Формирование жизненных ценностей и приоритетов
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. «Делай как я говорю » такой стереотип воспитания не подходит подростку. «Делай как я » вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.
«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека «, говорил В. А. Сухомлинский.
Ближайшее социальное окружение родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.
Подросток (1215 лет) идет к познанию действительности во многом «от себя «, через свои переживания. Старшеклассник (1618 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире? «, «Какое место я занимаю в нем? «, «Каковы мои возможности? «, «Какой я? «. Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.
Самое главное для подростка это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.
Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.
В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: «Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь! «, и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.
Многие могут сказать какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок если он чемто огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чемто провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: «Зачем ты дружишь с Петей? В его семье ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача «. Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.
Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок понимал: он индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать «нет » в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.
Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.
В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.
Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.
Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную » позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности маленький «. Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.
Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какойлибо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.
Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.
Источник: www.follow.ru
hr-portal.ru
Жизненные ценности и их приоритеты — путь к счастью
Для современного человека чрезвычайно важно качество жизни и для этого нам сегодня даны большие возможности. И, конечно же, все хотят быть счастливыми. А что такое «счастье»? – Это быть «с частью» чего-то: семьи, коллектива, общества. Какими мы вышли из семьи, где взрослели и формировали свои жизненные ценности, такими мы через личностной рост и творческое мышление проявляемся в коллективе и обществе. Наши жизненные ценности, их главенствующие приоритеты определяют наше качество жизни. Личностной рост и творческое мышление всецело зависят от иерархии жизненных ценностей, которые определяют, что всегда стоит на первом месте. Таким образом, жизненные ценности в итоге являются мерилом счастья человека. Вот только почему одни семьи счастливы, закаляются и крепнут в трудностях через личностной рост, а другие, материально обеспеченные и успешные, не проходят даже самого простого испытания на прочность? Какие же жизненные ценности на самом деле является ступеньками, ведущими к счастью?
Когда-то Патриарх Кирилл дал свой вариант рецепта счастья: «Тайна человеческого счастья заключается в том, чтобы разделять с другими свои ресурсы, в том числе свое здоровье, свое время, свою любовь, свои достижения». По словам Кирилла, если человек не живет по этому закону, то обрекает себя на одиночество и может быть очень богатым, но глубоко несчастным.
Как мы думаем, так мы и живем. Наши мысли определяют жизненные ценности, которые создают нашу жизнь. Иерархия жизненных ценностей является сегодня одним из главных вопросов в жизни человека. Именно она определяет стремление человека к личностному росту, способствует развитию творческого мышления и создает новое качество жизни. Но, к сожалению, часто неправильно выстроенная иерархия ценностей является камнем преткновения, о который спотыкаются люди, набивая себе шишки, разрушая свои семьи, оставаясь разочарованными, больными, одинокими и несчастливыми.
Зачастую мы себе даже не представляем, насколько нам важно понять, ЧТО является для нас главным. Психологическая практика показала, что если жизненные ценности выстроены неверно, то у человека на ровном месте могут возникнуть проблемы. Если же жизненные ценности выстроить правильно, то в жизни начинают происходить удивительные перемены в лучшую сторону, совершенствуется качество жизни, происходит личностной рост и создаются возможности для творческого мышления.
Для одних людей наиболее важными являются материальные ценности: еда, одежда, жилье, машина, дача, деньги. Для других — только духовные ценности. Все зависит от уровня развития сознания человека. Но и то и другое является крайностью, т.к. одних ведет к заматериализованности, заземленности, а других — к виртуальности, иллюзорности. Как же уравновесить эти ценности в золотую середину?
Есть общечеловеческие ценности, важные для всех людей. Каждое время, каждая эпоха устанавливает свою иерархию ценностей. Это объясняется тем, что человечество развивается и взрослеет. Наши жизненные ценности начинают формироваться в семье, поэтому мы рассмотрим эти ступеньки к счастью, по которым мы выходим во взрослую жизнь. Как же надо правильно выстроить приоритеты? Очень хорошо и подробно об этом написал А. Некрасов в книге «Материнская любовь». Он определил так называемые «круги ЛЮБВИ», по которым строится счастье человека. Как мне видится, все люди шагают по одним ступенькам к счастью, но некоторые поднимаются на новый уровень не спеша, вдумчиво осмысливая свой каждый шаг — и тогда их жизнь гармонична, т.к. они счастливы на всех уровнях: личностном, семейном, коллективном, общественном. А некоторые перескакивают по несколько ступенек, торопятся жить, многое оставляя незамеченным и, в результате, остаются больными, одинокими и несчастливыми. Каковы же эти ступеньки к счастью?
1) Любовь к себе – личностной уровень.
Мало кто считает ценностью самого себя. Главным же навсегда остается самоценность человека – это его уважение к себе и через призму себя — к миру. Какими качествами наполнен человек, таким набором качеств человек общается с миром, с таким же набором качеств он притягивает к себе пару. Как говорится «Подобное притягивает подобное». Как же научиться любить себя не эгоистично, а со-знаниями, с учетом природы своего сознания и своих кармических задач, поставив себя на достойное место? На страницах нашего блога мы уже обсуждали эту тему.
Каждый человек приходит в эту жизнь решать СВОИ задачи, приобретать СВОЙ опыт, и никто не имеет права нарушить свободу воли этой души. Там, где нет свободы, свободного волепроявления, там нет любви и счастья. А свобода приобретается только при создании гармонии внутри, самосовершенствовании и развитии творческого мышления. Если человек хочет чего-то добиться в своей жизни, то личностной рост и раскрытие его «Я» должно стоять на первом месте. Нельзя дать детям (коллективу, обществу) того, чего не имеешь сам. Не поставив себя в центр своей жизни, не выстроив свою иерархию жизненных ценностей, человек не сможет улучшить свое качество жизни и сформировать творческое мышление, а, значит, не сможет сделать СВОЮ жизнь счастливой. Поэтому серьезнейшим образом необходимо начать заботиться о себе, о своем оздоровлении, чистоте души и тела и о своем личностном росте.
2) Любовь к другой своей половинке: ОН+ОНА — семейный уровень.
Они равнозначны. Взаимоотношения женщины и мужчины являются основой творчества на Земле. Один человек никогда не будет счастлив, т.к. счастье – означает быть «с частью». Чтобы ощутить всю полноту счастья необходимо, чтобы была пара: ОН+ОНА. Это основа жизни. Именно в паре можно научиться правильно выстраивать со всеми взаимоотношения, которые потом проявятся в отношениях с детьми, с родителями, в коллективе. Именно совершенствуя себя в паре, эффективно происходит личностной рост, развивается творческое мышление и создается новое качество жизни. Если человек на личностном уровне развития научился любить, он эту любовь – проявит на другую половинку. Если пара является сильным источником любви – магнетическим центром, то вокруг расходятся круги света.
3) Это пространство пары — домашний очаг: психологические, социальные, экономические отношения, которые создают семью.
Любовь двоих рождает свое пространство – домашний очаг. А это уже начало творения. Здесь нет мелочей. Очень часто не правильно выстроенные взаимоотношения женщины и мужчины, не способность создать свой очаг ведет к распаду семьи. О таких говорят: «Быт разрушил любовь», а была ли у них любовь? Если не выстроены взаимоотношения в паре на базе личностного роста, то никогда не будет создана семья – домашний очаг. Даже если семья, как материальное пространство будет создана, а любящие отзывчивые отношения не выстроены, нет самосовершенствования каждого, это неизбежно приведет к разрушению. Поэтому вопрос создания материальной базы семьи зависит от единого вектора жизненных ценностей и гармоничных взаимоотношений женщины и мужчины. И пословица «с милым рай в шалаше» — реальна, но не надолго. Ведь как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении». Именно здесь кроются многие семейные проблемы, т.к. различие ценностных ориентиров разрушает любовь. Некоторые думают, что любят, а жизнь показывает, что жизненные ценности и мотивации у них разные – вот и тянут они в разные стороны, разрушая семейный очаг, ухудшая свое качество жизни и других. Однако при совместных усилиях и личностном росте многого можно достичь в условиях совместного проживания, т.к. расширяются возможности и удваиваются силы, взаимно дополняя друг друга недостающей энергий и информацией. Личностной рост женщины и мужчины, направленный на единые жизненные ценности, непременно улучшит качество жизни, т.к. создаст необходимые условия для творческого мышления и самосовершенствования себя в этом процессе. Ведь как мы думаем, так мы и живем!
4) Дети.
Мужчина и женщина, создав пару, могут родить ребенка. Важно, чтобы ребенок был дитя любви. Он тогда меньше болеет, т.к. в нем заложена высокая энергия любви. Если дети растут в семье, где правильно распределены приоритеты жизненных ценностей, есть уважение родителей друг к другу, то дети на личном практическом опыте усваивают мировоззрение с истинной системой ценностей родителей и это является для них самым сильным иммунитетом в жизненных невзгодах и примером для подражания. Они свою жизнь тогда строят по этому образцу. Таким образом, родители передают свое счастье, любовь и качество жизни своим детям через собственный личностной рост. В этом случае им есть что передать! Дети в такой семье вырастают счастливыми – с частицей родительской любви и способностью к творческому мышлению.
5) Любовь к родителям — к своим корням и к Родине.
Без корней, без любви родителей, человек существует как перекати-поле. Поэтому очень важно не потерять отношений со своим родом. В таком случае человек крепко стоит на земле, как мощное дерево. Говорят «Родину и Мать не выбирают». Учеными выявлено, что в момент рождения человек получает в свой организм даже воду своей родины и заложенная в ней информация родины сохраняется всю жизнь, поэтому понятие Родины наполняется глубочайшим смыслом, т.к. мы привязаны к месту нашего рождения не только психологически, но даже физически — через воду. Человек, не любящий своих родителей и родную землю, рубит сук, на котором сидит: он лишает себя энергетической связи с родом и родной землей. Любовь к родине входит в этот же круг ценностей. Ведь «родина» от слова «род». Говорят: «Где родился, там и сгодился». Любовь к Родине – очень важный фактор формирования личности и энергетической полноты человека. Одиноким (без родовых корней) и на чужбине (вне Родины) никогда не понять всей глубины счастья и никакое качество жизни не заменит этой мощной энергетической связи с родными местами и материнской любви.
6) Творческая реализация человека в социуме – его деятельность, работа – коллективно-общественный уровень.
Большинство людей в СССР этой сфере жизни отдавали значительно больше времени и сил в ущерб формированию взаимоотношений в семье и воспитанию детей. Когда работа выходит на первый план, человек достигает больших успехов, но при этом часто становится одиноким, уставшим, раздраженным, несчастливым и может потерять здоровье, семью, детей и даже саму жизнь. О таких говорят: «Сгорел на работе». У счастливого человека и работа будет спориться. Работа, деятельность необходима человеку, чтобы он раскрыл себя, реализовал свои творческие возможности, раскрыл свой талант, творческое мышление. Но любая деятельность должна способствовать личностному росту и развитию взаимного уважения и любви женщины и мужчины, а не вызывать напряжение в их отношениях. К тому же, работа должна помогать семье решать ее социальные вопросы, совершенствовать качество жизни. Такой подход к работе всегда будет являться мотивацией к самосовершенствованию и личностному росту человека. Работа не должна разрушать семью и делать человека зацикленным, одиноким и несчастливым.
7) Друзья, хобби, увлечения, общественные и другие интересы, любовь к животным…
Это все дополнение к раскрытию души человека, его личностного «Я». При правильно выстроенной иерархии жизненных ценностей друзья, хобби и другие интересы будут только укреплять состояние счастья, т.к. эти дополнительные частицы будут увеличивать круги любви и выше поднимать человека в его развитии.
Людям с правильно выстроенными приоритетами жизненных ценностей, где ценность человека – на первом месте, гарантировано счастливое будущее. Это главные признаки личностно-ориентированной модели развития. Данная иерархия в системе ценностей является наиболее эффективной и позволяет решать многие жизненные вопросы. В XXI веке человек должен стать «взрослым», чтобы творчески решать сложные задачи: найти свою настоящую половинку и самореализоваться через личностной рост. Взяв на себя взрослую ответственность, человек по настоящему становится творцом своей судьбы. И уже одного этого переосмысления достаточно, чтобы начали происходить позитивные изменения, улучшаться качество жизни и судьба человека. Шагая по этим ступеням, человек становится не только творцом своей судьбы, но и творцом своего счастья. Источник
subscribe.ru
Жизненные ценности и приоритеты. ГУО «Средняя школа №31 г. Гродно»
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте — в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. «Делай как я говорю» — такой стереотип воспитания не подходит подростку. «Делай как я» — вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.
«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В. А. Сухомлинский.
Ближайшее социальное окружение — родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) — непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.
Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.
Самое главное для подростка — это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.
Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.
В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: «Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!», — и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.
Многие могут сказать — какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок — если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной — мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама — можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: «Зачем ты дружишь с Петей? В его семье — ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача». Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.
Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок понимал: он — индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать «нет» в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.
Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.
В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.
Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.
Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода — это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности — маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.
Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.
Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.
31grodno.schools.by
Жизненные ценности и их приоритеты — путь к счастью
Для современного человека чрезвычайно важно качество жизни и для этого нам сегодня даны большие возможности. И, конечно же, все хотят быть счастливыми. А что такое «счастье»? – Это быть «с частью» чего-то: семьи, коллектива, общества. Какими мы вышли из семьи, где взрослели и формировали свои жизненные ценности, такими мы через личностной рост и творческое мышление проявляемся в коллективе и обществе. Наши жизненные ценности, их главенствующие приоритеты определяют наше качество жизни. Личностной рост и творческое мышление всецело зависят от иерархии жизненных ценностей, которые определяют, что всегда стоит на первом месте. Таким образом, жизненные ценности в итоге являются мерилом счастья человека. Вот только почему одни семьи счастливы, закаляются и крепнут в трудностях через личностной рост, а другие, материально обеспеченные и успешные, не проходят даже самого простого испытания на прочность? Какие же жизненные ценности на самом деле является ступеньками, ведущими к счастью?
Когда-то Патриарх Кирилл дал свой вариант рецепта счастья: «Тайна человеческого счастья заключается в том, чтобы разделять с другими свои ресурсы, в том числе свое здоровье, свое время, свою любовь, свои достижения». По словам Кирилла, если человек не живет по этому закону, то обрекает себя на одиночество и может быть очень богатым, но глубоко несчастным.
Как мы думаем, так мы и живем. Наши мысли определяют жизненные ценности, которые создают нашу жизнь. Иерархия жизненных ценностей является сегодня одним из главных вопросов в жизни человека. Именно она определяет стремление человека к личностному росту, способствует развитию творческого мышления и создает новое качество жизни. Но, к сожалению, часто неправильно выстроенная иерархия ценностей является камнем преткновения, о который спотыкаются люди, набивая себе шишки, разрушая свои семьи, оставаясь разочарованными, больными, одинокими и несчастливыми.
Зачастую мы себе даже не представляем, насколько нам важно понять, ЧТО является для нас главным. Психологическая практика показала, что если жизненные ценности выстроены неверно, то у человека на ровном месте могут возникнуть проблемы. Если же жизненные ценности выстроить правильно, то в жизни начинают происходить удивительные перемены в лучшую сторону, совершенствуется качество жизни, происходит личностной рост и создаются возможности для творческого мышления.
Для одних людей наиболее важными являются материальные ценности: еда, одежда, жилье, машина, дача, деньги. Для других — только духовные ценности. Все зависит от уровня развития сознания человека. Но и то и другое является крайностью, т.к. одних ведет к заматериализованности, заземленности, а других — к виртуальности, иллюзорности. Как же уравновесить эти ценности в золотую середину?
Есть общечеловеческие ценности, важные для всех людей. Каждое время, каждая эпоха устанавливает свою иерархию ценностей. Это объясняется тем, что человечество развивается и взрослеет. Наши жизненные ценности начинают формироваться в семье, поэтому мы рассмотрим эти ступеньки к счастью, по которым мы выходим во взрослую жизнь. Как же надо правильно выстроить приоритеты? Очень хорошо и подробно об этом написал А. Некрасов в книге «Материнская любовь». Он определил так называемые «круги ЛЮБВИ», по которым строится счастье человека. Как мне видится, все люди шагают по одним ступенькам к счастью, но некоторые поднимаются на новый уровень не спеша, вдумчиво осмысливая свой каждый шаг — и тогда их жизнь гармонична, т.к. они счастливы на всех уровнях: личностном, семейном, коллективном, общественном. А некоторые перескакивают по несколько ступенек, торопятся жить, многое оставляя незамеченным и, в результате, остаются больными, одинокими и несчастливыми. Каковы же эти ступеньки к счастью?
1) Любовь к себе – личностной уровень.
Мало кто считает ценностью самого себя. Главным же навсегда остается самоценность человека – это его уважение к себе и через призму себя — к миру. Какими качествами наполнен человек, таким набором качеств человек общается с миром, с таким же набором качеств он притягивает к себе пару. Как говорится «Подобное притягивает подобное». Как же научиться любить себя не эгоистично, а со-знаниями, с учетом природы своего сознания и своих кармических задач, поставив себя на достойное место? На страницах нашего блога мы уже обсуждали эту тему.
Каждый человек приходит в эту жизнь решать СВОИ задачи, приобретать СВОЙ опыт, и никто не имеет права нарушить свободу воли этой души. Там, где нет свободы, свободного волепроявления, там нет любви и счастья. А свобода приобретается только при создании гармонии внутри, самосовершенствовании и развитии творческого мышления. Если человек хочет чего-то добиться в своей жизни, то личностной рост и раскрытие его «Я» должно стоять на первом месте. Нельзя дать детям (коллективу, обществу) того, чего не имеешь сам. Не поставив себя в центр своей жизни, не выстроив свою иерархию жизненных ценностей, человек не сможет улучшить свое качество жизни и сформировать творческое мышление, а, значит, не сможет сделать СВОЮ жизнь счастливой. Поэтому серьезнейшим образом необходимо начать заботиться о себе, о своем оздоровлении, чистоте души и тела и о своем личностном росте.
2) Любовь к другой своей половинке: ОН+ОНА — семейный уровень.
Они равнозначны. Взаимоотношения женщины и мужчины являются основой творчества на Земле. Один человек никогда не будет счастлив, т.к. счастье – означает быть «с частью». Чтобы ощутить всю полноту счастья необходимо, чтобы была пара: ОН+ОНА. Это основа жизни. Именно в паре можно научиться правильно выстраивать со всеми взаимоотношения, которые потом проявятся в отношениях с детьми, с родителями, в коллективе. Именно совершенствуя себя в паре, эффективно происходит личностной рост, развивается творческое мышление и создается новое качество жизни. Если человек на личностном уровне развития научился любить, он эту любовь – проявит на другую половинку. Если пара является сильным источником любви – магнетическим центром, то вокруг расходятся круги света.
3) Это пространство пары — домашний очаг: психологические, социальные, экономические отношения, которые создают семью.
Любовь двоих рождает свое пространство – домашний очаг. А это уже начало творения. Здесь нет мелочей. Очень часто не правильно выстроенные взаимоотношения женщины и мужчины, не способность создать свой очаг ведет к распаду семьи. О таких говорят: «Быт разрушил любовь», а была ли у них любовь? Если не выстроены взаимоотношения в паре на базе личностного роста, то никогда не будет создана семья – домашний очаг. Даже если семья, как материальное пространство будет создана, а любящие отзывчивые отношения не выстроены, нет самосовершенствования каждого, это неизбежно приведет к разрушению. Поэтому вопрос создания материальной базы семьи зависит от единого вектора жизненных ценностей и гармоничных взаимоотношений женщины и мужчины. И пословица «с милым рай в шалаше» — реальна, но не надолго. Ведь как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Любить — это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении». Именно здесь кроются многие семейные проблемы, т.к. различие ценностных ориентиров разрушает любовь. Некоторые думают, что любят, а жизнь показывает, что жизненные ценности и мотивации у них разные – вот и тянут они в разные стороны, разрушая семейный очаг, ухудшая свое качество жизни и других. Однако при совместных усилиях и личностном росте многого можно достичь в условиях совместного проживания, т.к. расширяются возможности и удваиваются силы, взаимно дополняя друг друга недостающей энергий и информацией. Личностной рост женщины и мужчины, направленный на единые жизненные ценности, непременно улучшит качество жизни, т.к. создаст необходимые условия для творческого мышления и самосовершенствования себя в этом процессе. Ведь как мы думаем, так мы и живем!
4) Дети.
Мужчина и женщина, создав пару, могут родить ребенка. Важно, чтобы ребенок был дитя любви. Он тогда меньше болеет, т.к. в нем заложена высокая энергия любви. Если дети растут в семье, где правильно распределены приоритеты жизненных ценностей, есть уважение родителей друг к другу, то дети на личном практическом опыте усваивают мировоззрение с истинной системой ценностей родителей и это является для них самым сильным иммунитетом в жизненных невзгодах и примером для подражания. Они свою жизнь тогда строят по этому образцу. Таким образом, родители передают свое счастье, любовь и качество жизни своим детям через собственный личностной рост. В этом случае им есть что передать! Дети в такой семье вырастают счастливыми – с частицей родительской любви и способностью к творческому мышлению.
5) Любовь к родителям — к своим корням и к Родине.
Без корней, без любви родителей, человек существует как перекати-поле. Поэтому очень важно не потерять отношений со своим родом. В таком случае человек крепко стоит на земле, как мощное дерево. Говорят «Родину и Мать не выбирают». Учеными выявлено, что в момент рождения человек получает в свой организм даже воду своей родины и заложенная в ней информация родины сохраняется всю жизнь, поэтому понятие Родины наполняется глубочайшим смыслом, т.к. мы привязаны к месту нашего рождения не только психологически, но даже физически — через воду. Человек, не любящий своих родителей и родную землю, рубит сук, на котором сидит: он лишает себя энергетической связи с родом и родной землей. Любовь к родине входит в этот же круг ценностей. Ведь «родина» от слова «род». Говорят: «Где родился, там и сгодился». Любовь к Родине – очень важный фактор формирования личности и энергетической полноты человека. Одиноким (без родовых корней) и на чужбине (вне Родины) никогда не понять всей глубины счастья и никакое качество жизни не заменит этой мощной энергетической связи с родными местами и материнской любви.
6) Творческая реализация человека в социуме – его деятельность, работа – коллективно-общественный уровень.
Большинство людей в СССР этой сфере жизни отдавали значительно больше времени и сил в ущерб формированию взаимоотношений в семье и воспитанию детей. Когда работа выходит на первый план, человек достигает больших успехов, но при этом часто становится одиноким, уставшим, раздраженным, несчастливым и может потерять здоровье, семью, детей и даже саму жизнь. О таких говорят: «Сгорел на работе». У счастливого человека и работа будет спориться. Работа, деятельность необходима человеку, чтобы он раскрыл себя, реализовал свои творческие возможности, раскрыл свой талант, творческое мышление. Но любая деятельность должна способствовать личностному росту и развитию взаимного уважения и любви женщины и мужчины, а не вызывать напряжение в их отношениях. К тому же, работа должна помогать семье решать ее социальные вопросы, совершенствовать качество жизни. Такой подход к работе всегда будет являться мотивацией к самосовершенствованию и личностному росту человека. Работа не должна разрушать семью и делать человека зацикленным, одиноким и несчастливым.
7) Друзья, хобби, увлечения, общественные и другие интересы, любовь к животным…
Это все дополнение к раскрытию души человека, его личностного «Я». При правильно выстроенной иерархии жизненных ценностей друзья, хобби и другие интересы будут только укреплять состояние счастья, т.к. эти дополнительные частицы будут увеличивать круги любви и выше поднимать человека в его развитии.
Людям с правильно выстроенными приоритетами жизненных ценностей, где ценность человека – на первом месте, гарантировано счастливое будущее. Это главные признаки личностно-ориентированной модели развития. Данная иерархия в системе ценностей является наиболее эффективной и позволяет решать многие жизненные вопросы. В XXI веке человек должен стать «взрослым», чтобы творчески решать сложные задачи: найти свою настоящую половинку и самореализоваться через личностной рост. Взяв на себя взрослую ответственность, человек по настоящему становится творцом своей судьбы. И уже одного этого переосмысления достаточно, чтобы начали происходить позитивные изменения, улучшаться качество жизни и судьба человека. Шагая по этим ступеням, человек становится не только творцом своей судьбы, но и творцом своего счастья. Источник
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ — Мегаобучалка
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Правоведение»
на тему: «Общечеловеческие ценности в праве»
Выполнил: студент группы 39 – 61
Вахреев Сергей Олегович
Проверил: старший преподаватель
Минкин Марат Риналович
Альметьевск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Формирование жизненных ценностей и приоритетов
2. Право – как общечеловеческая ценность
Заключение
Список использованной литературы
Введение:
Обращение к этапам развития общечеловеческих ценностей ,обусловлено наличием проблематики нравственного начала в современном обществе. Казалось бы ,человечество эволюционирует: создается все больше возможностей для технического и интеллектуального труда, повышается качество образования. С развитием технологий и повышением интеллектуального уровня ,человечество стало могущественной силой. Однако, несмотря на все достижения, наблюдается явная деградация духовного начала . Развивая свой интеллект, мы забыли о самом важном , о том что делает нас людьми, а именно об общечеловеческих ценностях. Что мы считаем общечеловеческими ценностями? Это качества, которые присущи каждому человеку , которые развивались со времен античности и до наших дней, прежде всего к ним относят: человеческое достоинство, равенство, честность, долг, справедливость, ответственность , поиск истины и смысла жизни, а также уважение к культурным ценностям.
Современный мир находится в подвешенном состоянии, так как духовно- нравственный кризис усугубил кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, а также в межнациональных отношениях. Очень остро стоит проблема взаимоотношений государств, стимулируется сепаратизм в национальных республиках , происходит насаждение абсолютно новых ценностей, которые противоречат общечеловеческим принципам.
Именно поэтому следует обратить внимание на исследование общечеловеческих ценностей на различных исторических этапах существования общества , для того чтобы осознать их значимость и ,возможно, найти новые пути решения проблемы нравственности современного общества.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется так же и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте – в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В.А. Сухомлинский.
Ближайшее социальное окружение – родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) – непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.
Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать. А не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.
Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.
В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, дать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.
Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.
Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода – это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности – маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.
Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизнь без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.
megaobuchalka.ru
как понять, что для вас по-настоящему важно
Современному человеку хочется преуспеть во всех сферах жизни: в работе, в семье, в учебе и многом другом. Но часто бывает так, что преуспевая в одной сфере, мы начинаем отставать в другой. Случается даже, что все сферы жизни терпят крах. Почему это происходит? Скорее всего, из-за отсутствия личной иерархии ценностей и четко расставленных приоритетов. Как же правильно расставить свои приоритеты? Как понять, что на самом деле важно для вас, а что — навязанный обществом стандарт?
Наши приоритеты формируются из таких общечеловеческих ценностей, как семья, любовь, дружба, доброта и так далее. Из общего количества этих ценностей мы выбираем то, что важно лично для нас, тем самым превращая ценность в приоритет. Например, человек определяет для себя: он хочет делать добро, и он действительно начинает делать добрые дела, помогать людям. После этого добро из общечеловеческой ценности превращается в его жизненный приоритет. Получается, если не будет сформированной базы ценностей, то человек не сможет расставить приоритеты.
Отсутствие приоритетов далеко не самое опасное последствие несформированной системы ценностей. Хуже всего то, что без нее человек начинает копировать ценности других и, как следствие, теряет самого себя. У него пропадает тот самый внутренний стержень. Его легко подчинить, им легко управлять и даже манипулировать. Любая трудность или проблема способны лишить его почвы под ногами. Человек без сформированной ценностной базы очень слаб.
Чтобы определиться со своими ценностями, следует обратиться к самому себе, уделить внимание своей личности. Любые изменения надо начинать с самого себя. Вы не сможете сделать мир лучше, если будете оставаться на прежнем уровне развития.
Совершенствование и развитие начинается с принятия текущего состояния. Чтобы начать личностный рост, проанализируйте то, кем вы являетесь сейчас: в каком обществе вы выросли, какие ценности оно заложило в ваше сознание, какие ценности вы приняли, а какие нет, как вы расставили свои приоритеты. Важно познавать самого себя, определять, какой личностью вы являетесь. Из этой базы вы сможете формировать нечто новое, как скульптор, который от куска камня отсекает все лишнее, чтобы в итоге получился шедевр. Однако изначально у скульптора есть только камень, инструменты и желание создать что-то уникальное.
Понять и принять себя, сформировать свои ценности и расставить приоритеты — непростые задачи. Исходя из личного опыта, могу сказать, что познание себя и дальнейшее совершенствование начинаются в тот момент, когда это становится актуальным. Другими словами, возникновение какой-либо проблемы становится толчком к изменениям. Будь то проблема со здоровьем, в личной жизни или материальные трудности. Человеку нужно понять — чтобы решить свои проблемы, ему стоит обратиться к самому себе, направить внимание на самого себя. Задать себе вопрос: а какую роль я играю в этой ситуации? Почему это произошло со мной?
С момента, когда мы открываем глаза и видим этот мир, наш фокус внимания переключается на внешнее. Мы концентрируемся на тех процессах, которые происходят вокруг нас. Почти 80% внимания рассеивается на внешние события. Как только человек смещает фокус внимания с внешних проблем на то, что происходит у него внутри, можно говорить о начале изменений: в этот момент он и формирует собственные приоритеты и перестает копировать ценности других.
Важно переключить фокус внимания с внешнего на внутреннее — другими словами, включить диалог с самим собой. Тогда вы, во-первых, определитесь со своими ценностями, а, во-вторых, расставите приоритеты в каждой жизненной сфере. Обращайтесь к самому себе, задавайте себе вопросы, чтобы определить главное и второстепенное в каждом жизненном аспекте. Например, спросите себя: что для меня главное в работе? Заработная плата? Личностный рост? Совершенствование навыков? Проанализируйте с этой точки зрения каждую сферу своей жизни. Это очень простой, но действенный способ определить то, что важно или неважно для вас. Когда мы уделяем внимание самому себе, то растем, как личность.
Подводя итог, могу сказать о том, что внимание к самому себе — основа качества вашей жизни. Нужно всегда обращаться, в первую очередь, к самому себе, знать и принимать самого себя. Тогда ваш внутренний стержень и ваша внутренняя сила будут расти, а система ценностей и личных приоритетов помогут в достижении любых целей.
Николай Данн,
общественный деятель, автор образовательного проекта PROРАЗВИТИЕ, режиссер, продюсер, ведущий авторских семинаров и кинотренингов
bmag72.ru
Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи
Статья посвящена актуальной проблеме современной молодежи. Проблематика их жизненных приоритетов и ценностей, порожденные потребностями современного трансформирующегося общества.
Система жизненных ценностей и целей определяет личность человека. Она составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Жизненные цели и ценности составляют опору человека, без которой он просто не может полноценно жить, взаимодействовать с миром.
Реформы, проводимые современным российским обществом в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации социальных институтов, норм, ценностей и установок людей. Резкий переход к принципиально иной модели общественного развития, трудности переходного периода актуализируют необходимость проведения взвешенной государственной политики по отношению к молодому поколению с целью помощи в адаптации к изменившимся условиям жизни, интеграции в новую систему социальных отношений [1; 2].
Молодежь как социальная группа постоянно находится под наблюдением психологов, социологов, поскольку именно она является основным индикатором происходящих перемен и определяет потенциал развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень его адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества [3; 4].
Н. Смелзер утверждает, что ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться [5]. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире – процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой [6; 7].
Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства [8].
Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:
- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;
- вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
- приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
- слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;
- внеинституциональная культурная самореализация;
- отсутствие этнокультурной самоидентификации [9].
Можно еще привести самые актуальные проблемы, связанные с молодежью: трудоустройства молодежи и наличия жилья. Конечно же, такие проблемы требуют много времени для нахождения оптимального решения и реализации. Многие молодые люди, перед тем как обзавестись семьей, хотят получить хорошее образование и работу высокооплачиваемую, а потом только планируют семью. Но у многих так идеально все не получается. Может даже они получают хорошее образование, но устроиться на работу, сейчас очень тяжело [10].
Проблема же нашего государства заключается в том, что оно мало времени уделяет детям, подросткам и молодым людям. Создается такое впечатление, что они правительству просто не нужны. Если будут мотивировать молодежь, то тогда можно будет говорить о решении других острых проблем. Сейчас ведь даже заводов не осталось, где молодежь могла бы проявить свои навыки и знания. Кроме того, даже у маленьких детей ныне бытует стереотип о том, что «инженер – это затертый человечек в коричневом пиджачке, в очках и без денег в карманах». Что же говорить об абитуриентах, например, для которых главным критерием в выборе профессии является ее доходность. Государство создало условия для развития одной сферы (например, маркетинга), но убило другую (производство). Что тут можно сделать? Развивать промышленность и как следствие – технические специальности [11].
Вообще современным студентам присущи следующие черты: лень и пассивность. А также среди молодежи существует стереотип «выгоды» – неготовность делать «за просто так».
Исходя из выше перечисленных проблем, можно сказать, что приоритеты и ценность у современной молодёжи развивается. Им просто не хватает мотивации, какого-то толчка со стороны старших. У них есть огромное желание добиваться поставленных целей, но они желаемого хотят получить все быстро и без каких-либо потерь. Труд, терпение, качество для них не имеет значения, а без таких значений невозможно развивать страну.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач [12].
novainfo.ru