Значение органов чувств для человека: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии. | Методическая разработка (9 класс) на тему:

Макаренко В.В., учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края.

Тема урока. Значение органов чувств.

Цель урока: формирование знаний учащихся об основных органах чувств человека и их значении.

Задачи урока: развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать и обобщать; формировать навыки самостоятельности в обучении; развивать наблюдательность учащихся; развивать мышление, речь учащихся; формировать у школьников ответственное отношение к своему здоровью; воспитывать понимание здоровья как главной ценности в жизни.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

Человек живет в сложном и многообразном мире. Вокруг него постоянно

происходят какие-то события. Мы различаем окружающие нас предметы по форме, величине, цвету, слышим звуки, чувствуем запахи, определяем вкус  при помощи органов чувств. Органы чувств – органы, передающие в мозг информацию из внешней среды или самого организма. Тема нашего урока «Значение органов чувств». Вы узнаете, какие органы чувств есть у человека, и какую роль они играют в нашей жизни.

III. Изложение материала урока.

1. С помощью органов чувств человек воспринимает и изучает окружающий мир. У человека 5 основных органов чувств.

   Орган зрения – глаза

     Орган обоняния – нос

Органы чувств                             Орган слуха – уши

        Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

     Органы чувств не только сообщают нам о том, что нас окружает. Они предупреждают нас об опасности, позволяют изучать природу, играют важную роль в учебе и труде. Все органы чувств связаны с головным мозгом.

2. Зрение.

Брат с братом

Всю жизнь живут рядом.

Видят целый свет,

А друг друга – нет.

(глаза)

     Человек видит, а это значит, он различает размер, форму, цвет предметов, оценивает расстояния до объектов. Глаза – это наш первый помощник, без которого наша жизнь не была бы такой яркой и красочной.

3. Слух.

У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

(уши)

     Мы живем в мире, наполненном звуками. Поют птицы, шелестит листва, воет вьюга, гудит мотор, потрескивает костер, звучит речь. Человек слышит и различает все звуки.

       Игра «Звуки вокруг меня». Учащиеся должны сказать, какие звуки они слышат: в аудиозаписи звуки моря, звуки леса, звуки городской улицы, смех ребенка, лай собаки.

     Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения и слуха.

4. Обоняние.

Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры, это — …

(нос)

     Обоняние позволяет человеку различать разные запахи. Одни запахи могут успокаивать человека, вызывать у него приятные ощущения. У каждого из нас есть свои любимые запахи. Кому-то нравится, как пахнут розы, другого радует запах свежеиспеченного хлеба, запах скошенной травы. Однако есть резкие, неприятные запахи, которые предупреждают об опасности. Напр., запах несвежей пищи или вредных веществ в воздухе.

5.Осязание.

     При помощи кожи человек ощущает тепло и холод, прикосновение и давление. Осязание – очень важное чувство. Благодаря осязанию мы реагируем на боль.

     Игра «Мешочек». Ребята поочередно не глядя вынимают предметы из мешочка. На ощупь определяют, какой предмет они вынули.

6. Вкус.

     Вкус позволяет оценить качество пищи. Вкусная пища улучшает аппетит, способствует лучшему пищеварению.

     Игра «Определи на вкус». Ученик с закрытыми глазами должен определить  на вкус различные продукты (яблоко, апельсин, шоколад, огурец, хлеб,сыр).

7. Каждый орган чувств реагирует только на свои определенные раздражители из окружающей среды. Глаз воспринимает свет, ухо – звук. В ответ на раздражение в органе чувств возникает возбуждение. Оно распространяется по нерву и достигает головного мозга. Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникает ощущение, напр. запаха, вкуса. С помощью нервов все органы чувств связаны с ЦНС.  

8. Органы чувств тесно связаны между собой. Они дополняют  друг друга. Вместе они дают полное представление о предмете, который мы изучаем. Органы чувств работают согласованно друг с другом.

9. Представьте, что перед вами на столе лежит яблоко. Благодаря зрению вы можете определить его форму, размер, цвет. Вы можете взять его в руки и благодаря осязанию ощутить его прохладную гладкую поверхность. Обоняние и вкус сообщают нам, какие у яблока специфические запах и вкус. Все эти ощущения вместе создают общий образ яблока.

10. Человек не обладает таким острым зрением, как орел. Человеческий слух хуже, чем слух многих ночных хищников. Обоняние человека развито слабее, чем у собаки. Однако у человека очень хорошо развита кора больших полушарий. Это позволяет ему очень точно воспринимать окружающий мир.

11. Органы чувств можно развивать и тренировать. Дирижер слышит одновременно все музыкальные инструменты в своем оркестре. Дегустатор может различить на вкус десятки сортов сыра. Мукомол на ощупь может определить до 40 сортов муки. В парфюмерной промышленности работают люди, которые могут отличить запахи сотни различных духов.

IV. Закрепление материала урока.

1. Заполнение таблицы.

Орган чувств

Значение

Зрение

Слух

Обоняние

Осязание

Вкус

2. Где анализируется информация о конкретном предмете: его цвете, размерах, вкусе и т. д.? Выберите правильный ответ на вопрос.

  1. Продолговатый мозг.
  2. Мозжечок.
  3. Кора больших полушарий.

V. Выводы.

1) У человека существует 5 основных органов чувств.

2) Органы чувств обеспечивают связь организма с окружающей средой.

3) Благодаря органам чувств человек может изучать окружающий мир, полноценно учиться и заниматься трудом.

VI. Домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Источники.

  1. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва «Биология. Человек». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение», 2011.
  2. И.В. Романов, И.Б. Агафонова «Биология. Человек». 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Дрофа», 2008.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику И.В. Романова, И.Б. Агафоновой. М. «Дрофа», 2010.

Органы чувств, их значение — Учебник по Биологии. 7 класс. Запорожец

Учебник по Биологии. 7 класс. Запорожец — Новая программа

Органы чувств — это специальные органы, способные воспринимать раздражения окружающей среды и самого организма. Различают следующие органы чувств: органы зрения, слуха, равновесия, нюха, вкуса, осязания и т. п.

Основные функции органов чувств

Органы чувств нужны животным для того, чтобы выявлять изменения внешней среды. Они воспринимают изменения определенных параметров среды (освещенности, давления, влажности, температуры и т. д.). Каждый орган отвечает за свой параметр. Затем сигнал из органа попадает в мозг или нервный узел.

Изменения среды органы чувств воспринимают при помощи специальных видоизмененных клеток — рецепторов. Каждый рецептор воспринимает свой раздражитель (свет, давление, колебание воздуха и т. д.), поэтому существуют зрительные (в органах зрения), слуховые (в органах слуха), осязательные (на поверхности тела) и другие рецепторы.

Особенности строения и многообразие органов чувств

Органы чувств у животных достаточно разнообразны (рис. 39.1-39.6). В зависимости от условий существования основную роль в жизни животного могут играть разные органы чувств. Так, для летающих организмов особенно важно зрение, а для обитателей почвы — нюх и осязание. Подробнее об этом в таблице.

Рис. 39.1. Строение сложного глаза насекомого

Рис. 39.2. Ушные раковины (а) помогают млекопитающим улавливать звуки, а слуховые косточки (б) усиливают их

Основные органы чувств животных

Органы чувств

Особенности строения, принцип действия и использования

Органы зрения

Воспринимают световые раздражения. Могут быть представлены простыми или фасеточными глазами. Фасеточные глаза состоят из множества маленьких глазков. В наиболее простом варианте (например, у некоторых червей) органы зрения — это просто светочувствительные клетки, разбросанные по всему телу животного

Органы слуха

Воспринимают звуковые колебания воздуха или воды. У различных животных они могут располагаться на разных частях тела. Так, у млекопитающих органы слуха расположены на голове, а у кузнечиков — на задних ногах. Некоторые животные (летучие мыши, киты и др.) используют свои органы слуха для ориентации в пространстве. Это так называемая эхолокация. Она полезна в условиях, когда органы зрения использовать сложно

Органы нюха

Воспринимают химические сигналы от определенных веществ. Они собирают эту информацию из окружающей среды, улавливая отдельные молекулы веществ. Могут располагаться как снаружи тела (усики у насекомых), так и внутри (обонятельный эпителий в носу млекопитающих)

Органы вкуса

Как и органы нюха, воспринимают химические сигналы определенных веществ. Только органы вкуса обычно размещаются в ротовой полости. Хотя, например, у мух они расположены снаружи — на ножках

Органы осязания

Рецепторы органов осязания рассредоточены по всему телу животных.

Однако существуют и специальные органы, которые имеют очень много таких рецепторов. Это различные щупальца, усики, ножки и другие структуры. У млекопитающих такой структурой являются вибриссы

Органы равновесия

Определяют положение животного относительно поверхности земли. Разумеется, эти органы лучше всего развиты у тех животных, которые передвигаются в трехмерной среде — летают (птицы и насекомые), активно плавают (рыбы, моллюски и черви), прыгают с ветки на ветку (обезьяны). Чаще всего органы равновесия состоят из каналов или полостей, заполненных чувствительными клетками

Рис. 39.3. У лягушки (слева) — простые глаза, а у стрекозы (справа) — сложные

Рис. 39.4. Разветвленные усики майского жука — очень чувствительный орган обоняния

Рис. 39.5. Язык млекопитающего — место скопления вкусовых рецепторов

Рис. 39.6. Вибриссы выдры (слева) и длинные антенны рака (справа) — специальные органы осязания

Рис. 39.7. Боковая линия на теле рыбы

Рис. 39.8. Гремучие змеи охотятся на мышей, используя термолокацию

Боковая линия

У рыб имеется такой орган чувств, как боковая линия (рис. 39.7). Он расположен по обеим сторонам тела рыбы и воспринимает движение и вибрации воды.

Специфические органы чувств

Существуют специфические органы чувств, которые есть только у отдельных групп животных. Так, некоторые виды змей способны к термолокации — они имеют рецепторы, воспринимающие тепловое излучение (рис. 39.8).

Проблема цветовосприятия у млекопитающих

У человека и человекообразных обезьян цветовое зрение трехкомпонентное (их глаза имеют три типа клеток, которые воспринимают различные цвета). А вот у большинства других млекопитающих (например, у кошек и собак) зрение двухкомпонентное (они имеют только два типа клеток), поэтому цвета кошка или собака воспринимает совсем не так, как человек. Их мир менее красочен.

Запомните самое важное

Изменения среды животные воспринимают с помощью органов чувств. В их состав входят специальные клетки — рецепторы. У животных могут быть следующие органы чувств: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания и орган равновесия.

Проверьте свои знания

1. Какие органы чувств есть у беспозвоночных животных?

2. Какое значение имеют органы чувств для животных?

3*. Какие органы зрения есть у разных животных? Как это связано с их образом жизни?

4*. Является ли жалом язык змеи? Какую функцию он выполняет?

5*. Пользуясь материалами параграфа и дополнительными источниками, объясните, какую роль в жизнедеятельности животных играют органы чувств.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка