль Спасителя, потому что только он знает как нужно действовать правильно.

Примеры треугольника Карпмана

Итак, что такое треугольник Карпмана в психологии? Это такие взаимоотношения, в которых каждый человек играет свою собственную роль. Приведем 2 примера.

Представьте себе мужчину среднего возраста. У него нет стабильной работы. Он находится в постоянном поиске, отвергая при этом вакансию за вакансией. Большую часть времени проводит на диване или за компьютером. Мужчина постоянно жалуется на то, как несправедлива к нему жизнь. Ему ничего не достается «на блюдечке». Это – типичная Жертва.

Жена в этой ситуации играет роль Преследователя. Она не церемонится с мужем, высказывая недовольство тунеядством. Она каждый день пытается заставить его хоть что-то делать, но безуспешно.

Как вы думаете, кто в этой семье может быть Спасателем? Мама мужа. Конечно же, она переживает за сына. И даже отдает ему почти всю свою пенсию. Ребенок не должен ни в чем нуждаться. И не важно, что у ребенка уже есть семья.

Такие взаимоотношения могут продолжаться на протяжении многих лет. Жена и мама со временем поменяются ролями. Возможно, свекровь поймет, что невестка все-таки оказалась права. Ее сын – просто лентяй, которому удобнее сидеть дома и ничего не делать.

В какой-то момент жена тоже поменяет роль, станет Спасателем. Она может обозлиться на свекровь, которая постоянно лезет в семью, дает ненужные советы. И так по кругу.

А теперь представьте другой пример созависимых отношений. Пусть на этот раз драматический треугольник Карпмана касается отношений в рабочем коллективе. Допустим, начальник поручил сотруднику составить и распечатать 10 важных документов. Кто-то из них допустил ошибку, к нужному времени документов всего 8.

Распределим роли. Руководитель в этом случае – Преследователь. Он ругает подчиненного за невыполненное задание. Последний здесь будет Жертвой. Он покорно выслушивает упреки, не может дать отпор. Он даже готов понести наказание.

И тут неожиданно появляется Спасатель. Это добрый коллега, который готов исправить досадное недоразумение, предложить помощь. Жертве только это и нужно. Она с удовольствием перекладывает ответственность.

В какой-то момент Жертва находит письмо от начальника. В нем сказано, что документов должно быть 8. Значит, ошибки никакой нет? Теперь роли меняются. Жертва становится Преследователем для руководителя. А тот берет на себя ее роль. Понимая свой промах, он готов пойти на любые уступки.

И ОТКАЗЫВАЕМСЯ ОТ НЕЕ

Скрытая выгода – это то, почему вы до сих пор находитесь в этой ситуации или в этих отношениях, хотя они явно вас не устраивают.

Даже те, кто уже полностью осознал, как неконструктивно быть Жертвой, Контролером или Спасателем, продолжают ехать по прежним рельсам.

Увидеть скрытую выгоду своего поведения сложно. Это слепое пятно, которое Вы сами не можете обнаружить, на то оно и слепое.

Обнаружить скрытую выгоду помогут 3 простых вопроса:

  1. Что хорошего я получаю, оставаясь в этом положении?
  2. Что плохого со мной будет, если я начну менять эту ситуацию/отношения?
  3. Что я потеряю?

Задавать вопросы себе нужно много раз. Ответов может быть несколько. Лучше их записать. Иначе эти инсайты тут же вытеснятся в бессознательное.

У каждого человека скрытая выгода своя, иногда не одна. И тут важно точно попасть в цель, иначе сопротивление будет тормозить ваши изменения.

Одна моя подруга 20 лет (вдумайтесь!!!) прожила с мужем-тираном. Он не так уж и зарабатывал, не больше ее. Свои деньги она ему отдавала. Но скрытая выгода не давала ей решиться уйти из отношений. Ее скрытая выгода была такая: «если я не разрушаю семью, я живу правильно, я хорошая». Ради того, чтобы чувствовать себя хорошей, она 20 лет была несчастной.

Да что там о других! О себе я тоже могу сказать много «лестного». Я долго не уходила со стабильной работы, теряя время. И не занимаясь тем, что люблю больше всего.

У вас тоже есть нечто, что кандалами приковывает вас к надоевшим сценариям.

От скрытой выгоды придется отказаться. Это может быть и не так уж сложно – достаточно осознать, чтобы перестать это делать. А может быть, придется серьезно поработать над собой, выбрасывая старую привычную и такую удобную обувь.

Скрытая выгода – ваш самокат. Чтобы пересесть в САМОЛЕТ, вам нужно слезть с самоката.

Только после того, как эта мина скрытой выгоды будет обезврежена, можно говорить о Тени.

Есть ли выход из треугольника Карпмана

С одной стороны кажется, что все участники психодраматического треугольника Карпмана получают от жизни то, что хотят. Жертва – сочувствие, жалость. Преследователь – внимание окружающих, возможность избавиться от негатива. Спасатель – осознание собственной значимости. Однако на самом деле ни одна из ролей не приносит счастье, удовлетворение. Такие взаимоотношения подразумевают постоянную борьбу, вражду, ссоры.

Получается, что участники треугольника ходят по замкнутому кругу. Не спасает даже смена ролей. Ситуация остается прежней. А проблем порой становится даже больше. Единственный вариант их решения – выход из треугольника Карпмана.

Как выйти из треугольника Карпмана

Чтобы покинуть психодраматический треугольник Карпмана, нужно осознать зависимость. С этого начинается решение любой психологической проблемы. Выходите из таких взаимоотношений, даже если вам нравится ваша роль. Не тратьте жизненную энергию на изматывающие ссоры и скандалы.

Как только вы осознаете проблему, определите свою роль. Сделать это можно с помощью теста. Честно ответьте на ряд вопросов:

  1. Помогаете ли вы тогда, когда вас не просят о помощи? Считаете ли себя обязанным помочь ввиду большего опыта по какому-то вопросу?
  2. Часто ли вам приходится скрывать свои отрицательные эмоции?
  3. Готовы ли вы пожертвовать своими интересами, желаниями ради других?
  4. Считаете ли вы, что жизнь к вам несправедлива? Принимаете ли все плохое, что с вами происходит, за неудачную судьбу?
  5. Возникала ли у вас мысль, что кто-то более удачлив, чем вы?
  6. Насколько часто вы просите совета у близких людей?
  7. Оправдываете ли вы себя такими фразами: «у других еще хуже», «не все так плохо» и т. д.?
  8. Думаете ли вы, что в ваших силах помочь партнеру стать лучше?
  9. Считаете ли вы, что более слабые люди нуждаются в вашей защите?
  10. Умеете ли вы контролировать свои эмоции во время ссоры? Или на вершине накала можете ударить оппонента?
  11. Кто чаще всего принимает решения: вы или партнер?
  12. Любите ли вы находиться в одиночестве?
  13. Если вы — женщина, чувствуете ли вы себя отвергнутой, когда ваш мужчина отдыхает с друзьями?
  14. Любите ли вы контролировать все, что происходит вокруг?
  15. Прикрываете ли вы постоянно опаздывающих коллег?
  16. Легко ли вы прощаете проступки окружающих, причиненные вам обиды?

Ответили «да» хотя бы на несколько вопросов? Вы – часть треугольника, который описал Карпман. Осталось только определиться с ролью. Но вы, наверное, и так уже ее знаете?

Что делать Жертве

Первое, что нужно сделать, чтобы выйти из роли Жертвы, — прекратить жаловаться. Никто не виноват в том, как складывается ваша жизнь. Попробуйте не перекладывать вину и ответственность на других. Учитесь улучшать жизнь своими силами, самостоятельно. Есть и другие советы:

  1. Запомните, никто не должен решать за вас ваши проблемы.
  2. В нашем мире ничего не делается просто так. Если вы ждете помощи от окружающих, будьте готовы отплатить тем же.
  3. Вы не должны никому объяснять мотивы своих поступков и действий. При принятии решений берите во внимание собственные приоритеты, ценности, мнения. Не оглядывайтесь на посторонних людей.

И еще. Если вам на помощь пришел Спасатель, будьте ему благодарны. Воспользуйтесь его предложением. Но при этом ни в коем случае не создавайте конфликтную ситуацию между этим человеком и Преследователем.

Что делать Преследователю

Для Преследователя есть масса возможностей выйти из треугольника Карпмана:

  1. Для начала задумайтесь, чего вы хотите добиться, поучая, критикуя других? Может быть, это желание выместить на ком-то негативные эмоции?
  2. Всегда помните, что ошибки совершают все. Вы – не исключение. Поэтому в первую очередь смотрите на свое поведение, а потом критикуйте окружающих.
  3. В ваших проблемах никто не виноват. Попытайтесь найти причину в себе.
  4. Люди не обязаны следовать вашим указаниям, слушаться вас в каких-либо вопросах.
  5. С окружающими можно общаться, не применяя моральное и физическое насилие.

Тем, кто в треугольнике созависимости Карпмана занимает место Преследователя, нужно найти выход своим эмоциям. Найдите способ направить всю свою энергию, пусть даже и негативную, в правильное русло. Как только вы это сделаете, потребность в самоутверждении за счет посторонних людей будет удовлетворена.

Что делать Спасателю

Для начала поймите: не нужно помогать тем, кто в вашей помощи не нуждается. В этом случае инициатива может оказаться наказуемой. Следуйте нескольким простым советам:

  1. Не думайте, что вы умнее других. Не учите их жить.
  2. Давайте только выполнимые обещания.
  3. Помогайте бескорыстно. Не ждите ничего взамен. Если преследуете определенную выгоду, сразу скажите человеку об этом. Так будет честно.

В случае со Спасателем уместным будет совет для Преследователей. Направьте силы во что-то полезное, например, в саморазвитие. Желание помочь оставьте для тех ситуаций, когда помощь действительно нужна.

Как остановить драматический треугольник Карпмана

Параллели между театром и человеческим поведением — больше, чем метафора. Одна из выдающихся теорий Карла Юнга говорит о персоне , лице, которое мы показываем миру и прячем за ним наше истинное «я». Современные гуру саморазвития продвигают потребность в подлинности, что подразумевает, что противоположность, неаутентичность, является распространенным механизмом, позволяющим избежать выражения своих истинных потребностей, желаний или эмоций.

Все мы в той или иной степени развиваем личность, маску, которую надеваем, чтобы соответствовать, угодить или очаровать. Частью саморазвития является развитие осознания этих масок, чтобы вести себя более конгруэнтно внутреннему «я», а не играть разные роли в разных отношениях.

Роли также играют роль в конфликте. В 1968 году психолог и начинающий актер Стивен Карпман разработал драматический треугольник — модель, которая пытается объяснить лежащую в основе динамику дисфункциональных отношений. Карпман предположил, что в конфликте люди берут на себя разные роли, которые поддерживают жизнь драмы. Три роли: жертва , спасатель и преступник .

Когда эти роли остаются в бессознательном состоянии, драма продолжает разыгрываться, поскольку каждая из них заряжает друг друга энергией. Исцеление требует способности определять нездоровую динамику, выходить за пределы драматического треугольника, восстанавливать мир и культивировать более здоровые способы общения. Эта статья покажет вам, как это сделать.

Три роли в драматическом треугольнике

От пощечины Уилла Смита до судебного дела Джонни Деппа и бесконечного анализа звездных пар кажется, что Шекспир был прав, когда писал, что « весь мир — сцена.

(Getty)

Кажется, что люди запрограммированы на драму, героев и злодеев, хорошее против плохого, правильное против неправильного. Нигде это не так очевидно, как в высококонфликтных отношениях, которые, кажется, способны свести самых зрелых и уравновешенных взрослых к мелочности или преувеличению.

Пока люди застревают в ролевых играх, маловероятно, что будет достигнуто разрешение или деэскалация. Роли не только мешают людям увидеть точку зрения друг друга, но и маскируют истинные чувства человека. Первым шагом к освобождению от этого цикла является понимание трех ролей, которые определил Карпман:

Жертва

Жертва не берет на себя никакой ответственности, вместо этого критикуя или обвиняя того, кого она считает преследователем, из-за чего она считает себя несправедливой. угнетенный. Жертвы склонны застревать в беспомощности и безнадежности, чрезмерно сосредотачиваясь на проблемах, не предлагая решений. Жертва обычно ищет спасителя, человека, который активизирует ее чувство жертвы.

Жертва не позволяет людям видеть общую картину, сопереживать другим или находить решения. Вместо этого жертва жестко зациклится на истории собственного преследования и не увидит вариантов разрешения ситуации. Имейте в виду, что жертвенность — это отношение или роль, когда человек чувствует себя жертвой. Это не то же самое, что кто-то, кто является реальной жертвой насилия.

Спасатель

(Getty)

Если вы не спасатель, вы, вероятно, знаете нескольких человек, которые им являются. Это люди, выполняющие миссию по спасению других, всегда готовые пожертвовать своими потребностями, чтобы спасти положение. Разница между спасателем как ролью и подлинной помощью и поддержкой заключается в том, что спасатель склонен рассматривать жертву так, как жертва видит себя — беспомощной и преследуемой. В результате они повернутся против преследователя или поддержат рассказ жертвы о жалости к себе.

Хотя на первый взгляд это кажется благородным, спасатель больше озабочен спасением, чем поиском решений. Такое поведение часто вызвано чувством вины или обязательствами и имеет тенденцию создавать динамику созависимости с жертвой. Они чрезмерно ответственны и контролируют, занимая позицию «я знаю лучше».

Преследователь

Преследователь обычно бывает жестким и строгим, часто подпитываемым гневом. Их желание критиковать или возлагать вину на другого приводит к агрессивному и угнетающему поведению. Это обратная сторона жертвенности, поскольку преследователь бессознательно также видит себя жертвой чужого поведения. Прокуроры и потерпевшие склонны к переменам. Вы можете себе представить, как, чувствуя себя кем-то угнетенным, жертва может критиковать этого человека, становясь преследователем.

Как три аспекта драматических ролей приводят к конфликту

Первоначальный конфликт возникает, когда кто-то занимает позицию жертвы или преследователя, набор привычек и моделей мышления, которые похожи на надевание определенной маски или гардероба и чтение роль по сценарию. Действуя вместе, без самосознания, люди перебрасываются между ролями. Ни один человек или роль не являются более ответственными, чем другие, но все они способствуют эскалации драмы, питаясь различными ролями.

Эти роли не фиксированы, а изменчивы, люди в конфликте часто меняются между ролями, заставляя драму разыгрываться бесконечно, хотя некоторые люди или отношения могут быть более склонны брать на себя разные роли. Привычная ролевая игра имеет тенденцию развиваться в раннем возрасте в рамках семейной структуры. В результате высококонфликтными могут быть отношения с «совместимыми» привычными ролями, такими как жертва и преследователь.

(Getty)

Еще один аспект драматического треугольника — превосходство и неполноценность. Каждая позиция, которую кто-то занимает, автоматически позиционирует его как выше или ниже другого человека. Если вы делаете себя жертвой, вы ставите своего угнетателя выше себя. Если вы считаете, что должны кого-то спасти, вы ставите их ниже себя. Здоровые отношения не вовлекаются в этот танец, а вместо этого сосредотачиваются на взаимном уважении и равенстве.

Замена драматического треугольника здоровыми альтернативами

Поскольку динамика отношений, вызывающая драматический треугольник, обычно является привычной и глубоко укоренившейся, остановить развитие этого процесса не так просто, как нажать выключатель. Модели полезны для повышения осведомленности о нездоровой динамике. Первый шаг — увидеть, как драматический треугольник Карпмана выявляет неадекватное или вредное поведение, которое часто остается незамеченным или непризнанным.

Осознание требует честности и сострадания к себе. Нелегко принять отношения, в которых вы можете играть роль жертвы, застрять в режиме преследователя или включить созависимость, став спасателем. Требуется сострадание, потому что так часто в жизни формируется нездоровая динамика, потому что мы не знаем ничего лучше.

К счастью, после того, как эта динамика будет полностью видна, появятся искусные альтернативы. Различные терапевтические модели предоставляют новые рамки для смены ролей, создания новых привычек и, в конечном счете, преодоления нездоровых циклов. В своей книге 2005 года « Сила TED » автор Дэвид Эмеральд представляет решение с помощью The Empowerment Dynamic (TED).

По словам Изумруда, « У (человека) можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом заданном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь. ”Если вы испытываете качества из драматического треугольника в своей собственной жизни, это изменение мышления предлагает реальное решение. Модель выглядит следующим образом:

От Жертвы к Творцу

(Гетти)

Этот сдвиг мышления выходит далеко за пределы самого треугольника, в жизнь в целом. Расширение прав и возможностей — это процесс воссоединения с врожденными качествами, такими как находчивость, самолидерство и креативность, который начинает формировать уверенность в себе и веру в способность человека справляться с проблемами, находя решения. Модель TED побуждает людей, застрявших в этой динамике, становиться творцами, представлять себе, чего они хотят от ситуации или обстоятельств, и верить в то, что изменения возможны.

Жертва чрезмерно сосредоточена на обвинении внешнего мира или других людей в дискомфорте или страданиях. В нем отсутствует личная ответственность. Любой может застрять здесь время от времени, и это нормально. Но постоянная жертвенность может стать изнурительной. Чтобы перейти к творческому мышлению, рассмотрите следующее:

  • Какова моя ответственность в этой динамике? Поскольку жертвенность ориентирована на внешний мир, люди не замечают, какой вклад они вносят. Все отношения являются динамическими. Ни в каких отношениях нет стопроцентной вины человека. Так что подумайте, какова ваша роль. Вы чрезмерно обвиняете человека, с которым конфликтуете? Становитесь ли вы реактивным, замкнутым и погружаетесь в жалость к себе, когда сталкиваетесь с трудностями?
  • Какие шаги я могу предпринять, чтобы расширить свои возможности? Посмотрите на практические изменения. Вместо того, чтобы чувствовать себя жертвой чьего-то поведения, работайте над установлением здоровых границ, сообщайте о своих потребностях и рассматривайте человека, с которым вы в конфликте, как человека и с недостатками, отходя от черно-белой точки зрения на «хорошее» и «хорошее». «Плохо.»
  • Как я могу стать творцом? При рассмотрении описанных выше шагов вы станете более находчивыми. В тот момент, когда вы выходите из роли жертвы, вы начинаете брать на себя ответственность, а в тот момент, когда вы берете на себя ответственность, вы начинаете смотреть, как вы можете повлиять на ситуацию. Это может показаться неудобным, но это причина всех положительных изменений. Рассматривайте все проблемы как находящиеся под вашим контролем, даже если в крайнем случае это означает прекращение оскорбительных или нездоровых отношений.

От преследователя к претенденту

(Getty)

Мой партнер тоже коуч, работающий в сфере саморазвития. Наши отношения невероятно поучительны, так как раскрывают множество неправильных представлений и ловушек, осознания и духовных концепций, которые стали частью популярной культуры. Одним из них является тонкий баланс между возможностью указать на нездоровое или вредное поведение.

Многие из нас приучены подчеркивать нежелательное поведение с помощью обвинений, включая меня. Если вы начнете понимать динамику отношений, то с самого начала узнаете о пагубном влиянии вины и, вероятно, постараетесь ее избежать. Но затем это может стать его собственным дисбалансом, когда из-за идеи о том, что поведение других людей не влияет на вас, вы не можете выразить свои потребности.

На самом деле, все сознательные отношения требуют определенного уровня сложности. Очень важно иметь возможность размышлять или комментировать бесполезное или вредное поведение. Структура TED поощряет переход от преследователя к противнику. Как человек, бросающий вызов, это означает, что вместо того, чтобы чрезмерно критиковать или обвинять другого человека (что может усилить мышление жертвы в ком-то еще), вы занимаете позицию, бросая ему вызов.

Невероятно важно бросать вызов кому-то с мягкостью, уважением и состраданием. Да, это будут споры и разногласия, когда ситуация накалится, и эти «вызовы» будут чрезмерно жесткими или запутанными с предположениями или прогнозами. Это простительно. Но здоровый соперник всегда будет пытаться общаться спокойно, с намерением создать больше единения и гармонии.

От спасателя до тренера

Монте-Роза — самая высокая гора Швейцарии, вторая по высоте в Альпах и Западной Европе. Его вершина высотой 4634 м (15 203 фута), известная под названием Дюфуршпитце, является кульминационной точкой Пеннинских Альп. Хотя его главная вершина находится в пределах Швейцарии в юго-восточной части кантона Вале, массив Монте-Роза является вторым по высоте массивом в Италии.

Образ спасателя глубоко укоренился в культуре. Спасибо, Голливуд. Благодаря долго и счастливо историям о принцессах, спасенных рыцарем в сияющих доспехах. Благодаря романтической любви, упакованной и представленной как лекарство от всех жизненных невзгод и страданий. В любом случае, я отвлекся. Динамика спасателя — это одна из возможностей. Имейте в виду, что часто эти динамики возбуждаются и разыгрываются бессознательно, потому что они предлагают какое-то эгоическое вознаграждение.

Они могут включать повышение самооценки того, кто на вас полагается, чувство превосходства над необходимостью, чувство мученичества или комплекс спасителя. Желание помочь другим достойно восхищения, необходимо и хорошо. Но желание спасти людей является дисбалансом и не поддерживает их расширение прав и возможностей и рост в долгосрочной перспективе.

К счастью, модель TED предлагает практичное решение в виде автобуса. Как человек, знакомый с этой областью, коучинг в значительной степени сосредоточен на расширении возможностей, не предлагая ответы или решения, а помогая клиенту стать экспертом в своей жизни. Инструменты, методы и коучинг полезны для всех.

Если вы склонны изображать из себя спасателя, спросите себя, как вы можете наделить силой человека, которого, по вашему мнению, необходимо спасти. Задавайте им вопросы, чтобы дать им право выбора. Не давайте непрошеных советов и не соглашайтесь с любыми самоуничижительными комментариями или историями. Не удивляйтесь, если человек расстроится или даже разозлится на ваши попытки расспросить, а не помочь.

Прелесть модели TED в том, что она подчеркивает, что обратная сторона драматического треугольника верна. Если можно застрять в драме и катиться вниз по спирали, динамика отношений также может вдохновлять на рост. Например, если кто-то склонен стать жертвой, отсутствие поддержки со стороны спасателя не дает ему возможности пойти дальше, кроме собственной находчивости.

Если мы продолжаем носить маски и прятаться за своей личностью, часто возникает драма. Но если мы бросим себе вызов быть подлинными? Затем мы поддерживаем друг друга, чтобы расти, расширяться и преодолевать внутренние ограничения, постоянно совершенствуя наши способы общения.

Драматический треугольник. Часть 2

В первой части я представил 3 роли: Спасатель, Преследователь и Жертва.

ЧАСТЬ 2
  • Почему мы играем?
  • Как это начинается?
  • Различные ситуации

ПОЧЕМУ МЫ ИГРАЕМ?

В Треугольнике мы удовлетворяем некоторые потребности, такие как признание или видимость, стимулирование обмена и получение подтверждения того, кто мы есть. В то же время взаимодействие структурирует наше время: какое-то время мы заняты деятельностью, полной «изюминок».

Тогда мы что-то выиграем, хотя выплаты в конечном итоге будут отрицательными. То есть мы устанавливаем контакт, что лучше, чем его отсутствие. Но взаимодействие не приносит удовлетворения, так как результат будет проявляться в виде конфликтов, недомогания, гнева, вины и обиды, что скажется на нашем благополучии.

Когда мы в Треугольнике, ничего не меняется. Внутри себя мы чувствуем себя в безопасности, потому что следуем сценарию, где все знают ходы игры. Мы принимаем ту роль, которую осваиваем, и сюрпризов почти не бывает.

Но такой способ взаимодействия создает дистанцию ​​между людьми, так как он недостоверный. Искреннего общения, которое решило бы проблемы, быть не может. В результате мы можем избежать близости, ответственности и аутентичности. Более того, это подтверждает убеждения, которые у нас есть относительно самих себя («Со мной всегда происходит то же самое»).

КАК ЭТО НАЧИНАЕТСЯ?

Семья — это место, где дети учатся играть три роли Треугольника. Оба родителя, которые взаимодействуют в своей любимой части, являются моделями. Их обучали в их собственной семье и передавали их следующему поколению, создавая неаутентичные отношения.

Каждый член семьи выбрал одну из 3-х ролей и обычно «специализируется» на этой роли. Они перенимают его много раз, пока он не станет частью их личности. В конце концов, вся семья бессознательно взаимодействует в Треугольнике.

Какие роли исполняли или принимали ваши родители, ваши братья и сестры и вы сами?

Когда вы узнаете, кто берет на себя или взял на себя роль Спасителя, Преследователя и Жертвы, вы сможете наблюдать, как Треугольник развивается в вашей семье.

Стать сознательным — это первый необходимый шаг, чтобы иметь возможность изменить динамику.

РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ СО СПАСАТЕЛЬОМ, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ И ЖЕРТВОЙ

Преамбула: Я использую термины отец/мать/сын/дочь/мужчина/женщина случайно. Я не упоминаю систематически все гендеры, чтобы сохранить плавность чтения.

Семья

Многие родители хотят, чтобы их дети не попадали в неприятные ситуации, потому что они боятся за них. Они не хотят, чтобы они страдали. Не доверяя способности детей найти свой собственный путь, они говорят им, что и как делать. При этом они лишают их возможности потерпеть неудачу и учиться на своих ошибках. Желание контролировать свое потомство порождает конфликты и споры, поскольку каждый человек выступает в своей роли Спасателя, Преследователя или Жертвы.

С другой стороны, по той причине, что некоторым родителям нужно , чтобы чувствовать себя «хорошими родителями», они делают все для своих детей, не устанавливая границ. Такое отношение создает детей, которые становятся Жертвами («Бедный я») или Преследователями («Маленькие тираны или диктаторы»). Следовательно, дети не знают, как принимать решения или как устанавливать границы. Затем они обвиняют других в собственных ошибках, открывая дверь в будущую роль взрослой Жертвы или Преследователя.

Примером игры в семье может быть сын, который не показывает свои плохие оценки (по Спасателю), потому что не хочет разочаровывать родителей и попасть в беду. Когда отец осознает обман, он наказывает его (преследователя) за то, что тот не сказал правды. Сын заканчивает в Victim. В то же время мать пытается «спасти» сына, споря с отцом, чтобы он оставил сына в покое. В результате у троих накапливаются неприятные эмоции, каждый из которых подтверждает свои негативные убеждения.

Пара

Еще одним игровым полем являются романтические отношения, в которых каждый партнер играет роль Спасателя, Преследователя или Жертвы.

Интенсивность, с которой мы играем в Треугольник, можно разделить на 3 категории. Каждая категория влечет за собой более или менее серьезные последствия. Новостные сообщения в газете обычно относятся к третьей степени.

Фемицид в Великобритании: 76% женщин, убитых мужчинами в 2017 году, знали своего убийцу

Давайте рассмотрим три примера, иллюстрирующих эти категории:

  • Первая степень:  Энн и ее муж идут на вечеринку.
    Там Энн открыто флиртует с мужчиной. Когда она приходит домой, она отказывается от ухаживаний своего мужа, который теперь чувствует себя разочарованным.
  • Вторая степень:  У Анны есть любовник, и она следит за тем, чтобы ее муж узнал об этом. Она утверждает, что внебрачные отношения для нее не важны. Муж и жена спорят и ссорятся.
  • Третья степень: Муж находит Энн и ее любовника в постели. В состоянии шока муж так или иначе реагирует: подает на развод, убивает ее, кончает жизнь самоубийством или прибегает к алкоголю, …
1. Первая степень  

Первая степень социально приемлема и раскрывается вербально. Это происходит в повседневной жизни.

Следующий пример относится к первой степени. Такой стереотипный диалог позволяет паре не браться за настоящую проблему, а выплескивать сдерживаемые эмоции.

В разговоре этой пары очень важен тон, который не проявляется в письме:

– Дорогая, я не могу найти ключи от машины. (Жертва, не пытаясь их найти и не спрашивая четко, что нужно человеку)

— Почему ты всегда винишь меня? (в «Жертве» слово «всегда» предполагает, что этот тип разговора повторяется) А, теперь я вспомнил, что несколько месяцев назад вы обещали купить еще один комплект ключей. (ответ без прямого отношения к теме взаимодействия)  Всегда одно и то же. Я не могу доверять тебе, и я должен позаботиться обо всем! (Переходит к Преследователю, ищет, в чем обвинить напарника, и в конце концов к Спасителю)

Последствия первой степени:   неприятные эмоции (разочарование, гнев, ярость, печаль, вина,  …)

2. Вторая степень

Неприятные эмоции и страдания более интенсивны. Счастье затронуто. В некоторых песнях о любви приводятся примеры роли Спасителя, Преследователя или Жертвы:
— «Все мужчины, которые мне нужны»
— «Это неправильно, но это нормально»
— «Куда деваются разбитые сердца»
— «Мы вместе»
— «Без тебя»
— «Слава Богу, я нашла ты».

Многие конфликты или проблемы в отношениях являются выражением Треугольника Драмы. Драма — это не любовь.

Последствия второй степени:   ссоры, драки, конфликты, …

3. Третья степень

Последствия вредны для физической, психологической, эмоциональной или финансовой неприкосновенности человека. Оскорбительные отношения следуют той же схеме с тремя ролями, за исключением того, что последствия теперь серьезные.

Роли обычно бессознательны, и мы играем по бессознательным причинам. С другой стороны, человек, который сознательно играет и умело «обманывает» словами для получения выгоды за счет другого человека, называется манипулятором.

Манипуляторы могут начать как Спасатели, соблазняющие тех, кем манипулируют. Они говорят им то, что они хотят услышать, заставляя их поверить, что оба думают одинаково и что их отношения «особенные».

Затем манипуляторы постоянно жалуются на свои обстоятельства («Бедный я» в «Жертва»), так что манипулятор переключается на Спасателя, беря на себя ответственность за манипулятора.

Наконец, манипуляторы переключаются на Преследователя, обвиняя манипулируемых («Это потому, что ты…. что я…», «Это твоя вина, если….») и запугивая их. Они используют возмездие и плохое настроение, чтобы подтолкнуть манипулируемого к роли Жертвы. Поскольку Жертвы не умеют устанавливать никаких границ, они остаются без денег, изолированными от друзей и семьи, ими пользуются, чувствуют тревогу и растерянность….

Последствия третьей степени:   деструктивное поведение, причинение вреда себе или другим, попадание человека в больницу, психиатрическое отделение, тюрьму или морг.

Сказки и фильмы

Сказки и фильмы основаны на динамике Треугольника. Стивен Карпман (создатель Драматического треугольника) использует пример Красной Шапочки:

Героиня начинает как Спасительница своей больной бабушки, когда она идет , чтобы принести ей корзину с едой. Она также спасает волка, давая ему указания найти дом ее бабушки. Бабушка и Красная Шапочка становятся жертвами волка-преследователя, когда волк съедает их обоих. Волк становится жертвой дровосека, когда тот вспарывает себе брюхо. Помимо Преследователя волка, дровосек является Красной Шапочкой и Спасителем бабушки, освобождая их из волчьего чрева.

Профессиональная среда

Три одинаковые роли можно найти в профессиональном мире, в любом офисе или компании.

Как преподаватель, дающий частные уроки, я иногда входил в роль Спасателя, когда прилагал больше усилий, чем ученик. Всегда готовя больше материала, посвящая больше времени и энергии, чем этот конкретный студент, я бессознательно поощрял студента оставаться пассивным и соответствовать своей роли Жертвы. Когда я увидел пассивность и отсутствие мотивации ученика, я внутренне разозлился и сказал ему или ей не становиться Преследователем.

Можете ли вы назвать ситуацию на своем рабочем месте, соответствующую драматическому треугольнику?

В уме

Мы постоянно и каждый день играем в уме, даже не замечая этого. Наш внутренний диалог переходит от одной роли к другой: «Глупый я! Как глупо с моей стороны!» (Преследователь), поскольку мы совершили ошибку, мы чувствуем себя виноватыми или некомпетентными (Жертва), и мы ищем оправдания или игнорируем последствия (Спасатель), чтобы избежать неприятных эмоций.

Зависимости

Роли Спасателя, Преследователя или Жертвы в равной степени применимы к зависимостям.

Алкоголики могут начать как Жертвы, нуждающиеся в алкоголе, чтобы справиться с нерешенными проблемами или травмами. Партнеры обычно играют роль Спасателей, беря на себя ответственность за других, убирая, организуя, заботясь, контролируя или даже предлагая напитки. После того, как алкоголик снова напился, устроил беспорядок, плохо себя вел или проявил насилие (выступая в роли Преследователя), Спасатели становятся Жертвами. Их гнев в результате Спасения заставляет их переключиться на Преследователей, которые обвиняют алкоголика.

Наградой или вознаграждением для Спасателей является чувство непорочности и праведности, позволяющее им чувствовать моральное превосходство («Я все делаю правильно, виноваты вы») и получение признания от других за то, что они мирятся с ситуацией.

Наградой для Жертв является то, что они заняты выпивкой (структурируя свое время), избегают реальной проблемы, привлекают внимание и заботятся о них.

Более того, вещество (наркотики, алкоголь, пища…) или вызывающее привыкание поведение (секс, покупки, азартные игры…) спасают Жертву от собственного недомогания (скуки, одиночества, страха, беспокойства, стресса, проблем, травмы) . В то же время вещество или поведение преследуют наркоманов (виня себя, чувствуя стыд и вину, создавая финансовые и социальные проблемы или проблемы со здоровьем).

Внутренняя игра с самим собой удерживает человека в Треугольнике. Такой Треугольник распространяется также на отношения и на семью.
Наркоманы играют на двух уровнях: внутреннем и внешнем.
То, что внутри, можно найти и снаружи.

Христианская религия

Христианство основано на вере в первородный грех.

Верующие рождаются несовершенными, грешными и виновными по своей природе (Жертвы). Поэтому они всегда зависят от одобрения церкви, которая может их контролировать. Верующие должны исповедовать свои грехи и покаяться, чтобы получить прощение от Церкви (Спасатель). Вера спасет их от вечного проклятия и предлагает в награду Небеса.

Иисус (первая Жертва) умер от рук римлян (Преследователей), чтобы искупить верующих от их грехов и, в конце концов, выступил в роли Спасителя.

Церковь манипулирует и преследует людей с помощью представления об аде, с ловушкой совершенства (невозможная задача поступать как Иисус), обвиняя людей в их грехах, обладая властью определять, что такое грехи и кто чего стоит, осуждая личные вопросы (аборты, контрацепция, сексуальные предпочтения, эвтаназия), исключение людей (еретиков, женщин) и, в конечном счете, узаконивание применения насилия, изнасилования, сексуального насилия и геноцида.

В то же время Церковь манипулирует и спасает людей с помощью концепции Неба и спасения, обладая властью прощать грехи, определять истину и добро, а также предлагая принадлежность.

Святая Инквизиция

Святая Инквизиция, начавшаяся в 12 -м веке, является примером гигантского Драматического Треугольника.

Трибунал был орудием репрессий, орудием власти (Преследователь), чтобы отделить зёрна (христиане – стадо – внутри) от плевел (еретики – угроза общественному порядку – снаружи).

С одной стороны, трибунал (Преследователь) наказывал христиан (Жертв), спонтанно исповедавшихся в своих грехах, штрафами, бичеванием или епитимией. Но тогда их можно было бы выкупить (спасти).

С другой стороны, трибунал использовал давление или пытки для получения признания (Преследователь), чтобы найти еретиков. Затем они были отлучены от церкви, заключены в тюрьму или приговорены к смертной казни (жертвы).

Смена ролей?

Ситуаций, в которых мы можем действовать в драматическом треугольнике, великое множество.
Как только мы осознаем роли, мы часто пытаемся выйти из них, приняв другую роль.
Если я всегда был Спасателем, я перестану спасать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *