Жизненные идеалы и ценности фамусова и чацкого: Жизненные принципы и ценности Фамусова

Содержание

.site-header .container{ padding-top:0} .site-title{ background:none;padding-top:0}

Грибоедов написал известное произведение «Горе от ума» в 1812 году. Страна только пережила Великую Отечественную войну. Комедия повествует о столкновении двух противоречий между представителями разных взглядов. Общество прогрессивных людей стремилось к декабризму, инновациям, переменам. Они хотели внести нечто новое, улучшить жизнь простых людей.

Жизненные ценности фамусовского общества – полная противоположность. Дворяне, проживающие свой век, заботятся исключительно о собственных благах, комфорте. Они боятся любых изменений, прогрессивных взглядов. В приоритете – богатый дом, привычные устои, веселое времяпровождение.

Жизненные идеалы фамусовского общества основываются на консерватизме, необразованности. Люди всячески стараются сохранить свой жизненный уклад, опасаясь любых перемен.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Каковы жизненные идеалы фамусовского общества – основные аспекты

Пьеса открывает все недостатки дворянства. Многие ситуации, описанные Грибоедовым, напоминали современникам сцены из их собственной жизни. Автор не старался приукрасить общество девятнадцатого века. Важные аспекты пьесы:

  • Открытое отрицание культуры, просвещения, образования;
  • Отказ от социального развития;
  • Процветание галломании;
  • Стремление к богатым, знаменитым личностям;
  • Сопротивление духовному формированию.

В диалогах между персонажами четко прослеживаются нравственные идеалы. Достаточно изучить второе действие, приезд гостей на бал. Загорецкий – ярко характеризует дворянский класс, Молчалин – пример типичного стремления к родству с элитой. Писатель откровенно рассказывает об отсутствии человеческих, моральных ценностей. Суть произведения заключается в желании людей продолжать привычное существование, построенное на лести, обмане, сплетнях. Новый взгляд Чацкого пугает, настораживает представителей дворянства. Это объясняется страхом потерять власть, значимость, статус.

Смотри также:

  • «Горе от ума»: основная мысль, как правильно ее выделить
  • «Горе от ума»: отношение к крепостному праву каждого из героев

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Сочинение: Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (+ таблица с цитатами)

(706 слов) Александра Сергеевича Грибоедова неспроста называют выдающейся личностью. Ведь он был не только литератором, но и композитором, пианистом и дипломатом. Самым известным его произведением стала комедия «Горе от ума». В центре повествования автор показал конфликт поколений, который заключается в столкновении представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Сторонником «века минувшего» является Павел Фамусов, а «века нынешнего» – Александр Чацкий. Рассмотрим поподробнее сравнительную характеристику данных персонажей.

В своих дневниках Александр Грибоедов писал, что в произведении «Горе от ума» есть только один здравомыслящий человек. Безусловно, таковым является Александр Чацкий. Не секрет, что писатель создавал этот образ, исходя из собственных убеждений и взглядов. В образе персонажа автор изобразил образованного человека, который все время стремился к развитию и прогрессу. Для Чацкого главными жизненными ценностями являлись честь, благородство, разум, самоуважение, совесть. Поэтому он не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные убеждения. Кроме того, Александр стремился к образованию, что было чуждо его окружению. Александр терпеть не мог такие отрицательные качества, как лицемерие, эгоизм и ложь. Чацкий не мог принять старых устоев жизни, в соответствии с которыми они играли главную роль в карьере. В образе Чацкого перед читателем предстает представитель «нового» времени, который выступает за демократизацию государственного строя России и отмену крепостного права. Чацкий утверждал, что для человека важнее ум, честность, разумность, нежели деньги, слава и нажива. Читатель замечает, что все мысли этого героя устремлены в будущее. Ему до глубины души обидно, что окружение не разделяет его прогрессивных и полезных взглядов.

Представители фамусовского общества были сторонниками консервативных идей и старых устоев жизни. Для них образование, просвещение и разум не имели особой значимости в жизни. Для людей, подобных Павлу Фамусову, превыше всего богатство, статус и признание общества. Истинные человеческие добродетели также не важны для фамусовского окружения. Павел Афанасьевич даже зятя ищет не доброго или умного, а богатого и знатного. Все остальное для него вторично. Фамусов не только не ценит образование, он еще и считает его вредным. Оценивая Чацкого, он отмечает, что обучение ему повредило. Его принципиальность он считает неуместной гордостью. Зато сам он кичится многим, только вот поводы для хвастовства всегда лживые. Так, говоря о своем «монашеском поведении», Фамусов пристает к служанке, пока его никто не видит. Заботы Чацкого о крестьянах Фамусов тоже понять не может, ведь называет их только «дураками» и «петрушками», то есть в уважении им отказывает. По его мнению, крепостное право отменять не следует, ведь оно является главным источником богатства помещиков. Если Чацкий нацелен на честный труд, то Фамусов лишь делает вид, что трудится, а по факту за него все делает секретарь. Если Чацкий хочет искренней любви, то Фамусов в браке видит лишь расчет. Так, по мнению Фамусова, чувства не имеют значения при заключении союза. Фамусов считает, что у его дочери будет счастливый брак, если у ее избранника будет достойное материальное положение. По мнению Чацкого, любовь является основой счастливого брака. Деньги же не имеют никакой значимости в создании семьи. И так в каждой сфере: герои ни в чем не находят компромисса.

Сравнивая Чацкого и Фамусова, можно сказать, что оба по своему происхождению дворяне, их связывает общая биография: Александр часто гостил у Фамусовых в детстве, его отец был другом Павла Афанасьевича. Но отличаются эти герои по своим жизненным ценностям и убеждениям. Так, например, Фамусов очень боится перемен, считает вредной образованность, а все демократические рассуждения Чацкого приравнивает чуть ли не к измене. Александр Чацкий, напротив, выступает за прогресс и просвещение. Павел Фамусов очень опасается того, что такие прогрессивные люди, как Чацкий, изменят его комфортный уклад жизни.

Спор между двумя героями становится кульминацией пьесы. Александр утверждает, что служба ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в лицемерие. Ведь настоящий дворянин обязан честно служить своему делу. Совсем не удивительно, что Павел Афанасьевич отмахивается от собеседника. Он приводит в пример Максима Петровича, который путем приспособленчества и раболепства получил выгодные назначения. Вот его идеал!

Таким образом, Александр Грибоедов очень наглядно продемонстрировал читателю столкновение двух противоположных взглядов. Писатель показывает всю ничтожность и подлость фамусовского общества. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение, ведь упорно борется с ними. Герой был готов во что бы то ни стало отстаивать свои идеалы. Но Грибоедов показал, что время Чацкого ещё не наступило. Он был чужим среди фамусовского окружения, именно поэтому его и назвали сумасшедшим. Но новое время неизбежно придёт, а это значит, что правда Чацкого одержит победу.

Критерий оценкиПавел ФамусовАлександр Чацкий
Отношение к блату«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!.… презирает людей, готовых у покровителей «зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать”,
Отношение к веку минувшемуОн представляет век минувший, всецело ему предан: «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба Старинный, верный член до гроба?..».ненавидит “век минувший”, который “… был век покорности и страха”.
Отношение к статусу в обществе«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к образованию«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»«Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…»
Отношения с близкими людьми«Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда…» «
Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце)
«Остёр, умён, красноречив…» (Софья о Чацком)
«Кто так чувствителен, и весел, и остёр… «(Лиза о Чацком)
Отношение к обществу и его мнению«Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!.«Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к крестьянам«Ослы! сто раз вам повторять?..»«умный, бодрый наш народ»

Автор: Виктория Комарова

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества

Фамусов – почетный гражданин того времени. В нем воплощен образ вельможи, яркий пример члена московского дворянского общества. Идеалы фамусовского общества базируются на однообразном, неинтересном времяпровождении.

Характерные черты:

  • Ежедневный отдых с гостями. Герой Фамусова прослыл гостеприимным, радушным хозяином. В его доме регулярно собираются друзья. Они коротают время за игрой в карты, сплетнями, неспешным ужином;
  • Зависть. Представители дворянства искренне не радуются успехам, достижениям друг друга. Любой промах, неудача вызывает насмешки;
  • Главный фамусовский идеал – богатство;
  • Чацкий для Фамусова – опасный человек, которого он считает сумасшедшим. Он слишком образован, начитан;
  • Статичность, консервативность;
  • Просвещение представители этого класса именуют чумой.

Фамусов представлен уважаемым, солидным человеком. Он рад гостям, только если они принадлежат к его сословию. При этом стоит отметить жестокое, грубое отношение героя к слугам.

Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума сочинение

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Грибоедов

Комедия «Горе от ума» в сознании читателя прежде всего ассоциируется с именем Александра Андреевича Чацкого – молодого человека с прогрессивными взглядами, чьи жизненные идеалы противопоставлены косному мышлению фамусовского общества.

Уже в завязке пьесы Чацкий представлен как образованный остроумный юноша. Он тонко подмечает недостатки окружающих, его ирония всегда направлена против глупости и ограниченности людей. Молодой человек высмеивает тех, кто пресмыкается перед власть имущими ради продвижения по карьерной лестнице. Отстаивая идеалы просвещения, юноша находит альтернативу дворянской службе в занятиях наукой и творчеством.

Чацкий – свободомыслящая личность, чьё мнение не формируется под влиянием важных особ из светского общества. Независимость героя, дух его рассуждений пугают Фамусова, боящегося, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Духовные ценности для главного героя гораздо важнее материальных – чинов, привилегий, блестящей репутации и денег: «Чины людьми даются, / А люди могут обмануться», «Служить бы рад, / Прислуживаться тошно».

В любой ситуации Чацкий остаётся искренним и всегда стремится отстаивать свои интересы и правоту. Ему противно лицемерие и подхалимство Молчалина, которого он видит насквозь. Против него и других представителей фамусовского общества направлены пылкие инвективы героя-резонёра.

Чацкий с грустью отмечает негативное влияние представительниц высшего света на своих супругов, превращающихся в «мальчиков на побегушках». Саморазвитию и службе на пользу родине эти господа предпочли балы, сплетни и полезные знакомства. Однако это не единственное, что расстраивает главного героя.

Чацкий мечтает о преобразовании мира, о положительных изменениях в своей стране. Он любит свою родину и русский народ, знает, как изменить его жизнь в лучшую сторону. Чацкий с горечью говорит о представителях своего сословия, которые должны переживать за судьбу государства, но тратят свою жизнь на жалкие развлечения. Такое отношение ко всему национальному видится герою следствием моды на всё иностранное, которая носит лишь подражательный характер.

Таким образом, к жизненным идеалам Чацкого можно отнести любовь к свободе, своей стране и народу, жажда знаний, стремление к справедливости. Однако его ценности не совпадают с жизненными принципами фамусовского общества, что делает их непримиримыми врагами.

Другие темы:

← Молчалин в доме Фамусова↑ ГрибоедовРоль Чацкого в комедии «Горе от ума» →

Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Доброта в рассказе Чудесный доктор

    южет рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» основан на реальных событиях. Эта история произошла с семейством Мерцаловых. Емельян, глава семьи из-за своей болезни потерял

  • Сочинение Любовь в понимании Бунина (рассуждение)

    Творчество Бунина довольно разнообразное, но тема любви в нем преобладает, особенно в рассказах. Благодаря его произведением читатель узнает ближе творца-художника, писателя – психолога, а также лирика.

  • Описание лесного озера — сочинение

    Каждый человек на нашей планете, независимо от того, является ли он художником-пейзажистом, поэтом или простым неизвестным жителем, очень ценит любой источник воды.

Состав Чацкого и Фамусова (сравнительная характеристика). Грибоедов, Горе от ума

В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года Это жизнь, в которой столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовое, декабристское мировоззрение, новый взгляд на жизнь, на ее основы. Второй лагерь — дворянство, или прошлый век, они же общество Фамусов. Именно об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как их нравственные, так и жизненные идеалы.

Чтобы понять, какие идеалы есть в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В нем автор, изображая минувший век, создает образы знатных вельмож Москвы, именующих себя асами, они же представители фамусовского общества.

Жизненные идеалы общества Фамус

Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, дворян, так сказать, столичный бомонд. Все они происходят из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.

Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и ордена. Это люди, не славящиеся своими заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы у жениха был кошелек потолще и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, говоря об идеалах человека, так и говорит, будь неполноценным, но если две тысячи родственных душ, то он жених. Так что Скалозуб был хорошим кандидатом в женихи, потому что целился в генералы, к тому же у него был еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамуса будет относиться к нему с презрением. О крепостных можно даже вообще не говорить, потому что их вообще за людей не считают, называя чурбанами и ломами. Опять же, чтобы вас уважала элита, вам нужно богатство. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что она устраивает богатые балы.

Нравственные идеалы фамусовского общества

Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова идеалом является его дядя, которого он ставит в пример всем. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, шея просто часто сгибалась в поклонах. Хуже всего то, что многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же Сколозуб ничем не лучше. По его рассказу, в 1813 году он просто отсиделся в подполье, и после такого выдающегося подвига получил медаль, а теперь ожидает генеральского чина.

Идеалом общества Фамуса точно не является просвещение, потому что просвещение и учение для них как чума. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусов считает, что образование только вредит, поэтому просто сжег бы все книги. А сами они даже газет не читают.

Окружение Фамуса тоже лжепатриоты. Они только говорят о патриотизме, а сами ничего не делают для страны. Звания хоть и есть, но при исполнении воинского или гражданского долга их не заслуживают. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.

Комедия «Горе от ума» отражает надвигающийся раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, война, закончившаяся в 1812 году, потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения взглядов на общественную жизнь… В связи с этим есть дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворянства обозначена в пьесе как столкновение «настоящего века» и «прошедшего века». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов — главные противники.

Проблема разума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Под «вменяемым человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и дураком Фамусова назвать нельзя. Поскольку Грибоедов вложил в образ Чацкого собственные мысли и идеалы, автор полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова есть своя правда, которую отстаивает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого жилища от всего нового. Новое враждебно старому образу жизни крепостников-помещиков, ибо оно угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же является обладателем действенного, гибкого ума, нацеленного на построение нового мира, в котором главными ценностями будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко различаются по всем вопросам, связанным с образом жизни дворянина. Чацкий сторонник просвещения, просвещения, сам он «резок, умен, красноречив», «великолепно пишет, переводит». Фамусов и его общество, наоборот, считают чрезмерное «учение» вредным для общества и очень боятся появления в своей среде таких людей, как Чацкий. Чацкие грозят Москве Фамаса потерей привычного комфорта и возможности провести жизнь «в пиршествах и в расточительности».

Спор между Чацким и Фамусовым разгорается и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть не находит в том пользы». Главный герой комедии объясняет это так: «Я бы рад служить — служить тошно». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь ничего добиться невозможно. Чацкий хочет служить «делу, а не народу».

Но у Фамусова и его сторонников совершенно иной взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что вел себя как шут на приеме. Споткнувшись и упав, он решил обратить эту неловкую ситуацию в свою пользу: он падал еще несколько раз нарочно, чтобы рассмешить зрителей и императрицу Екатерину. Эта способность «послужить одолжением» принесла Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха» человеческой свободы… Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оказывается не в пользу последнего, ибо теперь «все дышит свободнее и в полк шутов вписываться не спешит».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого также происходит из-за расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи совсем не важно наличие любви. «Бедный человек тебе не пара», — говорит он дочери. И в обществе, и в семье деньги стоят во главе угла. Богатство для общества Фамуса равнозначно счастью. Личные качества не имеют значения ни в обществе, ни в семье: «Будь плохим, но если у тебя душа двух тысяч членов семьи, он жених».

Чацкий же сторонник живого чувства, оттого и страшен для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому конфликт между Чацким и Фамусовым разгорается.

выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова раскрывает всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, описанном в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя невменяемым. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Светскую Москву напугали его выступления. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда восторжествует, так как замена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. .. Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»

Товарная проба

Композиция 9 класс. Две системы жизненных ценностей: монологи Чацкого и Фамусова


Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных контрастах: Чацкий с Софьей, Чацкий с Молчалиным, Чацкий с Фамусовым. Но последнее противостояние – это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба героя являются представителями нового и старого мира, прогрессивного общества и инертного общества.

Чацкий предстает в пьесе уже знакомым нам лицом. Первый комментарий мы слышим о нем от служанки Лизы:

Кто такой чуткий и веселый и острый,
Как Александр Андреевич Чацкий.

Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ответа долго ждать не приходится: очень скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой располагает к себе.
С другой стороны, Фамусов. Сначала он не производит впечатления ни отталкивающего, ни привлекательного. К тому же его реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: разуму противостоит не глупость, а медлительность, даже, можно сказать, косность взглядов. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным интеллигентным персонажем самого Грибоедова. Чацкий так же упрям, или, лучше сказать, упрям, как и Фамусов. И никто из них, сколько бы они ни твердили о своих, не переубедит другого ни на йоту. Дело в том, что у каждого из них не просто есть своя точка зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой он оценивает людей и поступки. Все это глубоко укоренено и в одном, и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их объединяет.


Итак, Фамусов. Человек солидного возраста, а, значит, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Фамусов лучше всего оценивается по его собственным замечаниям. Например, вот типичный фамюзианский постулат:

Но кто намерен оставить память себе
Похвальная жизнь, вот пример:
Покойный был почтенным камергером
С ключом, и он умел доставить ключ к своему сыну,
Рич, а сам был женат на богатой, женат детей, внуков,
Он умер, все вспоминают его с грустью.

Как ясно раскрывают эти строки жизненные устремления героя! Уметь найти место для детей, заключить удачный брак, приумножить свое состояние. Еще ярче рассказ Фамусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем прогнуться перед начальством в нужный момент, и явном преклонении перед этим умением. На призыв Фамусова брать пример с отцов Чацкий отвечает язвительной и беспощадной характеристикой жизни старшего поколения:

Как славился тот, чья шея чаще гнулась,

Как не на войне, а в мире лбами брали,
На пол стучали без сожаления!

Прямая была вехой покорности и страха,
Все под видом усердия к королю.

С этого момента уже начинается прямое и открытое столкновение двух героев. Фамусов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Ведь он родился, вырос и жил в этом чопорном обществе, не представляя другой жизни. Да и как он себе это представляет, если все книги для него «прихоть» и он считает за лучшее их сжечь. Ему не интересно знать что-то, что находится за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: он, наоборот, стремится к знаниям, черпает их отовсюду и ненавидит невежество.
С каждым действием конфликт между двумя героями разгорается все больше и больше. Фамусов, как человек ограниченный, в своих спорах все вращается вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Все повторяют одно и то же: «честь отцу и сыну», «все московские имеют особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь все больше и больше (он несдержан, это его слабость), говорит о Москве: «Дома новые, а предрассудки старые».

Впрочем, это можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не опасаясь ошибиться.
Фамусов начинает обвинять Чацкого в каком-то несуществующем проступке, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «Кто судьи?» В самом деле, кто судит Чацкого? Кто называет его сумасшедшим? Да, то самое общество, которое ничего вокруг себя не видит, которое живет сплетнями и сплетнями, кругозор которого смехотворно узок. Какое право они имеют судить о человеке, который на голову выше их, который если не идеален, то достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого – результат путешествий, учебы, чтения книг, общения. Он свободен от рамок, сковывающих «светского» человека. Может быть, окружающие чувствуют, что Чацкий выше их и не хочет жить по этим дурацким канонам: «во вторник меня за форелью позвали…, в четверг меня позвали на погребение». Он не разделяет взглядов окружающих его людей, не лицемерит и не пытается под них подстраиваться. Во все времена и в любом обществе белые вороны презирались.
Так Чацкий становится изгоем. Но, даже выходя из дома Фамусова, прославленного безумцем, он сохраняет свое достоинство:

Всем своим припевом ты меня безумно прославил!
Ты прав: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет побыть с тобой денек,
Вдохнуть воздух один
И в нем выживет разум.

А теперь вспомним, что говорит Фамусов после ухода Чацкого: Ах! Боже мой! что скажет княжна Марья Алексевна! Об этом и говорит Фамусов. Ему важно, что скажет нежеланная принцесса. Он даже не понял, какую высоколетнюю личность он приютил в своем доме и обвинил его в безумии. Наверное, поэтому никогда не сойдутся эти два антипода — Чацкий и Фамусов, потому что один из них личность, а другой ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающей его трясине.

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стало бессмертным, оно остается актуальным на протяжении многих лет. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух общин в своем творчестве. Главные герои, отражающие все общество в целом, — Чацкий и Фамусов.

Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их ум живет и развивается, только у каждого это происходит по-своему. Каждый из них является индивидуальной личностью.

Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и представлениям, является для него диким и не привычным.

Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится к знаниям и чему-то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтение, прежде всего, человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него имеют второстепенное значение.

Как видим, мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, оба они дворянского происхождения. Но и здесь есть противоречия. Чацкий стремится к знаниям, он на стороне просвещения, а Фамусов, наоборот, отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

Фамусов боится, что давно установившиеся нормы вдруг рухнут. Чацкий же выступает за замену установленных норм новыми.

Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор двух главных героев. Суть спора в том, что положение в обществе никоим образом не должно сказываться на характере и поведении человека. Положение в обществе и роды будут определять только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставя себя выше других. Эту позицию выдвигает Чацкий, соответственно, Фамусов ее отрицает.

Мы уже видели, что у героев разные взгляды на людей и их обязанности. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?

Фамусов считает, что чувства в отношениях — вещь ненужная и совершенно ненужная. Для него важны не личные качества человека, положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.

Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А без любви и чувств семьи не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.

Вариант 2

Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе является и останется конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать ее просто невозможно. Дело в том, что так же, как и старое поколение, нельзя уступать молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшиеся устои консервативной жизни, а молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хотят уступить старым консервативным законам, и таким образом мы получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, из которой мы так и не нашли выхода. Отличным примером описания этой проблемы является произведение Грибоедова «Горе от ума».

В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не напрямую, а через тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В ней автор рассказывает нам историю молодого человека- Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении убежденному консерватору — Фамусову, который, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает и его, и окружающих людей. Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и устоявшихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт фамусовского и чацкого обществ, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и старое поколение, Фамусовское.

Чацкий и Фамусов, как ни странно, два совершенно противоположных человека, взгляды и убеждения которых разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просвещение, научное развитие и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, приносит с ней тяготы и проблемы, которых Фамусов в его возрасте не хочет видеть. Этого мнения придерживается и Фамусов, потому что он просто боится потерять в стремительном темпе нового то, что он уже имеет и к чему так долго стремился. Чацкий же пытается убедить его в этом, приводя в аргументах все преимущества новых жизненных устоев, но Фамусов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимается только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

  • Описание местности — сочинение

    У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и греют душу долгие годы. Одним из таких мест, несомненно, является малая Родина.

  • Главный конфликт комедии — противоречие между «настоящим веком и прошлым» — находит отражение в спорах между представителями этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Вот почему главные герои, Чацкий и Фамусов, долго спорят о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовым народом эпохи 10-20-х годов XIX века.

    Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» — образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями Московское дворянство.

    Прежде всего сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Он очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского дворянства. Он сожалеет об утрате русской национальной идентичности и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В том зале ничтожная встреча…» (именно такую ​​форму слова употребил Грибоедов, хотя сейчас мы пишем «незначительная «). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

    Чтоб народ наш умный, весёлый
    Хотя по языку немцами нас не считали.

    Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служил бы рад, служить тошно». Это значит, что он не будет льстить, пожалуйста, унижаться ради своей карьеры. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если занят делом.

    В стане его противников есть и другие мнения: Молчалин мечтает «брать награды и веселиться», Скалозуб рвется в генералы, а Фамусов «что дело, что не дело… подписал, так что пошли твои плечи». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, ты всегда с новым нарядом…», когда записывает предстоящее в ближайшее время дело. В нем перечислены званые обеды, похороны, крестины, самые важные дела на ближайшую неделю, но не упоминаются ни столичные, ни государственные задачи.

    Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор благородных злодеев» продал крепостных актеров-детей, чтобы частично расплатиться с долгами. Московских дворян раздражает тяга к знаниям, образованности, способность мыслить самостоятельно, поэтому таких, как Чацкий, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Возьмите все книги и сожгите их!»

    Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский мастер, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов — важная фигура, авторитетный, уважаемый человек, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по карьерной лестнице нужно добиваться любыми путями: кланяться начальству или представителям власти, льстить, при необходимости выступать в роли шута, как это делал его дядя, Максим Петрович, добившийся положение ферзя простым падением на скользком паркете. Фамусов подробно рассуждает об этом во втором акте:

    Вот так, вы все гордитесь!
    Вы спросите, как поступили отцы?
    Учились бы, глядя на старших:
    Мы, например, или покойный дядя…

    Отношение Фамусова к службе такое же, как и у дяди, то есть высокое звание должно приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна для того, чтобы хорошо жить самому и покровительствовать родным:

    В моем присутствии иностранные сотрудники очень редко;
    Все больше и больше сестер, невесток ребенка.

    Следовательно, награды или денежное вознаграждение достанутся им:

    Как начнешь представлять кресту, к месту,
    Ну как не угодить милому человечку!

    В беседах с Чацким Фамусов раскрывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Он, как и другие московские господа, ценит человека за богатство, знатность и чин. Жениха своей дочери он выбрал бы именно по этим признакам: либо «золотой мешок и метит его в генералы», либо у него «душа тысячи и двух родов».

    А.С. Особую роль в развитии коллизии комедии Грибоедов отводит Фамусову. Это «двигатель» действия в произведении, потому что он постоянно «подбрасывает дрова в топку», заставляя Чацкого спорить, так как у них противоположные мнения во всем, поэтому конфликт между «прошлым веком» и «нынешним веком » усугубляется. Фамусов не только учит молодежь, но и судит Чацкого за его «ошибки»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за пагубное увлечение наукой («ученость есть чума… «). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

    Фамусов — один из тех судей, которые упоминаются в монологе Чацкого «Кто такие судьи?» Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и сурово осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система бюрократической вседозволенности, безнаказанности и взаимного поручительства давала Фамусову возможность чувствовать себя в Москве хозяином.

    Образ московского мастера, созданный Грибоедовым, позволяет увидеть типичность этого персонажа для дворянского общества современной России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов также является антиподом Чацкого и движущей силой развития комедийного конфликта.

    Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее. Однако гости Фамусова не хотят слушать обличительные речи этого героя, так как Чацкий высказывает свои взгляды тем людям, которые не хотели думать ни о каких реформах. Вот почему люди с прогрессивными взглядами, размышляя над изменениями в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостное право.

    Отзывы

    Ой, шарманщик, спасибо большое! Только есть такие «великие литературоведы», как Н.А., которые зеленеют от злости, читая мои статьи. У них, видите ли, правильный взгляд, а у меня, по их мнению, нет. Однако уже есть много противоположных мнений от читателей, от учителей литературы, готовых предложить мои произведения в помощь детям. Так что пусть бушуют те, кому нужна их особая идеология, а у меня есть такие союзники, как вы и другие мыслящие люди, ради которых я и пишу.
    Моя вам огромная благодарность. Сегодня я прочитаю вашу работу.
    Всего вам доброго. С уважением

    Композиция Чацкого и Фамеля (сравнительная характеристика). Грибоедов, горе от души

    В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь самый лучший, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — это дворянство, или века минувшие, они одной веры. Как раз об идеалах Фамовского общества мы и поговорим, рассматривая как нравственные, так и жизненные их идеалы.

    Чтобы понять, какие идеалы существуют в Обществе Фамоу, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных вельмож Москвы, которые именуют себя асами, они же представители Общества Фамоу.

    Жизненные идеалы Журнального Общества

    Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, знатных дворян, так сказать, скрепу столицы. Все они из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.

    Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и Орден. Это люди, не славящиеся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы кошелек у жениха был основательный и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, рассказывающий об идеалах человека, так говорит, худо, а если ливень из тысячи двух дженериков, то и жених будет проверен. Так вот, рокозуб был хорошим кандидатом в женихи, ибо генералы метрят, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамисс отнесется к нему с презрением. О крепости можно не говорить и вовсе, потому что их вообще не считают, называя чумбанами и каучуками. Опять же, чтобы бомондмент пошел, нужен состоятельный. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что богатые балы устраивают.

    Нравственные идеалы Журнального Общества

    Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в Фамовском обществе, то здесь для Фамусова идеал своего дяди, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто пожертвовал ее затылком, его шея просто умоляла в поклонах. Что самое страшное, многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же чип не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто служил в приюте, а после того как такой выдающийся пернатый получил медаль, теперь ожидает генерал Чин.

    Идеал Общества Фамов точно не просветление, потому что просветление и учение для них как приятель. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусеев считает, что образование только вредит, поэтому было бы все книги просто сожжены. А сами они даже газет не читают.

    Магнитовское окружение тоже ложнопатриотично. Они только о патриотизме говорят, сами для страны ничего не делают. Звания хоть и есть, но не заслужены при исполнении военного или гражданского долга. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.

    Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, завершившаяся война 1812 года потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения общественной жизни. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба двух групп дворянства обозначена в пьесе как столкновение «века настоящего» с «веком прошлым». В комедии «Гора с ума» Чацкий и Фармус — главные противники.

    Проблема разума в комедии

    А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии 25 дураков на одного толкового человека». Под «разумным человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что дураком Фамомова не назовешь. Поскольку в образ Чацкого Грибоедов вложил собственные мысли и идеалы, автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамемова есть своя правда, которую защищает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамемова различаются по качеству.

    Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого места от всего нового. Новая неприязнь к старому образу жизни эсминцев, потому что это угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Магазов.

    Чацкий — обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, главными ценностями которого будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

    Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

    Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросам, касающимся образа жизни дворянина. Чацкий — сторонник образования, просвещения, сам Остер, умный, красноречивый», «красиво пишет, переводит. Фамусов и его общество, напротив, считают чрезмерную «ученость» вредной для общества и очень боятся таких людей в своем окружении, как Чацкий. у купца».

    Спор Чацкого и Фамамова разгорелся и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Рад бы служить — болеть». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

    Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

    Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Застряв и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: несколько раз падал специально, чтобы переделать публику и императрицу Екатерину. Такое умение «слушать» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

    Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «смирения и страха», зажимающих человеческую свободу. Сравнение героя «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ибо теперь «всякий дышит и не торопится влезть в убежище».

    Семейные ценности Чацкого и Фамусова

    Столкновение Фамусова и Чацкого происходит из-за несовпадения их взглядов на семейные ценности. Фамуз считает, что при создании семьи совершенно не важно наличие любви. «Кто беден, вам не пара», — говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье деньги ставят во главу угла. Богатство для Famow Society — это то же самое, что и счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Плохо, но если душ тысяч двух дженериков проверит, оба жениха».

    Чацкий является сторонником живого смысла, факта и страшного для Журнала Москва. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

    выводы

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамомова выявляет всю подлость и безнравственность Фамомова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, которое описано в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Его выступлений боялась светская Москва. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда побеждает, поэтому смена старого новым исторически закономерна.

    Столкновение Фамусова и Чацкого — спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чартского и Фамусова в комедии «Гора от ума»»

    Тест по работе

    Реферат 9 класс. Две системы жизненных ценностей: Монологи Чацкого и Фамомова


    Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных противостояниях: Чацкий с Софьей, Чацкий с молчаливым, Чацкий с Магазовым. Но последнее противостояние — это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения Это гораздо больше, потому что оба героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества и общества косого.
    Чацкий предстает в спектакле уже знакомым нам человеком. Первый отзыв о нем мы слышим от служанки Лизы:

    Кто такой чуткий, и веселый, и Остер,
    Как Александр Андреич Чацкий.

    Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ждать ответа недолго: совсем скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой имеет к себе.
    С другой стороны, Фармус. Поначалу он не производит впечатления ни отталкивающего, ни притягательного. Причем реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить уму картовской глупости Фаммова? А ответ очень прост: не вздор, а уют, даже, можно сказать, несчастье взглядов противопоставляется разуму. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказал Чаткому в этом достоинстве, назвав единственным умным лицом самого Грибоедова. Чацкий такой же упрямый, а лучше сказать сверхпоточный, как и Магизов. И ни один из них, как ни рассказывай о своем, ни на йоту другого не переубедишь. Дело в том, что каждый из них не просто имеет свою точку зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой оценивают людей и поступки. Все это было глубоко укоренено и в одном, и во втором, и это, пожалуй, единственное, что роднит их.
    Итак, Фармус. Человек солидного возраста, а, значит, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Лучше всего оценить Фамилова позволяют его собственные реплики. Вот, к примеру, типичный фамовский постулат:

    Но память оставить намеревается
    Жить похвально, вот пример:
    Мертвец был почтенной палатой
    С ключом, и мой сын умел доставить ключ
    Богатый и был женат на богатом, гонялся за детьми, внуком,
    Умер, о нем все жалели.

    Как ярко раскрываются в этих строках жизненные устремления героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак, приумножить состояние. Еще ярче рассказ Фомусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем в нужный момент попасть в начальство, и явном восхищении этим умением. В ответ на призыв Фамусова следовать примеру отцов Чацких соответствует язвенное и беспощадное описание жизни старшего поколения:

    Как он славился тем, у кого чаще шею гнул,
    Как не на войне, а на свете лоб брали,
    По полу стучали, не щадя!

    Прямых было вех и страха,
    Всех под усердием усердием к царю.

    С этого момента начинается прямое и незавершенное столкновение двух героев. Магазов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Он родился, вырос и жил в этом первичном обществе, не представляя себе иной жизни. И как он может ее себе представить, если все книги для него «Блаз» и он награждает их лучшими. Ему неинтересно знать что-то, что стоит за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: противоположный, стремящийся к знаниям, отовсюду увлекает их и ненавидит невежество.
    Конфликт двух героев с каждым действием оборачивается все больше и больше. Фармус, как человек ограниченный, в своих спорах все говорило вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Обо всем говорит одно и то же: «Об отце и сыне чести», «на всей Москве особый отпечаток». Что Чацкий, раздражая все больше и больше (он заложен в этой слабости), говорит о Москве: «Дома новых, а предрассудки старых людей». Это, впрочем, можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не боясь ошибиться.
    Фамуз начинает обвинять Чацкого в каких-то несуществующих проступках, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «А судьи кто?» В самом деле, кто судит Чацкого? Кто объявляет его сумасшедшим? Да, то самое общество, которое ничего не видит вокруг себя, которое живет сплетнями и пересудами, кругозор которого до смешного сужен. Но какое право они имеют судить человека, стоящего над ними, не совершенного, но достойного всякого уважения? Мировоззрение Чацкого – результат путешествий, учений, чтения книг, общения. Она свободна от рамок, которые упрекают «светское» лицо. Может, окружающие тем, что Чацкий стоит над ними и не хочет жить по этим дурацким канонам: «Во вторник я на форели…, в четверг меня на погребение зовут». Он не разделяет взглядов окружающих людей, не лицемерит и не пытается под них подстраиваться. В любое время и в любом обществе белых ворон презирают. Так Чацкий становится изгоем. Но, даже покидая знаменитый сумасшедшими дом Фамамова, он сохраняет достоинство:

    Безумно вы меня хором прославили!
    Ты прав: из огня выйдет невредимым
    Кто останется с тобой на день
    Поднимет воздух один
    И в нем разум разрушит.

    А теперь вспомним, что он говорит вслед ушедшим Фамусам: Ах! Боже мой! Что скажет княгиня Марья Алексшна! Это все дыни. Ему важно, что он никому не скажет, кому нужна принцесса. Он даже не понял, как высокого полета человек приютился в своем доме и ослабил безумца. Наверное, поэтому никогда не бывает двух этих антиподов — Чацкого и Магазова, ибо один из них — личность, а другой — ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающем болоте.

    Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Гора от ума» было бессмертным, оно остается актуальным с годами. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов Очень четко и точно передал в своем творчестве противостояние двух общин. Главные герои, отображающие все общество в целом, — Чацкий и Магазов.

    Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамузы и Чацкий, в какой-то степени правы. Ум у них живет и развивается, только у каждого он по-своему. Каждая отдельная личность.

    Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его стандартам и понятиям, для него дико и не привычно.

    Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится узнать и что-то новое. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и предпочтения в первую очередь человеческими качествами, деньги, положение в обществе для него — второстепенный план.

    Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамомова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но и здесь противоречия Чацкого идут и к знанию, он на стороне просвещения, Фамуз наоборот отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

    Фамусы боятся, что давно устоявшиеся правила вдруг ускользнут. Чацкий действует так, чтобы изменить установленные стандарты на новые.

    Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор между двумя главными героями. Суть спора в том, что ситуация в обществе не должна влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и личность доставляет только трудовая деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить материи, не будучи выше других. Такая позиция будет толкать Чацкого, соответственно фармус это отрицает.

    Мы уже видели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?

    Фамусеов считает, что чувства в отношениях вещь лишняя и не нужная. Ему важны не личные качества человека, а положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке, с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.

    Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А семьи без любви и чувств не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.

    Вариант 2.

    Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе есть и будет конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать этого просто невозможно. В чем дело, ведь, как и старому поколению, нельзя уступать дорогу молодым новаторским идеям, которые как бы устоялись в стабильности консервативной жизни и молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хочет отказываемся от старых консервативных законов, и так получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, выход из которой пока не найден. Отличным примером описания этой проблемы послужит произведение Грибоедова «Горе от ума».

    В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не напрямую, а через тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В нем автор рассказывает нам историю молодого человека — Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении консерватору — Фамовову, а тот, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает его и окружающих людей. Фамомов, так как они являются олицетворением консерваторов И господствующих мужчин. Таким образом, мы видим конфликт фамусовских обществ и чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и поколение старого, фамусовское.

    Чацкий и Фармус, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения сильно отличаются. Если Чацкий полагает, что всеобщее просвещение, научное развитие и развитие себя и интеллекта в частности, то Фармус, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, несет на себе невзгоды и проблемы, которые Мижсов в своем возрасте не хочет видеть. Также Маговьев придерживается этого мнения, потому что просто боится потерять под стремительным прогрессом обновки то, что у него уже есть, и то, что он так долго искал. Чацкий пытается убедить его в этом, приводя в аргументы все преимущества нового ощущения жизни, но Магижов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимает только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами. из этих людей.

  • Описание местности — сочинение

    У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и согревают душу с годами. Одним из таких мест, несомненно, является Малая Родина

  • Главный конфликт комедии — противоречие между «веком нынешним и веком прошлым» — отраженное в спорах представителей этих «веков» с их разными противоположными взглядами убеждения. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Маговьев, аргументированно рассуждают о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже проникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

    Александр Чацкий в комедии «Гора от ума» — образ человека, близкого по своим убеждениям и взглядам будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

    В первую очередь сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; Он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над окюрой и невежеством московского Бария. Он сожалеет об утрате русскими национального самосознания и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В той комнате легкая встреча…» (Грибоедов употребил именно такую ​​форму слова, хотя теперь пишем «незначительный»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

    Так что интеллигентные, веселые люди
    Хотя я не считал нас языком за немцев.

    Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служил бы рад, чтобы болеть». Значит, не будет он ради карьеры лести, пожалуйста, унижать. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не хочет искать развлечений, если занят делом.

    В стане его оппонентов иные мнения: Молчанин мечтает «и наградно взять, и повеселиться», рокозоб бросается в генералы, а Фамовов «то есть что то не… подписано, так что с собой плечи». О собственной занятости Важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, навеки ты с обновкой…», когда записывала предстоящее в ближайшее время дело. Там перечислены обеды, похороны, крестины, самые важные дела на ближайшую неделю, но не упоминаются какие-то столичные или государственные вызовы.

    Фамус и его сторонники едины в борьбе с Чацким, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор-разбойник дворянин» припаял к детям крепостных актеров, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражает тяга к знаниям, образованности, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чаткому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Все книги ковырять было бы больно!»

    Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и впечатлен, является менеджером госучреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусы — фигура важная, личность авторитетная, солидная, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного движения по служебной лестнице нужно добиваться любыми путями: прогибаться в оковах перед начальством или представителями власти, льстить, если нужно, в роли шута, как пришел его дядя , Максим Петрович, добившийся расположения ферзя простым падением на скользком паркете. Маговьев много говорит о пространстве во втором действии:

    Вот то, что вы все гордость!
    Спросили бы, как поживали отцы?
    Узнали бы мы на старцев глядя:
    Мы, например, или покойник…

    Отношение к службе у Фамусова такое же, как у дяди, то есть высокий подбородок должен приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна чтобы хорошо жилось, а родственники чтобы покровительствовали:

    Со мной сотрудники очень редко;
    Все больше и больше кормящих, ведущих малышей.

    Значит, награды или денежное вознаграждение получат и они:

    Как представишь на крещение, в городок,
    Ну как не угодить родному человечку!

    В беседах с Чацким Фамой раскрывает свои принципы и суждения о жизни и человеке. Человека, как и других московских господ, ценят за богатство, знания и чин. Он выбрал бы того жениха, который выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и знаки генералам», или имеет «тысячелетний душ».

    А.С. Грибоедов отводит особую роль в развитии комедийного конфликта. Это «двигатель» действий в произведении, т.к. постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого желание поспорить, так как у них во всем противоположные мнения, следовательно, конфликт между «прошлым веком» и «век» обостряется. Маговубов не только рассказывает молодым, но и судит Чацкого за его «недостаток»: за нежелание приносить пользу по службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредные страстные науки («Часы — чума…») . И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольности. В этом важном господин поддерживает всех представителей светского общества, приехавших к нему в гости.

    Фамусов — один из тех судей, о которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?» Где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамузы, уверенные в собственной непогрешимости и строго осуждающие Чацкого или других молодых людей, нарушают законы, как и многие его сторонники. Система вседозволенности чиновников, безнаказанность, циркулярный порядок дали Фамусову возможность почувствовать себя хозяином в Москве.

    Созданный Грибоедовым образ московской барины позволяет увидеть типичность этой натуры для дворянского общества в современном авторе России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамус также является антиподом Чаткомы и движущей силой в развитии комедийного конфликта.

    Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее. Однако обличительных речей этого героя, гости Фомамова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свое мнение перед людьми, не желавшими думать ни о каких реформах. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляя об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права .

    Отзывы

    О, брань, спасибо большое! Только есть некоторые «великие литературоведы» типа Н.А., зеленые от злости, читающие мои статьи. Они видят, вы видите правильный взгляд, а я, по их мнению, нет. Однако уже есть много противоположных мнений от читателей, от учителей литературы, готовых предложить детям помощь в моем творчестве. Так что пусть те, кому они нужны, нуждаются в своей особой идеологии, а у меня есть такие союзники, как вы и другие мыслящие люди, для которых они пишут.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *