Значение памяти в жизни и деятельности человека: 46. Значение памяти в жизни и деятельности челове­ка.

46. Значение памяти в жизни и деятельности челове­ка.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств.

Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»‘

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

1. по времени сохранения материала:

А)Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Б)Кратковременная

 память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

В)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Г)Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Д)Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

А) Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Б) Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

в) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

г) Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.

п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

д) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

3. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

А) Непроизвольная память — запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). 

Б) произвольная память – запоминание и воспроизведение, происходит благодаря волевым усилиям человека, с постановкой специальной мнемической задачей.

Какую роль играет память в жизни человека. Сочинение на тему «Какую же роль в жизни человека играет память

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события. Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться.

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Человек и среда в рассказах Чехова

    Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм

  • Сочинение Какими должны быть школьные перемены

    Ученики, безусловно, устают от уроков, на которых получают много новой и полезной информации. Урок длиться 45 минут, и детям, очень тяжело его просидеть, спокойно и не балуясь

  • В чем заключается конфликт между поколениями? Итоговое сочинение

    Наверное, многим знакомо такое понятие, как конфликт между поколениями. В чем же он заключается и почему происходит? Попробуем разобраться.

  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)

    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки

  • Сочинение по картине На севере диком Шишкина 9 класс

    Художник — пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна. ..». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности

Сочинение на тему «Какую же роль в жизни человека играет память?» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Своим текстом Борис Львович Васильев заставил меня задуматься, какую же роль в жизни человека играет память? Эта проблема является актуальной и в наши дни. Проблема памяти, несомненно, злободневна. Над ней размышляли все эпохи, многие умы человечества.
Свое отношение автор раскрывает в тексте, описывая Анну Федотовну, бережно хранящую письма от сына – единственное, что от него осталось. Авторская позиция хорошо выражена в предложении тридцать: « Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку…». Вся жизнь Анны Федотовны была наполнена лишь этими письмами, воспоминаниями о сыне. Только благодаря письмам, она представляла своего сына-героя рядом с собой.
Я согласна с позицией автора. Ведь людям необходимо помнить такие вещи как погибших на войне героев, своих предков, Родину. Проблема памяти хорошо освещена в литературе. К примеру, в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» проблема памяти проходит через все произведение. Героиня рассказа Матрена многим помогала в деревне, а когда умерла, никто ее даже не помянул добрым словом. Ее близкие оказались хуже неродных людей. Солженицын показал, как бывает коротка людская память, насколько быстро люди забывают все хорошее и как важно помнить правильные, честные поступки и чтить память людей.
Так же в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» затрагивается проблема памяти. Отношение людей к своим предкам, к корням своего рода, любовь к Родине описывает автор в этом произведении. Люди, которые были вынуждены покинуть свою отчизну, просто не могли покинуть эти места. Между Матерой и ее жителями была неразрывная связь, которая просто не позволяла людям покидать эти места.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в наших сердцах никогда не должна угасать память, ведь с ее помощью человек не только сохраняет уважение и почет к прошлому, но и обретает новую жизнь, полную важными событиями.

Проблема памяти человека до сих пор даже в своем основании остается нерешимой. Она носит комплексный характер. Неслучайно к решению проблемы памяти привлекаются такие науки как генетика, физиология высшей деятельности человека, психология.

На протяжении более 2-х тысяч лет господствовала Аристотелевская концепция понимания сущности памяти. В столь длительное период существования этой концепции объясняется не только громадным авторитетом Аристотеля, а тем что она не плохо согласовывалась с обыденном познанием, с повседневной практикой многих поколений людей.

Суть концепции Аристотеля состоит в том, что многообразные факторы, процессы ситуации воздействуют на душу человека оставляя отпечатки. Запечатлевались в ней (в душе).

Но стечением времени они исчезают подобно тому как исчезают записи на восковых дощечках, которыми пользовались древние греки. Продолжительное время психологи придерживались человеческой памяти, но обнаружили таких людей, которые обладали бесконечной памятью. Для них не существовало предела запоминания сложных задач. Для человека с такой памятью достаточно было прочитать книгу, несколько сотен страниц и, спустя несколько лет, полностью пересказать.

Вначале психологи полагали, что это отклонение физиологических процессов.

Впоследствии было доказано, что потенциально каждый человек обладает бесконечной памятью. В эксперименте было доказано, что когда человек находиться в глубоком гипнозе, то он передает информацию, что было с ним многие десятилетия назад.

Практика медицины подтверждает, что вся информация, которая поступает в мозг человека, сохраняется в его мозгу.

Таким образом забывание не имеет ничего общего с исчезновением записей на всех табличках. Оказывается, что всё, что человек видел сохраняется в мозгу человека, и работает. Теория информации говорит о том, что при передачи инф. по каналам связи она разрушается, возникает информационный шум, растет информационная энтропия.

Информация циркулирует а не просто храниться, обеспечивает нормальную работу не только мозга, но и органов чувств. хранит не только химический состав.

Но она не разрушается. ?Сознание человека –это безэнтропийный процесс. Тем не менее, остается вопрос, что же такое забывание. Забывание означает утрату путей поиска имеющейся информации, и не может быть точнее, означает возрастание трудности поиска информации. Хорошо известно, что дети имеют хорошую память. И это обуславливается сравнительно небольшим объемом информации, которую они получали в процессе своей жизни. Меж тем, как взрослый человек на много порядков объема информации, чем ребенок.

Нужно упорядочить поступающую информацию. И чем в большей степени она упорядочена, тем лучше память.

К 30 годам такой объем информации, который на несколько порядков превосходит весь объем научной информации, то возникает вопрос, а каковы те механизмы, которые обеспечивают хранение объема информации. Естественно было бы предположить, что таким хранилищем этой информации является синапсы и нервные клетки.

По последним данным в мозгу человека насчитывает 70 млрд. нейронов, т.е. нервная клетка. К тому же на 3 порядка больше синапсов. Причем это не просто совокупность элементов, а целостная система. Наука не знает более сложную систему, чем наш мозг. Расчеты показыв., что несмотря на всю сложность её недостаточно для сохранения поступающей информации. В связи с этим, ученые предложили рассматривать ДНК и РНК в качестве систем которые хранят не только генетическую информацию, но и та, которая поступает в мозг человека. В частности, в качестве такой системы стали рассматривать РНК. Однако эти попытки встретили сопротивление многих ученых. Дело в том, что в этой ситуации мы переходим на молекулярный уровень, где действует закон возрастания энтропии. Это реализуется в виде потока мутации, которые ведут к изменению свойств. Объем генетической информации в сравнении с той, которая имеется в мозгу человека, очень незначительна. Но если мы будем рассматривать молекулярные РНК и ДНК то соответственно на несколько порядков возрастают потоки мутации. Следовательно в психике человека должны происходить всякого рода метаморфозы. Таким образом, ученые отказались рассматривать ДНК и РНК в качестве носителя информации, которую …… накапливаем.

Исследования психологов выявили осень важный аспект роли памяти с точки зрения определенности личности. Оказалось, что личность человека сохраняется благодаря единству памяти. Однако это не исключает другие стороны дискретности, которая рассмотрена в ролевой концепции. Человек во время жизни вступает в разные отношения с окружающей средой и людьми, он может быть отцом.

Соответственно его поведение меняется по мере того, как изменяются те системы, в которые он включается. Сохраняется и единство личности. Иными словами изменение роли (т.е. поведение человека) это нормальное явление.

Но наука сталкивается и с не стандартными ситуациями, которые были описаны в художественной литературе. Речь идет о раздвоении личности. Исслед. психологами этой нестандартной ситуации дает возможность понять качественное разнообразие личности. Были исследованы многие случаи раздвоения личности. При этом каждый раз то или иное подобное явление имело причину. Так причиной может быть неспособность человека изменять свою роль. Его нервная система испытывает большие нагрузки. И тогда человек объявляет, что он не тот, за кого его принимают. Он забывает свое имя, фамилию и не брал новое имя, фамилию, говорил, чем он занимается. Резкий переход от одной личности к другой свидетельствует о том, что на уровне подсознания у человека происходит формирование противоположной личности.

Современные представления о функционировании памяти

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы — как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

Этническая идентичность — это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Можно сказать, что термин переживание лучше отражает смысл этого понятия…

Виды и функции эмоций

В процессе существование человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. Эмоция — нечто…

Воображение в юношеском возрасте

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы…

Жизненный путь личности

Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания…

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

Под эмоциями понимают, с одной стороны…

Представление и воображение в психологии

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи…

Психологические кризисы в жизни человека

Рассмотрев два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально новому состоянию от нынешнего. Метафорически это можно представить в образе костюма…

Психология эмоций, феноменология, подходы, исследования

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. ..

Психология эмоциональных состояний

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции — это элементарные переживания…

Смех и его роль в жизни человека

Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во-первых, смех способен разрядить напряженную ситуацию, предотвратить конфликт, снять стресс. Ведь что такое стресс? Это результат каких-то переживаний, раздражения…

Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

В связи со всевозрастающим интересом к специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевой сфере. Еще в XIX-XX вв…

Физиологические основы поведения человека

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека — от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. ..

Эмоции и их роль в жизни человека

Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, — это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека…

Эмоциональные состояния человека

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Эмоции — «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами…

Что такое память? — Память человека

Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозгу. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение, будь то вскоре после обработки информации или много лет спустя.

Хотя заманчиво думать о памяти как о компьютерной памяти или записи на ленту, которую можно воспроизвести по желанию, человеческая память гораздо сложнее и изменчивее! Даже наши представления о том, как работает память, с годами изменились. Например, знаете ли вы, что в 19В 60-х годах теория, известная как клеточная память или клеточная память, предполагала, что все клетки тела, а не только клетки мозга, способны хранить воспоминания.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не получили широкого распространения. просматривал научные журналы.

Знаете ли вы?
Какое-то время в 1960-х годах предполагалось, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу. Эта идея известна как клеточная память или клеточная память.

Это было основано на исследованиях передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов и на неофициальных свидетельствах трансплантаций органов, когда сообщалось, что у реципиента развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не попали в рецензируемые научные журналы.

Система памяти

Память – это сумма того, что мы помним, и дает нам способность учиться и адаптироваться к предыдущему опыту, а также строить отношения. Это способность вспоминать прошлый опыт, а также способность или процесс вспоминания ранее изученных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это запас того, чему мы научились и сохранили в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует модификация структуры или поведения, или воспоминание и узнавание.

В этом смысле ясно, что память — это не что-то одно, и память работает сложным образом. Память влечет за собой автобиографическую память, которая представляет собой информацию о нас самих по отношению к миру, есть изучение и запоминание фактов и даже мышечная память, которая помогает нам играть на музыкальных инструментах или ездить на велосипеде. Многое из этого попадает в нашу долговременную память или составляет процедурную память, эпизодическую память, сенсорную память и эксплицитную память, если назвать некоторые из них. И кодирование и извлечение памяти становятся проблематичными, когда речь идет о ложных воспоминаниях, потере памяти или нарушениях памяти.

Понимание человеческой памяти

Этимологически современное английское слово «memory» происходит от среднеанглийского memorie , которое, в свою очередь, происходит от англо-французского memoire или memorie , и в конечном итоге от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».

В более чем физиологических или неврологических терминах память в самом простом виде представляет собой набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного возбуждения нейронов, которые были вовлечены в первоначальный опыт.

Нейрон

Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как разновидность коллажа или мозаики, а не как в традиционном смысле набор записей, изображений или видеоклипы, хранящиеся в виде дискретных целых. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на библиотечных полках, а на самом деле являются реконструкциями «на лету» из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга. И именно поэтому восстановление воспоминаний при стрессе или травме может быть особенно проблематичным, например, в уголовных расследованиях и свидетельских показаниях, потому что процесс консолидации памяти может вызвать появление ложных воспоминаний или потерю памяти человеком.

Знаете ли вы?
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти.

Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, вырабатываемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за ухудшение памяти и других умственных способностей.

Хранилища памяти

Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и ухудшая результаты тестов пространственной памяти. .

Это касается не только смены часовых поясов, но и других форм лишения сна, которые влияют на способность мозга преобразовывать кратковременную память в долговременную — процесс, который происходит в основном во время сна. Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, высвобождаемые организмом во время стресса (например, при нарушении сна, общем стрессе и усталости, вызванной длительными перелетами), ответственны за это ухудшение памяти и других умственных способностей и когнитивных функций.

Разница между памятью и обучением

Память связана с человеческим обучением , но отличается от него, то есть с процессом, посредством которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение на основе сохраненной информации. Во время обучения нейроны, которые активируются вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются таким образом, что они имеют тенденцию снова активироваться вместе. Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память и последующее извлечение выученных слов для самовыражения.

Таким образом, память зависит от обучения, поскольку позволяет нам сохранять и извлекать изученную информацию. Но обучение также в некоторой степени зависит от памяти и процесса поиска, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают основу, с которой новые знания связываются ассоциацией и умозаключением . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным свойством для нашего выживания и развития как вида.

Почему память не похожа на компьютеры

С момента разработки компьютера в 1940-х годах под памятью понимается способность компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физические компоненты компьютера, в которых хранится такая информация. информация хранится. Хотя действительно существуют некоторые параллели между памятью компьютера и памятью человека, существуют также некоторые фундаментальные и решающие различия в том, как мы описываем память; в основном, что человеческий мозг организован как распределенная сеть , в которой каждая клетка мозга создает тысячи соединений, а не представляет собой адресуемый набор дискретных файлов.

Социологическая концепция коллективной памяти играет существенную роль в создании человеческих обществ. Каждая социальная группа увековечивает себя через знания, которые она передает из поколения в поколение посредством долговременной памяти, либо через устную традицию, либо через письмо.

Изобретение письма впервые дал людям возможность сохранять точные записи своих знаний вне своего мозга. Письменность, аудиовизуальные носители и компьютерные записи можно считать своего рода внешней памятью человека.

Источник изображения

Нейронная иллюстрация

 

Память: от лаборатории к повседневной жизни

Диалоги Clin Neurosci. 2013 декабрь; 15(4): 393–395.

doi: 10.31887/DCNS.2013.15.4/dschacter

, PhD *

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности

Одной из основных целей исследования памяти является развитие базового понимания природы и характеристик процессов и систем памяти. Другой важной целью является разработка полезных приложений фундаментальных исследований в повседневной жизни. В этой редакционной статье рассматриваются два направления работы, которые иллюстрируют некоторые перспективы применения исследований памяти в повседневной жизни: интерполированные опросы для улучшения обучения в образовательных учреждениях и специальные тренировки для улучшения памяти и связанных с ней функций у людей, которые испытывают трудности с запоминанием деталей своего прошлого опыта. .

Ключевые слова: Память , Специфика памяти , Эпизодическое моделирование , Нейровизуализация , онлайн -обучение , Интерполировано. несколько десятилетий, и, как показано в статьях в этом выпуске, он остается процветающим предприятием со многими новыми захватывающими открытиями и идеями. Но память — это не только объект лабораторных исследований; это также принципиально важно во многих областях повседневной жизни. Этот момент прекрасно иллюстрируется несколькими статьями в этом томе, посвященными изменениям памяти при неврологических и психиатрических состояниях, которые могут оказывать глубокое влияние на способность человека функционировать в повседневной жизни. Исследования памяти также широко применяются в юридических условиях, где первостепенное значение имеют такие вопросы, как составление эффективных списков и как бороться с неточностями свидетельских показаний. 1,2 В этой редакционной статье я кратко расскажу о некоторых недавних применениях исследований памяти в образовательных и клинических учреждениях, которые обещают принести значительную пользу в повседневной жизни.

В течение последних нескольких лет число исследований, которые быстро увеличивались, пытались применить принципы и методы когнитивной психологии к образовательным учреждениям. Например, один из основных вопросов касается того, можно ли использовать исследования памяти для повышения эффективности подготовки студентов к экзаменам. В недавнем всестороннем обзоре Данлоски и его коллеги 3 оценил эффективность десяти различных методов исследования и охарактеризовал каждый из них как имеющий высокую, среднюю или низкую полезность на основе имеющихся исследований. Некоторые из популярных методов, обычно применяемых учащимися, включая перечитывание, обобщение и выделение, получили низкую оценку полезности. Только два метода, оба из которых подтверждены данными многочисленных лабораторных исследований, получили высокую оценку полезности: распределенное обучение, которое предполагает распределение учебной деятельности таким образом, что между повторениями информации, подлежащей изучению, проходит больше времени (в отличие от массового изучения или зубрежка») и тренировочное тестирование, когда учащимся периодически задают краткие вопросы о том, что они узнали, прежде чем сдавать формальный тест.

Положительный эффект практического тестирования для учащихся основан главным образом на исследованиях, демонстрирующих, что акт извлечения информации может быть высокоэффективным средством укрепления памяти для полученной информации. 4 Недавняя работа в моей лаборатории использовала вариант методики практического тестирования в попытке улучшить внимание и память во время записанных на видео лекций. 5 Учащиеся часто теряют внимание как во время занятий, так и во время занятий 6 и видео 7 лекций. Например, при опросе во время классной или онлайн-лекции относительно того, посещают ли они лекцию или отвлекаются на другие темы, примерно в 40% случаев студенты указали, что они блуждают; неудивительно, что степень блуждания ума отрицательно коррелировала с запоминанием содержания лекций. 6-8

Наше исследование 5 было сосредоточено на видеозапись лекций, поскольку они являются ключевым элементом онлайн-образования, которое в последние годы резко возросло, отчасти в результате развития массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Следовательно, понимание того, как улучшить обучение с помощью видеолекций, может иметь важные последствия для онлайн-образования. Участники просмотрели 21-минутную видеолекцию по статистике, разделенную на четыре равных сегмента. После каждого сегмента лекции все участники в течение минуты решали математические задачи, после чего испытуемая группа получала краткие тесты по каждому сегменту лекции, каждый из которых занимал около 2 минут; нетестируемая группа продолжала работать над математическими задачами еще 2 минуты и получила тест только на последний сегмент; и группе повторного исследования показывали, но не тестировали, тот же материал, что и тестируемой группе, для каждого из сегментов, предшествующих последнему сегменту. После заключительного сегмента лекции все три группы получили викторину по этому сегменту, а через несколько минут они также получили итоговый тест по всей лекции. В случайное время во время лекции участников всех групп опрашивали, обращают ли они внимание на лекцию или отвлекаются на другие темы.

Участники группы, не прошедшей тестирование, и группы повторного исследования указали, что у них наблюдалось блуждание ума в ответ примерно на 40 % тестов, но частота блуждания ума снизилась вдвое, примерно до 20 %, в испытуемой группе. При этом участники тестируемой группы сохранили значительно больше информации о заключительном отрезке лекции, чем участники двух других групп, а также значительно больше информации о заключительном тесте всей лекции, чем другие группы. Хотя обнадеживает тот факт, что интерполированные опросы могут значительно снизить вероятность блуждания ума и увеличить запоминание, к сообщаемым результатам следует относиться с некоторой осторожностью, поскольку они были получены только на одной лекции по одной теме, а также потому, что они неясны. сохраняются ли преимущества интерполированных викторин на нескольких лекциях или на реальных онлайн-занятиях (или вживую). Однако есть основания для оптимизма, поскольку другие виды практического тестирования способствовали повышению эффективности обучения в классе. 9

Далее рассмотрим некоторые недавние исследования, касающиеся феномена, связанного с различными неприятными симптомами у людей с депрессией: снижение специфичности автобиографических воспоминаний. Несколько исследований показали, что, когда людей с депрессией просят вспомнить воспоминания о повседневном жизненном опыте, они, как правило, предоставляют менее подробные сведения о том, что происходило во время этих переживаний, чем контрольная группа без депрессии. 10 Эта сниженная специфичность связана с такими проблемами, как чрезмерные размышления и трудности в решении повседневных межличностных ситуаций. 10-12 В свете этих результатов возникает естественный вопрос: возможно ли повысить специфичность памяти у людей с депрессией и связано ли такое увеличение с улучшением каких-либо проблемных симптомов, которые ранее были связаны со снижением специфичности памяти у людей с депрессией? Прошлое исследование.

Недавние исследования 13,14 рассмотрели этот вопрос, продемонстрировав, что несколько сеансов обучения, направленных на повышение специфичности извлечения воспоминаний у пациентов с депрессией (т. автобиографические воспоминания пациентов, даже при контроле сопутствующих улучшений при депрессии. Нешат-Дуст и др. 13 сообщил, что результаты специализированного обучения сохранялись через 2 месяца наблюдения, и никаких улучшений в контрольной группе не наблюдалось. Raes et al. 14 показали, что повышение специфичности памяти после тренировки было связано с улучшением решения повседневных социальных проблем и размышлений. Хотя необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы точно определить, какие именно особенности тренировки памяти ответственны за наблюдаемые улучшения, полученные на сегодняшний день результаты обнадеживают и подчеркивают, как базовые знания о характеристиках памяти клинической популяции могут быть использованы для формулирования эффективное вмешательство.

Ориентация на специфичность автобиографической памяти кажется особенно полезной, поскольку во все большем числе исследований подчеркивается, что автобиографическая или эпизодическая память используется не только как основа для запоминания прошлого опыта, но также для воображения возможного будущего опыта 15 и связанных с ним функций, таких как личная память. и решение социальных проблем. 16-19 В соответствии с этими выводами, недавнее исследование в нашей лаборатории показало, что индукция, направленная на повышение специфичности памяти у молодых и пожилых людей, оказала благотворное влияние на выполнение обеими группами последующих задач, которые требовали либо припоминания прошлого опыта, либо воображения возможного. будущие опыты. 20 Важно отметить, что эффекты индукции были избирательными по двум причинам. Во-первых, индукция специфичности (по сравнению с контрольной индукцией) приводила к увеличению количества эпизодических подробностей (например, кто, что, где, когда), которые участники запомнили или вообразили, но не повлияла на количество запоминаемых или воображаемых семантических деталей. (например, общие факты, комментарии, впечатления). Во-вторых, влияние индукции специфичности ограничивалось задачами памяти и воображения; это не повлияло на задание, которое требовало от участников описания картины повседневной сцены. Эти результаты свидетельствуют о том, что индукция нацелена на эпизодическую память, в частности, и, в более общем плане, что индукция специфичности может использоваться в качестве экспериментальных инструментов для различения когнитивных процессов и представлений, которые способствуют памяти и связанным с ней функциям.

Исследования, рассмотренные в предыдущих разделах, показывают способы применения исследований памяти в образовательных и клинических условиях. Важным следующим шагом в такого рода исследованиях будет изучение нейронных механизмов, которые опосредуют наблюдаемые эффекты на когнитивные процессы. Как мы можем охарактеризовать нейронные изменения, связанные с улучшением внимания и памяти в результате интерполированных опросов во время лекций? Какие изменения в активности мозга связаны с улучшениями, вызванными тренировкой специфичности памяти, и как они могут помочь точно определить конкретные процессы, на которые они влияют? Недавняя работа в области когнитивного контроля показала, что интенсивное обучение видеоигре, требующее навыков многозадачности, привело не только к улучшению когнитивных функций у людей в возрасте от 20 до 70 лет, но и к связанным с этим изменениям в активности мозга, которые были прогнозирование когнитивных улучшений через 6 месяцев. 21 Кроме того, в ходе исследования также были получены доказательства того, что обучение способствует устранению возрастного дефицита нейронных маркеров когнитивного контроля. Применение такого подхода когнитивной нейробиологии к рассматриваемым здесь явлениям должно улучшить наше понимание как теоретических, так и прикладных аспектов функции памяти.

1. Шактер Д.Л., Лофтус Э.Ф. Память и закон: что может дать когнитивная нейробиология? . Nat Neurosci. 2013;16:119–123. [PubMed] [Академия Google]

2. Земрнлер К., Брюэр Н. Память очевидца. В: Браун Дж., Кэмпбелл Э., ред. . Кембриджский справочник по судебной психологии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2010: 49–57. [Google Scholar]

3. Данлоски Дж., Роусон К.А., Марш Э.Дж., Натан М.Дж., Уиллингем Д.Т. Улучшение обучения студентов с помощью эффективных методов обучения: перспективные направления когнитивной и педагогической психологии. . Психологические науки, представляющие общественный интерес. 2013; 14:4–58. [PubMed] [Академия Google]

4. Карпик Дж. Обучение на основе поиска: активный поиск способствует осмысленному обучению. . Curr Dir Psychol Sci. 2012;21:157–163. [Google Scholar]

5. Шпунар К.К., Кан Н.Ю., Шактер Д.Л. Интерполированные тесты памяти уменьшают блуждание мыслей и улучшают усвоение онлайн-лекций. . Proc Natl Acad Sci USA . 2013;110:6313–6317. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Bunce DM., Flens EA., Neiles KY. Как долго учащиеся могут концентрировать внимание на уроке? Исследование снижения внимания учащихся с помощью кликеров. . J Chem Ed. 2010;87:1438–1443. [Google Scholar]

7. Риско Э.Ф., Андерсон Н., Сарвал А., Энгельхардт М., Кингстон А. Повседневное внимание: изменение блуждания ума и памяти на лекции. . Appl Cogn Psychol. 2012; 26: 234–242. [Google Scholar]

8. Шпунар К.К., Моултон С.Т., Шактер Д.Л. Блуждание разума и образование: от классной комнаты к онлайн-обучению. . Передний психол. 2013;4:495. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Макдэниел М.А., Агарвал П.К., Хюльсер Б.Дж., Макдермотт К.Б., Редигер Х.Л. III. Расширенное тестированием обучение в классе естественных наук средней школы: влияние частоты и места проведения викторин. . J Educ Psychol. 2011; 103: 399–414. [Google Scholar]

10. Williams JMG., Barnhofer T., Crane C. и др. Специфичность автобиографической памяти и эмоциональное расстройство. . Психологический Бык. 2007; 133:122–148. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Raes F., Hermans D., Williams JMG. и др. Снижение специфичности автобиографических воспоминаний: посредник между размышлениями и неэффективным решением проблем при большой депрессии? . J Аффективное расстройство. 2005; 87: 331–335. [PubMed] [Google Scholar]

12. Сазерленд К., Брайант Р.А. Решение социальных проблем и автобиографическая память при посттравматическом стрессовом расстройстве. . Behav Res Ther. 2008; 46: 154–161. [PubMed] [Google Scholar]

13. Нешат-Дуст Х.Т., Далглиш Т., Юл В. и др. Повышение специфичности автобиографической памяти посредством когнитивной тренировки: интервенция при депрессии из фундаментальной науки. . Clin Psychol Sci. 2012; 20:1–9. [Google Scholar]

14. Raes F., Williams JMG., Hermans D. Снижение когнитивной уязвимости к депрессии: предварительное исследование тренировки специфики памяти (MEST) у стационарных пациентов с депрессивной симптоматикой. . J Behav Ther Exp Психиатрия. 2009; 40:24–38. [PubMed] [Google Scholar]

15. Schacter DL., Addis DR, Hassabis D., Martin VC., Spreng RN., Szpunar, KK Будущее памяти: запоминание, воображение и мозг. . Нейрон. 2012;76:677–694. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Gerlach KD., Spreng RN., Gilmore AW., Schacter DL. Решение будущих проблем: сеть по умолчанию и исполнительная деятельность, связанная с целенаправленным ментальным моделированием. . Нейролмаг. 2011;55:1816–1824. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Schacter DL. Адаптивные конструктивные процессы и будущее памяти. . Я психолог. 2012;67:603–613. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Шелдон С., МакЭндрюс М.П., ​​Москович М. Процессы эпизодической памяти, опосредованные медиальными височными долями, способствуют решению задач с открытым концом. . Нейропсихология. 2011;49:2439–2447. [PubMed] [Google Scholar]

19. Spreng RN., Stevens WD., Chamberlain JP., Gilmore AW., Schacter DL. Сетевая активность по умолчанию в сочетании с лобно-теменной контрольной сетью поддерживает целенаправленное познание. . Нейролмаг. 2010;53:303–317. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Мадоре К.П., Гессер Б., Шактер Д.Л. Конструктивное эпизодическое моделирование: диссоциативное влияние индукции специфичности на запоминание, воображение и описание у молодых и пожилых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *