Жить по совести 4 класс самопознание: Открытый урок «Жить по совести» 4 класс скачать

«Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс»

Тема Жить по совести.

Ценность: праведное поведение. Качества: совесть, искренность,уважение, ответственность.

Цель урока: способствовать формированию такого нравственного качества личности. как совесть. через праведное поведение. Ресурсы: классическая музыка для позитивного настроя, рассказ В. А. Сухомлинского «Как Федя почуствовал в себе человека» пословицы, маркеры для работы, минусовка песни «Голубой вагон»

Просмотр содержимого документа
«»Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс»»

Урок самопознания

4 класс

Тема. Жить по совести

Учитель Малышева Т. И.

План урока самопознания

Дата № урока

Тема: Жить по совести

Ценность Праведное поведение

Качества: правда; совесть, уважение, ответственность, искренность.

.

Класс 4

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.

— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность» 
-Развивать стремление жить в ладу с совестью 
— Воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» 

физминутка

Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Позитивный настрой «Свет» — Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком.

В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Пусть солнечный свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 
— Ваши ощущения, чувства 

3. Проверка домашнего задания. 
Пословицы о совести: 
-Совесть без зубов, а загрызёт 
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь 
-В ком стыд, там и совесть 
(объясняют смысл пословиц) 

-О чём наши пословицы? 
-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести) 
— Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…) 
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами? 

Анализ хода урока

4. Позитивное высказывание (цитата) 
«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть» 
Лев Толстой, русский писатель 

-Как вы понимаете значение слова «совесть»?

-А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки)

-Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять).

-Что значит, поступать по совести?

( проговариваем хором) 

-Слышали ли вы выражение «голос совести»?


5. Подарок детям. 

«Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский 
Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать. 
-Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим. 
Мать заметила такую работу и говорит: 
— Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит! 
Огляделся Федя вокруг и удивляется: 
-Где же этот человек? Что он видит? 
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь. 
-А где же он во мне- Человек? – удивился Федя. 
— В голове твоей, в груди, в сердце, — подсказывает мать. 
Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет: 
— Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле. 
Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит. 
«И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек. 
Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно.  
«Хороший друг – этот Человек», — думает Федя. 
Вопросы: 
-Как зовут героя нашего рассказа? 
-Трудился ли Федя на совесть? 
— Что значит поступать не по совести? 
— А как бы ты поступил на месте героя? 
— Как мама помогла Феде? 
— Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт? 
(в нашем сердце, в нашей голове), 
-Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести) 
-Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг) 
-Почему он дал ему такое имя? 
-А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть). 
— Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение)

Физминутка электронная «Хорошее настроение»

Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью.

Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

6. Творческая работа в группах.  «Дерево совести»

Задание. На постере рисуется яблоня. На зеленых яблочках написать качества , присущие человеку, поступающему по- совести, на красных яблочках качества, не присущие честному человеку

Презентация.

7. Групповое пение «Совесть» на мотив «Голубой вагон» 
1. Говорить неправду очень трудно всем 
Но и правду трудно нам сказать 
Говорить с любовью будем правду мы 
А неправда будет крепко спать 
Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 

Если мы обидели кого-то зря 
Извиниться нужно в тот же час 

Люди правду чтут и нас всегда поймут 
Главное, что совесть есть у нас 

Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 

8. Домашнее задание. 
Девочки- посмотреть мультфильм «Маша и волшебное варенье» 
Мальчики — прочитать сценку«Лгун»

      •  Сценка «Лгун»

    А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

    Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

    Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

    Решил он пошутить и стал кричать.

    М: Помогите, волк! Волк!

    Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

    Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

    М: Волк! Помогите, волк!

    Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

    Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

    М: Помогите, волк! Волк!

    Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

    Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.

    Вопросы для обсуждения:

    • Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

    • Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)

    Солгавшему один раз — второй раз не поверят.

    Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты).

    Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»…….

    -Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку?

    -Честно ли она поступила?

    -Поняла ли девочка, что поступила неправильно?

    Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет».
    Пересказать и ответить на вопрос: Какой урок извлекли для себя? 

9.Заключительная минута тишины. (классическая музыка) 
Закройте глазки, вспомните о чём мы говорили на урок

Урок самопознания в 4 классе на тему «Жить по совести».

Урок самопознания в 4 классе

</ Тема: Жить по совести.

Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.

Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»; развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью; воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ход:

Минутка тишины.

— В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет. Давайте попробуем сотворить солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце сияющий солнечный шар. Он излучает прекрасные качества, необходимые каждому человеку: любознательность, настойчивость, трудолюбие, старание, ответственность, целеустремленность, упорство.

Цитата урока

Учитель обращает внимание на цитаты урока:

«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».

Лев Толстой.

«Без совести и при большом уме не проживёшь».

Максим Горький.

Беседа.

• Как вы понимаете смысл этих выражений?

• Знаете ли вы людей, о которых можно сказать «честный, совестливый человек»?

• Как вы понимаете значение слова «совесть»?

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.)

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.)

Размышление над ситуацией.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).

Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).

— А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).

— А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

— Есть одно очень важное правило: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

— Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Игра «Цветик — семицветик»

(На каждом лепестке цветка написано слово, «срывая» лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем).

Стыд, честность, справедливость, лень, доброта, лживость, воспитанность.

Как вы считаете, кому легче живется? Почему?

Чтение стихотворений

Честность Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

Со смелыми, правдивыми

Всем хочется дружить.

Правдивость Есть правда, мудрая, седая,

Через насилие она

Проходит, облик не меняя,

Самой себе всегда верна.

Она доказывает: «Честно,

Мой друг, ты прожил жизнь свою,

А ложь и ловкость, как известно,

Я, истина , не признаю».

Незрима пусть твоя награда,

Но право получают с ней

Спокойным и открытым взглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

Искренность Что такое искренность?

Открытость жаждущей доверия души.

Это чувства и рассудка слитость,

Вызов лицемерию и лжи.

Встретясь с нею — распознаешь быстро:

Так она бесхитростна, проста. .

Искренность — негаснущая искра

Совесть Совесть- голос, совесть — звук,

Сердца раненого стук.

Совесть — слезы, память, боль ,

Совесть жизни нашей соль.

Совесть не умеет спать,

Совесть учит понимать,

Что не будет в жизни счастья,

Если ты у зла во власти.

Творческая деятеельность.

Сложение пословицы из слов:

«В ком стыд, в том и совесть»

Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?

(Карточки с вопросом и ответами)

1- физических недостатков;

2- неблагополучных поступков;

3- поношенной, но аккуратной одежды;

4- невежества;

5- своей внешности;

6-бездушного отношения к окружающим.

Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело. Чтобы научиться хорошо

решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Если да, то каким образом?

Эта работа ума и сердца. Происходит в деятельности, в поступках, в размышлении о своем поведении.

Игра «Веер».

На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.

Ситуации:

• Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась……

• Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.

• Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.

• В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги

Беседа:

— Что такое благородство?

Благородство — проявление высокой нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью.

Инсценирование «Что труднее?».

Учитель предлагает детям разделиться на две группы и каждой разыграть следующую ситуацию:

Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.

Учитель предлагает детям найти выход из этой сложной ситуации. Каким способом — они должны подумать сами. Роли распределяются при помощи известных детям считалочек.

Дети показывают подготовленные сценки.

• Что сделать легче — сказать правду или солгать?

• Что вы чувствуете, когда говорите правду?

• Что вы чувствуете, когда обманываете? (Ответы детей).

Круг «От сердца к сердцу»

Жить по совести легко!

Просто нужно уметь творить добро!

Можно песни петь и танцевать.

А можно, каждый вечер перед сном,

Бабушке своей сказку почитать.

Совесть нельзя в магазине купить.

В лесу невозможно найти.

С совестью просто нужно дружить,

Верить в добро и любить!

Домашнее задание.

Глава XVI Некоторые наставники совести: социология, самопознание

Социология – Как живут другие люди. –– «Всем своим приобретай разум», – говорит мудрец; и мы никогда не бывает слишком молоды или слишком заняты работой или развлечениями, чтобы уклониться от обязанности понять, как живут другие люди. Каковы их потребности? Что пойдет им на пользу, а что навредит? Всем нам надлежит подумать о приюте для бедных, о питье, об уходе за больными, о наилучшем способе борьбы с преступлениями и правонарушениями, об учении невежд, будь то люди или народы.

«Алкал Я, — говорит Христос, — и вы накормили Меня; наг, и одели Меня; был болен и в темнице, и посетили Меня». Возможно, никакие слова, сказанные нашим Учителем, не доходили до каждой христианской души с таким глубоким смыслом, и немногие из нас избегают чувства самоосуждения; и это не столько потому, что мы жестокосерды, бесчувственны и лишены сострадания, — а совсем иначе, — воззвание в газетах приносит огромную и вредоносную помощь. Нищий на улице богатеет на копейки. В любом «деле», о котором мы слышим, мы очень хотим помочь, как для удовлетворения нашей совести, из-за этих слов Христа, так и ради страдальца.

Условия полезности. – Но эти наши случайные усилия – отчаяние людей, которые упорно и добросовестно берутся за работу, чтобы помочь своим нуждающимся братьям. Они говорят нам о пороках беспорядочной благотворительности, поэтому мы решаем, что лучше вообще не «давать»; мы, вероятно, приносим больше вреда, чем пользы, и поэтому мы довольствуемся несколькими подписками на некоторые общественные благотворительные организации. В этом вопросе, как и во многих других, мы ошибаемся из-за отсутствия наставленной совести. Каждому из нас надлежит готовиться к обучению, читать, спрашивать, думать, искать вокруг себя способ действовать, верить

     То Обстоятельство, священный оракул,
     Гласом Божиим говорит верным душам

и обычно на нашем пути , а не сбиваясь с пути, мы находим особую часть братское дело, предназначенное для нас.

Но надо держать ухо востро: правильное никогда не бросается в глаза, и мы можем пройти мимо него, не заметив. Мы должны помнить о трех вещах. Мы должны получить широкую заботу и знание о потребностях людей; мы должны с пониманием посвятить себя каким-то особым усилиям для нуждающихся; и во всех наших усилиях мы должны помнить о пути нашего Учителя: что ты хочешь чтобы я сделал тебе? он спросил; и давайте верить, что благотворительные усилия, которые идут вразрез с благополучием людей, упускают тот принцип любви, который один дает нам право служить другим. Это особенно необходимо иметь в виду в дни, когда достаточно трудно достучаться до отдельных лиц, и нам приходится делать свою работу через организации. Но организации постоянно терпят неудачу, потому что они упускают из виду этот руководящий принцип: «Чего ты хочешь?» От нас требуется не только саморазгружающее усилие, но и проницательная и внимательная любовь.

Познать Себя — это Мудрость. – Трудно найти название, которое бы охватывало то, чем мы являемся и кем мы можем стать, но назовем это философией; ибо знать себя — это мудрость. Нам всем нравится получать то, что мы называем знанием о себе, от френологов, читателей почерка и т. п., а также от вежливых высказываний наших знакомых. Но это знание надменное, потому что оно обычно лестно и потому ложно. Мы можем заслужить похвалу за то, за что нас хвалят; но лесть внушает нам мысль, что мы состоим из того или иного прелестного качества и что те из наших друзей, которые видят другую сторону, недобры и несправедливы.

Это настолько очевидно для некоторых людей, что они думают, что лучший план состоит в том, чтобы полностью оставить себя в покое, никогда не думая о том, что в них есть, хорошего или плохого, если, возможно, их не привлекут к ответственности за какую-то серьезную ошибку. Их курс был бы достаточно правильным, если бы жизнь была легкой, непринужденной вещью, которую они делают из нее. Но родиться человеком значит владеть большим поместьем — тут лес, там перелесок, нивы, луга, рыбные промыслы, еще что-нибудь: даже больше, чем имение, как я уже сказал, — королевство, Царство Мансула.

Самопознание Безличное. – Здесь, как и в других поместьях, случайный хозяин разоряет свою землю; поле за полем опустошается и зарастает сорняками, и землю едва ли можно «очистить» за одно поколение. Все-таки ошибочно думать о себе лично. Наш Господь однажды сказал на все времена: «Если я свидетельствую о себе, мое свидетельство не истинно». Это прекрасное изречение, верное даже для нашего Учителя, а тем более для нас! Обычно у нас слишком много вкуса, чтобы громко свидетельствовать о себе — рассказывать другим людям, какие мы отважные и щедрые, какие мы умные или милые; но разве мы никогда не свидетельствуем сами о себе, не хвастаемся теми или иными хорошими качествами или прекрасными поступками? Когда мы это делаем, наше свидетельство неверно — добродетель, за которую мы хвалим себя перед собой, является добродетелью, которой мы не обладаем. Прекрасное действие, которым мы восхищаемся, перестало быть прекрасным; наша собственная похвала лишила его всякой добродетели.

Величие человеческой природы. – Это, казалось бы, доказывает правоту тех, кто говорит, что лучше вообще не думать о себе; но нас самих могут означать две вещи: наши собственные словечки, дела и чувства — в лучшем случае бедняжки — или та славная человеческая природа с ее неизмеримыми способностями, которую мы разделяем с героями и мудрецами, со Христом. сам.

Нецензурно говорить о жадности, лени, грехе, развращенности всякого рода: «О, это человеческая природа»; ибо человеческая природа приспособлена для всех богоподобных целей, и Сын Человеческий пришел показать всем нам, какими мы можем быть, если не отвергаем пребывающего в нас Бога. Только когда мы осознаем величие человеческой природы, мы понимаем, что имеет в виду наш Господь, когда говорит, что одна душа стоит больше, чем весь мир. Его слова всегда сказаны правдиво и трезво, и это не фантастическая оценка; это также не означает, я думаю, что каждая отдельная душа так ценна для Бога; но что каждая отдельная душа или личность так неизмеримо велика сама по себе; и в этом причина бесконечной божественной заботы о том, чтобы никто не погиб. Поэтому давайте подведем итоги не того, что свойственно нам как личностям, а тому, что свойственно каждому из нас как человеческим существам, помня, что мы не имеем истинной собственности на богатство, о котором не знаем.

Кроме того, только чувство величия самой бедной человеческой души пробудит в нас страстное братство, которое должно помочь каждому из нас внести свою маленькую долю в спасение мира; ибо мы призваны работать с нашим Учителем так же, как и для него. Цель этой небольшой книги — познакомить с собой тех, кто еще не знает себе цену; так что мне нет нужды здесь говорить о причинах или о том, как мы должны познавать самих себя. Только одно я хотел бы сказать по этому поводу. Давайте не будем отбрасывать от себя такого рода знания как слишком хлопотные и делающие нас слишком ответственными. У нас есть просто знать в первую очередь; и не обязаны все время трудиться, питая воображение, упражняя разум, наставляя совесть и так далее. В этой сфере самопознания, как и во многих других, запустите дела, и они пойдут

     «Начните это, и дело будет завершено».

Мы так милосердно созданы, что самоуправление становится бессознательным для тех из нас, кто воспринимает это как долг; это случайные люди, которые приземляются в болотах или упираются в каменные стены.

Экспертиза совести: Вера — Католическая церковь Цветочек

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Haga clic aquí para leer en español.

Секрет святости и возрастания в святости заключается в возрастании добродетели и избегании порока, т.е. делайте то, что угодно Богу, и избегайте того, что Ему неугодно. Необходимым средством для этого является самосознание и осмысленная жизнь. Для этого наиболее полезна практика «испытания совести». В течение следующего года я буду делиться очень хорошим и тщательным исследованием, в основном взятым из книги «Исследование совести для взрослых: всестороннее исследование совести, основанное на двенадцати добродетелях в течение двенадцати месяцев года» преподобного Дональда Миллера, C. S. .Р. Это проверенный и верный источник мудрости для тех, кто стремится углубить свои отношения с Богом. Надеюсь, она вам понравится и действительно приблизит вас к нашему милостивому и любящему Господу.

Самоанализ всегда считался необходимым средством прогресса в добродетели. Все религиозные ордена и конгрегации предусматривают в своих правилах по крайней мере одно ежедневное испытание совести. Хотя эта практика необходима и мирянам, им было предложено несколько брошюр, с помощью которых можно было бы проводить систематическое исследование совести в определенное время. Перечни грехов можно найти в молитвенниках и памфлетах, но часто им не хватает полноты, или они не проводят четкого различия между смертным и простительным грехом, или не упоминают о помощи и советах, которые могли бы укрепить добродетель и предотвратить грех. .

Целью этого экзамена является посвящение мирян в практику сосредоточения их усилий на самосовершенствовании на одной добродетели в месяц. В нем содержится довольно полный список смертных грехов, которых следует избегать, простительных грехов, которые необходимо исправлять, а также помощи и советов, которые можно практиковать. Для каждого месяца дается краткое объяснение добродетели, которую следует практиковать, предлагается стремление для частого использования и добавляется молитва, содержащая печаль о прошлом и решимость на будущее.

Разделение обязанностей христианской жизни на двенадцать добродетелей не может быть выполнено без некоторой степени произвольного расположения материала. Будут наложения, некоторое повторение и не всегда строго логичное включение вопросов под данную рубрику. При этом учитывалась практическая цель, а не теоретическая; была предпринята попытка внести в каждый месяц напоминания о некоторых основных обязанностях каждого христианина, поскольку они могут быть связаны с данными добродетелями.

Следует предостеречь души, склонные к щепетильности. Такие души часто смущаются чтением списков грехов, потому что они ошибочно считают себя виновными там, где они вовсе не виноваты. Они должны получить разрешение своего духовника, прежде чем приступить к тщательному испытанию совести, и во всяком сомнении должны строго повиноваться своему духовнику. Помимо щепетильности, некоторые люди могут найти сомнения, возникающие в связи с определенными вопросами, потому что неупомянутые обстоятельства могут запутать определенные вопросы. Следует всегда помнить, что смертный грех не совершается, если не присутствуют три условия, а именно: достаточное обдумывание, полное согласие воли и нарушение закона Божия в серьезном деле. Перечисленные смертные грехи представляют собой лишь объективно серьезное дело; если одно или оба других условия, необходимые для совершения смертного греха, отсутствуют в конкретном случае, вина не возникает. В благоразумных сомнениях следует обратиться к духовнику за решением.

Рекомендуется раз в неделю в течение каждого месяца внимательно и вдумчиво читать экзамен за этот месяц. В некоторых случаях это лучше сделать до исповеди. Молитва месяца «дротик» должна произноситься часто каждый день.

Первая добродетель — вера

Вера — это богословская добродетель, внушенная Богом, благодаря которой мы твердо соглашаемся со всеми истинами, которые Бог открыл человечеству, потому что Бог не может обмануть или быть обманутым. Вера есть основание всякого оправдания, начало всякой сверхъестественной добродетели, исходный пункт освящения и совершенства. «Без веры невозможно угодить Богу».

Хотя вера вливается Богом как безвозмездный дар, она, тем не менее, дается в строгом соответствии с природой человека, и после того, как она дана, она требует разумного сотрудничества, чтобы не ослабнуть или не потеряться. Это сотрудничество означает три вещи:

1. Каждый католик должен молиться о сохранении и умножении своей веры. Обычно молитва необходима для получения любой благодати от Бога; так как вера есть величайшая благодать, то получивший ее должен всю жизнь молиться о стойкости и укреплении в своей вере.

2. Каждый католик должен стремиться быть верным обязательствам, налагаемым верой. Преднамеренно и неоднократно оскорблять Бога — значит рисковать однажды обнаружить, что вера утрачена из-за отказа сотрудничать с Божьей благодатью.

3. Каждый католик должен использовать свой разум как для того, чтобы понять мотивы веры в слово Божие, которые полностью удовлетворяют человеческий разум, так и для того, чтобы познать истины, открываемые верой, в которых нет ничего противоречивого, ничего непоследовательного, ничего интеллектуально невероятного. быть найденным. С отрицательной стороны это означает, что каждый католик обязан ограждать себя, насколько это возможно, от всякого влияния, которое может оказаться опасным для его веры.

Следовательно, все грехи против веры связаны либо с отрицанием своей веры, либо с пренебрежением средствами для ее сохранения и умножения, либо с преднамеренным использованием обстоятельств, которые могут ее разрушить.

I. Смертные грехи

1. Отрицал ли я, что я католик, или открыто выражал свое неверие в какое-либо учение католической веры?

2. Присоединился ли я, хотя бы на короткое время, к некатолической секте или религиозному объединению?

3. Вызывал ли я или поощрял сомнения в католической вере в умах других?

4. Серьезно ли я выразил мнение, что все религии одинаково хороши, или одинаково истинны, или одинаково угодны Богу?

5. Пренебрегал ли я, читая, изучая, консультируясь и т. д., разрешая серьезные сомнения в своей вере, когда такое пренебрежение явно вело к потере веры?

6. Читал ли я без необходимого разрешения, хранил или передал другим книги, такие как протестантские Библии, книги из Индекса запрещенных публикаций, книги, которые притворяются или заявляют, что опровергают истинность католической веры или доказать истинность религии, противоречащей моей вере?

7. Связывался ли я без серьезной причины с людьми, которые пытались разрушить мою веру?

8. Посещал ли я собрания или слушал речи или проповеди, которые, как я знал, разрушат или серьезно ослабят мою веру?

9. Присоединился ли я к тайному обществу, запрещенному законами Церкви, такому как масоны, Одфеллоу и т.д.?

10. Принимал ли я участие без серьезной причины в протестантской церкви?

11. Способствовал ли я развитию некатолической религиозной секты или движения как такового?

12. Советовался ли я с гадалкой, веря, что могу узнать что-то о будущем, или заставлял ли других думать, что я могу предсказать их будущее, когда я знал, что нет адекватных естественных средств для этого?

13. Посещал ли я спиритические сеансы или практиковал оккультные ритуалы?

14. Планировал ли я жениться или действительно делал вид, что вступаю в брак перед министром, судьей или гражданским магистратом? Одобрял ли я (прямо или косвенно) других католиков, делающих это, или противостоял им, когда они это делали? Заботился ли я узнать о том, чему учит Церковь в отношении брака?

15. Принял ли я меры для защиты веры моих детей? Убедился ли я, что они получают или получили серьезное католическое образование в католических школах или программах приходского религиозного образования? Осознал ли я, что являюсь первым воспитателем веры своих детей и словом, и примером?

II. Простительные грехи

1. Был ли я непочтителен в церкви и перед Святым Причастием?

2. Мешал ли я другим людям в их молитвах и молитвах?

3. Удерживал ли я других от молитвы или поклонения по какой-то эгоистичной причине?

4. Старательно ли я избегал каких-либо признаков того, что я католик, потому что в противном случае я мог бы подвергнуться насмешкам?

5. Читал ли я только те книги и журналы, которые можно было бы назвать опасными, хотя они и не строго запрещены, например, книги, дающие ложные и мирские взгляды на жизнь, романы пенистые и бессодержательные?

6. Редко ли, если вообще когда-либо, я совершал явный акт веры?

7. Медленно ли я пытался изгнать или преодолеть сомнения против веры?

8. Была ли я небрежна и нерешительна, когда учила своих детей любить свою веру и совершать акты веры?

9. Упускал ли я намеренно прямые возможности информировать других о католической вере, избегая разговоров о ней?

10. Принял ли я волю Божию и твердо ли верил в Его Промысл в житейских скорбях?

11. Был ли я непочтителен в использовании Таинств, таких как Святая Вода, Розарий, освященные образы, Крестное знамение и т. д.?

III. Помощь и советы

1. Часто ли я благодарил Бога за свою веру?

2. Молился ли я каждый день об укреплении веры?

3. Покупал ли я или брал взаймы книги, которые могли бы дать мне больше информации о моей вере?

4. Читал ли я какие-либо католические газеты или журналы, чтобы лучше узнать свою веру?

5. Думал ли я вообще о важных истинах веры: смерть, суд, рай, ад?

6. Снимал ли я шляпу или склонял голову, проходя мимо католической церкви?

7. Относился ли я к священникам как к представителям Христа, когда общался с ними, говорил с ними или о них?

8. Посещал ли я Святое Таинство, когда представлялись возможности?

9. Жертвовал ли я своим временем или личным интересом, чтобы посещать богослужения или проповеди, которые не были предписаны?

10. Приглашал ли я некатоликов посетить со мной католическую службу или почитать какую-либо католическую литературу?

11. Размещал ли я дома знаки своей веры, такие как распятие, изображения Пресвятой Богородицы или святых?

12. Носил ли я четки, или медаль, или имел ли я что-нибудь при себе, показывающее мою веру?

13. Пожертвовал ли я молитвы, услуги или деньги католическим миссионерским организациям или работникам для распространения веры?

14. Пытался ли я видеть в других не их недостатки и грехи, а образ Божий и души, за которые Он пролил Свою Кровь?

15. Пытался ли я каждый день вспоминать через определенные промежутки времени присутствие Бога рядом со мной и внутри меня?

16. Осознал ли я, после серьезного греха, что, пока этот грех оставался в моей душе, я был врагом Бога и заслуживал осуждения на ад?

17. Часто ли и набожно ли я совершал Таинства Исповеди и Святого Причастия?

«Дротик» Молитва: Господи, умножь нашу веру!

Молитва : Господи Иисусе Христе, тот, кто следует за Тобой, не ходит во тьме. Помни, что я из тех, кому Ты сказал: «Ты свет миру». Помни, что я больше не должен жить собой, но Ты должен жить во мне. Это невозможно, если я сначала не поверю всему, что Ты открыл. Поэтому не допускай, чтобы человеческая глупость когда-либо затуманила мой разум и сделала меня слепым, ведущим слепых. Даруй мне крепкую веру, чтобы я никогда не переставал думать, говорить и действовать согласно Тебе и Твоему святому Евангелию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *