Конспект урока «Проблема поколений, самовоспитания, жизненной активности и «вечных» человеческих ценностей в романе И.C.Тургенева «Отцы и дети»
Открытый урок по литературе на тему:
«Проблема поколений ,самовоспитания,
жизненной активности и
«вечных»человеческих ценностей в
романе И.C.Тургенева<Отцы и дети»
Я попытался представить конфликт двух
поколений.
И.С.Тургенев Полине Виардо
Цели \: Образовательные (познавательные):
1.проанализировать споры Павла Петровича Кирсанова и Базарова , выделить
основные линии споров героев
Развивающие:
2..развивать навыки анализа текста,.развивать устную и письменную речь учеников
Воспитательные:
3.воспитывать умение отстаивать свои убеждения,
.воспитывать интерес к изучению классической литературы
Оборудование :компьютер
Тип урока: комбинированный
Учащиеся, в соответствии с замыслом урока, делятся на группы
I.Вступительное слово учителя. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев
отобразил общественные процессы в России -60-х годы XIX столетия. В это время
главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть
преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию
необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По
отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-
демократов и либералов в союзе с консерваторами.
Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём
либеральных дворян и разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый
социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но
непростительно было бы сводить название романа к смене общественной
идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман
Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два
поколения – «отцов» и «детей» — в полном смысле этого слова.
Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых
мировоззрений «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел
Петрович Кирсанов. Вспомним первую встречу Павла Петровича и Базарова
Зачитаем её(4гл ) Учитель: Понравились ли друг другу Павел Петрович и
Базаров при первой встрече? Ученик : Нет
Учитель : Какие чувства возникли у них друг к другу при первой встрече?
В каких поступках ,словах героев мы это видим?
Ученик :Уже при первой их встречи чувствуется из взаимная антипатия
,неприязнь
Уже При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович
Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными
руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между
Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные
позиции этих людей.
Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе,
давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:
об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
о принципе деятельности нигилистов;
об отношении к народу;
о взглядах на искусство и природу.
I тур. Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).
1 линия спора. «Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»
Вопрос учителя. Каково отношение к дворянству, аристократии и её принципам
Павла Петровича и Евгения Базарова?
Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит
основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том,
что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито
чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к.
общество строится на личности.
Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает
простыми доводами. Какими?
Евгений Базаров. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу, —
«старая песня»; многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла
Петровича не может служить доводом. Базаров метко замечает, что от
аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие –
ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём
внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как
пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. По мнению Базарова,
безделье и пустота – основной политический принцип всего дворянского
общества, живущего за чужой счёт.
Вопрос группе «. Каков итог этого спора? Кто терпит поражение в это споре?
Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича? Как ведёт себя
Кирсанов П .П во время этого спора?
Ответ. Павел Петрович потерпел поражение в этом споре. Автор показывает,
как он «побледнел» и не заводил больше разговор об аристократизме (тонкая
психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в
этом споре).Запишем вывод в тетрадь
2 линия спора. «О принципах нигилистов»
Вопрос учителя. Павел Петрович ещё не сложил оружие и хочет опорочить,
обвинить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» —
спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть убеждения. Какие?
Евгений Базаров. Базаров считает, что нигилисты действуют обдуманно, исходя
из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают
общественный строй, т.е. самодержавие, религию – таков смысл слова «всё».
Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли
пойдёт впрок; в этой фразе содержится намёк на готовившиеся реформы.
Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного
положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не
болтовня.
Вопрос учителя. А каково мнение на этот счёт Павла Петровича?
П.П.Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему
страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь
на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на
приспособление к новым условиям, как это делает брат.
Задание группе . Дайте оценку мнениям героев. Как вы думаете прав ли Базаров
в этом споре?
Ответ. Высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам
понимал нигилизм Базарова как революционность. Но во взглядах Базарова есть
недостатки. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У
Базарова нет положительной программы. Кирсановы же в этот момент
проявляют себя не как реакционеры. Они либералы по сравнению с Базаровым.
Вопрос уч-ся. Кто такие либералы? либералы, стремились внести преобразования в
жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении
существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь «к топору», к движению народных
масс, способных свергнуть все старые порядки. Либералы стояли за эволюционный путь
развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации
России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. демократы,
настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков
Запишем выводы в тетрадь
3 линия спора. «О русском народе».
Вопрос учителя. Каким же представляют себе характер русского народа
П.П.Кирсанов и Базаров?
П.П.Кирсанов. По мнению П.П., русский народ патриархальный, свято чтит
предания, не может жить без религии. Он умиляется отсталостью народа и в
этом видит залог спасения общества.
Вопрос учителя. А каково мнение Базарова?
Базаров. Положение народа вызывает у Базарова не умиление, а гнев. Он видит
неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров осуждает то, что
потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что
русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».
Задание группе . Дайте оценку убеждениям героев. Как Павел Петрович
относится к народу(умиляется отсталостью народа),а Базаров?(презирает его)
Учитель. Прав ли Павел Петрович в этом споре?( Отсталостью народа нельзя
умиляться.) А Базаров? (Базаров презирает народ за его отсталость и
суеверие)<Мой дед землю пахал>, -говорит Базаров. <Народ полагает ,что
когда гром гремит ,это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает>
Базаров же оказывается дальновидным. У него трезвое отношение к народу. Он
видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки Базаров презирает.
Однако он видит не только забитость, но и недовольство народа .Запишем
выводы в тетрадь
4 линия спора. «Взгляды на искусство и природу»
Слово учителя. Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое
место у Базарова и решает взять реванш.
П.П.Кирсанов. Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко
распространился и захватил область искусства. По его мнению, новые
художники-передвижники отказываются от академических традиций, от
следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Он считает, что они
абсолютно отказались от традиций. П.П. говорит, что новые художники
«бессильны и бесплодны до гадости».
Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?
Базаров. Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного
не стоит, да и они не лучше его». Природу Базаров не отрицает, а видит в ней
только источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на
природу. Он понимает её как «мастерскую», в которой человек – «работник».
Вопрос группе . Прав ли П.П., рассуждая о художниках-шестидесятниках?
Ответ. П.П. и прав, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники
отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования
старым образцам. Не прав же в том, что художники, по его мнению, абсолютно
отказались от традиций.
Задание группе. Дайте оценку мнению Базарова об искусстве и природе в
сравнении с мнением Павла Петровича.
Ответ. Базаров плохо знает искусство. Его интересует только наука, т.к. он
видит в ней силу. Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части
молодёжи 60-х г. г.
Но П.П. тоже не может судить об искусстве, прочитав «штук 5-6 французских
книг» в молодости и «кое-что по-английски». Русских современных художников
же он знает только понаслышке.
Учитель:. Кто из героев романа восхищается картинами природы.,любит
поэзию,играет на виолончели?(9 глава)
Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а
Николай Петрович. Он любит искусство, но не осмеливается вступить в спор.
Это делает сам Тургенев, показывая ощущение благоприятного влияния стихов
Пушкина, весенней природы, сладостной мелодии игры на виолончели.
Вопрос группе . Каково ваше мнение об отношении Базарова к природе?
Ответ. Хотя у Базарова и хозяйский взгляд на природу, но он односторонен.
Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на
человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.
Вопрос учителя. Как решается эта линия спора самим Тургеневым?
Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают
существование вечной красоты. Запишем выводы в тетрадь
III тур. «Испытание любовью»
Слово учителя. Каждый человек в своей жизни проходит те или иные
испытания, которые нередко накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь.
Наши главные герои, Базаров и Павел Петрович, прошли такое испытание, «
испытание любовью». Как же это повлияло на их жизнь?
( Работа по группам. Решение проблемного вопроса « Как выдержали
испытание любовью П.П. и Базаров?»)
Ответ группы В молодости П.П. был влюблён в княгиню Р. Она умерла.
Любовь П.П. – это любовь-наваждение, которая «сломала» его жизнь: он уже не
смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась,
ничего ему не принесла, кроме муки.
Ответ группы Любовь Базарова к Одинцовой — это любовь-страсть, которая
раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может
быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла
Петровича, она тоже не состоялась, но она не «растоптала» Базарова; после
объяснения с Одинцовой он с головой уходит в работу. Испытание любовью
показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Запишем выводы в тетрадь Павел Петрович однолюб .Павел Петрович всю жизнь
любил одну женщину .Базаров отрицает любовь .но Базаров способен любить
страстно,по-настоящему .Базаров, испытывая страсть к Одинцовой ,ухаживает за
Фенечкой
VI. Вывод .Делаем выводы: на чём основан духовный конфликт отцов и
детей?
1. Отцы видят будущее России во главе с аристократией, а дети- с
разночинцами.
2. Отцы хотят вести постепенное пореформенное преобразование
России, а дети- хотят всё начать с чистого листа.
3. Отцы хотят защитить «старый порядок», а дети- уничтожить его.
4. Отцы признают воздействие искусства на духовное развитие
человека, а дети отрицают искусство совсем, ища во всём
практическую пользу. Отрицают и Пушкина , и Рафаэля.
5. Любовь в жизни отцов играет важную роль, всё строится на ней, а
дети пытаются и любовь отрицать.
6. Патриархальное положение народа вызывает умиление у Павла
Петровича, а Базаров видит необразованность и тяжёлую жизнь
народа.
Отцы выступают за мораль и нравственность, а дети отрицают эти качества,
считают их отжившими
Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие
вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла
Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня
конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай
Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?
Ответ. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей»
соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов
– это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.
Запишем вывод в тетрадь
Слово учителя. Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь
развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями.
«Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».
Задание обеим группам .Сегодня мы с вами весь урок обсуждали духовный
конфликт отцов и детей в романе И.С.Тургенева. Хотелось бы узнать, а вам
интересна эта тема? Существует ли такая проблема в современном
обществе? Всегда ли вы находите общий язык со своими родителями,
бабушками, дедушками? Всегда ли они понимают вас? Полагаетесь ли вы на
их жизненный опыт или предпочитаете идти своим путём Давайте в
завершение нашей сегодняшней работы напишем мини-сочинение «Споры
между <отцами>и <детьми> в современном обществе >
Дети выполняют письменное задание.
Подведение итогов. Выставление оценок за урок
Домашнее задание: прочитать роман до конца и подготовить рассказ
на тему < Базаров-герой своего времени>,прочитать статью Дмитрия
Ивановича Писарева <Базаров>
«Всякий человек сам себя воспитать должен?»
Интернет-журнал » Сочинения » Итоговые сочинения
Итоговые сочинения
Автор Алёна Базан На чтение 3 мин Просмотров 12. 2к. Обновлено
Итоговое сочинение «Согласны ли вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен?» затрагивает очень важную проблему, актуальную во все времена. Тема правильного воспитания заботит людей испокон веков, поэтому нашла отображение во многих произведениях художественной литературы, а также в философских и педагогических трудах. Это позволяет найти исчерпывающие аргументы, для обоснования собственной точки зрения.
Фраза «Всякий человек сам себя воспитать должен» принадлежит главному герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Подобным утверждением затрагивается очень важная проблема, а именно тема воспитания. Как именно и как долго должен происходить процесс воспитания? Вследствие возникновения подобных вопросов, всегда образовывалось много споров. Поэтому данная тема так основательно освещена в художественной литературе.
И.С. Тургенев жил в период резкого подъёма революционной деятельности. В то время главным представителем общественной жизни России стал демократ-разночинец, который отличался от привычных дворян не только происхождением, но и образом мышления, поведением. Первым в русской литературе подобный образ ввёл именно Тургенев с целью отобразить главный идейный конфликт эпохи между потомственными дворянами и новым разночинским поколением.
Базаров – типичный нигилист, а идея самовоспитания лежит в основе этой философии. Он сам себя воспитывает, ведь живёт, ориентируясь только на личный опыт и свои идеи. Однако у главного героя нет конечной цели, нет идеалов, к которым нужно стремиться, поэтому его самовоспитание нельзя назвать полноценным. Одним из необходимых условий развития является осознание жизненных ценностей, а у него оно было ошибочным.
Самовоспитание в понимании Базарова – это полное отсутствие авторитетов и уверенность лишь в фактах, которые были увидены лично. Такая личность, по его мнению, не должна считаться с другими существующими идеями и приоритетами. В этой теории очень много несовершенств, например, Базаров считает, что человеку необходимо самоопределяться, но в то же время наставляет и поучает Аркадия, навязывая своё мировоззрение. Он считает себя единственно верным примером для подражания, хотя придерживается мысли, что другим не нужно подражать кому-либо.
Другим произведением, где идёт речь о самовоспитании является роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». В этом произведении речь идёт уже не о представителе нигилизма, а о настоящем патриоте и гражданине. «Новые люди», в лице Лопухова и Кирсанова, воспитывают себя самостоятельно, однако главным примером самостоятельного становления личности является Рахметов. Поставив перед собой цель, он уверенно к ней двигался. Рахметов сам придумывал себе суровые испытания, для того чтобы достигнуть намеченного идеала. По мнению автора только осознанное развитие и целенаправленность способно воспитать человека, сделать его лучше. Именно в понимании итога самовоспитания и заключается разница между Базаровым и Рахметовым. Юный нигилист не видел конечной цели, а «особенный человек» из романа «Что делать?» совершал систематическое формирование собственной личности, с учётом всех сопутствующих деталей.
Образы этих двух литературных персонажей не могут оставить никого равнодушным и в современном мире. Почему именно о таких людях написаны книги и стихи? Ответ прост, потому что «всякий человек сам себя воспитать должен» и большинство русских классиков поддерживают данное мнение. Я полностью с ними согласна, мы сами строим своё будущее. А для того, чтобы стать счастливым, надо много над собой работать.
Дополнительные аргументыПодборка других аргументов по направлению «Разговор с собой» находится в разделе «Банк аргументов».
Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 11 оценок, среднее 3.73 из 5 )
Отцы и дети: роман, темы и краткое изложение
Отцы и дети (1862) считается лучшим романом Ивана Тургенева и одной из самых известных книг, написанных в русской литературе XIX века. Роман Тургенева был также первым русским романом, получившим популярность в Западной Европе. « Отцы и дети » исследует различия поколений в быстро меняющейся России и конфликты, которые могут возникнуть из-за таких огромных различий.
Один из главных героев романа — Евгений Базаров, олицетворяющий нигилизм. Большевистский революционер Владимир Базаров (1874–1819 гг.)39), способствовавший закату русской монархии, принял псевдоним Базаров от персонажа в «Отцы и дети ».
Отцы и дети : Автор и контекстОтцы и дети происходят в России. Pixabay.
Отцы и дети был написан Иваном Тургеневым в России в то время, когда начал формироваться культурный сдвиг между старшим и младшим поколениями. В 1830-1840-е годы набирало популярность движение нигилистов , и многие молодые люди стали придерживаться его принципов.
Нигилизм — это отречение и неприятие религиозных и моральных принципов, потому что все в жизни бессмысленно. Нигилисты ко всему относились скептически и отвергали все общественные порядки. Персонаж Базарова в романе олицетворяет нигилизм, а с выходом в свет « Отцов и детей » термин «нигилизм» стал популярен.
С другой стороны, старшее поколение верило в либерализм и стремилось к расширению как политических, так и гражданских свобод. Они ценили индивидуализм и равноправие и стремились к свободной экономике.
Единственным фактором, объединяющим молодых нигилистов и старых либералов, была их вера в распространение западных идей и верований в России в попытке модернизировать страну. Тех, кто выступал за русскую духовную чистоту и традиционализм, называли славянофилами.
Другим важным событием в России был Манифест об освобождении 1861 года, который освободил всех государственных крепостных к 1866 году. Феодальная система имела четыре уровня: монархия, дворяне и лорды, рыцарский класс и класс крепостных. Крепостные не имели никаких свобод и не считались свободными гражданами.
23 миллиона человек получили эмансипацию и получили все права свободного гражданина, в том числе право на владение землей. Тургенев твердо верил в освобождение крепостных, и считается, что его романы повлияли на освобождение крепостных. В романе Николай, владеющий поместьем, освободил всех своих крепостных.
Отцы и дети : Краткое содержаниеАркадий Николаевич решает вернуться в отцовское имение Марьино после окончания учебы в Санкт-Петербургском университете. Его отец, Николай, рад видеть сына. Аркадий также привел с собой своего друга Евгения Базарова. Двое молодых людей принесли с собой новую философию, известную как нигилизм, которая расходится с братом Николая Павлом, генералом в отставке.
Николай освободил своих крепостных и теперь продает свою землю, чтобы остаться на плаву. У Николая также есть сын от бывшей служанки Фенечки по имени Митя. Однажды утром Базаров идет собирать лягушек, поэтому Николай и Павел пользуются случаем, чтобы расспросить Аркадия о Базарове. Аркадий начинает с энтузиазмом объяснять, что Базаров — нигилист. Это раздражает пожилых мужчин.
Действие романа происходит до освобождения крепостных в 1861 году. Это означает, что Николай решил освободить своих крепостных по собственной воле. Николай, возможно, сделал это, потому что искренне верил в свободу крепостного класса или потому, что его имущество было в финансовом крахе, и ему пришлось продать землю. Как бы то ни было, Тургенев ясно дает понять, что крепостное право противоречит правам человека и является устаревшей системой.
Вернувшись домой, Базаров и Павел ссорятся, и даже Аркадий начинает видеть, насколько Базаров может быть груб. Аркадий рассказывает Базарову о жизни Павла, пытаясь сделать его более дружелюбным по отношению к дяде. Павел когда-то был великим полководцем и уважаем в обществе. Павел безумно влюбился в княгиню Р., которая умерла от безумия, отвергнув Павла. Это огорчило Павла.
Проходит несколько недель, прежде чем вспыхивает массовая драка между Павлом и Базаровым. Павел утверждает, что русские — традиционные, верующие люди, которые должны жить по принципу, а Базаров считает, что все, особенно молодые люди, должны подвергать сомнению все, даже если это традиционно. Николай понимает, что он прошел через то же самое со своей матерью, когда был моложе.
Базаров и Аркадий едут навестить успешного родственника Аркадия, Матвея Ильича Колязина, в соседний город. Колязин приглашает их на бал. Позже в тот же день Базаров встречает Виктора Ситникова, старого друга. Он приглашает их выпить с мадам Кукшиной, пожилой женщиной, увлеченной правами женщин. Базаров находит ее неинтересной.
Длинные русские имена и множество прозвищ, которые были даны одному персонажу в Отцах и Сынах , могут сбить с толку, поэтому давайте разберемся! Имя Матвей Ильич Колязин состоит из трех частей: имя, отчество и фамилия . Отчество — это имя, производное от имени отца. Поэтому имя героя Матвей, отчество Ильич происходит от имени отца Илья, а фамилия Колязин.
Анна Сергеевна Одинцова, подруга мадам Кукшиной, находится на балу, когда встречает Аркадия и Базарова. Аркадий находит ее чрезвычайно привлекательной и всю ночь разговаривает с ней, но она, кажется, занята Базаровым. Анна росла с сестрой Катей. Анна была замужем за месье Одинцовым, но он умер и оставил ей большое состояние.
Она приглашает Аркадия и Базарова в свою гостиницу и свой загородный дом Никольское. Анна и Базаров сближаются, в результате чего разочарованный Аркадий проводит большую часть своего времени с Катей. Базаров влюбляется в Анну, но она отвергает его предложение о любви. Она сказала Базарову, что чувствует себя неполноценной и что счастье никогда не найдет ее.
Ситников без приглашения прибывает в Никольское, что побуждает Базарова навестить родителей, а Аркадия — уехать. Вместо того, чтобы вернуться с Ситниковым в Марьино, Аркадий уезжает с Базаровым. По дороге туда двое молодых людей обсуждают, как они вели себя как дураки из-за женщины и что Базаров из-за Анны.
Родители Базарова рады его видеть. Аркадий разговаривает с отцом Базарова, Василием Иванычем, и они оба соглашаются, что Базаров будет великим человеком. Базаров, кажется, в плохом настроении и раздражен на своих родителей. Аркадий и Базаров ссорятся после того, как Аркадий критикует его за циничное отношение. Базаров решает уйти, оставив расстроенных родителей.
Отцы и дети исследуют различия между старшим и младшим поколениями. Pixabay.
Аркадий уговаривает Базарова заехать к Анне домой, что заканчивается очень коротким визитом из-за неловкой атмосферы. Они возвращаются в Марьино, но Аркадий навязчиво думает об Одинцовых. Аркадий находит повод вернуться и навестить Анну, когда Николай показывает Аркадию письма между матерью Аркадия и матерью Анны. Анна в восторге, но Аркадия больше интересует Катя.
Базаров самоизолируется в Марьино, и даже Павел его терпит. Базаров начинает заводить близкие отношения с Фенечкой, любовницей Николая. Базаров целует ее, и Павел ловит его, прятавшегося за соседним кустом. Это злит и смущает Фенечку. Павел молчит, но вызывает Базарова на дуэль. Петр, слуга, выступает в роли свидетеля.
Павел промахивается по Базарову, когда стреляет первым, но Базаров успевает выстрелить Павлу в бедро. Базаров бежит ему на помощь, и когда Петр идет за помощью, двое мужчин соглашаются, что они ссорились из-за западной политики. Павел может лечиться, и Базаров уходит. Павел предлагает Николаю жениться на Фенечке, что он с радостью делает. Изначально он этого не сделал, потому что боялся неодобрения Павла.
Вернувшись в Никольское, Аркадий проводит время с Катей. Они обсуждают Базарова и Анну, и Катя в восторге от того, что Аркадий больше не находится в тени Базарова. Появляется Базаров, объясняющий, что произошло во время дуэли. Аркадий потрясен, но успокаивается, когда слышит, что Павел выздоравливает. Аркадий предлагает Базарову встретиться с Анной.
Действие частей романа происходит в усадьбе Никольское. Pixabay.
Несмотря на дискомфорт между ними изначально, Базаров и Анна находят компанию. Базаров рассказывает Анне, как Аркадий интересовался ею при их первой встрече, что меняет мнение Анны об Аркадии. Однако на следующий день Аркадий ведет Катю к портику и пытается сделать ей предложение. Он спотыкается на своих словах, и его прерывает разговор Анны и Базарова поблизости, в котором Анна заявляет о своем намерении установить отношения с Аркадием.
Однако, как только Базаров и Анна уходят, Аркадий делает Кате предложение, и она соглашается. Базаров уходит домой и говорит Аркадию, что они больше не встретятся, так как Базаров не одобряет бездушие Аркадия. Несмотря на то, что он расстроен словами Базарова, Аркадий вскоре забывает его, когда видит Катю. Находясь дома, Базаров помогает своему отцу-врачу лечить местных жителей. В то время как отец в восторге от Базарова, Базаров остается грустным.
Помогая врачам вскрывать недавно умершего от тифа человека, Базаров порезался. Базаров серьезно заболевает и понимает, что подхватил болезнь покойника. Базаров просит отца передать Анне сообщение о том, что он умирает. Анна немедленно приходит к Базарову с немецким врачом. Базаров в бреду и в тот же вечер умирает. Он считал себя великаном, когда умирал.
Роман заканчивается двумя свадьбами. Pixabay.
Отцы и дети заканчивается свадьбой Николая с Фенечкой и Аркадия с Катей. Затем мы узнаем о жизни всех персонажей, включая Павла, который решил прожить остаток своей жизни в Дрездене. Родители Базарова часто посещают могилу Базарова, чтобы плакать и молиться над ним. Они не верят, что горюют напрасно, несмотря на нигилистические взгляды Базарова.
Отцы и дети : ПерсонажиКаждый персонаж романа «Отцы и дети» играет важную роль в сюжете истории и необходим для понимания основных тем романа.
Персонаж | Описание | Роль | Цитата |
Николай Петрович Кирсанов | Отец Аркадия. Николай владеет имением Марьино и живет там со своим братом. Он очень любит своего сына, но не понимает его убеждений. У него отношения со своей бывшей служанкой Фенечкой. | Николай представляет старшее поколение в России. Он верит в русский либерализм и выступает против интереса своего сына и Базарова к нигилизму. | — Нигилист, — сказал Николай Петрович. «Это происходит от латинского nihil — ничего, я думаю; термин должен означать человека, который. . . кто ничего не признает? (Глава 5). |
Аркадий Николаевич Кирсанов | Сын Николая, только что вернувшийся в Марьино из Санкт-Петербургского университета. Он принял нигилизм под влиянием Базарова. Он влюбляется в Катю, несмотря на то, что изначально влюбился в ее старшую сестру Анну. | Аркадий представляет молодое поколение в России и влияние нигилизма на них. Он любит своего отца, но сталкивается с его либерализмом. | – Я теперь уже не тот зазнавшийся мальчик, каким был, когда впервые приехал сюда, – продолжал Аркадий. «Я не зря достиг двадцати двух лет; У меня все еще есть желание вести полезную жизнь, я все еще хочу посвятить всю свою энергию поиску истины; но я больше не могу искать свой идеал там, где раньше…» (глава 26). |
Евгений Базаров | Базаров — университетский друг Аркадия, сторонник нигилизма. Он часто бросает вызов Павлу за его традиционные убеждения. Он влюбляется в Анну. | Базаров олицетворяет нигилизм. Он постоянно бросает вызов и расспрашивает всех, особенно дядю Аркадия Павла. | «Мы видели, что наши умники, наши так называемые прогрессисты и реформаторы, так ничего и не сделали, что мы занимаемся множеством глупостей, рассуждая об искусстве, бессознательном творчестве, парламентаризме, адвокатуре и черт знает о чем, а реальный вопрос все время был в том, чтобы наесться хлебом насущным…» (гл. 10). |
Павел Петрович Кирсанов | Павел — дядя Аркадия, живет со своим братом Николаем в Марьино. Павел был бывшим генералом и гордится своими традиционными убеждениями. | Павел, хоть и считает себя прогрессивным, не может понять интерес молодого поколения к нигилизму. Он по-прежнему верит в традицию и, вызывая Базарова на дуал, раскрывает свои традиционалистские ценности чести и уважения. | «Павел Петрович затем сел за стол. Одетый в элегантный утренний костюм английского покроя, он щеголял на голове миниатюрной феской, которая помогала небрежно свернутому галстуку символизировать свободу деревенской жизни… обычная строгость безукоризненно выбритый подбородок» (глава 5). |
Анна Сергеевна Одинцова | Анна — вдова, унаследовавшая состояние от своего покойного мужа. Она очарована Базаровым, но отвергает его предложение любви. | У Анны нет стремлений или целей в жизни, которые оставляли бы ее неудовлетворенной. Она также никогда не была влюблена и считает это бессмысленным. Она довольно нигилистична, но ее отношения с Базаровым ставят под сомнение ее убеждения о любви и жизненных целях. | – Да будет прошлое в прошлом, – сказала она, – тем более что, по правде говоря, и я была виновата, если не кокетством, то каким-то другим образом. Словом, будем друзьями, как прежде. Другой был сном, не так ли? А кто помнит сны?» (Глава 25). |
Катя Сергеевна Локтева | Катя — более тихая и скромная младшая сестра Анны. Она живет в тени Анны. На протяжении всего романа Аркадий и Катя постепенно осознают свою любовь друг к другу. | Катя — простой персонаж с теплым сердцем. Она помогает Аркадию выйти из-под нигилистического влияния Базарова и обрести радость и красоту жизни и любви. | «Катя обожала природу, и Аркадий тоже любил ее (хотя никогда бы не признался в этом), мадам и Базарову прелести мира природы представляли более или менее безразлично» (глава 17). |
Фенечка | Бывшая служанка и любовница Николая. У нее есть сын от Николая, Митя, и живет с ним. Традиционные верования помешали ей выйти замуж за Николая, но в конечном итоге они это делают. | Фенечка — напоминание о классовой структуре общества в России XIX века. Фенечка была бывшей прислугой, а значит, она ниже Николая, ее любовника. Разница в их социальном статусе была единственным препятствием, которое помешало Николаю жениться на Фенечке. | «Ибо что было делать с юной Тенечкой, унаследовавшей от матери любовь к порядку, а также материнский здравый смысл и природную утонченность? В конце концов, она была так молода и одинока, а Николай Петрович был так хорош -сердечно и скромно, что случилось неизбежное. Остальное не нужно рассказывать» (глава 8). |
Отцы и дети относится к жанру Реализм. Pixabay.
Отцы и дети — роман, оказавший большое влияние благодаря вкладу в жанр реализма, впечатляющему стилю письма и обсуждению таких тем, как различия между поколениями.
Жанр и стиль написания
Отцы и дети — роман, относящийся к литературному жанру реализма.
Реализм — литературное течение 19 века, основное внимание в котором уделялось изображению повседневных и приземленных жизненных переживаний людей. Он ценил объективность и реалистичные описания, а не субъективность и индивидуальность.
Сюжет рассказа подчеркивает правдоподобность сказки, а также реалистично отображает культурно-философские воззрения, существовавшие в России в середине 19 века. Сюда входят дискуссии о крепостном праве, социальном классе, нигилизме и либерализме.
Теперь, по воле судьбы, он только что перебрался в свой новый дом и, по нежеланию дальше держать крепостных, подыскивал наемных слуг; в то время как она, со своей стороны, была в отчаянии из-за вопроса о тяжелых временах, из-за которых лишь ограниченное число посетителей прибегало к городу» (глава 8) 9.0007
В этой цитате мы видим, как Тургенев включил современную политику и реалии в «Отцов и детей». Здесь Николай пригласил экономку в свой дом, так как ему неудобно владеть крепостными. Сказка показывает растущую неприязнь к крепостному строю в России. Это также показывает, что бывшие крепостные часто жили в бедности и были вынуждены браться за любую доступную им работу, например, новой домработницей Николая.
Стиль письма Тургенева считается точным, осторожным и трогательным. Тургенев делает это, сочиняя выразительные фразы, полные образов и сильных слов.
В первые дни июня, лучшего времени года, погода стала прекрасной. Правда, издалека приходили угрозы холеры, но для местных жителей такие визиты стали обычным делом. Каждый день Базаров вставал рано, чтобы отправиться в поход версты на две-три; бродяги эти предпринимались не только ради упражнения (он не выносил бесцельных походов), а, скорее, ради сбора трав и насекомых» (глава 10)
Тургеневское описание июня как времени прекрасной погоды предоставляет читателям образы теплого дня, когда даже угрозы опасной болезни недостаточно, чтобы помешать получению удовольствия.
Обстановка, точка зрения и литературные приемы
В романе представлены две противоположные идеи о различиях между городской и сельской местностью. Действие романа происходит в сельской местности России конца 1850-х годов. Некоторые персонажи, такие как Аркадий и Катя, наслаждаются красивой природой, которую можно найти в сельской местности, в то время как персонажи, такие как Базаров, видят сельскую местность как отсталое, необразованное место. Базаров считает, что города — это места, куда уезжают яркие и образованные люди, чтобы жить полноценной жизнью. Он не находит смысла в рутинной жизни крестьян и помещиков в деревне.
Действительно, ужасно прожить пять лет в деревне и остаться вдали от высших умов!» (глава 6).
Здесь Базаров утверждает, что, по его мнению, жизнь в деревне изолирует человека от интеллекта.
Роман написан от третьего лица, что означает, что историю ведет анонимный рассказчик.Рассказчик описывает обстановку, действия персонажей, а также высказывает мнения по определенным ситуациям.Есть также много литературных приемы, которые Тургенев применяет, чтобы увлечь читателя.0007
Тургенев использует образы, чтобы нарисовать в воображении читателя яркие картины, начиная от описания людей и заканчивая описанием пейзажа. Еще один важный литературный прием, которым пользуется Тургенев, называется параллелизм .
Параллелизм — это литературный прием, при котором два сюжета в письменном произведении имеют схожие элементы и характеристики. Это также может быть, когда фразы, предложения и абзацы зеркально отражают друг друга, чтобы создать баланс.
В романе Базаров и Аркадий — параллели. Оба они представляют интерес молодого поколения к нигилизму и новым философиям. Их философия имеет тенденцию противоречить старшим поколениям. Их обоих также привлекает Анна, когда они впервые встречают ее. Однако их пути расходятся, когда Аркадий готов пожертвовать своими философскими убеждениями ради семьи и любви, а Базаров остается твердым в своих нигилистических убеждениях до самой смерти.
Темы
Тема — это повторяющаяся идея или предмет, который можно найти в письменном произведении. Темы еще больше подчеркивают основной посыл текста. Отцы и дети содержат две ключевые темы: различия между поколениями и любовь против нигилизма.
Различия между поколениями
Тургенев хотел подчеркнуть нарастающий сдвиг в российском обществе между старшим поколением и молодым поколением. Хотя и молодое, и старшее поколения верили в вестернизацию России, их философские взгляды различались. Старшее поколение верило в либерализм, что характерно для персонажей Николая и Павла. Молодое поколение верит в нигилизм, что видно в характерах Базарова и Аркадия. Эти различия между поколениями вызывают ключевые конфликты в романе, особенно между Павлом и Базаровым, которые много раз ссорятся на протяжении всего романа, в том числе дуальны. Аркадий сначала считает, что должен изменить убеждения отца, и даже считает себя выше Николая. По мере развития романа Аркадий теряет свою лояльность к нигилизму, позволяя ему найти любовь к Кате, деревне и своему отцу.
Любовь против нигилизма
Нигилисты считают любовь бессмысленной. Pixabay.
Согласно нигилистическому мировоззрению Базарова отношения бессмысленны. Это означает, что чувства любви, как романтические, так и сыновние, бессмысленны, поскольку именно эмоции создают эти отношения.
Все, что я говорю, это то, что человек, поставивший все на женскую любовь, и, проиграв бросок, стал твердым и пустил себя в дрейф до такой степени, что стал ни на что не годным» (глава 7)
Эта цитата, сказанная Базаровым, ясно показывает его точку зрения на любовь: что она бессмысленна и делает людей «ни на что не годными».
Даже персонаж Анны, не заявляющий о себе как о нигилисте, имеет нигилистические взгляды на любовь. Она утверждает, что никогда не была влюблена. Когда Анна и Базаров начинают испытывать друг к другу романтические чувства, они оба отвергают эти чувства. Можно даже увидеть нелюбовь Базарова к своим родителям, когда он покидает их дом всего через несколько дней.
Аркадий же любит и уважает своего отца и, несмотря на приверженность Базарова вере в нигилизм, готов отвергнуть ее во имя любви к Кате и Николаю. Аркадий делает Кате предложение и быстро забывает о Базарове и нигилизме.
Тургенев ясно показал, что следование одному философскому убеждению, например нигилизму, не оставляет места для любви, и человек ставит себя в одинокое, опасное место. По этой причине смерть Базарова и счастье Аркадия в конце романа символичны.
Отцы и дети : ЦитатыНиже приведены несколько ключевых цитат из Отцы и дети .
– Но вспомните, какое у него было образование, период, в котором он рос, – возразил Аркадий. — Какое у него было образование! — воскликнул Базаров. «Каждый должен заниматься самообразованием, как, например, я. . . А что касается времени, в котором мы живем, то почему я должен полагаться на него? Гораздо лучше, чтобы они зависели от меня» (глава 7).
В этой цитате мы видим, как Аркадий и Базаров обсуждают различия поколений. Аркадий пытается оправдать точку зрения своего отца и дяди, заявляя, что они были воспитаны в другое время. Базаров отвергает это. это представление и считает себя выше благодаря образованию, полученному в Петербургском университете, и тому, чему он сам научился, и замечает также, что наше образование и убеждения не должны считаться со временем.0007
Лучи солнца на дальней стороне полностью падали на купу деревьев и, пронзая их листву, бросали такой теплый свет на стволы осин, что они походили на сосны, и их листья были почти темно-синими, а над ними возвышались лазурное небо, окрашенное красным отблеском заката. Ласточки летали высоко; ветер совсем стих; несколько запоздавших пчел лениво и сонно жужжали среди сирени; рои мошек висели, как тучи, над единственной далеко торчащей веткой» (глава 11).
Этот отрывок демонстрирует умение Тургенева красиво и живо описывать обстановку. Он много думал и обдумывал слова, которые он выбрал, чтобы подчеркнуть прекрасный аспект природы, такой как солнечные лучи, освещающие дерево, и «лазурное небо».
«Мне особенно жаль вашу мать». «Почему? Она покорила твое сердце своей клубникой и черной смородиной? Аркадий посмотрел себе под ноги. «Ты не понимаешь свою маму, Евгений. Она не только прекрасная женщина, она действительно очень умна. Сегодня утром она говорила со мной полчаса, и все, что она говорила, было так точно и интересно» (глава 21).0007
Здесь читатель видит, как Аркадий медленно выходит из-под нигилистического влияния Базарова. Он может видеть ценность и смысл в словах каждого, а не только тех, кто образован в городе, и тех, кто следует нигилизму.
Отцы и дети — Основные выводы- Отцы и дети была написана Иваном Тургеневым в 1862 году и считается одним из самых важных литературных произведений Тургенева.
- Отцы и дети был написан в то время, когда в России противники традиционных русских идеалов восприняли различные западные философии. Старшее поколение выступало за либерализм, а молодое поколение за нигилизм.
- Отцы и дети следует за историей Аркадия и его друга-нигилиста Базарова, поскольку они противоречат разным философским убеждениям старшего поколения. тщательный стиль письма, полный образов и наблюдательных описаний.
- Отцы и дети содержит две основные темы: различия между поколениями и любовь против нигилизма.
Отцы и дети — Критика и толкование
Предыдущая глава Следующая глава
Критика и интерпретации
я
ЭМИЛЬ МЕЛЬЧИОР, ВИКОНТ ДЕ ВОГЮЭ
Иван Сергеевич (Тургенев) дал нам наиболее полную картину русского общества. Всегда выдвигаются одни и те же общие типы; и, поскольку более поздние авторы представили точно такие же, с небольшими модификациями, мы вынуждены поверить, что они верны жизни. Во-первых, крестьянин: кроткий, безропотный, тупой, жалкий в страданиях, как ребенок, не знающий, почему он страдает; от природы резкий и хитрый, когда не одурманен ликером; время от времени доводил до бурной страсти. Затем интеллигентный средний класс: мелкие землевладельцы двух поколений. Старый хозяин невежественен и добродушен, из порядочной семьи, но с грубыми привычками; жесткий, от долгого опыта крепостного права, рабский сам, но восхитительный во всех других отношениях жизни.
Молодой человек этого класса совершенно другого типа. Его интеллектуальный рост был слишком быстрым, и он иногда погружается в нигилизм. Он часто хорошо образован, меланхоличен, богат идеями, но беден исполнительными способностями; всегда готовясь и ожидая совершить что-то важное, наполненное туманными и щедрыми проектами на благо общества. Это избранный тип героя всех русских романов. Его ввел Гоголь, и Толстой предпочитает его всем другим.
Любимым героем молодых девушек и романтиков является не блестящий офицер, не художник и не богатый барин, а почти повсеместно этот провинциальный Гамлет, совестливый, образованный, умный, но безвольный, который, вернувшись с учебы в чужих краях, полон научных теорий об улучшении человечества и благе низших классов и стремится применить эти теории в своем собственном поместье.
Русские хорошо понимают условия будущего процветания своей страны; но, как они сами признают, они не знают, как приступить к работе, чтобы выполнить ее.
О женщинах этого класса Тургенев, как ни странно, мало говорит о матерях. Вероятно, это свидетельствует о существовании какой-то старой раны, собственного горького опыта. Все без исключения матери в его романах либо злы, либо гротескны. Он приберегает сокровища своего поэтического воображения для созданных им юных девушек. Для него юная девушка из провинции является краеугольным камнем ткани общества. Выросшая на свободе деревенской жизни, помещенная в самые здоровые социальные условия, она добросовестна, откровенна, нежна, но не романтична; менее разумен, чем человек, но более решителен. В каждом из его романов нерешительного мужчину неизменно ведет волевая женщина.
Таковы, вообще говоря, характеры, описываемые автором, которые так безошибочно несут на себе печать природы, что нельзя не сказать, закрывая книгу: «Это, должно быть, портреты с натуры!» эта критика всегда есть высшая похвала, лучшая санкция произведений воображения. — Из «Тургенева» в «Русских романистах» в переводе Дж. Л. Эдмандса (1887).
II
УИЛЬЯМ ДИН ХАУЭЛЛС
Тургенев был из той великой расы, которая более, чем какая-либо другая, полно и свободно выразила человеческую природу, без ложной гордыни и ложного стыда в своей наготе. Его темы чаще всего были темами французского романиста, но как он был далек от того, чтобы обращаться с ними по-французски и с французским духом! В его руках грех не понес драматического наказания; оно не всегда проявлялось как несчастье в личном смысле, но всегда было беспокойством и без надежды на покой. Если конец не появлялся, всегда появлялся тот факт, что он должен быть несчастным. Жизнь предстала передо мной в иных красках после того, как я однажды прочитал Тургенева; это стало более серьезным, более ужасным, и с мистическими обязанностями, которых я не знал раньше.
Я не могу описать удовлетворение, которое доставила мне его работа; Я могу только придать этому смысл, может быть, сказав, что это было похоже на счастье, которого я ждал всю свою жизнь, и теперь, когда оно пришло, я был бесконечно доволен навеки.
III
К. ВАЛИШЕВСКИЙ
Второй роман серии, «Отцы и дети», поднял бурю, внезапность и буйство которой в наше время не легко понять. Фигура Базарова, первого «нигилиста», — крещенная таким образом оборотом эпитета, снискавшим необычайный успех, — предназначена лишь для того, чтобы выявить душевное состояние, которое, хотя факт был недостаточно осознан, существовало уже несколько лет. Сам эпитет был в постоянном употреблении с 1829 года., когда Надеждина применила его к Пушкину, Полевому и некоторым другим ниспровергателям классической традиции. Тургенев только расширил его смысл новой интерпретацией, которой суждено было увековечить громадный успех «Отцов и детей». В Базарове нет ничего или почти ничего от того страшного революционера, которого мы с тех пор научились искать под этим именем. Тургенев был не из тех, кто назвал бы такую фигуру. Он был слишком мечтательным, слишком нежным, слишком добродушным существом.
Базаров очень умный человек, но умный только в мыслях и особенно на словах. Он презирает искусство, женщин и семейную жизнь. Он не знает, что означает пункт чести. Он циник в любовных делах и равнодушен в дружбе. Он не уважает даже отеческой нежности, но полон противоречий, вплоть до того, что дрался на дуэли ни о чем и жертвовал жизнью за первого встречного мужика. И в этом сходство действительно, гораздо более общее, чем можно было бы себе представить по выбранной модели; настолько общим, что, кроме вопроса об искусстве, Тургеневу — он сам признался в этом — казалось, что он рисует свой собственный портрет; и потому, без сомнения, он сделал своего героя таким симпатичным. — Из «Истории русской словесности» (1900).
IV
РИЧАРД Х. П. КЕРЛ
Но для лучшего выражения недоумения жизни приходится обратиться к портрету человека, к знаменитому Базарову из «Отцов и детей». Тургенев ставит через него извечную проблему: имеет ли вообще какое-либо значение личность, имеет ли вообще смысл жизнь? Реальность этого образа, его презрение к природе, его эгоизм, его сила, его мотыльковая слабость настолько убедительны, что перед его философией бледнеют все другие философии. Он тот, кто видит иллюзию жизни, и все же, зная, что это маска ночи, цепляется за нее, ненавидя себя. Можно ненавидеть Базарова, нельзя его презирать. Это гениальный человек, лишенный сантиментов и надежд, не верящий ни во что, кроме самого себя, к которому приходят, как из тьмы, все жестокие вопросы жизни и смерти. «Отцы и дети» — это просто демонстрация нашей способности формировать собственную жизнь. Базаров — человек удивительного ума — он пешка чувства, которое он презирает; он человек гигантской воли — он ничего не может сделать, кроме как разрушить свои собственные убеждения; он человек напряженной жизни — он не может избежать первого, безмозглого прикосновения смерти. Это безнадежная борьба ума с инстинктом, решимости с судьбой, личности с безличностью. Базаров, пренебрегающий всеми, уставший от всякой мелочности, приходит в ярость от очевидных раздражений Павла Петровича. Свирепо возвещая кредо нигилизма и конец романтики, стоит ему только почувствовать застывшую на нем спокойную аристократическую улыбку мадам Одинцовой, и он терпит все муки первой любви. Решив жить и творить, стоит ему лишь на мгновение поиграть со смертью, и он пойман. Но хотя он и самый положительный из всех мужских портретов Тургенева, есть и другие, связывающие цепь заблуждения. Есть Рудин, типичный для беспокойства идеалиста; есть Нежданов («Целина»), типичный для самоистязания анархиста. Есть Шубин («Накануне»), скрывающий свою тоску смехом, и Лаврецкий («Благородный дом»), скрывающий свою тоску молчанием. Нет необходимости искать другие примеры. Тургенев положил руку на темное. Он воспринимал характер, борющийся в «тисков обстоятельств», трагические моменты, ужасные конфликты личности. Его фигуры обладают той способностью страдать, которая (как кто-то сказал) является истинным признаком жизни. Они кажутся реальными людьми, ошеломленными и неуверенными. Ни одно их действие никогда не удивляет вас, потому что в каждом из них он заставил вас услышать внутренний монолог. — Из «Тургенева и иллюзии жизни» в «Обозрении двух недель» (19 апреля).10).
В
ОТ МОРИСА БЕРИНГА
Тургенев сделал для русской литературы то, что Байрон сделал для английской литературы; он вел гениев России в паломничество по всей Европе. И в Европе его работа собрала великолепный урожай похвалы. Флобер был поражен им, Жорж Санд смотрела на него как на мастера, Тэн говорил о его творчестве как о лучшем художественном произведении со времен Софокла. В творчестве Тургенева Европа открыла не только Тургенева, но и Россию, простоту и естественность русского характера; и это стало откровением. Европе впервые попалась та русская женщина, которую первым нарисовал Пушкин; впервые Европа соприкоснулась с русской душой; и именно резкость этого разоблачения объясняет тот факт, что Тургенев получил на Западе даже большую меру похвалы, чем он, возможно, имел право.
В России Тургенев приобрел почти мгновенную популярность. Его «Зарисовки спортсмена» и «Дворянское гнездо» сделали его не только знаменитым, но и всенародно популярным. В 1862 г. выход в свет его шедевра «Отцы и дети» нанес удар по его репутации. Революционные элементы в России считали его героя, Базарова, клеветой и наветом; тогда как реакционные элементы в России смотрели на «Отцов и детей» как на прославление нигилизма. Таким образом, он никого не удовлетворил. Он упал между двумя стульями. Это, может быть, могло случиться только в России до такой степени; и по той же самой причине, которая сделала русскую критику дидактической. Враждующие элементы русского общества так ужасно ревностно боролись за свое дело, что всякий, кого они не считали определенно за себя, тотчас же считался врагом, и беспристрастное очерчивание любого лица, причастного к политической борьбе, не могло не вызывать неудовольствия. Обе стороны. Если романист нарисовал нигилиста, он должен быть тем или иным, героем или негодяем, если это нравится революционерам или реакционерам. Если бы в Англии воинствующие суфражистки вдруг имели за собой огромную массу образованного мнения и еще большую массу образованного общественного мнения против себя и кто-нибудь нарисовал бы в романе беспристрастный образ суфражистки, произошло бы то же самое. В небольшом масштабе, что касается суфражисток, это произошло в случае с мистером Уэллсом. Но если в России популярность Тургенева испытала потрясение, от которого с трудом оправилась, то в Западной Европе она продолжала возрастать. Особенно в Англии Тургенев стал кумиром всего эклектичного, а преклонение перед Тургеневым — признаком хорошего вкуса…
«Отцы и дети» построены так же прекрасно, как драма Софокла; события неизбежно приближаются к трагическому завершению. Нет ни налета банальности от начала до конца, ни лишнего слова; совершенны портреты стариков отца и матери, молодого Кирсанова и всех второстепенных персонажей; и среди пошлой толпы выделяется Базаров, как Люцифер, самый сильный — единственный сильный характер, — созданный Тургеневым, первый нигилист, — ибо если Тургенев не первый изобрел это слово, то он первый применил его в этом смысле.
Базаров — воплощение типа Люцифера, вновь и вновь повторяющегося в русской истории и художественной литературе, в резком контрасте с кротким, смиренным типом Ивана Дурака. Лермонтовский Печорин был в некотором отношении предвосхищением Базарова; как и многие русские повстанцы. Это человек, который отрицает, для которого искусство — глупая игрушка, который ненавидит абстракции, знание и любовь к природе; он ни во что не верит; он ни перед чем не склоняется; он может сломаться, но не может согнуться; ломается, и в этом трагедия, но, ломаясь, сохраняет свою непобедимую гордость и
«не трусливо снимает шлем»,
и умирает «доблестно побежденным».