Значение слова архетип – Слово АРХЕТИП — Что такое АРХЕТИП?

Слово АРХЕТИП — Что такое АРХЕТИП?

Слово состоит из 7 букв: первая а, вторая р, третья х, четвёртая е, пятая т, шестая и, последняя п,

Слово архетип английскими буквами(транслитом) — arkhetip

Значения слова архетип. Что такое архетип?

Архетип

АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз,первоначальный образ, идея. Понятие архетипа широко используется в аналитической психологии К.Г. Юнга (1875–1961) для характеристики всеобщих образов коллективного бессознательного.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

АРХЕТИП (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита…

Энциклопедия культурологии

АРХЕТИП «Понятие архетипа… выведено из многократно повторявшихся наблюдений, что, например, мировую литературу определяют те мифы и сказки, которые содержат в себе мотивы, вновь и вновь появляющиеся повсюду.

Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга

АРХЕТИП, Archety̆pus, ἀρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (ἀρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т.п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным.

Классические древности. — 2007

Архетип. (греч. ἀρχέτῠπον ‘первообраз, оригинал’) Морфема или слово, реконструированные с применением сравнительно-исторического метода на основе сравнения форм или слов поздних хронологических уровней языка языков) как общий источник этих морфем…

Cправочник по этимологии и исторической лексикологии. — 1998

Архетипы

АРХЕТИПЫ (Archetypes; Archetyp) — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу…

Словарь аналитической психологии

Архетипы Словообразование. Происходит от греч. arche — начало typos — образ. Автор. К.Г.Юнг (1916 г.). Категория. Элементы коллективного бессознательного. Специфика. Представляют собой врожденные диспозиции…

Психологический словарь. — 2000

АРХЕТИПЫ АРХЕТИПЫ (греч. άρχέτυπος, «первообраз»), широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введённое швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К.

Энциклопедия мифологии

Архетип культуры

Архетип культуры (гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Архетип (Archetype)

АРХЕТИП (archetype) — (в психологии Юнга) наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.

vocabulary.ru

Архетип (Archetype) — (в психологии Юнга) наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.

Медицинские термины от А до Я

Архетип (Archetype) (в психологии Юнга) наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.

Медицинские термины. — 2000

Архетипы культурные

Архетипы культурные — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание А.к. составляет типическое в культуре, и в этом отношении А.к. объективны и трансперсональны.

Энциклопедия культурологии

Архетип (информатика)

Архетип — это формальная модель понятия предметной области, являющаяся уточнением эталонной информационной модели, выраженным в виде ограничений, накладываемых на эталонную информационную модель…

ru.wikipedia.org

Русский язык

Архети́п, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Архе́/ти́п/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова архетип

В астрологии ночное светило олицетворяет в первую очередь архетип Матери и отвечает за эмоциональную сферу.


  1. археоциат
  2. археспорий
  3. архетипический
  4. архетип
  5. архибестия
  6. архиважный
  7. архивариус

wordhelp.ru

Значение слова «архетип» в 9 словарях

(греч. arche – начало + typos – форма, образец)

прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

…………

☼ прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты.

Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые — в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал «эйдосу», «идее» Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии.

А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от «комплексов», содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось «спускать курок» именно такого действия; это — когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания — «архетипич. образы» — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное («нуминозное» — Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто; см. Нуминозность). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.

Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как «грехопадение». Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов.

Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких «вторжений» на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п.

А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте — в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение — понятиями «А.», «архетипич. образ» пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др. положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле — как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.).

Лит.: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996.

А.М. Руткевич.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

znachenie-slova.ru

Значение слова «архетип»

Архетип

(греч. arche – начало + typos – форма, образец)

прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

…………

☼ прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты.

Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые — в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал «эйдосу», «идее» Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии.

А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от «комплексов», содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось «спускать курок» именно такого действия; это — когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания — «архетипич. образы» — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное («нуминозное» — Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто; см. Нуминозность). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.

Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как «грехопадение». Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов.

Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких «вторжений» на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п.

А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте — в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение — понятиями «А.», «архетипич. образ» пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др. положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле — как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.).

Лит.: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996.

А.М. Руткевич.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

how-to-all.com

Архетип – значение слова в словарях и энциклопедиях

— понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное — это «скопление» вытесненных представлений. Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные всем людям содержания и образы поведения. Содержанием личностного бессознательного являются так называемые «эмоционально окрашенные комплексы». А. — это содержания коллективного бессознательного. » — это образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение. Следовательно, это, по существу, — мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т. е. являются психическими остатками их опыта» (Юнг). А. — это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Хотя А., по определению, выражает некий архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта и реально имеет место в историческом прошлом, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в опыте индивидуальной жизни человека. Данное обстоятельство выражает конститутивную черту А. А. — это корреляты инстинктов, вместе с которыми они образуют бессознательное. Именно через А. инстинкт воспринимает самого себя. Существует также разница между А. и инстинктами. Инстинкты являются физиологическими побуждениями и постигаются посредством органов чувств. И в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и в символических образах. Эти проявления Юнг и называет А. Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с А. В каком-то смысле А. представляет априорные условия понимания и восприятия, но, в отличие от кантовского типа, А. предшествует любым схемам логического мышления. А. — это трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлен опыт жизни всего рода. Юнг различает А. и А.-образ, т. е. А., подвергнутый сознательной обработке в мифах, сказках, верованиях, тайных учениях. Реальное проявление А. в жизни — это существование мифов, сказок, тайных учений. А. как таковой существенно отличается от исторически переработанных форм. В переработанных формах А. «предстают в такой оправе, которая… безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках». К самим А. ближе стоит индивидуальный опыт — сновидения, видения, экстатические состояния. «По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает» (Юнг). В мифологии, мировых религиях происходит переработка А.-опыта, А.-образы становятся символическими выражениями «внутренней и бессознательной драмы души». А. помогают культурам постоянно воспроизводить свое прошлое, поддерживать связь со своими истоками. По Юнгу, культуры, утратившие свои А., обречены на гибель, поскольку именно А. возвращают нас к истокам, в изначальные времена, возобновляют прошлые события, придающие смысл настоящему. Настоящее поверяется в соотнесении с нашим прошлым; критерием этого соотнесения и выступают А. Т. X. Керимов

vslovare.info

Архетип что это? Значение слова Архетип

Значение слова Архетип по Ефремовой:

Архетип — 1. Наиболее древний — обычно неизвестный — текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.
2. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике).

Архетип в Энциклопедическом словаре:

Архетип — (от греч. arche — начало и typos — образ) -..1) в позднеантичнойфилософии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитическойпсихологии» К. Г.

Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективногобессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной…2)Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальныетексты письменного памятника…3) Гипотетически реконструируемая илифактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для еепозднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater — для общеславянскихm+ati (русское «мать»), латинское m+ater и т. д.

Определение слова «Архетип» по БСЭ:

Архетип (от греч. arche&#x341. — начало и tэроs — образец)
представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория А. основывается на сопоставлении общих признаков, свойственных скелету различных позвоночных, и создаёт отвлечённый образ, идеальный тип скелета, не реализованный полностью ни в одном из вымерших или ныне живущих животных. Эта теория служит выражением натурфилософского направления в морфологии 18-19 вв., когда в строении человека и животных искали отражения общих идей. В основу А. положен идеальный позвонок, состоящий из 8 частей (тело, нейральные и гемальные дуги, остистые и поперечные отростки, ребра). Весь скелет изображен в виде серии таких видоизменённых позвонков. В черепе Оуэн различал 4 позвонка: затылочный, теменной, лобный и носовой. Ч. Дарвин переосмыслил понятие А., представлял его не как абстрактный прототип, а как реально существовавшую некогда прародительскую форму.

Лит.: Owen R., Report on the archetype and homologies of the vertebrate skeleton. Report of the 16 th meeting… of the British association for the advancement of science… 1846, L., 1847.
Б. С. Матвеев.


Архетип — в языке (проформа, прототип), гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для её позднейших продолжений. например, индоевроп. *мā.tйr — для общеслав. mati (рус. «мать»),
др.-инд. мā.tā.r, лат. мā.ter и т.д.
Г. А. Климов.

xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Значение слова «Архетип» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

Ударение: архети́п м.

  1. Наиболее древний – обычно неизвестный – текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.
  2. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике).

прототип, первообраз

(от греч. arche — начало и typos — образ),..1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной…2) Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника…3) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater — для общеславянских m+ati (русское «мать»), латинское m+ater и т. д.

первообраз, прототип

архети́п,
архети́пы,

архети́па,
архети́пов,
архети́пу,
архети́пам,
архети́п,
архети́пы,
архети́пом,
архети́пами,
архети́пе,
архети́пах

а, м.

1. филос. Первичная слова-Форма»>форма, слова-Образец»>образец. Архетипы мышления. | В философии швейцарского ученого К.Г. слова-Юнга»>Юнга (1875-1961) архетипы — структурные слова-Элементы»>элементы коллективного бессознательного слова-Начала»>начала, лежащие в основе всех психических процессов.

2. лингв. Исходная, первичная языковая слова-Форма»>форма, реконструируемая на основе сопоставления слова-Реально»>реально существующих фактов, принадлежащих разным языкам. Древняя слова-Форма»>форма bhrater — а. русского слова «брат». Архетипический — являющийся архетипом.||Ср. слова-ПРОТОТИП» title=’ПРОТОТИП, ПРОТОТИП это, что такое ПРОТОТИП, ПРОТОТИП толкование’>ПРОТОТИП.

Поделиться значением слова:

glosum.ru

Исторический словарь — значение слова Архетип

неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д.

Смотреть значение Архетип в других словарях

Архетип М. — 1. Наиболее древний — обычно неизвестный — текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Гипотетически реконструируемая или фактически……..
Толковый словарь Ефремовой

Архетип — -а; м. [от греч. arkhē — начало и tupos — тип, образец].
1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих……..
Толковый словарь Кузнецова

Архетип — — от греческого «arce», «начало», и «tupoz», «тип», «образец». Дословно — «первоначальный образец».
Политический словарь

Архетип — (от греч. arche — начало и typos — образ) -..1) в позднеантичнойфилософии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитическойпсихологии» К. Г. Юнга изначальные, врожденные……..
Большой энциклопедический словарь

Архетип — (от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто……..
Биологический энциклопедический словарь

Архетип — (типос — отпечаток), «образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы»; (Юнг К.Г.), «коллективное бессознательное»;……..
Психологическая энциклопедия

Архетип (archetype) Юнгианский — термин для обозначения содержания КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО , т.о. врожденных идей, или тенденция к организации опыта в рамках врожденно-предопределенных паттернов.
Психологическая энциклопедия

Архетип (archetype) — (в психологии Юнга) наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный……..
Медицинский словарь

Архетип — (от греч. arche — начало и typos — образ)  — англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии — прообраз, идея.  2. По К. Г. Юнгу — изначальные, врожденные психические структуры,……..
Социологический словарь

Культурный Архетип — — первичные социокультурные идеи, лежащие в основе этно- и национальных культур и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике общества.
Социологический словарь

Архетип — (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом………
Философский словарь

Архетип (греч.) — — прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви……..
Философский словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *