Жизнь философское определение – ЖИЗНЬ — это… Что такое ЖИЗНЬ?

Содержание

Жизнь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2018; проверки требуют 70 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2018; проверки требуют 70 правок.

Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования[1][2][3]; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование её на поддержание и усиление своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается), информация, необходимая каждому живому организму, расщепляется в нем, содержится в хромосомах и генах, и передается от каждого индивидуума потомкам

ru.wikipedia.org

ЖИЗНЬ — это… Что такое ЖИЗНЬ?

  • жизнь

    — жизнь, и …   Русский орфографический словарь

  • ЖИЗНЬ —         понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… …   Энциклопедия культурологии

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЖИЗНЬ — как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • жизнь — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… …   Толковый словарь Дмитриева

  • жизнь — (2) 1. Достояние, достаток; совокупность жизненных благ: Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16 17. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ. Содержание: Определение понятия «жизнь» ……..292 Проблема возникновения жизни на земле . . 296 Жизнь с точки зрения диалектического материализма………………..299 Жизнь, основное понятие, выработанное первобытным… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЖИЗНЬ — особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно научный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции… …   Философская энциклопедия

  • жизнь — и; ж. 1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Возникновение жизни на земле. Ж. растительного мира. Законы жизни. // Совокупность… …   Энциклопедический словарь

  • ЖИЗНЬ — жен. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом ·знач. она дана двум царствам природы: животному и… …   Толковый словарь Даля

  • жизнь — Существование, житье, житье бытье, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгая жизнь, долгоденствие, долголетие, многолетие. Славное житье; не житье, а масленица. Бренное существование. Она весь век свой трудилась. Он провел дни свои… …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Философский смысл понятия «жизнь» — КиберПедия

    Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти смысл понятия «жизнь», определить отличия жизни от смерти, их границы. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности.

    В философском смысле жизнь понимается как главный мотив и источник развития Мира, как жажда созерцания его человеческим мышлением, как основное содержание саморазвития и самосовершенствования человека, т.е. как осмысленная созидательная деятельность человека вообще.

    В философии для понимания и определения феномена «жизнь» чаще всего пользуются сравнением и сопоставлением его с категориями «смерть», «небытие».

    Смысл понятия «жизнь» в современной философии сводится к следующему: жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

    Проблема жизни в философии имеет два главных аспекта:

    1. вопрос о жизни как взаимоотношении человека и космоса;

    2. аксиологический (ценностный) аспект, в рамках которого осмысливаются вопросы общегуманистических и экологических ценностей, качества жизни. При этом определяются гуманные отношения в обществе, социальное равенство и близость человека к природе.

    Во второй половине 20 века на основе новых естественнонаучных знаний о мере получает распространение понимание жизни как явления сугубо космического.

    Большинство современных исследователей за исходную формулу жизни принимают старую идею о жизни как уникальной форме существования материи, как особом способе ее движения (биологическом). Главный смысл этой идеи состоит в том, что жизнь на Земле просто невозможна без наличия и взаимного функционирования белков и нуклеиновых кислот как «сам себя осуществляющий перманентный химический процесс».

    Другая точка зрения сводится к пониманию жизни как пространственно-временного сосуществования самоорганизующейся материи, т.е. ограниченного временем физического существования как самых элементарных форм материи (клеточных и доклеточных), так и высокоорганизованных (социальных, духовных).



    Жизнь представляется нескончаемым процессом самозарождения, самодвижения и саморазвития Вселенной.

    К характерным проявлениям жизни относят:

    — взаимосвязь с внешней средой,

    — воспроизведение себе подобных,

    — постоянное развитие и саморазвитие.

    Ученые пришли к выводу, что живое существо – это не простая совокупность различных элементов, а некая единая (целостная) система, существующая во времени и пространстве, причем составляющая ничтожную часть нашей планеты.

     

    Теории возникновения жизни

    Вопрос о происхождении жизни во всех ее формах интересует людей так же давно, как и вопрос о том, что такое жизнь. В древнегреческой мифологии существует миф, в котором род человеческий появляется по приказу Зевса из «костей великой родительницы». Под родительницей подразумевалась общая всем мать-Земля, а под костями — ее камни. Девкалион и Пирра выполнили приказ Зевса и из камней, брошенных Девкалионом, появились мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, – женщины. По другим версиям, человек был создан из глины или земли, дерева или бесформенных живых существ, из куска запекшейся крови.

    Древнегреческий философ Демокрит считал, что возникновение тех или иных материальных объектов, включая живых существ, из атомов происходит не беспричинно, а в силу какой-либо необходимости. По его версии, Земля вначале затвердела. Затем, «когда вследствие согревания поверхность стала приходить в брожение, она во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных веществ, и таким образом возникли на их поверхности гниющие образования, покрытые тонкими оболочками… Когда влажные вещества в следствие согревания…начали рождать жизнь, они (гниющие образования) тут же стали получать по ночам питание от влаги, осаждавшейся из окружающей атмосферы, днем же отвердевали от жары». В конце концов «возникли разнообразные формы животных». В учении Аристотеля идея самозарождения жизни получает наиболее четкое выражение и на длительное время занимает умы ученых и философов, соперничая с теологической, прежде всего христианской, версией происхождения жизни и человека.



    В трудах древнегреческих мыслителей впервые появляются идеи о некой существующей «жизненной силе» («жизненной энергии»), благодаря которой материальные предметы становятся живыми. Эти идеи легли в основу виталистических учений. Витализм – это научно-философское направление, в котором признается наличие особой «жизненной энергии», которая и делает организм живым. Например, Аристотель называл такую «жизненную силу» энтелехией.

    Некоторые философы Средневековья сумели объединить идеи древних мыслителей с христианским вероучением. Например, Августин Блаженный утверждал, что всякое развитие протекает естественным путем благодаря тому, что Бог вложил в материю действенную силу. Это процесс, по его мнению, можно наблюдать на примере роста дерева из семени, в котором уже заложены будущие ветви и листья, но создаются они постепенно, в результате действия вложенной богом потенциальной силы.

    В эпоху Нового времени формируются основные области научного знания, вырабатываются законы, при помощи которых ученые пытаются объяснить, в том числе, и феномен жизни, и ее происхождение. В 18 в. было доказано, что все явления жизни подчиняются строгой закономерности. Экспериментально было доказано, что в составе живых организмов нет таких простых веществ, которых не было бы в неорганической природе, что многие соединения, получающиеся в организмах в результате превращения одних форм вещества в другие, можно создавать искусственно, лабораторным путем. Большое значение для выяснения единства процессов, совершающихся в живой природе, и установления закономерностей существования живой материи имело учение о клеточном строении живых тканей. Великий химик А.Л. Лавуазье (18 в.) предложил новое естественнонаучное объяснение самоценности земной жизни. Работая на стыке химии и биологии, исследуя биологические процессы, он внес значительный вклад в комплексное изучение элементарного состава веществ растительного и животного происхождения. Лавуазье рассматривал жизнь как результат сложных биохимических процессов, в ходе которых происходит взаимопереход различных веществ.

    В 18 веке в связи с большими достижениями в различных областях науки идеи витализма возрождаются и находят воплощение в новых теориях. Например, Т. Борде считал, что жизнь есть результат «согласованной» деятельности всех частей и элементов тела. В виталистических теориях появляются понятия «жизненная субстанция», «жизненное вещество».

    Работы Луи Пастера (19 в.) произвели коренной переворот во взглядах естествоиспытателей и философов на жизнь и ее ценностную сущность. Пастер опроверг широко распространенную в то время теорию самозарождения жизни.

    С точки зрения Л. Пастера, жизнь – это не «самосборка» веществ и даже «самособирание» организма в процессе биосинтеза. Жизнь не может возникнуть сама из себя, зародиться из ничего, самозарождение жизни невозможно.

    Открытия Пастера явились революцией в научном познании жизни и кардинально изменили философское мировоззрение.

    «Самосборка» – это процесс, служащий краеугольным камнем новейших теорий о самоценности жизни.

    Представление о способности живых систем к самосборке играет решающую роль в философском осмыслении последовательности процессов, приводящих к возникновению клеточного уровня организации в природе и возможного воспроизведения этого в лабораторных условиях.

    Научные и философские представления о сути жизни в 19 веке находились под сильным влиянием эволюционных идей, наиболее полно выраженных в эволюционной теории Ч. Дарвина.

    По мнению Ч. Дарвина, жизнь или, по крайней мере, все наиболее интересные ее особенности стали результатом влияния естественного отбора на случайно возникшие разновидности. Главная идея учения Дарвина состоит в том, земная флора и фауна состоят из форм, которые дошли до нас как остаточные, а не в силу какого-либо процесса стремления к совершенству. Для объяснения происхождения множества видов живых существ Дарвин пользовался идеей естественного отбора, борьбы за существование и наследование приобретенных признаков.

    Последователи учения Дарвина считали, что разнообразие форм живой природы и ее разумные представители – это следствие случайности и выживания наиболее сильных.

    Ч. Дарвин не пытался объяснить возникновение жизни на Земле; его интересовало, каким образом из существующих видов могут возникать новые виды. Но дарвинизм – это непроверяемая научная теория. С момента появления этой теории многие ученые высказывали критические замечания в адрес ее основных положений. Например, биолог Ф. Хитчинг говорил, что дарвинизм «не объясняет…как безжизненные химические вещества оживились, какие принципы лежат в основе генетического кода, как гены определяют строение организмов».

    Учения Л. Пастера и Ч. Дарвина укрепили мнение естествоиспытателей о принципиальной невозможности разрешения загадки живого наукой.

    Философское значение дарвиновско-пастеровских учений для естествознания состоит в том, что был признан и утвердился эволюционный принцип развития живой природы (Дарвин) и принцип диссимметрии как активного движущего начала (Пастер). Выработка этих принципов направила поиски химиков, биологов и других естествоиспытателей на решение проблемы экологии жизни.

    В 20 веке выдающийся отечественный ученый, академик А.И.Опарин выдвигает новую гипотезу происхождения жизни: жизнь не отделена от неорганического мира непроходимой пропастью, она возникла как новое качество в процессе его эволюционного развития.

    Согласно его теории, сущность жизнь заключается в постулировании закономерного характера возникновения жизни в результате длительного процесса химической эволюции соединений углерода, приведшей к образованию различных, в том числе и полимерных, органических соединений, и последующего действия естественного отбора на уровне формирующихся из этих соединений многомолекулярных образований – предбиологических структур, обособленных от внешней среды, но постоянно с ней взаимодействующих.

    А.И. Опарин предсказал (1922 г.) возможность первичного образования простейших органических веществ и был уверен, что они рано или поздно будут обнаружены на космических телах в условиях, исключающих их биогенное происхождение. В 80-х годах это предположение было экспериментально подтверждено на основе достижений химии высокомолекулярных соединений. Также он предложил применить принцип системного подхода при изучении проблемы жизни, который впоследствии стал всеобщим диалектическим принципом научного познания.

    Идеи А.И. Опарина послужили толчком для многочисленных научно-философских исследований феномена жизни.

    К.Э. Циолковский понимал жизнь как явление не случайное, а объективно закономерное в силу имманентных тенденций самодвижения материи. Главная идея его теории – это идея самозарождения жизни.

    А.Л. Чижевский считал, что жизнь на Земле – это элемент Космоса. Весь Космос существует, подчиняясь определенным ритмам, поэтому и жизнь на Земле во всех ее формах (от простейших до социальных и духовных человека и общества) подчиняется этим космическим ритмам.

    Во второй половине 20 века происходит интенсивное накопление естественно-научных знаний о мире. Появляются данные о влиянии космических факторов на жизнь человека. В первую очередь это касается влияния Солнца на все физико-химические процессы, происходящие на Земле. Созданные в 30-е годы теории взаимосвязи земной жизни с Космосом К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского начинают переосмысливаться и находить свое научное подтверждение.

    С точки зрения новейших научных представлений, жизнь на Земле возникла в результате локальной концентрации некоего живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Мироздания. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т.е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется и то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние жизненных процессов, происходящих в ближайшем и дальнем Космосе.

    С точки зрения современной науки, Вселенная постоянно изменяется, развивается. Жизнь может возникнуть только при достижении ею определенной стадии эволюции и только в таких ее локальных системах, где предыдущее развитие подготовило необходимые условия для перехода к столь высокому уровню упорядоченности вещества. Такие условия могут возникнуть во многих локальных системах, на многих планетах, образовавшихся около звезд определенного типа. Но в настоящее время наука не располагает сведениями о распространении жизни во Вселенной и о возможных ее внеземных формах.

    Общепринятым считается, что жизнь – это форма существования белковых тел. Исходя из этого, утверждается, что живое – это ничто иное, как некое состояние этих тел, отличных от косной материи.

    Современные ученые особо важным свойством живого вещества считают его нацеленность на сохранение своей целостности (гомеостаз). По последним научным данным, этим свойством могут обладать и некоторые неживые структуры.

    Современные синергетические представления предлагают наиболее исчерпывающую теорию зарождения и эволюции жизни.

    Таким образом, науки, изучающие жизнь, подошли к философскому выводу о том, что с появлением человека жизнь приобрела качественно иное ценностное свойство.

     

    Проблема самоценности жизни

    Самоценность жизни на Земле определяется по сути дела ее естественными свойствами:

    — предбиологической эволюцией целостных надмолекулярных систем;

    — способностью живого ассимилировать полученные извне вещества, т.е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого воспроизводить себя (репродуцировать).

    Воспроизведение себя или себе подобных – это уникальное, фундаментальное свойство живой материи. В этом заключается самоценность земной жизни.

    Самоценность жизни проявляется и в том, что существует огромное многообразие возможностей человека понять и объяснить смысл и механизм жизни людей на Земле.

    Люди по разному относятся к жизни, ее ценности, по разному понимают смысл человеческого существования. Ценности не остаются неизменными на протяжении всего человеческого существования.

    Ценность жизни меняется в зависимости от культурно-исторических условий. В древнеиндийской культуре идея реинкарнации сводила к минимуму ценность жизни как всего лишь одного из воплощений души. Культура Древнего Китая, Японии ставила ценность понятия честь выше ценности жизни.

    В Античности жизнь считалась великим даром. С появлением христианского учения жизнь приобретает двойственное значение и разделяется на жизнь земную, которая не имеет иной ценности кроме как той, что она является даром Божьим, и жизнь вечную, внеземную, которой наделена душа. В Новое время появляются новые идеи, новые теории, которые можно объединить в два основных подхода: 1) разумная жизнь на Земле – явление уникальное, единственное во Вселенной и 2) кроме земной формы жизни существуют и другие разумные миры.

    В современной философии при культурологическом подходе к пониманию ценности жизни считается, что жизнь не является универсальной ценностью.

     

    cyberpedia.su

    СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

    Смысл жизни — является одной из фундаментальных философских проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека, определение его места в природе  как биологического вида и предназначения как социального существа.

    Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком сущности самой жизни, как определение способности и возможности человека влиять на окружающий его мир. Проблема смысла жизни — вечный вопрос, на который человечество будет искать ответ на протяжении всего своего существования.

    Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к пониманию смысла жизни в истории философии:

    1) нет никакого смысла, либо он не доступен человеческому познанию;

    2) смысл жизни заключается в самой жизни;

    3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;

    4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;

    5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.

    Сартр как представитель философии экзистенциализма, в котором данная проблема является одной из центральных, писал:  «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём» [2, с. 147].

    Человек, в отличие от животных, осознает конечность своего бытия. Это порождает внутреннюю напряженность, страх, переоценку происходящего. В своем желании понять смысл собственного бытия человек пытается обрести уверенность в том, что все было не зря, что его собственная жизнь – часть общей картины.

    Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. А атеисты, наоборот, настаивают на том, что повседневность – это и есть единственная реальность, в которой и нужно искать смысл жизни.  Смысл жизни индивидуален, потому что  он относится к жизни уникального индивида, уникальной личности, и смерть для каждого человека также уникальное событие, где чужой опыт не имеет значения. Понимание смысла жизни не дается нам в готовом виде, оно является продуктом внутренней активности человека, в результате которой он определяет мотивы и цели своих действий и поступков. Невозможно научить смыслу жизни, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно, путем самостоятельных решений и знаний.

    Смысл жизни – это ценность, осознавая которую человек строит свою жизнь и определяет ее цели.

    Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

    В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт. Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.

    Религиозная философия  связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, со стремлением к сверхчеловеческому опыту. Русский религиозный философ С. Франк именно  внутреннею  духовную  жизнь человека  считал единственным бытием, имеющим  смысл. Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» — писал С. Франк. [5, с. 102].

    Для философских направлений ХХ века характерен ценностный подход к пониманию природы человека и, соответственно, смысла его существования.

    Существует много различных ценностных форм психики человека. К основным относят волю, целеустремленность, решительность и самообладание, т.е., качества, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей деятельности. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место. Каждый человек должен обрести смысл свой жизни. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни является  «сверхзадачей», которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели.

    В современной философской литературе различают две направления в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».

    Стремление «иметь» формируется в далеком прошлом человечества, где данное требование было необходимым условием выживания. Подобный подход существует и в настоящем мире, но он не должен стать самоцелью, т.к. в этом случае мы наблюдаем лишь стремление к обогащению, уничтожающее  все лучшие человеческие качества. З. Фрейд отмечал, что такой тип личности и общество, в котором превалирует  данный вид людей, является больным.

    Стремление «быть», на наш взгляд, в большей степени соответствует духовным возможностям и потребностям человека, его истинной сущности.

    Маркс считал, что «роскошь — это такой же порок, как и нищета, цель человека — быть многим, а не обладать многим» [3, с. 593]. Стремление «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, желание реализовать природные и социальные возможности человека, духовное развитие, проявление «человеческого» в человеке. Благодаря этой установке человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как полезное и необходимое звено социального мира.

    Понимание смысла жизни не дается от рождения. Г. Фихте подчеркивал: «…только человек изначально — ничто… Тем, чем он должен быть, он должен сделаться… и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам» [4, с. 297].

    Каждому человеку доступен смысл жизни, он не зависит от пола, возраста, интеллекта, образования,  характера человека, от ее среды жизни и религиозных убеждений. Каждый человек может и должен познать смысл своего существования, смысл своей жизни. При этом смысл жизни не субъективен, человек не придумывает и не изобретает его, а находит в мире, в окружающей его объективной действительности. Реализуя смысл своей жизни, человек реализует самого себя. Самым важным является умение определять истинные цели, не давая себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и разрушению как отдельной личности, так и общества в целом. Наша современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для  выбора. Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению материальных потребностей человека: обеспечение материального  достатка, стремление к личной выгоде и пользе. Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его часто характеризуют как «общество потребительства». Но жизнь в погоне за удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить максимум удовольствия в тех формах, которая сегодня заявлены как престижные, модные не может быть  осмысленной и полноценной. В этом случае человек стремиться соответствовать навязанным ему чужим стандартам и проживает жизнь, следуя не своим, а чужим целям и интересам.

    Человек рождается для того, чтобы жить. Жизнь является бесценной, т.к. дается нам только раз, и очень важно прожить ее, осуществляя свой собственный выбор, реализуя собственные возможности, круг которых определяется внутренним миром самого индивида как полноценной личности. Обретя смысл своей жизни, человек получает право на свою собственную жизнь. Каждый человек способен и должен сам управляет своей жизнью, осуществлять свой собственный выбор, понимая при этом, что отвечать за последствия этого выбора  он также должен сам.

    Человеческая жизнь достаточна коротка. Осознание собственной смертности, неотвратимой конечности собственного существования, с одной стороны, становится сложной проблемой для человека, но, с другой стороны, дает ему возможность сделать осознанный выбор и постараться прожить полноценную, подлинную жизнь. При этом  необходимо помнить, что жизнь каждого отдельного человека является частью целостного процесса, разворачивающегося во внешнем объективном мире, в обществе в целом, формирующем человека, предоставляющем ему определенные возможности для самореализации, но и предъявляющем к нему конкретные требования и зависящим от него.

     

    Список литературы:

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 608.
    2. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартр / М.А.Киссель — Лениздат, 1976. – С. 239.
    3. Маркс К. и  Энгельс Ф. // Собр. соч., Т. 1. – М.: Изд-во Полит. литературы, 1955-1974. — С . 638.
    4. Фихте Г.  // Соч. в 2-х т., Т. II — СПб.: Мифрил, 1993 – С. 798.
    5. Франк С. Смысл жизни. // С. Франк. — М.: АСТ, 2004. — С. 160.
    6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. С. 368.

    sibac.info

    Жизнь / Философский словарь

    Жизнь

    (Leben). — Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

    1. В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности:
    1) прекращением действия с достижением цели;
    2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута;
    3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;
    4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).

    Объяснение такого поведения с причинно-механистической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей (см. Вирус) для этого тоже недостаточно. В настоящее время проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора» (см. Витализм). См. Биология; Гилозоизм; Материализм; Причинно-механическая картина мира; Организм. 

    2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как высшее проявление переживания человеческого, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок; ср. Экзистенцфилософия; Философия жизни. 

    3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Поэтому современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механистическое, так и виталистическое объяснение живого, потому что оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).

    4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие и действие на протяжении всей мировой истории идей и разумного содержания, смысла в мыслях и поступках; см. История; Философия истории; Культура; Культуры философия. Особенную важность имеет здесь использование естественно-научного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений, в частности государства. 

    5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, деятельность и судьба в мире, от рождения до смерти, причём в течение жизни туда попадают ещё и вопросы о смысле жизни, размышления о личном бытии, о смерти и др.

    Смотрите также:
    Биология
    Гилозоизм
    Материализм
    Причинно-механическая картина мира
    Организм
    Вирус
    Витализм

    www.harc.ru

    Определение философии — это… Что такое Определение философии?

    Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

    Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

    Что такое философия?

    Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[3]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

    Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.[4]

    Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

    Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[5] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6].

    Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[7].

    Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

    История термина

    Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

    Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].

    Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

    Очень много должны знать мужи-философы[9].

    Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

    Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

    В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

    Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[10].

    В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

    В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

    В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

    Функции философии и формы философской деятельности

    По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

    1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
    2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
    3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

    В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

    1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
    2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
    3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
    4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
    5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
    6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
    7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
    Философия как мировоззрение

    Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

    Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

    Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

    Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

    См. также

    Философия как образ жизни

    В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

    Философия и наука

    Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

    • Является ли философия наукой?
    • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
    • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?
    Евклид. Единство философии и математики

    При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

    В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

    Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

    Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

    Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

    Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

    Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

    Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

    Философия и религия

    Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

    Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

    Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

    Философия и искусство

    В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

    Предмет философии

    Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

    Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

    Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

    Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

    • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
    • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

    Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

    Философия отвечает на вопросы

    • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
    • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

    Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

    Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

    Философия: за и против

    Смысл и польза философии

    Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

    Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

    Критика философии

    История философии

    История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

    Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

    Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

    Современная философия

    Современные философские направления

    Современные философские проблемы

    Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

    Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

    Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

    • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
    • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
    • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

    Методы современной философии

    Основная статья: Философский метод

    Разделы философии

    В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

    Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

    Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

    Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

    Общефилософские дисциплины

    Философия средств и способов познания

    Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

    Теоретическая философия

    Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

    • Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
    • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
    • Философская антропология
    • Натурфилософия (философия природы)
    • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
    • Философия духа

    Практическая философия

    Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

    • Аксиология (теория ценностей).
    • Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
      • Философия искусства
    • Праксеология (прагматика, философия деятельности)
    • Социальная философия
    • Философия религии
    • Философия права
    • Философия образования
    • Философия истории
    • Политическая философия (философия политики)
    • Философия экономики
    • Философия культуры
    • Философия экологии

    Философские дисциплины или философские направления

    Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

    Философские теории идентичности

    К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

    • Этнофилософия
    • Философия расы (философия расизма)
    • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
    • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Философия традиционализма (философия традиции)
    Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

    Организация философии

    См. также

    Примечания

    1. http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-847.htm
    2. http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/21/us4108113.htm
    3. Парменид. Фрагменты. B 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М., 1989.
    4. Что такое философия? — в: Гусев Д. А.,Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.
    5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57.
    6. Философия // Большая советская энциклопедия
    7. «Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin»)
    8. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
    9. Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника.
    10. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С. 432.
    11. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Парадоксы импликации // Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. — М.: Владос, 1997. — С. 264—266.

    Ссылки

    Литература

    Учебники для начального изучения
    • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
    • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
    • Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
    • Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
    Энциклопедии
    • Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
    • Современная западная философия: словарь. М.,1991.
    История философии
    • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
    • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1-4. — М.
    • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
    • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1-4. — СПб.

    История русской философии

    • Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.
    • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.
    • Лосский И. О. История русской философии.

    Навигаторы

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *