Особенности установления зрительного контакта в процессе обучения в вузе
Аннотация. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации. Для выявления особенностей установления зрительного контакта студентов с преподавателем в процессе традиционного и дистанционного онлайн обучения был разработан опросник, анализ которого позволил сделать ряд выводов о его важности и возникающих при его установлении трудностях.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, зрительный контакт, визуальный контакт, невербальная коммуникация, традиционное обучение; дистанционное обучение.
В связи с поиском новых возможностей и путей воздействия на человека в различных областях и сферах деятельности не утратили актуальности на сегодняшний день исследования многочисленных аспектов проявлений невербальной коммуникации, в частности, зрительного контакта [2, 5, 6].
Зрительный контакт является формой невербального общения и включает в себя такие важные функции как регулятивную, эмотивную, когнитивную и контролирующую. На установление и поддержание зрительного контакта, в первую очередь, влияет дистанция и личностные характеристики человека, косвенно – физические и гендерные характеристики [3]. Зрительный контакт играет важную психологическую роль в формировании доверия и сближения с собеседником [1].
В сложившейся на сегодняшней день ситуации, во время пандемии COVID-19, возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации [4, 7].
Поэтому весьма важно обратить внимание на исследование особенностей установления зрительного контакта студента с преподавателем в процессе обучения с целью оценки эффективности применяемых методов и форм обучения студентов при традиционном и дистанционном обучении.Для выяснения особенностей установления зрительного контакта необходимо разграничить традиционную аудиторную работу в очном режиме и дистанционную работу в режиме онлайн.
Посредством невербального поведения устанавливается психологическая связь студентов с преподавателем, что дает возможность повысить эффективность усвоения учебного материала и, следовательно, достигать высокие результаты обучения. Этот процесс важен и для преподавателя в плане получения обратной невербальной реакции студентов, причем не только позитивной. Влияние невербального поведения, выражающегося в проявлении доверия и отзывчивости в учебной аудитории, имеет еще большее значение для успеха дистанционного обучения.
Цель исследования заключается в разработке опросника для выявления специфики установления и поддержания зрительного контакта как формы невербальной коммуникации студента в процессе традиционного и дистанционного онлайн-обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что вне зависимости от формы обучения зрительный контакт имеет важное значения для успешного взаимодействия преподавателя и студентов, но при этом имеет специфику. К такому выводу можно прийти, проведя анализ разных форм взаимодействия – лекционное занятие в традиционной аудиторной форме, лекционное занятие на онлайн-платформе и видеозвонок студента преподавателю.
Для подтверждения теоретических положений мы воспользовались традиционным методом опроса студенческой аудитории – анкетированием, обладающим рядом преимуществ, таких как, прямой способ получения информации от субъекта, доступность и простота в применении, быстрота, удобный способ рассылки и автоматическая обработка результатов.
В период пандемии COVID-19 (апрель 2020 г.) был проведен заочный опрос, в котором приняли участие студенты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, обучающиеся на втором курсе по специализации «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности». Опрос был разослан 60 возможным участникам. Участие в исследовании было добровольным. Приняли участие 26 студентов, из них 23 лица женского пола (88,5 %) и три лица мужского пола (11,5 %). Средний возраст испытуемых составил 19-21 год. Ограниченность выборки обусловлена условиями пандемии, в которых проводился опрос.
Объектом исследования является традиционная и дистанционная формы обучения. Предметом – зрительный контакт преподавателя и студента в процессе обучения. Методика основана на использовании метода сбора данных, метода опроса и метода анализа.
Нами был разработан опросник, включающий блок общих вопросов, направленных на сбор данных (пол, курс), блок вопросов непосредственно по теме исследования, который содержит пять подблоков: установление зрительного контакта во время занятия в традиционной форме, в дистанционном режиме во время занятия на онлайн-платформе и в ситуации видеозвонока с преподавателем), сравнение установления зрительного контакта при разных формах обучения, общая оценка его важности.
В первом подблоке студентам было предложено ответить на пять вопросов об установлении зрительного контакта во время традиционного занятия, оценить его важность и продолжительность, написать возникшие трудности. Во втором подблоке студентам было предложено ответить на три вопроса, связанных с установлением зрительного контакта во время онлайн-лекции на дистанте, оценить его, указать среднюю длительность. Важно отметить, что средняя длительность была оценена испытуемыми в секундах, но переведена в минуты. В третьем подблоке отвечать было необходимо только студентам, у которых была ситуация общения с преподавателем с «глазу на глаз», например, по видеозвоноку. Было задано четыре вопроса, направленных на выяснение того, была ли удачна попытка установить зрительный контакт, какие трудности при этом возникли, также было необходимо указать примерную продолжительность. Четвертый подблок включал два вопроса, направленные на сравнение установления зрительного контакта в реальной жизни и во время онлайн-общения.
Анализ полученных в ходе опросника данных, позволяет утверждать, что большинство респондентов (46,2 %) при традиционной форме обучения склонны устанавливать зрительный контакт с преподавателем от трех до пяти раз во время лекции/семинара. Тогда как, 11,5 % устанавливают зрительный контакт редко – менее трех раз за занятие. Отметим, что чуть меньше половины студентов (42,3 %) часто (более пяти раз) устанавливают зрительный контакт с преподавателем. 92,3 % респондентов при установлении зрительного контакта, стараются поддерживать его, тогда как 7,7 % нет.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты стремятся к установлению и поддержанию зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. В частности, для 69,2 % респондентов зрительный контакт помогает для лучшего восприятия информации, тогда как для 30,8 % он кажется неэффективным средством.
Далее респондентам следовало примерно указать длительность одного зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. Ответы распределились следующим образом: 7 респондентов указали 1 секунду, 4 респондента воздержались от ответа на вопрос, 5 респондентов указали 2 секунды, 3 респондента – 3 секунды, и такое же количество респондентов – 5 секунд, также в качестве одиночных ответов было указано 0,2; 0,25; 1,5; 6; 7 секунд. Таким образом, среднее время составило 1,7 секунды.
При выяснении трудностей, возникающих при установлении зрительного контакта с преподавателем в процессе традиционного обучения, студенты отметили ряд проблем личностного и пространственно-временного характера. К личностным причинам можно отнести проблемы, связанные непосредственно с самим студентом, с его восприятием и осознанием контакта и личными качествами (смущение, возникновение дискомфорта, в частности, ощущение студентом «выделения» преподавателем его личности, необходимость четкого контроля студентом проявления своих эмоций, полная сконцентрированность на материале). Причем, личностные причины проявляются не только со стороны студентов, но и что не менее важно и со стороны преподавателя, например, переключение взгляда преподавателя на другого студента. К пространственно-временным причинам следует отнести дальность расстояния и продолжительность во времени. Не менее важны и причины физиологического характера, такие как сухость в глазах, плохое зрение.
Далее следовал блок вопросов, касающихся современной ситуации дистанционного онлайн-обучения, связанной с пандемией COVID-19.
Нами было установлено, что 42,3 % респондентов во время прослушивания онлайн-лекции стараются поймать взгляд преподавателя, тогда как 57,7 % этого не делают. При этом 30,8 % респондентам сложнее воспринимать преподавателя при онлайн-обучении, тогда как у 69,2 % трудностей не возникает.
В качестве средней продолжительности взгляда на преподавателя большинство студентов указали 1 минуту (42,5 %). Равное количество респондентов (9,5 %) ответили 5 и 10 минут. В качестве единичных ответов нами было получено – 0,3; 6; 1,5; 2 минуты. 19 % опрошенных ответили, что не смотрят в глаза преподавателю, так как сконцентрированы на презентации и воспринимают преподавателя на слух, иногда бросая взгляд на него. В целом, студенты стараются смотреть на преподавателя в среднем 1,87 минуты.
Далее следовал блок вопрос, предназначенный для тех респондентов, у которых была ситуация личного общения с преподавателем, например, видеозвонок. Число респондентов, отвечающих на этот блок вопрос, составило 16 человек. Это были студенты, которые работали с преподавателем в индивидуальной форме.
При разговоре с преподавателем 87,5 % опрошенных нами студентов смотрели в глаза преподавателю, и только 56,3 % из них считают, что установили во время разговора зрительный контакт с преподавателем.
Половина респондентов столкнулась с трудностями при установлении зрительного контакта. Основной причиной студенты выделили разный уровень камеры и направление взгляда преподавателя, то есть для того, чтобы установить зрительный контакт студентам и преподавателям было необходимо смотреть на камеру, а не в глаза собеседника. Также среди возможных причин студентами было выделено плохое качество видеосвязи и сконцентрированность на получении информации.
В качестве средней длительности большинство студентов указали 2 и 5 секунд (16,7 %), в качестве единичных ответов было получено – не установлено; 0,3; 0,5; 1; 4; 10; 12; 2,5. Средняя длительность составила 2,76 секунды. Отметим, что средняя длительность на 1 секунду в ситуации видеозвонка больше, чем в ситуации аудиторного занятия. Это обусловлено тем, что преподаватель общается только с одним студентом, сконцентрирован на нем и ему не надо переключать внимание на других студентов.
82,4 % респондентов уверены, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного общения с преподавателем, тогда как 17,6 %, напротив, в ситуации онлайн-общения. Интересны варианты полученных аргументов:
- чувствуется меньшее напряжение;
- большее ощущение взаимодействия;
- не возникает проблем с пониманием, куда направлять взгляд;
- отсутствие технических проблем.
Также были получены ответы студентов, которые не заметили разницу между традиционным и дистанционным общением, воспринимая его как «живое» общение и устанавливая зрительный контакт без проблем. Они обосновывали это тем, что также видят лицо и глаза, распознают эмоции и понимают реакцию человека.
Группа студентов, придерживающихся того, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации онлайн-общения, в нашем исследовании, составила 17,6 %. В качестве аргументов они указали, что в ситуации традиционного общения они испытывают чувство волнения и смущения, тогда как в ситуации онлайн-общения подобное у них отсутствует и, тем самым, им легче установить зрительный контакт. Таким образом, мы можем утверждать, что студентам, которые испытывают определенные психологические «препятствия», легче устанавливать зрительный контакт с преподавателем в ситуации дистанционного онлайн обучения, так как чувствуют себя более увереннее.
При оценке степени важности в установлении зрительного контакта по шкале от 1 до 5 баллов (означающей «не важно» до наибольшей степени равной 5 баллов – «очень важно»), были получены следующие результаты. Большая часть респондентов (54,2 %,) отметили на шкале 4 балла, равное количество респондентов (по 20,8 %) отметили на шкале нейтрально и высшую оценку. Один респондент (4,2 %) отметил, что ему совершенно не важно. В качестве аргументов важности установления зрительного контакта с преподавателем были получены следующие ответы:
- зрительный контакт способствует лучшему восприятию эмоций и чувств преподавателя, что позволяет студенту «подстроиться» под него, стать узнаваемым, подобрать нужные слова, а в каких-то случаях предугадать ответ на заданный вопрос;
- повышает концентрацию внимания, помогает лучше воспринять, понять и усвоить информацию;
- служит для обратной связи, то есть помогает преподавателю убедиться в том, что студент слушает, проявляет заинтересованность, вовлеченность и сконцентрированность, а также служит для преподавателя как показатель степени согласия и единства;
- способствует установлению психологического контакта, взаимодействующие намного больше воспринимаются как личности, добиваются расположения;
- выполняет роль замещающего средства для желания и разрешения ответить на поставленный вопрос.
Респонденты, давшие среднюю оценку, говорят о важности установления зрительного контакта в зависимости от ситуации, объясняя свою позицию тем, что «если просто слушать преподавателя и наблюдать за ним, то зрительный контакт вообще не важен, а в ситуации ответа особо важен, так как помогает реагировать на реакцию преподавателя». Респонденты, оценивавшие зрительный контакт как не важный компонент в общении, обосновывают это тем, что «установление зрительного контакта может стать сбивающим и отвлекающим фактором, при котором происходит отвлечение от сути происходящего».
Итак, анализ полученных в ходе опроса данных влияния зрительного контакта на восприятие информации в процессе обучения, позволил сделать ряд важных выводов.
Студентам вне зависимости от формата обучения важно устанавливать зрительный контакт с преподавателем, так как он способствует лучшему усвоению и восприятию информации, установлению психологического контакта между преподавателем и студентом и, что не менее важно, служит средством для обратной связи.
Большинство студентов при восприятии информации стараются смотреть в глаза преподавателю и устанавливать с ним зрительный контакт. Однако при дистанционном онлайн-взаимодействии студенты испытывают помимо личных и пространственно-временных трудностей с установлением зрительного контакта, также технические (разный уровень камеры и изображения, разное качество видеосвязи), которые студенты не всегда могут устранить.
Многим студентам легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного взаимодействия. Но тем студентам, которые не очень уверены в себе, легче устанавливать зрительный контакт в процессе дистанционного онлайн-взаимодействия.
Для более полного исследования проблемы взаимодействия студентов с преподавателями в процессе дистанционного обучения, необходимо продолжить разработку данной темы с использованием других методов и методик.
Distinctive features of the establishment of eye contact during university learning process
Kornilova V.S.
student of 3 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow
Research supervisor:
Dontsov Alexander Ivanovich
Professor, Department of Social Psychology of the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor
Annotation. Due to the current situation of the COVID-19 pandemic, it became necessary to carry out the distant learning process. In the process of interaction organized in this way, the problem of the absence of a direct look between the participants in communication comes to the fore. To identify the features of establishing eye contact between students and a teacher in the process of traditional and distance online learning, a questionnaire was developed, the analysis of which made it possible to draw a number of conclusions about its importance and the difficulties encountered in its establishment.
Keywords: COVID-19 pandemic, eye contact, visual contact, non-verbal communication, traditional learning; distance learning.
- Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 554. С. 123-133.
- Ахьямова И.А. Методология, теория и практика формирования культуры невербального общения студенческой молодежи: монография. Екатеринбург: ЕАСИ, 2015. 290 с.
- Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение: полное рук.: пер. с англ. З. Замчук и др. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 512 с.
- Патракова Г.В. О дистанционной форме в условиях пандемии COVID-19 // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 18-21.
- Сериков А.Е. Практики избегания взгляда в русской культуре // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2016. № 1(19). С. 44-62.
- Шестопалова Н. Д. Окулесика как смыслообразующий элемент в презентации прямой речи // Вестник Тверского государственного университета. 2015. № 4. С. 189-193.
- Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 51-52.
- Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (дата обращения: 07.08.2020)
- Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). С. 457-481.
- Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. – 2019. (дата обращения: 07.08.2020).
- Averkina L.A. Non-verbal communication is an important aspect of intercultural communication // Moscow State Linguistic University Bulletin. 2008. № 554. Page: 123-133.
- Akhyamova I.A. Methodology, theory and practice of forming a culture of non-verbal communication of student youth: monograph. Yekaterinburg, 2015. 290 pages.
- Nepp M., Kholl J. Non-verbal communication: facial expressions, gestures, movements, postures and their meaning: complete guide: translation from English Z. Zamchuk and other. St. Petersburg, 2006. 512 pages.
- Patrakova G.V. Distance learning in the context of the COVID-19 pandemic // Distance learning: topical issues: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary, 2020. Page: 18-21.
- Serikov A.E. Gaze avoidance practices in Russian culture // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. 2016. № 1(19). Page: 44-62.
- Shestopalova N.D. Eye contact as sense construction element of direct speech presentation // Bulletin of Tver State University. 2015. № 4. Page: 189-193.
- Shmurygina O.V. Educational process during pandemic // Vocational education and labor market. 2020. № 2 (41). Page: 51-52.
- Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (date of the address: 07.08.2020).
- Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). Page: 457-481.
- Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. 2019. (date of the address: 07.08.2020).
Почему зрительный контакт важен и как он работает
Лаэртский спел про детства своего чистые глазенки, а мы напишем про взрослые манипуляции с зеркалами души. Поскольку взгляд — это не только забытая передача с Любимовым, но и могучий инструмент, способный решать судьбы человеческие. Взгляд — сильная вещь, основной перевозчик таких вещей, как доверие, харизма и многих других. Взглядом можно соблазнить, можно предупредить, а можно оскорбить. Своего рода склизкие круглые, лупатые локаторы, про которые не мешало бы знать чуточку больше.
Невербальная сила
О силе невербальных сигналов в целом может рассказать одно занятное исследование, в котором как раз выяснялась разница между вербальными и невербальными сигналами. В результате выяснилось, что человек с большей охотой доверяет невербальным сигналам, особенно в те моменты, когда мимика и слова противоречат друг другу.
Собственно, это только подтверждает тот факт, что глаза посылают более сильные сигналы и являются даже лучшими информаторами, чем все остальные части лица вместе взятые. Поэтому психологи, психиатры, экстрасенсы и другие шарлатаны, работая по фотографии, первым делом смотрят на глаза. Уж они-то знают, что глаза производят в семь раз больше информации, чем рот и жесты.
Что есть норма?
Сколько можно смотреть в чужие глазенки во время разговора? Многое зависит от ситуации, например, в разговоре один на один, человек, естественно, будет гораздо чаще целиться зрачками в зрачки. В группах люди склонны смотреть на другого человека около 3-5 секунд, но когда беседа тет-а-тет, время увеличивается на 7-10 секунд, прежде чем они отведут взгляды.
Так а сколько же считается нормальным? В среднем, от 30 до 60% времени, проведенного в зрительном контакте, — достаточно прилично. Ты как бы не сверлишь собеседника глазами и показываешь заинтересованность.
А если времени проведено меньше, то могут и обидеться — мол, не интересно тебе с людьми общаться.
Убийцы и влюбленные смотрят долго
Когда кто-то смотрит на тебя в течение долгого времени и не объясняет своих мутных намерений, то не торопись пугаться — возможно, тебя собираются не убить, а хорошенько отлюбить.
Дело в том, что долгий взгляд отображает сильное чувство, но какое именно — зависит от контекста. И это одна из величайших тайн языка тела. Например, молодые пары за ужином в дорогом ресторане, скорее всего, смотрят из влюбленных чувств. А странный мужик, неожиданно подошедший к тебе на улице, сейчас достанет нож и будет искать селезенку.
Жуткий взгляд прямо в душу
В одном исследовании ученый долго и пристально смотрел в глаза своего испытуемого. Так долго смотрел, что обоих чуть не стошнило от волнения и неприязни. Но на самом деле то, будет ли зрительный контакт жутким, трусливым или даже агрессивным, во многом зависит от культуры.
Например, у японцев, напротив, отвести взгляд считается проявлением уважения по отношению к собеседнику, тогда как на Западе это верный признак воспаленной хитрости собеседника. А вот в арабских странах в глаза смотрят еще пристальнее, чем в Европе. Так уж заведено, у каждого свои порядки.
Судить по глазам
Несмотря на культурные различия, люди продолжают осуждать друг друга, что называется, «за глаза». На Западе людей с широко раскрытыми глазами обычно называют уверенными в себе и приписывают им лидерские способности, агрессию, силу, повышенную тревожность, но в качестве компенсации — редкий острый ум.
Убедительный взгляд
Вспомни самых успешных впихивателей всякого дерьма в народные массы и вспомни, сколько людей в таких вот рекламах смотрели прямо в глаза зрителю. И это неспроста: всё дело в том, что сила убеждения во время зрительного контакта работает с утроенной силой. Даже промоутеры знают, что если посмотреть в глаза прохожему, то он со стопроцентной уверенностью возьмет у тебя листовку.
Вруны не отводят глаз
Старая народная мудрость гласит, что лжеца в разговоре вычислить проще, чем задрать кабана зубочисткой — он всегда будет отводить взгляд. Психологические исследования показали, что это неправда, или, по крайней мере, это не тот признак, которому можно доверять с вероятностью до 100%.
Сейчас лжецы пошли такие матерые, что без труда контролируют свои эмоции и могут в любой момент переключить динамику и тематику беседы, а для этого нужно побольше заглядывать в глаза.
Ученые, как это водится, провели эксперимент, в котором попросили двух импровизированных воров взять из кошельков крупные суммы. Разумеется, их реакция была записана, и она ничуть не напоминала о юлящих туда-сюда глазках и попытках свернуть разговор — напротив, они старались побольше смотреть в глаза своим жертвам.
Искренний взгляд
Но если ложь не заставляет потупить взор, то с этим прекрасно справится сарказм. У него со взглядом давние отношения, но очень напряженные. Саркастическая шутка куда сильнее заставляет собеседника отвернуться и не смотреть в глаза. Наверное, потому что когда почуешь силу и превосходство (а превосходство в юморе уязвляет проигравшего втройне), то начинаешь скрывать от них свои «зеркала души».
Контроль над взглядом
Бесспорно, чтобы произвести на людей хорошее впечатление, нужно несколько больше, чем два глаза, направленные им в душу. Но начинать нужно именно со взгляда, поскольку это ключ к человеческому расположению. Контролируй свой взгляд, собеседник не должен увидеть в нем скуку, грусть, презрение, только заинтересованность. Причем не высосанную из пальца, а по возможности искреннюю. Это приходит с опытом, так что не удивляйся, если вдруг кто-то скажет, что в твоих глазах ночует пьяный Сатана, и сон его отдает зловещим блеском.
Взгляд в глаза: удивительная сила длительного зрительного контакта, основанная на науке | Хакима Т А Н Т Р И К А | апрель 2023
Люди почти никогда не смотрят друг другу в глаза (разве что во время занятий любовью).
Hakima T A N T R I K A
·Читать
Опубликовано в·
8 мин чтения·
Апр 19 Photo by Soroush Karimi on UnsplashМного лет назад, во время моего первого знакомства с тантрой, я вспоминаю конкретное упражнение, которое произвело на меня неизгладимое впечатление.
Я сидел лицом к лицу со своим партнером Джоном, наши руки лежали на коленях, и мы смотрели друг другу в глаза в течение тридцати минут без перерыва.
Многое происходит за несколько минут непрерывного зрительного контакта.
Во время этого продолжительного зрительного контакта я лучше понял человеческую психику. Позже я провел небольшое исследование и углубил свое понимание удивительной целительной силы зрительного контакта, основываясь на научных данных.
Сегодня я приглашаю вас понаблюдать за моим опытом созерцания без фильтров, как именно я это прожил. Вы проникнете в мой разум и эмоции и обязательно сделаете те же выводы, что и я во время этого опыта.
Далее я поделюсь некоторыми научными данными и пошаговым руководством по практике пристального взгляда с людьми в вашей жизни, чтобы вы могли исцелить свои отношения с ними и установить более тесную связь. Продолжительный зрительный контакт не только углубляет близость, но и развивает внимательность и способствует эмоциональной связи.
Бонус: Ради интереса, я заканчиваю эту статью небольшим экспериментом с пристальным взглядом, который я провел с помощью генератора изображений с искусственным интеллектом.
Я поднял голову, чтобы посмотреть Джону в глаза.
Его миндалевидные красивые карие глаза, контрастирующие с его темно-карамельной кожей, привлекли мое внимание, и я не мог не хихикнуть от глупой мысли, пришедшей мне в голову.
Вскоре Джон начал моргать, и слезы потекли по его щеке, всего пять минут нашей тренировки. Мне было интересно, о чем он думает и грустит ли он обо мне, хотя он не может читать мои мысли. Наш координатор предупредил нас:
«Все, что вы видите в глазах вашего партнера, отражает то, что внутри вас».
Я не мог не думать, что со мной что-то не так. В то утро я не наносила макияж и беспокоилась о том, что может быть не так, например о темных кругах под глазами или грязи в носу.
Мне стало не по себе, я хотел спрятаться, но не мог.
Мне потребовалось около десяти минут, чтобы восстановить нейтральное состояние ума и сосредоточиться на более приятных мыслях. Но вскоре снова в голову пришла другая грустная мысль — осознание того, что люди почти никогда не смотрят друг другу в глаза, разве что во время занятий любовью?
Мой разум преследовал еще одну грустную мысль — я чувствовал себя некомфортно в своем теле, и упражнение со взглядом заставило меня лучше это осознать.
Я разочаровался в своих мыслях и разозлился на то, что такое простое упражнение может так много во мне пробудить. И вот когда это случилось.
Пока мы оба сидели молча, без масок, наблюдая за своими эмоциями и мыслями, наступил короткий момент осознания.
Несмотря на весь спектр неприятных эмоций и мыслей, которые всплывали на поверхность, я чувствовал связь с Джоном и любовь, исходящую из моего сердца — к Джону, к себе и к красоте человеческой уязвимости.
«Бинг…» раздался звонок. К моему удивлению, тридцать минут пролетели незаметно.
Хотя поначалу это упражнение казалось неудобным, оно также было невероятно исцеляющим и проницательным.
Итак, я продолжил и провел небольшое исследование научного объяснения продолжительного зрительного контакта. Я был рад узнать, что по этой теме написано много исследований, и я выбрал несколько из них, которые могут вас удивить.
Зрительный контакт играет решающую роль в развитии социальных связей, коммуникации и взаимодействия между людьми. И мы можем просто наблюдать за природой, чтобы подтвердить этот факт. Мы единственные в мире приматов с видимыми белыми склерами вокруг наших радужных оболочек. Эта черта позволяет нам общаться невербально через зрительный контакт, и это важная часть нашего социального взаимодействия.
Итак, что говорит наука?
1. Зрительный контакт активирует области мозга, связанные с социальным познаниемЗрительный контакт активирует области мозга, связанные с социальным познанием, такие как:
- медиальная префронтальная кора (mPFC),
- верхняя височная sulcus (STS) и
- миндалевидное тело.
Эти области имеют решающее значение для обработки и интерпретации социальных сигналов, таких как выражение лица и язык тела.
Исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience, использовало функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для изучения нейронных коррелятов зрительного контакта во время естественных социальных взаимодействий.
Результаты показали, что зрительный контакт увеличивает активность mPFC, STS и миндалевидного тела, указывая на то, что это важный аспект социального познания.
2. Зрительный контакт может улучшить эмоциональную регуляцию распознавать и регулировать собственные эмоции.
В другом исследовании изучается, как люди с социальным тревожным расстройством (САР) воспринимают и интерпретируют взгляды других.
Исследователи использовали технологию слежения за взглядом, чтобы измерить характер взгляда людей с СТР, когда они рассматривали изображения лиц с разными направлениями взгляда (прямым, отведенным или закрытым).
Они обнаружили, что люди с САР тратили меньше времени на то, чтобы смотреть в глаза, и больше времени, глядя на рот и другие черты лица, по сравнению со здоровыми людьми.
Это говорит о том, что у людей с САР могут возникнуть трудности с точной интерпретацией социальных сигналов, передаваемых глазами, которые способствуют их беспокойству в социальных ситуациях.
В исследовании также изучалось влияние когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) на восприятие взгляда у людей с СТР.
Результаты показали, что после КПТ люди с САР проявляли повышенное внимание к глазам лиц, что позволяет предположить, что КПТ может помочь людям с САР улучшить восприятие взгляда и уменьшить беспокойство в социальных ситуациях.
3. Зрительный контакт связан с чувством эмпатии и связиДругое исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что, когда люди смотрят друг другу в глаза в течение длительного периода времени, у них повышается уровень окситоцина.
Это гормон, связанный с эмпатией, привязанностью, доверием и регулированием стресса, и это увеличение окситоцина привело к усилению чувства доверия и сотрудничества между людьми.
Когда мы избегаем зрительного контакта, мы упускаем эти преимущества, которые могут привести к чувству изоляции и одиночества.
Photo by v2osk on UnsplashПоначалу созерцание может показаться пугающим, но немного потренировавшись, вы обнаружите, что это невероятно полезный и преобразующий опыт.
Не обязательно ограничиваться конкретными тренировками. Вы можете включить его в свою повседневную жизнь и использовать для углубления связей с окружающими вас людьми.
- Во время разговора: Когда вы разговариваете с кем-то, старайтесь поддерживать зрительный контакт. Это показывает, что вы полностью присутствуете и вовлечены в разговор.
- С близкими: Будь то ваш партнер, член семьи или близкий друг, выделяйте несколько минут каждый день, чтобы просто смотреть им в глаза. Это может быть мощным способом углубить вашу связь и показать свою любовь и признательность.
- На природе: Найдите минутку, чтобы посмотреть в глаза любимому питомцу или дикому животному на природе. Это может быть мощным способом соединиться с окружающим миром и оценить его красоту. Но будьте осторожны, так как зрительный контакт у животных имеет другое значение и может быть истолкован как угроза!
- С незнакомцами: Старайтесь улыбаться и смотреть в глаза незнакомцам, с которыми вы сталкиваетесь в течение дня. Это может быть простым способом распространять доброту и укреплять чувство связи в мире.
Прилагая сознательные усилия для поддержания зрительного контакта и связи с людьми и миром вокруг вас, вы углубите свои связи и будете жить более осознанной и связанной жизнью.
Теперь, если вы хотите попробовать тантрический ритуал созерцания глаз, как я сделала со своим парнем Джоном, вот несколько шагов, которые помогут вам начать.
Шаг 1: Найдите партнера
Взгляд в глаза — это интимная практика, которая предполагает уязвимость, поэтому важно выбрать партнера, с которым вам комфортно. Это может быть романтический партнер, близкий друг или даже член семьи.
Шаг 2. Сформулируйте намерение
Прежде чем начать, найдите минутку, чтобы сформулировать свое намерение для практики. Это может быть что угодно, от взращивания любви и связи до простого присутствия в данный момент.
Шаг 3: Найдите удобное положение
Сядьте лицом к партнеру, соприкоснувшись коленями, и найдите удобное положение. Вы можете сесть на подушки или коврик для йоги, чтобы было удобнее.
Шаг 4: Установите таймер
Начните с нескольких минут и постепенно увеличивайте время. Пять минут — хорошее начало.
Шаг 5. Начните пристально смотреть
Начните с того, что посмотрите в глаза своему партнеру и позвольте себе полностью погрузиться в его взгляд. Старайтесь не отводить взгляд и не отвлекаться на свои мысли.
Шаг 6: Дышите
Глядя, не забывайте дышать глубоко и оставаться в настоящем моменте.
Шаг 7. Поделитесь своим опытом
После тренировки уделите несколько минут, чтобы поделиться своим опытом с партнером. Это может быть отличным способом углубить вашу связь и понимание друг друга.
И последнее, но не менее важное: я подумал, что было бы неплохо создать оригинальные иллюстрации для статьи. Поэтому я использовал OpenAI для создания визуального представления двух людей, смотрящих друг другу в глаза.
К сожалению, ИИ не смог сгенерировать нечто подобное.
Создано Night Cafe Studio с подсказкой: «Два человека смотрят друг другу в глаза». Самое близкое, что я получил от зрительного контакта с помощью DALL. Е. Это все еще очень жутко.Этот небольшой эксперимент заставил меня понять, что акт пристального взгляда в чьи-то глаза не является чем-то естественным для нас. Он даже не встроен в программирование технологии ИИ.
Наша способность смотреть в глаза и читать выражение лица — это то, что мы считаем само собой разумеющимся, но это уникально для людей.
Технология искусственного интеллекта еще далека от того, чтобы воспроизвести эти человеческие взаимодействия.
Попадание в глаза может вызвать дискомфорт у многих людей. Но его целебные свойства неоспоримы.
Когда мы практикуем взгляд, мы находимся в уязвимом состоянии. Мы открываемся нашим партнерам и позволяем им заглянуть внутрь нас. Это воздействие может создать чувство близости, доверия и глубокой связи.
Благодаря длительному зрительному контакту мы можем видеть за пределами поверхностного уровня наших партнеров и общаться с ними на глубоком эмоциональном уровне. Это то, что случилось с моим партнером Джоном в тот день.
Вот что может случиться с вами, если вы попробуете эту простую практику с кем-то, с кем вам хотелось бы больше общаться.
Это отрывок из книги, над которой я работаю. Чтобы узнать больше, подпишитесь на мою рассылку по номеру и присоединяйтесь к тысячам единомышленников, приверженных любви, трансформации и саморазвитию!
Как контакт с глазами может защитить вас?
Зрительный контакт — очень опасная штука. Но мило. О, так мило. – Хейзел Хира Озбек
Что мне больше всего нравится в аспирантуре? Я могу сказать людям, что буквально зарабатываю на жизнь изучением убеждения. От написания глав об убеждении до проведения собственного исследования по этой теме — почти не бывает дня, чтобы я не думал о психологии убеждения в том или ином качестве.
Так что не говорите, что я вас не предупреждал…
Однако недавно (то есть сегодня) я вывел убеждение за рамки академического контекста и опубликовал 10-дневный курс по психологии убеждения на очень популярном сайте. , Хайбров. Там вы можете записаться на различные «классы» (по истории искусства, философии, биологии, продуктивности — что угодно!), которые ежедневно будут присылать вам краткое электронное письмо с информацией по вашей теме. На самом деле, я сам прошел не менее десятка из них и всегда уходил умнее, чем был раньше.
Но поскольку ты, дорогой читатель, мой дорогой читатель, у меня есть для тебя исследование убеждения, которого нет в моем курсе убеждения. И этот прием может оказаться очень полезным при общении с такими людьми, как я…
В предыдущих исследованиях социологи показали, что ораторы более убедительны, когда смотрят в глаза аудитории. Скорее всего, это происходит потому, что зрительный контакт говорящего побуждает вас обратить внимание на его сообщение. Однако в этом исследовании не затрагивается один вопрос: что происходит, когда слушатель также поддерживает зрительный контакт с говорящим.
В первом из двух недавних исследований исследователи попросили участников просмотреть серию видеороликов, в которых спикеры давали убедительные сообщения по различным спорным темам (например, помощь в самоубийстве, текущая практика мясной промышленности). И во время них взгляды участников измерялись с помощью оборудования для отслеживания взгляда.
Интересно, что чем больше слушатели смотрели в глаза говорящим, тем меньше их убеждали.
Однако все эти данные являются корреляционными, и поэтому можно предположить, что, возможно, те, кто дольше смотрел в глаза говорящему, просто уже соглашались с позицией говорящего, и поэтому она просто «выглядела» так, как будто они были менее убеждены.