Жить по совести самопознание 4 класс: Урок самопознания в 4 классе на тему «Жить по совести».

«Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс»

Тема Жить по совести.

Ценность: праведное поведение. Качества: совесть, искренность,уважение, ответственность.

Цель урока: способствовать формированию такого нравственного качества личности. как совесть. через праведное поведение. Ресурсы: классическая музыка для позитивного настроя, рассказ В. А. Сухомлинского «Как Федя почуствовал в себе человека» пословицы, маркеры для работы, минусовка песни «Голубой вагон»

Просмотр содержимого документа
«»Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс»»

Урок самопознания

4 класс

Тема. Жить по совести

Учитель Малышева Т. И.

План урока самопознания

Дата № урока

Тема: Жить по совести

Ценность Праведное поведение

Качества: правда; совесть, уважение, ответственность, искренность.

.

Класс 4

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.

— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность» 
-Развивать стремление жить в ладу с совестью 
— Воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» 

физминутка

Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Позитивный настрой «Свет» — Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком.

В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Пусть солнечный свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 
— Ваши ощущения, чувства 

3. Проверка домашнего задания. 
Пословицы о совести: 
-Совесть без зубов, а загрызёт 
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь 
-В ком стыд, там и совесть 
(объясняют смысл пословиц) 
-О чём наши пословицы? 

-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести) 
— Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…) 
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами? 

Анализ хода урока

4. Позитивное высказывание (цитата) 
«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть» 
Лев Толстой, русский писатель 

-Как вы понимаете значение слова «совесть»?

-А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки)

-Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять).

-Что значит, поступать по совести?

( проговариваем хором) 

-Слышали ли вы выражение «голос совести»?


5. Подарок детям. 

«Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский 
Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать. 
-Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим. 
Мать заметила такую работу и говорит: 
— Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит! 
Огляделся Федя вокруг и удивляется: 
-Где же этот человек? Что он видит? 
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь. 
-А где же он во мне- Человек? – удивился Федя. 
— В голове твоей, в груди, в сердце, — подсказывает мать. 
Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет: 
— Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле. 
Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит. 
«И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек. 
Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно.  
«Хороший друг – этот Человек», — думает Федя. 
Вопросы: 
-Как зовут героя нашего рассказа? 
-Трудился ли Федя на совесть? 
— Что значит поступать не по совести? 
— А как бы ты поступил на месте героя? 
— Как мама помогла Феде? 
— Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт? 
(в нашем сердце, в нашей голове), 
-Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести) 
-Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг) 
-Почему он дал ему такое имя? 
-А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть). 
— Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение)

Физминутка электронная «Хорошее настроение»

Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью.

Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

6. Творческая работа в группах.  «Дерево совести»

Задание. На постере рисуется яблоня. На зеленых яблочках написать качества , присущие человеку, поступающему по- совести, на красных яблочках качества, не присущие честному человеку

Презентация.

7. Групповое пение «Совесть» на мотив «Голубой вагон» 
1. Говорить неправду очень трудно всем 
Но и правду трудно нам сказать 
Говорить с любовью будем правду мы 
А неправда будет крепко спать 
Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 

Если мы обидели кого-то зря 
Извиниться нужно в тот же час 
Люди правду чтут и нас всегда поймут 
Главное, что совесть есть у нас 

Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 

8. Домашнее задание. 
Девочки- посмотреть мультфильм «Маша и волшебное варенье» 
Мальчики — прочитать сценку«Лгун»

      •  Сценка «Лгун»

    А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

    Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

    Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

    Решил он пошутить и стал кричать.

    М: Помогите, волк! Волк!

    Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

    Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

    М: Волк! Помогите, волк!

    Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

    Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

    М: Помогите, волк! Волк!

    Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

    Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.

    Вопросы для обсуждения:

    • Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

    • Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)

    Солгавшему один раз — второй раз не поверят.

    Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты).

    Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»…….

    -Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку?

    -Честно ли она поступила?

    -Поняла ли девочка, что поступила неправильно?

    Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет».
    Пересказать и ответить на вопрос: Какой урок извлекли для себя? 

9.Заключительная минута тишины. (классическая музыка) 
Закройте глазки, вспомните о чём мы говорили на урок

Урок «Жить по совести, любя друг друга»

Урок литературного чтения

с элементами самопознания

«Жить по совести, любя друг друга»

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)


 

Вид урока: Урок с элементами самопознания

Цели:

Деятельностная:  формирование у учащихся способностей структурировать урок (предполагать тему, цель урока,…делать выводы, давать оценку), и систематизировать знания по изучаемой теме, попытка формировать способности учащихся к самопознанию

Содержательная: научить анализировать и оценивать поступки на примере героев повести А.Гайдара «Тимур и его команда», развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии событий, научить видению нового знания в структуре общей темы, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.


 

Оборудование: учебник 4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ч.1 Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина , рабочая тетрадь 4 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Т.Ю.Коти, карточки для самооценивания, шарики, презентация по теме.


 

Задачи: усвоить понятие «совесть», фразу «жить по совести»;

формировать чувство ответственности за свои поступки, совершенствовать способности учащихся налаживать взаимоотношения, прощать обиды, выполнять творческие задания, развивать у детей навыки сотрудничества, создать условия комфортности и успешности в обучении;

формирование УУД

 

Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Познавательные УУД

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

Школьник учится:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.


 

Ожидаемые результаты: урок научит учащихся оценивать поступки свои и своих товарищей, исправлять поведенческие ошибки, учащиеся повысят уровень знаний о себе, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны друг друга.

 

 

                                                             План урока

Приветствие гостей

    Уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на уроке литературного чтения в 4В классе … (слайд №1)

    2. Эмоциональный настрой

    В жизни по-разному можно жить –

    Можно в беде, а можно в радости.

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обожженною солнце достать

    И подарить его людям.

    3. Самоопределение (мотивация) к деятельности

    О чем пойдет речь на уроке? (О добрых делах, поступках)

    А были ли уроки, на которых мы уже говорили об поступках?

    Назовите имя героя, который запомнился вам с прошлого урока (Тимур)

    4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (слайд №2)

    Как произошла встреча Жени и Тимура? Зачитайте отрывок.

    Всем ли нравилось то, что делала команда Тимура?

    Какие поступки он совершал? (Хорошие, добрые, по совести…)

    — А сейчас я попрошу вас оценить себя «Насколько ты – Тимур?» по

    трёхбалльной шкале

    — С какой проблемой вы сейчас столкнулись? (Было трудно оценить себя,

    свои поступки)

    5. Постановка учебной задачи, целей урока.

    Попробуйте сформулировать цель урока (сопоставить себя, свои поступки с главным героем повести «Тимур и его команда», на примере его поступков учиться жить по совести)

    6. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.(слайд №3)

    Для начала скажите мне, что такое совесть? (чувство, которое не дает

    сделать что-то плохое)

    — Зачем человеку совесть?

    Зачем человеку совесть? Для того, чтобы лучше чувствовать себя в обществе  людей.  Хотя  иногда  люди  говорят, что  человек  без  совести  – это счастливый  человек,  потому,  что  ему  легко  живется.  Мол,  ни  за  что не переживает.  На  самом  деле  человеку  бессовестному  живется  очень  трудно. Он совершает поступки, которые не нравятся другим людям. Но сам он этого не замечает. Люди относятся к нему все хуже и хуже. А он делает вид, что не обращает  внимания  на  чужое  мнение  о  себе.  Так,  постепенно,  человек превращается в циника.

    Циники открыто пренебрегают этими нормами. И их совесть молчит. Люди не любят циничных людей. Порядочный человек с циником общаться не будет. Значит, у циника есть возможность общаться только с такими же, как он сам.

    Опасность  стать  циниками  подстерегает  многих.  И  это  происходит незаметно.  Для  того  чтобы  не  случилось,  нужно  почаще  задавать  себе простые вопросы: а прав ли я? Тогда,  быть  может,  совесть  не  дремала.  Она  бы  стала  тем внутренним  судьей,  внутренним  законом,  который  вовремя  подсказывает: можно  —  нельзя, делай  —  не делай,  твое  –  не твое, не обидь, защити, и даже спаси.

    Вопросы для обсуждения в парах

    Что мучает человека? (стыд)

    Что не дает человеку уснуть? (вина)

    Что мешает человеку в делах?(лень)

    Возможно, именно одно из этих чувств мешает вам…

    Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? (поступок)

    7. Реализация выбранного проекта.

     

    « История моего поступка»

    Стихотворение «Обидели!»

     История «Как я простил обиду»

    Упражнение с шариками.

    8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. (слайд №4)

    Попробуйте сочинить пословицы. Внимание на экран…

    По совести жить легко, а…

    Добрый друг дороже…

    Честь и честность…

    Тот, кто совесть не слышит, тот…

    Попусту обижаться, всё равно, что …

    Легче обиду простить, чем…

    Молодцы!

    9. Этап рефлексии деятельности.

    Оцените, пожалуйста, полезность сегодняшнего урока. Спасибо.

    Наш урок подходит к концу, я хочу пожелать всем …

    Живите в мире со всеми и любите всех!

    Свои мысли и поступки испытывайте совестью!

    Не делайте никому зла и прощайте обиды!

    До свидания.

    Понимание совести | USCCB

    Сестра Агнес Уолш, дочь милосердия, помнят за ее героизм во Франции во время Вторая Мировая Война.

    В 1943 году, когда Франция была оккупирована немецкими нацистами, поиски Начали евреи. Перед лицом серьезной опасности сестра Агнес убедила свою мать-настоятельницу открыть свой монастырь и предложить убежище еврейской семье. Сестры сделали правильно, но очень сложно, когда многие сказали бы им взять легкий путь.

    Большинство из нас не столкнется с экстремальными обстоятельствами, с которыми столкнулись эти женщины, но у всех нас есть наши собственные проблемы. Что мне делать, если мой начальник дает мне задание, которое я считаю неправильным? Как мне принимать этические решения о лечении во время серьезных болезнь?

    В жизнь следования за Иисусом Христом, как великих героев, так и обычных святых нужно то же самое: хорошо сформированная совесть.

    Что такое совесть?

    Бог создает в нас способность знать и любить Его, и у нас есть естественное желание искать правду о нем. К счастью, мы не ищем Бога без посторонней помощи; действительно, он зовет нас к себе и пишет свой закон в наших сердцах, чтобы помочь нам сблизиться Для него.

    Совесть помогает нам слышать голос Божий; это помогает нам узнать правду о Боге и правду о том, как мы должны жить. Совесть есть «суждение разума» 1 , которым мы определяем является ли действие правильным или неправильным.

    Иисус сказал апостолам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Мы углубляем наши отношения с Богом, следуя за Ним, и, делая это, мы становимся более полно собой.

    Важность сформированной совести

    Есть вы когда-нибудь принимали решение, которое обернулось неудачей, но если бы у вас было больше информации заранее, вы бы приняли лучшее решение? Иногда у нас может быть из лучших намерений сделать добро, но выбрать действие, которое само по себе является неправильным.

    Для например, подумайте об изучении нового языка. Мы можем говорить только языком у нас есть, и если мы не получили хорошего словарного и грамматического образования, мы будем плохо общаться, и другие нас не поймут. Это похоже с совестью.

    Если наша совесть плохо сформирована, мы не в состоянии правильно определить от неправильного. Все мы несем личную ответственность за то, чтобы настроить нашу совесть с правдой, чтобы, когда мы сталкиваемся с проблемами повседневной жизни, наша совесть может помочь нам правильно вести.

    Как формировать нашу совесть

    Где угодно мы находимся на нашем пути со Христом, мы можем углубляться с Ним, продолжая работа по формированию нашей совести, чтобы мы могли следовать за ним еще больше близко. Хотя это и не полный список, эти предложения могут помочь нам, когда мы ищем информировать и укреплять нашу совесть Божьей истиной.

    1. Молитва
      Через молитву и участие в таинствах, особенно исповеди и Евхаристии мы встречаемся с живым Богом. Проводить время с Господом, такие как в молчаливом обожании, открывает ему наши сердца. Приближаясь к Господу, мы позволяем Божьей благодати привести наши умы и сердца в соответствие со Христом, чтобы мы могли бы лучше видеть в каждый момент, как мы должны действовать.
    2. Учиться
      Без фундаментальной, практической нашей совести трудно вести нас в конкретных ситуации. Как католики, мы обладаем огромным даром учительского авторитета. католической церкви и может обратиться к ней за помощью в формировании нашей совести. Для Например, узнавая о христианских нравственных принципах, читая Катехизис католической церкви или изучение того, что Церковь говорит о сложном учении, поможет нам расти в познании истины. В свою очередь, это помогает нам лучше понять, как жить таким образом, который ведет к нашему истинному счастью.
    3. Отражение
      Нас формируют истории, которые мы слышим и рассказываем. Мы можем быть не уверены, как мы должны отвечать на различные вызовы как последователи Иисуса, но есть много святых, которые сталкивались с подобными вопросами на протяжении веков. Погружение рассказы о святых женщинах и мужчинах могут ободрить нас и помочь нам развивать привычки ума, которые позволяют нам расти. Истории помогают нам отточить инстинкты.
    4. Берегите дружбу
      Жизнь следования за Иисусом чрезвычайно сложна без помощи со стороны сообщество. Когда мы посвящаем энергию святой дружбе с людьми, которые также стараясь познавать, любить и служить Господу, мы обретаем партнеров, которые могут облегчить нагрузка. Беседа с другими христианами о том, как реагировать на трудности в жизнь ученичества жизненно важна.

    Два Проблемы

    Несколько проблем, с которыми мы можем столкнуться, следуя нашим стоит отметить совесть.

    1. Равнодушие
      Когда нас засыпают новостями, изображений, историй и звуковых фрагментов, легко стать нечувствительным к другим людям и мир вокруг нас. Совесть требует от нас внимания. Мы должны слушать Бога, кто говорит с нами. Хорошо сформированная совесть не означает, что у нас есть все ответы на сложные проблемы в мире, но это означает, что мы чувствителен к нуждам и проблемам других людей.
    2. Принуждение
      Мы все чаще видим, что некоторые группы используют власть СМИ и даже государства для принуждения люди нарушают свою совесть. Мы видим, насколько несправедливы эти типы действия, которые настаивают на том, что общественное мнение, а не совесть, должно наше основное руководство к действию.

    Наш Ответ

    Вдохновленный примером сестры Агнес Уолш и ее настоятельница, давайте заново посвятим себя тому, чтобы следовать туда, куда Господь приводит. Давайте черпать мужество из их примера веры и, столкнувшись с собственными испытаний, вспомните, что Иисус обещал своим апостолам перед вознесением на небо: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20). Быть не боюсь; Бог с нами.



    [1] Катехизис Католической Церкви , 2 и . изд., 1778.

    Писание тексты в этой работе взяты из Новой американской Библии, исправленное издание © 2010, 1991, 1986, 1970 Братство христианской доктрины, Вашингтон, округ Колумбия и используются с разрешения владельца авторских прав. Все права защищены. Катехизис католической церкви , второй издание © 2000 LEV-USCCB. Используется с разрешения. Copyright © 2017, США Конференция католических епископов, Вашингтон, округ Колумбия. Все права защищены.


    Эмоции: Самосознание | Энциклопедия раннего развития детей


    Майкл Льюис, доктор философии
    Институт изучения детского развития, Медицинская школа имени Роберта Вуда Джонсона, Институт детского здоровья, США
    , испр. изд.

    PDF-версия

    Введение

    До недавнего времени самосознательные эмоции были плохо изучены. 1 Было проведено мало исследований их значения, того, как они развиваются и как возникают индивидуальные различия, хотя Чарльз Дарвин довольно подробно обсуждал их еще в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных». 2 Наблюдения Дарвина не были подкреплены ни психоанализом, ни психопатологией развития примерно 40 лет назад. Отчасти это произошло из-за того, что Фрейд сосредоточил внимание на вине и на смешении таких самосознательных эмоций, как смущение, вина и стыд. На самом деле, наблюдения и теоретизирование Дарвина не позволяли различать эти различные самосознательные эмоции, в значительной степени из-за его измерения самосознательных эмоций, когда он использовал покраснение. Хотя покраснение — полезное поведение для измерения, многие люди не краснеют. Кроме того, покраснение является мерой саморефлексии в присутствии других людей, наиболее заметного смущения, но не является мерой всех других самосознательных эмоций, таких как стыд, вина или гордость. Хотя Дарвин признавал роль мыслей человека, особенно в связи с эмоцией смущения, он не использовал когнитивные способности как способ различать их.

    Субъект

    Майкл Льюис в своих исследованиях происхождения самосознательных эмоций отмечает, что для понимания онтогенеза этих эмоций у детей необходимо учитывать когнитивное развитие ребенка, которое, вероятно, породить их. 3,4,5  Действительно, используя эволюцию когнитивной способности представлять себя, он предположил, что появление, как филогенетически, так и онтогенетически, ментальной репрезентации «я» или самоотраженного осознания обеспечивает способности самое необходимое для возникновения этих самосознательных эмоций. 4  Способность думать о себе (самоанализ или осознание) наряду с другими появляющимися когнитивными способностями обеспечивает основу для этих эмоций, начиная с конца второго года жизни. Таким образом, в то время как ранние паттерны действий, такие как страх, гнев и радость, появляются в первый год жизни, а некоторые даже в первые месяцы жизни, это происходит только после саморефлексии/осознания — или того, что Льюис назвал «сознанием», психическим состоянием. репрезентация «я», — возникает во второй половине второго года жизни, что мы и наблюдаем, самая ранняя из этих самосознательных эмоций. 5,6  

    Проблема

    Что такое самосознательные эмоции?

    Набор эмоций самосознания включает смущение, ревность, сочувствие, а также стыд, вину, высокомерие и гордость. Я назвал первую группу открытыми самосознательными эмоциями, поскольку они требуют когнитивной способности размышлять о себе, но не требуют сложных когнитивных способностей, таких как понимание правил и стандартов. Эти первые самосознательные эмоции появляются во второй половине второго года жизни, когда появление самосознания порождает такие эмоции, как смущение, сочувствие и ревность.

    Смущение — это сложная эмоция, которая впервые возникает, когда самосознание позволяет представить себе «я». В этот момент ребенок начинает понимать, что «она/он» является объектом чужого внимания. Внимание окружающих действует как источник смущения. Так, например, комплимент малышу может вызвать у него смущение; даже указывая на ребенка и называя его/ее имя, можно произвести такой эффект. В это время также появляется эмпатия, поскольку теперь ребенок может поставить себя на место другого. 7 Наконец, появляется и ревность, поскольку, опять же, ребенок способен знать, что у другого есть то, что он/она хочет. Эти ранние самосознательные эмоции появляются в возрасте 15-24 месяцев. Они не являются следствием знания ребенком стандартов, правил и целей (СРГ) окружающих его людей, они являются прямым следствием способности детей рассматривать себя в своих взаимодействиях с другими.

    На третьем году жизни дети начинают включать СРГ своей семьи и сверстников. Эта новая способность порождает новый набор эмоций, которые я назвал самосознательными оценочными эмоциями. 5,8 Они включают новую форму смущения, а также вину, стыд, гордость и высокомерие. Смущение теперь проявляется как менее интенсивная форма стыда. Ребенок испытывает смущение, когда в компании других нарушает СРГ культуры. В этот момент смущение ребенка может возникать как из-за того, что он является объектом чужого внимания сам по себе, так и из-за того, что он является объектом чужого внимания из-за сбоя какой-либо СРГ.

    Стыд является продуктом сложного набора когнитивных действий: оценки действий человека в отношении его СРГ и его глобальной оценки себя. Феноменологический опыт человека, испытывающего стыд, — это желание спрятаться, исчезнуть или умереть. 1,9 Крайне негативное и болезненное состояние, которое также приводит к нарушению текущего поведения, спутанности мыслей и неспособности говорить. Есть определенные действия, которые люди совершают, когда им стыдно 1 , такие как переосмысление причин стыда, саморасщепление (множество личностей) или забывчивость (вытеснение). Стыд порождается не какой-либо конкретной ситуацией, а скорее индивидуальной интерпретацией события.

    Эмоция вины или сожаления возникает, когда люди оценивают свое поведение как неудачу, но сосредотачиваются на специфических чертах себя или на своем действии, которое привело к неудаче. В отличие от стыда, когда внимание сосредоточено на глобальном «я», здесь человек сосредотачивается на действиях и поведении своего «я», которые могут исправить неудачу. Поскольку когнитивный процесс атрибуции фокусируется на действии «я», а не на тотальности «я», возникающее чувство — вины — не так сильно отрицательно, как стыд, и не приводит к замешательству и потере действия, а наоборот. связанное с этим корректирующее действие, которое человек может предпринять, чтобы устранить неисправность.

    Поскольку при чувстве вины основное внимание уделяется конкретной атрибуции, люди способны избавиться от этого эмоционального состояния посредством действия. Корректирующее действие может быть направлено как на самого себя, так и на другого; таким образом, в отличие от стыда, который представляет собой слияние «я» как субъекта и объекта, в вине «я» дифференцируется от объекта. Таким образом, эмоция менее интенсивна и более способна рассеяться.

    Высокомерие определяется как преувеличенная гордость или самоуверенность, часто приводящая к возмездию. Это пример гордыни, что-то неприятное и чего следует избегать. Высокомерие является следствием оценки успеха своих стандартов, правил и целей, когда основное внимание уделяется глобальному «я». В этой эмоции человек сосредотачивается на полной самости как на успешной. Это связано с такими описаниями, как «надутый». В крайних случаях это связано с грандиозностью или с нарциссизмом. 10 Мюллер и Двек 11 показали, что слишком много похвалы детей может привести к негативным результатам, предполагаемый механизм может заключаться в усилении высокомерия у детей, с которыми обращаются таким образом. На самом деле высокомерие определяется как наглость или презрение.

    Со стороны другие люди смотрят на высокомерие человека с некоторым пренебрежением. Гордые люди испытывают трудности в своих межличностных отношениях, поскольку их собственная гордыня, вероятно, будет мешать желаниям, потребностям и желаниям других, и в этом случае, вероятно, возникнет межличностный конфликт. Более того, учитывая презрение, связанное с высокомерием, «другой», скорее всего, будет пристыжен характером действий человека, испытывающего эту эмоцию. С гордым человеком связаны как минимум три проблемы: (1) это преходящая, но вызывающая привыкание эмоция; (2) это не связано с конкретным действием и, следовательно, требует изменения моделей постановки целей или оценки того, что представляет собой успех; и (3) он мешает межличностным отношениям из-за своего презрительного и наглого характера.

    Гордость является следствием успешной оценки конкретного действия. Феноменологический опыт — это «радость по поводу хорошо сделанного действия, мысли или чувства». Здесь, опять же, фокус удовольствия специфичен и связан с конкретным поведением. В гордыне самость и объект разделены, как и в случае вины. В отличие от стыда и гордыни, где субъект и объект сливаются, гордыня фокусирует организм на его конкретном действии. Организм поглощен конкретным действием, которое вызывает у него гордость. Поскольку это положительное состояние связано с определенным действием, индивидуумы имеют в своем распоряжении средства, с помощью которых они могут воспроизвести это состояние. Обратите внимание, что, в отличие от гордыни, конкретный фокус гордыни позволяет действовать. Из-за общего использования термина «гордость» для обозначения «высокомерия», «эффективности» и «удовлетворения» изучению гордыни как высокомерия уделяется относительно мало внимания. Двек и Леггетт 12 аналогичным образом подошли к этой проблеме, используя имплицитные теории индивидов о себе, которые представляют собой когнитивные атрибуции, служащие стимулами для выявления самосознательной эмоции мастерства.

    Последствия

    Вся эмоциональная жизнь протекает в социальной среде. С самого начала жизни ранние эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, страх, гнев, отвращение и интерес, подвержены влиянию социального мира. На ситуации, в которых эти эмоции и их выражение запрещены, влияют правила их родителей, братьев, сестер и сверстников. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что даже эти ранние эмоциональные проявления социализированы. Тем не менее, есть некоторые основания полагать, что эти ранние эмоциональные выражения сами по себе не заучиваются, а имеют эволюционно-приспособительное значение для вида. 13  

    Ясно то, что по мере того, как мы переходим от этих ранних моделей эмоциональных действий к самосознательным эмоциям, социализация играет все более важную роль в определении того, какая ситуация вызывает какие эмоции, а также в том, как они выражаются. Можно подумать, что развитие эмоциональной жизни требует все большего влияния социализации.

    В нашей когнитивно-атрибуционной модели развития самосознательных эмоций мы видим, что СРГ ребенок включает в себя как часть своей социализации. Стандарты, правила и цели должны быть усвоены ребенком как посредством прямого обучения, так и путем косвенного наблюдения. 14 SRG представляют собой информацию, которую ребенок приобретает в процессе культурализации в определенном обществе и семье. Узнается, как ребенок оценивает свои действия, мысли и чувства. В одной семье действие ребенка, например, получение «четверки» на экзамене, считается успехом, а в другой — неудачей. Оценки определяются культурой, успех и неудача являются культурными артефактами. Более того, также изучается то, как ребенок оценивает себя или свою самоатрибуцию, видит ли он себя в глобальном или в определенном виде. Глобальные атрибуции порождают стыд и высокомерие, тогда как конкретные атрибуции порождают вину и гордость.

    Наше обсуждение самосознательных эмоций требует от нас отметить, что для того, чтобы понять их, мы должны иметь в виду, что биология вида и культурные правила, окружающие ребенка, наряду со специфическими диспозиционными функциями ребенка, такими как темперамент, все это необходимо для понимания их развития. Появление самосознательных оценочных эмоций, также называемых моральными эмоциями, действительно отмечает человеческое состояние и отличает нас от остального животного мира.

    Ссылки

    1. Льюис М. Стыд: разоблачение себя. Нью-Йорк: Свободная пресса; 1992а.

    2. Дарвин CR. Выражение эмоций у человека и животных . Чикаго: Издательство Чикагского университета; 1965 г. (Оригинальное издание 1872 г.).

    3. Льюис М. Самость в эмоциях самосознания. В: Stipek D, Recchia S, McClintic S, ред. Самооценка у детей раннего возраста. Монографии Общества исследований детского развития 1992b;57(1, Серийный № 226).

    4. Льюис М. Возникновение сознания и его роль в развитии человека. В: Леду Дж., Дебиек, Мосс Х., ред. Самость: от души к мозгу (Том 1001, 1-29). Нью-Йорк: Анналы Нью-Йоркской академии наук; 2003.

    5. Льюис М. Рост сознания и развитие эмоциональной жизни . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2014.

    6. Льюис М., Брукс-Ганн Дж. К теории социального познания: развитие личности. В: Узгирис I, изд. Новые направления в развитии ребенка: Социальное взаимодействие и общение в младенчестве . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс; 1979:1-20

    7. Бишоф-Колер А. Развитие эмпатии у младенцев. В ME Lamb & H. Keller (Eds.), Development: Perspectives немецкоязычных стран. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум; 1991:245-273

    8. Льюис М. Эмоции самосознания: смущение, гордость, стыд и вина. В: Льюис М., Хэвиленд-Джонс Дж., Фельдман Барретт Л., ред. Справочник эмоций. 3-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2008:742-756

    9. Льюис Х.Б. Стыд и вина при неврозе. Нью-Йорк: Издательство международных университетов; 1971.

    10. Моррисон А.П. Стыд: изнанка нарциссизма . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Analytic Press; 1989.

    11. Мюллер CM, Двек CS.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *