Знания в психологии это: Знание — Психологос

Глава 1. Виды психологических знаний

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное посо­бие по курсу «Введение в профессию» для студентов, обучающихся по специальности «психология». Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается по­ступать на психологические факультеты университетов и инсти­тутов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, про­мышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство «Смысл», 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребо­ванной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось сопри­касаться с психологами на практике. Психологов ценят, ува­жают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разгово­ре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психо­лог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психоло­гия». Правильному пониманию профессии психолога меша­ет также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологичес­кой профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено пред­ставление о психологе как о врачевателе души, умеющем глу­боко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, ком­муникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладаю­щие особым даром контактности и непринужденного обще­ния, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всяко­го психологического образования. Кого же из них считать пси­хологом?

В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким об­разом они надеются глубже познать себя, а главное — овла­деть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологи­ческих факультетов ясно представляют себе, «что такое пси­хология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (пси­хиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лек­ции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изуча­ет душевный мир человека. Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психи­чески больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нор­мальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни чело­века.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышле­ние, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внима­ние, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адапта­ция, напряженность, фрустрация изменяют протекание пси­хических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им осо­бый качественный оттенок. Темперамент, характер, способ­ности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень при­тязаний, представления о самом себе, самооценка и само­уважение.

Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совмести­мость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, лю­бовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознан­ные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек нахо­дится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у че­ловека, входящего в мир профессиональной психологии, зат­рудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются осо­бой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу.

Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими науч­ными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начи­нающего психолога толкование многих психологических по­нятий.

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — вез­де, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» по­явилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

И в житейской психологии, и в искусстве чаще исполь­зуется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И наоборот, в науке понятие «душа» теперь исполь­зуется сравнительно редко; более научным считается по­нятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно сло­ва «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных ви­дов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

1.1. житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем сло­ва «психология», «психолог», «психологический», не всег­да задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психоло­гия», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя осо­бенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкрет­ны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применя­ются они при взаимодействии

с другими людьми. Эти зна­ния обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возмож­ность охарактеризовать его. Таким образом, житейская пси­хология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей по­буждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской пси­хологии — признание других людей. Если люди видят под­тверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практи­ческую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поко­лению. В сущности, житейская психология — это обобще­ние повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, дос­тупность изложения, фрагментарность и неточность упот­ребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

1.2. психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — про­изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого филосо­фа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, спо­собной уловить в сети своих описаний то, чего в произве­дениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти­пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю­дей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие лич­ности пользуются своими наблюдениями, размышления­ми, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это дела­ют. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведени­ях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внут­ренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узна­ваемость образов, признание читателя, зрителя, слушате­ля. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутрен­него мира человека, то это психологическое знание счи­тается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отражен­ные в литературе, представляют большую ценность. По­этому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отра­жении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, кото­рый профессионально занимается этой наукой в теорети­ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

1.3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, пе­дагогики и других наук. Во второй половине XIX века пси­хология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психоло­гия направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характери­зуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира че­ловека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических зна­ний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании пси­хических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психоло­гических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изло­жении для неподготовленного пользователя. Поэтому на­ука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют акаде­мической. Существует и особое направление научной пси­хологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-пси­хологических знаний для решения практических задач.

1.4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — прак­тическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Прак­тическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом счита­ется практический опыт и эффективность работы специа­листа. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизи­руются, на их основе формируется концепция. В такой обоб­щенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практи­ческий опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапев­тами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлека­тельными.

1.5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем па­рапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо­собы доказательства истинности таких знаний специфич­ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет­ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте­рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в го­роскопах может содержаться важная психологическая ин­формация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживаю­щей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня «число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материа­лы парапсихологических исследований стали даже попа­дать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализу­емые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Транс­персональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно много­образны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использова­ние психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996.Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии пси­холога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психоло­гия. 1992. Mb 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Пси­хологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170—172.

8. Рииль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Иници­атива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гума­нитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75—85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. C.12I—127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20—30.

Особенности психологического знания

12.06.2012

Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения.

1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций.

3. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.

5. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.

В принципе любая книга по психологии — это определенным образом организованное психологическое знание. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта — в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы, хотя даже в этом случае инвариантность и неизменность понимаются несколько иначе, чем в естественных науках.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

Ключевые слова: Наука

Источник: Манухина С.Ю., Методологические основы психологии

Материалы по теме

Психологические знания древней Индии и Китая

Константинов В. В., История психологии

Источники психологического знания

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Особенности культурологии как науки, ее методы

Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;…

Теоретическая психология

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Чем отличается наука от псевдонауки?

Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с.

Понятия «технология» и «информация» применительно к мировой экономике

Щербанин Ю.А., Мировая экономика

Психология нового времени

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

История детской и педагогической психологии

Р. В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Знаний | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Олицетворение знания (греч. Επιστημη , Эпистема) в библиотеке Цельса в Эфесе, Турция.

Знание — это то, что известно, а не то, что не известно человеку. Это продукт мышления или мысли, которая обычно использует или работает с такими понятиями, как истина, вера и мудрость. Определение знания должно соответствовать предпосылкам определения и должно отражать природу (или дополнительную специфику или дескрипторы) знания. Поэтому лучший способ определить знание — взять аналогию и использовать ее в качестве модели для определения знания.

Удобная аналогия — определение числа. Число — это абстрактная сущность, которая представляет счет или измерение. Таким образом, знание — это собирательное название абстрактных сущностей, представляющих конечный результат сложных когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, коммуникация, ассоциация и рассуждение, происходящих из разных дисциплин, использующих разные парадигмы для описания реальности и опыта. Ненаучно звучащий термин для такого умственного упражнения называется разбиением на фрагменты. Это процесс, при котором мы получаем разные результаты, видя одно и то же. Срок знание также используется для обозначения уверенного понимания предмета, потенциально с возможностью использовать его для определенной цели.

Говорят, что знание приобретается или создается путем ознакомления, поэтому то, что известно, знакомо нам. Знакомство порождается дифференциацией и изощренностью и обычно работает с небольшими группами людей, которые имеют одинаковый социальный опыт, состоящий в основном из навыков и компетенций профессии или профессии, а также общий язык, то есть словарь и прагматика одного и того же. , два основных фактора связаны и связаны в определении знания.

Содержание

  • 1 Определение знаний
  • 2 Расположенное знание
  • 3 Частичное знание
  • 4 Управление знаниями
  • 5 Запретное знание
  • 6 Другая классификация знаний
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Внешние ссылки

Определение знания

Утверждая, что знание — это то, что мы знаем, а не то, чего мы не знаем, мы на самом деле занимаемся определением онтологии, вероятно, самого высокого или начального уровня, как в Библии, или любую подобную попытку понять существование, жизнь или бытие в противоположность их противоположностям, о которых мы не имеем прямого опыта или знания, несмотря на тот факт, что они, как термины, являются частью наших систем репрезентаций знания.

См. также: гносеология
»

Мы предполагаем, что обладаем безоговорочным научным знанием вещи, в противоположность знанию ее случайным образом, каким знает софист, когда мы думаем, что знаем причину, от которой зависит факт, как причину этого факта и никакого другого, и, далее, факт не может быть иным, чем он есть. А что научное познание есть нечто такого рода, это очевидно, — свидетельствуют как те, кто ложно утверждает его, так и те, кто действительно им обладает, ибо первые только воображают себя, а вторые также действительно находятся в описанном состоянии. Следовательно, подлинным объектом безоговорочного научного познания является то, что не может быть иным, чем оно есть.

— Аристотель, Апостериорная аналитика (Книга 1, часть 2)

Определение знания — это живая дискуссия для философов. Классическое определение, найденное Платоном [1] (хотя и не в конечном счете одобренное им), гласит, что для того, чтобы иметь знание , должны быть выполнены по крайней мере три критерия; что для того, чтобы считаться знанием, утверждение должно быть обоснованным, истинным и верным. Некоторые утверждают, что этих условий недостаточно, как якобы демонстрируют примеры дела Gettier. Предлагается ряд альтернатив, в том числе аргументы Роберта Нозика в пользу требования, согласно которому знание «отслеживает истину», и дополнительное требование Саймона Блэкберна о том, что мы не хотим говорить, что те, кто соответствует любому из этих условий, «из-за дефекта, порока или неудача’ иметь знание. Ричард Киркхэм предполагает, что наше определение знания требует, чтобы свидетельство верующего было таким, что оно логически обусловливает истинность убеждения.

В противоположность этому подходу Витгенштейн заметил, следуя парадоксу Мура, что можно сказать «Он верит в это, но это не так», но не «Он знает это, но это не так». [2] Далее он утверждает, что они соответствуют не разным психическим состояниям, а скорее разным способам говорить об убеждении. Отличие здесь не в психическом состоянии говорящего, а в деятельности, которой он занимается. Например, в связи с этим знать , что чайник кипит, означает не находиться в определенном состоянии ума, а выполнять определенную задачу с утверждением, что чайник кипит. Витгенштейн стремился обойти трудности определения, обратившись к тому, как «знание» используется в естественных языках. Он рассматривал знание как случай фамильного сходства.

Поскольку любое знание включает понятия и будет выражаться с помощью терминов, взаимозависимости между знанием и языком важны для самого определения. Недавно это было продемонстрировано Hey. [3]

Ситуационное знание

Ситуационное знание — это знание, специфичное для конкретной ситуации. Представьте себе два очень похожих вида грибов, которые растут по обе стороны горы, один питательный, другой ядовитый. Опора на знания по одну сторону экологической границы, после перехода на другую, может привести к голоданию вместо того, чтобы есть совершенно здоровую пищу под рукой, или к отравлению по ошибке.

Некоторые методы генерирования знаний, такие как метод проб и ошибок или обучение на собственном опыте, имеют тенденцию создавать ситуативные знания. Одним из основных преимуществ научного метода является то, что теории, которые он генерирует, гораздо менее ситуативны, чем знания, полученные другими методами.

Ситуационное знание часто встроено в язык, культуру или традиции.

Частичное знание

Дисциплина эпистемологии сосредоточена на частичном знании. В нем говорится, что в большинстве реальных случаев невозможно иметь исчерпывающее представление об информационной области, но мы должны жить с тем фактом, что наши знания всегда ограничены.0012 неполный , то есть частичный. Большинство реальных проблем приходится решать, используя частичное понимание контекста проблемы и данных о проблеме. Это очень отличается от типичных простых математических задач, которые мы решаем в школе, где все данные даны, и мы прекрасно понимаем формулы, необходимые для их решения.

Управление знаниями

Основная статья: Управление знаниями

Управление знаниями — это теория управления, возникшая в 1990-е годы. Он стремится понять, как знания используются и торгуются внутри организаций, и рассматривает знания как самореферентные и рекурсивные. Эта рекурсия означает, что определение знания находится в постоянном движении. Управление знаниями рассматривает знания как информацию в некотором контексте. Знание в этом контексте состоит из информации, дополненной интенциональностью (или направлением). Эта концепция согласуется с моделью DIKW, в которой данные, информация, знания и мудрость помещаются во все более полезную пирамиду.

Основная цель управления знаниями состоит в том, чтобы гарантировать, что правая информация будет доставлена ​​ правильному человеку как раз вовремя, чтобы принять наиболее подходящее решение. В этом смысле управление знаниями не заинтересовано в управлении знаниями per se , а в том, чтобы связать знания и их использование. Это приводит к системам организационной памяти.

Средства быстрого сбора знаний объединяются с управлением знаниями для простой и эффективной передачи знаний от одного человека к другому.

Запретное знание

Многие люди считают, что есть жанры или области знаний, которые не следует исследовать, или, другими словами, которые должны быть табуированы. Часто кажется, что знание угрожает религии, философии и личным убеждениям или ценностям, и поэтому не подлежит исследованию. Иногда кажется, что знания приносят больше вреда, чем пользы, и поэтому считается, что они заслуживают контроля или ограничений.

Другая классификация знаний

Знания, научные или иные, в основном бывают двух типов, а именно лексические и процедурные. Лексическое знание представляет собой набор представлений об объектах, свойствах и отношениях, и они, как правило, представляют собой ярлыки, заголовки и названия с соответствующими словесными отрывками или другими модальностями, относящимися к ним. Они по своей природе статичны и номинальны и используются для описания мира в терминах неподвижной картины и застывших временных рамок. Они используются, чтобы наметить топологию, показать пространственное расположение знаний. Примеров таких знаний миллиарды, и их представления обычно устроены в виде каких-то списков, но все они нам на самом деле не нужны, так как есть простые способы их обойти. Поэтому они имеют второстепенное значение для выживания, и их низшая степень называется мелочью.

Процедурные знания, с другой стороны, являются более важным типом знаний, так как это тип знания «как делать» или «ноу-хау». Обычно это тот тип знания, который несет в себе новизну, поэтому хранится в секрете и, следовательно, имеет свою цену. Они имеют форму сообщения, то есть имеют в себе вербальный компонент, и поэтому используются для описания временных отношений. Они также могут быть организованы или отсортированы в виде списков, но временных последовательностей, а не пространственных последовательностей. Они важнее, потому что могут относиться к будущему, к сути всех знаний, в отличие от знаний о прошлом, с которыми ничего не поделаешь. А знание будущего со способностью приспосабливаться или приспосабливаться к нему называется интеллектом.

И, наконец, все наши знания вытекают из нашего представления о пространственно-временном континууме, который является самым низким уровнем рекурсии, используемым нашим мышлением, а это означает, что наше начальное и фундаментальное знание существования относится к определенному моменту времени и точка пространства, по отношению к которой определяются остальные наши знания. И такие специфические точки пространства и времени являются просто именами или словами в нашем мышлении, что нам нужно все время сортировать, как мы все это знаем с тех пор, как это записал Шекспир.

Примечания

  1. ↑ Платон, Театетус
  2. ↑ Людвиг Витгенштейн, Об уверенности , примечание 42
  3. ↑ Эй, Джонатан (2004). Цепочка данных, информации, знаний, мудрости: метафорическая ссылкаPDF (238 КиБ). Издательство: Межправительственная океанографическая комиссия (ЮНЕСКО)

См. также

  • Аналитическое предположение/Синтетическое предположение
  • Априорно/апостериорно
  • Вера
  • Знание здравого смысла
  • ДИКВ
  • Декларативные знания
  • Эпистемическая логика
  • Эпистемология
  • Институциональные знания
  • Интеллект
  • Переплетение
  • Интуиция как бессознательная форма познания.
  • Захват знаний
  • Создание знаний
  • Разделение знаний
  • Интеграция знаний
  • Карты интеграции знаний
  • Экономика знаний
  • Инженерия знаний
  • Извлечение знаний
  • Управление знаниями
  • Относительность знаний
  • Представление знаний
  • Поиск знаний
  • Обучение
  • Метазнание
  • Философский скептицизм
  • Процедурные знания
  • Пропозициональные знания
  • Запомнить или знать суждения
  • Неявное знание
  • Теория познания
  • Традиционные знания
  • Правда
  • Знание — сила
  • Объективистская эпистемология

Внешние ссылки

  • Симпозиум «Диалог знаний о мире» — инициатива по преодолению разрыва между естественными и гуманитарными/социальными науками.
  • Теория познания: проблема Геттье
  • Knowledge@Wharton — предназначен для предоставления бесплатного доступа к материалам курса для студентов, преподавателей и самоучек.
  • Двойственность знаний
  • Философия знаний Глоссарий
  • Коммуникационные технологии и эволюция знаний: от предыстории к веку информации
  • Кибернетика и человеческое знание — Журнал кибернетики второго порядка, автопоэзиса и киберсемиотики
  • Несоизмеримость научных и поэтических знаний
  • Программа «Знания для развития» — Институт Всемирного банка
  • Книга о (соответствующих) знаниях Авторы: Т. Л. Кунии, К. В. Рамамурти, Хью Чинг и Та-Ю Ву; Три главы: деньги, здоровье и счастье; Опубликовано Лабораторией полной автоматизации (2007 г.)

Краткое руководство по философии

Общее: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий . ..больше списков
Филиалы: Эстетика | Этика | Эпистемология | Логика | Метафизика | Философия : образование, история, язык, право, математика, разум, философия, политика, психология, религия, наука, социальная философия, социальные науки.
Школы: Агностицизм | Аналитическая философия | Атеизм | Критическая теория | Детерминизм | диалектика | Эмпиризм | Экзистенциализм | Гуманизм | Идеализм | Логический позитивизм | Материализм | нигилизм | Постмодернизм | Рационализм | Релятивизм | Скептицизм | Теизм
Каталожные номера: Учебник по философии | Интернет-энциклопедия. философии | Философский словарь | Стэнфордская энциклопедия. философии | Путеводитель по интернет-философии

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Знания | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Олицетворение знания (греч. Επιστημη , Эпистема) в библиотеке Цельса в Эфесе, Турция.

Знание — это то, что известно, а не то, что не известно человеку. Это продукт мышления или мысли, которая обычно использует или работает с такими понятиями, как истина, вера и мудрость. Определение знания должно соответствовать предпосылкам определения и должно отражать природу (или дополнительную специфику или дескрипторы) знания. Поэтому лучший способ определить знание — взять аналогию и использовать ее в качестве модели для определения знания.

Удобная аналогия — определение числа. Число — это абстрактная сущность, которая представляет счет или измерение. Таким образом, знание — это собирательное название абстрактных сущностей, представляющих конечный результат сложных когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, коммуникация, ассоциация и рассуждение, происходящих из разных дисциплин, использующих разные парадигмы для описания реальности и опыта. Ненаучно звучащий термин для такого умственного упражнения называется разбиением на фрагменты. Это процесс, при котором мы получаем разные результаты, видя одно и то же. Срок знание также используется для обозначения уверенного понимания предмета, потенциально с возможностью использовать его для определенной цели.

Говорят, что знание приобретается или создается путем ознакомления, поэтому то, что известно, знакомо нам. Знакомство порождается дифференциацией и изощренностью и обычно работает с небольшими группами людей, которые имеют одинаковый социальный опыт, состоящий в основном из навыков и компетенций профессии или профессии, а также общий язык, то есть словарь и прагматика одного и того же. , два основных фактора связаны и связаны в определении знания.

Содержание

  • 1 Определение знаний
  • 2 Расположенное знание
  • 3 Частичное знание
  • 4 Управление знаниями
  • 5 Запретное знание
  • 6 Другая классификация знаний
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Внешние ссылки

Определение знания

Утверждая, что знание — это то, что мы знаем, а не то, чего мы не знаем, мы на самом деле занимаемся определением онтологии, вероятно, самого высокого или начального уровня, как в Библии, или любую подобную попытку понять существование, жизнь или бытие в противоположность их противоположностям, о которых мы не имеем прямого опыта или знания, несмотря на тот факт, что они, как термины, являются частью наших систем репрезентаций знания.

См. также: гносеология
»

Мы предполагаем, что обладаем безоговорочным научным знанием вещи, в противоположность знанию ее случайным образом, каким знает софист, когда мы думаем, что знаем причину, от которой зависит факт, как причину этого факта и никакого другого, и, далее, факт не может быть иным, чем он есть. А что научное познание есть нечто такого рода, это очевидно, — свидетельствуют как те, кто ложно утверждает его, так и те, кто действительно им обладает, ибо первые только воображают себя, а вторые также действительно находятся в описанном состоянии. Следовательно, подлинным объектом безоговорочного научного познания является то, что не может быть иным, чем оно есть.

— Аристотель, Апостериорная аналитика (Книга 1, часть 2)

Определение знания — это живая дискуссия для философов. Классическое определение, найденное Платоном [1] (хотя и не в конечном счете одобренное им), гласит, что для того, чтобы иметь знание , должны быть выполнены по крайней мере три критерия; что для того, чтобы считаться знанием, утверждение должно быть обоснованным, истинным и верным. Некоторые утверждают, что этих условий недостаточно, как якобы демонстрируют примеры дела Gettier. Предлагается ряд альтернатив, в том числе аргументы Роберта Нозика в пользу требования, согласно которому знание «отслеживает истину», и дополнительное требование Саймона Блэкберна о том, что мы не хотим говорить, что те, кто соответствует любому из этих условий, «из-за дефекта, порока или неудача’ иметь знание. Ричард Киркхэм предполагает, что наше определение знания требует, чтобы свидетельство верующего было таким, что оно логически обусловливает истинность убеждения.

В противоположность этому подходу Витгенштейн заметил, следуя парадоксу Мура, что можно сказать «Он верит в это, но это не так», но не «Он знает это, но это не так». [2] Далее он утверждает, что они соответствуют не разным психическим состояниям, а скорее разным способам говорить об убеждении. Отличие здесь не в психическом состоянии говорящего, а в деятельности, которой он занимается. Например, в связи с этим знать , что чайник кипит, означает не находиться в определенном состоянии ума, а выполнять определенную задачу с утверждением, что чайник кипит. Витгенштейн стремился обойти трудности определения, обратившись к тому, как «знание» используется в естественных языках. Он рассматривал знание как случай фамильного сходства.

Поскольку любое знание включает понятия и будет выражаться с помощью терминов, взаимозависимости между знанием и языком важны для самого определения. Недавно это было продемонстрировано Hey. [3]

Ситуационное знание

Ситуационное знание — это знание, специфичное для конкретной ситуации. Представьте себе два очень похожих вида грибов, которые растут по обе стороны горы, один питательный, другой ядовитый. Опора на знания по одну сторону экологической границы, после перехода на другую, может привести к голоданию вместо того, чтобы есть совершенно здоровую пищу под рукой, или к отравлению по ошибке.

Некоторые методы генерирования знаний, такие как метод проб и ошибок или обучение на собственном опыте, имеют тенденцию создавать ситуативные знания. Одним из основных преимуществ научного метода является то, что теории, которые он генерирует, гораздо менее ситуативны, чем знания, полученные другими методами.

Ситуационное знание часто встроено в язык, культуру или традиции.

Частичное знание

Дисциплина эпистемологии сосредоточена на частичном знании. В нем говорится, что в большинстве реальных случаев невозможно иметь исчерпывающее представление об информационной области, но мы должны жить с тем фактом, что наши знания всегда ограничены.0012 неполный , то есть частичный. Большинство реальных проблем приходится решать, используя частичное понимание контекста проблемы и данных о проблеме. Это очень отличается от типичных простых математических задач, которые мы решаем в школе, где все данные даны, и мы прекрасно понимаем формулы, необходимые для их решения.

Управление знаниями

Основная статья: Управление знаниями

Управление знаниями — это теория управления, возникшая в 1990-е годы. Он стремится понять, как знания используются и торгуются внутри организаций, и рассматривает знания как самореферентные и рекурсивные. Эта рекурсия означает, что определение знания находится в постоянном движении. Управление знаниями рассматривает знания как информацию в некотором контексте. Знание в этом контексте состоит из информации, дополненной интенциональностью (или направлением). Эта концепция согласуется с моделью DIKW, в которой данные, информация, знания и мудрость помещаются во все более полезную пирамиду.

Основная цель управления знаниями состоит в том, чтобы гарантировать, что правая информация будет доставлена ​​ правильному человеку как раз вовремя, чтобы принять наиболее подходящее решение. В этом смысле управление знаниями не заинтересовано в управлении знаниями per se , а в том, чтобы связать знания и их использование. Это приводит к системам организационной памяти.

Средства быстрого сбора знаний объединяются с управлением знаниями для простой и эффективной передачи знаний от одного человека к другому.

Запретное знание

Многие люди считают, что есть жанры или области знаний, которые не следует исследовать, или, другими словами, которые должны быть табуированы. Часто кажется, что знание угрожает религии, философии и личным убеждениям или ценностям, и поэтому не подлежит исследованию. Иногда кажется, что знания приносят больше вреда, чем пользы, и поэтому считается, что они заслуживают контроля или ограничений.

Другая классификация знаний

Знания, научные или иные, в основном бывают двух типов, а именно лексические и процедурные. Лексическое знание представляет собой набор представлений об объектах, свойствах и отношениях, и они, как правило, представляют собой ярлыки, заголовки и названия с соответствующими словесными отрывками или другими модальностями, относящимися к ним. Они по своей природе статичны и номинальны и используются для описания мира в терминах неподвижной картины и застывших временных рамок. Они используются, чтобы наметить топологию, показать пространственное расположение знаний. Примеров таких знаний миллиарды, и их представления обычно устроены в виде каких-то списков, но все они нам на самом деле не нужны, так как есть простые способы их обойти. Поэтому они имеют второстепенное значение для выживания, и их низшая степень называется мелочью.

Процедурные знания, с другой стороны, являются более важным типом знаний, так как это тип знания «как делать» или «ноу-хау». Обычно это тот тип знания, который несет в себе новизну, поэтому хранится в секрете и, следовательно, имеет свою цену. Они имеют форму сообщения, то есть имеют в себе вербальный компонент, и поэтому используются для описания временных отношений. Они также могут быть организованы или отсортированы в виде списков, но временных последовательностей, а не пространственных последовательностей. Они важнее, потому что могут относиться к будущему, к сути всех знаний, в отличие от знаний о прошлом, с которыми ничего не поделаешь. А знание будущего со способностью приспосабливаться или приспосабливаться к нему называется интеллектом.

И, наконец, все наши знания вытекают из нашего представления о пространственно-временном континууме, который является самым низким уровнем рекурсии, используемым нашим мышлением, а это означает, что наше начальное и фундаментальное знание существования относится к определенному моменту времени и точка пространства, по отношению к которой определяются остальные наши знания. И такие специфические точки пространства и времени являются просто именами или словами в нашем мышлении, что нам нужно все время сортировать, как мы все это знаем с тех пор, как это записал Шекспир.

Примечания

  1. ↑ Платон, Театетус
  2. ↑ Людвиг Витгенштейн, Об уверенности , примечание 42
  3. ↑ Эй, Джонатан (2004). Цепочка данных, информации, знаний, мудрости: метафорическая ссылкаPDF (238 КиБ). Издательство: Межправительственная океанографическая комиссия (ЮНЕСКО)

См. также

  • Аналитическое предположение/Синтетическое предположение
  • Априорно/апостериорно
  • Вера
  • Знание здравого смысла
  • ДИКВ
  • Декларативные знания
  • Эпистемическая логика
  • Эпистемология
  • Институциональные знания
  • Интеллект
  • Переплетение
  • Интуиция как бессознательная форма познания.
  • Захват знаний
  • Создание знаний
  • Разделение знаний
  • Интеграция знаний
  • Карты интеграции знаний
  • Экономика знаний
  • Инженерия знаний
  • Извлечение знаний
  • Управление знаниями
  • Относительность знаний
  • Представление знаний
  • Поиск знаний
  • Обучение
  • Метазнание
  • Философский скептицизм
  • Процедурные знания
  • Пропозициональные знания
  • Запомнить или знать суждения
  • Неявное знание
  • Теория познания
  • Традиционные знания
  • Правда
  • Знание — сила
  • Объективистская эпистемология

Внешние ссылки

  • Симпозиум «Диалог знаний о мире» — инициатива по преодолению разрыва между естественными и гуманитарными/социальными науками.
  • Теория познания: проблема Геттье
  • Knowledge@Wharton — предназначен для предоставления бесплатного доступа к материалам курса для студентов, преподавателей и самоучек.
  • Двойственность знаний
  • Философия знаний Глоссарий
  • Коммуникационные технологии и эволюция знаний: от предыстории к веку информации
  • Кибернетика и человеческое знание — Журнал кибернетики второго порядка, автопоэзиса и киберсемиотики
  • Несоизмеримость научных и поэтических знаний
  • Программа «Знания для развития» — Институт Всемирного банка
  • Книга о (соответствующих) знаниях Авторы: Т. Л. Кунии, К. В. Рамамурти, Хью Чинг и Та-Ю Ву; Три главы: деньги, здоровье и счастье; Опубликовано Лабораторией полной автоматизации (2007 г.)

Краткое руководство по философии

Общее: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *