Злость в психологии это: Злость в психологии: почему это хорошо и полезно, злость переходит в слезы — как научить ребенка правильно злиться — 18 октября 2022

Злость в психологии: почему это хорошо и полезно, злость переходит в слезы — как научить ребенка правильно злиться — 18 октября 2022

Оксана Ларюшкина

Поделиться

Комментарии

Большой материал про базовое чувство, которое нельзя держать под запретом.

Злость — древнее и базовое чувство, которое может испытывать человек. При этом в обществе эту эмоцию принято осуждать, потому что она ассоциируется с чем-то отталкивающим и негативным, хотя подавлять злость — намного опаснее для самого человека. Как разрешить себе злиться и почему именно это чувство помогает выжить, рассказывает психолог Екатерина Кузина.

kuzinakate

Зачем человеку нужна злость

Злость — чувство, которое помогает человеку двигаться вперед. На этой эмоции мы строим карьеру, тренируемся в зале, принимаем решения, просим повысить зарплату, решаемся поговорить с партнером, озвучиваем обиды. Тот же секс — про агрессию, животное чувство, где тоже нужна злость.

shutterstock.com

Любой внутренний конфликт начинается со злости, возможности что-то почувствовать и сказать «со мной так нельзя». Сюда же добавляется амбициозность и ярое желание что-то менять, после которого мы начинаем действовать.

Почему людям не разрешают злиться

К сожалению, у многих с детства стоит запрет на то, чтобы испытывать злость. Ребенку можно обижаться, просить прощения, если он в чем-то виноват, получать наказание, но нельзя злиться. Родители даже не озвучивают эту эмоцию: мы почти ни от кого не слышали: «Ты злишься и имеешь на это право, я тебя понимаю».

Подавлять злость — значит терпеть, когда нас что-то не устраивает. Ребенок привыкает к этому с раннего возраста. Дальше он становится взрослым и думает: мне мало платят, ну ничего, я потерплю; меня не уважает окружение, но я ничего не могу сделать; партнер игнорирует мои желание, надеюсь, все как-нибудь разрешится.

Когда люди не показывают эмоции, хорошие или плохие, это свидетельствует о страхе оценки. Возможно, родители не разрешали ребенку проявлять себя, потому что «кто-то что-то подумает» или «надо вести себя прилично». Ребенка с детства учат быть комфортным и удобным для окружающих, но не для себя. Злость же указывает на то, что нам что-то не нравится, и как что-то сделать, чтобы нас все устраивало. Все дуально, и злость — обратная сторона радости. Если вы умеете злиться, радоваться вы тоже будете полноценно, и сможете это показывать, а не прятать в себе.

shutterstock.com

Когда человека спрашиваешь: «Что ты чувствуешь?», многие отвечают: «Я думаю, что злюсь». Такие люди — не в контакте со своими чувствами, они анализируют свое состояние через мозг. Если же вы в контакте с собой, вы четко различаете злость, агрессию, радость, удовольствие и другие состояния, которые называете, не задумываясь.

Злость — классная, но сильно табуированная в обществе эмоция. И когда вы разрешаете себе ее испытывать, вы начинаете ею управлять, а не она вами.

Почему плохо подавлять злость

Человеку нужны разные эмоции, чтобы чувствовать жизнь. Когда человек подавляет их, окружающие не знают, что он чувствует. Из-за этого может быть некомфортно, потому что человек ни на что не реагирует. Например, в отношениях мужчине от женщины очень нужны эмоции, даже если он это не осознает. По природе мужчины более закрыты и зажаты, и через женщину рядом они лучше чувствуют себя и свои эмоции, можно сказать, знакомятся с собой.

По этой же причине многие мужчины любят скандалы, но в разумных пределах. И когда вы слышите «мы расстались из-за того, что часто ругались», то скорее всего, причина была совсем не в этом. Просто люди не хотят признавать, что отношения испортились давно и совсем по другим причинам, поэтому прикрываются скандалами. Ругаться тоже можно по-разному: унижать мужчину или показывать только свои эмоции, без перехода на личности.

shutterstock.com

Или еще один пример, когда сложно контактировать с неэмоциональными людьми. Например, вы делитесь с подругой своей проблемой, хотите, чтобы она вовлеклась, что-то сказала, поддержала вас, отреагировала, как этого требует ситуация, а она говорит «все наладится» или «ничего страшного, все будет хорошо». Если хотя бы раз происходила такая ситуация, вы согласитесь, что такая «поддержка» делает еще хуже, чем если бы человек честно сказал «вот это жесть, понимаю, почему ты бесишься!»

Как связаны злость и слезы

Слезы — это тоже про подавление злости. Еще один пример из детства: ребенок бегает по комнате и разбивает вазу. Скорее всего его реакцией будет — надуть щеки или плакать, чтобы его простили, потому что ему не разрешают по-другому выражать эмоции. И как бы сильно поддержали его родители, если бы сказали «мы понимаем, что ты злишься, давай поговорим, почему так произошло». Поэтому маме и папе важно озвучить в адрес ребенка чувства, которые он может испытывать, разрешать ему проживать их, а не на автомате отчитывать его, потому что ситуация доставила дискомфорт и проще всего наказать ребенка.

shutterstock.com

Если говорить про слезы и злость взрослых, здесь происходит то же самое: мне что-то не нравится и я начинаю плакать, вместо того, чтобы идти в ситуацию до конца и что-то выяснять. В этом случае слезы — неумение разозлиться и поменять ситуацию. Если это происходит в компании, человек надеется, что кто-то обратит внимание и разрулит ситуацию за него. Получается своего рода манипуляция. Поэтому как психолог, я наблюдаю главный прогресс у постоянно плачущих женщин, когда они перестают это делать и начинают разговаривать, решать, возмущаться.

«Ты — злой!» Кто навешивает такие ярлыки

Так обычно говорят люди, которые не могут позволить себе злиться. Когда вы не знакомы со своей злостью и видите эту эмоцию со стороны, вы можете растеряться. Например, вам нахамила женщина в магазине — вы не знаете, что ответить. Или наоборот: вы можете выстоять и защитить себя, сказать: почему вы так со мной разговариваете? Мне не нравится, как вы со мной общаетесь. И чужая злость не разрушит вас, если вы чувствуете и признаете свою.

Как научиться злиться

Злость не разрушает, а дает освобождение и выход эмоций. Она разрушает, если ее долго давишь в себе, и потом она выходит через ситуации, которые не можешь контролировать. Пример: девушка не успела на автобус, опоздала на работу, пролила кофе на платье, получила выговор от руководства, пришла вечером домой и накричала на мужа. Злость всегда найдет выход — это закон природы. Сюда же добавим психосоматические болезни, которые никто не отменял. Поэтому, может разрушать только подавленная или хаотичная злость.

shutterstock.com

Как правильно злиться:

  1. Признать, что вы в ярости.
  2. Понять причину злости: бесит начальник, с которым невозможно договориться; пробка, из-за которой не успеваете на важную встречу; подруга, которая постоянно опаздывает.
  3. Если можете — напишите кому-то из близких людей и выговоритесь.
  4. Совершите какое-то активное действие, в зависимости от того, что можете сделать прямой сейчас. Если есть возможность — идите на спорт или пробежку, хотя бы прогуляйтесь, активно походите. Если вы дома — покричите в подушку или побейте ее.

Как злиться, чтобы не навредить другим

Мы живем в социуме и важно понимать, где ты находишься и уважать окружение. Одно дело — сидеть с подругой и крыть всех матом, и другое — делать то же самое в публичном заведении.

Базовое, чему нужно научиться — «отлавливать» и признавать свою злость. Сказать себе «окей, я сейчас в бешенстве, и готов разнести все вокруг». То же самое, когда вы говорите партнеру «я сейчас очень злая и не готова выяснять отношения, иначе наговорю лишнего». Для этого людям дан интеллект, который помогает понять, где и как выражать свою злость. Условно, вы можете пойти поорать в лес, но не можете сделать это в ресторане.

Как поддержать человека, который злится

Самое правильно, что можно сделать — озвучить эмоции человека и позволить ему их испытывать. Можно сказать: я понимаю, что ты злишься, ситуация — просто ***. И это будет лучшей поддержкой. Не нужно успокаивать человека, предлагать решений, говорить, что ничего страшного не произошло. Таким образом вы обесцениваете ситуацию и можете еще больше разозлить человека.

shutterstock.com

Или многие девушки не понимают, как вести себя, когда мужчина злится, и начинают его доставать распросами. Иногда лучшая поддержка для мужчины — просто оставить его. Если вы видите, что человек в стрессе, дайте прожить ситуацию, как ему комфортно, не лезьте с разговорами. Мужчину поддерживает и ваше спокойное состояние, например, когда его «колбасит», а вас — нет. Поэтому не нужно повторять «я в тебя верю, я в тебя верю, я в тебя верю», — скажите это один раз, покажите своим внешним видом и не трогайте человека.

«Просто успокойся». Почему бесят такие советы

Когда вы злитесь, вы можете слышать рекомендации, которые не помогают, а добивают. Например, «попробуй помедитировать». Но советчик же не понимает, что это не всем подходит, и очень темпераментных людей медитация не только не успокаивает, но и раскручивает еще больше.

Особенно раздражает, когда «умничают» не психологи или специалисты по работе с людьми, а условные блогеры. Когда человек не имеет профессионального отношения к теме, в которой он позиционирует себя как эксперт, это выглядит нелепо. Плюс многие универсальные советы выглядят как непрошеные: испеките пирог, сходите в театр, полюбуйтесь природой, подышите. Если вы не работаете с людьми, вы никогда не найдете слова, с помощью которых можете им помочь. Люди чувствуют фальшь, и любая кризисная ситуация вызывает эмоции — это маркер того, что с человеком все в порядке.

shutterstock.com

Моя работа как психолога — успокаивать людей, но я никогда не скажу «мои дорогие, думайте о хорошем и все наладится». Это ложь, и люди это «считывают». И если «специалисты» говорят вам, что проживание эмоций, истерика или злость — плохие эмоции, бегите от таких экспертов.

Такое проявление эмоций как раз говорит об обратном: что с вами все в порядке и вы реагируете адекватно. И не нужно переживать, что такие ситуации станут постоянными. Наоборот: человек может пережить истерику, дать выход эмоциям, принять ситуацию и думать, что делать дальше. Поэтому злость может стать толчком к большим переменам, на которые вы не решились бы, если бы подавляли ее.

🏃🏽 Еще больше тренировок, рецептов и лайфхаков в нашей группе ВК, присоединяйтесь!

как перестать бояться и научиться управлять

ПСИХОЛОГИЯ / 1 ИЮНя

Что хуже смерти можешь ты пожелать тому, на кого гневаешься?

Так успокойся: он умрет, даже если ты палец о палец не ударишь.

«Я злой», «я не умею конфликтовать», «сделайте так, чтобы я перестал быть агрессивным» — часто с такими запросами о гневе и агрессии люди обращаются в терапию. Мы избегаем своего негодования, боимся конфликтов и живем в состоянии сдерживания любых негативных проявлений. Злость — одна из самых табуированных в обществе эмоций: детям нельзя злиться на старших, родители пытаются быть понимающими и лояльными, современное общество призывает контролировать свои импульсы и «держать себя в руках». В представлении большинства агрессия свойственна только неуравновешенным людям и носит разрушительный характер.

Почему злость так же естественна, как и радость, может ли она быть созидательной, как агрессия сближает в отношениях и к каким последствиям приводит попытка её подавить — об этом в новой статье.

Луций Анней Сенека

История изучения человеческого гнева уходит далеко в прошлое. Уже в 4 веке до н.э. древнеримский философ Сенека в философском трактате «О гневе» писал: «. ..следует бояться гнева больше, чем всех прочих чувств, волнующих нашу душу, как самого отвратительного и самого неукротимо-буйного». Злость не возникла во времена античности, однако жестокость людей той эпохи хорошо известна не только из истории различных войн, но даже из культуры развлечений: знаменитые бои гладиаторов в большинстве случаев заканчивались смертью одного из бойцов. Вся дальнейшая история показала, что гнев одинаково присущ человеку и при разрушении мира вокруг себя, и при достижении благих целей.

Вторая половина прошлого века ознаменовалась большим количество исследований и экспериментов, направленных на изучение феномена человеческой злости. В 1972 небольшая группа ученых основала «Международное сообщество по изучению агрессии» (англ. ISRA). Своей целью организация ставит обмен научной информацией о причинах и последствиях насилия, а также развитие знаний и методов, которые могли бы уменьшить агрессию в мире.

Учреждение ISRA прошло в рамках 20-го международного конгресса по психологии. В те же годы два американских психолога независимо друг от друга провели эксперименты, перевернувшие представление ученых о склонности простых людей к агрессии. Знаменитые на весь мир исследование Стэнли Милгрэма и Стэнфордский тюремный эксперимент Филипа Зимбардо уже в те годы вызвали волну критики за свою неэтичность и жестокость. Однако результаты, полученные в ходе их проведения, внесли огромный вклад в исследование человеческой жестокости.

Филипп Зимбардо

Пока одни ученые занимались лабораторным изучением агрессии, другие посвятили себя теоретическому обоснованию этого феномена. На сегодняшний день существует множество различных подходов, объясняющий природу человеческой злости. Так, ряд ученых выдвигает теорию инстинкта в качестве причины агрессии. Ее разработкой занимались независимо друг от друга основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и австрийский зоолог Конрад Лоренц. Идея Фрейда об агрессии, как инстинкте смерти, в дальнейшем была раскритикована его последователями. В свою очередь Лоренц считал, что агрессия — есть внутреннее напряжение, требующее разрядки. Для ее выражения не обязателен внешний стимул. Он так же утверждал, что агрессия нужна для выживания индивида.

Вторая группа авторов во главе с Джоном Доллардом объясняют происхождение агрессии через теорию фрустрации, согласно которой «возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот — наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности».

Американский психолог Леонард Берковиц обосновывал человеческую агрессию через призму когнитивной теории: в основе возникновения агрессивного поведения лежит интерпретация индивидом ситуации или чьих-то действий, как угрожающих, что приводит к его ответным чувствам и поведению.

И, наконец, теория социального научения объясняет феномен агрессии через наблюдение человеком агрессивного поведения и его последующее присвоение и повторение.

Помимо различных теоретических подходов к возникновению агрессии ученые также по-разному классифицируют и ее виды. Агрессию разделяют на: физическую и вербальную, прямую и косвенную, враждебную и инструментальную. Особняком стоят понятия конструктивной и дефицитарной агрессии: в случае первой человеческая злость направлена на достижение целей, во втором — индивид не способен проявлять агрессию, избегая конфликтных ситуаций и возможных разногласий.

Становится очевидно, что феномен злости невозможно объяснить одной универсальной теорией. Попробуем рассмотреть это явление через призму био-психо-социальной модели.

  • Согласно предложенной Полом Экманом классификации злость входит в список базовых эмоций человека: за ее возникновение и проявление отвечает лимбическая система головного мозга. Так называемый «эмоциональный» мозг есть уже у животных, поэтому в своей злости человек подобен любой собаке или медведю. Базовое происхождение эмоции объясняет невозможность избавиться от нее. Мы злимся по своей природе.

  • Второй важной составляющей в биологическом объяснении агрессии являются гормоны. Традиционно злость человека связывают с уровнем тестостерона. Этим же объясняют разницу во вспыльчивости женщин и мужчин — у последних уровень гормона в крови в 10 раз выше. Однако в своей книге «Биология добра и зла» профессор Стэнфорда Роберт Сапольски призывает не быть такими категоричными в оценке роли тестостерона в агрессивном поведении человека. Данный гормон действительно делает индивида злым, но только лишь в ситуации изначальной предрасположенности к агрессивному поведению. В остальных случаях тестостерон снижает уровень эмпатии и повышает тревожность. Более того, важно помнить, что и сама агрессия увеличивает концентрацию гормона в крови.

Принимая во внимание биологическую составляющую, важно знать три стимула, повышающих уровень агрессии людей: боль, жара и теснота. Статистика показывает, что увеличение температуры воздуха на каждые 3 градуса повышает степень межличностной агрессии на 4%. Жители мегаполисов действительно испытывают больше раздражения ранним летним утром в метро — такова наша природа.

Говоря о присущей человеку от природы злости, важно понимать, что существуют проявления агрессии, выходящие за пределы нормы. Согласно действующей сегодня версии Международного классификатора болезней два типа расстройства личности характеризуются повышенным показателем озлобленности. Эпилептоидное и диссоциальное расстройства личности делают человека агрессивным, жестоким, импульсивным. Второе также будет характеризоваться равнодушием к чувствам человека, на которого направлена агрессия. Важно понимать, что человек с описанным расстройством не просто обладает плохим характером или чрезмерной чувствительностью к стимулам. Расстройства психики предполагают медикаментозное лечение у врача психиатра.

Социальный компонент агрессии включает в себя воспитание, представление общества об агрессивном поведении, социальные установки и культурный код. В нашей стране большинство людей традиционно приписывает агрессивные черты мужчинам. Мы точно знаем, что «девочки так себя не ведут», а мальчик должен «дать сдачи» в ссоре. Таким образом, уже с малых лет формируется и поддерживается открытое проявление злости и стороны мужчин и ее сдерживание у женщин. Однако действительно ли мужчины злее?

Многочисленные исследования показывают, что уровень агрессии у мальчиков и девочек разнится, но лишь до возраста 12-14 лет. Далее кривая различий сглаживается, и на смену разному уровню злости приходит разная форма ее выражения. Так мужчины выражают недовольство явно и физически, женщинам же присуща скрытая, косвенная и вербальная агрессия. Помимо сплетен и манипуляций женщины отличаются направленностью агрессии скорее на себя (аутоагрессия), тогда как мужчины разворачивают ее на обидчика (гетероагрессия). Кроме гендерных стереотипов нам также свойственно путаться в самих понятиях «агрессия» и «агрессивность». Последнее — черта личности, не зависящая от пола и возраста, тогда как агрессия — непосредственное действие. Таким образом, человек может быть агрессивным, но не проявлять это, а может остро реагировать на ситуацию из-за сильной эмоции злости, будучи при этом неагрессивным по типу.

Кажется, феномен злости не несет в себе ничего хорошего и, возможно, действительно есть смысл научиться контролировать эту разрушительную эмоцию? К счастью, это не так. Возникнув вместе с человеком, злость необходима нам для того, чтобы вовремя отреагировать и устранить от себя возможную опасность или источник боли. Без достаточного уровня агрессии человек не смог бы убежать от собаки или оттолкнуть от себя противника в драке.

Исключительно положительную и важную роль агрессия играет в формировании и установлении границ личности. Только разозлившись мы можем обозначить, какое поведение по отношению к нам уместно и допустимо. Здоровая злость, сигнализирующая об угрозе физического или психического разрушения, является обязательным условием для сохранения своей целостности. Вовремя обозначенные границы делают отношения между людьми ясными и безопасными. Возможность выдерживать конфликты, обозначать свою позицию без страха за реакции другого — то, что позволяет человеку принимать себя в своих агрессивных проявлениях, избавляет от чувства вины, и помогает управлять этой эмоцией, а не подавлять ее.

И, наконец, злость — это энергия изменений. Только прикоснувшись к своей злости от невозможности принимать обстоятельства, нелюбимую работу, некомфортные отношения, отсутствие отдыха, мы можем «оттолкнуться» и начать трансформировать свою жизнь.

Злость, как и любую другую эмоцию, не удастся искоренить, но ею можно научиться управлять. Управление эмоциями не предполагает их контроль. Контроль здесь скорее является синонимом подавления, что будет приводить к плохим последствиям. Подавленная злость найдет выход через:

  • аутоагрессию

  • пассивную агрессию

  • депрессию

  • психосоматику

Психологическая работа со злостью начинается с определения чувства. Злость — сложное явление, за которым часто могут скрываться страх, обида, ощущение беспомощности и иные переживания. Если вы понимаете, что действительно злитесь, определите объект злости. В отличии от большинства эмоций человеческая злость возникает только в контакте. Мы не злимся на что-то абстрактное, но всегда — на кого-то. Определение объекта необходимо не для того, чтобы обрушить на него свой гнев, но для возможного прояснения ситуации.

Следующим шагом обозначьте свою злость. Если есть возможность поговорить, то донесите свое состояние через я-сообщение, обязательно уточняя, что для вас значит случившееся. Практика показывает, что одно и то же событие люди воспринимают по-разному.

Если диалог по каким-то причинам невозможен, гнев всегда можно выразить опосредованно: эмоцию можно прожить в кабинете психолога, используя различные техники, или же написав письмо, которое не предполагает отправки. И, конечно, любая саморегуляция включает в себя обращение к телу: дыхание под счет в обратном порядке, глоток воды, заземление — все эти простые и доступные техники помогают в моменте вынырнуть из накрывшей эмоции для того, чтобы потом рационально посмотреть на ситуацию и принять решение.

Злость существовала и будет в этом мире до тех пор, пока есть человек. Гнев не делает людей плохими, а его подавление не улучшает жизнь. Злость — всего лишь эмоция, а это значит, что ее можно отслеживать, выявлять и, конечно, научиться управлять.

Текст подготовила Ирина Васильева

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Определение гнева – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

Глава 9: Гнев

Определения гнева различаются. Берковиц и Хармон-Джонс (2004) определяют гнев как «синдром относительно специфических чувств, познаний и физиологических реакций, ассоциативно связанных с желанием причинить вред какой-либо цели» (стр. 108). Шиота и Калат (2012) определяют гнев как «эмоциональное состояние, связанное с чувством обиды или обиды, с желанием пригрозить обидевшему вас человеку или причинить ему боль» (с. 176). Оба эти определения подчеркивают, что гнев вызывает поведение приближения — приближение либо к человеку, который причинил нам боль, либо к любой ближайшей цели. Шиота ан Калат (2012) также подчеркивает, что одной из когнитивных оценок является восприятие того, что кто-то нас оскорбляет. Гнев представляет собой эмоцию, а агрессия — это термин, используемый для обсуждения изменения поведения, которое происходит из-за гнева. В эмпирических исследованиях иногда измеряется агрессия вместо эмоции гнева.

Гнев можно разделить на виды гнева. Первая классификация гнева основана на цели или назначении гнева. Целью враждебной агрессии является причинение физической или психологической боли другому человеку. Враждебная агрессия вызвана нашим восприятием того, что кто-то или что-то блокирует наши цели, угрожает нам или проявляет к нам враждебность. Иногда враждебную агрессию называют реактивным гневом или горячим гневом, потому что мы агрессируем в ответ на какую-то угрозу. При инструментальной агрессии целью агрессора является получение некоторого вознаграждения или ресурса, а не причинение кому-либо вреда или вреда. Наградой может быть победа в игре, повышение социального статуса или получение денег. Инструментальную агрессию иногда называют проактивным или холодным гневом, потому что эта агрессия является ответом на хорошо продуманный план, который позволит достичь цели. Кроме того, инструментальная агрессия не сопровождается физиологическим возбуждением, как это наблюдается при враждебной агрессии. Важно отметить, что во время инструментальной агрессии могло произойти причинение вреда другому человеку, даже если целью не было причинение вреда другому человеку.

Например, во время футбольного матча цель состоит в том, чтобы победить. Таким образом, большинство футболистов прибегают к инструментальной агрессии, даже несмотря на то, что во время игры другая команда все равно может получить травму. Как правило, в исследованиях эмоций гнева враждебная агрессия рассматривается как изменение поведения, возникающее в результате эмоции гнева.

Другой способ классификации агрессии основан на типе вреда, причиняемого мишени. Физическая агрессия — это когда физический вред или дискомфорт возникают в результате гнева, тогда как реляционная агрессия — это когда наносится ущерб социальному положению человека или отношениям. Примеры реляционной агрессии включают остракизм, сплетни, манипулирование и вербальное (оскорбление, обзывание) или невербальное поведение (закатывание глаз, вздохи). И физическую, и реляционную агрессию можно рассматривать как изменения поведения, возникающие в результате эмоции гнева. Физическую агрессию также называют открытой или прямой агрессией, тогда как реляционную агрессию иногда называют социальной, скрытой или косвенной агрессией.

Объединение этих двух категорий вместе означает, что каждое агрессивное поведение может быть классифицировано как инструментальное или враждебное И как физическое или реляционное. Например, кто-то может сплетничать (форма агрессии в отношениях) по упреждающим (получение более высокого социального статуса) или реактивным причинам (чтобы задеть самооценку другого человека).

В следующих разделах мы разберем эмоциональные компоненты гнева.

Гнев | АПС

темы психологии

Гнев — это обычно переживаемая эмоция, которая может варьироваться от легкого раздражения до ярости.

 

Гнев возникает, когда человек считает, что кто-то обидел его, что произошло что-то несправедливое или несправедливое, или что его благополучие и социальный статус либо не уважаются, либо находятся под угрозой. 1-3  Ни один человек не может нас разозлить, скорее на гнев влияют мысли людей, их интерпретации событий, их навыки преодоления трудностей и доступная поддержка. 4

Хотя гнев часто считается вредной эмоцией, он может быть здоровой эмоциональной реакцией, если выражается уверенно и уважительно. Иногда гнев может быть полезен; это может побудить человека предпринять позитивные действия для изменения ситуации к лучшему 5 или для достижения своих целей. 6  

Нельзя игнорировать частые приступы гнева. Вспышки гнева могут вызвать страх, сожаление и/или проблемы с работой, отношениями и здоровьем как у вас самого, так и у других. Когда гнев побуждает кого-то прибегнуть к насилию, это может привести к телесным повреждениям и даже гибели людей. Разгневанные люди часто сообщают, что сожалеют о своих вспышках и желают, чтобы они могли выразить себя по-другому. 7-10 

Просмотр в формате PDF

Аспекты гнева

Проблемный гнев проявляется часто, интенсивно и продолжительно. Переживание гнева включает в себя мысли, эмоции, физические реакции и поведение человека.

Мысли

Мысли могут быть иррациональными или преувеличенными. В гневе люди чаще обвиняют других и не видят себя играющими роль в ситуации. Мысли также могут быть сосредоточены на подавлении другого человека или желании отомстить. 4

Эмоции

Гнев также включает эмоциональную реакцию, связанную с мыслями и убеждениями человека о ситуации. Оно может варьироваться от легкого раздражения или раздражения до более выраженных чувств гнева или ярости. 4

Физические реакции

Симпатическая нервная система активируется во время гнева, повышая частоту сердечных сокращений, усиливая мышечное напряжение и иногда создавая ощущение жара. 4 Химические вещества в мозге, которые помогают контролировать настроение, сон, аппетит, обучение и память, также считаются вовлеченными в наше выражение и переживание гнева, и в результате эти аспекты нашего поведения могут быть негативно затронуты. 11

Поведение

Проблемный гнев связан с рядом негативных форм поведения, особенно с агрессией и насилием, которые вызывают дополнительные трудности для человека и его отношений, включая насилие в семье, насилие на рабочем месте, запугивание и домогательства. 4, 6, 12-14 Ярость на дороге, нападения и употребление психоактивных веществ также связаны с проблемным гневом. 6, 15, 16

Что вызывает проблемный гнев?

Исследователям еще предстоит найти причину гнева, однако способ переживания и выражения гнева может стать привычкой. Таким образом, знание факторов риска гнева может помочь при попытке выбрать напористое и уважительное выражение. Вот некоторые из факторов риска гнева: 

  • Воспоминания и образы, связанные с гневом , например, связанные с переживанием травмы, могут вызывать и усиливать переживание гнева. 4  
  • Семейные и культурные факторы , посредством которых семьи моделируют приемлемое поведение, а культура может формировать то, что считается нормальной и адекватной реакцией на стресс.
    17
     
  • Фиксированные способы мышления о мире и установка жестких стандартов и ожиданий могут увеличить вероятность гнева, когда ситуации происходят не так, как ожидалось. 4  
  • Гнев может быть симптомом некоторых расстройств психического здоровья , таких как оппозиционно-вызывающее расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и некоторые расстройства личности. 1 Поэтому частые вспышки гнева могут указывать на более серьезные проблемы с психическим здоровьем и должны быть обследованы.
  • Склонность реагировать на стресс гневом, враждебностью или агрессией может частично зависеть от генов человека . 18

Лечение

Проблемный гнев можно решить с помощью психологической поддержки и терапии, помогая людям изменить свое мышление или поведение в ответ на ситуации, которые вызывают их гнев.

1, 6, 19, 20 Повышение мотивации человека к изменению также является важной частью лечения. 21, 22

Наиболее распространенными методами лечения проблемного гнева являются когнитивно-поведенческая терапия, обучение навыкам релаксации и обучение жизненным навыкам. Семейная терапия или терапия, основанная на отношениях, также может улучшить общение и восстановить отношения, затронутые проблемным гневом.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает человеку изменить бесполезные мысли и поведение, которые могут способствовать его гневу, и направлена ​​на формирование навыков постоянного управления проблемным гневом. Когнитивная переоценка, когда человек меняет свою интерпретацию события (например, видит, что водитель, который подрезает его, возможно, спешит на важную встречу, а не намеренно задерживает его), особенно полезна для уменьшения или предотвращения гневных реакций.

21, 23-26

Решение проблем , который помогает человеку определить проблемные ситуации, которые могут вызвать реакцию гнева, а поиск эффективных решений может привести к снижению уровня проблемного гнева. 19, 27

Обучение навыкам релаксации помогает уменьшить напряжение в теле, что может стать важным первым шагом в решении проблем с гневом. 21, 28

Обучение навыкам общения помогает человеку научиться и практиковать более спокойные способы справляться с ситуациями, которые обычно вызывают гневную реакцию, используя реальные или ролевые ситуации. 21, 29, 30 Такое обучение может быть сосредоточено на таких навыках, как компромисс и переговоры, чтобы улучшить разрешение конфликтов и как уважительно и спокойно выражать свой гнев.

31  

Вмешательства на уровне семьи или отношений могут помочь семьям, парам или другим лицам, состоящим в отношениях, лучше понять гнев человека и его негативные последствия. 21 Семейные вмешательства могут помочь улучшить навыки общения, разрешения конфликтов и решения проблем, разорвать циклы гнева и агрессии и увеличить обмен положительными эмоциями, а не гневом. 31

Обращение за помощью

Если гнев влияет на вашу способность преуспевать в повседневной жизни, вам может помочь психолог. Гнев будет рассматриваться как нормальная эмоция, которая при выражении становится дисфункциональной и вредной. Психологи — это высококвалифицированные и квалифицированные специалисты, которые помогают людям с целым рядом проблем с психическим здоровьем, в том числе проблемным гневом и другими состояниями, которые влияют на ваш гнев, такими как тревога, депрессия или употребление психоактивных веществ. Психолог может помочь вам справиться со своим гневом, используя методы, основанные на лучших доступных исследованиях.

Если ваш врач общей практики направил вас к психологу, вы можете иметь право на льготу Medicare. Вы также можете иметь право на получение психологических услуг через телемедицину, чтобы вам не нужно было ехать к психологу. Подробности узнайте у своего психолога или врача общей практики.

Есть несколько способов получить доступ к психологу. Вы можете:

  • воспользоваться общеавстралийской службой Find A Psychologist TM или позвонить по телефону 1800 333 497
  • попросите своего врача общей практики или другого медицинского работника направить вас.

Ссылки

  1. Саини, М. (2009). Метаанализ психологического лечения гнева: разработка рекомендаций для практики, основанной на фактических данных. Journal of the American Academy of Psychiatry and the Law Online, 37 (4), 473-488.
  2. Ди Джузеппе, Р., и Тафрате, Р. (2007). Понимание расстройств гнева . Издательство Оксфордского университета.
  3. Враник, Т., и Шерер, К.Р. (2010). Почему я злюсь? Компонентный подход к оценке. В М. Потегал, Г. Стеммлер и К. Спилбергер (ред.), Международный справочник гнева: составляющие и сопутствующие биологические, психологические и социальные процессы (стр. 243-266). Спрингер.
  4. Деффенбахер, Дж. Л. (2011). Когнитивно-поведенческая концептуализация и лечение гнева. Когнитивная и поведенческая практика, 18 (2), 212-221.
  5. Тафрате, Р. К., Кассинове, Х., и Дандин, Л. (2002). Эпизоды гнева у взрослых с высоким и низким уровнем гнева. Журнал клинической психологии, 58 (12), 1573-1590.
  6. Дель Веккио, Т., и О’Лири, К.Д. (2004). Эффективность лечения гнева при конкретных проблемах гнева: метааналитический обзор. Clinical Psychology Review, 24 (1), 15–34. http://doi.org/10.1016/j.cpr.2003.09.006
  7. Лернер, Дж. С., и Келтнер, Д. (2001). Страх, гнев и риск. Журнал личности и социальной психологии, 81 (1), 146-159.
  8. Суинн, Р. М. (2001). Ужасные двойки — гнев и тревога: опасны для вашего здоровья. Американский психолог, 56 (1), 27.
  9. Бернс, Дж. В., Брюль, С., и Куартана, П. Дж. (2006). Стиль управления гневом и враждебность среди пациентов с хронической болью: влияние на физиологическую реактивность, специфичную для симптомов, во время интервью с воспоминаниями о гневе и печали. Психосоматическая медицина, 68 (5), 786-793.
  10. Куартана, П.Дж., и Бернс, Дж.В. (2007). Болезненные последствия подавления гнева. Эмоции, 7 (2), 400-414.
  11. Бонд, А. Дж., и Уингров, Дж. (2010). Нейрохимия и психофармакология гнева. В М. Потегал, Г. Стеммлер и К. Спилбергер (ред.), Международный справочник гнева: составляющие и сопутствующие биологические, психологические и социальные процессы (стр. 79-102). Спрингер.
  12. Пейдж, Т. Е., и Пина, А. (2018). Моральное отчуждение и склонность к домогательствам, о которых сообщают мужчины: опосредующие эффекты морального суждения и эмоций. Журнал сексуальной агрессии , 1-24. http://dx.doi.org/10.1080/13552600.2018.1440089
  13. Мартин, Р. К., и Дален, Э. Р. (2007). Стили реагирования на гнев и реакция на провокацию. Личность и индивидуальные различия, 43 (8), 2083-2094.
  14. Уоллес, П. Х., и Роберсон, К. (2016). Насилие в семье: правовые, медицинские и социальные аспекты . Рутледж.
  15. Череджи, С.В., Пинтеа, С., и Дэвид, Д. (2012). Связь гнева и когнитивных искажений с насилием среди насильственных правонарушителей: метааналитический обзор. European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 4 (1), 59-77.
  16. Кассинов, Х., и Тафрате, Р. К. (2006). Расстройства, связанные с гневом: основные проблемы, модели и диагностические соображения. В Eva L. Feindler (Ed.), Расстройства, связанные с гневом: Практическое руководство по сравнительному лечению (стр. 1-28). Спрингер.
  17. Томас, С. П. (2006). Культурные и гендерные аспекты оценки и лечения расстройств, связанных с гневом. В EL Feindler (Ed.), Расстройства, связанные с гневом: Практическое руководство по сравнительному лечению (стр. 71-96). Спрингер.
  18. Рейтер, М. (2010). Популяция и молекулярная генетика гнева и агрессии: современное состояние. В М. Потегал, Г. Стеммлер и К. Спилбергер (ред.), Международный справочник по гневу: составляющие и сопутствующие биологические, психологические и социальные процессы (стр. 27-37). Спрингер.
  19. Ди Джузеппе, Р., и Тафрате, Р. К. (2003). Лечение гнева у взрослых: метааналитический обзор. Клиническая психология: наука и практика, 10 (1), 70-84.
  20. Гланси, Г., и Сайни, Массачусетс (2005). Основанный на фактических данных обзор психологических методов лечения гнева и агрессии. Краткое лечение и кризисное вмешательство, 5 (2), 229-248.
  21. Ди Джузеппе, Р. А., и Тафрате, Р. К. (2001). Комплексная модель лечения расстройств гнева. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 38 (3), 262.
  22. Хауэллс, К., и Дэй, А. (2003). Готовность к управлению гневом: клинические и теоретические вопросы. Clinical Psychology Review, 23 (2), 319-337. http://doi.org/10.1016/S0272-7358(02)00228-3
  23. Мосс, И.Б., Кук, С.Л., Ченг, Дж.Ю., и Гросс, Дж.Дж. (2007). Индивидуальные различия в когнитивной переоценке: эмпирические и физиологические реакции на провокацию гнева. Международный журнал психофизиологии, 66 (2), 116-124.
  24. Сас, П.Л., Сентаготай, А., и Хофманн, С.Г. (2011). Влияние стратегий регулирования эмоций на гнев. Поведенческие исследования и терапия, 49 (2), 114-119.
  25. Хенвуд, К.С., Чоу, С., и Браун, К.Д. (2015). Систематический обзор и метаанализ эффективности КПТ информированного управления гневом. Агрессия и агрессивное поведение, 25, часть B , 280-292. http://doi.org/10.1016/j.avb.2015.09.011
  26. Райт, Дж. Х. (2006). Когнитивно-поведенческая терапия: основные принципы и последние достижения. ФОКУС: Журнал непрерывного обучения психиатрии, 4 (2), 173-178.
  27. Незу, А.М., Незу, К.М., и МакМурран, М. (2008). Терапия решения проблем. В WT O’Donohue & JE Fisher (Eds.), Когнитивно-поведенческая терапия: применение эмпирически подтвержденных методов в вашей практике (2-е изд., стр. 402-407). Джон Уайли.
  28. Деффенбахер, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *