Презентация «Биография Д.И.Менделеева | Презентация к уроку по химии (8, 9 класс):
Слайд 1
«В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана» Биография Д.И. Менделеева. Интересные факты из жизни великого химикаСлайд 2
Имя русского учёного в списках величайших учёных планеты Значительные открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, повлиявшие на развитие химической науки по всему миру, навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты. Но что мы знаем о гениальном химике как о личности? Какой человек он был? Что ещё помнят люди об известном Менделееве кроме его огромного научного вклада?
Слайд 3
« Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны »
Слайд 4
Фундаментальный закон природы Генеральной ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов в честь периодического закона, открытого известным русским учёным Дмитрием Менделеевым в 1869 году. Напомним , что фундаментальный закон природы, сформулированный великим химиком, через два года совершенствования Менделеевым собственного выражения (1871 г.) имел следующее определение: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса».
Слайд 6
Происхождение и семья Д.И. Менделеева Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа . В семье он был самым младшим, семнадцатым. Восемь детей из семнадцати умерли настолько маленькими, что трём из них родители даже не успели дать имена. Склонность к образованию и науке Менделеев получил от своих родных. Дед Павел Максимович Соколов был священником, отец Иван Павлович Менделеев окончил филологическое отделение Главного педагогического института (сейчас СПбГУ- Санкт-Петербургский государственный университет«), а мать Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева), хоть и не имевшая образования, самостоятельно изучила гимназический курс вместе со своими братьями .
Слайд 7
Происхождение и семья Д.И. Менделеева После кончины отца, когда юному Дмитрию было всего тринадцать лет, тяготы содержания многодетной семьи пали на плечи матери. Будучи женщиной смелой и энергичной, она не только много работала, чтобы поставить детей на ноги, но и сумела бросить все дела и переехать в другое место. Первый переезд был связан со смертью кормильца — семья переехала в село Аремзянское , где Мария Дмитриевна управляла стекольной фабрикой. Другой переезд был необходим для того, чтобы позволить талантливому Дмитрию продолжать свою учёбу в университете. Мать с сыном и младшей дочерью покидают родную Сибирь и переезжают в Москву. Спустя два года после приезда, уже после поступления Менделеева в Главный педагогический институт в Петербурге, Мария Дмитриевна умирает.
Слайд 8
Факт появления фамилии в семье Менделеевых По традициям духовенства дед Павел Максимович Соколов передал свою фамилию только одному из сыновей, остальные же получили сторонние фамилии. Так, один из сыновей обрёл фамилию Тихомандрицкий (в честь села, где жила семья), другой — Покровский (в честь прихода, в котором служил священник), а третий сын — Иван — получил фамилию соседских помещиков. Изначально «Менделеев» даже не была фамилией в полном смысле этого слова, а скорее прозвищем. По словам самого же Дмитрия Ивановича фамилия была «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей ». Сам Дмитрий Иванович Менделеев был женат дважды. От двух браков у Менделеева было семеро детей, однако в начале двадцать первого века умер последний потомок рода Менделеевых — внук Александр.
Слайд 9
Школа и институт « Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Многие великие люди, поразившие мир своими открытиями, в детстве не проявляли интерес к наукам. Не стал исключением и Дмитрий Менделеев. Особенно тяжело давались ему латынь и Закон Божий. Да и в студенчестве Дмитрий не хватал звёзд с неба, более того, остались воспоминания, что юноша однажды даже оказался в списке остающихся на второй год обучения из-за плохих отметок по некоторым дисциплинам. Хорошо давалась Менделееву математика, а с течением времени проснулась тяга и к другим предметам. Постепенно молодой человек настолько «втянулся» в учёбу, что по окончании института даже получил золотую медаль. Любопытно, что позже Менделеев и сам был преподавателем. Около тридцати лет Дмитрий Иванович работал в Императорском Санкт-Петербургском университете. Однако сложный характер учёного послужил причиной его ухода с должности педагога в 1890 году.
Слайд 10
Д.И. Менделеев и «изобретательские мифы» « Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории » Как часто бывает с известными людьми, личность Д.И. Менделеева была окутана большим количеством придуманных историй и легенд. Один из известных мифов гласит о том, что именно великий химик стал изобретателем водки. Распространению этого заблуждения послужил тот факт, что в 1865 году Менделеев защитил диссертацию «Рассуждение о соединении воды и спирта». В труде рассматривались свойства смесей воды и спирта, растворов, но никак не пропорции изготовления спиртных напитков. Существование водки как напитка было зафиксировано несколькими столетиями до рождения русского учёного.
Слайд 11
Распространённое заблуждение о свершениях Менделеева что известная периодическая система химических элементов пришла к учёному во сне. Русский химик трудился над созданием известной таблицы более двадцати лет , поэтому миф о том, что система явилась к нему во сне внезапно, без предшествующей работы, была даже оскорбительна для Менделеева. Только непрестанный труд послужил появлению периодической системы. Идея же связи между химическими свойствами и массой пришла к учёному, когда он планировал отправиться в командировку. Пришедшая мысль освежила размышления химика и подала новые пути к открытиям настолько, что Менделеев отложил свою поездку и погрузился в науку с головой.
Слайд 12
Увлечения великого химика Менделеева « Сам удивляюсь — чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо» На сегодняшний день, пожалуй, самым интересным и неизвестным фактом из жизни Д. И. Менделеева стало необычное увлечение известного химика. Работая с растворами и создавая новые «рецепты», Менделеев изобрел особый вид клея. Его клей был удивительно прочным и качественным, химик даже не доверил никому рецептуру своего «клеевого изобретения». Однако именно это новшество позволило учёному с наслаждением погрузиться в новое хобби — изготовление чемоданов , переплетение книг и клеение рамок для картин. Причём это увлечение достигло такого мастерства, что в Москве и Санкт-Петербурге Менделеев слыл выдающимся профессионалом, а купить чемодан у великого химика было делом особым и значительным. Престижу способствовала не только известность учёного, но и потрясающие качество и долговечность изделий .
Слайд 14
Нобелевская премия Печальным фактом научной жизни Д.И. Менделеева стало отсутствие Нобелевской премии . Потрясающий вклад в науку — и полный провал по наградам. Кандидатуру великого химика поддерживали иностранцы, Дмитрий Иванович был трижды номинирован на известную премию . Однако члены императорской академии наук не поддерживали русского учёного на голосовании. Биографы Менделеева, пристально рассматривающие жизнь химика, полагают, что виной такой « непризнанности » стали многочисленные интриги и сложный характер учёного .
Слайд 15
Полёты в небо « Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» Из записей доподлинно известно, что великий химик в течение многих лет разрабатывал конструкцию летательного аппарата. В 1875 году им был разработан проект стратостата. Также он был автором изобретения управляемого аэростата с двигателями. Менделеева захватывали не только изобретения, но и сами полёты — он летал на аэростатах неоднократно. Так, первый полёт был совершён химиком в 1878 году, следующий же случился аж через девять лет. Особо стоит отметить полёт Менделеева на воздушном шаре «Русский» в одиночестве. Полёт на высоте более трёх тысяч метров длился около трёх часов. За это время Менделеев смог понаблюдать за полным солнечным затмением и измерить давление и температуру . «Какой я химик, я политэконом. Что там „Основы химии“, вот „Толковый тариф“ — это другое дело»
Слайд 16
Шпионские тайны Малоизвестным фактом является и то, что Д.И. Менделеев однажды стал промышленным шпионом. В 1890 году правительство обратилось к знаменитому химику за помощью — «послужить научной постановке русского порохового дела», ведь в других странах существовал тайный рецепт бездымного пороха. Естественно, можно было и легально приобрести этот порох, однако цена его была слишком высока. Менделеев, как истовый патриот, согласился выведать секрет бездымного пороха. Для того чтобы понять тайный состав пороха, химик воспользовался открытой информацией. С помощью данных отчётов железных дорог различных государств (Германия, Франция и Британия) Менделеев смог воссоздать нужную рецептуру и изготовить нужный порох для своего Отечества.
Слайд 17
Вклад Д.И. Менделеева в нефтяную промышленность «Сжигать нефть, все равно что топить печку ассигнациями» Особым вкладом Д. И. Менделеева была его теория неорганического происхождения нефти. Также учёным была разработана система её дробной перегонки . Именно Менделеев первым доказал, что нефть не нужно сжигать в топках. Благодаря открытиям и работам Д.И.Менделеева владельцы-нефтяники стали использовать цистерны при перевозке нефти (до этого пользовались бурдюками). По его же рекомендации промышленники старались строить нефтяные заводы по переработке недалеко от того же места, где и потреблялся нефтепродукт.
Слайд 18
Менделеев и менделевий «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» Если мы говорим о периодической таблице Менделеева. то стоит и упомянуть об особом её элементе — менделевии ( Md ). Этот химический элемент был искусственно синтезирован в 1955 году и был назван в честь создателя периодической системы элементов. Менделевий находится в таблице под номером 101.
Слайд 19
Предвосхищение открытия элементов Стоит упомянуть, что при создании своей системы Менделеев оставил пустыми некоторые клеточки таблицы и предвосхитил открытие таких элементов, как « экаалюминий » (галлий), « экабор » (скандий), « экасилиций » (германий), « двителлур » (полоний), « экаиод » (астат), « экамарганц » (технеций), « двимарганц » (рений) и « экацезий » ( франций ). Химик вычислил их атомные массы и указал основные свойства, однако сами элементы были открыты позднее.
Слайд 20
Учёный-патриот «Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке» Д.И. Менделеев был не только учёным-химиком, но и настоящим патриотом. В своём письме С.Ю. Витте (русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов), впрочем, так и не отправленном, Дмитрий Иванович писал: «Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность… Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности».
Слайд 21
Источник https://rosuchebnik.ru/material/mendeleev-biografiya/
Слайд 22
Автор: Калитина Тамара Михайловна Место работы: МБОУ СОШ №2 с.Александров-Гай Саратовской области Должность: учитель химии. Мини-сайт http://www.nsportal.ru/kalitina-tamara-mikhailovna
Урок-презентация «Д.И. Менделеев и его периодическая система химических элементов» | Химия
Автор: Рипная Ольга Ивановна
Организация: ГОУ ЛНР лицей «Лидер»
Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Беловодск
Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.
Задачи: Образовательные:
— раскрыть результаты деятельности Д.И. Менделеева и пути их достижения;
— показать, в каких условиях происходило формирование личности Д.И.Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции.
Развивающие:
-
развивать у учащихся интерес к истории химии;
-
развивать умение обобщать знания о целостности представлений о гениальной личности;
-
развивать познавательные способности и интересы учащихся;
-
развивать и поддерживать внимание учащихся к изучению материала через смену учебной деятельности (доклады, просмотр слайдов, музыкальное сопровождение).
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся чувство гордости за научный подвиг нашего соотечественника;
-
воспитание эстетической культуры через музыкальное сопровождение, поэтические строки, художественные произведения.
Планируемые результаты:
-
Предметные: знать формулировку периодического закона; уметь приводить примеры периодического изменения свойств химических элементов и их соединений; химический элемент, классификация элементов, период, группа в периодичной системе.
-
уметь определять группу и подгруппу, период: большой или малый, характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице;
-
Метапредметные: развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно- следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, использовать символы и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-
Личностные: формировать готовность к саморазвитию и самообразованию, работать в группах и индивидуально, развитие коммуникативной компетентности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма организации работы в классе: групповая
Междисциплинарные связи: химия – физика — история – музыка
Учебно-методическое обеспечение: учебник Габриелян О.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
На доске:
Тема урока: « Д.И. Менделеев и его периодическая система химических элементов»
Эпиграф : «Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь»
2 даты: 8 февраль 1834 г., 1 марта 1869 г.
Портрет: Д.И. Менделеева со словами Н.А.Некрасова:
« Природа – мать
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Засохла б нива жизни…»
На стене: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
На столах: а)ПСХЭ;
б)карточки со знаками химических элементов;
в)таблицы: І экспедиция «Д. И. Менделеев -ученый, гражданин»
ІІ экспедиция « Периодическая система и химические элементы, которые в нее входят»
ІІІ экспедиция « Д.И. Менделеев – просто человек»
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя
Добрый день! Начинаем урок, который посвящен гениальному русскому ученому Д.И.Менделееву и его работе – Периодическому закону, выраженнием которого является Периодическая система химических элементов. По словам ученого, у него було «три службы Родине»: в научной деятельности он видел «первую службу», «вторая служба» — педагогическая деятельность, и « третья служба» — на ниве сельского хозяйства и промышленности.
Научным подвигом назвали открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. С его появлением было положено начало новой эпохи развития химии и смежных наук – атомной физики, геохимии, химии космоса, а Периодическая система химических элементов стала «компасом», «путеводной звездой» ученых в исследовательской деятельности
Сегодня на уроке мы заслушаем результаты работы трех экспедиций, занимавшихся изучением наследия, оставленного Д. И.Менделеевым в области создания периодического закона и Периодической системы химических элементов. Также мы ближе познакомиться с Д.И.Менделеевым как гражданским деятелем, ученым-просветителем и просто добрым и порядочным человеком.
Итак, тема первой экспедиции «Д.И.Менделеев – ученый, гражданин», задача – выяснить, куда уходят корни настойчивость, интерес к науке у Дмитрия Ивановича.
ІІІ. Новый материал
Сообщение первой экпедиции
«Д.И.Менделеев – ученый, гражданин»
1-й учащийся. Д.И.Менделеев занимает почетное место среди отечественных и зарубежных ученых второй половины XIX – начала XX века. Широко известна величайшая заслуга Менделеева – открытие им Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов. Но одно это не дает представления о разнообразии его интересов, его влиянии на науку, культуру, образование. Менделеев был и остается выдающимся гражданским деятелем, ученым-просветителем. Ему принадлежат труды по разным вопросам экономики, организации промышленности и сельского хозяйства, образования и просвещения. Какие основные вехи биографии ученого могут служить ориентиром в его научном наследии?
2-й учащийся. Д.И. Менделеев родился в Тобольске 27 января (7 февраля) 1834 года в семье инспектора гимназий и народных училищ. В семье любили читать, его матери принадлежала самая лучшая библиотека в Сибири. Когда семья оказалась в затруднительном положении, пришлось переехать в село Аремзянка (под Тобольском), где у нее был небольшой стекольный завод. Там же, по воспоминаниям Менделеева, он получил первые впечатления от приключений, людей, промышленных дел. Семья Менделеевых находилась в дружеских, искренних и родственных отношениях с декабристами, отбывавшими ссылку в городе детства Менделеева. Недалеко от Менделеевых жили Фонвизины. Именно их дом был центром общественной жизни Тобольска.
3-й учащийся. В семь лет Митя поступил в Тобольскую гимназию.
Среди его учителей был П.П.Ершов – автор известной сказки «Конек-Горбунок», кроме того, Ершов был знатоком истории Сибири. Дмитрий окончил гимназию в 1849 году, после чего на семейном совете было решено, что он продолжит образование в столице на отделении физико-математического факультета петербургского Главного педагогического института. Именно здесь он начинает больше интересоваться химией.Еще бы, ведь среди его учителей был Александр Абрамович Воскресенский – «дедушка российских химиков». Менделеев оканчивает институт с золотой медалью. А всего через два года защищает магистерскую диссертацию в области неорганической химии и утверждается в звании старшего учителя
4-й учащийся. Его преподавательская деятельность началась в Одессе. Именно здесь у него появилась первая лаборатория, здесь он начинает искать «причину химического родства» — то, о чем рассуждал уже давно. А через полгода он возвращается в Петербург с работой об удельных объемах. Это фактически была его диссертация, давшая Менделееву ученую степень магистра физики и химии.
5-й учащийся. Дмитрий Иванович получил звание и должность доцента Петербургского университета и стал читать лекции по органической химии. Выступления Дмитрия Ивановича сопровождались высокой эмоциональностью. Послушать лекции учёного собирался весь университет. Говорили, что на его лекциях упревают стены. Академик Бойков писал: «Задолго до начала вступительной лекции аудитория, в которой Дмитрий Иванович читал лекцию, и все близлежащие помещения были переполнены студентами всех факультетов и всех курсов, чтобы выразить чувство восхищения и преклонения перед гордостью Петербургского университета.
6-й учащийся. А профессор Б.П.Вейнберг писал: «Если бы я был музыкантом…, пожалуй, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью судьбу выпало счастье слушать его, безошибочно узнал бы звуки этого могучего переходящего голоса от четкого, слышного в последнем углу шепота до громоподобных возгласов. Музыка языка заставляла угадывать характер мысли и выводов. Читая лекции для студентов Д.И. Менделеев выясняет, что нет ничего, что можно было бы порекомендовать студентам как учебное пособие. Поэтому он решает написать новую книгу «Основы химии». При жизни Д.И.Менделеева этот учебник выдержал восемь переизданий.
Учащиеся по очереди читают стихотворение С. Щипачёва.
В природе ничего другого нет
Ни здесь, ни там – в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входя в него, вздыхай, руками трогай!
Ты знаешь: газ легчайший – водород
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Взор химика пытлив, ему порядок мил.
Среди твоих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров
И скоро он велит – властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творенья – исток всех прочих дней.
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю – только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит –
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомах, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось богу,
Все будет делом наших грешных рук!
Учитель: 1 марта 1869 г. – Д.И. Менделеев составляет периодическую систему химических элементов, перевернувшую всю науку.
Итак, тема второй экспедиции «Периодическая система и входящие в нее химические элементы», задача – выяснить, как Дмитрий Иванович решил проблему классификации химических элементов, познакомиться с вариантами периодической системы.
Сообщения второй экспедиции
«Периодическая система и входящие в нее химические элементы»
1-й учащийся. Первые попытки классификации химических элементов привели к их распределению по очевидным признакам простых веществ на металлы и неметаллы.
Вместе с тем существовали простые вещества, проявлявшие свойства металлов и неметаллов. К таким элементам, проявляющим металлические и неметаллические свойства, относится цинк. По физическим свойствам он – типичный металл. Но по химическим свойствам его гидроксид проявляет как основные (металлические), так и кислотные (неметаллические) свойства.
Ассистент. (2-й ученик) Демонстрирует опыт по амфотерности гидроксида цинка.
а) Zn(OH)2 + HCl = ZnCl2 + H2O
осадок растворился, это подтверждает основные свойства гидроксида цинка.
б) Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O
осадок растворился, это подтверждает кислотные свойства гидроксида цинка.
Из опытов видно, что классификация элементов на металлы и неметаллы не совершенна, присутствуют переходные элементы.
3-й учащийся. Д.И. Менделеев решил задачу классификации химических элементов, принимая за основу их сравнения, увеличение относительной атомной массы. Разместив элементы в соответствии с массами, ученый заметил периодичность в изменении свойств элементов через некоторое их количество. В ряде, начинающемся активным щелочным металлом и оканчивающимся инертным газом, ослабляются металлические свойства; усиливаются неметаллические свойства; увеличивается валентность по кислороду в окидах; понижается валентность неметаллов в летучих водородных соединениях; изменяются свойства соединений от основных через амфотерные к кислотным. Такой ряд элементов был назван периодом.
Так 1 марта 1869 года открыт периодический закон, который Д.И.Менделеев сформулировал следующим образом:
Свойства элементов, а также образуемые ими простые и сложные вещества находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.
Графическим изображением закона стала периодическая система химических элементов.
4-й учащийся. Существует более 400 вариантов периодической системы химических элементов. Самый первый ее вариант, названный Дмитрием Ивановичем «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», горизонтальные строки – это, как правило, ряды схожих между собой элементов. Атомные массы в каждой из этих строк слева на право растут. В таблице 4 пустые ячейки. Эти окна образовались потому, что среди известных 63 элементов не нашлось нужных.
Второй вариант системы стоил Д.И.Менделееву более 1,5 лет тяжелого труда. В 1870 году в первом издании своей книги «Основы химии» Д. И.Менделеев размещает 2 вариант названный им «Естественная система элементов».
І группа: охарактеризуйте место положения химического элемента Натрия в периодической системе.
II группа: охарактеризуйте местоположение химического элемента Кислорода в периодической системе.
ІІІ группа: охарактеризуйте место положение химического элемента Аргона в периодической системе.
6-й учащийся. Интересно, как распределились места между странами по количеству открытых в них химических элементов:
1 место – Швеция – 28 элементов
2 место – Англия – 20 элементов
3 место – Франция – 15 элементов
4 место – Германия – 10 элементов
В России был тогда открыт элемент – Рутений. Открыт профессором Казанского университета Карлом Клаусом в 1844 году, в том же году опубликовавшим о новом элементе большую статью «Химические исследования остатков Уральской платиновой руды и металла рутения» в «Ученых записках Казанского университета». Об открытии, методе получения и свойствах нового элемента Клаус сообщил в письме Г.И.Гессу на немецком языке, который зачитал его на заседании Петербургской Академии наук 13 сентября 1844 года, этот текст был опубликован в бюллетене Академиии в переводе на русский язык — в «Горном журнале». Клаус выделил рутений из уральской платиновой руды в чистом виде и указал на сходство между триадами рутений — родий — палладий и осмий — иридий — платина.
Учитель: найдите в Периодической системе этот элемент. Охарактеризуйте его местоположение.
Мы говорим о Д.И.Менделееве как об ученом, гражданине. А каким он был человеком?
Сообщения третьей экспедиции
«Д.И.Менделеев – просто человек»
1-й учащийся. Менделеев был скромным и простым в общении человеком, не любил церемоний, славы, наград. Ему нравилось общаться с простым народом. Скромность Менделеева проявлялась во всем. Одевался очень просто, дома носил «суконную» куртку, сшитую по его фасону. Модой не интересовался, доверял своему постоянному портному. Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. Чугаев считает, что благодаря воздержанию в еде он прожил долгую жизнь, хотя имел задатки наследственного туберкулеза.
2-й учащийся. Родился в г. Тобольске. Он был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его супруги Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения у Менделеевых из детей осталось в живых 2 брата и 5 сестер. Восемь детей умерли еще в детском возрасте, а троим из них родители не успели даже дать имена. Дмитрий был любимцем матери.
Репортер петербургской газеты спрашивал: «Почему у Дмитрия Ивановича фамилия Менделеев, хотя дед его назывался Соколов?»
Отец Дмитрия Ивановича – Иван Павлович – родился в 1783 году в семье священника Павла Максимовича Соколова. Его сыновьям, как было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Дмитрия Ивановича получил фамилию помещиков, живших рядом, Менделеев.
У Д.И.Менделеева был племянник Дмитрий Иванович Менделеев (1851-1911) – сын брата Менделеева Ивана Ивановича. Племянник окончил Казанский Университет, служил Железнодорожным врачом во многих городах России, часто встречался со своим знаменитым дядей, а однажды даже совершил путешествие по Волге. Поскольку дядя и племянник были полными тезками, их часто путали.
3-й учащийся. Мастер чемоданов.
Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно совершал в Гостинном дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей: Кто этот почтенный господин?
Таких людей нужно знать, с уважением в голосе сказал другой. – это мастер чемоданов Менделеев».
Менделеев и блок.
У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь Любовь Дмитриевна окончила Высшие женские курсы в Петербурге, в 1903 году вышла замуж за поэта Александра Блока и в сезон 1907-1908 гг. играла в составе Вс. Мейерхольда и в театре В. Комиссаржевской. Позже Блок посвятил Любви «Стихи о Прекрасной Даме».
Учитель. Блока Дмитрий Иванович любил и защищал от нападок литературных врагов. Эта любовь во всем была взаимной. В письме к Л.Д.Менделеевой, датированный 15 мая 1903 года А.А.Блок писал: «Твой папа вот такой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у обычных людей такового не бывает. У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм). У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает, и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет – все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех…»
4-й учащийся. Полет на воздушном шаре.
Однажды Менделееву пришло в голову совершить полет на воздушном шаре, да еще во время солнечного затмения. Вот так описывает этот случай Г.Чернеченко в номере 8 одной из газет от 19 августа 1999 года (статья так и называлась «Менделеев на воздушном шаре»):
«В небольшом живописном имении Д.И.Менделеева Боблово готовились в «домашних» условиях наблюдать за затемнением Солнца. Как вдруг, когда до затмения оставалось чуть больше недели, из Петербурга в Боблово пришла телеграмма. В нем Российское техническое общество сообщало, что в Твери снаряжается воздушный шар для наблюдения затемнения и что общество считает своим долгом заявить об этом, что Менделеев в случае желания лично мог воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений».
Светало. Было пасмурно, накрапал дождь. На пустыре между линией железной дороги и станцией колыхался шар, окруженный загородкой. Рядом отнималась газодобывающая установка, в которой работали солдаты. «Ожидали профессора Менделеева. В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокий ростом, немного сутулый, с лежащими на плечах волосами с сединой и длинной бородой. Это был профессор», – рассказывает читателям автор. Минута затемнения приближалась. Последние прощания. Высокий, стройный Кованько уже в корзине. Туда же с трудом пробивался сквозь паутину веревок Менделеев в коричневом пальто и охотничьих сапогах.
«Первый раз я входил в корзину шара, хотя, правда, однажды поднимался в Париже на привязанном аэростате. Теперь мы оба были на месте», - рассказывал позже ученый. Последующие события развивались в считанные секунды. Все вдруг увидели, как Менделеев что-то сказал своему спутнику, как Кованько выпрыгнул из корзины, и шар медленно пошел вверх. За борт полетела створка и доска, когда служила столом. Как назло, отсыревший балласт превратился в крепкий комок. Опустившись на дно корзины, Менделеев обеими руками выбрасывал вниз мокрый песок. Между тем, полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более 3 км. , пробил облака, и Менделеев успел наблюдать за полной фазой затмения. Правда, перед спуском ученому пришлось проявить не только бесстрашие, но и ловкость. Запуталась веревка, идущая к газовому клапану. Менделеев залез на борт корзины и так вися над пропастью, распутал клапанную веревку.
Шар с успехом опустилась в Калязинском уезде Тверской губернии, крестьяне провели Менделеева в соседнее имение.
5-й учащийся. Страстью Менделеева были книги. Попадая к нему в кабинет, посетитель оказывался в царстве книг, лежавших везде, где была точка сопротивления: на полочках вдоль стен, на столах, диване, на полу. Литература была практически по всем областям знаний. В минуты, когда нужно было отвлечься от серьезных мыслей, дать мозгу отдохнуть в пути он читал приключенческую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна. Он уважал Шекспира, Гете, Шиллера, Байрона. Уже умирая в последний день своей жизни, он просил, чтобы ему вслух читали с Ж. Верна «Путешествие к Северному полюсу».
Учитель: Менделеев очень любил и был великим знатоком искусства, «так же дышал искусством, как и наукой, которые считали двумя сторонами единого нашего стремления к красоте, вечной гармонии, высшей правде» (из воспоминаний Д.И.Менделеева).
К музыке Менделеев тоже был неравнодушен, музыку любил, но петь не умел; воспринимал ее эмоционально, хорошо чувствовал. Его друг А. Бородин был не только талантливым химиком, но и отличным композитором. Он автор оперы «Князь Игр», одной из лучших русских опер.
Звучит отрывок оперы.
Учитель: Вот таким человеком, гражданином и ученым был Д.И.Менделеева. Еще при жизни он создал себе два самых значительных памятника: Периодический закон и периодическая система, которую во время сокрытия ученого несли перед его гробом.
Имя учёного живет и сегодня. Менделевий – химический элемент, полученный искусственно, названный в честь Д.И.Менделеева. Менделеев вулкан – действующий вулкан на Курильских островах. Менделеев хребет – подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана. Город Менделеевск – город на р. Кама. Прижизненные портреты Менделеева, написанные по натуре известными художниками И.Ю.Репиным, И.Е. Ярошенко находятся в Третьяковской галерее. Памятник Д.И.Менделееву на родине в г. Тобольске и в Санкт-Петербурге возле института метрологии. Золотая медаль им. Д.И.Менделеева присуждается за работы в области химии.
IV. Итог урока. Оценки.
V. Домашнее задание.
Приложения:
- file0.docx.. 705,3 КБ
- file1.ppt.zip.. 9,9 МБ
Дмитрий Менделеев — Периодическая таблица, факты и смерть
(1834-1907)
Кем был Дмитрий Менделеев?
Получив научное образование в России и Германии, Дмитрий Менделеев стал профессором и занимался исследованиями в области химии. Менделеев наиболее известен своим открытием периодического закона, который он ввел в 1869 году, и формулировкой периодической таблицы элементов. Он умер в Санкт-Петербурге, Россия, 2 февраля 1907 года.
Молодежь и образование
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в сибирском городе Тобольске в России. Его отец, Иван Павлович Менделеев, ослеп примерно в то время, когда родился его последний сын, и умер в 1847 году. Мать ученого, Мария Дмитриевна Корнилева, работала управляющей стекольного завода, чтобы прокормить себя и своих детей. Когда в 1848 году фабрика сгорела, семья переехала в Петербург.
Менделеев учился в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге и окончил его в 1855 году. После преподавания в русских городах Симферополе и Одессе он вернулся в Санкт-Петербург, чтобы получить степень магистра. Менделеев продолжил обучение за границей, проучившись два года в Гейдельбергском университете.
Открытие периодического закона
Будучи профессором, Менделеев преподавал сначала в Санкт-Петербургском технологическом институте, а затем в Санкт-Петербургском университете, где он оставался до 1890 года. предмет неорганической химии, он составил один из своих собственных, Принципы химии .
Во время исследования и написания этой книги в 1860-х годах Менделеев сделал открытие, которое привело к его самому известному достижению. Он заметил определенные повторяющиеся закономерности между различными группами элементов и, используя имеющиеся знания о химических и физических свойствах элементов, смог установить дополнительные связи. Он систематически расположил десятки известных элементов по атомному весу в виде сетки; следуя этой системе, он мог даже предсказать свойства еще неизвестных элементов. В 1869 г.Менделеев официально представил свое открытие периодического закона Русскому химическому обществу.
Поначалу у системы Менделеева было очень мало сторонников в международном научном сообществе. Он постепенно получил признание в течение следующих двух десятилетий с открытием трех новых элементов, которые обладали качествами его более ранних предсказаний. В Лондоне в 1889 г. Менделеев представил резюме своего собрания исследований в лекции под названием «Периодический закон химических элементов». Его диаграмма, известная как периодическая таблица элементов, используется до сих пор.
Прочие достижения и деятельность
Помимо теоретической работы в области химии, Менделеев был известен своими более практическими научными исследованиями, часто приносившими пользу народному хозяйству. Он занимался исследованиями в области добычи нефти в России, угольной промышленности и передовых методов ведения сельского хозяйства, а также выступал в качестве правительственного консультанта по самым разным вопросам, от новых видов пороха до национальных тарифов.
Менделеев продолжал заниматься научной деятельностью после ухода с преподавательской должности в 189 г.0. Он написал множество статей для новой Энциклопедии Брокгауза , а в 1893 году он был назначен директором новой Центральной палаты мер и весов России. Он также курировал несколько переизданий The Principles of Chemistry .
Менделеев был дважды женат: на Феозве Никитичне Лещевой в 1862 г. и на Анне Ивановой Поповой в 1882 г. Всего у него было шестеро детей от этих двух браков.
Последующие годы и наследие
В последние годы своей карьеры Менделеев получил международное признание за свой вклад в область химии. Он получил почетные награды Оксфорда и Кембриджа, а также медаль Лондонского королевского общества.
Смерть
Менделеев умер 2 февраля 1907 года. На его похоронах в Санкт-Петербурге его ученики несли большую копию периодической таблицы элементов как дань уважения его работе.
- Год рождения: 1834
- Дата рождения: 8 февраля 1834
- Город рождения: Тобольск
- Страна рождения: Россия
- Пол: Мужской
- Наиболее известен: российский химик Дмитрий Менделеев открыл периодический закон и создал периодическую таблицу элементов.
- Промышленность
- Наука и медицина
- Знак зодиака: Водолей
- Школы
- Санкт-Петербургский университет
- Главный педагогический институт 900 47
- Гейдельбергский университет
- Интересные факты
- В 1955 году элемент менделевий (Md) был назван в честь русского ученого Дмитрия Менделеева, создателя периодической таблицы элементов.
- Год смерти: 1907
- Дата смерти: 2 февраля 1907 года
- Город смерти: Санкт-Петербург
- Страна смерти: Россия
Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Дмитрия Менделеева
- Автор: Biography.com Editors
- Название сайта: The Biography.com Website
- Url: https://www.biography.com/scientists/dmitri-mendeleyev 90 046 Доступ Дата:
- Издатель: A&E; Телевизионные сети
- Последнее обновление: 26 октября 2021 г.
- Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.
- В этом мире нет ничего, что я боялся бы сказать.
Юлий Лотар Мейер и Дмитрий Иванович Менделеев
Периодическая таблица — культовый символ науки. И для Мейера, и для Менделеева написание учебника стало толчком к разработке периодической таблицы — устройства, позволяющего в доступной форме представить более 60 известных в то время элементов. Сегодняшняя мгновенно узнаваемая таблица включает более 100 элементов.
Юлий Лотар Мейер (1830–1895) и Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) работали в Гейдельбергском университете с разницей всего в пять лет — оба под руководством Роберта Бунзена, — но они прибыли туда с совершенно разным прошлым. Мейер фактически родился для научной карьеры. Он происходил из медицинской семьи из Ольденбурга, Германия, и сначала получил медицинскую степень. В медицинской школе он увлекся химией, особенно физиологическими темами, такими как газы в крови.
Менделеев родился в Тобольске, Сибирь, где его отец преподавал русскую литературу, а мать владела и управляла стекольным заводом. Его ранние контакты с политическими эмигрантами привили ему любовь к либеральным идеям на всю жизнь, а его свобода бродить по стекольному заводу стимулировала интерес к бизнесу и промышленной химии. Мать — после смерти мужа и незадолго до своей — увезла 15-летнего Дмитрия в Петербург. Там он учился в Главном педагогическом институте и Санкт-Петербургском университете, где защитил докторскую диссертацию по химии. Во время учебы в аспирантуре он поехал в Гейдельберг, чтобы работать с Бунзеном.
Джулиус Лотар Мейер. Коллекция Эдгара Фахса Смита, Кислакский центр специальных коллекций, редких книг и рукописей Пенсильванского университетаКарлсруэ и вопрос об атомных весах
В 1860 году Мейер и Менделеев были среди молодых химиков, посетивших первую в истории международную химию. Конгресс, конгресс в Карлсруэ, и оба были впечатлены презентацией Станислао Канниццаро гипотезы Амедео Авогадро и тем светом, который она пролила на вопрос об атомном весе. Для обоих написание учебника послужило толчком к разработке периодической таблицы, то есть устройства для представления более 60 известных элементов в понятной форме.
Некоторое время химики пытались разработать логическую систему классификации, располагая элементы по атомному весу, но путаница в том, как определить атомный вес, помешала их попыткам. Вскоре после Карлсруэ были опубликованы различные новые атомные схемы, кульминацией которых в конечном итоге стали независимые работы Мейера и Менделеева.
Кто первым добрался?
В первом издании своего учебника Die modernen Theorien der Chemie (1864 г.) Мейер использовал атомный вес, чтобы распределить 28 элементов по 6 семействам, которые имели схожие химические и физические характеристики, оставив пробел для еще не открытого элемента. . Его единственное концептуальное достижение по сравнению с его непосредственными предшественниками заключалось в том, что он рассматривал валентность, число, представляющее объединяющую способность атома определенного элемента, как связь между членами каждого семейства элементов и как образец порядка, в котором эти семейства находились сами по себе. организованный. В его первоначальной схеме валентности последующих семейств, начиная с углеродной группы, были равны 4, 3, 2, 1, 1 и 2.
Вернувшись в Санкт-Петербург с конгресса в Карлсруэ, Менделеев преподавал в Санкт-Петербургском технологическом институте, защитил докторскую диссертацию, завел опытное хозяйство и читал лекции для Вольного экономического общества по сельскохозяйственным темам. Когда в 1867 г. он был назначен на кафедру химии Петербургского университета, он тоже начал писать учебник «Основы химии » и разработал «периодический закон, », которая впервые была опубликована в газетах в 1869 г.. Менделееву удалось свести все известные элементы в одну таблицу.
Затем Мейер опубликовал свою классическую статью 1870 г. («Die Natur der chemischen Elemente als Function ihrer Atomgewichte», Justus Liebigs Annalen der Chemie , supp. 7 [1870], 354–364), описывающую эволюцию его работы с 1864. Эта статья особенно известна своим графическим отображением периодичности атомного объема в зависимости от атомного веса. Многие химики, в том числе Бунзен, поначалу сомневались в периодическом законе, но эти сомневающиеся постепенно были преобразованы независимым открытием элементов, которые вписывались в пробелы в табличном расположении, и исправлением старых атомных весов, которые таблица подвергала сомнению. . Тем временем Мейер и Менделеев вели долгий и затяжной спор о приоритетах.
Более поздние жизни
Дмитрий Иванович Менделеев в своем домашнем кабинете в 1904 году. Коллекция Эдгара Фахса Смита, Кислакский центр специальных коллекций, редких книг и рукописей, Пенсильванский университетВ то время как Мейер продолжал вести исследовательскую и преподавательскую жизнь и провел Последние 20 лет его жизни в качестве профессора в Тюбингене сильные демократические наклонности Менделеева привели его к проблемам с политическими и академическими властями, хотя его научная известность и полезность его советов в определенной степени защищали его.