Вкус Кандинского: как зрение побеждает в конфликте с другими чувствами
Как сделать еду и напитки вкуснее, а физические упражнения — легче? Как повысить продуктивность на рабочем месте и лучше высыпаться по ночам? В издательстве «Синдбад» вышла книга «Как работают наши чувства» Рассела Джонса, британского эксперта по мультисенсорному маркетингу, рассказывающая, как с помощью сенсорики можно улучшить повседневную жизнь. Forbes Life публикует главу о зрении и взаимосвязи с ним других чувств.У Аристотеля иерархия чувств выглядела следующим образом: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Две тысячи лет спустя ученые с факультета промышленного дизайна Делфтского университета в Нидерландах провели исследование, спросив у группы потребителей, какое чувство они считают самым важным при оценке 45 разных типов товаров, от чайников до моющих средств. Список получился таким: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. Иерархия чувств не та, что у Аристотеля, но номер один не изменился.
Наше тело заточено под зрение: недаром глаза расположены впереди мозга. Они воспринимают свет, однако зрение — это то, что нам сообщает мозг. Оно — результат анализа сигналов, получаемых от глаз, сложного процесса, которым мозг овладевает не сразу. Если обоняние и слух напрямую передают нам физические факторы — содержание определенных молекул в воздухе или его колебания, — то зрение представляет собой результат сложного набора неврологических функций, требующих разнообразных навыков. Новорожденный слышит практически такой же диапазон звуков, что и взрослый; то же относится и к запахам. Но дальность зрения младенца ограничена пятнадцатью сантиметрами от его лица, и он видит мир по большей части черно-белым. Колбочки в глазной сетчатке, благодаря которым мы различаем множество цветовых оттенков, начинают формироваться не раньше чем через два месяца после рождения.
Но по мере развития глаза зрение становится нашим доминирующим чувством. На его долю, по мнению исследователей, приходится до 80% воспринимаемой нами информации об окружающем мире.Даже в ситуациях, когда доминирует другое чувство, например во время еды, зрение все равно очень сильно влияет на наше восприятие. Так, в ходе эксперимента под названием «Вкус Кандинского», проведенного в лаборатории кросс-модальных исследований Оксфордского университета, 60 испытуемым предлагались тарелки с одной и той же едой, поданной в трех вариантах — обычном, аккуратном и художественном. При «обычной» подаче блюдо выкладывалось в центре тарелки. В «аккуратном» варианте ингредиенты блюда выкладывались в рядок (не слишком эстетично, но, по крайней мере, вы видите, что едите). В «художественной» версии блюдо напоминало известную «Картину No 201» Кандинского. 60 испытуемых разделили на три группы по 20 человек, и каждой группе предложили свой вариант подачи.
Участников эксперимента попросили заполнить две анкеты, одну до, другую после еды, чтобы оценить, как им понравилась подача, каковы были ожидания и насколько блюдо пришлось им по вкусу. Результаты существенно различались. Наивысшую оценку получила «художественная» подача: с ней блюдо показалось самым вкусным, и участники были готовы заплатить за него дороже. Второе место занял «обычный» вариант, а третье — «аккуратный». Любопытна и разница между ожиданиями и конечной оценкой. Те, кому предложили вариант «Кандинский», предполагали, что еда будет вкусной, а попробовав, повышали оценку, тогда как оценка «обычного» варианта оказывалась ниже ожиданий. Если же ингредиенты блюда были аккуратно разложены на тарелке, окончательная оценка совпадала с предварительной.
Материал по темеЭстетика композиции Кандинского каким-то образом улучшала вкус еды, и это наводит на мысль, что у всех нас есть врожденное чувство прекрасного. Как предположили исследователи, «художественная подача еды может представлять собой съедобную версию идеи, которую Кандинский изначально выразил на холсте». В любом случае эксперимент показал, что внешний вид еды способен влиять на вкус и что ее эстетика дразнит не только глаз, но и вкусовые рецепторы: «аккуратный» вариант подачи позволяет нам увидеть все ингредиенты, а значит, заранее представить себе вкус еды. Зрение подготавливает нас, формируя ожидания, основанные на прошлом опыте. И мы ощущаем именно то, что видим, а не то, что есть на самом деле. В конфликте зрения и вкуса неизменно побеждает зрение.
Еще один яркий пример — когда группу дегустаторов ввели в заблуждение, заставив поверить, что они пробуют красное вино, которое на самом деле было подкрашенным белым. В 2001 году Фредерик Броше, в то время работавший над докторской диссертацией в Университете Бордо, предложил 54 студентам, изучавшим виноделие, попробовать одно и то же белое вино из двух бокалов, в один из которых был добавлен красный пищевой краситель без вкуса и запаха. Студенты описывали вкус «белого» белого вина вполне ожидаемыми терминами — «цветочный», «медовый», «персиковый» и «лимонный». А затем они характеризовали точно такое же «красное» белое вино в терминах, обычно используемых для красных вин: «земляника», «вишня», «кедр» и «цикорий». В своей статье для Times Броше пишет: «Они ожидали почувствовать вкус красного вина, и они его чувствовали… Распознать букет белого вина способны приблизительно 2–3% людей, но у них у всех отсутствует опыт дегустации. А специалисты обычно ошибаются. Чем больше у них опыта, тем больше ошибок они делают, потому что на них влияет цвет вина».
Цвет подготавливает нас к восприятию всего, что нас окружает, в соответствии с содержанием, которое мы ему приписываем. Такое содержание часто универсально. Вот известный мысленный эксперимент: какой цвет, по вашему мнению, тяжелее — красный или желтый? Большинство людей скажут, что красный тяжелее желтого; наряду с утверждением, что лимоны быстрые, это одна из самых упоминаемых кросс-модальных связей, отражающих наше мультисенсорное восприятие мира. Однако даже люди, слепые от рождения, тоже отвечают, что красный тяжелее желтого.
Итальянские и бельгийские исследователи задали 46 зрячим и 46 слепым от рождения людям ряд кросс-модальных вопросов, таких как: «Лимон медленный или быстрый? Какой цвет тяжелее — красный или желтый? Камень сладкий или кислый?» (Предполагавшийся ответ на последний вопрос — «Кислый».) Поскольку цвет может восприниматься только зрительно, разница между группами проявилась лишь в ответе на вопрос о тяжести красного и желтого. Приблизительно 90% зрячих участников эксперимента сказали, что красный тяжелее; среди слепых от рождения таких было 70%. Этот результат ставит важный вопрос, которого мы касались еще в предисловии: приобретаются ли такие ассоциации через собственный опыт и через метафоры, заложенные в языке, или же это врожденная синестезия, присущая всем людям. Исследователи приводят аргументы в пользу обеих точек зрения. Слепые от рождения люди никогда не видели красного цвета, но слышали само это слово в разных контекстах и знакомы с его метафорическим использованием.
С другой стороны, если предположить, что синестетическая связь между красным и тяжелым — врожденная, то ею могут объясняться как эмоциональные коннотации красного, так и метафорическое использование этого слова в разных языках. Материал по темеЗрение всегда связано с другими чувствами, но часто их пересиливает — начиная с формирования определенных сенсорных ожиданий и заканчивая эффектом Макгурка, демонстрирующим полное «сенсорное доминирование» зрения над слухом. Открытие было сделано в 1976 году, случайно, когда Гарри Макгурк и Джон Макдональд изучали развитие речи у младенцев. Демонстрируя видеоролик, на котором человек произносил те или иные звуки, в сопровождении другой звуковой дорожки, они заметили необычное явление. Например, когда на экране человек произносил «фа-фа-фа», а из динамиков звучало «ба-баба», мозг, столкнувшись с двумя противоречащими друг другу потоками сенсорной информации, выбирал зрение.
Глядя на лица других людей, задумайтесь, до какой степени мы приспособлены к тому, чтобы считывать с них информацию. В зрительной зоне коры головного мозга есть даже специальная зона, отвечающая за распознавание лиц. Человеческое лицо привлекает внимание младенца больше, чем любой другой объект, а едва научившись передвигаться, малыш предпочитает ползти к радостно улыбающемуся, а не хмурому лицу. Считается, что мы оцениваем личность незнакомого человека, просто посмотрев ему в лицо, причем этот процесс занимает всего десятую долю секунды.
Психологи из Принстонского университета Джанин Уиллис и Александр Тодоров установили, что такие мгновенные суждения всегда совпадают с выводами, сделанными после более продолжительных раздумий. Исследователи очень недолго — от 0,1 до 1 секунды — демонстрировали участникам эксперимента фотографии разных людей и просили как можно быстрее оценить степень их компетентности, привлекательности и надежности. Контрольной группе позволили разглядывать те же лица без ограничения времени. В результате большинство оценок, сделанных после демонстрации фотографий в течение десятой доли секунды, совпали с оценками контрольной группы.
Наиболее уверенно оценивают по лицу такое качество, как надежность; мы склонны доверять людям, у которых округлое лицо, большие глаза и детские черты. Проанализировав 506 судебных слушаний по мелким тяжбам, группа исследователей обнаружила, что и истцы, и ответчики чаще выигрывают, если лицо у них симпатичное или детское: в силу наших подсознательных предубеждений такая вещь, как справедливое судебное разбирательство, на самом деле невозможна, если судья видит участников процесса.
Точно так же человек с квадратным лицом и массивным подбородком производит впечатление более властного и компетентного.
Исследование, проведенное в 2005 году, с 70-процентной точностью предсказало результаты выборов в американский сенат. Участникам эксперимента показывали фотографии кандидатов и просили оценить их компетентность; те кандидаты, чьи лица ассоциировались с компетентностью, чаще выигрывали выборы; впоследствии та же закономерность подтвердилась и в других странах.
Материал по темеПохоже, у нас сформировался визуальный язык распознавания лиц, который влияет на эмоциональные оценки, прежде чем мы успеваем осознать, что же на самом деле означают те или иные черты. Эта особенность сложилась в ходе эволюции, и отделаться от нее невозможно. Людям как существам в высшей степени социальным просто необходимо уметь быстро отличить врага от друга. Увы, наши скоропалительные суждения или предубеждения часто оказываются ошибкой. Не все люди с массивной челюстью компетентны, и не все круглолицые достойны доверия. По мнению профессора Александра Тодорова из Принстонского университета, мы видим такое множество лиц, что наша зрительная кора сама прибегает к простейшей классификации, связывая те или иные черты с определенными свойствами личности. В результате мы становимся жертвами примитивнейших стереотипов. Единственное, что с этим можно поделать, — побольше общаться с самыми разными людьми, в том числе принадлежащими к разным расам, с разными убеждениями и разной внешностью, и учиться корректировать свои визуальные предубеждения с помощью приобретенного опыта, ставя под сомнение скоропалительные оценки.
Как правило, первое впечатление о человеке мы получаем посредством зрения. Это первое впечатление «предсказывает», что сообщат нам другие чувства, и потому накладывает на них свой отпечаток.
Но другие чувства тоже оказываются задействованы и передают информацию, в том числе и друг другу. Аристотель ошибался, считая каждое чувство самостоятельным: наше восприятие мультисенсорно. Поэтому наиболее яркие впечатления мы испытываем, когда информация, которая поступает от разных органов чувств, согласуется между собой. Это относится к еде и напиткам, к обстановке офиса или дома; выбор подходящего цвета, формы, освещения и визуальных объектов для разных ситуаций может иметь решающее значение.
5 чувств, передача, смотреть онлайн, на Смотрим
Профиль
Избранное
фильм
12+ документалистика
Нам часто кажется, что мы знаем о себе все. Создатели нового проекта «5 чувств» заставят в этом усомниться. Они расскажут все о самых парадоксальных свойствах голоса, обоняния, осязания, зрения и вкуса. Авторы фильмов уверены – разгадать человеческую природу возможно, изучив пять этих чувств. Неповторимые опыты и невероятные выводы помогут научиться управлять собой. А наглядные и простые эксперименты, которые каждый человек может повторить дома, привлекут внимание зрителей всех возрастов.
EXперименты
Приключения тела
Человек искусственный
Человеческий фактор
- документалистика
- передача/программа
- наука
- человек
- зрение
- слух
- вкус
- исследования
- обоняние
- осязание
Пять чувств дикой индейки
Перейти к содержимомуО диких индейках
В то время как люди используют все пять чувств каждый день, индюки больше полагаются на три из пяти.
Кэсси Скотт • 17 августа 20213 мин. чтение
У всех животных пять чувств, и дикая индейка не исключение. Что различается между каждым организмом, так это относительная важность чувств, которая основана на том, насколько хорошо развито чувство, и на поведении животного. В то время как люди используют все пять чувств каждый день, индюки больше полагаются на три из пяти.
Чтобы помочь нам понять пять чувств дикой индейки, Боб Эриксен, региональный биолог на пенсии из NWTF, расположил их в порядке важности и объяснил, как индейки используют каждое из них.
Зрение«Зрение используется, чтобы находить продукты питания, ловить потенциальных насекомых-жертв и обеспечивать безопасность во время бега или полета», — сказал Эриксен. «Дикие индюки обладают способностью обнаруживать движение и очень быстро усваивать детали. на отличное зрение при дневном свете часто полагаются, когда слух ухудшается из-за ветра и дождя».
Согласно книге «Дикая индейка: биология и менеджмент», составленной и отредактированной доктором Джеймсом Дж. Диксоном, у диких индеек роговица уплощена, и они в некоторой степени могут различать цвета. Их глаза расположены по бокам головы, что означает, что у них монокулярное перископическое зрение.
«У людей бинокулярное зрение, и они могут быстро определять расстояние, — сказал Эриксен. — Дикие индюки преодолевают свое монокулярное зрение, поворачивая голову, чтобы лучше определять расстояние. Кроме того, у птиц периферийное зрение лучше, чем у людей».0003
В книге упоминается, что вращение головы обеспечивает поле зрения на 360 градусов.
Зрение необходимо для связи, поиска пищи и выявления потенциальных угроз для выживания.
Слух«Слух дополняет зрение, привлекая внимание к источнику звука, — сказал Эриксен. — Слух позволяет птице обнаруживать угрозу, если ее глаза заняты поиском пищи. Дикие индюки обладают сверхъестественной способностью находить источник звука. Когда они распознают шум, их немедленная реакция — посмотреть в направлении звука, что позволяет им быстро реагировать на хищников или другие факторы окружающей среды».
Превосходный слух является достоянием всех видов добычи. Подборка экспертов по дикой индейке, проведенная Диксоном, показывает, что слух у дикой индейки острый, хотя в ее наружном ухе нет ушной раковины, которая концентрирует звуковые волны. Полевые наблюдения показывают, что индейки слышат более низкочастотные и более отдаленные звуки, чем люди.
Прикосновение«Прикосновение в первую очередь используется для кормления», — сказал Эриксен. «Когда птица царапает листья, можно почувствовать желудь или буковый орех, прокатившийся под ее пальцами, что позволяет птице остановиться и посмотреть».
Он добавил, что осязание не ограничивается только конечностями птицы. Текстура и размер различных продуктов определяются клювом и языком индейки, которые играют важную роль в осязании.
ВкусСогласно «Дикой индейке: биология и управление», у диких индеек, вероятно, такие же вкусы, как и у людей: меньше вкусовых рецепторов.
Эриксен объясняет, что вкус связан с обонянием и не используется регулярно. Тем не менее, вкус играет роль в ограниченной степени, когда птица кормится, поскольку индейки отказываются от чрезвычайно горьких продуктов во время еды.
Запах«Запахи интерпретируются обонятельными долями в передней части мозга, — сказал Диксон. — Эти доли у индейки маленькие и, вероятно, указывают на плохо развитое обоняние».
Эриксен добавляет: «Обоняние у большинства птиц, в том числе у дикой индейки, развито слабо. Исключениями из этого правила являются грифы, кондоры и грифоны».
Эриксен говорит, что обоняние может помочь птице определить, какие продукты лучше, но у диких индеек это явно наименее важное чувство.
Take Away Thoughts«Зрение и слух — это способы общения диких индеек друг с другом и то, как они обнаруживают возможные угрозы своему благополучию в качестве добычи, что делает их наиболее важными чувствами», — сказал Эриксен
Мораль этой истории: не двигайтесь, когда индюк смотрит, и не думайте о движении, когда он не смотрит. Зрение Обоняние Слух Осязание и вкус Дошкольный Оценка 5 из 5 на основе 39 отзывов
39 оценок ;KidSparkz
36,1 тыс. подписчиков
Уровни оценок
PreK-K, Homeschool
Предметы
Английский язык, наука, устное общение
Тип ресурса 9 0003
Тематические разделы Планы, мероприятия, печатные формы
Включенные форматы
225 страниц
18,75 $
Старая цена:24,00 $
Вы экономите: 9(6)Сентябрь Темы Учебный НАБОР Все обо мне Снова в школу Preschool PreK
This BIG Сентябрьский набор из 637 страниц включает 16 пакетов, связанных с темой «Все обо мне». Этот МЕГА-набор идеально подойдет для школьной темы в сентябре. Со всеми идеями, занятиями и центрами, которые я предлагаю в этих пакетах тем, этот пакет определенно может быть расширен до 9 лет.0003
16
Продукты
45,00 $ Цена 45,00 $ 64,00 $ Исходная цена 64,00 $ Сохранить 19,00 $
View Bundle
Описание 9 0003
Отзывы
39
Вопросы и ответы
1
Еще от KidSparkzЭтот 225-страничный комплект включает в себя 6 тематических пакетов Pre-K, связанных с темой Five Senses. Этот набор идеально подойдет для школьной темы «Все обо мне» в сентябре. Со всеми мероприятиями и центрами, которые я добавляю в эти пакеты «Тема на день», этот пакет может быть продлен как минимум на 2 недели или больше!
- Обзор пяти чувств
- Обоняние
- Вкус
- Осязание
- Слух
- Зрение
___________
Pre-K Themes — это серия мини-учебных тем, предназначенных для учащихся дошкольного и подготовительного классов.
Идеально подходит для занятых учителей, потому что:
- Мгновенная готовность к использованию.
- Для проведения занятий требуется совсем немного дополнительных предметов, помимо основных принадлежностей для рисования и картона.
- Пользуйтесь центрами из года в год.
- Эта серия учебных блоков экономит время и деньги, а все действия прочно поддерживаются основополагающими концепциями, ведущими к стандартам Common Core Kindergarten.