Жизненный мир (философия) | это… Что такое Жизненный мир (философия)?
Жи́зненный мир (нем. Lebenswelt) — центральное понятие «поздней» философии Э. Гуссерля, смысл которого заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми мотивами его конституции.
Впервые концепция жизненного мира представлена в «Картезианских размышлениях» и «Кризисе наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества», опубликованных в Германии уже после смерти Гуссерля, но известных при жизни его последователям по некоторым французским переводам и по его лекциям.
Содержание
|
Смысл понятия
Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в позднегуссерлианской феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, привычной формы рационализма. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознательной деятельности.
Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания.
Проблемные моменты
Жизненный мир не тематизируется в круге повседневных или научных установок. Возможность раскрытия инвариантных структур жизненного мира Гуссерль видит в критике научных абстракций посредством проблематизации базовых черт субъективности. Такие черты, как пространство-временность, каузальность, вещность, интерсубъективность и т. д. не полагаются созданными субъектом, но видятся задающими поле самой субъективности. В границах инвариантов жизненного мира возникает нечто, что может быть отождествлено со сферой субъективного.
Учение Гуссерля о жизненном мире оказало серьёзное влияние на философию XX века, послужив питательной средой для становления экзистенциально-феноменологических исследований «раннего» М. Хайдеггера, ранних вариантов герменевтики Г.-Г. Гадамера, разработок теоретиков постмодернизма (Ж. Делез, Ж. Деррида и др.)
Литература
Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн., М., 2000. — 752 с.: ISBN 985-13-0079-9
Ссылки
Пространство для феноменологических исследований
Жизненный мир — Психологос
Фильм «Обыкновенное чудо»
Жизненный мир — метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни.
Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, — он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.
Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний. Жизненный мир — это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Смотри Внутренняя картина жизни
Жизненный мир человека изучает и психология, и другие науки.
Виды жизненных миров
Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее. В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире миры могут быть дружественным и враждебным, просторным и тесным, миром результатников и миром процессников, миром Высоких ценностестей и миром бытовых интересов.
См.→Как формируется жизненный мир
Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем — он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры. См.→
Как пользоваться метафорой о мире
- Метафора о мире во многом определяет трактовку жизненных событий, которые уже свершились или могут свершиться. Если, например, человек привык жить во враждебном мире — и видит, что ему улыбнулся другой человек, чужой и незнакомый, его первые мысли: «Втирается в доверие. Хочет отвлечь, а потом ударить». Не потому что это правда, а потому что он привык жить в таком мире, где каждый каждому — волк, а главная задача — выжить, а не жить.
- Обычно есть один мир в котором человек живет постоянно или большее количество времени — основной мир. Другими мирами он может пользоваться как инструментами. Например для лучшего контакта с бизнесменом из Делового мира лучше на какое-то время оказаться с ним в одном мире и разговаривать на одном языке.
Какой мир строить вокруг себя
Это решает каждый человек. Наверное, лучше, когда мир вокруг дружественный, но направленный на результат, а не просто на пообщаться. Лучше, когда в мире есть Высокие ценности, и человек живет не только бытовым уровнем, только в таких мирах рождаются красивые люди и проживают простые правильные жизни. Жить в изменяемом мире — здорово, он дарит энергетику и желание делать: я могу поменять то, что считаю нужным! Это — возможно! Когда законы ясные и четкие — жить проще, значит для себя лучше сформулировать четкие правила, но только самые необходимые.
Оптимальный для проживания мир — это мир Мастерская. Теплые и дружелюбные люди, большие и красивые свершения, Высокие Ценности и ясные ограничения. Практически бескрайние возможности развития. Возможность делать многое в этой жизни.
Сразу ли люди попадают в этот мир? Не сразу, чтобы жить в мире Мастерской нужно уже много уметь, билет в этот мир стоит недешево. Если, например, человек привык жить в Джунглях, первым делом ему нужно привыкнуть к тому, что мир — дружелюбный. Потом к тому, что работать нужно на результат, а не ради самого процесса жизни. Потом — нарабатывать ориентиры на Высокие Ценности и наконец оказываться в качественно новом, красивом мире.
Эдмунд Гуссерль о жизненном мире
Эдмунд Гуссерль (1859–1938) был немецким философом, создавшим теорию познания под названием «феноменология». Гуссерль определяет жизненный мир как место, отличное от более систематического наблюдения и продуманного размышления, которые характеризуют науку. Здесь он говорит о двух видах знания: повседневном знании явлений жизненного мира и более систематически анализируемом научном знании этих явлений жизненного мира.
[T]есть два вида истины: с одной стороны, житейские практические ситуативные истины [жизненного мира]… с другой стороны – научные истины, и их обоснование ведет назад… к ситуативным истинам… [потому что] оно хочет и должно использовать именно эти истины»…
Жизненный мир — это царство первоначальных самоочевидностей. То, что самоочевидно дано, переживается в восприятии как «сама вещь», в непосредственном присутствии или в памяти вспоминается как сама вещь… [Это] мир прямых интерсубъективных переживаний… повышение уровня значимости, приобретаемой мужчинами для мира их общей жизни. [Оно переживается] … в первую очередь через зрение, слух и т. д. и … другие виды эго… Таким образом, мы конкретно находимся в поле восприятия… и в поле сознания… через наше живое тело, но не только таким образом , [также] как полные эго-субъекты… [Мы] е, каждый «Я-человек» и все мы вместе, принадлежим миру как живущие друг с другом в мире, действительные для нашего сознания как существующие именно через это «жить вместе». Мы, живущие в бодрствующем миросознании, постоянно активны на основе нашего пассивного обладания миром; именно оттуда объекты, предданные нашему сознанию, воздействуют на нас; именно на тот или иной объект мы обращаем внимание в соответствии с нашими интересами; с ними мы активно работаем по-разному; посредством наших действий они являются тематическими объектами… [Мы] в совместной жизни имеем мир, предданный в этом вместе… Постоянно действуя в бодрствующей жизни, мы также функционируем вместе, разнообразными способами рассматривая, вместе, объекты, предданные нам вместе , думать вместе, оценивать, планировать, действовать вместе.
[Т] жизненный мир для нас, бодрствующих в нем, всегда уже есть, существующий заранее для нас… всегда как-то заинтересованные предметы… как горизонт. Жить — это всегда жить-в-верности-мира… [Жизненный мир состоит из] наивной эмпирической самоочевидности, уверенности в познании через видение, осязание, осязание, слух и т. д., одно и то же. вещь через ее свойства, через «повторение» переживаний.
[Когда] мы попадаем в чуждую социальную сферу, в сферу [народа] Конго, китайских крестьян и т. д., мы обнаруживаем, что их истины, факты, которые для них зафиксированы, обычно проверяются или поддаются проверке, не то что у нас.
Гуссерль, Эдмунд. 1954 (1970). Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология
. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. стр. 132, 127–128, 133, 109, 121, 142, 343, 139. || AmazonLifeworld Определение и значение — Merriam-Webster
жизнь · мир ˈlīf-ˌwər(-ə)ld
: сумма физического окружения и повседневного опыта, которые составляют мир человека
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
Но, как выяснили Карлайл, Райс и их семья в «Тихом месте», создать беззвучный жизненный мир
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «мир жизни». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1863, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование lifeworld было в 1863 г.