Виды психологического знания — Психология в жизни человека
Виды психологического знания
|
Источники психологического знания
28.09.2011
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.
Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний — житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.
Житейская психология — это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.
Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Повторение — мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.
Практическая психология. Ее главная цель — психологическая помощь людям. Практическая психология — отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы.
В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога — неотъемлемая часть метода.
Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.
Ключевые слова: Наука
Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме |
---|
Отрасли современной психологии Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Особенности культурологии как науки, ее методы Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;… |
Социогенетическая теория Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология |
Чем отличается наука от псевдонауки? Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Развитие социальной психологии Тамотсу Шибутани, Социальная психология |
Отрасли психологии Шкуренко Д. А., Общая и медицинская психология |
История детской и педагогической психологии Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Методологические принципы и этапы исследования в психологии Штейнмец А.Э., Общая психология |
Применение знаний в психологии
В этом курсе студенты применяют свои знания о теориях, концепциях, фактах, этике и способах мышления в психологии в реальной работе или в волонтерской среде. Студенты размышляют о том, как их опыт работы связан с дисциплиной психологии. Учащиеся проводят рефлексивную самооценку и тщательно учитывают этические стандарты в своем практическом опыте. PSYC 407 является обязательным предварительным условием.
Предпосылки
- PSYC 407: Профессиональное и карьерное применение психологии
3-4 кредита бакалавриата
Действует 7 мая 2019 г. подарить
Результаты обучения
Общий
- Сравните и сопоставьте концептуализацию психологической теории в академической/классной обстановке с концептуализацией психологической теории в условиях прикладной работы.
- Применять надлежащее этическое поведение в соответствии с Этическими принципами и Кодексом поведения Американской психологической ассоциации
- Изучить, как меняются профессиональные интересы и восприятие своих сильных и слабых сторон в ходе практического опыта.
- Демонстрировать понимание и соблюдение требований к работе, согласованных с руководителем на практическом опыте.
- Оценить свой опыт изучения психологии в прикладной среде.
Раздел | Название | Инструктор | ||
---|---|---|---|---|
50 | Применение знаний в психологии | Харовски, Кэти Дж. | Книги | Детали курса |
Раздел | Название | Инструктор | ||
---|---|---|---|---|
50 | Применение знаний в психологии | Спилманс, Глен I | Книги | Детали курса |
Секция | Название | Инструктор | ||
---|---|---|---|---|
50 | Применение знаний в психологии | Спилманс, Глен I | Книги | Детали курса |
Единая Теория Познания — Проблема психологии и ее решение
Центральное место в Единой теории познания занимает утверждение о том, что наука психология сталкивается с серьезной проблемой, касающейся ее концептуальной согласованности. Большинство учебников определяют эту область как науку о «поведении и психических процессах». Однако, как известно исследователям этой дисциплины, нет единого мнения относительно того, что означают эти термины, и разные парадигмы (например, бихевиоризм, когнитивизм, психодинамическая, гуманистическая) делают разные онтологические и эпистемологические предположения. Русский психолог Лев Выготский определил эту проблему как «кризис» в психологии еще в XIX веке.20 с. Энрикес переименовал ее в «проблему психологии» и утверждает, что это одна из величайших (но обычно игнорируемых) концептуальных проблем нашего времени. Это глубокая концептуальная проблема для области психологии, и , она представляет собой серьезную проблему как для науки, так и для философии в целом.
С точки зрения Единой структуры, неспособность дать эффективное определение психологии в значительной степени является следствием Разрыва Просвещения , который состоит из двух ключевых философских проблем, связанных с современностью. Одним из них является неспособность разработать эффективную языковую систему для связи между «материей» и «разумом». Во-вторых, это неспособность полностью понять правильное соотношение между социальным знанием вообще и научным знанием в частности.
Древо познания — это новая теория научного познания, которая устраняет обе грани Пробела Просвещения и дает ученым способ определить разум по отношению к материи и научное знание по отношению к социальным системам обоснования (т. е. Культуре). Именно путем получения правильного описательного метафизического обрамления Единая Метапсихология порождает новый подход к решению проблемы психологии. Это включает в себя как разработку правильной языковой игры для науки, разума и поведения, так и создание метатеоретических структур, которые усваивают и объединяют ключевые идеи и эмпирические данные в единое целое. Первая книга Энрикеса, Новая Единая Теория Психологии затронула метатеоретическую проблему. Его незавершенная работа Проблема психологии и ее метафизическое решение посвящена правильному определению науки, разума и поведения.
TOK Обучающие видеоролики о проблеме психологии и ее решении
Решение проблемы «Поведение-Разум-Разум-Разум»
30-минутный обзор проблемы и ее решения
Набор слайдов только для Части I.
Набор слайдов только для Части II.
Очерки о проблеме психологии
Основная психология и перспектива Дерева знаний
Психология определила
Получение ясного о проблеме психологии
Психология Три великих ветвях
. ?» Дебаты
Это миф, что психология — молодая наука
В поисках единства в раздробленном поле
Вавилонская башня психологии
Какой должна быть психология?
Теория великого объединения психологии
Кто такой врач-психолог?
О разуме и сознании
Что такое психические процессы?
Что такое разум?
Три мировоззрения о природе сознания
10 Проблемы с сознанием
Трудных проблем сознания две, а не одна
Картирование человеческого сознания
Единый подход к человеческому сознанию
Значение слова «разум»
Нам нужно новое определение разума
Человеческий разум: подход к информационному интерфейсу
Театр сознания: A0 New Map 90
Вся боль связана с психологией
Степени свободы
ToK и концепция поведения
Понимание поведения с помощью системы ToK
С научной точки зрения скажите «да» поведению, «нет» физикализму
Периодическая таблица поведения для психологии
Вот что не так с ядром психологии
Разговор — это поведение или психический процесс?
Разрыв Просвещения и метафизическая проблема психологии
Проблема психологии и система ToK
Периодическая таблица поведения Слайд-дек
Ниже приведены некоторые публикации, посвященные проблеме психологии и ее решению.