Чем различаются понятия поведение и социальное поведение: Чем различаются понятия поведение и социальное поведение?

6.2. Социальное поведение – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Социальные отношения

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней {двигательной) и внутренней {психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях , отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие«народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика — это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.

Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных общественных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.

Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление —это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное «явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко Ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта. Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между различными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Культурные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить политическую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как война, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название девиантное?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

10. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.

Н.А.Бердяев: «Масса, толпа есть «оно», а не «мы». «Мы» предполагает существование «я» и «ты». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью».

Немецкий философ Карл Ясперс: «Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».

6.3. Этнические общности →

← 6.1. Социальные стратификация

Что движет поступками? (Человек и его социальное поведение)



Текстовый вариант лекции на казахском языке будет доступен в ближайшее время.

Текстовый вариант лекции на русском языке: 

Что движет поступками? (Человек и его социальное поведение)

Чем заменить подавленный разумом инстинкт? Что может быть почти таким же сильным, как инстинкт и почти таким же гибким, как разум?

Ответом являются социальное регулирование и социальные институты. Это совершенно особенное явление, не свойственное другим животным. Очень сложно организованные сообщества насекомых обходятся без институтов, очень разумные шимпанзе, интеллект которых соответствует интеллекту четырехлетнего ребенка, способные к абстрактному мышлению, речи и даже обучению речи своих детей, тоже живут без социальных институтов.

Что такое социальные институты и социальное регулирование с точки зрения права, мы еще будем обсуждать, но уже сейчас ясно, что это устойчивые формы поведения небиологической природы.

Пока же давайте задумаемся над тем, что конкретное социальное поведение каждого человека оказывается многослойным:

  1. Самым глубинным пластом является мотивация биологического порядка — то, что осталось в нашей психике от инстинкта. Этот слой обеспечивается эмоциями.
  2. Следующим пластом является социальное регулирование — приложении готовых моделей поведения к конкретной ситуации, в которой находится человек. Этот слой обеспечивается той или иной формой власти.
  3. И наконец разумный поведенческий выбор, который является решающим и последним. Этот слой обеспечивается волей.

Человек не отличается принципиально от других животных почти ничем — ни ум, ни язык, ни техника — не способны провести четкую границу между миром людей и миром зверей. Мы лишь немного умнее шимпанзе и дельфинов, другие животные строят себе жилища и составляют орудия и оружие — аналог нашей техники, животные способны общаться, и их системы общения иногда похожи на наш язык.

Но есть нечто, чего нет у животных. Нечто, что делает нас людьми в высоком смысле слова. Это — социальные институты и регуляторы, важнейшим из которых является право.

Человек — социальное животное. Это знают все. У каждого есть семья, друзья, круг общения, народ, страна. Мы гордимся принадлежностью к определенным группам и чувствуем себя некомфортно вне этих групп. Робинзон Крузо жил на райском острове и у него было все для комфортной и безопасной жизни. Но он был глубоко несчастен. Эмигранты тоскуют по родине, мы скучаем по родственникам и друзьям, с которыми разлучены. Изоляция от других людей — тяжелейшее из возможных испытаний для нашей психики. В этом нет ничего, принципиально отличающего нас от других общественных животных. Но только мы создали общественные институты, то есть долговременные программы социального поведения, не обусловленные одним социальным инстинктом. Почему? И муравьи и даже шимпанзе вполне обходятся врожденными формами, с некоторой долей поведенческих моделей, приобретенных в результате обучения. Никто не имеет социальных институтов, только мы. Почему?

А как вообще могло случиться, что голая, слабая, медленная обезьяна, лишенная рогов, клыков и даже когтей, могла оказаться эволюционно успешной и заселить все ареалы Земли и даже ближний космос?

Ответ всему — разум. Разум — опережающее отражение реальности. Эволюционное значение разума — способность к предвидению, прогнозу, но такая способность сама по себе совершенно бесполезна, если она не сможет повлиять на поведение. Какой смысл предвидеть, что корабль утонет, если вы прикованы к палубе и не можете спастись? В поведенческом плане разум интересен тем, что дарует способность не только автоматически реагировать на изменения среды, а вести себя, исходя из прогноза — модели будущего. Для этого наш мозг способен к обобщениям, выявлению закономерностей. Иногда мы видим закономерности там, где их нет, потому что наш мозг тонко настроен на их поиск. Например, этим иногда отличается ритуальное поведение человека от ритуального поведения животных — животное не станет плевать через левое плечо, увидев черную кошку, потому что животное не верит в приметы.

Разум предоставляет нам огромную гибкость поведения — человек принципиально способен к любым поступкам, потому что только такая гибкость и способна реализовать потенциал разума, иначе он был бы бесполезен. В этом причина того, что человечество так разнообразно — наше поведение определяется условиями, в которых мы рождаемся, обучаемся и живем в гораздо большей степени, чем жесткими рамками инстинктов.

В этом и есть наше эволюционное преимущество — мы способны очень гибко менять поведение, приспосабливая его к любым условиям и задачам, вплоть до космических полетов. Но точно таким же гибким является и социальное поведение. Именно поэтому всегда будут существовать преступность и жертвенность, эгоизм и альтруизм, Герострат и да Винчи, Джек Потрошитель и мать Тереза.

Разум дает нам возможность бесконечно варьировать поведение, следствием этого является и то, что мы способны подавлять инстинкты. Люди часто презирают и инстинкт размножения (пример — монашество) и самосохранения (солдаты, самоубийцы, экстремалы) ради того, что они сочли (возможно, ошибочно) необходимым.

Подавление инстинкта для совершения осознанного действия принципиально отличается от рефлекторного поведение — осознанное действие мы называем поступком. Разум, посредством воли соединенный с действием, рождает поступок.

Но если мы подавляем наши инстинкты, включая социальные, как сохраняются людские коллективы? Ведь если выключить социальные инстинкты муравья, он не станет собирать еду, строить муравейник, защищать личинки и вообще перестанет быть членом муравьиного сообщества.

Он просто погибнет, не оставив потомства. А если инстинкт выключить у всех муравьев семьи, то семья распадется мгновенно. Если мы увеличим масштаб такого бедствия до размеров вида, то сразу получим вымирание всех муравьев на планете. Ничего подобного не происходит с человечеством. Почему?

Потому что подавление наших социальных инстинктов не означает их уничтожения. Они не выключаются. Социальные инстинкты не исчезают, они сохраняются в виде мотиваторов поведения — движущих сил, которые подталкивают нас в определенном направлении. Мы свободны в выборе форм поведения, но почти не имеем свободы в выборе мотивов. Мы все еще хотим быть сытыми, иметь детей, принадлежать к группе, общаться с другими людьми. Инстинкты влияют на наше поведение через эмоции — нам грустно без друзей, нам страшно в одиночестве, мы гордимся достижениями соотечественников. Посмотрите на фанатов футбольных матчей — социальные инстинкты императивно, безусловно велят нам быть членом группы, а значит и строить социальные отношения.

Вопрос заключается лишь в том, как именно это делать, если способов поведения у нас — бесконечное количество? Свобода — трудная вещь, как поступать, если у нас есть выбор?

Хорошо пчелам — их формы поведения заданы инстинктами. Они не свободны их менять, у них нет выбора. В случае изменения окружающей среды, они не приспособят свое поведение — не начнут строить паровое отопление и не засеют поля пшеницей, никогда не полетят на Луну. Но их коллективы целостны и устойчивы. У людей есть личный выбор. Но если не будет существовать устойчивых форм социального поведения человека, наши коллективы будут хаотичными и неустойчивыми. Бесконечное количество произвольных личных решений приведет к бесконечному количеству форм социального поведения. Мы не будем способны к координации действий, к объединению усилий. Я специально сказал «коллективы», потому что такое собрание людей невозможно именовать обществом. Мы станем разумными, но очень уязвимыми, одинокими и несчастными голыми слабыми обезьянами.

Наш разумный потенциал останется без реализации — даже самый умный человек не способен один построить Большой Адронный Коллайдер.

Инстинкты влекут нас друг к другу, стремясь собрать нас в единый коллектив. Разум рождает нашу индивидуальность, которую нужно охранять, что разрывает целостность коллектива противопоставлением понятий «Я» и «Мы». И только социальные институты способны примирять эти две противоречивые силы, предоставляя ограниченное количество осознанных выборов.

Какое отношение все это имеет к праву?

Все правовые категории вытекают из наших сегодняшних утверждений. Внутренняя мотивация человека находит выражение в категории интереса. Интерес — правовая категория, основа всех притязаний. Право — мощный социальный институт. Власть — правовая категория. Воля тоже является правовой категорией, без которой ничто правовое принципиально нереализуемо. Свобода — возможность поведенческой выбора, если она защищена юридическими инструментами, мы зовем ее субъективным правом — еще одна фундаментальная правовая категория. То, как мы себя ведем в обществе, наше поведение, связанное с поведением других людей и находящееся под их влиянием, называется социальным отношением. В тех случаях, когда социальное отношение урегулировано правом, мы говорим о правовом отношении — еще одно центральное правовое понятие, нечто, что связывает отдельных людей в единое целое — правовое общество.

Исторический пример для иллюстрации:

В 334 году до нашей эры Александр Македонский начал свой знаменитый поход на восток. Он был еще совсем молодым человеком, но в его распоряжении была власть над большим и процветающим краем, где жизнь была максимально комфортна для того времени. Он был царем и ни в чем не знал нужды, азиатские народы в тот момент не представляли никакой опасности для его царства, если думать рационально, никакой надобности в этом походе не было и не могло быть. Что еще более удивительно, пятьдесят тысяч молодых, здоровых, сильных и благополучных мужчин бросили свои дома и семьи, чтобы принять участие в величайшем военном походе против народов, превосходивших их числом в десятки раз. Они начали войну, которую было невозможно выиграть, в странах, о которых им было мало или вообще ничего не известно, с многочисленными и сильными народами, о существовании части которых они даже не подозревали. Огромное большинство этих солдат закончили свои короткие жизни на поле боя или просто обессилев от трудов, превышающих мыслимые человеческие силы. Почему же люди вели и продолжают вести себя так странно и неразумно? Ведь такие поступки невозможно объяснить ни инстинктами — они полностью противоречат эволюционным задачам выживания и размножения, ни рациональными причинами — гораздо разумнее было бы оставаться дома, заниматься хозяйством и наслаждаться жизнью с любимой семьей в комфортной Греции.

Ответ заключается в том, что в конкретном поведении каждого солдата Александра переплелись инстинктивные мотиваторы, разумные решения и регулирующее влияние общественных институтов — каждый член его армии инстинктивно осознавал себя членом эллинского мира, был подданным своего царя и военнослужащим армии — то есть, членом политического и правового отношения, и каждый из них делал волевой выбор, исходя из истинных или ошибочных представлений. Это позволяло ему, оставаясь разумным существом, быть одновременно и членом большого сообщества.

Проект реализуется в рамках государственного гранта «Формирование антикоррупционной культуры с привлечением потенциала НПО» Центра поддержки гражданских инициатив и Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан.

Социальное поведение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Термин «социальное поведение» может иметь множество различных значений и акцентов.

Содержание

  • 1 Социальная психология
  • 2 Социология
  • 3 Биология
  • 4 Аспекты социального поведения
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ключевые тексты
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Документы
  • 9 Дополнительный материал
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Документы
    • 9.3 Диссертации
  • 10 Внешние ссылки

Социальная психология

В социальной психологии акцент делается на поведении между индивидами и другими и на поведении внутри социальных групп

Социология

В социологии «поведение» само по себе означает животноподобную деятельность, лишенную социального значения или социального контекста, в отличие от «социального поведения», которое имеет и то, и другое. В социологической иерархии за социальным поведением следует социальное действие, которое направлено на других людей и призвано вызвать реакцию. Далее по этой восходящей шкале идут социальное взаимодействие и социальные отношения.

Биология

В биологии социальное поведение — это поведение, направленное на представителей одного и того же вида или происходящее между ними. Такое поведение, как хищничество, в котором участвуют представители разных видов, не является социальным. В то время как многие виды социального поведения представляют собой общение (вызывают реакцию или изменение поведения, не воздействуя непосредственно на получателя), общение между представителями разных видов не является социальным поведением.

Среди представителей некоторых видов, таких как обезьяны (надсемейство Hominoidea), лошади (в более широком смысле, семейство лошадиных), собаки и киты, молодые недоминантные самцы могут спонтанно образовывать холостяцких групп или холостяцких групп (см. Братство) . Соответствующая социальная структура для женщин — гарем . В отличие от группы холостяков, гарем обычно организуется вокруг одного доминирующего самца.

Аспекты социального поведения

Аспекты социального поведения включают:

  • Агрессивное поведение
  • Социальное поведение животных
  • Антиобщественное поведение
  • Ассортиментное смешивание
  • Благотворительное поведение
  • Конкурс
  • Соответствие
  • Азартные игры
  • Поведение при поиске помощи
  • Межвидовое взаимодействие
  • Участие
  • Лидерство
  • Организационное поведение
  • Конфиденциальность
  • Промискуитет
  • Просоциальное поведение
  • Психосексуальное поведение
  • Расовые и этнические отношения
  • Взаимность
  • Возмездие
  • Общественное употребление алкоголя

См. также

  • Поведенческая экология
  • Поведенческая экономика
  • Соответствие (личность)
  • Заражение
  • Критика
  • Иерархия доминирования
  • Теория двойного наследования
  • Капитал (социальный)
  • Этология
  • Формы деятельности и межличностные отношения
  • Экология поведения человека
  • Управление впечатлениями
  • Информаторы
  • Межличностный рефлекс
  • Стиль руководства
  • Манеры
  • Воинственность
  • Пренебрежение
  • Воспитание
  • Личное пространство
  • Вежливость
  • Группа сверстников
  • Ответственность
  • Риск
  • Социальное признание
  • Социальная адаптация
  • Социальное одобрение
  • Социальное познание
  • Социальные демонстрации
  • Социальная помощь
  • Социальные влияния
  • Социальное взаимодействие
  • Социальное восприятие
  • Социальное подкрепление
  • Социальные навыки
  • Социобиология
  • Генетическая эволюция социального поведения. Объяснение социального поведения. Оксфорд: Блэквелл.

Документы

Дополнительный материал

Книги

Документы

  • Социальные+Поведение

Диссертации

Внешние ссылки

89999.1029.1029.1029.1029.1029.1029.1029.10299.1029.102.

16 .102.16 9.1023916 99.1029..16.

Разница между социальным поведением и культурой

Опубликовано Admin

Социальное поведение против культуры
 

Изучение различий между социальным поведением и культурой позволит вам понять, насколько эти два понятия связаны друг с другом. Прежде всего, давайте посмотрим, что такое культура. Культура — это способ показать характеристики общества с помощью многих средств, таких как искусство, музыка, традиции, образ жизни, знания и т. д. Культура — это социальное явление, и каждое общество в мире имеет свои собственные культурные ценности, которые отличаются от друг друга. Социальное поведение также является социальным явлением, которое описывает то, как люди ведут себя в социальных сценариях. Обычно социальное поведение характеризуется культурными ценностями конкретного общества. Это означает, что поведение человека определяет культурные ценности, поддерживаемые его/ее обществом. Рассмотрим термины подробно.

Что такое культура?

Культура, как упоминалось выше, представляет собой социальное явление, которое показывает характеристики определенного общества . Культура включает в себя искусство, музыку, знания, верования, привычки, ценности и т. д., и почти все члены определенного общества разделяют эти культурные черты. Культура не является биологически унаследованным феноменом. Он приобретается социально. Младенец приобретает культурные черты, наблюдая за поведением взрослых. Более того, культура не статична. Он меняется со временем. Все члены определенного общества вносят свой вклад в изменение культуры с течением времени. Музыка, еда, модели одежды, образ жизни определенного периода зависят от культуры той эпохи. Например, в эпоху древних королей был другой образ жизни, который полностью отличался от современной эпохи. Эти изменения были вызваны культурными изменениями. Однако искусство, музыка, еда, одежда и т. д. — все это материальные представления культуры, но сама культура — очень абстрактное явление. Культура формирует поведение отдельных членов определенного общества, и именно культура объединяет разных людей в одно уникальное сообщество.

Одежда – один из аспектов культуры

Что такое социальное поведение?

Социальное поведение — это то, как отдельные члены общества реагируют друг на друга, и его можно определить как поведение, направленное на общество . Социальное поведение обычно определяется культурными ценностями и традициями конкретного общества. Тех, кто идет против принятых в обществе моделей поведения, называют девиантами. Социальное поведение помогает объединять разных людей и побуждает делиться и заботиться о членах одного сообщества. Кроме того, социальное поведение характеризуется различными социальными взаимодействиями и социальными отношениями. Это означает, что в зависимости от ситуаций и людей мы можем менять модели поведения в социальном контексте. Однако социальное поведение приобретается и изучается посредством наблюдений и взаимодействий. Социальное поведение усваивается человеком в процессе социализации.

Приветствие является одним из основных видов социального поведения

В чем разница между социальным поведением и культурой?

Когда мы берем термины, культуру и социальное поведение вместе, мы видим взаимосвязь между ними. Культура и социальное поведение являются социальными явлениями. Именно культура определяет социальное поведение человека. Кроме того, как культура, так и социальное поведение являются основными областями изучения социологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *