Шаг вперед и два в сторону / Концепции / Независимая газета
Прозвучавшие ранее в средствах массовой информации отзывы на Концепцию национальной безопасности были в основном положительные. Действительно, последняя редакция отличается по сравнению с предыдущей в лучшую сторону. Однако если на документ посмотреть критичным взглядом, не замутненным потоком всеобщего «одобрямс», то можно выделить два его основных недостатка.
Первый состоит в том, что он продолжил дальнейшее внесение путаницы в понятийный аппарат в сфере проблем безопасности.
Второй недостаток — отсутствие законченной внутренней логики документа. Он свидетельствует об отсутствии системного подхода к проблеме безопасности, без которого невозможен механизм реализации концепции.
Основополагающим в сфере безопасности является закон «О безопасности Российской Федерации», утвержденный указом президента России в декабре 1993 года.
В соответствии с законом безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Личность, общество и государство определены как основные объекты обеспечения безопасности. Их интересы должны быть защищены. Но не все, ибо по своей сути они могут входить в противоречие между собой. Интересы личности могут не соответствовать интересам общества и государства, точно также и интересы отдельных слоев общества могут быть направлены против интересов личности и государства, а интересы государства — против интересов личности и общества. Поэтому далеко не случайно в законе речь идет о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Что это за интересы? Закон определяет их как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Из этого определения следует, что главный критерий, по которому интересы могут быть отнесены к жизненно важным, — их соответствие возможностям прогрессивного развития. Отсюда же следует, что те интересы, которые противоречат данным условиям, должны теми или иными методами, присущими демократическому государству, подавляться или нейтрализоваться.
Решение задачи анализа интересов личности, общества и государства, выявления жизненно важных интересов, определения путей и методов их удовлетворения или подавления интересов, противоречащих условиям прогрессивного развития, должно обеспечиваться основным субъектом обеспечения безопасности — государством. Государство, а точнее Совет безопасности Российской Федерации, должны в соответствии с законом «О безопасности» разрабатывать основные направления обеспечения безопасности. Эти направления и должны составлять сущность Концепции безопасности Российской Федерации.
Степень развитости негосударственных субъектов обеспечения безопасности фактически характеризует степень сформированности в стране гражданского общества. Граждане, общественные и иные организации в соответствии с законом «О безопасности» должны обладать правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, а государство обязано обеспечивать правовую и социальную защиту их деятельности.
Отсюда следует, что в концепции безопасности должны содержаться в том числе и основные направления согласованного использования возможностей как государственных, так и не государственных структур в интересах обеспечения безопасности.
Вне всякого сомнения, такой подход к содержанию концепции невозможно реализовать силами группы экспертов, сколь бы умными они ни были.
Анализ интересов личности, общества и государства, определение жизненно важных интересов — задача прежде всего научная. Не случайно поэтому при Совете безопасности создан научный совет. На него в соответствии с Положением, утвержденным президентом в августе 1997 года, возлагается подготовка предложений по проведению научно-исследовательских работ в области безопасности личности, общества и государства, ликвидации угроз безопасности.
В Концепцию введено понятие национальной безопасности, его в законе нет. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Такого объекта обеспечения безопасности, как многонациональный народ, в законе «О безопасности» также нет.
Далее вводится понятие национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах (экономической, внутриполитической, социальной и т.д.). Если данное понятие введено вместо понятия «жизненно важные интересы», то возникает вопрос о балансе интересов личности, общества и государства. Критерий отнесения потребностей к числу жизненно важных понятен — те, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие. По какому критерию балансируются интересы личности, общества и государства? Если посмотреть на продекларированные далее по тексту Концепции интересы личности, общества и государства, то они не нуждаются в балансировке.
Они сформулированы такими, какими должны быть, но на самом деле эти интересы совершенно иные. Так, одни слои общества заинтересованы в нарушении действующих законов, например в области налогообложения, входя в противоречие с интересами государства и тех граждан, материальное положение которых обеспечивается государством, другие слои общества заинтересованы в правовом государстве. Поиск баланса этих интересов понятен и необходим. Однако про подобный поиск баланса в Концепции речь не идет.Далее, исходя из определения национальных интересов, логично было ожидать упоминания о сбалансированных интересах личности, общества и государства в различных сферах (внутриполитической, социальной и т.д.) как составной части совокупности интересов, образующих национальные интересы. Однако речь идет о национальных интересах России в каждой из этих сфер. Т.е. из содержательной части Концепции следует, что национальные интересы России состоят из национальных интересов России во внутриполитической, социальной, духовной и др.
Нечеткость первых двух разделов Концепции неизбежно приводит к дальнейшему нарушению логики документа. Так, в разделе об угрозах национальной безопасности уже вообще не упоминаются ни объекты обеспечения безопасности, ни интересы, в том числе национальные. Речь идет об угрозах в сфере экономики, угрозах криминализации общественных отношений, угрозах в социальной сфере, физическому здоровью нации, в международной сфере, в информационной сфере, в военной сфере, в пограничной сфере и в сфере экономики.
Логично было бы ожидать, что в разделе, посвященном вопросам национальной безопасности, будут изложены основные направления обеспечения безопасности в этих же сферах. Однако и в этом разделе продолжается путаница. Направления обеспечения безопасности в социальной и информационной сферах вообще отсутствуют, экономическая сфера разделена на внешнеэкономическую и внутриэкономическую, но для одной изложены задачи, а для другой направления деятельности.
Вместо направлений деятельности изложены задачи в сфере борьбы с преступностью, в пограничной и военной сферах. В то же время приводятся направления деятельности по защите конституционного строя, хотя угроз в этой сфере в предыдущем разделе не приводилось. В сфере здоровья нации есть только общий посыл.В заключительном разделе, в котором речь идет об участниках формирования и реализации политики национальной безопасности, общественные и иные организации даже не упоминаются, хотя они и фигурируют в законе «О безопасности». При упоминании той работы, которую должен выполнять Совет безопасности, отсутствует та задача, которая на него возложена законом, — организация подготовки федеральных программ по обеспечению реализации основных направлений обеспечения безопасности.
Таким образом, приведенный анализ Концепции национальной безопасности Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, просматривается явное игнорирование фундаментальных положений действующего закона «О безопасности».
Во-вторых, роль Концепции безопасности в общем процессе планирования деятельности государства ее разработчиками совершенно недооценивается. С одной стороны, понимание, что из-за отсутствия механизмов реализации Концепции, документ этот малозначим, порождает низкое качество его разработки, а с другой — низкое качество его разработки не позволяет воплотить в жизнь те фундаментальные подходы к проблемам безопасности, которые заложены в законе «О безопасности». Широкое толкование понятия «безопасность» и принципиальные положения закона «О безопасности» закладывают основу для организации научно обоснованного государственного программно-целевого планирования. В том числе и системного планирования научных исследований.
В-третьих, непонимание роли Концепции безопасности обрекает Совет безопасности Российской Федерации и во многом Администрацию президента на решение преимущественно текущих оперативных вопросов, а не тех, которые они должны решать, неизбежно внося неопределенность в разграничение функций между правительством и Администрацией.
Отсюда следует и другой вывод. При таком подходе структура Администрации президента будет и впредь подвергаться непрерывным преобразованиям в зависимости от текущей политической конъюнктуры, а кадровый состав нацеливаться не столько на решение стратегических задач, сколько на подковерную борьбу за сохранение места при очередной реорганизации.
Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и направление оказания психологической помощи
Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопасность – состояние защищенности (человека и среды), а так же способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться – только в среде с определенными параметрами, один из самых существенных – безопасность.
Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности, без, хотя бы частичного, удовлетворения которой не возможно нормальное функционирование человека. Данная потребность приобретает ключевое значение, когда мы занимаемся вопросами психического развития ребенка. Здесь уже необходимо говорить о ее роли в определении перспектив позитивного становления человека, наличии или отсутствии травматической деформации структуры личности, а на определенных этапах онтогенеза (раннее детство) – об угрозе жизни или некомпенсируемых последствиях психическому здоровью.
Научная и практическая дискуссия вокруг понятия «безопасность» в последние годы усилилась, отражая повышенную для общества востребованность социальной, психологической и физической защищенности в условиях нестабильной ситуации, происходящих изменений в мире. Проблема безопасности России и ее граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Сегодня есть основания говорить о серьезных сбоях в функционировании психической жизни человека, это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней – алкоголизме, наркомании, игромании, росте пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов.
Проблема безопасности крайне актуальна и в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Именно насилие является основным источником психотравмы, фактором нарушения психического здоровья человека. При этом необходимо учитывать значимую роль психологических факторов, которые могут способствовать эскалации такой ситуации.
Поиск системы психологического противодействия этому, создание условий, которые снижают угрозы и минимизируют риски нарушения безопасности, является в современных условиях социальной потребностью большой государственной значимости.
Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.
Субъектами обеспечения психологической безопасности могут выступать:
-
конкретный человек, личность;
-
группы, оказывающие психологическую поддержку;
-
общество, государство, через систему социальных институтов (отметим, что образовательное учреждение — важнейший социальный институт общества).
Некоторые из новых опасностей уже осознаются людьми (например, угроза межнациональных конфликтов, терроризма и т.п.). Некоторые же остаются вне поля нашего внимания, поскольку их эпицентры расположены в самых непривычных местах. Опасность можно охарактеризовать как наличие и действие сил, которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо конкретной системе. При этом деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы, которые способны нанести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить.
Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. А сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны обеспечивать защищенность человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности социальной среды и поддержания психологической безопасности человека, и в силу этого могут быть деструктивными (без профессионального осознания опасности).
Все вышеперечисленное имеет отношение к нарушению безопасности человека и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества негативным внутренним и внешним угрозам.
Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена, прежде всего, постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишит ее устойчивости развития.
Мы предлагаем снижать уровень насилия через создание психологической безопасности образовательной среды, полагая, что эти возможности человек будет транслировать и в более широкий социально-культурный контекст. Было бы наивно стремиться к полному уничтожению насилия психологическими средствами. На современном этапе важно, чтобы его проявления оказались социально допустимыми и соразмерными тем обстоятельствам, в которых это насилие возникает, чтобы формы взаимодействия не посягали на свободу и права другого человека, поддерживали и укрепляли психическое здоровье участников образовательной среды.
Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей, поддерживает психическое здоровье и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Отсюда трудно переоценить значение психологического просвещения населения и повышение психологической грамотности профессионалов, работающих с человеком, прежде всего, с ребенком в области психологических вопросов обеспечения безопасности.
Рассматривая проблему психолого-педагогического обеспечения образования в контексте создания психологически безопасных условий для развития, воспитания и обучения субъектов образовательной среды, следует отметить уже имеющиеся результаты и перспективные задачи.
Разработанная нами концепция психологической безопасности в образовании была внедрена в деятельность средних образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы и доказала свою эффективность. Работа службы сопровождения с показателями психологической безопасности образовательной среды способствовала гармонизации показателей психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса – учеников, учителей, родителей, осознанию ценности безопасности в социальном взаимодействии. На базе образовательных учреждений нескольких административных округов г. Москвы под научно-методическим руководством МГППУ завершен второй этап опытно-экспериментальной работы по созданию системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды, разработаны проекты, продолжающие исследования и внедрение результатов.
Главной задачей в обеспечении психологической безопасности образовательной среды, как условия поддержания и сохранения психического здоровья ее участников, является задача разработки и внедрения целостной системы исследовательских, образовательных и практических программ. Важнейшим аспектом здесь является внедрение программ обучения специалистов на всех этапах профессиональной подготовки и повышения квалификации; стандартизация и оценка действий специалистов различных служб и ведомств, работающих с психологическими проблемами безопасности; проведение исследований и разработка практических руководств для обеспечения этой работы.
Существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до введения должностей заместителей директоров школ по безопасности в системе образования. Каждый из элементов данной системы остро нуждается в психологическом оснащении своей деятельности, понимании психологических характеристик безопасности и умении их использовать для повышения эффективности своей деятельности.
Надо обеспечивать безопасность жизни детей в образовании через создание психологически эффективной педагогической деятельности взрослых. То есть создание системы обеспечения психологической безопасности на базе образовательного учреждения определяется подготовкой кадров, работающих в образовании.
Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Назрела необходимость обеспечения психологических аспектов комплексной безопасности. Комплексность – это правовые, организационные, координационные и другие аспекты, как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов. Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности в образовании является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.
У специалистов, работающих в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, есть данные, что в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с последствиями. Это сопоставимо и с психологической работой. Важнейшей психологической задачей является перестройка сознания – от ликвидации последствий катастроф, аварий – к их профилактике и оценке риска. Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий. Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф и это абсолютно приемлемо и к созданию и поддержанию психологической безопасности в любой социальной и организационной структуре, любой социокультурной среде.
Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния психологической безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.
Безопасность, с одной стороны, является психолого-педагогическим ресурсом, обеспечивающим качество образовательной среды, но не менее значимой является роль системы образования как психолого-педагогического ресурса обеспечения безопасности в обществе в целом, так как через систему образования проходит фактически все население страны.
Для интеграции научных исследований и образовательной практики в МГППУ был создан Институт экстремальной психологии (ИЭП), который развивает исследования по теоретическим и методологическим аспектам психологии безопасности и реализовывает их результаты в профессиональную подготовку студентов и магистрантов, а также осуществляет научно-методическую координацию деятельности службы практической психологии образования Москвы. Силами научных сотрудников ИЭП МГППУ на базе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения создана программа магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании», прием на которую объявлен в 2011 году, что отражает реальную интеграцию науки, образования и практики.
В сборник включены статьи сотрудников Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Уникальность данной структуры заключается в том, что в задачи профессиональной деятельности сотрудников Центра входит как решение теоретических проблем и внедрение этих результатов в практику, так и непосредственное оказание психологической помощи субъектам образования, научно-методическое руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях г. Москвы по вопросам психологической безопасности образовательной среды, участие в профессиональной подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров (более подробно о деятельности Центра см. в статье директора ЦЭПП О.В. Вихристюк, помещенной в данном сборнике).
Характер профессиональных задач, решаемых сотрудниками Центра, нашел отражение и в представленных статьях, в которых излагаются как теоретические основания, так и практические результаты и технологии работы по оказанию экстренной психологической помощи субъектам образования, ведению исследовательской и практической работы по обеспечению психологических аспектов безопасности в образовании.
Содержание статей представляет интерес для специалистов, занимающихся научной и практической деятельностью по проблемам оказания экстренной психологической помощи, обеспечения психологической составляющей безопасности образовательного учреждения, студентам, магистрантам и аспирантам психолого-педагогического направления.
Баева И.А.
доктор психологический наук,
профессор, член-корр. РАО,
заместитель директора – научный руководитель
Института экстремальной психологии МГППУ
Подтверждение основных ценностей и жизненно важных интересов Америки для переделки ее большой стратегии и основных стратегических предположений
Американские политики должны пересмотреть некоторые из своих основных стратегических предположений, особенно те, которые они делают в отношении самих себя. ВведениеПо мере того, как глобальная пандемия отступает, США выходят на совершенно другую динамику международной силы. Стратегические предположения, которых придерживаются политические и военные лидеры Америки, основанные на предпосылке мира, стремящегося к навязчивому лидерству и господству США, могут больше не действовать.[1] Общества адаптировались, а экономика претерпела глубокие изменения, что усугубило старую напряженность и обнажило новые вызовы, что является проверкой способности Америки реагировать и справляться с ситуацией. Это изменение особенно актуально для США, где крупные социальные, политические и экономические движения совпали с пандемией и усугубились ею. Создан после окончания холодной войны и переработан после 9После 11 террористических атак Америка основывает свои стратегические взгляды на больших стратегических предположениях о политическом, военном, экономическом и социальном превосходстве США в сочетании с предположением о внутреннем процветании и единстве, которые могут больше не действовать. Чтобы процветать и выживать в этом новом мире, США необходимо пересмотреть свои старые великие стратегические предположения, особенно те, которые касаются того, кто они и как они действуют в мире.
Чтобы сделать это, американские политики должны пересмотреть некоторые из своих самых основных стратегических предположений, особенно те, которые они делают о себе. Понимая, что они думают о себе, кто они в мире и как они действуют в этом мире, США могут переформулировать то, чего они хотят, и могут реально достичь во внутренних и международных делах. Чтобы бросить вызов этим базовым предположениям, американские политики должны сначала определить, укрепить и утвердить основные ценности Америки, прежде чем пересматривать жизненно важные интересы нации.
По данным Центра стратегических и бюджетных оценок, в основе большой стратегии США после окончания холодной войны лежали семь предположений, в том числе: 1) сохранение военного превосходства, 2) сильная сеть союзников, экспортирующих безопасность, 3) способность интегрировать претендентов в систему, возглавляемую США, 4) доступ к благоприятной международной системе, 5) прекращение военного конфликта между великими державами, 6) продолжающееся распространение демократии и 7) использование технологических изменений для продвижения интересов США. [2]
Эти предположения находятся под постоянным давлением, поскольку мир больше не соответствует контексту, который их породил. Они отражают ушедшую эпоху, существовавшую сразу после окончания холодной войны. Стратегическая среда изменилась с однополярного на многополярный порядок, и США начали переопределять себя и свое место в мире как внутри страны, так и за ее пределами. В результате этих двух изменений эти семь допущений стали менее отражать реальность и должны быть пересмотрены.
Последовательная и актуальная стратегия может быть разработана только путем понимания того, что ценят люди. Ценности общества могут измениться со временем, и это изменение необходимо признать, чтобы понять, как актор будет действовать и реагировать в мире.Чтобы перестроить и пересмотреть великие стратегические предположения Америки, США должны сначала признать, что их образ мира после COVID должен измениться. COVID-19, наряду с поляризованным политическим и социальным климатом и восстанавливающейся экономикой, оказал давление на то, как США видят и определяют свои основные ценности. Изменение нации и то, как она рассматривает свои самые фундаментальные ценности и убеждения, окажут глубокое влияние на то, как нация формулирует стратегию, делает предположения и действует в мире.
Стратегия, особенно большая стратегия, связана с пониманием и использованием смысла. Люди редко дерутся из-за предметов и мест; скорее, они борются за ценность и значение, которое представляют предметы и места.[3] Последовательная и актуальная стратегия может быть разработана только путем понимания того, что ценят люди. Ценности общества могут измениться со временем, и это изменение необходимо признать, чтобы понять, как актор будет действовать и реагировать в мире.
Предположения делаются при отсутствии доказательств и представляют собой общие представления об окружающей среде, других действующих лицах и самом себе. Они позволяют нации представить себе, как международное окружение отреагирует на ее действия. Стратегические допущения, как и любые допущения, должны иметь определенные фактические основания, чтобы быть уместными. Чтобы предположение было принято как истина, оно должно быть признано как предположение, и должна существовать внутренняя логика, обеспечивающая основу и широкое признание.
Основополагающие ценности АмерикиЦенности — это убеждения, которым уделяется самое большое внимание и которые определяют восприятие, решения и структурные действия.[4] Они помогают определять принципы, информировать о поведении, устанавливать нормы и стимулировать то, как люди воспринимают себя и общество. COVID-19 и недавние беспорядки оказали глубокое влияние на американское население в социальном, экономическом и политическом плане. Пандемия сильно повлияла на общество, заставив многих американцев пересмотреть свои основные ценности. Это можно увидеть в дебатах о вакцинации, роли полиции, политических последствиях президентских выборов, отношениях между человеком и изменением климата и экономических различиях между некоторыми сообществами. Пандемия не вызвала этих проблем, но симптомы и последствия этих проблем были усилены социальными изменениями, вызванными пандемией. Все эти вопросы затрагивают основные ценности Америки, потому что все они рассматриваются и решаются через призму этих ценностей и того, как эти ценности интерпретируются в обществе.
Прежде чем США смогут эффективно переосмыслить свои великие стратегические предположения, они должны утвердить свои основные ценности на политическом и социальном уровне, чтобы затем изучить свои жизненно важные интересы.Из первичных американских политических документов можно предположить или определить двенадцать основных исторических ценностей. Это: свобода, свобода, равенство, права личности, права человека, безопасность, прогресс, демократия, мобильность, процветание, справедливость и свободное предпринимательство.[5] Прежде чем США смогут эффективно переформулировать свои грандиозные стратегические предположения, они должны утвердить свои основные ценности на политическом и социальном уровне, чтобы затем изучить свои жизненно важные интересы. Это должно произойти до изучения предположений, потому что убеждения человека или организации будут влиять на то, как этот человек или организация рассматривает, обрабатывает и реагирует на ситуацию.
Американские жизненно важные интересыСовместная доктрина США определяет интересы как «фундаментальные, непреходящие условия, которые государство решает соблюдать».[6] Жизненно важные интересы описываются как те вещи, ради которых люди и организации готовы пожертвовать, например: безопасность, безопасность, процветание и сохранение.[7] Чтобы быть жизненно важными, эти интересы должны быть связаны с основными ценностями страны, а это означает, что то, как группа определяет безопасность, безопасность, процветание и сохранение, будет отличаться для каждой культуры, как и то, как люди оправдывают насилие и жертвы. Такие причины, как религия, национализм, страх, честь и интересы, являются проявлениями национальных и культурных ценностей.
Основные стратегические документы США закрепили широкий консенсус в отношении того, что составляет жизненно важные интересы страны. Стратегия национальной безопасности и Временное стратегическое руководство по национальной безопасности определяют несколько жизненно важных интересов: защита безопасности американского народа; защищать родину и американский образ жизни; продвигать американское процветание и возможности; сохранить мир через силу; продвигать американское влияние; а также реализовывать и защищать демократические ценности, лежащие в основе американского образа жизни. [8]
Преднамеренно или нет, но основные ценности Америки сформировали то, как она воспринимает свои жизненно важные национальные интересы, что, в свою очередь, диктует, какие предположения нация делает о себе и своем окружении.В 1996 году комиссия из бывших правительственных чиновников провела исследование жизненно важных интересов Америки. Эта комиссия определила пять ключевых интересов: (1) предотвращение, сдерживание и снижение угрозы ядерных, биологических и химических нападений на Соединенные Штаты; (2) предотвратить появление враждебного гегемона в Европе или Азии; (3) предотвратить появление враждебной крупной державы на границах США или под контролем морей; (4) предотвратить катастрофический коллапс основных глобальных систем; и (5) обеспечить выживание союзников США[9].] Именно в этом документе начинают усматриваться связи с набором стратегических предположений до пандемии, изложенных Центром стратегических и бюджетных оценок, особенно с теми, которые предполагают роль и образ Америки в мире. Например, четыре из пяти жизненно важных интересов начинаются с предотвращения, предполагая военное превосходство США, возможность ввести соперников в систему, возглавляемую США, и доступ к благоприятной глобальной системе, поддерживаемой ростом демократии и сетью союзников.
Из этих источников можно предположить семь исторических жизненных интересов Соединенных Штатов. К ним относятся: безопасность родины и ее народа, стабильность западного полушария и его обществ, процветание американского народа, защита и продвижение демократических и гуманитарных ценностей, защита союзников и партнеров, поддержание баланса сил в Европе и Азии и постоянный доступ к общему достоянию. Если внимательно присмотреться, можно увидеть влияние двенадцати определенных основных ценностей в этом списке и в тех, что представлены выше. Преднамеренно или нет, но основные ценности Америки сформировали то, как она воспринимает свои жизненно важные национальные интересы, что, в свою очередь, диктует, какие предположения нация делает о себе и своем окружении.
Основные стратегические предположенияОсновная стратегия в конечном итоге заключается в соответствующем преимуществе перед конкурентом или в окружающей среде. Это означает, что один актор в некотором роде имеет преимущество перед другим. Большая стратегия является исключением, поскольку она не фокусируется на каком-то одном действующем лице или месте; скорее, он дает теорию общего или общего успеха страны. Именно таким всеобъемлющим образом большая стратегия направляет все другие политики и стратегии. Вот почему большая стратегия связана с релевантным преимуществом: она ищет внутреннюю и международную значимость или логику и согласованность с окружающей средой.
Утверждая свои основные ценности и жизненно важные интересы, политики могут сознательно обращаться к основным предположениям, которые они делают о США и мире. Эти предположения должны признать мир таким, какой он есть, а не таким, каким США хотели бы его видеть. Эти допущения не должны согласовываться с конкретной ситуацией, но могут быть адаптированы к любому количеству действующих лиц или мест для разработки региональной политики или стратегии. Например, предположение о продолжающемся экономическом росте лежит в основе политической, экономической, социальной и военной мощи, которую США планируют использовать в определенных условиях и в отношении определенных субъектов. Это предположение подкрепляется другим предположением, что США останутся конкурентоспособными на мировых рынках и будут располагать должным образом подготовленной и образованной рабочей силой.
Великие стратегические предположения должны найти основу в какой-либо форме национального самосознания, чтобы быть жизнеспособными. Они должны основываться не только на целях страны, но и на том, что эта страна отстаивает и ценит.Корреляция или рационализация ценностей с интересами может позволить США делать обоснованные предположения о будущем стратегической среды, обосновывая эти предположения элементами определенности. В частности, делая предположения о себе, ценности и основные стратегические предположения, основанные на интересах, придадут американским политикам уверенность и гибкость. Более того, такой процесс повысит стратегическую эффективность США за счет надежного сосредоточения США на их ценностях, обеспечения гибкости в зависимости от ситуации и контекста окружающей среды и обеспечения надежной основы для стратегических действий.
Некоторыми ценностями и стратегическими предположениями о будущем, основанными на интересах, могут быть: 1) что Америка останется привлекательным местом для иммиграции и образования; 2) что Америка будет политической и экономической державой, привлекающей союзников и партнеров; 3) что Америка будет защищать мировой порядок, основанный на равном доступе, открытых рынках и правилах; 4) что Америка будет защищать другие нации, разделяющие ее ценности; и 5) что Америка будет продолжать отстаивать права человека и экономические права людей и наций. Эти пять допущений не только связаны с основными ценностями, жизненными интересами и тем, чего она стремится достичь в мире, но и могут применяться и действовать в самых разных местах по всему миру.
Великие стратегические предположения должны найти основу в какой-либо форме национального самосознания, чтобы быть жизнеспособными. Они должны основываться не только на целях страны, но и на том, что эта страна отстаивает и ценит.Эти предположения также позволяют Америке делать выбор при разработке общей стратегии, определении политики, бюджетов и приоритетов, а также при ведении общенационального диалога. Они находят актуальность в условиях пост-COVID и могут позволить США, их союзникам и партнерам разрабатывать масштабные стратегии, которые улучшают политические цели. Эти предположения также можно отслеживать на предмет точности и тенденций. Поскольку предположение принимается как истинное, предположения должны быть целенаправленными и иметь средства для их подтверждения или опровержения.
Грандиозные стратегические предположения должны найти основу в какой-либо форме национального самосознания, чтобы быть жизнеспособными. Они должны основываться не только на целях страны, но и на том, что эта страна отстаивает и ценит. Большая стратегическая логика формируется из связи и взаимодействия основных ценностей, жизненно важных интересов и условий, которые страна стремится создать, оставаясь при этом привязанной к стратегической среде. Мир после COVID столкнется с новыми проблемами, требующими от президента США и его высших политиков заново изобрести отношения между непреходящими ценностями страны и ее жизненно важными интересами с требованиями меняющейся внутренней и международной среды. Америка должна утвердить и признать свои основные ценности и жизненные интересы, прежде чем она сможет определить, что она думает о себе и мире, и прежде чем она сможет попытаться установить какие-либо реалистичные цели.
Чад Энтони Бакел — офицер морской пехоты. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Министерства обороны, Министерства военно-морского флота или Корпуса морской пехоты США.
У вас есть идея для собственной статьи? Следуйте за логотипом ниже, и вы тоже можете внести свой вклад в The Bridge:
Наслаждайтесь тем, что вы только что прочитали? Пожалуйста, помогите распространить информацию среди новых читателей, поделившись ею в социальных сетях.
Изображение заголовка: Госсекретарь Блинкен подписывает Декларацию и Стратегический план сотрудничества в Арктике 20 мая 2021 г. ( фото Государственного департамента Рона Пшисухи/общественное достояние ).
Примечания:
[1] Хэл Брэндс, Питер Фивер, Уильям Инбоден и Пол Д. Миллер, Критические предположения и большая стратегия Америки (Центр стратегических и бюджетных оценок, 2017 г.), 9.
[2] Там же , 11-21.
[3] Колин С. Грей, Стратегия и оборонное планирование (Оксфорд, Соединенное Королевство: Oxford University Press, 2018), 144.
[4] Сара Сатлер-Коэн, Основные ценности: что они собой представляют, почему они важны и как определить ваши, по состоянию на 18 июня 2021 г. (https://medium.com/@scoutcoaching/core-values-what -они-почему-они-имеют-значение-и-как-определить-своих-93164383eada).
[5] «Декларация независимости США», Национальный архив, по состоянию на 29 марта 2021 г., https://www.archives.gov/founding-docs/declaration-transcript; «Конституция США», Национальный конституционный центр, по состоянию на 29 марта 2021 г. , https://constitutioncenter.org/interactive-constitution/full-text; Канцелярия президента США, Стратегия национальной безопасности США, 2017 г. (Вашингтон, округ Колумбия: Правительственное издательство, 2017 г.), 41; Канцелярия президента США, Временное стратегическое руководство по национальной безопасности, 2021 г. (Вашингтон, округ Колумбия: Правительственное издательство, 2021 г.), Front Letter.
[6] Совместная доктрина Note 1-18, Стратегия, vii.
[7] Совместная доктрина Note 1-18, vii.
[8] Офис президента США, Стратегия национальной безопасности США, 2-4; Офис президента Соединенных Штатов, Временное стратегическое руководство по национальной безопасности, 9.
[9] Комиссия по национальным интересам Америки, Национальные интересы Америки (Кембридж, Массачусетс: Центр науки и международных отношений, 1996), 3.
| Омбудсмен Каймановых островов
Жизненно важные интересы
Краткий обзор
- Вы, вероятно, сможете полагаться на жизненно важные интересы в качестве правового основания для обработки, если вам необходимо обработать персональные данные для защиты чьей-либо жизни.
- Обработка должна быть необходимой. Если вы можете разумно защитить жизненно важные интересы человека другим, менее навязчивым способом, это основание не будет применяться.
- Вы не можете полагаться на жизненно важные интересы в отношении медицинских данных или других конфиденциальных персональных данных , если человек способен дать согласие, даже если он отказывается от своего согласия.
- Вам следует подумать, будете ли вы полагаться на это основание, и если да, задокументируйте обстоятельства, в которых это будет уместно, и убедитесь, что вы можете обосновать свои рассуждения.
Коротко
- Что говорит DPA?
- Что такое «жизненные интересы»?
- Когда может применяться условие жизненно важных интересов?
- Что еще следует учитывать?
Что говорит DPA?
Пункт 4 Приложения 2 DPA гласит:
Обработка для защиты жизненно важных интересов
- Обработка необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта данных.
Это означает, что обработка персональных данных считается законной, если это необходимо для защиты интересов, необходимых для жизни субъекта данных.
Что такое «жизненно важные интересы»?
Жизненно важные интересы предназначены для покрытия только тех интересов, которые необходимы для чьей-либо жизни. Таким образом, это законное основание очень ограничено по своему охвату и обычно применяется только к вопросам жизни и смерти.
Когда может применяться условие жизненно важных интересов?
Это может быть особенно актуально для неотложной медицинской помощи, когда вам необходимо обработать персональные данные в медицинских целях, но человек не может дать согласие на обработку.
Пример
Человек поступил в отделение неотложной помощи больницы с опасными для жизни травмами после серьезного дорожно-транспортного происшествия. Раскрытие в больнице истории болезни человека необходимо для защиты его/ее жизненно важных интересов.
Менее вероятно, что он подойдет для медицинского обслуживания, запланированного заранее. Другое законное основание, такое как обработка для выполнения государственных функций или в законных интересах, вероятно, будет более подходящим (что касается Приложения 2 DPA).
Жизненно важные интересы также вряд ли будут подходящей основой для обработки в более широком масштабе. Это может применяться, когда обработка осуществляется по гуманитарным соображениям, таким как мониторинг эпидемий, или в случае стихийного бедствия или антропогенного бедствия, вызвавшего чрезвычайную гуманитарную ситуацию.
Однако, если вы обрабатываете личные данные одного человека для защиты чьей-то жизни, вам обычно следует использовать альтернативную правовую основу. Например, во многих случаях вы можете учитывать законные интересы, что даст вам основу для баланса прав и интересов субъекта (субъектов) данных с жизненно важными интересами человека или людей, которых вы пытаетесь защитить.
Что еще следует учитывать?
В большинстве случаев защита жизненно важных интересов возникает в контексте данных о состоянии здоровья.