Экзистенциальная психотерапия и логотерапия, суть и методы направления
«Клиентка 32 лет пришла с запросом на принятие решения — сохранить или прервать случайную беременность. Это ее первая беременность, она считает себя чайлдфри, никогда не хотела и не хочет детей, муж (7 лет в браке) всегда ее в этом поддерживал. Клиентка собралась идти на прерывание, но муж «неожиданно предложил подумать, и, может быть, оставить». Клиентка растерялась, испугалась, расстроилась, стала расспрашивать мужа, почему ему пришла в голову эта идея. Муж признался, что «всегда хотел ребенка, но не хотел ее расстраивать, поэтому поддерживал позицию чайлдфри». Женщина была ошеломлена. Муж предложил «подумать, почему ей так не хочется иметь детей, может быть,с этим связана какая-нибудь травма». Клиентка начала сомневаться и не смогла принять решение.
Она пришла на 7 неделе, у нас было немного времени для принятия решения: произвести вмешательство можно до 12 недели.
Эмоциональный контакт и доверие между нами сразу установились, что было благоприятной почвой для работы. Мы провели 8 встреч, по две встречи в неделю. Так как эмоционально клиентка была очень взвинчена, мы решили сразу структурировать ее переживания с помощью некоторых техник. Например, мы составляли таблички. В одной графе она писала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу…» В другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу…». В каждой графе нужно было написать не меньше пяти позиций.
Неожиданным ответом для самой клиентки было совпадение одной из позиций в обеих графах. Она написала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что перестану жить для себя». И в другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что не смогу забыть о том, что однажды была матерью 10 недель». Я спросила, считает ли она уже сейчас себя матерью. Она ответила, что да, и что это ужасно, потому что она плохая мать, которая раздумывает, не прервать ли жизнь ребенка. Из этой ситуации нет выхода, так как она будет плохой матерью в любом случае — если прервет жизнь ребенка и если родит ребенка. Я спросила, значит ли это, что ей важно было бы стать хорошей матерью. Она ответила, что «конечно, да». Я спросила, значит ли это, что она была бы готова что-то сделать для того, чтобы добиться положительного результата. Клиентка растерянно посмотрела на меня и сказала: «Но ведь тогда я похороню свою жизнь». Я сказала: «Это звучит так, как будто бы нам с вами сейчас непременно нужно кого-то похоронить: или вас, или вашего ребенка. Как будто вы не можете жить оба одновременно — только один из вас за счет другого». Клиентка заплакала и плакала несколько минут, в течение которых я молчала, чтобы не мешать ей. Затем она сказала: «Моя мать всю жизнь говорит, что ее жизнь закончилась с рождением меня, и она жалеет, что не сделала аборт». Я осторожно сказала: «Это выглядит так, как если бы ваш аборт стал подарком для вашей матери… Как будто бы вы решили переписать ее историю, подарив ей утраченную возможность прервать беременность. Смотри, мама, — как будто бы говорите вы, — я делаю это для тебя, я поняла, как нужно, я хорошая дочь, ты ведь похвалишь меня за это решение, ты больше не будешь жалеть, что родила меня?» Клиентка снова заплакала и проплакала до конца сессии. Это был переломный момент терапии. На следующей встрече она открывала для себя возможность не хоронить никого и позволить жить обоим — себе и своему младенцу. Она также прощалась с иллюзией быть хорошей девочкой для своей мамы и отвоевывала право прожить свое собственное материнство, используя технику пустого кресла: она представляла в нем свою мать и разговаривала с ней».
Марина Мелкая, клинический психолог, экзистенциальный аналитик:
Экзистенциальная психология на практике
Моя старая статья о принципах и процессе экзистенциальной терапии на основе опыта моей практики
Эта статья — обзор экзистенциального подхода к психотерапии и показательных ситуаций из моей практики вызвала в свое время хороший отклик у опытных коллег, а один экзистенциальный терапевт даже спросил моего разрешения использовать ее в качестве обучающего материала.
Наталия Гжебик.
Человек обращается к экзистенциальному психологу, когда ощущает, что в его жизни что-то идет «не так». Он может говорить о полной запутанности жизни, или, наоборот, о пустоте, в которой «ничего не происходит».
В самом начале работы многие клиенты склонны связывать такие переживания с недостаточным развитием определенных личностных качеств или наличием «плохих привычек», от которых намерены освободиться с помощью специалиста.
Лишь намного позднее в терапии человек начинает осознавать, что ощущение полноты жизни в большей степени связано со способом бытия в мире, нежели с личностными характеристиками.
Акценты в экзистенциальной терапии
Р. Кочунас говорит, что экзистенциальная психотерапия сконцентрирована именно на жизни клиента, а не на его личности. Специалист, работающий в данном направлении, не считает, что клиенту во что бы то ни стало необходимо измениться.
Вместо развития слабых личностных сторон и поиска «своего Я», экзистенциальный психолог предлагает человеку глубоко исследовать его жизненную ситуацию, осознать и укрепить индивидуальный способ взаимодействия с задачами жизни. Таким образом, терапевтические изменения появляются, когда человек видит целостность своей жизненной ситуации.
М. обратился к групповой психотерапии, потому, что ощущал общую жизненную неудовлетворенность, которая выражалась в безразличии ко всем занятиям, несмотря на их изначальную привлекательность. Он имел разнообразный профессиональный опыт, но в возрасте тридцати девяти лет все еще сомневался в том, «кем он будет, когда вырастет». Говорил об отсутствии включенности в работу и общение, и объяснял свою трудность нерешительностью.
Поскольку психотерапевтическая группа представляет собой некую модель мира, в которой каждый человек проявляет себя характерным для него в реальности способом, то участник постепенно формирует в группе свою реальную жизненную ситуацию, и с помощью других участников исследует возможные жизненные направления.
Перед вступлением в группу М. хотел получить от меня как ведущей гарантию того, что участие принесет ему пользу в виде освобождения от заявленной трудности.
В процессе работы участники группы заметили, что М. избегает взаимодействовать с другими, как — будто ожидает, что группа обратится к нему лично. Мы увидели, что М. преодолевал свою «нерешительность» в ситуациях, которые зашли «в тупик» и требовали экспертной оценки. В такие моменты М. оживал и с готовностью использовал свой сильный ум, чтобы снизить напряжение в ситуации. Но после того, как конфликт сходил «на нет», М. терял интерес и апатично наблюдал за жизнью группы до следующего острого момента.
Участники помогли М. исследовать ситуацию, которую он создал для себя в группе. Нам стало ясно, что М. тратит огромные внутренние силы на то, чтобы понять, «как все устроено» в группе/ в жизни: какие групповые/жизненные направления более перспективны, чем они могут быть полезны ему лично, имеет ли он право включиться во взаимодействие, если не до конца понимает ситуацию и не способен активно участвовать в ее разрешении.
М. искал твердые основания для включения в работу группы/в жизнь, потому, что его представление о мире предполагало, что человек может начать жить только тогда, когда «полностью во всем разобрался», а помогать другим – когда способен поделиться собственным опытом.
М. осознал, что старается избежать чувства вины, которое неизбежно возникло бы, если бы он решил включиться в ситуацию не имея четких ориентиров. И ощущал сильное напряжение и дискомфорт, когда опыт другого человека в группе затрагивал его чувства. Внутренняя борьба, которую вел М., почти не оставляла возможностей для спонтанности.
Таким образом стало понятно, почему М. не ощущал жизни – в тридцать девять лет он «все еще не начал жить»! И тот факт, что он обладал мощным интеллектом (который должен был способствовать успеху в «просчете» жизни), никак не помогал улучшению его самочувствия. Для М. прояснились и базовые представления о мире, и способы его взаимодействия с жизненными вопросами, и собственноручно созданные ограничения, которые были связанны с верой в возможность полного понимания жизни, методичной подготовки к ней и получения определенных гарантий.
Так М. пережил в группе то, что называл нерешительностью. Ему предстояло проверить свои жизненные конструкты на реалистичность и внести необходимые коррективы, чтобы начать жить. М. было важно пережить ситуацию «целиком», не концентрируясь только на трудностях, но и исследуя заложенные в ней возможности.
Среди нескольких ярких моментов психотерапии М. выделил опыт завершения группы/жизни для него (формат группы предполагал «внезапное», случайное прекращение активности в группе/смерть). После исключения возможности активно участвовать в работе группы, М. страстно захотел включиться в общение. Самые важные переживания, по словам М., были связаны с осознанием того, как близость с людьми и сама жизнь «ускользает» в то время, пока он пытается постичь ее скрытый смысл.
Цели экзистенциальной психотерапии и консультирования
То, что в жизни возникают трудности – естественно, но чтобы иметь достаточно свободы для выбора своего направления, необходимо составить реальное представление о «карте местности», сопоставляя трудности жизни с ее возможностями. Поэтому, общей целью работы в экзистенциальном подходе выступает приближение к ощущению большей компетентности и свободы, когда человек способен понять значение текущей жизненной ситуации, осознать ограничения и возможности, заложенные в ней и осуществить выбор, который соответствует жизненным приоритетам и ценностям.
Э. Ван Дорцен считает, что человек ощущает свободу, когда он понимает, в какой степени жизнь зависит от него самого и осознает имеющиеся ресурсы. Настоящая вовлеченность в свою жизнь переживается как жизнетворчество, основанное на последовательном воплощении личных смыслов — в противовес ощущению «вынужденности», которое появляется вследствие узкого взгляда на жизнь.
В. вступила в терапевтическую группу в надежде понять, «чего же она хочет на самом деле?». Главная личная трудность В., по ее словам, состояла в том, что она всегда отчаянно хотела любить и быть любимой, но не была готова прилагать какие-либо усилия к этому. Обычно, действовать В. начинала только тогда, когда отношения находились под угрозой разрушения, и сильнейший внутренний дискомфорт приводил к необходимости «спасти» ситуацию. Однако чаще всего бывало уже «слишком поздно», чтобы восстановить отношения, поэтому В. переживала внутреннюю пустоту и потерю смысла.
В группе прояснилось, что В. с самого начала старается заслужить расположение всей группы, считая, что тем самым реализует собственные ценности. Мы увидели, что В. проявляла немалую активность, чтобы завоевать репутацию «души компании» и добиться принятия всеми участниками группы. В группе она поддерживала, в основном, поверхностный уровень общения, предпочитая избегать «трудных» вопросов и конфликтных тем.
Во время переживания в процессе работы группы всеобщей растерянности, В. поспешила принять на себя роль «массовика-затейника» и предложила заполнить образовавшуюся экзистенциальную пустоту с помощью исполнения восточного танца под неуверенные аплодисменты других участников. В. потребовалось около пяти минут, чтобы осознать сложившийся контекст, и ее выступление окончилось слезами.
В. поняла, что все, что она делала в группе вплоть до настоящего момента было вызвано желанием нравиться и быть всеми любимой, несмотря на то, что в самом начале групповой работы В. четко осознавала актуальные потребности и задачи своего участия в группе. В. предпочла проигнорировать собственные нужды и цели психотерапии/жизни в угоду достижению расположения и подтверждению того, что она достойна любви.
Во время исполнения танца В. пришлось увидеть, как «глупо она расходует силы и время», развлекая окружающих и увеличивая бессмысленность в собственной жизни. В. стала понимать, что действовала «не в том направлении», в котором по-настоящему хотела действовать. Вместо усилий честного и открытого самовыражения в присутствии других людей она расходовала свою жизненную энергию на то, чтобы угадать и оправдать чужие ожидания.
И. Ялом подчеркивает, что на определенном этапе групповой психотерапии люди начинают понимать, что жизненные ситуации других участников во многом отражают их собственные трудности. Несмотря на то, что человечество постоянно развивается и каждый из нас уникален, люди сталкиваются с вопросами существования, одинаковыми во все времена.
Рассматриваемые в экзистенциальной терапии темы
Такие базовые вопросы жизни как рождение и смерть, свобода и необходимость, одиночество и зависимость, смысл и пустота — принципиально неразрешимы, но через осмысление этих категорий человек способен почувствовать себя по-настоящему живым. Поэтому, в процессе работы экзистенциальный психолог уделяет особое внимание исследованию общечеловеческих вопросов.
Во время психотерапевтических встреч рассматривается прошлый жизненный опыт, текущее положение дел, а также, желаемое и возможное будущее. Осмысление прошлого опыта приводит к пониманию того, что придает человеку ощущение полноты жизни, анализ текущей ситуации позволяет оценить степень удовлетворенности жизнью, а исследование последствий альтернативных возможностей будущего способствует выбору направления и определению приоритетов.
Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии состоит в неспешном размышлении и выражении своих побуждений, желаний, намерений, ценностей и смысла, отношения к жизни в целом. Во время такой работы экзистенциальный психолог отражает способ бытия клиента в «здесь и–сейчас» терапевтической встречи: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт.
Психолог старается понять, каким образом его клиент «отвечает» на базовые вопросы человеческого существования, насколько полно он присутствует в своей жизни и что является препятствием к большей вовлеченности в жизнь. Разумеется, данные аспекты трудно прояснить напрямую.
Инструменты исследования в экзистенциальной терапии
Раскрытие характера присутствия человека в жизни осуществляется путем внимательного исследования особенностей взаимодействия клиента с психологом в индивидуальной психотерапии или с другими участниками в терапевтической группе: как человек строит отношения с другими людьми, как понимает их роли, чего ожидает, каким образом выбирает тему для внутреннего исследования и какие задачи ставит перед собой в общении?
Понимание переживания «бытия с другими» раскрывает не только способ отношений со значимыми для клиента людьми, но и характер его «пребывания с собой». То, как человек проявляет себя по отношению к психологу в индивидуальной работе и к участникам группы, отражает ведущие принципы его отношения к себе и миру.
Л. зашел в мой кабинет неуверенно, и в первые же минуты у меня возник образ человека, идущего по «веревочному мостику». Весь облик Л. отражал внутреннюю неустойчивость и сильный страх, но, вместе с тем, в его движениях заключалась мощная инерция, которая заставляла делать большие шаги в направлении воображаемого «берега».
Во время обсуждения целей индивидуальной психотерапии Л. рассказал мне о многочисленных потерях, о парализующей тревоге, об ощущении «тесноты» в жизни, и попросил помощи в том, чтобы «стать более уверенным и обрести твердую почву». Л. хотел верить, что это возможно.
Во время первых встреч Л. избегал смотреть на меня, его голова, чаще всего, была опущена, и он очень внимательно разглядывал пол под ногами. В отношении меня Л. интересовался, в основном, тем, что могло «объективно» отражать мою профессиональную компетентность – возраст, наличие сертификатов и опыт работы с подобными трудностями. Я стала замечать, что Л. контролирует мои попытки привнести в нашу беседу свой личный опыт, как будто старается избежать осознания, что я так же по-человечески уязвима, как и он.
Анализируя отношения со мной, Л. начал осознавать, что всю жизнь он старался «смотреть под ноги», чтобы не оступиться — от страха его мир «сузился» и стал «тесным». Перспектива «поднять голову» и исследовать реальность пугала Л., но казалась неизбежной, поэтому он решился. Он понял, что избегал близости с людьми, потому, что боялся потерять их.
Так Л. столкнулся с тем, что его на самом деле пугало и подтверждения чему он всегда избегал – никто из людей не застрахован от потери, человеческая жизнь очень хрупка, и в ней мало вещей, в которых можно быть полностью уверенным. С помощью образа, который возник у меня, когда мы впервые встретились в моем кабинете, Л. стал осознавать тот факт, что человеческое существование — «веревочный мост», и каждый из нас «балансирует над бездной».
Экзистенциальная психотерапия по определению требует серьезных эмоциональных и временных вложений. Но человек ощущает пользу в таком предприятии, когда по ходу тщательного пересмотра своей жизни открывает новые способы взаимодействия с другими людьми и миром, определяет свою жизненную позицию и испытывает воодушевление от воплощения собственных ценностей.
Литература.
Э. Ван Дорцен. «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия». Ассоциация экзистенциального консультирования. 2007 г.
Р. Кочунас. Экзистенциальная терапия в группах.
И. Ялом. Класс. 2004 г.
Что общего между ними?
Жизнь наполнена множеством больших вопросов: В чем смысл? В чем смысл? Почему я здесь?
Экзистенциальная теория пытается ответить на многие из этих вопросов, чтобы помочь людям найти смысл и понимание. Эта концепция давно обсуждалась и обсуждалась философами последних двух-трех столетий. Это также нашло свое применение в терапии.
Экзистенциальная терапия пытается помочь людям найти смысл и цель в жизни. Он стремится покончить со страхом перед неизвестным. Терапевт активно поощряет пациентов использовать свою способность делать выбор и развивать свою жизнь, чтобы максимизировать свое существование или смысл своего существования.
Да, у вас есть свобода воли и способность определять свое будущее. Это может быть стрессом или воодушевлением. Цель экзистенциальной терапии — помочь вам сделать выбор, который заставит вас чувствовать себя менее тревожным и более искренним.
Экзистенциальная теория – это многовековая философия. Он включает в себя личную свободу и выбор. Он утверждает, что люди сами выбирают свое существование и смысл.
Европейский философ Серен Кьеркегор считается одним из первых философов экзистенциальной теории. Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр последовали за ним и развили идеи.
Эти философы считали, что самоосознание и самоуважение — единственный способ познать себя. Они считали, что личная эволюция необходима, потому что все постоянно меняется. Жизнь всегда развивалась. Единственной константой была ответственность человека решать в данный момент, кем он хочет быть и каким он хочет быть.
Австрийский психиатр, выживший в концлагерях Виктор Франкл разработал логотерапию в середине 20 века. Этот вид терапии призван помочь людям найти смысл жизни. Франкл считал, что это главная цель человека. Это был предшественник сегодняшней экзистенциальной терапии.
Вместе с Франклом психолог Ролло Мэй помог сформировать практику гуманистической терапии, основанной на концепции экзистенциальной психотерапии.
В последние годы психиатр Ирвин Ялом установил четыре принципа экзистенциальной терапии. Эти данности, или существенные проблемы, стали определять проблемы и препятствия, которые мешают людям жить максимально полноценной жизнью.
По словам Ялома, четыре основных вопроса:
- смерть
- бессмысленность
- изоляция
- свобода или ответственность делать лучший выбор
Экзистенциальная терапия разработана, чтобы помочь людям преодолеть эти важные проблемы с помощью конкретных направлений, целей и инструментов.
Терапевты, практикующие экзистенциальную терапию, стремятся помочь своим пациентам принять свой выбор и свои планы, ориентируясь на возможности, а не на прошлое. Экзистенциальные терапевты считают, что прошлое может быть поучительным. Тем не менее, это не предназначено для информирования о том, что вы в настоящее время делаете или хотите от жизни.
Вместо этого терапевты призывают пациентов использовать творческий потенциал, любовь и другие улучшающие жизнь переживания, чтобы помочь им принимать решения и определять свое поведение в будущем. В этом процессе терапевт надеется помочь своему пациенту научиться думать и действовать, не беспокоясь о тревоге или страхе испортить свою жизнь.
В конечном счете, цель экзистенциальной терапии — помочь людям обрести смысл, несмотря на естественные тревоги и страхи перед четырьмя данностями. Если они успешны, они могут жить настоящей жизнью, наполненной чувством собственного достоинства и самомотивацией. Они также могут делать выбор из положительных моментов, а не из страха.
Экзистенциальная терапия может быть включена в любой вид психотерапии. Методы этой философии включают в себя разговор, слушание, ответы на вопросы и взаимодействие с вашим терапевтом в течение многих недель, а возможно, и месяцев. Но вместо лечения симптома, такого как тревога, экзистенциальная терапия направлена на то, чтобы сосредоточиться на человеке в целом.
В качестве примера экзистенциальная терапия предполагает, что люди с расстройством зависимости имеют дело с тревогой и страхом из-за одной из основных данностей. Но они не нашли решения, которое их успокоило. Затем они обратились к употреблению психоактивных веществ и злоупотреблению ими.
В этом случае экзистенциальный терапевт должен работать, чтобы помочь человеку с расстройством потребления столкнуться с этой тревогой лицом к лицу. Они могут помочь своему пациенту определить, почему эти тревоги и страхи кажутся такими подавляющими.
Они могут даже попытаться познакомить пациентов с опытом, улучшающим их самочувствие. Это могут быть отношения, мужество, духовность и другие. Это позитивное утверждение и участие помогают терапевту направить вас к осознанной ответственности — и, надеюсь, к прекращению злоупотребления психоактивными веществами.
Независимо от конкретной техники, цель экзистенциальной терапии — позволить людям расти и принимать свою жизнь, свои желания и свое любопытство, не опасаясь данности.
Он направлен на решение проблем эмпатии, здесь и сейчас и даже снов, которые могут отражать бессознательные фантазии, с помощью экзистенциального терапевта.
По словам Ялома, экзистенциальные терапевты считаются «попутчиками», которые могут проявить сочувствие и поддержку, чтобы помочь пациентам принять решение.
Existential therapy may be beneficial for people with a variety of symptoms, including:
- anxiety
- dependency or use disorders
- depression
- post-traumatic stress disorder
- apathy
- shame
- resentment
- rage
- бессмысленность
- психоз
Некоторые исследования также показали, что экзистенциальная терапия может иметь положительный эффект для людей, находящихся в заключении, живущих с прогрессирующим раком или хронически больных. Точно так же одно исследование также показало, что пожилые люди, живущие в домах престарелых, также могут увидеть некоторую пользу от экзистенциальной терапии.
Люди, практикующие экзистенциальную терапию, часто проходят обучение по двум направлениям. Во-первых, это психологический тренинг. У большинства людей будет ученая степень в области психологии или консультирования или медицинская степень в области психиатрии. Во-вторых, они могли также выполнить дополнительную работу по философии.
Поиск экзистенциального терапевтаВы можете найти терапевта рядом с вами на одном из следующих сайтов:
- PsychologyToday.com
- GoodTherapy.org
Многие терапевты, психиатры и психологи практикуют экзистенциальную терапию или гуманистическую терапию в дополнение к другим видам поведенческой терапии.
Этот тип практики часто воспринимается некоторыми людьми как слишком пессимистичный или мрачный. Это потому, что он охватывает болезненные, вредные элементы жизни. Например, одна из целей этой терапии — научиться не бояться смерти, чтобы страх смерти не контролировал ваш выбор.
В то время как большая часть психотерапии сосредоточена на взаимодействии один на один, исследования показывают, что групповая терапия может иметь некоторую пользу для людей, практикующих экзистенциальную терапию.
В одном исследовании участники с большей вероятностью были частью группы, если продолжительность групповых усилий была короче. Однако более короткая продолжительность, возможно, не привела к большой эффективности. В этом исследовании короткое взаимодействие мало помогло психологическому состоянию участников исследования.
В другом исследовании, однако, образованные женщины-домохозяйки чаще сообщали о «саморасцвете» и улучшении отношения к жизни после участия в экзистенциальной групповой терапии.
Но, несмотря на эти исследования, этот тип терапии недостаточно изучен. Саму природу этой терапии — то, что человек находит смысл и учится брать на себя ответственность за выбор — трудно измерить. Это затрудняет сравнение его с другими видами терапии и методами лечения.
Легко переполниться беспокойством или беспокойством, когда вы останавливаетесь, чтобы подумать о своем будущем, своей цели, своем смысле. Это большие вопросы. На самом деле, для некоторых людей слишком частое размышление над этими вопросами или без хорошего решения может привести к экзистенциальному кризису.
Но цель экзистенциальной терапии — помочь людям не чувствовать себя подавленными будущим и возможностями. Вместо этого терапевт постарается помочь вам найти баланс между осознанием своей ответственности перед собственным будущим и неподверженностью этому.
Что общего между ними?
Жизнь наполнена множеством больших вопросов: В чем смысл? В чем смысл? Почему я здесь?
Экзистенциальная теория пытается ответить на многие из этих вопросов, чтобы помочь людям найти смысл и понимание. Эта концепция давно обсуждалась и обсуждалась философами последних двух-трех столетий. Это также нашло свое применение в терапии.
Экзистенциальная терапия пытается помочь людям найти смысл и цель в жизни. Он стремится покончить со страхом перед неизвестным. Терапевт активно поощряет пациентов использовать свою способность делать выбор и развивать свою жизнь, чтобы максимизировать свое существование или смысл своего существования.
Да, у вас есть свобода воли и способность определять свое будущее. Это может быть стрессом или воодушевлением. Цель экзистенциальной терапии — помочь вам сделать выбор, который заставит вас чувствовать себя менее тревожным и более искренним.
Экзистенциальная теория — это многовековая философия. Он включает в себя личную свободу и выбор. Он утверждает, что люди сами выбирают свое существование и смысл.
Европейский философ Серен Кьеркегор считается одним из первых философов экзистенциальной теории. Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр последовали за ним и развили идеи.
Эти философы считали, что самоосознание и самоуважение — единственный способ познать себя. Они считали, что личная эволюция необходима, потому что все постоянно меняется. Жизнь всегда развивалась. Единственной константой была ответственность человека решать в данный момент, кем он хочет быть и каким он хочет быть.
Австрийский психиатр и выживший в концлагерях Виктор Франкл разработал логотерапию в середине 20-го века. Этот вид терапии призван помочь людям найти смысл жизни. Франкл считал, что это главная цель человека. Это был предшественник сегодняшней экзистенциальной терапии.
Вместе с Франкл психолог Ролло Мэй помог сформировать практику гуманистической терапии, основанной на концепции экзистенциальной психотерапии.
В последние годы психиатр Ирвин Ялом установил четыре принципа экзистенциальной терапии. Эти данности, или существенные проблемы, стали определять проблемы и препятствия, которые мешают людям жить максимально полноценной жизнью.
Согласно Ялому, четыре основные проблемы:
- смерть
- бессмысленность
- изоляция
- свобода или ответственность делать лучший выбор , цели и инструменты.
Терапевты, практикующие экзистенциальную терапию, стремятся помочь своим пациентам принять свой выбор и свои планы, ориентируясь на возможности, а не на прошлое. Экзистенциальные терапевты считают, что прошлое может быть поучительным. Тем не менее, это не предназначено для информирования о том, что вы в настоящее время делаете или хотите от жизни.
Вместо этого терапевты призывают пациентов использовать творческий потенциал, любовь и другие улучшающие жизнь переживания, чтобы помочь им принимать решения и определять свое поведение в будущем. В этом процессе терапевт надеется помочь своему пациенту научиться думать и действовать, не беспокоясь о тревоге или страхе испортить свою жизнь.
В конечном счете, цель экзистенциальной терапии — помочь людям обрести смысл, несмотря на естественные тревоги и страхи перед четырьмя данностями. Если они успешны, они могут жить настоящей жизнью, наполненной чувством собственного достоинства и самомотивацией. Они также могут делать выбор из положительных моментов, а не из страха.
Экзистенциальная терапия может быть включена в любой вид психотерапии. Методы этой философии включают в себя разговор, слушание, ответы на вопросы и взаимодействие с вашим терапевтом в течение многих недель, а возможно, и месяцев. Но вместо лечения симптома, такого как тревога, экзистенциальная терапия направлена на то, чтобы сосредоточиться на человеке в целом.
В качестве примера экзистенциальная терапия предполагает, что люди с расстройством зависимости имеют дело с тревогой и страхом из-за одной из основных данностей. Но они не нашли решения, которое их успокоило. Затем они обратились к употреблению психоактивных веществ и злоупотреблению ими.
В этом случае экзистенциальный терапевт должен работать, чтобы помочь человеку с расстройством потребления столкнуться с этой тревогой лицом к лицу. Они могут помочь своему пациенту определить, почему эти тревоги и страхи кажутся такими подавляющими.
Они могут даже попытаться познакомить пациентов с опытом, улучшающим их самочувствие.
Независимо от конкретной техники, цель экзистенциальной терапии — позволить людям расти и принимать свою жизнь, свои желания и свое любопытство, не опасаясь данности.
Он направлен на решение проблем эмпатии, здесь и сейчас и даже снов, которые могут отражать бессознательные фантазии, с помощью экзистенциального терапевта.
По словам Ялома, экзистенциальные терапевты считаются «попутчиками», которые могут проявить сочувствие и поддержку, чтобы помочь пациентам принять решение.
Existential therapy may be beneficial for people with a variety of symptoms, including:
- anxiety
- dependency or use disorders
- depression
- post-traumatic stress disorder
- apathy
- shame
- resentment
- rage
- бессмысленность
- психоз
Некоторые исследования также показали, что экзистенциальная терапия может иметь положительный эффект для людей, находящихся в заключении, живущих с прогрессирующим раком или хронически больных. Точно так же одно исследование также показало, что пожилые люди, живущие в домах престарелых, также могут увидеть некоторую пользу от экзистенциальной терапии.
Люди, практикующие экзистенциальную терапию, часто проходят обучение по двум направлениям. Во-первых, это психологический тренинг. У большинства людей будет ученая степень в области психологии или консультирования или медицинская степень в области психиатрии. Во-вторых, они могли также выполнить дополнительную работу по философии.
Поиск экзистенциального терапевта
Вы можете найти терапевта рядом с вами на одном из следующих сайтов:
- PsychologyToday.com
- GoodTherapy.org
Многие терапевты, психиатры и психологи практикуют экзистенциальную терапию или гуманистическую терапию в дополнение к другим видам поведенческой терапии.
Этот тип практики часто воспринимается некоторыми людьми как слишком пессимистичный или мрачный. Это потому, что он охватывает болезненные, вредные элементы жизни. Например, одна из целей этой терапии — научиться не бояться смерти, чтобы страх смерти не контролировал ваш выбор.
В то время как большая часть психотерапии сосредоточена на взаимодействии один на один, исследования показывают, что групповая терапия может иметь некоторую пользу для людей, практикующих экзистенциальную терапию.
В одном исследовании участники с большей вероятностью были частью группы, если продолжительность групповых усилий была короче. Однако более короткая продолжительность, возможно, не привела к большой эффективности. В этом исследовании короткое взаимодействие мало помогло психологическому состоянию участников исследования.
В другом исследовании, однако, образованные женщины-домохозяйки чаще сообщали о «саморасцвете» и улучшении отношения к жизни после участия в экзистенциальной групповой терапии.
Но, несмотря на эти исследования, этот тип терапии недостаточно изучен. Саму природу этой терапии — то, что человек находит смысл и учится брать на себя ответственность за выбор — трудно измерить.