Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение. — Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность» | Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» физминутка | Ход урока: 3. Проверка домашнего задания. | Анализ хода урока | 4. Позитивное высказывание (цитата) -Как вы понимаете значение слова «совесть»? -А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки) -Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять). -Что значит, поступать по совести? ( проговариваем хором) -Слышали ли вы выражение «голос совести»? |
Физминутка электронная «Хорошее настроение» Всегда ли легко поступать честно и говорить правду? –Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми? Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие. | 8.Домашнее задание. А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её. Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики. Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха) Решил он пошутить и стал кричать. М: Помогите, волк! Волк! Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой). Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать. М: Волк! Помогите, волк! Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем) Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать. М: Помогите, волк! Волк! Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет) Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Вопросы для обсуждения:
Солгавшему один раз — второй раз не поверят. Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты). Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»……. -Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку? -Честно ли она поступила? -Поняла ли девочка, что поступила неправильно? Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет». |
kopilkaurokov.ru
Открытый урок по самопознанию в 4 классе на тему: «Жить по совести»
План урока самопознания
Тема: Жить по совести
Ценность Праведное поведение
Качества: правда; совесть, уважение, ответственность, искренность..
Класс 4
Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность»
-Развивать стремление жить в ладу с совестью
— Воспитывать такие качества, как честность, правдивость.
Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон»
физминутка
Ход урока:
1. Организационный момент.
В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
(Учитель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов. )
– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.
Учитель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.
2. Проверка домашнего задания.
Пословицы о совести:
-Совесть без зубов, а загрызёт
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь
-В ком стыд, там и совесть
-Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
(объясняют смысл пословиц)
-О чём наши пословицы?
— Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами?
Анализ хода урока
4. Позитивное высказывание (цитата)
«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть»
Лев Толстой, русский писатель
-Как вы понимаете значение слова «совесть»?
-А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки)
-Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять).
-Что значит, поступать по совести?
( проговариваем хором)
-Слышали ли вы выражение «голос совести»?
5. Подарок детям.
«Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский
Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать.
-Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим.
— Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит!
Огляделся Федя вокруг и удивляется:
-Где же этот человек? Что он видит?
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь.
-А где же он во мне- Человек? – удивился Федя.
— В голове твоей, в груди, в сердце, — подсказывает мать.
Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет:
— Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле.
Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит.
«И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек.
Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно.
«Хороший друг – этот Человек», — думает Федя.
Вопросы:
-Как зовут героя нашего рассказа?
-Трудился ли Федя на совесть?
— Что значит поступать не по совести?
— А как бы ты поступил на месте героя?
— Как мама помогла Феде?
— Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт?
(в нашем сердце, в нашей голове),
-Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести)
-Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг)
-А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть).
— Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение)
Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?
–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?
Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.
6. Творческая работа в группах.
«Честные герои сказок». Вы выбираете героев из сказок из представленных картинок. Нужно придумать сказку наоборот, как эти сказочные персонажи живут по совести, проявляют честность и доброту.
Размышление над ситуацией. Игра «Веер».
На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.
Ситуации:
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась……
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги
«Дом совести»
Давайте возьмём кирпичики и напишем на них те качества, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы. (Честность, доверие друг к другу , взаимопонимание, забота о других, грубость, преданность, верность, радость , улыбка, теплота, сочувствие, справед-ливость, жадность, щедрость, доброта , чуткое отношение друг к другу, умение прощать, умение видеть хорошее).
. Игра «Мост». Ребята, а вы честно играть умеете? Сейчас мы это проверим.
На полу из листов картона построен мост. Вы знакомы с такой историей о том, как на мосту встретились две упрямые козы и не могли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Ваша задача- одновременно перейти через мостик так, что никто из вас не упал «в реку». Переходят сразу две группы.
Чтобы не упасть, ребята, заботливо и по дружески помогайте друг другу. Меняйтесь местами, пропускайте друг друга.
Презентация.
7. Групповое пение «Совесть» на мотив «Голубой вагон»
1. Говорить неправду очень трудно всем
Но и правду трудно нам сказать
Говорить с любовью будем правду мы
А неправда будет крепко спать
Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
С совестью чистою счастия закон
Если мы обидели кого-то зря
Извиниться нужно в тот же час
Люди правду чтут и нас всегда поймут
Главное, что совесть есть у нас
Припев:
Совесть мы в путь возьмём
И друзей соберём
С совестью станем мы
Духом сильными
Каждому, каждому истина верится
С совестью чистою счастия закон
8.Домашнее задание.
Девочки- посмотреть мультфильм «Маша и волшебное варенье»
Мальчики — прочитать сценку«Лгун»
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.
М: Волк! Помогите, волк!
Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)
Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)
Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.
Вопросы для обсуждения:
Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)
Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)
Солгавшему один раз — второй раз не поверят.
Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты).
Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»…….
-Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку?
-Честно ли она поступила?
-Поняла ли девочка, что поступила неправильно?
Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет».
Пересказать и ответить на вопрос: Какой урок извлекли для себя?
9. Круг «От сердца к сердцу». «Свободный микрофон»
Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ? (Ответы детей. Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)
Заключительная минута тишины.(классическая музыка)
Закройте глазки, вспомните о чём мы говорили на урок
infourok.ru
Конспект урока по самопознанию «Жить по совести» (4 класс)
План урока самопознания
Школа КГУ « Начальная школа №9»
Тема Жить по совести
Класс: 4
Ценность Истина
Качества справедливость, вера в себя, честность.
Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи:
раскрыть значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;
развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью, верить в себя;
воспитывать такие качества, как честность, правдивость.
Ресурсы:
компьютер
Музыка
(мелодия для души)
Карточки
Позитивный настрой
Перед тем как назвать тему урока, прочитайте рассказ и определите, какое чувство испытывал мальчик после кражи и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Компас.
Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра – «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее.
В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь – компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи.
Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны – блестит! Валерка говорил, что он серебряный.
Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились.
Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках.
Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали – цел ли?
Однажды мне приснился страшный сон – кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке.
Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! – всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас – замечательный компас! – может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и – домой. Залез с головой под одеяло – вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки.
И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик.
Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка.
История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.
Что чувствовал мальчик после кражи компаса?
Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь?
Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ)
«… От того, как ты отнесешься к своему поступку, найдёшь ли силы, чтобы раскаяться, или промолчишь, — и будет зависеть, как твои дела пойдут дальше, что из тебя получится.
Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова – чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе.
Анализ хода урока
2. Беседа
Вспомните свой случай жизни, где вас мучила совесть, подумайте про себя. Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Вы знаете, что означает слово совесть?
Совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми и перед собой. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
Согласны ли вы с утверждением, что совесть может ошибаться?
да, может потому что…
нет, не может, потому что…
Совесть не может ошибаться. Все равно когда вы совершаете плохой поступок или неправильный, внутренний голос дает об это знать. Вы должны чаще прислушиваться к своему внутреннему голосу, разговаривать со своей совестью, она поможет вам совершать правильный и хорошие поступки.
3. Работа в группах.
Соберите пословицы, которые вам даны в конверте. Подготовьте ответы, как вы понимаете их смысл.
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.
От человека утаишь, от совести не сможешь.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Запишите одну из понравившихся пословиц в тетрадь.
Внутри конверта лежат буквы, вы должны из них собрать слово.
(справедливость, доверие, правда, честность, верность, ответственность, честь).
Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.
Существует еще одно значение слова «справедливость» — когда человеческие отношения, законы, порядки и т.п., соответствуют нормам и требованиям.
Доверие – человек убежден в честности, добросовестности, искренности, правильности кого-либо чего-либо.
Правда – то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина.
Честность – искреннее отношение к себе и к окружающим людям. Противоположным честность является ложь, обман.
Верность – преданность кому-либо. Например, верность государству, верность другу, верный своему слово.
Ответственность — обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Слова которые мы с вами написали, они все связаны с чувством совести.
4. Творческая деятельность.
Сейчас я вам раздам ладошки, запишите своему другу по парте советы как жить по совести (по одному совету на каждый палец). А в центре запишите слово совесть.
Давайте посмотрим, какие советы вы написали.
5. Рефлексия.
Вся жизнь человека состоит из ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, правильно ли мы поступаем или нет. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.
Завершите предложения
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
Мне захоелось….
Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!»
infourok.ru
Урок самопознания в 4 классе на тему «Жить по совести»
Тема: Жить по совести.
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»;
развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью;
воспитывать такие качества, как честность, правдивость.
Оборудование: Телевизор, задания для групп, конверты с пословицами, «веер» из вопросов, бумажный мост.
Ход занятия:
1. Круг радости.
-Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
2. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть».
3. Беседа.
Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Как зовут героев нашего мультфильма? Что вы можете сказать о Лунтике?
Как ведут себя Вупсень и Пупсень? Почему?
Тема нашего урока называется «Жить по совести».
Что такое совесть?
Что значит жить по совести? (быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим)
Трудно ли жить по совести? Почему?
Даются определения:
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С. Ожегов.)
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.)
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге) или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
— А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).
— А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
— Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
— Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
4. Чтение рассказа «Испытание учителя» А. Кунанбаев
(Чтение рассказа с 83). Прием «рассказ с остановкой».
Вопросы:
— Объясните, как вы понимаете слова: «Моё Я всегда наблюдает за мной.
— Можно ли назвать поступок мальчика благородным?
— Что такое благородство?
Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью.
Честный человек верен себе, своим обязательствам и своим ценностям.
Честность – обязательное условие благородства. Благородный человек честен с другими и самим собой.
Честность и благородство – спутники совестливого человека.
5. Творческая деятельность по группам.
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. По очереди каждая группа берет задание. Время работы 5-7 минут.
1 группа. «Честные герои сказок». Вы выбираете героев из сказок из представленных картинок. Нужно придумать сказку наоборот, как эти сказочные персонажи живут по совести, проявляют честность и доброту.
Итог- в любых ситуациях можно поступать честно, не прибегая к обману. Человек, поступающий честно, достоин уважения.
2 группа. « Два полюса». Составьте перечень качеств, характерных для человека, живущего по совести, и для человека, у которого совесть «молчит». Подумайте, какие поступки совершает человек, обладающий этими качествами, какова его манера поведения. Впишите это в таблицу.
Итог- важно развивать хорошие качества,и тогда поведение и поступки тоже будут хорошими.
3группа. «Строитель дома Совести». Я предлагаю вам вместе построить дом Совести, где все будут жить счастливо,в любви и согласии. «Строительный материал»- это кирпичики, которые вы будете вырезать из цветной бумаги. Каждый кирпичик должен быть наделен свойством.
Выступления детей.
6. Игра «Мост». Ребята, а вы честно играть умеете? Сейчас мы это проверим.
На полу из листов картона построен мост. Вы знакомы с такой историей о том,как на мосту встретились две упрямые козы и не могли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Ваша задача- одновременно перейти через мостик так, что никто из вас не упал «в реку». Переходят сразу две группы.
Чтобы не упасть, ребята, заботливо и по дружески помогайте друг другу. Меняйтесь местами, пропускайте друг друга.
7. Размышление над ситуацией. Игра «Веер».
На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.
Ситуации:
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась……
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги
8. Упражнение. Сложить пословицы из слов и объяснить их смысл.
Совесть без зубов, а загрызет.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Про его совесть можно сказать повесть.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.
С его совестью жить хорошо, да умирать плохо
Круг «От сердца к сердцу».
Прошу вас продолжить предложение «Жить по совести — это……»
Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под фонограмму.
Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова
Дорога добра
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо… 2 раза
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный: 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
infourok.ru
Методическая разработка (4 класс) на тему: открытый урок самопознания в 4 классе «Жить по совести»
- Рассказывание истории.
А. Гайдар «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
— Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
— Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
— Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
— Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)
— Что делала девочка в роще? (пряталась)
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Как Нина подшутила над мальчиком?
— Почему она решила, что он прогульщик?
А вы тоже думаете, что мальчик прогульщик?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
— Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?
— Почему Нина заплакала?
Ребята! Мне хотелось бы обратить ваше внимание на слове «совесть».
Вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).
Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
Для чего человеку нужна совесть?
Согласны ли вы с утверждением, что совесть не может ошибаться? Порассуждайте. (Ответы детей).
Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать.
Как вы думаете, какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).
nsportal.ru
Конспект урока по самопознанию на тему «Жить по совести» 4 класс
План урока самопознания
Школа: КГУ «Начальная школа №1 города Зыряновска»
Дата: 17.02.15
Урок: 21
Тема: Жить по совести
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду, не нарушать обещание
Педагог: Заверняй Т.И.
Класс: 4 В
Количество учащихся: 18
Цель: содействие раскрытию содержания праведного поведения как общечеловеческой ценности.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о необходимости говорить правду;
Развивать качество не нарушать данные ими обещания;
Воспитывать стремление быть честным с собой и окружающими людьми.
Ресурсы (материал, источники)
Притча «Осколки в сердце»
Песня «Дорога добра»
Слайдовое сопровождение урока
Музыка для позитивного настроя
Интерактивное оборудование
Ход урока:
Организационный момент.
Позитивный настрой.
Сад души
Сядьте удобно. Закройте глаза. Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит ласковое солнце. Это солнце любви и тепла. Переливается яркая радуга. Это радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой, послушайте пение птиц, вдохните аромат цветов. Побудьте в этом состоянии тишины и покоя. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.
— Кто желает поделиться своими впечатлениями?
Проверка домашнего задания.
Беседа по притче А. Кунанбаева «Испытание учителя» (учебник стр. 78-79)
— Назовите главных героев притчи?
— О чем попросил учитель своих учеников?
— Согласились ли они выполнить его просьбу?
— Почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, мое «Я» наблюдает за мной?
— Как бы назвали свое «Я», которое наблюдает за Вами?
— Если вы дали сами себе обещание что-то сделать, то можете вы не выполнить его?
— А если вы что-то пообещали другому человеку, Вы можете отказаться и не делать этого?
Прочитать рассказ А. Гайдара «Совесть», выполнить иллюстрации к рассказу.
Найти в словаре значение слова «совесть»
«Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».
Из словаря В.Н. Даля.
Совесть – внутренняя оценка, чувство ответственности за свое поведение.
Толковый словарь русского языка Ушакова.
Анализ хода урока
Позитивное высказывание
«Лучшее украшение человека – чистая совесть»
Цицерон (древнеримский философ)
— Что украшает человека?
— Что значит чистая совесть?
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Рассказывание истории (беседа)
Притча «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.
Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
— Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня,– сказал человек.
— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.
— Какой поступок совершил человек в молодости?
— Как сложилась его судьба в дальнейшем?
— Почему этот поступок не давал ему покоя всю жизнь?
— Почему герой сказал правду слепому?
— Почему нужно выполнять обещания, данные собственому «Я»?
— Почему уважают людей которые говорят правду и выполняют обещания? Кто такой совестливый человек?
— Случалось ли вам осознавать свои ошибки? Как вы исправляли их?
Игра-разминка
Учитель предлагает учащимся подумать и ответить хлопком, в каких ситуациях проявляется честное, правдивое (совестливое) поведение.
Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения.
Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой.
Я могу признаться в том, что был не прав.
Я рассказываю секрет, доверенный мне другом.
Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную.
Я уступаю место в автобусе слабым и старшим.
Если я не выполню домашнюю работу, то спишу у товарища.
Я с уважением отношусь к окружающим.
Я бескорыстно помогаю старшим.
Я никогда не беру чужую вещь.
Я иногда подсмеиваюсь над недостатками друзей.
Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне.
Наедине с собой. Звучит спокойная музыка.
Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким. Откройте глаза.
Творческая деятельность, групповая работа
Только ли к людям мы должны быть добрыми?
Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?
Фрагмент мультфильма «Теплый хлеб»
(К. Паустовский «Теплый хлеб»)
— Осознал ли Филька свою ошибку?
— Готов ли он ее исправить?
— Какой совет вы бы ему дали?
ПИРАМИДА СОВЕСТИ (расставить утверждения в нужной последовательности)
Размышляю над тем, что совершил.
Понимаю, что надо исправить свой поступок.
Исправляю положение.
Наступает мир с самим собой
Презентация работ.
Групповое пение
Дорога добра
Композитор М. Минков
Автор текста Ю.Энтин
Домашнее задание
Работа в тетради (стр. 56 распечатка)
Побеседуйте с людьми, которых вы уважаете за их честность и открытость. Это могут быть близкие, знакомые, друзья. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы.
Учебник (стр. 80)
Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы. Легко ли человеку, который обманывает? Почему?
Заключительная минута урока
Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите доброту в свое сердце, живите в ладу со своей совестью. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!
infourok.ru
Урок самопознания на тему «Жить по совести»
Урок самопознания 4 М класс
учитель Каншаева АЮ
Тема : Жить по совести (2 урок)
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду; быть ответственным; принимать решения.
Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека, через праведное поведение
Задачи:
— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «ответственность», «честность»
— Развивать стремление жить в ладу с совестью
— Воспитывать честность, правдивость
Ресурсы: Классическая музыка для позитивного настроя, песня «Дорогою добра » ,микрофон, оформление на доску ,видеоролик «Я твоя совесть», костюмы мудрецов,
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Добрый день всем присутствующим, мы рады видеть Вас на уроке самопознания.
Позитивный настрой «Сад души»
— Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Звучит музыка Давайте мысленным взором заглянем в своё сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза.
— Ваши ощущения, чувства (покой, мир, радость)
Я вас приглашаю на поляну мудрецов.
Инсценировка
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
— Конечно, разум — первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
— Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: — Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть
-Мы продолжим разговор ,начатый на прошлом уроке по этой теме
2.Проверка домашнего задания Игра «Интервью журналиста»
Предоставим слово журналисту Виктору
— Здравствуйте, меня зовут Виктор . Мне нравится профессия журналиста. Он пишет разные интересные заметки в газеты, журналы, проводит опросы среди населения. Сегодня я буду в роли журналиста и задам волнующие меня вопросы:
— Как вы думаете, что такое совесть?
-Какого человека называют совестливым?
. — Когда мы говорим о совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)
— Что значит быть честным по отношению к себе?
— Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
— Быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим – это значит жить по совести.
Журналист : Итак, мы услышали личное мнение ребят о том, что такое совесть. Спасибо всем за участие!
3.Позитивное высказывание
Учитель:
— Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово
«СОВЕСТЬ».( на доску креплю слово совесть)
Задание группам: из букв слова «совесть» составить как можно больше новых слов.
Презентация ответов от группы. Дети читают слова: свет, есть, весть, сеть.
— Как можно эти слова отнести к понятию совесть?
Например:
весть — совесть — это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
сеть — то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
есть — совесть — это то, что есть у всех;
свет совесть — это свет внутри нас и т. д.
Цитата.
«Самое главное украшение – чистая совесть». Цицерон
— Как вы понимаете это высказывание?
4. Просмотр видеоролика « Я твоя совесть»
5. Беседа
-Почему ролик назван «Я твоя совесть»?
-Почему главный герой после того, как его удалили из класса не огорчился?
— Повезло ему, когда он нашел деньги?
-Почему он решил отдать деньги?
-Какое чувство испытала совесть?
-Как он вернул их? Почему не на глазах Нади?
-Значит стыд и совесть это качества, которые идут вместе? Чем они отличаются?(вывешиваю слово стыд)
Так значит:
СтыдСовесть
тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение
это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили
(вывешиваю человечков)
6.Творческая работа в группах. ( раздать напечатанные качества)
1 группа. « Два полюса». Составьте перечень качеств, характерных для человека, живущего по совести, и для человека, у которого совесть «молчит». Подумайте, какие поступки совершает человек, обладающий этими качествами, какова его манера поведения. Впишите это в таблицу.
2 группа. «Эликсир доктора Совести». ( раздать напечатанные составляющие)
(жизненный эликсир — фантастический напиток, продлевающий жизнь,) Вашей группе нужно составить лекарство совести, подобрать компоненты и объяснить, почему выбрали это для изготовления эликсира.
3 группа.
«Пирамида совести» ( раздать напечатанные фразы)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
Презентация работы
7.Групповое пение «Дорогою добра», видеокараоке
8.Домашнее задание сочинить синквейн «совесть»
9.Заключительная минутка тишины
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Ученик 1 ( Сурвило А)
Жить по совести легко!
Просто нужно уметь творить добро!
Можно песни петь и танцевать.
А можно, каждый вечер перед сном,
Бабушке своей сказку почитать.
Ученик 2 (Демчук К)
Совесть нельзя в магазине купить.
В лесу невозможно найти.
С совестью просто нужно дружить,
Верить в добро и любить!
Фонограмма Звук воды
Представьте красивый искрящийся водопад прямо над вашей головой. Это – чистый водопад, вода которого проходит через все ваше тело (пауза). Слейтесь с этим водопадом (пауза). Теперь каждый из вас – водопад. Почувствуйте, как очищающая вода проходит от макушки через тело вниз, по рукам, до кончиков пальцев (пауза), дальше по животу (пауза) и доходит до пальцев ног. А затем впитывается в землю, унося с собой всю негативную энергию. Вода забирает все отрицательное, мы становимся чище и добрее. Готовы совершать только добрые,честные поступки.
infourok.ru