Философия жизни эффективного человека — Психологос
Каждый ли человек может использовать подходы Синтез-технологии и стать по-настоящему эффективным человеком? Нет, не каждый. Каждый может использовать ее элементы, эффективные техники и приемы, но эффективный человек — это больше, чем совокупность приемов.
Главные оси философии жизни задаются двумя вопросами:
Первый:
Много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?
Второй:
Кто отвечает за ваш успех?
А отвечать на эти вопросы можно по-разному.
Планка вашей жизни
«Он — маленький человек. А это — БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК!» — о чем идет разговор? В первую очередь — о размере Круга Забот. Совсем маленький ребенок не только занят только собой, он еще и не может полностью обслуживать себя. Молодой человек — говорят о том, кто занят только собой. Взрослый человек — тот, кто себя обеспечивает, плюс содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей.
Нормальный мексиканский крестьянин или коренной житель солнечной страны Кении будет лежать под своей счастливой пальмой и на любое предложение что-то изменить в своей жизни будет только лениво улыбаться: «А на фига?» Ему не надо ничего, потому что нужно ему мало. У него есть его минимум, все остальное требует усилий — а тогда зачем? Основному населению этих стран философия максимального жизненного успеха не понятна, готовность платить за этот успех работой и напряжением — не близка. Это не просто лень, это соответствующее понимание жизни, где возможность расслабиться дороже любого достижения.
Сама по себе лень вовсе не порок, лень в истории человечества являлась одним из главных двигателей прогресса. Я не хочу тащить бревно на себе — я изобрел колесо.
Стремление к комфорту одного расслабляет под ближайшим кустом, хотя бы и в грязи, хотя бы и под дождем, другого мотивирует вначале сделать себе хотя бы простейший навес, а потом построить дом со всеми мыслимыми удобствами.Любитель комфорта под кустом называется лентяй, любитель комфорта у камина в собственном доме называется деловой, Лидер. Лидеру в жизни нужно — много. Это человек, который стремится и хочет, это человек живой, человек «с мотором», человек — деятель. Это охотник и завоеватель: охотник за успехом и завоеватель жизни.
Академик А.Д.Сахаров как-то в интервью произнес неожиданнейшую фразу: «Смысл жизни — оккупация». Да, для лидера — это всегда так. Каждый настоящий мужчина — завоеватель Вселенной. То ли, как растущий предприниматель, ты хочешь занять рынок своим товаром, то ли, как новый руководитель, внимательно ищешь возможность сделать этих людей своими и стать для них авторитетом; если ты лидер, ты — завоеватель. Смысл жизни — оккупация. И если ты полюбил прекраснейшую женщину на свете, ты на предельном напряжении оккупируешь своей любовью ее душу, после любимая женщина плотно оккупирует твой дом и твою жизнь смыслом и теплотой.
- Самая известная компьютерная игра стратегического направления (то есть такого, где не надо мочить зубастых монстров из плазменной пушки, а надо думать головой) – «Цивилизация». Ее цель – распространение своего политического влияния, культуры, научных достижений на всю планету. Причем, совсем необязательно насильственными способами. Однако, вначале авторы пробовали создать совсем «неагрессивную» игру, где не надо распространять свое влияние, а надо лишь мирно добрососедничать. Вышла ерунда. Как в жизни.
Настоящий лидер умеет довольствоваться малым, но всегда стремится вперед, стремится к по-настоящему большим целям. Ему в жизни нужно — много, ему нужен весь мир.
Итак, много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?
Эликсир жизни: история философии о живом
Живая природа устроена невероятным образом. Возникнув однажды, жизнь научилась воспроизводить себя в огромном разнообразии. А как же жизнь зародилась? Ответ на этот вопрос веками волновал философов и ученых. Противореча или помогая друг другу, одни использовали теоретический подход, другие же постигали истину через практику. О том, как пересекались их пути, и пойдет речь в данной статье.
Феномен возникновения жизни можно рассматривать с двух точек зрения: не только естественнонаучной, но и философской. Стремление создать единую картину мира сближало эти области. Опираясь на факты, полученные экспериментальным путем, наука меняла сознание людей, создавала новые культурные и социальные ценности, придавала смысл существованию. Философия же брала на себя теоретические задачи по решению проблем мировоззрения, касающихся взаимосвязи научного познания с гуманизмом. Проблема человека — центральная в философии [1].
На каждом этапе развития человечества представления о мире вписывались в существующие в то время концепции науки и философии. Обе дисциплины веками развивались вместе, вдохновляя друг друга своими достижениями. Но человечество менялось и накапливало новые знания, менялись и взгляды на зарождение жизни [2], [3]. Недавно на «Биомолекуле» вышли две рецензии на свежие научно-популярные книги по этой теме: «Происхождение жизни. От туманности до клетки» [4] и «От атомов к древу» [5]. Так как же всё начиналось? Как появилась и по каким законам развивалась жизнь? Как менялись подходы к изучению жизни?
Существует несколько концепций взаимодействия философии и науки, три основных из которых: натурфилософская, позитивистская и диалектическая. О них и пойдет речь ниже. Это достаточно хорошо известные в философии вещи, однако до сих пор «Биомолекула» не затрагивала их. Постараемся исправиться.
Натурфилософская концепция
Эта концепция — самая древняя. Согласно ей, философия и наука состояли в тесном сотрудничестве и взаимно обогащались. Натуральная философия как предшественница современной биологии включала в себя анатомию, зоологию, ботанику и сведения о природных явлениях.
Еще в глубокой древности люди задавались вопросом: «Откуда произошла жизнь?». Наблюдая за природой, человек находил в ней целесообразность и даже божественное начало. Благодатной почвой для возникновения таких суждений было бессилие людей в борьбе с окружающей стихией.
В философских воззрениях Древнего Востока мир изображался единым живым организмом, в котором все элементы взаимодействовали друг с другом согласно иерархии. В одном из самых древних памятников культуры, китайской классической книге перемен «Ицзин», каждый период развития природы имел форму замкнутого круга с бесконечным повторением этапов развития, где человек — необходимый элемент, равный небу и земле. Подобное положение человека в природе было созвучно с принципом сансары. Такие представления о едином мире и общей сущности процессов, происходящих в нем, были глубоко диалектичны по своей сути и соответствовали пониманию мира как абсолютного, идеального Космоса.
Немало времени вопросам возникновения жизни уделяли жители Эллады (рис. 1). Их наблюдения знакомы нам по древнегреческой мифологии. Один из самых известных мифов повествует о проникновении Зевса в виде золотого дождя в каменное подземелье красавицы Данаи, у которой затем на свет появился младенец Персей. Другими «виновниками» беременности у женщин, коров и кобылиц в то время считались распутные ветры.
Первыми же «учебниками» в области натурфилософии были труды античных философов — трактаты о животных и растениях Аристотеля (384–322 до н. э.) и его ученика Теофраста (371–287 до н. э.).
Рисунок 1. Изучение окружающего мира античными философами
«Фонд Археология»
В длинный период средневековья понимание жизни было теологическим. Возникновение мира ассоциировалось с деятельностью бога как творца. Согласно этой концепции, именно бог создал различные виды жизни по принципу «от простого к сложному». В это время наука была развита слабо, медицина перекрещивалась с магией. Процветал культ святых, которым подносили дары, страждущие молили мучеников о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи. Активно развивалась новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии и естественнонаучных исследований, с элементами ворожбы и колдовства, — алхимия.
Знания по натурфилософии в V–XI веках распространялись, в основном, через сочинения европейских церковных писателей (рис. 2), познакомивших мир с накопленными в Древней Греции знаниями. Именно в это время для соединения христианского богословия с античным наследием возникла схоластическая философия.
Рисунок 2. Аллегорическое изображение четырех элементов античной натурфилософии (из манускрипта Исидора Севильского «О природе вещей»)
«Викимедия»
Западная культура Возрождения и Нового времени (XVI–XX века) вновь заинтересовалась живой природой, возобновились поиски сущности жизни на основе природного начала. В 1543 году с книги брюссельского анатома Андреаса Везалия (1514–1564) «О строении человеческого тела» началось развитие современной анатомии, основанной на вскрытии человеческих тел. Везалий и его последователи постепенно заменили в медицине и физиологии средневековую схоластику на признающий лишь личный опыт эмпиризм.
Тогда же возник эксперимент как метод научного познания. Впервые он получил философское осмысление в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), разработавшего и первую классификацию эксперимента [6]. До этого времени все философские размышления о границах познания развивались главным образом в двух направлениях: эмпиризм и рационализм.
В эпоху Нового времени началось параллельное и тесно связанное существование натурфилософии и возникающих узкоспециализированных наук. Этот период характеризуется поиском научного метода. Механистический подход французского философа Рене Декарта (1596–1650) привел к формированию представления о живых существах как о сложно устроенных машинах, подчиняющихся законам механики. Тогда же начал развиваться редукционизм. Механистическая концепция познания живой природы была рационалистически и математически обоснована в философии голландского натуралиста Бенедикта Спинозы (1632–1677) на основании трудов Декарта. Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) же, наоборот, исходил из представления о непрерывном развитии и всеорганичности всего живого. Основанная им преформистская концепция заключалась в том, что миниатюрное человеческое тело, или гомункулус, внутри каждого сперматозоида «ищет» пространство для роста. Одним из ключевых сторонников преформизма был голландский натуралист Ян Сваммердам (1637–1680), изобретатель техники окрашивания клетки. Идеи преформизма были популярны с середины XVII века и до конца XVIII.
Голландский ремесленник Антони ван Левенгук (1632–1723) (рис. 3) первым открыл мир одноклеточных организмов. Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько линз. Получившиеся тончайшие линзы «микроскопии» увеличивали объект исследования до 275 раз. Обнаруженные с их применением микроскопические обитатели — «анималькули», — по мнению Левенгука, имели органы пищеварения, ножки и хвостики. А в 1665 году, усовершенствовав микроскоп, английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635–1703) описал правильно расположенные пустоты на тонких срезах пробки. Эти пустоты Гук назвал «порами, или клетками». Именно ему принадлежит сам термин «клетка». На основании собственных исследований он написал трактат «Микрография», который получил широкий общественный резонанс и обеспечил благодатную почву для множества философских размышлений. Подробнее об изобретениях Гука и Левенгука, а также о том, к чему это привело, можно прочесть в статье «12 методов в картинках: микроскопия» [7].
Рисунок 3. Антони ван Левенгук (Antoni van Leeuwenhoek)
сайт vamsterdame.com
С наступлением XVIII века на стыке естественной истории, анатомии и медицины как самостоятельная наука начала выделяться биология — наука о живом. Именно в это время шведский медик и натуралист Карл Линней (1761–1707) заложил основы классификации «трех царств природы» . В XVIII же веке возникла альтернатива господствующему над учеными умами преформизму — эпигенез .
С тех пор классификация слегка усложнилась, о чем можно узнать, например, из публикаций «Эволюция между молотом и наковальней, или как микробиология спасла эволюцию от поглощения молекулярной биологией» [8] и «Гигантские вирусы: 4-й домен жизни?» [9]. — Ред.
Эпигенез — учение о зародышевом развитии, в ходе которого происходят последовательные новообразования всех органов единого организма.
Работавший в России немецкий физиолог и анатом Каспар Фридрих Вольф (1733–1794) считается основоположником теории эпигенеза. Его статья 1759 года описывает развитие эмбриона человека от нескольких слоев клеток до сформировавшегося индивидуума.
Большой вклад в развитие натурфилософии XVIII века внесли немецкие философы. Ярким примером этому может служить «Критика чистого разума» основателя классической немецкой философии Иммануила Канта (1724–1804). Кант разграничил предметы философии и науки, вывел за пределы философии онтологию и теорию ценностей. В вопросах изучения законов развития организмов он считал, что механические причины не полностью объясняют этот процесс, и представлял все живое активным и мыслящим. Его современник натурфилософ Фридрих Шеллинг (1775–1854) отождествлял живую природу с единым обладающим душой организмом. Он отвергал преформизм и развивал идеи эпигенеза в его немеханической форме. Фридрих Гегель (1770–1831) связывал необходимость философского осмысления природы с разрешением внутренних противоречий. Он же считал философию королевой наук [10].
В науке же господствовала теория самопроизвольного зарождения жизни из различных отложений, например, гниющей земли или отбросов. Этой точки зрения придерживались на протяжении веков многие мыслители от Аристотеля до Шеллинга. Авторитет их был столь велик, что позволил идее самозарождения получить широкое распространение вплоть до XIX века. Именно поэтому так долго в тени оставались результаты исследований Франческо Реди (1626–1697), доказавшие невозможность самозарождения червей из гниющего мяса в отсутствии мух, и Ладзаро Спалланцани (1729–1799), показавшего, что в прокипяченных органических настоях самопроизвольно зарождаться микроорганизмы не могут. Позже эти опыты повторил и усовершенствовал Луи Пастер.
Начало XIX века в натурфилософии связано с возникновением клеточной теории. Так, французский врач Рене Анри Дютроше (1776–1847), занимаясь исследованиями в области анатомии растений и животных, написал о клетке: «Очевидно, что она представляет собой базовую единицу упорядоченного состояния; действительно, всё в конечном счете происходит из клетки». Бельгийский ботаник Бартелеми Дюмортье (1797–1878) также вел исследования в этом направлении. В 1838–1839 годах немецкие ученые Маттиас Шлейден (1804–1881) и Теодор Шванн (1810–1882) окончательно сформулировали клеточную теорию. В 1855 году Рудольф Вирхов (1821–1902) дополнил ее важнейшим положением, что любая клетка происходит от другой клетки.
Позитивистская концепция
Это направление появляется в 30–70-е годы XIX века. Выделяют четыре этапа позитивизма.
Позитивизм
Его основоположник французский философ Огюст Конт (1798–1857) считал, что «наука — сама себе философия». Одновременно с появлением позитивизма началось стремительное развитие естествознания.
Наука предпочитала ориентироваться на факты и развивалась независимо от философии. В 1860-х годах французский химик Луи Пастер (1822–1895) выдвинул микробную теорию происхождения болезней. Опыты Пастера обосновали идею о том, что все современное живое происходит только от живого. Эта гипотеза породила потребность в углублении научного знания о живом. Теологи стали настойчиво утверждать, что между органической и неорганической природой лежит непроходимая пропасть. Абсолютизируя тезис «все живое из живого», клерикалы добивались политического первенства церкви и толковали появление живого как доказательство существования творца. Виталисты настаивали на наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы.
В XIX веке с появлением эволюционной биологии и клеточной теории биология окончательно оформилась как самостоятельная наука. Французский ученый Жан Батист Ламарк (1744–1829) первым предпринял попытки создать целостную теорию эволюции. Основным механизмом эволюции Ламарк считал наследование приобретенных признаков, но в то же время верил, что первопричиной этому являлся бог. Известную сегодня в своем дополненном варианте эволюционную теорию изначально сформулировал английский натуралист Чарльз Дарвин (1809–1882). Она собрала в себе все предшествующие представления, раскрыв движущий фактор и причины эволюции.
На «Биомолекуле» нет целостного изложения теорий Дарвина (поскольку классические труды и их современные версии гораздо лучше и полнее изложены в учебниках), но зато есть комикс, посвященный этому замечательному ученому: «Дарвин — супергерой» [11]. — Ред.
Эмпириокритицизм
В конце XIX века позитивизм, впитав элементы кантианства и обретя свою специфику, трансформировался в так называемый второй позитивизм, или эмпириокритицизм. Приверженцы такой философии считали, что тщательный критический анализ непременно выявляет ошибки в мышлении ученых, и это влечет за собой внедрение метафизических утверждений в науку.
Примерно в этот же период, в 1885 году, немецкий ученый-медик Герман Эбергард Рихтер (1808–1876) разработал гипотезу о занесении живых существ на Землю из космоса — панспермия. Согласно этой теории, зародыши простых организмов могли попасть на Землю вместе с метеоритами и космической пылью, дав начало всему многообразию земной жизни.
В конце XIX века натурфилософию подвергли критике сторонники марксизма. И, как следствие, ее развитие в то время свелось к решению методологических проблем. Развивая материалистическую трактовку проблемы происхождения живого, Фридрих Энгельс (1820–1895) разработал концепцию основных форм движения материи и учение о сущности живого как о способе существования белковых тел. Энгельс рассматривал возникновение жизни как длительный исторический процесс превращения химической формы движения материи в биологическую.
Наиболее авторитетными в изучении природы знания в первые два десятилетия XX века были представители баденской школы неокантианства, предполагавшей радикальное разделение наук на описательные (как история) и точные (как физика).
Рисунок 4. X и Y хромосомы человека
Geneology and cells
Новая эра в биологии началась с развитием генетики. Австрийский аббат Грегор Мендель (1822–1884) внес неоценимый вклад в ее развитие и установил новые законы, объясняющие механизм наследования, известные нам сегодня как «законы Менделя».
ХХ век в биологии начался с переоценки значимости открытий, сделанных Менделем. Голландский ботаник Хуго де Фриз (1848–1935) и другие ученые независимо друг от друга занимались изучением и переосмыслением его законов. Немногим позже они пришли к пониманию, что с большой вероятностью хранение генетического материала происходит в особых клеточных структурах — хромосомах (рис. 4) . В 1910–1915 годы группа американского биолога Томаса Ханта Моргана (1866–1945) стала работать на новом для биологов объекте — плодовой мушке дрозофиле — и экспериментально подтвердила генетическую роль хромосом. Результатом этой работы стала «менделевская хромосомная теория наследственности».
Современные представления о природе и роли хромосом изложены в статье и инфографике «100 лет хромосомной теории наследственности (1915–2015)» [12]. — Ред.
Неопозитивизм
Это наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии, где наука принципиально противопоставляется философии. Впервые подобные идеи получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка. Неопозитивизм существовал с середины 1920-х годов до второй половины 1950-х.
В 1930–40-е годы быстро произошел широкий синтез генетики и дарвинизма. Генетические идеи проникли в систематику, палеонтологию, эмбриологию, биогеографию. Английский биолог Джулиан Хаксли (1887–1975) опубликовал в 1942 году книгу: «Эволюция: современный синтез». Реализованное в ней сочетание генетических и эволюционных представлений, до этого шедших отдельно друг от друга, положило начало новой концепции. Сейчас она известна нам под предложенным в 1949 году Джорджем Симпсоном (1902–1984) названием — «синтетическая теория эволюции».
Открытие структуры ДНК в 1953 году американским биологом Джеймсом Уотсоном и британским биофизиком Френсисом Криком (1916–2004) на основании дифракционных снимков Розалинды Франклин (1920–1958) было поистине революционным и повлекло за собой настоящий бум открытий в молекулярной биологии. Теперь стало возможным идентифицировать индивидуальность человека на молекулярном уровне и подтверждать практическую значимость теоретических исследований.
Постпозитивизм
Это направление самостоятельно возникло в результате попыток преодоления недостатков позитивизма. Знаменитый английский философ австрийского происхождения Карл Раймунд Поппер (1902–1994) проводил параллель между биологической эволюцией и накоплением научного знания, считая научную гипотезу аналогичной изменению биологического организма. Именно он разработал концепцию, согласно которой рост знаний — это не накопление увеличивающихся со временем наблюдений, а повторяющееся ниспровержение старых научных теорий и их замена на теории, более соответствующие современности. В качестве необходимых для развития науки средств Поппер выделял формулировку конкурирующих теорий, взаимную критику в процессе дискуссий и появление новых научных гипотез [13].
Диалектическая концепция
Наконец, мы подошли к рассмотрению третьей концепции, наиболее серьезной и аргументированной, — диалектической. В ее основе лежали всеобщее единство и целостность: ученые предоставляли философам материал для обобщения, в то время как философы обеспечивали ученых методом познания действительности. Философия не использовала экспериментальных методов, а влияла на научное познание на теоретическом уровне. Философский метод — аксиоматический, не предполагающий эмпирического обоснования.
Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона. Аристотель считал диалектику наукой о доказательстве. В китайской философии диалектика традиционно связывалась с инь и ян. Большую роль диалектика играла в философии Гегеля. Именно в его трудах она начинает противопоставляться метафизике. Материалистическая диалектика, предложенная Энгельсом, нашла свое отражение в биологии в контексте бесконечного изменения, которому подчинены живые организмы.
Диалектическая философия была господствующей в отечественной философии науки XX в. В 1924 году советский биолог Александр Иванович Опарин (1894–1980) выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через плавное превращение простейших соединений — аммиака, метана, водорода и воды — в первичный бульон из аминокислот, сахаров и нуклеотидов, в котором, по его мнению, и зародилась жизнь.
Еще одной заманчивой идеей философии ХХ века было создание единой теоретической биологии. Независимо сформулированная в середине 1930-х годов такими выдающимися мыслителями как Эрвином Бауэром (1890–1938) и Людвигом фон Берталанфи (1901–1972), она пережила пик своей популярности в 1960–70-е годы. Тогда проблематика путей и методов построения теоретической биологии вновь была радикально переформулирована и переосмыслена в свете нового методологического подхода, и на авансцену снова выдвинулись различные постпозитивистские концепции и модели науки, такие как теория парадигм Томаса Куна (1922–1996) и концепция исследовательских программ Имре Лакатоса (1922–1974).
Перспективы развития исследований в области натурфилософии в то время сводились к трем направлениям. Согласно первому из них, биология являлась преимущественно описательной наукой, в задачу которой входило полное описание и систематизация характеристик живых организмов. Эта точка зрения была особенно популярной в 1950–60-е годы. Ко второму и наиболее авторитетному направлению в биологии можно отнести дарвиновскую адаптационистскую парадигму. Подавляющее большинство работ по философским проблемам биологии конца ХХ века выполнено в рамках этой модели. Канадский биолог австрийского происхождения Людвиг фон Берталанфи наиболее кратко и точно охарактеризовал третье направление развития биологии в концепции «Общая теория систем». По его словам, «организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны проанализировать их в этом аспекте».
Обособление философии биологии как отдельной науки происходит после публикаций монографии «Биофилософия» австрийского ученого-эволюциониста Бернхарда Ренша в 1968 году и книги «Биофилософия. Аналитическая и холистская перспективы» Ральфа Саттлера в 1986 году. Философия биологии обобщает философские суждения о самой биологии, ее методологии и месте среди других наук в системе научного знания в целом, а также ее познавательной и социальной роли в современном обществе. К 1986 году философов биологии стало достаточно, чтобы сформировать издательский портфель нового журнала Майкла Рьюза «Биология и философия» [14].
В современной науке и философии господствует эволюционно-синергетическая концепция, в соответствии с которой основным механизмом происхождения и развития Вселенной является универсальный эволюционизм и самоорганизация. Согласно академику В.С. Степину, «ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем» [15].
Сегодня философия науки полипарадигмальна. Многогранность науки и ее философии соответствует своему времени и его динамике. Сейчас наиболее популярные гипотезы происхождения жизни ассоциированы с химической эволюцией, в результате которой сначала возникли нуклеиновые кислоты, белки и затем — первые организмы. Прогресс в области молекулярной биологии вызвал предположение, что первыми биополимерами на Земле были РНК.
В 1968 году американский микробиолог Карл Вёзе (1928–2012) высказал идею мира РНК [16]. Окончательно же эта гипотеза оформилась лишь после открытия в 1981 году способной к автосплайсингу рибосомальной РНК из инфузории рода Tetrahymena. В том числе благодаря анализу рРНК различных организмов удалось установить, что примерно 3,5–3,8 млрд лет назад существовал универсальный общий предок всего живого — last universal common ancestor, LUCA .
Просветиться насчет этой концепции можно с помощью статьи «РНК у истоков жизни?» [17] и комикса «РНК: начало (мир РНК)» [18]. — Ред.
Ему посвящена отдельная статья на «Биомолекуле» — «В диких условиях: как жил последний всеобщий предок LUCA» [19]. — Ред.
Заключение
Исследование феномена жизни, ее сущности и происхождения показало особую значимость взаимодействия философии и естественных наук. Полученные знания обогатили наше представление об окружающем мире, обществе, культуре и религии. Наука объясняла суть происходящих явлений с помощью экспериментально доказанных законов, философия же занималась их осмыслением и определением роли человека в окружающем мире.
Некоторые аспекты рассмотренных концепций в вопросах происхождения жизни до сих пор оживленно обсуждают ученые, философы и теологи. Иные же сегодня уже потеряли свою актуальность. Благодаря и тем, и другим был сформирован основной блок проблем и направлений для непрерывного развития философии науки.
Сегодня новые философские идеи появляются не так часто. Тем не менее, наука в целом и биология в частности продолжают развиваться с огромной скоростью. Буквально каждый день совершаются открытия, в той или иной степени меняющие понимание людей об окружающем мире. Все они, как фрагменты пазла, постепенно складываются в единую систему с универсальными законами.
- Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки. М.: КДУ, 2008. — 320 с.;
- Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. Corpus, 2014. — 528 с.;
- Кунин Е. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. М.: «Центрполиграф», 2018. — 527 с.;
- Рецензия. Михаил Никитин «Происхождение жизни. От туманности до клетки»;
- От атомов к древу (рецензия);
- Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Сочинения в двух томах, т. 2. М.: «Мысль», 1978. — 575 с.;
- 12 методов в картинках: микроскопия;
- Эволюция между молотом и наковальней, или Как микробиология спасла эволюцию от поглощения молекулярной биологией;
- Гигантские вирусы: 4-й домен жизни?;
- Кант И., Гегель Г.В.Ф., Шеллинг Ф.В.И. Немецкая классическая философия. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. — 784 с.;
- Дарвин — супергерой;
- 100 лет хромосомной теории наследственности (1915–2015);
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: «Прогресс», 1983. — 605 с.;
- Шаталов А.Т. и Олейников Ю.В. К проблеме становления биофилософии // Биофилософия. М.: ИФРАН, 1997. С. 5–26;
- Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: «Гардарики», 2006. — 384 с.;
- Карл Вёзе (1928–2012);
- РНК у истоков жизни?;
- РНК: начало (мир РНК);
- В диких условиях: как жил последний всеобщий предок LUCA.
Философия как образ жизни | Экзистенциализм: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭкзистенциализм: очень краткое введениеОчень краткое введениеФилософия 20-го векаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭкзистенциализм: очень краткое введениеОчень краткое введениеФилософия 20-го векаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Флинн, Томас, «Философия как образ жизни», Экзистенциализм: очень краткое введение , очень короткие введения (
Oxford, 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭкзистенциализм: очень краткое введениеОчень краткое введениеФилософия 20-го векаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭкзистенциализм: очень краткое введениеОчень краткое введениеФилософия 20-го векаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
«Философия как образ жизни» излагает экзистенциалистский поиск смысла жизни людей.
Экзистенциалисты хотели возродить более личное представление об истине, которое стало маргинальным в пользу научного исследования истины. Наблюдателя нужно было понять и включить в систему наблюдения. Это было необходимо, потому что объективная рефлексия и абстрактная философия не давали ответа, как прожить свою жизнь. Приверженность и ответственность были частью этого образа жизни, чем-то, что косвенно сообщалось через экзистенциалистскую литературу. Феноменологический метод Эдмунда Гуссерля оказал влияние на формирование экзистенциалистской мысли и ее отношения к миру.Ключевые слова: обязательство, Эдмунд Гуссерль, жизнь, метод, философия, ответственность, истина обязательство, Эдмунд Гуссерль, жизнь, метод, философия, ответственность, истина
Предмет
Философия ХХ века
Серия
Очень краткое введение
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Философ спрашивает: Чем дольше жизнь, тем ли она счастливее?
Италия —
Считается, что итальянская диета в сочетании с климатом, способствующим активному отдыху, играет важную роль в здоровом старении итальянцев.
МАРСЕЛО ПАТЕРНОСТРО/AFP/Getty ImagesЯпония —
В Японии проживает самое долгоживущее население в мире: в среднем 60-летний человек доживает до 86 лет. Эксперты говорят, что это связано с хорошим питанием, активным образом жизни и благоприятной семейной структурой.
YOSHIKAZU TSUNO/AFP/AFP/Getty ImagesИспания —
Считается, что испанская версия средиземноморской диеты в сочетании с сильными семейными связями увеличивает продолжительность жизни среди населения. В Испании средняя продолжительность жизни в возрасте 60 лет составляет 85 лет.
Кристина Ариас/Cover/Cover/Getty ImagesФранция —
Франция также занимает второе место с другими странами южной Европы, где люди старше 60 лет в среднем доживают до 85 лет. На снимке пара сидит на скамейке в Каннах.
BERTRAND LANGLOIS/AFP/AFP/Getty ImagesАндорра —
Диета и образ жизни на открытом воздухе в Андорре помогают сохранить здоровье пожилого населения страны.
Паскаль Павани/AFP/Getty ImagesАвстралия —
По мнению экспертов, универсальная система здравоохранения в Австралии в сочетании с образом жизни австралийцев на открытом воздухе помогают людям жить дольше. На фото ветеран войны во время Дня АНЗАК.
Брендон Торн/Getty Images AsiaPac/Getty ImagesНовая Зеландия —
Считается, что образ жизни на открытом воздухе и инфраструктура здравоохранения помогают новозеландцам оставаться здоровыми и жить дольше.
Ross Land/Getty ImagesШвейцария —
Богатству и системе здравоохранения Швейцарии приписывают увеличение продолжительности жизни нации.
FABRICE COFFRINI/AFP/AFP/Getty ImagesСингапур —
После Японии Сингапур имеет самую высокую продолжительность жизни в Азии в возрасте 60 лет.
РОСЛАН РАХМАН/AFP/AFP/Getty ImagesМонако —
Огромное богатство жителей Монако, вероятно, является главным фактором, поддерживающим здоровье пожилых людей.
Предоставлено пресс-центром МонакоСан-Марино —
Как и во многих других странах-долгожителях, сильная экономика и инфраструктура Сан-Марино считаются причиной долгожительства жителей.
MARCEL MOCHET/AFP/AFP/Getty ImagesСтраны, где люди живут дольше всего
Основные моменты истории
Продление жизни может дать нам больше времени для достижения наших целей и проектов
Бернард Уильямс считал, что если мы проживем достаточно долго, мы исполним все наши категорические желания
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_0714EA2D-A50F-5D25-9A3F-B35AFA7093F0@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Один из самых больших вопросов в исследованиях старения заключается в том, существует ли потолок того, как долго люди могут жить.Недавнее исследование, опубликованное в журнале Science, предполагает, что это не так. В ходе исследования была измерена вероятность выживания 3896 человек в Италии в возрасте 105 лет и старше. Выяснилось, что, хотя у нас гораздо больше шансов умереть в 75 лет, чем в 55, когда мы достигаем примерно 105 лет, шансы смерти остаются примерно одинаковыми каждый год жизни.
Этот эффект часто называют «плато смертности». Если бы было невозможно дожить до определенного возраста, мы бы ожидали, что уровень смертности будет продолжать расти по мере старения людей, а не стабилизироваться.
Тот факт, что шансы умереть не превышают 105, говорит о том, что мы как вид еще не приблизились к максимальной продолжительности жизни. Но стоит ли нам с нетерпением ждать потенциальной жизни более века? Здесь философия может предложить некоторые важные идеи.
Пришло время измерять старение с помощью инструментов 21 века
Конечно, мы еще не знаем наверняка, что потолка нет. Некоторые исследователи утверждают, что у человека есть естественный «срок годности» — около 125 лет. Чиё Мияко в настоящее время является старейшим известным человеком в мире, ей 117 лет. Жанна Кальман, которая умерла в 1997 году, прожила дольше всех — 122 года.
92-летний Али Хайдар Чиласун (справа) держит за руку сиделку Гювена Асмачика (слева) в своей комнате в доме престарелых Aliacare в Берлине, 8 октября 2013 года. Дом Aliacare предлагает двуязычные услуги для пожилых людей с немецким и турецким языками. . ФОТО AFP / ODD ANDERSEN (Фото должно быть написано ODD ANDERSEN/AFP/Getty Images)
ОДД АНДЕРСЕН/AFP/AFP/Getty ImagesТемная сторона жизни до 100 лет
В Великобритании число людей старше 100 лет более чем удвоилось с 2002 года и может достичь 36 000 к 2030 году. Если существует плато смертности, к 2300 году самому старому живому человеку может быть около 150 лет.
Будет ли максимальная продолжительность жизни 150 сделать нашу жизнь лучше или просто дольше? Один из способов думать об этом — с точки зрения удовольствия и боли: чем больше удовольствия (и чем меньше боли) мы получаем в течение нашей жизни, тем лучше наша жизнь. При прочих равных условиях жизнь, которая длится 100 лет, лучше, чем жизнь, которая длится 80 лет, если дополнительные 20 лет содержат больше удовольствия, чем боли.
Муж и жена (слева) Имя: Антонио Фамилия: Вассалло Возраст: 100 лет Род занятий: Рыбак (справа) Имя: Амина Фамилия: Федулло (жена Антонио Вассалло) Возраст: 93 года Род занятий: Фруктовый магазин и поэтесса Их секрет: Секрет: много рыбы, свежие продукты, едят только своих кроликов и своих кур.
Джанлука Чечере для CNNСогласно исследованию, продолжительность жизни человека со временем может увеличиваться
Насколько вероятен такой исход? С возрастом у людей гораздо больше шансов развить дегенеративные состояния, которые могут привести к снижению качества жизни. Но эти условия могут быть смягчены здоровым образом жизни и адекватными службами поддержки. Хотя пожилая жизнь может быть в чем-то ограничена, нет никаких причин, по которым она не может быть в целом приятной.
С другой стороны, увеличение продолжительности жизни может повлиять на наше прежнее качество жизни. В 2017 году на каждого человека старше 65 лет приходилось около 3,5 человек трудоспособного возраста (16–64 лет), но ожидается, что к 2040 году это соотношение снизится до 2,1 к одному.
До таблетки от старения еще далеко
Это означает, что будет относительно больше людей, требующих пенсионных пособий, и меньше работающих, платящих налоги для их поддержки. Это может привести к тому, что работающее население будет вынуждено платить дополнительные налоги и дольше оставаться на рынке труда, или к сокращению других услуг для покрытия пенсионных расходов.
Мы также можем думать, что наша жизнь становится лучше, когда мы получаем то, что хотим. Продление жизни может дать нам больше времени для достижения наших целей и проектов. Но мы могли бы также подумать, что желаемая жизнь — это жизнь с определенной структурой повествования.
Нацуко Маэнака, 84 года, все еще плетет и пытается научиться новым вещам, чтобы предотвратить слабоумие.
Эмико Джозука/CNNВ «стране бессмертных»: столетняя японская поп-группа
Покойный философ Рональд Дворкин проводил различие между «эмпирическими интересами» и «критическими интересами», чтобы пролить свет на то, как люди могут рассматривать свои жизненные цели. Эмпирические интересы связаны с такими вещами, как удовольствие — все, что нам нравится. Критические интересы — это те интересы, которые мы ценим как воплощение в реальность, необходимые для того, что, по нашему мнению, составляет хорошую жизнь. Например, это может быть интерес родителей к счастью своего ребенка.
Мы можем представить себе человека, критически заинтересованного в том, чтобы избежать предполагаемого унизительного слабоумия, которое может сопровождать глубокую старость. Даже если человека в данный момент не беспокоит снижение его когнитивных способностей, возможно, он не хотел, чтобы его жизнь сложилась так. Мы могли бы подумать, что для этого человека, принимая во внимание всю его жизнь, было бы лучше, если бы он умер до этого периода упадка.
Почему секс становится лучше в пожилом возрасте
Другими словами, может быть много обстоятельств, в которых мы могли бы прожить слишком долго. Иногда для нас может быть лучше умереть раньше, чем мы могли бы умереть в противном случае, если это больше соответствует «истории жизни», которую мы хотели для себя — например, быть активными и независимыми на протяжении всей нашей жизни.
Подобную озабоченность высказывал покойный философ Бернард Уильямс. Уильямс утверждал, что вещи, которые придают смысл нашей жизни, — это «категорические желания», которые необходимы для нашей идентичности. Они включают в себя такие вещи, как написание романа, воспитание детей или осуществление благотворительного проекта. Они соседствуют с более «бессмысленными» желаниями, такими как потребность в еде или сексе, которые, как он утверждал, не могут сделать нас счастливыми в долгосрочной перспективе.
Уильямс считал, что если мы проживем достаточно долго, мы выполним все наши категорические желания — потеряв важный фактор нашего счастья. Затем мы сталкиваемся с оставшейся жизнью гнетущей скуки или замены наших основных желаний и радикального изменения того, кто мы есть.
Присоединиться к разговору
Однако, на мой взгляд, жизнь может оставаться богатой и сложной даже для очень пожилых людей, и новые проекты не должны подрывать нашу сущность. Это особенно верно, если наши друзья и близкие тоже живут дольше. Хотя наши желания и интересы могут меняться, связь с другими может способствовать преемственности между различными этапами нашей жизни.
Каждая из этих точек зрения показывает, что более продолжительная жизнь сама по себе не делает нас лучше.