Характеристика Ленского в романе Евгений Онегин кратко, образ с цитатами героя Владимира для сочинения в таблице (9 класс)
Одним из ключевых персонажей романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является Владимир Ленский — молодой дворянин, богатый помещик, друг Онегина. Восторженный поэт и идеалист, он воспринимает жизнь открыто и доверчиво, словно ребёнок. Все поступки и помыслы Владимира чисты и бескорыстны. Характеристика Ленского необходима для более полного раскрытия образа главного героя, Евгения Онегина. Душевная чистота Ленского резко контрастирует с холодностью и равнодушием Онегина, уставшего от жизни. С помощью Ленского удаётся лучше понять внутренний мир Онегина, его жизненные ценности и моральные принципы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.
Полное имя — Владимир Ленский.
Возраст — восемнадцать лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сирота, рано остался без родителей.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — из богатого и знатного дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семей.
Образование — традиционное домашнее, затем — обучение в Гёттингенском университете.
Внешность — красивый юноша с чёрными кудрявыми волосами до плеч.
Характер — добрый, честный, мечтательный, эмоциональный, категоричный, наивный.
Положительные черты — романтичный, добрый, возвышенный.
Отрицательные черты — доверчивый, наивный, с ярко выраженными чертами юношеского максимализма.
Произведение — «Евгений Онегин».
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Цитатная характеристика
Описание Ленского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Ленского основан на том, что он является дворянином, помещиком, который после долгого отсутствия вернулся в родную деревню.
«В свою деревню в ту же пору
Источник: Глава вторая, строфа 6
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской…»
«В пяти верстах от Красногорья,
Источник: Глава шестая, строфа 4
Деревни Ленского…»
Владимир Ленский является круглым сиротой.
«И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный…»
Портретная характеристика Ленского основана на том, что по своему призванию он является поэтом. Во время своего пребывания в Германии Ленский не на шутку увлёкся поэзией и стал писать возвышенные стихи.
«Он с лирой странствовал на свете;
Источник: Глава вторая, строфа 9
Под небом Шиллера и Гёте
Их поэтическим огнём
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты».
Владимир Ленский — завидный жених, особенно для провинциальных барышень. По приезде в деревню он сразу становится объектом «охоты» местных красавиц.
«Богат, хорош собою , Ленский
Источник: Глава вторая, строфа 12
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…»
Внешность
Владимир Ленский — молодой человек, которому минуло восемнадцать лет.
«Без малого в осьмнадцать лет».
Источник: Глава вторая, строфа 10
Внешний вид Ленского располагает к себе. Это красивый брюнет с длинными кудрявыми волосами.
«Красавец, в полном цвете лет…»
Источник: Глава вторая, строфа 6
«…И кудри чёрные до плеч…»
Источник: Глава вторая, строфа 6
Черты характера и поступки
Владимир Ленский — пылкий, восторженный юноша.
«…Вольнолюбивые мечты,
Источник: Глава вторая, строфа 6
Дух пылкий и довольно странный,
Ленский имеет чистую душу, не развращённую высшим светом.
«От хладного разврата света
Источник: Глава вторая, строфа 7
Ещё увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев;
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Ещё пленяли юный ум».
Ленский — наивный, доверчивый юноша с открытой душой. Не успев познать горечь разочарований, он идеализирует дружбу, любовь.
«Он верил, что душа родная
Источник: Глава вторая, строфа 8
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждёт она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья…»
«Поэт высказывал себя;
Источник: Глава вторая, строфа 19
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал».
Владимир Ленский полон чувств и эмоций, он открыт всему новому в жизни.
«Негодованье, сожаленье,
Источник: Глава вторая, строфа 9
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нём рано волновали кровь».
Оказавшись в провинциальной глуши, Ленский быстро заводит дружбу с Евгением Онегиным, несмотря на то, что молодые люди являются полными противоположностями друг друга.
«…Они сошлись. Волна и камень,
Источник: Глава вторая, строфа 13
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Съезжались каждый день верхом>
И скоро стали неразлучны».
Ещё в отрочестве Владимир Ленский влюбился в очаровательную Ольгу Ларину. Их родители были очень дружны и были не против, чтобы дети в будущем поженились.
«Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Источник: Глава вторая, строфа 21
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял её забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы».
«О свадьбе Ленского давно
Источник: Глава третья, строфа 6
У них уж было решено».
«Ольгин обожатель…»
Источник: Глава третья, строфа 36
Ленский очарован Ольгой, которая за это время из нежной девочки превратилась в красивую девушку.
Всё своё время он проводит рядом с возлюбленной и не может ни думать, ни говорить о чём-то другом, кроме своей любви.«Час от часу пленённый боле
Источник: Глава четвёртая, строфа 25
Красами Ольги молодой,
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой.
Он вечно с ней. В её покое
Они сидят в потёмках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой…»
«Потом разговорился вновь
Источник: Глава четвёртая, строфа 49
Про Ольгу: такова любовь!»
«Он был любим… по крайней мере
Источник: Глава четвёртая, строфа 51
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере…»
Владимир Ленский — робкий, трепетный возлюбленный.
«…И что ж? Любовью упоённый,
Источник: Глава четвёртая, строфа 25
В смятенье нежного стыда
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободрённый,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».
Любовь Ленского к Ольге была столь велика, что он, несмотря на юный возраст, собирался как можно быстрее жениться на своей возлюбленной.
«Он весел был. Чрез две недели
Источник: Глава четвёртая, строфа 50
Назначен был счастливый срок.
И тайна брачныя постели,
И сладостной любви венок
Его восторгов ожидали».
Будучи человеком горячим, эмоциональным, Ленский сильно приревновал Ольгу к Онегину, с которым она открыто кокетничала.
«…Ленский мой
Источник: Глава пятая, строфа 43
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждёт….»
«Не в силах Ленский снесть удара;
Источник: Глава пятая, строфа 45
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет…»
В пылу юношеского максимализма Ленский, не способный снести обиду, решает вызвать Онегина на дуэль.
«… Пистолетов пара,
Источник: Глава пятая, строфа 45
Две пули — больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его»
«Учтиво, с ясностью холодной
Источник: Глава шестая, строфа 9
Звал друга Ленский на дуэль…»
«Кипя враждой нетерпеливой,
Источник: Глава шестая, строфа 12
Ответа дома ждёт поэт;
И вот сосед велеречивый
Привёз торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!»
Ленский — человек вспыльчивый, но отходчивый. Спустя время он убеждается в том, что Ольга по-прежнему его любит, и его желание свести счёты с обидчиком Онегиным было опрометчивым.
«Исчезла ревность и досада
Источник: Глава шестая, строфа 14
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!..
Он смотрит в сладком умиленье;
Он видит: он ещё любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье,
Трепещет, не находит слов,
Он счастлив, он почти здоров…»
Владимир Ленский обладает природной интуицией — прощаясь с Ольгой накануне дуэли, он предчувствует что-то плохое.
«… к Ольге взоры устремив,
Источник: Глава шестая, строфа 19
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нём сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось».
Ленский, точно так же, как и Онегин, жалел о предстоящей дуэли, однако самолюбие не позволяет бывшим друзьям отказаться от поединка.
«Враги! Давно ли друг от друга
Источник: Глава шестая, строфа 28
Их жажда крови отвела?..
…Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда».
Владимир Ленский погибает на дуэли от руки своего друга, Евгения Онегина.
«И Ленский, жмуря левый глаз,
Источник: Глава шестая, строфа 30
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…»
«…Его уж нет. Младой певец
Источник: Глава шестая, строфа 31
Нашёл безвременный конец!..»
«Недвижим он лежал, и странен
Источник: Глава шестая, строфа 32
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен…»
«Убит приятельской рукой!»
Источник: Глава шестая, строфа 40
Воспитание
Владимир Ленский прекрасно образован. Помимо домашнего образования, традиционного для дворянских семейств, он постигал науки в Германии, в Гёттингенском университете.
«…По имени Владимир Ленской,
Источник: Глава вторая, строфа 6
С душою прямо геттингенской…
…Он из Германии туманной
Привёз учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь…»
Ленский имеет природную склонность к философии и поэзии.
«Поклонник Канта и поэт…»
Источник: Глава вторая, строфа 6
Ленский разносторонне развит и прекрасно играет на музыкальных инструментах.
«…Садился он за клавикорды
Источник: Глава шестая, строфа 19
И брал на них одни аккорды…»
Характеристика Ленского другими героями
Онегин
Онегин, пресыщенный всеми удовольствиями света, покровительственно относился к юному пылкому поэту, чья восторженность и доверчивость развлекали его.
«Он слушал Ленского с улыбкой.
Источник: Глава вторая, строфа 15
Поэта пылкий разговор,
И ум, ещё в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, –
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придёт;
Пускай покамест он живёт
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред».
«Поэт в жару своих суждений
Источник: Глава вторая, строфа 16
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал».
Перед дуэлью Онегин укоряет себя в том, что посмел посмеяться над любовью Ленского, его нежной возвышенной душой.
«Он обвинял себя во многом:
Источник: Глава шестая, строфа 10
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно…»
Подробная характеристика Онегина.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ленского вместе!
Биография
Владимир Ленский — 18-летний юноша, богатый и знатный дворянин, помещик. После смерти родителей он стал единственным наследником большого имения.
Получив традиционное для дворянских семейств домашнее образование, юный Владимир отправился в Германию, где продолжил обучение в Гёттингенском университете. Там он увлёкся философией и поэзией, стал писать стихи.
По возвращении в родную деревню Ленский быстро завёл дружбу со своим соседом, столичным повесой Евгением Онегиным. Несмотря на разный темперамент и отношение к жизни, молодые люди смогли найти общий язык и подружиться.
Соседями Ленского была семья Лариных, в чью младшую дочь, Ольгу, Владимир был влюблён с отрочества. По его приезде было решено как можно скорее сыграть свадьбу. Однако этим планам не суждено было сбыться.
На балу Ленский заметил, что Онегин от скуки стал флиртовать с Ольгой, а та в ответ стала кокетничать. Возмущённый двойным предательством, Ленский вызвал Онегина на дуэль. Вчерашние друзья понимали, что совершают чудовищную ошибку, но ни один из них не готов был признать свою неправоту. В итоге Ленский был убит Онегиным выстрелом в плечо.
Образ Ленского
В лице Владимира Ленского автор изобразил пылкий, восторженный характер, который совершенно чужд действительности. Это чистая, неиспорченная, страстная душа, открытая всему миру, но так и не сумевшая найти в нём место.
Во время своего пребывания в Германии Ленский не на шутку увлёкся философией и поэзией. Его восприимчивая душа смогла впитать вольнолюбивые и прогрессивные взгляды, склонность к поэзии позволила раскрывать свои чувства и переживания. Ленский витал в высших материях и был бесконечно счастлив. В родной деревне Ленский лишь с Онегиным мог дискутировать на философские вопросы бытия, обсуждать классиков.
Ещё с детства Ленский влюблён был в соседскую девочку, Ольгу Ларину. Наделив её всеми немыслимыми достоинствами, он не замечал её ветрености, легкомыслия, душевной пустоты.
Ленский идеализировал тех, кого любил, и потому безобидный флирт Онегина и Ольги он воспринял как кровную обиду. Будучи вспыльчивым, эмоциональным человеком, он вызвал на дуэль вчерашнего друга. Оба понимали, что это бессмысленный, глупый поступок, но из-за ложного самолюбия ни один из героев так и не смог сделать первый шаг к примирению. Так юный поэт погиб в самом расцвете лет.
5 фактов о Ленском
- Прототипом Владимира Ленского литературные критики называют лицейского друга А. С. Пушкина, поэта Вильгельма Карловича Кюхельбекера, который имел славу романтического мечтателя.
- Ленский, так же, как и Онегин, «получил» от автора свою фамилию благодаря северной реке — Лене.
- Владимир Ленский, несмотря на юный возраст, был умным, прекрасно образованным человеком, который увлекался вольнолюбивыми идеалистическими теориями, был сторонником философии Канта.
- Ленский в романе символизирует наивный романтизм в противовес Онегину с его зрелостью и жизненным опытом.
- Непонимание людей, излишняя восторженность и эмоциональность Ленского приводят к трагическому столкновению с грубой реальностью. Пушкин, сочувствуя юному герою, «убивает» его: дальнейшие разочарования неизбежно сломили бы Ленского, у него не было ни единого шанса быть по-настоящему счастливым в этом циничном мире.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Владимир Ленский — один из главных героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это уникальный персонаж, который удивляет чистотой, искренностью своей души, восторженным восприятием мира, который он готов любить чистой беззаветной любовью. Отношение к нему не может быть предвзятым: он вызывает лишь самые положительные эмоции.
Роль героя заключается в том, чтобы на контрасте с ним продемонстрировать скептицизм, холодность, равнодушие Онегина. Цитатная характеристика Владимира Ленского наиболее полно дана во 2 главе произведения. Она позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить анализ персонажа.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Татьяна Пономарева
10/10
Нравственные ценности Татьяны Лариной (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин) (Евгений Онегин Пушкин)
«Евгений Онегин» — первый реалистический роман в истории русской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Александр Сергеевич всегда мечтал написать произведение, главными героями которого будут его современники.
В начале XIX века в Европе зарождается романтизм. По его канонам женский идеал — поэтическая девушка. И такая девушка появляется в романе «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», увлекся чудесной девушкой, оживающей под его пером.
Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него «милым идеалом». Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Воспитание дочерей в семье Лариных сводилось к подготовке их к замужеству. Но Татьяна отличалась от сестры тем, что безумно любила читать.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой…
Татьяна встретилась с Евгением Онегиным. Пушкин прав, подмечая, что любовь к Онегину зародилась в Татьяне не потому, что она узнала его, открыла и поняла его незаурядную натуру. Просто «пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили идеальные образы книжных героев:
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
И все же в этом выборе проявилась незаурядность Татьяны. Она не полюбила и не смогла бы полюбить никого из своего окружения. Она была чужой не только в своей среде провинциальных дворян. Чистоту души Татьяны оберегала близость к иному миру, к народной России, олицетворением которой была няня.
Татьяна очень любит природу: играм со сверстниками она предпочитает одинокие прогулки. Ее любимое время года — зима:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Жизнь природы близка и знакома ей с детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик, жажда счастья становится естественным законным желанием. И на протяжении всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность натуры, которые воспитываются лишь в общении с природой.
Татьяна инстинктивно, сердцем, а не умом, почувствовала в Онегине близкого человека. Как ни был сдержан Онегин во время первой встречи, как ни была под маской светской любезности скрыта его личность, Татьяна сумела угадать его исключительность. Естественность, глубокая человечность, свойственные Татьяне, вдруг при первом столкновении с жизнью пришли в движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Полюбив Онегина, она первая делает важный шаг: пишет ему письмо. Именно здесь роман достигает кульминации.
Признание Татьяны, дышавшее такой любовью и такой искренностью, не услышано Онегиным. Евгений, чуждый «возвышенным чувствам», не был способен ответить девушке. Отповедь Онегина отдалила его от Татьяны. Она живет одиноко и тяжело страдает:
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души…
Потом для девушки начинаются тяжелые испытания: дуэль Онегина с Ленским, гибель Ленского и отъезд Онегина. Ольга скоро утешилась и вышла замуж — Татьяна осталась одна. Во время очередной прогулки она попадает в дом Онегина. Читая его книги, она узнает о возможности конфликта человека с обществом, в душе ее рождается смятение, ее ум постигает новые истины. Мир предстал иным и не похожим на тот, что виделся из окна родительского дома.
Что же было неожиданного и необъяснимого в Татьяне, которую встретил Онегин в Петербурге? Татьяна стала тиха, равнодушна, «беспечной прелестью мила», она чувствовала себя спокойно и уверенно и когда шла с мужем, и когда принимала восхищение старушек и мужчин, «ловивших взор ее очей». Свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее «владеть собой», смирять искренние и непосредственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой.
Онегин разглядел во внешне холодной княгине и прежнюю и в то же время новую, зрелую, душевно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви. Но теперь для нее самое главное — это долг перед мужем, она научилась владеть собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделку со своей совестью. Это основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. «Евгений Онегин» — философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимает проблемы бытия, размышляет о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло. смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, в выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна вынуждена бороться за свое достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу. Именно в этом заключается высокая нравственность Татьяны. Открытие такого характера русской женщины, как Татьяна, с ее готовностью защищать себя и свои нравственные убеждения было громадной художественной победой Пушкина.
Евгений Онегин | Муза Байрона
Если вам выпал шанс путешествовать во времени, и если вы решили побывать в сельской местности России конца 1820-х годов, возможно, вам повезет, и вы, прогуливаясь по тихому лесу, насладитесь восторгом, который может подарить пение птиц если послушать, можно наткнуться на странную барышню, которая находит покой в лесу и безмятежность у озера; одинокая девушка, чьими друзьями являются книги, цветы и птицы, и которая чувствует себя более дома среди высоких душевных деревьев, чем в освещенных свечами салонах, полных людей; дама, замкнутая и робкая снаружи, но полная тепла, страстей и чувств внутри; это существо нежное, как оленёнок, и есть Татьяна Ларина – прекрасное литературное творение Пушкина и любовное увлечение Евгения Онегина, байронического героя русской литературы.
Лидия Тимошенко (1903-1976), Татьяна и Онегин Годы спустя
«Евгений Онегин» — роман Александра Пушкина в стихах, впервые опубликованный в 1833 году, хотя текущая версия — 1837 года. Он является представителем русской литературы. романтизма и Пушкин потратил десять лет на написание этого лирического шедевра, названного В.Г. Белинского как «энциклопедию русской жизни», да и вообще она охватывает широкий круг тем; бессмысленность жизни, любовь и страсть, смерть, провинциальная жизнь, поверхностность высших сословий, жесткость этикета, условности и скука. Главный герой «сумасшедший и плохой», вернее, циничный и скучающий Евгений Онегин , холодный и уставший от жизни дворянин, который в начале романа унаследовал имение после смерти дяди и приезжает в деревню. Ему надоела светская жизнь в Петербурге, наполненная поверхностной болтовней, играми, флиртом, балами и зваными обедами; он находит этот цикл утомительным и повторяющимся и поэтому надеется найти что-то новое и интересное в сельской местности. Онегин как раз из тех людей, которые будут гадить на то, что ты любишь, только потому, что он совсем не чувствует страсти к жизни, и издеваться над тем, что ты обожаешь, потому что он не находит ценности ни в чем.
Он «лишний человек», литературное творение Пушкина по мотивам демонического байронического героя. Лишний человек полон противоречий, он чувствует свое превосходство над окружающими, и все же он ничего не делает для того, чтобы использовать свои возможности и таланты, а предпочитает бесцельно идти по жизни, склонный к саморазрушению, преследуемый сильным чувством скуки жизни. Лермонтовский персонаж Печорин в «Герое нашего времени» — еще один пример лишнего человека, вдохновленный непосредственно пушкинским Онегиным. Могу я добавить, что в фильме Онегин (1999) , Онегина играет замечательный Рэйф Файнс и я думаю он сыграл его отлично, в его голосе чувствуется цинизм и тоска. Так что, если вы не склонны к чтению романа, вы можете потратить два часа своей жизни и посмотреть фильм, который оказался на Youtube. В фильме Татьяну играет великолепная Лив Тайлер.
Каспар Давид Фридрих, Эльбшиф в тумане раннего утра, 1821
Вторым персонажем, который будет представлен в романе, будет Владимир Ленский ; безнадежный романтик и идеалист, гордый и вежливый юноша, увлеченный романтическим духом времени, но его характер, я чувствую, украшен скорее сентиментальностью, чем глубокими чувствами, его поэзия и его любовь к Ольге так же поверхностны как лужа после дождя, которая высыхает с первыми лучами солнца, и он так наивен, но простите его, ему всего 18 лет! Вот как описывает его рассказчик (или Пушкин):
« Владимир Ленский, человек
Красивый, молодой, кантианец.
Чья душа сформировалась в Геттингене,
Друг правды: тогда поэт.
Из туманной Германии он принес
Плоды Golden Tree Learning
Его пылающие мечты о Liberty
Ardent and Ecccentic,
Eloquence to Inspire The Bold,
5555. И темные волосы, ниспадающие на плечи. »
А вот описание его стихов, меня не может не позабавить Ленский. Вы бы видели его в фильме, поющего Шуберта в лесу, отдающего этому свое сердце и душу, хотя эффект жалкий, и Онегин позже издевается над ним, говоря, что «бедный Шуберт, его тело едва в могиле, а его работа дилетантов режут» и заявляя, что Ленский «оскверняет Шуберта»:
« Он пел о любви, любви подчинил,
Чистая и безмятежная его мелодия…
Он пел о разлуке и печали,
Туманные края и смутные завтра,
О розах в какой-то высокой романтике;
Пел всех дальних стран
Где на тихих пустынных берегах,
Живые слезы застилали взор;
В восемнадцать лет он обладал силой,
Воспевать жизни сухой увядший цветок. »
Михаил Нестеров, Девушки на берегу реки
Ленский безумно влюблен в Ольгу Ларину , очаровательную и хорошенькую младшую сестру Татьяны. Она легкомысленна и кокетлива, светловолоса и белокура, умеет очаровывать взглядами и пением, но внутри пуста, чувства ее поверхностны и расчетливы; ее безумная любовь кажется мимолетной, ибо после того, как Ленский погиб на дуэли, ей не потребовалось много времени, чтобы забыть его и выйти замуж за другого мужчину. Она как фарфоровая кукла; если сломаешь ее, внутри ничего не найдешь.
« Всегда смиренно, всегда правдиво,
Всегда улыбаясь как рассвет,
Как жизнь поэта как просто -голубые глаза, небесная синева,
Волосы льняные, тоже все блестящие,
Голос, манеры, тонкая талия,
Такая была Ольга…ее описание
можно вставить сюда любые
Роман, который вы решите прочитать,
Очаровательный портрет, да, действительно,
Один я обожал, но теперь он мне надоел.
Читатель, я улучшу обзор,
Позвольте мне описать ее старшую сестру. »
« Зажженная тоской, обстоятельством,
В одиночестве сердце ее горело,0006
Ее душа ждала… но кого? »
А теперь давайте, наконец, поговорим о старшей сестре, моей самой дорогой и милой Татьяне Лариной , персонаже, к которому я сразу же привязался, много раз перечитывал о ней отрывки и обнаружил, что могу понять. Задумчивая, меланхоличная и мечтательная, навсегда погруженная в свои мысли, вы найдете ее бродящей по лесу, собирающей цветы или сидящей у окна и мечтающей, пока другие болтают и смеются, а книга всегда в ее руках. Вот как Пушкин описывает свою героиню:
“ Итак, ее зовут Татьяна.
Не красавица, как ее сестра,
Отсутствие румяных щек, манеры,
Чтобы привлечь мимолетного любовника.
Меланхолия, дикая, уединенная,
Как лань на поляне,
Бегущая при знаке опасности,
Своей семье a.
Она никогда не любила ласки
Ее отец, мать, не ее путь
Радоваться детской игре,
С другими, сладко танцуя.
Но часто к окну приклеивалась
Целый день сидела в одиночестве. »
Александр Брюллов, Портрет жены Пушкина Натальи, 1831
Татьяна даже в детстве была замкнутой и застенчивой. Когда ее сестра Ольга и другие дети играли в салки или пели, она бродила по лугам одна, предпочитая компанию своей мысли шуму толпы. В отличие от других девочек, она интересовалась куклами. Забота о куклах должна была подготовить девочек к их будущей роли матерей, но Татьяне были чужды все детские глупости и шалости, и мечты, кажется, наполняли ее дни с самого раннего детства:
» Ее дражайший друг был мечтательностью,
С колыбели медленный ручеек
Безмятежной унылой простоты
Обогатил медитативной мечтательностью.
Ее нежные пальцы никогда не держались
Игла, никогда не превосходившая себя,
Ее голова склонилась над шелком,
Работая над чем-то, что она задумала. ”
“ Теперь с большей концентрацией,
Она читает сладкие романы,
Находит более глубокое очарование,
В этих нежных обольстительных взглядах!…»
Вместо этого книги и природа были ее друзьями. Я по опыту знаю, что книга может быть источником радости и вдохновения больше, чем человек, а вид цветов или дерева может наполнить душу большей добротой, чем обыкновенный человек. А мечты, уверяю вас, могут наполнить вас не меньше чувств, чем реальные события, но они никогда не оставят горького привкуса в вашей душе, как это делает жестокая реальность. Татьяна это тоже знает! А литература, особенно романы о романах (как и те, которые читала Эмма Бовари), оказались забавой и развлечением для ее и без того живого воображения:
» С самого начала она жаждала романов,
Ее великое наслаждение, она их так любила,
В какую бы главу больше ни входило,
В Ричардсоне или в Руссо. »
Естественно, сутками пропитываясь теми романами, Татьяна начинает видеть себя героиней и проживает по книгам человека, который читает жизни не одну, а много жизней. И когда она закрывает книгу, проверка реальности; тихое пение птиц, легкий ветерок сквозь березы, запах травы, далекий журчание реки, да, она все еще в деревне, не в средневековом замке в Швейцарии или красивом особняке в Англии:
» И видит себя героиней
Из всех авторов, которыми она восхищается,
Кларисса, Жюли или Дельфина;
Wonders среди лесных хоров
с некоторыми опасными роамами,
через его страницы быстро расколы,
блеск.
Она вздыхает и в себе обладает
Чужая радость, чужое горе… »
Источник: здесь. Так ли выглядел особняк Онегина издалека, в застывшем русском сказочном пейзаже?
Пушкин даже пишет о типах героев, о которых мечтает Татьяна. Никогда не стоит недооценивать силу, которую книга может иметь на человека, одинокого или обладающего буйным воображением:
» Весь хлам британской музы
Теперь тревожит сон молодой девушки,
Ее Идиол, кто-то, кого полюбоваться,
-вампир кровеносной,
Melmoth, Maturin’s Traveler,
Corsair или The Wondering Eview,
Nodier’s Jean Sbogar Sogar Sogar. .
Лорд Байрон с проницательным отчаянием,
Проявляет безнадежный эгоизм
Как мрачный романтизм. ”
Исаак Левитан, Осенний пейзаж, 1880
Пушкин рассказывает, что Татьяна находит убежище в долгих прогулках, ищет утешения в природе, успокаивающей муки любви:
» Преследуемая любовной болью, Татьяна,
Выходит в сад, гуляет
Глаза опущены, до томления,
Мешает ей даже двигаться.
Ее грудь вздымается, ее щеки пылают,
Внезапно вспыхивая от стыда,
Дыхание на губах остекленело,
Рев в ушах, глаза затуманенные…
Наступает ночь, и луна патрулирует
Небесный свод. Возле ее комнаты,
Соловей, из лесного мрака
Его богатая звучная мелодия.
Татьяна, в темноте лежа,
К ней няня тихонько вздыхает. ”
“ ‘ Я влюблен’ Татьяна вздыхает,
Тихим шепотом издает стон.
«Дорогой, вы не можете быть здоровы», отвечает,
Медсестра. ‘ Это любовь. Оставь меня в покое. ’
Тем временем печальная луна мечтает,
На девичьей бледной красоте блестит,
Сияет вверху своим спокойным светом….
И весь мир лежит неподвижно внизу,
Купаясь в зачарованном сиянии луны. »
Ни с кем не разговаривая, никому не доверяя, только луна и кормилица знают ее секреты. Но Татьяна решает осуществить свои мечты и признаться в любви в письме. Вот как оно начинается, знаменитое «Татьянино письмо»:
« Я вам пишу — больше требуется?
Как я могу объяснить?
В твоей власти, при желании,
Раздавить меня холодным пренебрежением.
Но если эта тоска тебя вдохновила
Пробуждает малейшую симпатию,
Я знаю, ты меня не бросишь… ”
Хотя она с ним почти не разговаривала, а он не проявлял к ней особого интереса и привязанности, Татьяна за ночь очутилась в себе одурманен этим странным, задумчивым аристократом, окруженным петербургским чутьем. В его фигуре и нескольких словах, которыми они обменялись, она увидела всех героев, о которых фантазировала всю свою короткую жизнь; «Вертер — рожденный мучеником», Грандинсон, Малек-Адель Коттена, де Линар де Крюденера, а также любовница Жюли Вомар Руссо:
«Единый образ как бы:
Глупый мечтатель видит их целиком
В образе Онегина и душе. ”
Гюстав Леонард де Йонге, Девушка с розой, 1878
Легко понять, почему она так относилась к Онегину, если вспомнить ее одинокое и скучное существование в деревне, с матерью и сестра, которая не понимает ее и не пытается понять, потому что у них совершенно разная природа. Тщеславная, эгоистичная и кокетливая Ольга никогда не может мечтать о том, чтобы испытать всю глубину чувств Татьяны, а так же и Татьяна никогда не может даже мечтать о том, чтобы предаваться легким развлечениям и флирту, которые, кажется, заполняют дни Ольги. Пушкин предупреждает нас, что если любовь Ольги есть более мимолетное кокетство, то Татьяна любит со всей серьезностью:
“ Татьяна не крутая кокетка,
Любит на полном серьезе,
Уступает ей, как дитя, пока еще
Полна невинности и сладости. »
До встречи с Онегиным Татьяна всю жизнь скиталась, читала о романах и захватывающих приключениях, но так и не испытала ничего подобного, и вот, вдруг, в их уединенную деревню приходит незнакомец и взволновал ее. душа. Она думает о нем день и ночь и не находит покоя, пока в письме не напишет все, что лежит у нее на душе. Все, что робость мешала сказать ее устам, рука осмелилась написать, чертя черными чернилами на бумаге, при лунном свете, предлагая свою жизнь человеку, которого она едва знает, и скрепляя его воском перед тем, как отправить.
Но ее страстный порыв чувств был встречен с другой стороны холодностью. Когда они встречаются на вечере, она с тревогой ждет его в саду, а он — о, этот страшный Онегин! – он пренебрежительно возвращает ей письмо, советуя ей впредь сдерживать свои чувства, избегать привязанностей и действовать сдержанно и холодно, потому что другой мужчина, не такой «добросердечный», как он, обязательно воспользуется ее наивность и невинность. Онегин безжалостно «с холодным пренебрежением» сокрушил чувства этого нежного полевого цветка. Когда я читал это, я думал: какой смелый поступок, какой прямой жест, особенно для женщины ее времени, и как трудно, должно быть, написать кому-нибудь любовное письмо, но, прочитав о жестоком отвечайте, я понял, что это неразумно, и, может быть, разум в данном случае должен возобладать над чувствительностью. Джейн Остин, похоже, тоже так думала, потому что ее героиня Марианна Дэшвуд была в некотором роде наказана за свою чувствительность.
Почему Татьяна влюбилась в Онегина, для меня загадка, я нахожу его очаровательным как литературный персонаж, но он не идет ни в какое сравнение с романтическими героями, о которых она читала. Я полагаю, она должна была чувствовать, что под этой холодной, циничной внешностью должно скрываться сердце, полное чувств, и что она могла бы пробудить их, но она ошибалась, потому что Онегин до мозга костей эгоистичен и даже не способен любить. Ее мечты и неопытность, кажется, сделали ее плохой судьей характера. Вот что почувствовал Онегин, получив письмо:
» Но теперь, получив Танину записку,
Сердце Онегина тронуло;
Нежный стиль, которым она писала,
Простой девичий способ, которым она любила.
Ее лицо обладало его памятью,
Ее бледностью и ее меланхолией,
Он нырнул головой вперед в поток,
Безобидный и восхитительный сон.
Возможно, древнее пламя страсти,
Волновала его по-прежнему,
Хотя он не хотел бы предавать
Такую доверчивую душу, таким образом. . . ”
Отон Ивекович, Пейзаж, 1901
Это часть того, что Онегин говорит Татьяне как причины, почему они никогда не могли быть счастливы вместе:
“ ‘Я не для счастья рожден, чуждо моему уму;
Твоего совершенства тоже, не меньше
Разве я недостоин, ты узнаешь.
Поверь мне (совесть мой проводник)
Ср., огонь бы скоро потух;
Как бы я ни хотел доказать правду,
Привычка охладит мою любовь к тебе.
Тогда бы ты плакал, но твои слезы,
Твое горе никогда не тронет моего сердца,
Но сведи меня с ума, побуди меня уйти.
Какие шипы, а не розы, через годы
Усыпала бы Гименей наш путь,
Много ночей и много дней? »
Онегин на самом деле был к ней очень добр, потому что я не думаю, что она могла бы быть по-настоящему счастлива с таким мужчиной.
Пушкин задумается на минуту, кто виноват в этом досадном недоразумении:
» Почему же тогда Таню считают виновной?
Потому что ее простота, кажется,
Не знает обмана, но все же
Полностью верит в свои мечты?
Или потому, что ее любви не хватает искусства,
Следует внушениям своего сердца?
Потому что она доверяет, и честно
и по небесам,
С Огни страсти разработаны,
Дух, настроенный на все творение?
Конечно же, вы можете простить,
Яростное желание любить и жить? ”
Часы тикают; проходят холодные, суровые и одинокие русские зимы, и Татьяна собирается стать старой девой. Она еще испытывает чувства к Онегину, может быть, втайне надеется, что он, может быть, одумается и вернется к ней, но Онегин не возвращается, и давление матери становится слишком сильным:
» Цветение Татьяны совсем пропало,
Она, бледнее и молчаливее!
Ничто не может отвлечь,
Или взволновать ее душу, никакого подстрекательства.
Торжественно перешептываясь вместе,
Соседи покачали головами, навсегда
Вздохнув: «Пора бы ей замуж!»…
Хватит. Давно пора вместо этого
закрасить эту грустную сцену,
И счастье любви изобразил,
Хотя, дорогой Читатель, сознаюсь
Я одолел, то есть жалостью;
Прости меня: я любил с самого начала
Моя Татьяна, всем сердцем. »
И вот Татьяна вышла замуж за другого мужчину, генерала. Она его не любит, но терпит. Проходят годы, Пушкин переносит читателя в путешествие из деревни в петербургский гламур. Мы на балу; музыканты наигрывают чарующую мелодию, мерцают свечи, танцуют пары… Онегин тоже там; такой же скучающий и циничный, как и много лет назад, но что-то или кто-то привлекает его внимание; красивая женщина в фильме показана в великолепном красном платье. Женщина носит вокруг себя атмосферу достоинства и серьезности — это Татьяна, выросшая в мудрую, зрелую, уверенную в себе женщину, которая грациозно стоит рядом с мужем. Онегин обезумел от страсти, он пишет ей письма, полные признаний в любви и обожании, но она не отвечает: ведь она замужняя женщина, и верная. Он испытывает некоторое извращенное удовольствие, пробуждая сильные чувства, которые ей не без труда удалось укротить и усыпить. Когда ему удается украсть у нее момент уединения, он предлагает им сбежать вместе и исполнить свою любовь, но теперь она победитель в этой шахматной партии любви, она говорит ему, что для их любви уже слишком поздно, что он свой шанс и теперь она останется верна своему мужу. Это острая сцена в фильме, когда она сквозь слезы говорит ему, что ждала его, но он опоздал. Онегин только не понимает, потому что ему все равно; он хочет ее, потому что не может иметь ее.
В конце концов, Татьяна остается одинокой, несчастной женщиной в печальном, но сносном браке, а Онегин, рано убивший Ленского на дуэли и много лет назад сокрушивший привязанность Татьяны, остается совсем один, и это его окончательное наказание. Актами убийства Ленского, этого невинного, мечтательного идеалиста, и отказа от любви Татьяны, Онегин символически «убивает» невинность, перешедшую его жизненный путь. А Татьяна олицетворяла широту русской души и считалась символом идеальной женщины. Она также воплощает гоголевскую концепцию «славянской души»: меланхоличной души мечтателя и мыслителя, загадочной и грустной души. Ощущение мрака, печали и трагедии нависло над большей частью славянской литературы, как дождевая туча. Мне безмерно интересно, что в обоих романах; Пушкина Евгений Онегин и Лермонтов Герой нашего времени происходит поединок и лишний человек побеждает, а романтик-идеалист умирает, но на самом деле и Пушкин и Лермонтов погибли на дуэлях. Злая судьба!
Впервые я прочитал Евгения Онегина ровно три апреля тому назад, но помню живо, как будто это было вчера; те три-четыре волшебные ночи, когда я листал страницы, наслаждаясь лиричностью и музыкальностью стихов, любя характер Татьяны и весьма забавляясь цинизмом Онегина и его поведением с Ленским. В моей маленькой комнате, под теплым желтым светом лампы, в цветочные и буйные весенние ночи ожили совершенно новый мир и чувствительность. Хотя первая половина книги мне понравилась больше, чем вторая, потому что история становится очень грустной и полной безнадежности после того, как Онегин ее отвергает, я должен сказать, что она все еще остается одной из моих любимых книг.
Теги: 1820-е, 1830-е, Александр Пушкин, Байронический герой, деревня, мечтатель, Евгений Онегин, Литература, любовь, любовное письмо, Меланхолия, Природа, роман в стихах, Онегин (1999), Поэзия, Пушкин, Романтизм, Россия, Русский литература, застенчивость, Лишний человек, Татьяна Ларина
Евгений Онегин Этапы эволюции
Аннотация: В статье предпринимается попытка осмыслить отношение автора к главному герою романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Впервые дается полная картина эволюции Онегина. Автор доказывает, что упоение светской жизнью — лишь его предыстория; что поиск самоопределения пушкинского героя начинается с хандры (преждевременной старости души). Общение с Владимиром Ленским заставляет Онегина задуматься о смысле жизни. Высшая точка его исканий – свобода и покой (на уровне интересов циркового круга). Мысли о гипотетической судьбе Онегина — это не попытки «доделать» концовку романа, а способ глубже понять героя. Сам поэт привел пример таких гипотетических мыслей. Нарушающие сюжетную последовательность «Фрагменты из путешествия Онегина», помещенные после нот (конечный знак), своим тоном создают подсказку в определении гипотетической судьбы Онегина.
Литература
Ахматова А. А. О Пушкине: Статьи и заметки . Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. 351 с. (на рус.)
Бахмутский В.Я. «Евгений Онегин» и постмодернизм [«Евгений Онегин» и постмодернизм]. Тайны пушкинского слова [Тайны пушкинского слова]. Москва: Московский детский фонд, ТИД Континент-Пресс, 1999. С. 57–76.
Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т [Полное собрание сочинений в 13 тт.]. М., изд-во АН СССР, 1955, вып. VII, 740 с.
Благой Д. От Кантемира до наших дней [От Кантемира до наших дней]. Том. 2. Москва: ИХЛ, 1973. 464 с. (In Russ.)
Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы . Москва : Языки русской культуры, 1999. 639 с.
Гаспаров М. Филология как нравственность [Филология как мораль]. Литературное обозрение [Литературное обозрение]. 1979, № 10, стр. 26–27.
Глухов В. И. Первый этап работы Пушкина над «Евгением Онегиным» . Липецкий педагогический институт. Ученые записки. Вып. 3 . [Липецкий педагогический институт. Научные заметки. Выпуск 3]. 1963, стр. 171–199. (In Russ.)
Гуревич А. М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний [«Евгений Онегин»: поэтика подтекста] . Известия РАН. Серия лит. я яз. [Известия РАН Литературно-языковая серия]. Том. 58, 1999, № 3, стр. 26–30.
Коровин В. И. Романтизм в русской литературе первой половины 20-х годов XIX в., Пушкин . Пушкин]. История романтизма в русской литературе (1790–1825) [История романтизма в русской литературе (1790–1825)]. Москва: Наука, 1979. С. 183–254.
Кошелев В. А. Онегин и «гроза двенадцатого года» . Болдинские чтения [Болдинские чтения.]. Нижний Новгород: изд-во Вектор-ТиС, 2004. С. 213–223.
Кошелев В. А. «Онегин» воздушная громада… [«Онегин» воздушная громада] Болдино-Арзамасское изд-во АГПИ, 2009. 381 с.
Лакшин В. Биография книги: статьи, исследования, выпуск [Биография книги: Статьи, исследования, очерки]. Москва: Современник, 1979. 509 с. (на рус.)
Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т. 1 [Очерки]. Том. 1. Москва: Правда, 1988. 702 с. (на рус.)
Лотман Ю. М. К эволюции построения персонажей в романе «Евгений Онегин» . Пушкин: Исследования и материалы . Москва, Ленинград, Наука, 1960, Том. III, стр. 131–173. (на рус.)
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарии [Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий]. Ленинград: Просвещение, 1980. 416 с. (на рус.)
Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс, Вводные лекции в изучение текста [Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции при изучении текста. Тарту, 1996. 109 с. (на русск.)
Макогоненко Г. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина [«Евгений Онегин» Александра Пушкина]. Москва : ИХЛ, 1971. С. 101–208. (In Russ.)
Недзвецкий В. А. «Евгений Онегин» как стихотворный роман. Известия РАН. Серия литературы и языка. Том. 55, 1996, № 4, стр. 3–17. (на рус.)
Непомнящий В. Пушкин. Русская карта мира [Пушкин. Русская картина мира. Москва, Наследие, 1999, 544 с. (In Russ.)
Огарев Н. П. Избранные производства: в 2 т.