Отношение персонажей | Позиция Чацкого | Мнение Фамусова |
К народу, праву | Народ бесправен, их распродают те, кому они предано служили: «…на них он выменил борзые три собаки», «…распроданы поодиночке». | Прислуга – это низшая часть людей, их можно оскорблять, ругать, унижать: «Ты, Филька, ты прямой чурбан … ленивую тетерю» «В работу вас, на поселенье вас» |
К идеалам | Чацкий готов служить, но только «делу», а «не лицам». | Идеальным считает жизнь знати, в богатстве, при дворце: «…не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах…» «Что за тузы в Москве живут и умирают», «…с ключом и сыну ключ умел доставить». |
К просвещению | Новый век более просвещенный, он позволяет мыслить думать, рассуждать, строить свою судьбу. | Учение для Фамусова и его общества – это страшная чума, которая нарушает устои дворянства, Фамусов против книг, особенно в воспитании дочерей: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Ярко характеризует отношение фраза:«Забрать все книги бы да сжечь». |
К службе | Чацкий уходит со службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он не может сгибаться и притворяться: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Смешно юноше наблюдать рвение к чину:«…Стучали об пол не жалея!» | Фамусов любит подхалимов, любитель прислуживать: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб» |
К иностранцам | Считает, что в России излишнее увлечение всем иностранным, уходит на задний план исконно русское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» | Иностранцы – это особый народ. Им рады, для них всегда открыты двери. |
К богатству | Чацкий не ставит на первый план достаток, для него важен сам человек, его ум и умение общаться. | Богатство – это самое главное, что должно быть у жениха дочери Троекурова, хорошо бы иметь сына с «орденком в петличке». |
К семье | Любовь не выдерживает разлуки: «…любви конец, кто на три года вдаль уедет». | Семья – это члены одного социального круга: «Что по отцу и сыну честь». |
К уму | Умный человек не ищет «теплого» места, повышения чина. Он увлечен науками, нравится познавать все новое. Сам Бог возбуждает в нем «…жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…». | Ум нужен для службы, движения верх по карьерной лестнице. Умный – деловой. Разумные, но нищие не могут быть приняты в дворянскую семью: «Пускай себе разумником слыви, а в семью не включат…здесь еще и дорожат дворянством». |
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова из комедии «Горе от ума»
Тематику комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» составляют общественно-политические вопросы, актуальные для начала 19 века. Они получают противоположную оценку главных героев этого произведения. Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова показывает, что суть их конфликта состоит в противоположных взглядах на жизнь.
Содержание
Значение фамилий Чацкий и Фамусов
Фамилия одного из главных героев комедии «Горе от ума» Фамусова произведена, вероятно, от английского слова «famous» или от французского «fameus». Оба они переводятся на русский как «известный, знаменитый». Латинское слово «fama» переводится как «молва», возможно, фамилия героя — это производное от этого слова, ведь Фамусов боится «злых языков», как и Молчалин, а в конце пьесы восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить //Княгиня Марья Алексевна!»
Фамилия главного героя комедии напоминает фамилию известного своим свободомыслием Петра Яковлевича Чаадаева, фамилию которого иногда писали как «Чадаев». А в черновых вариантах комедии Грибоедов писал фамилию главного героя как «Чадский». Возможно и то, что она указывает на «чад и дым надежд», которые наполняли душу героя, разочаровавшегося в московском обществе.
Взаимоотношения Чацкого и Фамусова
Александр Андреевич Чацкий приходится Фамусову воспитанником: оставшись сиротой, мальчик жил в доме Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Конечно, его воспитанием занимались гувернёры, как принято это было в то время. Когда Александр подрос, стал жить отдельно. Последние 3 года он провёл в путешествиях. Появление Чацкого в доме Фамусова после окончания его путешествий происходит в 1-м действии (явление 7). Дом Фамусова до приезда Чацкого живёт обычной для светского общества жизнью: балы, званые обеды и ужины. Его приезда не ждали. Он нежеланный гость в доме Фамусова, так как считается в светском обществе «мотом, сорванцом». Чацкого привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери Софье, которое не угасло за годы путешествий.
Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого настороженно, так как подозревает, что Александр и Софья неравнодушны друг к другу. Фамусов считает Чацкого франтом и сорванцом, говорит и о его достоинствах: «…малый с головой, //И славно пишет, переводит».
Диалог Фамусова и Чацкого во 2-м действии комедии выявляет конфликт этих героев. Чацкий вступает в спор с Фамусовым, потому что не согласен с его жизненными ценностями и идеалами.
Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь
В диалоге этих героев выясняется, что Чацкий не приемлет взгляды Фамусова на жизнь. Но отношение к различным сторонам жизни видно и из их разговоров с другими персонажами.
Отношение к службе, богатству, кумовству
Фамусов считает службу источником почёта и богатства, поэтому в казённом доме, где он служит управляющим, «…служа́щие чужие очень редки //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» То, что в его учреждении процветает кумовство, его нисколько не смущает. Чтобы не запускать дела при таких служащих, он взял из Твери на службу способного, делового незнатного дворянина Молчалина. Фамусов получает большие деньги и чины, только подписывая бумаги, которые ему подаёт секретарь Молчалин. Причём он их даже не читает, в делах не разбирается: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой».
Если для Фамусова служба является, в первую очередь, источником выгод и богатства, то для Чацкого приемлема только служба «делу, а не лицам», от которых зависит обретение чинов. Молодой человек готовился к деятельности, полезной для Отечества: читал, учился, развивал свой ум. Он поступил на службу, но довольно скоро её оставил. Чацкий понял, что честно служить делу невозможно, так как везде процветает чинопочитание и подхалимство. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. По его мнению, служба должна быть направлена на служение Родине, а не для собственного обогащения.
Отношение к воспитанию и образованию
Просвещение в России необходимо развивать, ведь образованные люди принесут стране пользу — так считает Чацкий.
По мнению Фамусова, просвещение, «ученье — вот чума». «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь», — заявляет он. Ведь именно правильное воспитание и образование ведёт к свободе суждений, так ненавистной этому высокопоставленному чиновнику.
Отношение к иностранному влиянию
Фамусова так пугает хорошее образование, в результате которого люди становятся свободны в выборе жизненного пути, что он готов примириться с тем, что для дворянских детей нанимают в учителя не очень образованных иностранцев. Павел Афанасьевич не одобряет увлечения дочери французскими романами, но сам нанял для воспитания Софьи француженку, поскольку так было принято в светском обществе. Осуждения же со стороны светских людей Фамусов боялся.
У Чацкого, в отличие от Фамусова, отношение к преклонению перед иностранцами однозначно. Он решительно осуждает раболепие перед иностранцами и пренебрежительное отношение к русской культуре.
Отношение к народу, крепостному праву
Чацкий, разоблачая раболепие перед всем иностранным и презрение к своей культуре и народу, сожалеет, что из-за этого народ разрознен с дворянами. Он считает русский народ умным и бодрым, достойным уважения.
Протест героя против угнетения народа, против крепостного права виден в его монологе «А судьи кто?» Хоть у Чацкого есть крепостные, но он не относится к ним, как богач, которого он упоминает в монологе. Тот своих верных слуг, которые не раз спасали его жизнь и честь, выменял на трёх борзых собак. Упоминает Чацкий в монологе и другого барина, который для своего крепостного театра отнял детей у родителей, а затем для уплаты своих долгов, распродал этих детей поодиночке. Такое отношение к крепостным возмущает Чацкого.
Эти речи Чацкого Фамусов очень не одобряет и боится, не втянет ли неожиданный гость своими речами его в беду. Для него владельцы крепостных и само крепостное право критике не подлежат.
Отношение к любви, браку
У Фамусова к браку отношение простое: «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених». О любви же тут и речи нет. «Желал бы зятя он с звездами да с чинами», — говорит служанка Лиза Софье о Павле Афанасьевиче.
Главная цель возвращения в Москву Чацкого — увидеть Софью после трёх лет разлуки. Его привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери. Он надеялся, что и у неё сохранилась к нему любовь. У Чацкого же за годы, проведённые в разлуке с Софьей, любовь к этой девушке не исчезла. Ей уже минуло 17 лет, и Чацкий, вероятно, надеялся жениться на ней, это и привело его в дом Фамусова, но он там оказался нежеланным гостем: хозяин дома опасается его вольнолюбивых взглядов на жизнь, а Софья старается избегать общества Чацкого, так как она его разлюбила.
Отношение к Москве
В разговоре со Скалозубом Фамусов восхищается Москвой. Ему нравится, что среди московских дворян «по отцу и сыну честь», нравится, что они дорожат дворянством, хлебосольны: «…Дверь отперта для званых и незваных, //Особенно из иностранных…» Он утверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», и расхваливает московских старичков, молодёжь, дам и девиц. Фамусов упоминает и о том, что в Москве после пожара 1812 года построены новые дома.
«Дома новы, но предрассудки стары», — замечает Чацкий. В 3-м действии после общения с гостями Фамусова он говорит Софье: «Душа здесь у меня каким-то горем сжата, //И в многолюдстве я потерян, сам не свой. //Нет! недоволен я Москвой».
Понимание слова «ум»
Для Фамусова умный человек — это тот, кто добился высокого положения в обществе и богатства. Житейский, практический смысл слова «ум» понятен и близок этому высокопоставленному чиновнику.
«Ум» в понимании Чацкого — это ум, который отражает высокий интеллект вольнолюбивого мыслителя. Для него умён тот, кто честен, гуманен, просвещён и способен относиться к сложившимся устоям критически.
Идеалы и жизненные ценности
Чацкий и Фамусов отстаивают разные идеалы. Для высокопоставленного чиновника идеалом является жизнь человека, добившегося высоких чинов и богатства (неважно каким путём). Жизненные ценности для него — это высокое благосостояние и высокое положение в обществе.
Отношение к идеалам у Чацкого иное. Для него идеалом и жизненной ценностью является свобода от раболепства, возможность заниматься тем, что интересует человека (службой, искусством, наукой), и вести тот образ жизни, который ему подходит.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
Взгляды на жизнь | Александр Андреевич Чацкий | Павел Афанасьевич Фамусов |
Отношение к службе, богатству | Служить следует «делу, а не лицам», для пользы Отечества, а не для личного обогащения. | Служба — источник получения высоких чинов, почёта, богатства. |
Отношение к воспитанию и образованию | Для пользы страны в России нужно развивать просвещение. | Просвещение опасно, так как является причиной свободомыслия. |
Отношение к иностранному влиянию | Критически относится к преклонению перед всем иностранным. | Критикует моду на всё французское, но, боясь осуждения светского общества, всё же нанял для воспитания дочери француженку. |
Отношение к народу, крепостному праву | Называет русский народ умным и бодрым, возмущается варварским отношением к крепостным людям. | Для Фамусова крепостное право является основой материального благополучия. |
Отношение к любви, браку, счастью | Настоящая любовь не зависит от богатства любимого человека. Счастье — не в богатстве, а во взаимной любви. | Признаёт лишь брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он дочери. Счастье для него — в богатстве. |
Отношение к Москве | Чацкому не нравится, что люди в Москве придерживаются старых предрассудков. | Гордится московским гостеприимством, восхищается московскими старичками, молодёжью, дамами и девицами. |
Отношение к смыслу слова «ум» | Умный человек — это гуманный, критически мыслящий, просвещённый человек. | Умён тот, кто, приспособившись к условиям жизни, извлекает для себя выгоду. |
Отношение к идеалам и жизненным ценностям | Жизненная ценность — свобода. Идеал — независимый и гордый человек. | Жизнь человека, добившегося высоких чинов, богатства, влияния в обществе (неважно каким путём). |
Вывод
Ум Чацкого сделал этого героя в представлении окружающих «чудаком», «странным человеком». А в конце комедии гости Фамусова думают о Чацком уже как о безумце. Для них неприемлемы его взгляды на жизнь и критика светского общества.
В образе Чацкого автор показал умного и гуманного «нового человека», представителя «века нынешнего», а в образе Фамусова — типичного представителя реакционного русского общества начала 19 века.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Отношение к богатству Чацкий и таблица Фамусова. Чацкий и Фамусов
Комедия «Горе от ума» отражает надвигающийся раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, война, закончившаяся в 1812 году, потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения взглядов на общественную жизнь… В связи с этим есть дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворянства обозначена в пьесе как столкновение «настоящего века» и «прошедшего века». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов — главные противники.
Проблема разума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Под «вменяемым человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и дураком Фамусова назвать нельзя. Поскольку Грибоедов вложил в образ Чацкого собственные мысли и идеалы, автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова есть своя правда, которую отстаивает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого жилища от всего нового. Новое враждебно старому образу жизни крепостников-помещиков, ибо оно угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же является обладателем действенного, гибкого ума, нацеленного на построение нового мира, в котором главными ценностями будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко различаются по всем вопросам, связанным с образом жизни дворянина. Чацкий сторонник просвещения, просвещения, сам он «резок, умен, красноречив», «великолепно пишет, переводит». Фамусов и его общество, наоборот, считают чрезмерное «учение» вредным для общества и очень боятся появления в своей среде таких людей, как Чацкий. Чацкие грозят Москве Фамаса потерей привычного комфорта и возможности провести жизнь «в пиршествах и в расточительности».
Спор между Чацким и Фамусовым разгорается и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть не находит в том пользы». Главный герой комедии объясняет это так: «Я бы рад служить — служить тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «служения» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не народу». Но у Фамусова и его сторонников совершенно иной взгляд на вопрос о службе.
Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что вел себя как шут на приеме. Споткнувшись и упав, он решил обратить эту неловкую ситуацию в свою пользу: он падал еще несколько раз нарочно, чтобы рассмешить зрителей и императрицу Екатерину. Эта способность «послужить одолжением» принесла Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время эпохой «покорности и страха», сковывающей человеческую свободу. Геройское сравнение «века нынешнего» и «века минувшего» оказывается не в пользу последнего, потому что теперь «все свободнее дышат и не спешат вписываться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Бедный человек вам не пара», — говорит он дочери. И в обществе, и в семье деньги стоят во главе угла. Богатство для общества Фамуса — то же, что и счастье. Личные качества не имеют значения ни в обществе, ни в семье: «Будь плохим, но если у тебя душа двух тысяч членов семьи, то это жених».
Чацкий же сторонник живого чувства, оттого и страшен для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому конфликт между Чацким и Фамусовым разгорается.
выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова раскрывает всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, описанном в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя невменяемым. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Светскую Москву напугали его выступления. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда восторжествует, так как замена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров… Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»
Тест товара
— Прошлое на то и прошлое на то и останется.
Раньше это воспринималось как обуза. Много раз слышал Пытался разобраться, но ключ все время отсутствовал. Это как… много ссылок. А теперь проще.
Смотрел с присущим мне непониманием, мол, как можно отпускать что-то такое значимое? А на самом деле. . прицепился. Слишком долго и слишком долго боялся пустоты. И надо было держаться за то, что есть. Смотреть прямо. «КАК ВОЗМОЖНО». Как это. Ты берешь и оставляешь.
Наверное, я был не на том этапе, а может просто не хватило сил.
Думаешь, это сделал я? Нет. Как будто это случилось. Изменилось отношение и нет рвущегося изнутри крика. Мне совсем не хочется, даже шепотом. Потому что пришло понимание.
Он посмотрел другими глазами. И..ррраз.
Он там — я здесь. Все хорошо? Все хорошо.
***
Осталось совсем немного. Не в цифрах, потому что Гамлету нельзя доверять. Интуитивная аксиома, несущая ранний покой и одновременно интригу. Надеюсь на лучшее.
Вы подходите к высокому металлическому забору с турниками, выкрашенными в тусклый зеленый цвет… Вы бывали здесь много раз. Но этот один из немногих, последний.
Когда вы останавливаетесь, вы поднимаете голову к небу — ведь вы делали это много раз — и замечаете то, что фиксируется в вашей памяти на несколько лет вперед.
Облака.
Невесомый, пропитанный кислородным порошком, с гладким глянцевым налетом цвета крыла ангела. И в этой предрассветной розовой дымке ловишь один взгляд за другим, и их не счесть. В конце концов, зачем исправлять то, чем можно просто наслаждаться? На мгновение вам кажется, что именно эта картина — описание рая.
Они напоминают мне о ней. Балерина, которая так сильно хотела играть на флейте. Теперь это ласковое чудо в безопасности после стольких испытаний. Наконец-то она заслужила .. другое.
Другие условия, другое отношение.
Когда я рыдала в подушку, я выкрикивала их имена. Он пожалел, что есть шанс, что меня услышат. И когда через час-два я смогла хотя бы прийти в себя, опрокинув стакан с ледяной водой, я подумала о том, как дорого стоят мои ошибки. Мои неразумные поступки, слова, брошенные в пылу момента, ранят, как ядовитое лезвие. «Если бы я могла повернуть время вспять, если бы у меня была возможность их увидеть, то все было бы иначе. Я бы не позволила себе быть такой беспечной, грубой и без должной порции тепла, которого они все заслуживают». Я думал обо всем этом целыми днями, в фоновом режиме, не переставая. Ведь если я улыбаюсь, это не значит, что я забыл. Это не значит, что я не жалею. И у некоторых людей есть способ понять меня в этом.
«Пусть она расскажет.»
Ее взгляд сказал мне.
И она… заслуживает этого тепла.
___________________- _______
Как давно мы не виделись?
— 4 месяца. С половиной.
Время, которое потребовалось для моего возвращения. Моя готовность к этому. Казалось бы, он маленький и невесомый, но гораздо значительнее по своему содержанию.
Чувство, за которым не нужно гоняться.
Трудно описать. По привычке ко многому.
С возвращением.
Теперь ты дома.
П.С. Я не знаю что это такое. Трудно каким-либо образом определить, что я испытываю сейчас. Весна, пришедшая в душу, своеобразная оттепель? Теплый и суровый одновременно.
И все же… Я спокойнее.
Очерк по мотивам комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Текст очерка:
Речь идет о бессмертии комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума». Это не крылатое слово. Комедия поистине бессмертна. Вот уже несколько поколений мы, читатели и зрители, ведем неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и увлекательно, и современно. Я думаю, что сравнение двух главных героев столь же современно, в связи с тем, что это позволяет не только глубже понять идейно-художественные особенности произведения, но и лучше понять смысл образов персонажей для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.
Конечно, у нас есть основания для сравнения двух самых ярких персонажей комедии — Чацкого и Фамусова. В чем его суть? Да в том, что оба живут в один переломный момент в развитии российского общества, оба по своему социальному происхождению принадлежат к аристократической верхушке, то есть оба образа типичны и социально обусловлены.
Казалось бы, такие непохожие персонажи могут объединяться! И все же Фамусов и Чацкий имеют некоторое сходство. Вдумайтесь: оба типичные представители своего окружения, у обоих свой жизненный идеал, у обоих есть чувство собственного достоинства.
Однако различий у этих персонажей, конечно же, гораздо больше, чем сходства. В чем она проявляется наиболее ярко? Давайте поближе познакомимся с героями.
Да, Чацкий умный. «Он не только умнее всех других лиц, — отмечает Гончаров в статье «Миллион мучений», — но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Правда, мы больше всего убеждены в свободомыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем только догадываться, но это свободомыслие и есть главное, что ценит в нем Грибоедов.
Умный человек Чацкий противостоит дуракам, дуракам и прежде всего Фамусову не потому, что он глуп в прямом, однозначном смысле слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен чацкому. Он реакционер, а значит, дурак с социальной и исторической точки зрения, ибо защищает старые, отжившие, антинародные взгляды. Дурак он потому, что его не коснулось просвещение от его высоких идей доброты, гуманизма, облагораживающего влияния знания на человека. Что касается «свободомыслия» Фамусова, то достаточно лишь поворчать на «бродяг» учителей, а также модников — естественная деталь всей его барской, патриархальной сущности.
Чацкий и Фамусов. В чем разница между этими персонажами? Да еще потому, что у обоих героев есть идеалы, но как они противоположны!
Идеал Чацкого — все новое, свежее, приносящее перемены. Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского грима.
Каков идеал человека у Фамусова? Идеал для него — дядя Максим Петрович — вельможа екатерининских времен. В те времена, по словам Чацкого, «не на войне, а в мире брали лбами, стучали по полу, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел золото, «вечно ездил в поезде»; «Когда надо ему помочь, а он наклонился вперед». Именно так он набирал вес, «выводился в чины» и «давал пенсии» при дворе Екатерины II.
Фамусов тоже восхищается Кузьмой Петровичем:
Покойник был почтенным камергером,
Ключом умел ключ сыну передать;
Он богат, и был женат на богатой…
Фамусов стремится подражать таким людям, считает их способы получения чинов и денег самыми верными.
Отличает главных героев и их отношение к деятельности, к службе, рабскую мораль.
Чацкий, конечно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова — сожаление, может быть, даже некоторую зависть. Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, поближе к «министрам», куда, возможно, Фамусов и хотел бы попасть в свое время. Кредо Чацкого в этом вопросе таково: «Служить бы рад, служить тошно». Чацкого возмущает служение лицам, а не делу, уважение к чинам, кумовство.
Какая услуга у Фамусова? Выполнение гражданского долга? Нет, служба для него лишь средство получения наград, чинов и денег. Официальные дела Фамусова сводятся к подписанию бумаг, подготовленных Молчалиным. Как типичного бюрократа, Фамусов не интересуется содержанием этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтобы их много не накопилось».
Похваставшись своим «заказом», говорит:
А у меня, в чем дело, в чем не дело,
Мой обычай таков:
Подпись, с плеч.
Фамусова нисколько не смущает тот факт, что все свои служебные обязанности он сводил к подписанию бумаг. Напротив, он самодовольно хвастается этим.
Персонажи по-разному относятся к образованию. Чацкий — гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным и свободным.
Стоит отметить, что для Фамусова просвещение представляет собой опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
«Учение чума, ученость причина,
Что важнее сейчас, чем когда,
Безумные разведенные люди, и дела, и мнения…»
Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера , моральные качества порабощали людей. В противоположность клеветническим утверждениям крепостников-помещиков о крепостном крестьянстве Чацкий говорит о народе бодром, интеллигентном, т. е., по выражению декабристов, свободолюбивом народе.
Фамусов – заядлый крепостник. Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «осликами», «болванами», называет их не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от возраста и человеческого достоинства.
В очередной раз думаю о характерах главных героев комедии. Какой смысл сравнивать Чацкого и Фамусова? Почему они противостоят друг другу в пьесе?
На мой взгляд, сравнение — прекрасный прием, благодаря которому раскрываются идейно-художественные особенности произведения, становится гораздо яснее авторский замысел и его отношение к героям.
Очевидно, в какой-то степени Фамусовы тоже необходимы в жизни, потому что они привносят в общество здоровый консерватизм, стабильность, традиции, без которых нельзя обойтись. Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая волнует общество, взывает к его совести, пробуждает общественную мысль, жаждет чего-то нового. Таким знатным интеллигентом, человеком декабристского круга был Чацкий — герой, завещавший нам любовь к Отечеству, благородное стремление к правде, любовь к свободе и стремление служить людям.
Лекция, конспект. Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев — состав — понятие и типы. Классификация, сущность и признаки.
/// Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Главным конфликтом в новаторской комедии Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух столетий после только что закончившейся Отечественной войны помещикам нужно было что-то менять в своей жизни.
Одни консервативные слои не желали перемен, другие, наоборот, хотели повысить ценность личности, изменить статус гражданственности. Именно между этими двумя группами и началась борьба, которую автор так ярко и правдиво показал в своем произведении. Основными противниками, принадлежащими к разным лагерям, были и .
Сам Грибоедов четко определил позицию комедии: 25 дураков и один здравомыслящий юноша, под которым он понимает, конечно же, Александра Андреевича Чацкого.
Но ведь Фамусова нельзя причислять к разряду дураков. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы, чтобы защитить ее. А разум, конечно, есть у всех, только качество его разное.
Разум дворянина, отрицательно настроенного на преобразования, направлен только на сохранение прежнего образа жизни, теплого, знакомого места. А все новое — это реальная угроза, этого допустить нельзя. Это взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.
Александр Андреевич обладает гибким умом, юношу привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всем сердцем и душой ратует за человеческое достоинство, а не оценку по количеству купюр в кошельке и рангу.
Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, то их мнения на все расходятся. Чацкий выступает за образование, он хороший писатель и переводчик. Фамусов же считает образование большим вредом, по мнению помещика, оно чревато опасностью и не приносит никакой пользы. Гораздо проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.
Героям не хватает единства и в отношении службы. Чацкий не служит, потому что не видит для себя выгоды в этом деле. Служение не в его характере. Но общество Фамуса, возглавляемое помещиком, не видит ничего зазорного в преклонении перед высшими чинами. Для них это возможность продвижения по службе. И ни в коем случае нельзя его пропускать. Даже быть шутом, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Рассмешить зрителей и набрать вес в обществе для него – плевое дело. Но Александр Андреевич не так устроен. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете не пойдет на это.
В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Состоятельный дворянин придерживается позиции, что брак возможен без любви. Главное — положение в обществе. Те, кто беден, не подойдут в качестве второй половинки для его дочери Софьи. Везде деньги стоят во главе угла, и семейные отношения не исключение. Богатство и счастье приравниваются в обществе Famus.
Но такого мнения Чацкий и слышать не может. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материальных благ, и никакие деньги не заменят ее.
Сделав такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы ясно видим, насколько мерзок и аморален Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время перемен еще не пришло. Чацкого изгнали из фамусовского общества, окрестив его, с легкой руки Софьи, сумасшедшим. И все же он победитель, а не проигравший. Таких людей Москва боится, их речи пугают, они нарушают привычный уклад жизни и комфорт. Правда, Чацкий все равно рано или поздно победит. Исторические изменения естественны, и они обязательно произойдут.
Век нынешний» и «век минувший» по следующим характеристикам: 1. Отношение к богатству, к чинам 2. Отношение к службе 3. Отношение к инородцам 4. Отношение к образованию 5. Отношение к крепостному праву 6. Отношение к Московские обычаи и времяпрепровождение 7 .отношение к семейственности, покровительству 8.отношение к свободе суждения 9.отношение к любви 10.идеалыНынешний век:
1. «Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве, великолепные строительные палаты, где в пиршествах и расточительствах разливаются, и где иноземные клиенты прошлой жизни не воскресят самых гнусных черт», «И для тех, кто выше, лесть плелась, как кружево…»
2. «Служить бы рад, служить тошно», «Униформа! одна униформа! В прежней жизни их он когда-то приютил, расшитый и красивый, их немощь, разум, бедность; И мы отправимся за ними в счастливый путь! А у жен, дочерей — такая же страсть к мундирам! Я сама давно отказалась от нежности к нему?! Теперь я не могу впасть в это ребячество. ..»
3. «И где самые гнусные черты не будут воскрешены иностранными заказчиками прошлого». «Как издревле мы привыкли верить, что нет спасение для нас без немцев».0040 4. «Что же теперь, так же, как издревле, хлопочут о наборе полков учителей в большем количестве, по более дешевой цене?… нам велено признать каждого историком и географом».
5. «Тот Нестор знатных злодеев, окруженный толпою слуг; ретивые, они в часы вина и борьбы и чести, и жизнь его не раз спасали: вдруг на них он три борзых променял!!!
6. «А у кого в Москве не было кляпов, обедов, ужинов и танцев?»
7. «Кто такие судьи?» свободная жизнь их вражда непримирима…»
8. «Помилуй, мы не парни, почему чужие мнения только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого — свободный, независимый человек, чуждый рабского унижения.
Прошлый век:
1. «Неполноценный, но если у тебя хватит души, две тысячи членов семьи, то он жених.»
2 «А со мной, какое дело, какое не дело, мой обычай таков: расписался, так с плеч»
3. «Дверь открыта для приглашенных и незваных, особенно для иностранцев».
4. «Я бы взял все книги и сжег их», «Учение — чума, ученость — причина того, что ныне безумных людей и дел и мнений больше, чем когда-либо»
5. Фамусов — защитник старого века, расцвет крепостного права.
6. «В дом Прасковьи Федоровны во вторник меня за форелью приглашают», «В четверг меня приглашают на отпевание», «Может быть, в пятницу, а может быть, и в субботу надо крестить у вдовы, у докторская».
7. «Когда у меня есть наемные работники, чужие встречаются очень редко, все больше и больше сестер, невесток ребенка»
8. Учеба — чума, учеба — причина. Что сегодня хуже, чем когда, сумасшедшие люди и дела и мнения разведены
9. «Плохо, но если две тысячи родных душ, то он жених».
10. Идеал Фамусова – дворянин екатерининского возраста, «охотники под стать».
Сравнительная таблица молохлина и чатского. Молчалин: характеристика характера
А — два совершенно разных, противоположных героя комедии Грибоедова «». Их смело можно отнести к представителям «века нынешнего» и «века прошлого». Будучи примерно ровесниками, они проповедуют диаметрально противоположные интересы. У них другая философия, жизненная позиция и жизненные ценности.
Молчалин — человек «прижился». Он лжец и эгоист, готовый унизить себя ради достижения своей цели. Молчалин стал олицетворением представителя холопства и самоуничижения.
Чацкий совсем не такой. Возможно, в образе Чацкого мы видим черты характера самого Грибоедова. Чацкий был патриотом своих идей. Он отказывается от государственной службы, потому что не приемлет чиновничества и бюрократизма. Наоборот, Молчалин сделает все, чтобы получить повышение.
Грибоедов наделяет Молчалина единственным талантом — меткостью.
Будучи противником таких идей, Чацкий в лице Молчалина презирает все фамусовское общество. Он мечтает, чтобы «нынешний век» что-то изменил в этих людях. Чацкий был декабристом своего времени.
Грибоедов показывает нам Чацкого и Молчалина через призму их взаимоотношений и взаимодействия с окружающими.
Молчалин — человек, который во всем ищет только личную материальную выгоду, обманывая Софью и Лизу. Его поведение вызвано чувством зависти к окружающим. Он достигает своей цели с помощью лжи и лести.
У Чацкого не было друзей. Он был влюблен, на что не отвечал взаимностью. На страницах комедии мы видим его только в конфликтах и спорах с окружающими. О жизненных принципах Чацкого мы узнаем из его монологов, обращенных не столько к главным героям произведения, сколько ко всему народу.
В образах Чацкого и Молчалина Грибоедов показал нам два мира — прошлое и будущее. Не отдавая явного предпочтения ни одному из них, он все же поддерживает мир Чацкого.
Спектакль «Горе от ума» построен на конфликте как личном, так и общественном. Социальный конфликт заключается в том, что главный герой не согласен в своих взглядах на жизнь с обществом. Личная проблема героя – безответная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть любимую и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой человек.
Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они ровесники и кажутся во многом похожими (ведь на человека влияет место жительства и общество). Но это не так. Эти два героя такие же разные, как, например, огонь и вода. Чацкий «умный, правдивый, красноречивый». Молчалин — его полная противоположность. Он лицемер и подхалим. В обществе Фамуса нет людей, которым бы он не подлизывался. Молчалин сделает все, чтобы заслужить хорошую репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:
Что я, Молчалин, глупее? Где он, кстати?
Вы уже нарушили молчание прессы?
За самого Молчалина его фамилия говорит:
И все-таки он достигнет определенных степеней,
Ведь сегодня любят немых.
Молчалин во всем любит «умеренность и аккуратность». Он очень любезен не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей. На его фоне он выглядит очень бесцветным. Все, о чем просит Софья, он, как верный слуга, исполняет.
Чацкий очень часто говорит о Молчалине, даже в его присутствии. Главный герой не согласен со всем, что делает Молчалин. Об этом говорит Александр Андреевич:
Молчалин! — Кто еще так мирно все уладит!
Там мопс вовремя погладит,
Загорецкий в нем не умрет!..
Чацкий за гласность, а не за молчание. Он отказывается вторить мнению старшего поколения. Чацкий выступает как представитель будущей России. Молчалин — всего лишь один из представителей общества Фамуса. Его заповеди: «во-первых, угождать всем без исключения людям» и «в мои годы не сметь иметь собственных суждений».
Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернуть. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.
Отношение к делу и к службе у двух героев тоже разное. Чацкий требует не смешивать «забаву или шутовство с делом». Он никогда не станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Я бы рад служить — служить тошно».
Молчалин, следуя своим незыблемым традициям, кланяется старшим, что бы они ни говорили. Конечно, без подхалимства не обойтись. У него нет своих мыслей ни в делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий говорит:
Звания присваиваются людьми;
И людей можно обмануть.
Чацкий считает, что тоже занимает незаслуженное место на службе.
Но сколько бы недостатков и достоинств ни было в этих двух людях, Чацкие и молчаливые никогда не будут переведены в общество. Есть люди, имеющие собственное мнение, а есть, к сожалению, люди, которые всю жизнь подчиняются другим.
Текст эссе:
Комедия Грибоедова «Горе от ума» — своеобразный актерский состав зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно настроенной молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных социальных лагеря в комедии живописно представляют Чацкого и Молчалина, людей противоположных жизненных позиций, нравственных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубокую непохожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, привлекавшие Софью Фамусову в каждом из них (в разное время). Эти два молодых и интеллигентных человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитывавшийся в этом доме. В юном возрасте он уехал из Москвы, «порыскал», много учился, видел и научился. Молчалин работает
секретарь в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
Как я труд и сила,
С тех пор, как числюсь в Архиве,
Получил три награды.
Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, как различны Чацкий и Молчалин друг от друга, и непохожесть эта не может быть скрыта под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может рассказать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он страстно влюблен и счастлив после долгой разлуки увидеть Софью. Радость и энергия наполняют его настолько, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же вступает в комедию сначала молчаливым, а потом оправдывающимся и растерянным. И вскоре мы узнаем кое-что об этих героях через их оценку другими актерами, по их речам и поступкам.
Как члены семьи Фамусовского дома и сам хозяин отзываются о Чацком?
Кто так чувствителен, и весел, и резок, Как Александр Андреич Чацкий!
Резкий, умный, красноречивый,
Особенно рад друзьям…
… он с головой мал,
И пишет хорошо, переводит.
Чацкий дворянин и горжусь им. Окружающие отличаются свободолюбием и независимостью взглядов, откровенностью и прямотой высказываний. Чацкий цель своей жизни видит в служении отечеству, он истинный патриот своей Родины, но холопство, борьба за чины, титулы, награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, служить тошно.
Он готов служить «делу, а не людям», но это невозможно в обществе Фамуса. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, которое он занимает в обществе, открытость и прямота по отношению к Чацкому вызывают полное непонимание окружающих, агрессию и неприятие с их стороны:
О! О Господи! он карбонара!
Опасный человек!
А я тебя знать не хочу, не терплю разврата.
А Молчалин? Чем он завоевал доверие и искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотри, он дружбу всех в доме снискал,
Я три года служил у священника,
Он часто бесполезно гневается,
И обезоружит его молчанием,
О, доброта души, прости меня .
И кстати
Я мог бы поискать веселья;
Ни за что: от стариков порог не переступить.
Нужно немного времени, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы общества Фамуса и становится для него незаменимым. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В моем возрасте не следует сметь иметь Его суждение.
Ведь приходится зависеть от других.
Своими главными достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и приказчик, больше всего в жизни мечтает «дойти до известных степеней», что, скорее всего, и сбудется, «потому что нынче немого любят» Просчитывая до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».
Отношения с Софьей сближают Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безукоризненно честен и искренен с Софьей и ждет от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но хочет знать: кто соперник?
О! София! Неужели Молчалин избран ею!
Почему не муж? В нем мало ума;
Но иметь детей
Кому ума не хватило?
Услужливый, скромный, на лице румянец.
Вот он, на цыпочках, и не богат на слова;
С какой проницательностью он умел проникнуть в ее сердце!
Однако несколько минут общения с этим мелочным и льстивым человеком развеивают его подозрения:
С такими чувствами, с такой душой Мы любим!.. Обманщик смеялся надо мной!
Софья под влиянием французских романов придерживается другого мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не может увидеть под маской истинного лица:
Молчалин готов забыться ради других, Враг дерзости, всегда робкий, робкий Целую ночь с кем можно так провести!
А как же Молчалин? Молчалин идет вперед по жизни, исполняя заветы отца:
Отец завещал мне:
Сначала угодить всем без исключения людям
Хозяин, где ему довелось жить,
Начальник, у которого я буду служить,
К его слуга, который чистит платья,
швейцар, дворник, чтобы избежать зла. Собака дворника, чтоб ласковая была.
Поэтому Софья для Молчалина всего лишь очередная ступенька в покорении карьерной лестницы. Не долго думая, он признается:
И теперь я принимаю образ любовницы В угождение дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину беззастенчиво флиртовать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать свою подлую душонку:
Не вижу в Софье Павловне ничего завидного…
Узнав об избраннике Софьи один, Чацкий не может сдержать возмущения:
Вот кому я подарен!
Не знаю, как я сдерживал в себе гнев!
Смотрел, видел и не поверил!
Но Софью поражает и «кривизна души» бывшего возлюбленного, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных персонажей, выходящих за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации и даже в случае поражения не меняет их. Сегодня я называю Молчалиных лицемерами и лжецами, подлыми карьеристами и малоподвижниками. А в наше время «молчалины блаженны на свете», а Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив характеры Чацкого и Молчалина, предложил своим современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческому достоинству, а не по маскам, которые они надевают.
Права на очерк «Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо указывать гиперссылку на
Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В нем писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.
В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», наполненный высокими идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, существовавших тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, разум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и душой, другим взглядом на мир и людей.
Приехав в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого господина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что София любит его. Но в доме старого друга отца героя ждут только разочарования и удары. Сначала выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого господина незнакомы герою. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Чацкий уверен, что все изменилось в его время:
Нет, сегодня мир не такой.
Все дышат свободно
И не спешат вписываться в полк шутов.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое общество во главе с Фамусовым считает, что ученость есть причина всех бед. Образование может даже свести с ума. Поэтому общество Фамуса так легко верит молве о безумии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий — патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости преклоняются перед «французом из Бордо» только потому, что он иностранец. Это вызвало волну негодования у героя. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей родиной, говорили по-русски.
Герой не может понять, как одни люди могут властвовать над другими в его стране. Он не принимает рабство всей душой. Чацкий борется за отмену крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить свою жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.
Чтобы ярче показать характер Чацкого, в комедии нарисован и его антипод Молчалин. Этот человек очень находчив, способен найти подход к любому влиятельному человеку.
Мировоззрение Молчалина, его жизненная позиция никак не вписывается в нравственный кодекс жизни. Он из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что эта форма общественных отношений является единственно верной. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в доме Фамуса:
Там мопс вовремя погладит,
Здесь в нужный момент карта потрется…
Кроме того, это человек, готовый терпеть любые унижения ради достижения власти и богатства. Именно эти перспективы заставляют героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать к девушке чувства, но симпатия его ложна. Если бы отцом Софьи не был Фамусов, она была бы к нему безразлична. И если бы вместо Софьи была девушка более посредственная, но дочь влиятельного человека, Молчалин все равно изобразил бы любовь.
Удивляет и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что говорит о его желании казаться кротким и уступчивым:
В мои лета не сметь
Имейте собственное мнение.
Единственный человек, который видит истинную природу Молчалина, это Чацкий. Всем своим существом он отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно рассказывает Софье об истинном положении вещей:
Помиришься с ним, по зрелому размышлению.
Уничтожить себя и ради чего!
Думай всегда сможешь
Защитить и запеленать, и по делам отправить.
Муж-мальчик, муж-слуга, со страниц жены —
Высокий идеал всех московских мужчин.
Чацкий дает точное определение Молчалину и иже с ним: «…не на войне, а в мирное время лбами брали, об пол стучали не щадя». Главный герой видит главную проблему Молчалина – его неумение быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления извлечь из всего пользу.
Таким образом, Чацкий и Молчалин — совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молодые, живут одновременно. Но как различны их характеры! Если Чацкий — прогрессивный человек, проникнутый идеями «нового времени», то Молчалин — продукт «Фамуса Москвы», продолжатель их идей.
В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за жизненной философией Молчалина, будущее, несомненно, за Чацким и его сторонниками, число которых увеличивается с каждым днем.
Композиция по мотивам комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Чацкий и Молчалин
(Сравнительная характеристика).
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они отличаются мировоззрением, отношением к службе и высшим чинам. Поскольку комедия написана в начале XIX века, автор затронул тему отношения к дворянству.
В комедии Чацкий и Молчалин противопоставлены мировоззренчески. Молчалин служил в доме Фамусовых, чтобы достичь дворянского титула. Он добивался того, что у Чацкого есть от рождения. Комедия доказывает, что люди одного возраста и поколения могут быть совершенно разными, и это зависит от воспитания. Еще одно отличие состоит в том, что к обоим по-разному относились в обществе. Чацкий, только что приехавший из-за границы, вызвал у окружающих некоторое смущение и подозрение, его приезда никто не ждал, Фамусов был ошарашен появлением Чацкого в его доме: «Ну, ты шутку бросил! Три года двух слов не написал! И вдруг вырвалось, как из-за тучи. Кому будет хорош человек, который сразу после приезда начинает всем навязывать свою точку зрения и оскорблять чувства людей: «Я твой век ругал беспощадно, даю тебе силу: выбрось часть, хоть на наше время вдобавок; так и быть, я не буду плакать». К Молчалину относились иначе. С Фамусовым он был близок во всех делах, даже имя Молчалин говорит о том, что он всегда старался промолчать или сказать так, чтобы это не навредило его репутации.
Молчалин и Чацкий по-разному относятся к службе и званиям. Молчалин всегда старается угодить. Еще пока Фамусов разговаривает с Софьей, Молчалин подходит к Фамусову для подписания бумаг:
Молчалин: «с бумагами-с»
Фамусов: «Да!
Чацкий, напротив, считает, что никого не надо обслуживать: «Я бы рад служить, тошно служить», что все должны говорить правду и не бояться ее 9.0003
Поскольку Молчалин и Чацкий люди двух разных мировоззрений, у них разные идеалы. Чацкий считает, что люди должны уважать людей, а не их чины и статусы: «Теперь пусть найдется один из нас, из молодых людей, — враг поисков, не требуя ни мест, ни повышения в чинах, положит ум, голодный за знание, в науку.