Альберт Бандура | PSYERA
Альберт Бандура родился в 1925 г. в Канаде, в маленьком городке. В местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на ремонте дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на севере.
Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 г. и поступил на факультет Стэнпфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией.
Социальная когнитивная теория Бандуры отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.
Бандура подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.
Модификация поведения может осуществляется посредством косвенного подкрепления, наблюдения за поведением других людей и последствиями этого поведения, т.е. человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте.
Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.
Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на поведение.
Подход Бандуры получил название теории социального научения поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях.
Бандура провел серьезные исследования эффективности личности, т.е. чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы.
Высокой личная эффективность позволяет человеку справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни, поддерживает высокий уровень уверенности в своих силах. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.
Бандура ставил практическую задачу: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения, включая и ненормальное поведение, изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит, поведение можно «выучить заново» или хотя бы частично изменить его.
Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности, то есть на поведении, а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.
При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в определенных ситуациях. Методы бихевиоралыюй терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, бизнесе и сфере образования.
Bandura Albert | Бандура Альберт: самоэффективность, self-efficacy: VIKENT.RU
Канадский психолог, известный своими работами по теории социального научения и самоэффективности — self-efficacy.
Альберт Бандура считал, что главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей.
«Концепция самоэффективности, впервые предложенная Альбертом Бандурой в конце 1970-х годов и активно развиваемая им в течение последних двадцати лет, — ещё один вариант теории контроля, объединивший в себе исследования, проводившиеся в рамках концепций локуса контроля и выученной беспомощности.
Бандура полагает, что привлекательность результата и вера в позитивный результат недостаточны для запуска мотивации субъекта. Необходима также вера в свои способности справиться с данным видом деятельности.
Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или другое дело.
Бандура считает, что самоэффективность — центральная и важная детерминанта человеческого поведения.
Согласно данным, полученным Бандурой и его коллегами, люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям. Бандура описывает источники, механизмы самоэффективности, её влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности.
Согласно теории Бандуры существует четыре источника самоэффективности: опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние.
Самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растёт также, когда люди наблюдают, как другие успешно справляются с решением различных задач.
Например, студенты, которые боятся задавать вопросы в большой группе, могут изменить прогноз эффективности с «я не могу сделать это» на «возможно я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя.
В то же время если человек наблюдает за тем, как другие, столь же компетентные люди, неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это может привести к худшему прогнозу собственной способности выполнить подобные действия.
Третий способ, с помощью которого может быть достигнуто ощущение эффективности, заключается в том, чтобы убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Однако попытки вербального воздействия чаще всего дают лишь кратковременный эффект в плане изменения самоэффективности.
Вербальное воздействие на ребёнка, который пытается добиться какого-то результата, прежде всего должно быть в рамках его реальных способностей и возможностей и соответствовать фактическим успехам. Бандура предполагает, что сила вербального убеждения ограничивается также осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего.
И наконец, воспринимаемые индивидом собственные эмоциональные и физиологические состояния также могут оказывать влияние на самоэффективность как позитивным (если воспринимается подъём и жажда деятельности, а также спокойствие), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом.
Люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны. Поскольку люди судят о своей эффективности также по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, то любой способ, понижающий это напряжение, повысит прогноз эффективности.
Бандура предположил, что представления о самоэффективности содержат в себе нечто большее, чем просто веру в то, что усилия определяют успех. Самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. На формирование представлений о самоэффективности оказывают влияние также самооценка субъектом своих знаний, умений, стратегий преодоления стресса. Выделяют уровень, обобщенность и силу самоэффективности.
Уровень самоэффективности отражает вариации задач различных степеней трудности, например все более и более сложных математических задач. Под обобщенностью понимается перенос представлений о собственной эффективности на другие виды задач, например другие школьные предметы.
Сила сознаваемой субъектом эффективости измеряется через степень его уверенности в том, что он сможет выполнить данные задачи. […]
Бандура полагает, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что всё будет плохо». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны поддаваться самокритике.
Бандура считает, что «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем». […]
Ещё одним показателем мотивации выступал выбор деятельности. Бандура предположил, что люди с высоким чувством самоэффективности будут с большей готовностью браться за сложные (challenging) задачи, в то время как люди, сомневающиеся в своих способностях, будут стремиться их избежать».
Гордеева Т.О., Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы, в Сб.: Современная психологии мотивации / Под ред. Д.А Леонтьева, М., «Смысл», 2002 г., с.74-76 и 77-78.
Альберт Бандура учился у Джорджа Миллера.
Альберт Бандура Альберт Бандура Альберт Бандура — психолог и почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете. Последние 60 лет Бандура исследовал и писал о причинах человеческого поведения. Он был первым, кто предположил, что происхождение личности разнообразно и сложно и что оно включает взаимодействие поведения как с окружающей средой, так и с врожденными — или врожденными — факторами. Бандура особенно интересовался тем, как люди влияют на поведение, мысли и обучение других. Его ранние работы были сосредоточены на моделировании — обучении через наблюдение за другими. Его классический эксперимент с куклой Бобо в начале 1960-х годов продемонстрировал, что дети могут имитировать новые действия, просто наблюдая за тем, как взрослые участвуют в них. Изучая эффекты и потенциал моделирования, Бандура начал задаваться вопросом о роли убеждений людей в их способности преуспеть в задаче или их чувстве самоэффективности . Это привело к развитию им социальной когнитивной теории, в которой говорится, что личность возникает в результате взаимодействия мыслей человека с его внутренними качествами, убеждениями в себе и сигналами окружающей среды. Его исследование убедительно показало, что люди, которые верят, что могут добиться успеха в задаче, с большей вероятностью, чем другие, действительно преуспеют. По словам Бандуры, «мы обнаружили, что убеждения людей об их эффективности весьма существенным образом влияют на выбор, который они делают. В частности, это влияет на уровень их мотивации и настойчивости перед лицом препятствий. Большая часть успеха требует настойчивых усилий, поэтому низкая самоэффективность становится самоограничивающим процессом… Чтобы добиться успеха, людям необходимо чувство самоэффективности, связанное с устойчивостью, чтобы противостоять неизбежным препятствиям и жизненным несправедливостям».Для студентов эта самоэффективность в сочетании с готовностью упорствовать перед лицом борьбы имеет решающее значение для академического успеха. Учащиеся с ограниченной самоэффективностью с меньшей вероятностью продолжат попытки, потому что не верят, что могут добиться успеха, в то время как учащиеся с сильной уверенностью в себе с большей вероятностью продолжат прилагать усилия. Продолжающиеся исследования самоэффективности, проведенные Бандурой и другими, показывают, что, независимо от предыдущих достижений или способностей, учащиеся с более высокой самоэффективностью работают усерднее, продолжают стараться дольше, проявляют настойчивость, сталкиваясь с трудностями, более оптимистичны и менее беспокойны и добиваются поставленных целей. Исследования Избранные публикации Комментарий | » Социальные системы, которые культивируют компетенции, предоставляют полезные ресурсы и оставляют достаточно места для самостоятельности, увеличивают шансы на то, что люди осознают, кем они хотят стать.-Альберт Бандура ” |
Самоэффективность и агентивная позитивная психология
Профессор Альберт Бандура — один из самых цитируемых ученых в мире (Haggbloom et al., 2002).
Стипендия Бандуры стала частью многих устойчивых направлений психологии, включая социальную когнитивную теорию, взаимный детерминизм и теорию социального обучения.
Принципы, вытекающие из работы этого ученого, легли в основу политики во всем мире (Zimmerman & Schunk, 2003) и лежат в основе многих вмешательств в области когнитивно-поведенческой психологии.
Получив престижные награды от нескольких известных организаций, в том числе Национальную медаль науки от бывшего президента Барака Обамы, многие были бы удивлены, узнав, что работа Бандуры началась со скромного начала.
Точнее, все началось с надувного клоуна по имени Бобо. В своей лаборатории Бандура заметил, что дети, которые были свидетелями того, как взрослые избивают клоуна Бобо, чаще делали это сами. Выводы, основанные на этом наблюдении, превратились в исследовательское движение, теперь известное как теория социального обучения, демонстрирующее, что обучение может происходить посредством имитации и социального моделирования (Bandura & Walters, 1977).
Благодаря работе Бандуры наше понимание человеческого опыта, поведения и психологии значительно расширилось. В частности, его исследования в области социальной когнитивной теории и конкретной концепции самоэффективности служат основой для большей части нашей текущей работы в качестве позитивных психологов (Bandura, 2008).
Поскольку сострадание к себе может способствовать самоэффективности, вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на сострадание к себе, прежде чем мы продолжим. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Агентный взгляд на позитивную психологию
- 4 способа повысить самоэффективность
- Как самоэффективность может повлиять на вас
- Патологизирующий оптимизм: взгляды на реальность
- Заблуждения о самоэффективности
- Хотите узнать больше об Альберте Бандуре?
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Агентный взгляд на позитивную психологию
Есть много прекрасных работ, в которых Бандура обсуждает свои взгляды на свободу воли. Агентный взгляд на позитивную психологию (Бандура, 2008) и его статья в Ежегодном обзоре психологии (Бандура, 2001) являются двумя отправными точками.
В своих работах Бандура бросает вызов раннему бихевиористскому мышлению, которое придерживалось упрощенного взгляда на человеческий разум и опыт. В соответствии с этой точкой зрения считалось, что люди функционируют подобно системам ввода-вывода, посредством которых внешние раздражители оказывают свое воздействие, приводя к определенной неизменной реакции (подобно машине, которая загорается при каждом нажатии определенной кнопки).
Нынешним психологам и в голову не придет так упрощенно относиться к человеческому опыту. Тем не менее, идея о том, что люди зависят от прихотей окружающей среды и обстоятельств, в какой-то момент была доминирующей.
Благодаря работе Бандуры психологи теперь признают, что люди являются агентами своего саморазвития, которые могут адаптироваться и саморегулироваться для достижения желаемого будущего (Zimmerman & Schunk, 2003). Но для достижения этого парадигмального сдвига в мышлении потребовался демонтаж многих существующих школ мысли.
Во-первых, Бандура критикует преимущественно негативный и ориентированный на патологию подход в психологии. Этот подход «модели болезни» контрастирует с подходом позитивной психологии, ориентированным на самоэффективность, в котором люди могут контролировать свои недостатки и дисфункцию (Bandura, 2008).
Точно так же свобода действий и самоэффективность сформировали убеждения относительно других ключевых переживаний, таких как оптимизм и реализм. До работы Бандуры психологи не видели ценности оптимизма, особенно в ситуациях, когда шансы человека на достижение желаемого результата были низкими. Теперь, благодаря работе Бандуры, способность сохранять оптимизм перед лицом трудностей признана ключом к успеху во многих ролях.
Цитируя Джорджа Бернарда Шоу:
Разумный человек приспосабливается к миру: неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит от неразумного человека.
Джордж Бернард Шоу (Goodreads)
Что вдохновляет, так это то, что каждый может развить самоэффективность. То есть самоэффективность — это не та черта, которая есть у одних, а у других нет. Скорее, каждый может проявлять свободу воли и укреплять свою самоэффективность, независимо от своего прошлого или текущего окружения (Schunk & Ertmer, 2000).
4 способа повышения самоэффективности
Бандура демонстрирует четыре способа развития самоэффективности в своих исследованиях.
1. Опыт мастерства
Бандура (2008) утверждает, что наиболее эффективным способом повышения самоэффективности является опыт мастерства.
Нет лучшего способа начать верить в свою способность добиться успеха, чем поставить перед собой цель, настойчиво преодолевать трудности на пути к цели и наслаждаться удовлетворительными результатами. Как только человек сделает это достаточное количество раз, он придет к выводу, что постоянные усилия и настойчивость в невзгодах в конце концов послужат цели; вера в свою способность добиться успеха будет расти.
Напротив, регулярное достижение легкого успеха с небольшими усилиями может привести к тому, что люди будут ожидать быстрых результатов, что может привести к тому, что они легко разочаруются из-за неудачи (Bandura, 2008).
Важность опыта мастерства становится острой, когда мы рассматриваем его в контексте воспитания и опыта раннего развития. Как родитель, существует сильное искушение не допустить, чтобы ребенок когда-либо испытывал неудачу (иногда это называют «воспитанием снегоочистителя»).
Однако ребенок, который не научится преодолевать разочарование и использовать свои внутренние ресурсы для преодоления препятствий, упустит возможности для развития своей самоэффективности. Следовательно, ребенок может остаться недостаточно подготовленным, когда дело доходит до решения проблем, которые ждут его во взрослой жизни.
Переживание неудач важно для повышения устойчивости. Это делается путем рассмотрения каждой неудачи как возможности для обучения и шанса достичь компетентности с помощью другого подхода.
2. Социальное моделирование
Еще один способ, с помощью которого человек может повысить свою эффективность, — это наблюдать за демонстрацией компетентности людьми, похожими на него (Bandura, 2008). В этом сценарии человек, наблюдающий проявление компетентности, воспринимает аспекты своей личности в действующем лице. То есть актер может быть того же возраста, этнического происхождения, сексуальной ориентации или пола, что и наблюдатель (Бандура, 19 лет). 97).
Наблюдатель, который станет свидетелем успеха актера благодаря самоотверженным усилиям, будет вдохновлен верой в то, что он тоже может достичь своих целей.
Когда мы рассматриваем силу ролевого моделирования для вдохновения веры в себя, мы начинаем понимать важность разнообразного представительства в средствах массовой информации. В прошлом нужно было найти образец для подражания в ближайшем социальном окружении. Теперь, благодаря Интернету и другим цифровым средам, люди (особенно молодые люди) получают множество потенциальных образцов для подражания.
Если эти зрители никогда не увидят, как кто-то вроде них проявляет компетентность в различных сферах жизни (например, выступает в СМИ, участвует в элитных видах спорта), им отказывают в возможности развивать самоэффективность с помощью этого косвенного моделирования и могут менее склонны к реализации своих амбиций, чем другие группы населения.
3. Социальное убеждение
Когда человеку говорят, что у него есть все необходимое для успеха, он с большей вероятностью добьется успеха. Таким образом, самоэффективность становится самосбывающимся пророчеством (Eden & Zuk, 1995).
Хотя это и не так эффективно, как мастерство, для укрепления самоэффективности (Bandura, 2008), если кто-то, кому мы верим, скажет, что у нас есть возможности для достижения наших целей, это сделает для нас больше, чем зацикливание на наших недостатках.
Таким образом, хороший наставник может повысить самоэффективность не только за счет ролевого моделирования, но и за счет надежного голоса поддержки. Они также могут помочь своим подопечным распознать возможности, в которых они могут продемонстрировать компетентность (без перегрузки) и убедить их выйти на ринг.
Другие работы (помимо работ Бандуры) даже исследовали роль внутреннего диалога для повышения самоэффективности и повышения производительности. Например, одно исследование показало, что теннисисты, которые подбадривали себя перед выполнением определенного удара, показали значительно лучшие результаты, чем группа, которая не подбадривала себя (Hatzigeorgiadis, Zourbanos, Goltsios, & Theodorakis, 2008).
Это открытие предполагает, что мы можем словесно убедить себя , чтобы поверить в свои возможности и укрепить нашу самоэффективность.
4. Состояния физиологии
Наконец, наши эмоции, настроение и физическое состояние влияют на то, как мы оцениваем нашу самоэффективность (Kavanagh & Bower, 1985).
Согласно Bandura (2008), труднее быть уверенным в своей способности добиться успеха, когда мы чувствуем усталость и плохое настроение. Это особенно верно, если мы воспринимаем эти эмоциональные и физиологические состояния как показатель нашей некомпетентности, уязвимости или неспособности достичь цели.
Самоанализ и образование могут предотвратить негативную интерпретацию этих физических состояний. Например, переживая личную или связанную с работой неудачу, люди могут практиковать сострадание к себе.
На хронических уровнях плохое настроение может иметь изнурительный эффект на самоэффективность и последующее достижение цели, поскольку люди с хронически плохим настроением, скорее всего, раньше откажутся от целей и продемонстрируют нежелание даже браться за цели в первую очередь ( Бандура, 2008).
Действительно, было показано, что, хотя у людей, страдающих депрессией, все еще есть цели, они придерживаются более пессимистичных убеждений относительно своей способности успешно достигать целей и считают, что они меньше контролируют результаты целей (Dickson, Moberly, & Kinderman, 2011). .
Таким образом, изменение негативных неправильных интерпретаций физических и аффективных состояний является ключом к повышению самоэффективности (Bandura, 2008).
Шкала силы и самоэффективности — это один из инструментов, который может помочь развить понимание и самоанализ, а также облегчить необходимость слишком строго судить себя, когда мы совершаем ошибки.
Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Как самоэффективность может повлиять на вас
Обсуждая связи агентства с позитивной психологией, Бандура (2008) объясняет, как самоэффективность оказывает свое влияние посредством четырех различных внутренних процессов.
Когнитивные процессы
Самоусиливающее (оптимистическое) или самоослабляющее (пессимистическое) мышление может влиять на функционирование человека (Бандура, 19 лет).94; 2008).
Если кто-то считает, что его действия влияют на его опыт и окружающую среду, он более склонен к самоподдерживающемуся оптимистическому взгляду. Другими словами, независимо от обстоятельств можно сделать «что-то», что повлияет на конечный результат.
Без этой веры может преобладать более пессимистичный мыслительный процесс, и события могут быть истолкованы как «вышедшие из-под контроля». .
Мотивационный
Самоэффективность означает веру в ценность мотивации для влияния на любой результат. Если кто-то не чувствует побуждения изменить событие, он с меньшей вероятностью приложит усилия для достижения определенного результата, особенно перед лицом препятствий. Это было бы воспринято как пустая трата энергии (Bandura, 1994).
Таким образом, ощущение уверенности в собственной эффективности ведет к самоопределяемой мотивации. Стремление к цели становится не вопросом «могу ли я достичь своей цели?» а скорее «что мне нужно, чтобы достичь моей цели?»
Часто необходимо учитывать коллективную самоэффективность. То есть, чего, по мнению группы, они могут достичь с точки зрения общей цели? Говоря словами Бандуры (2008, стр. 3): «Общая вера людей в их коллективную эффективность для достижения желаемых результатов является ключевым компонентом коллективной деятельности».
Эмоциональный
Хотя физиологические состояния (например, наше настроение) влияют на самоэффективность, верно и обратное — самоэффективность может влиять на наши эмоции (Heuven, Bakker, Schaufeli, & Huisman, 2006).
Здоровое чувство самоэффективности помогает нам не зависеть от негативных эмоциональных состояний, возникающих в результате неудач и разочарований. Вместо этого мы изящно восстаем из пепла наших неудач со здоровой дозой оптимизма и стойкости; мы верим, что можем «прийти в себя».
Решимость не позволять негативным эмоциям блокировать наши будущие усилия — это важнейший результат самоэффективности, который тесно связан с концепцией эмоционального интеллекта.
Decisional
Самоэффективность также влияет на наши процессы принятия решений, когда речь идет о том, чтобы подвергать себя воздействию различных сред и ситуаций (Mun & Hwang, 2003).
Как уже отмечалось, точка зрения Бандуры на агентный человеческий опыт утверждает, что люди контролируют свое саморазвитие. Альтернативой является то, что человеческие жизни зависят от прихоти судьбы. Таким образом, используя самоэффективность, человек может выбрать для себя условия, которые лучше всего будут способствовать личному росту и развитию посредством продуманного выбора и преднамеренных действий (Bandura, 2008).
Патологизирующий оптимизм: взгляды на реальность
Как уже отмечалось, ранние психологи часто сравнивали оптимизм с патологией и утверждали, что реалистический взгляд лучше всего подходит для психологического благополучия. Действительно, до появления Бандуры самоуверенность широко изучалась (см. Moore & Healy, 2008), а цена самоограничивающих убеждений в значительной степени игнорировалась.
Бандура (2008) предполагает, что, хотя реализм полезен, когда риски высоки и вероятны неудачи, он часто может препятствовать прогрессу. Далее он утверждает, что оптимизм и устойчивое чувство собственной эффективности жизненно важны для преодоления даже реалий повседневной жизни, которые могут включать в себя разочарования, неудачи, конфликты и неудачи.
Чтобы добиться успеха, говорит Бандура, нельзя позволить себе быть реалистом (Бандура, 2008, с. 1). Таким образом, в ситуациях, когда время, усилия и ресурсы являются компромиссом, оптимизм может обеспечить соответствующую самоэффективность для достижения иначе недостижимых целей.
Для дальнейшего чтения по этой теме мы предлагаем Что такое патологизация и сверхпатологизация в психологии?
Неверные представления о самоэффективности
Обращаясь к скептицизму в отношении самоэффективности, Бандура утверждает, что, вопреки мнению некоторых исследователей, эта концепция имеет мало общего с эгоцентризмом или эгоизмом.
Самоэффективность не эгоистична
Подчеркивая самопожертвование Ганди как пример его « непоколебимой самоэффективности ради социальных изменений в условиях мощной оппозиции », Бандура (2008, стр. 4) объясняет, что самоэффективность на самом деле может поднять общество. Он также утверждает, что, когда людям не хватает стойкой самоэффективности, они, вероятно, будут настолько подавлены личными невзгодами, что попытки улучшить жизнь других перегрузят индивидуальные способности.
Напротив, человек с хорошим запасом самоэффективности будет иметь большую способность управлять требованиями в своей жизни и, следовательно, иметь возможность помогать другим.
Как самоэффективность может помочь преодолеть окружающую среду
Некоторые теории психопатологии считают, что население городских районов очень уязвимо к негативным последствиям жизни (например, психическим заболеваниям, преступному поведению). Однако Бандура (2008) утверждает, что самоэффективность может служить для защиты человека от воздействия неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяя людям вести полноценную жизнь, несмотря на их прошлое или настоящее окружение.
В таких условиях самоэффективность может быть развита посредством позитивного ролевого моделирования и эффективного использования социальных сетей для обеспечения прогресса и самореализации.
Такое мышление ставит под сомнение логику модели диатез-стресс, которая утверждает, что переживание стресса (и его негативных последствий) неизбежно, когда подверженный стрессу человек подвергается чрезмерному воздействию негативных внешних раздражителей (Meehl, 1962). Бандура (2008) считает, что эта модель игнорирует то, как люди могут использовать свою свободу действий для управления стрессом (и отрицания вреда его последствий).
Самоэффективность и злоупотребление психоактивными веществами
В случае злоупотребления психоактивными веществами, особенно курением, Бандура (2008) использует предложенные биологические и психологические механизмы, подавляющие тех, кто хочет бросить свою зависимость.
При этом он приводит веские доводы в пользу самоэффективности как опосредующего фактора, влияющего на попытки курильщиков бросить курить. Хотя Бандура не сбрасывает со счетов важность биологических и психологических механизмов отказа от курения, он подчеркивает, что большинство бывших курильщиков, которые избавляются от никотиновой зависимости, делают это без посторонней помощи. Это означает, что к успешному отказу от курения приводит внутренний фактор человека, а именно самоэффективность.
Действительно, данные показали, что высокая самоэффективность увеличивает вероятность того, что человек успешно бросит никотин (Garcia, Schmitz, & Doerfler, 19).90), а также может помочь в процессе реабилитации от зависимости.
Укрепление здоровья
В своей главе о позитивной психологии Бандура (2008) размышляет о пробелах в существующих медицинских системах и о роли, которую самоэффективность может играть в инициативах по профилактике здоровья. Бандура отмечает, что исследования в основном сосредоточены на том, что и как происходит «не так» в организме человека, а не на том, как можно продвигать выбор здорового образа жизни, чтобы обеспечить процветание и предотвратить возникновение таких проблем.
Самоэффективность является ключом к поощрению выбора здорового образа жизни (например, здоровое управление стрессом, регулярная физическая активность). Это потому, что человек, который не верит, что может повлиять на свое здоровье своим выбором, вряд ли даже попытается.
Подразумевается, что есть ценность в исследованиях, которые изучают, как можно укрепить убеждения в самоэффективности, связанные с влиянием на результаты личного здоровья.
Хотите узнать больше об Альберте Бандуре?
Узнайте больше о жизни Альберта Бандуры или прочтите его обзор по социальной когнитивной теории.
Мы также рекомендуем посмотреть его интервью Ассоциации психологических наук, чтобы узнать больше о ранних исследованиях Бандуры и его пути к тому, чтобы стать одним из самых влиятельных психологов в мире.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>Для тех, кто был вдохновлен этими основными моментами из книги «Агентная перспектива позитивной психологии » Альберта Бандуры (2008), полная глава находится в свободном доступе в Интернете, если вы хотите прочитать работу полностью.
Важная информация
Если мы хотим что-то вынести из работы Бандуры, так это то, что самоэффективность является ключевым фактором успеха во всех сферах жизни. Хотя может возникнуть искушение закатить глаза при мысли о «вере в себя» или «доверии к своим способностям», важно помнить, что за этими обнадеживающими сообщениями стоит большое количество исследований.
Долгое время поддерживать оптимизм при расчете шансов на успех в трудных обстоятельствах казалось неразумным. Теперь принято поощрять других к реализации своих амбиций с оптимизмом и решимостью, несмотря на потенциальные проблемы, во многом благодаря смене парадигмы, порожденной работой Бандуры.
Позволяя нам управлять своими мыслями, мотивами, эмоциями и решениями, самоэффективность является ключом к признанию нашей способности формировать мир вокруг нас.
Сталкиваться с жизнью без самоэффективности — значит сужать свои возможности при преодолении часто пугающих жизненных препятствий. Поэтому проведение дополнительных исследований и определение способов развития самоэффективности может стать ключом к улучшению качества жизни.
Как вы уравновешиваете оптимистичные и реалистичные взгляды, когда преследуете цели? Мы хотели бы прочитать ваши идеи в нашем разделе комментариев.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на самосострадание.
- Бандура, А. (1994). Самоэффективность. В RJ Corsini (Ed.),
- Бандура, А. (1997). Теория поведения и модели человека (1974). В JM Notterman (Ed. ), Эволюция психологии: пятьдесят лет американского психолога (стр. 154–172) . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии, 52 (1) , 1–26.
- Бандура, А. (2008). Агентский взгляд на позитивную психологию. В SJ Lopez (Ed.), Praeger перспективы. Позитивная психология: изучение лучшего в людях (том 1, стр. 167–196) . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.
- Бандура, А., и Уолтерс, Р. Х. (1977). Теория социального обучения (Том 1). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Диксон, Дж. М., Моберли, Нью-Джерси, и Киндерман, П. (2011). Депрессивные люди не менее мотивированы личными целями, но более пессимистичны в отношении их достижения. Journal of Abnormal Psychology, 120(4) , 975-980.
- Иден, Д., и Зук, Ю. (1995). Морская болезнь как самоисполняющееся пророчество: повышение самоэффективности для повышения производительности в море. Журнал прикладной психологии, 80 (5) , 628–635.
- Гарсия, М.Е., Шмитц, Дж.М., и Доерфлер, Л.А. (1990). Подробный анализ роли самоэффективности в самостоятельных попытках бросить курить. Журнал консультирования и клинической психологии, 58 (3 ), 317-322.
- Хаггблум, С.Дж., Варник, Р., Варник, Дж.Е., Джонс, В.К., Ярбро, Г.Л., Рассел, Т.М., … и Монте, Э. (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века. Обзор общей психологии, 6(2) , 139-152.
- Хацигеоргиадис, А., Зурбанос, Н., Гольциос, К., и Теодоракис, Ю. (2008). Исследование функций разговора с самим собой: влияние мотивационного разговора с самим собой на самоэффективность и производительность молодых теннисистов. Спортивный психолог, 22(4) , 458-471.
- Хевен, Э., Баккер, А.Б., Шауфели, В.Б., и Хьюисман, Н. (2006). Роль самоэффективности в работе с эмоциями. Журнал профессионального поведения, 69(2) , 222-235.
- Кавана, Д. Дж., и Бауэр, Г. Х. (1985). Настроение и самоэффективность: влияние радости и печали на воспринимаемые способности. Когнитивная терапия и исследования, 9(5) , 507-525.
- Мил, ЧП (1962). Шизотаксия, шизотипия, шизофрения. Американский психолог, 17 (12), 827–838.
- Мур, Д. А., и Хили, П. Дж. (2008). Беда с самоуверенностью. Психологический обзор, 115(2) , 502-517.
- Мун, Ю. Ю., и Хван, Ю. (2003). Прогнозирование использования сетевых информационных систем: самоэффективность, удовольствие, ориентация на цели обучения и модель принятия технологий. Международный журнал человеко-компьютерных исследований, 59(4) , 431-449.
- Шунк, Д. Х., и Эртмер, П. А. (2000). Саморегуляция и академическое обучение: меры по повышению самоэффективности. В Справочнике по саморегулированию (стр. 631-649). Берлингтон, Массачусетс: Academic Press.
- Циммерман, Б.Дж., и Шунк, Д.Х. (2003). Альберт Бандура: ученый и его вклад в педагогическую психологию.