Введение в психологию личности
Основное содержание: Феноменологическая теория личности Карла Роджерса. Биографический очерк К. Роджерса. Точки зрения Роджерса на природу человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Феноменологическая позиция Роджерса. Понятие Я-концепция. Я-концепции личности по К. Роджерсу. Развитие Я-концепции. Полноценно функционирующий человек. Терапия, центрированная на личность.
РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог и педагог. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) 8 января 1902. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 – степень доктора.
Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939).
Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека.
Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.Другой важный тезис — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободы в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.
Последний тезис заключается в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Этот тезис четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество.
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса.
Феноменологическая позиция Роджерса.
Феноменологическое направление считает реальным для индивида то, что существует в пределах субъективного мира человека, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, если бы это была настоящая вода.
Феноменологическая психология утверждает, что действительная реальность – это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир доступен только ему самому. Роджерс избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность.
Большое значение для этого направления имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения.
Роджерс выступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Роджерс отвергал и теорию Фрейда о том, что прошлый опыт является первичным фактором, лежащим в основе личности. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает действительность сейчас. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее.
И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами он поддерживал холистическую точку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и его единство нельзя свести к составляющим частям его личности.
Взгляд Роджерса на природу человека.
На основании своего клинического опыта Роджерс пришел к заключению, что сущность человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Он был убежден в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.
Он отвергал идею христианства о том, что люди по своей природе злы и грешны. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же людям ничего не мешает проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и другими.
Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.
Тенденция актуализации — руководящий мотив в жизни.
Роджерс считал, что важнейший мотив жизни человека — актуализация, то есть стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным.
Стремление к актуализации врожденно. Например, организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье. Физически развиваясь, он усиливает себя, становится более независимым. Актуализация в отличии от стремления к равновесию часто связано не с уменьшением напряжения, а с его увеличением. Человек самоактуализируется в борьбе и преодолении препятствий, часто сам стремясь к этой борьбе. Движение к саморазвитию часто сопровождается страданиями, но побудительный мотив настоль непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые он испытывает.
Роджерс утверждал, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным. Она — суть жизни, поэтому присуща всему живому.
В процессе актуализации участвует оргазмический процесс оценивания. Тот опыт, который сохраняет или усиливает «Я» человека, оценивается организмом положительно. Тот опыт, который угрожает или препятствует сохранению или усилению «Я», оценивается организмом как отрицательный и избегается. Оргазмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют.
Необходимой частью базисного стремления к актуализации является стремление человека к самоактуализации. Тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями, он живет, наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Роджерс утверждал, что человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природе.
Однако самоактуализация не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. Но одни люди достигают большей самоактуализации, чем другие. Они далее других продвинулись такому функционированию, которое можно назвать полноценным, творческим и автономным.
Я-концепция.
Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса «теорией Я».
Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый».
Таким образом, «Я» – это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». «Я» человека также может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель, спортсмен, музыкант и т.д.).
Я-концепция включает не только Я-реальное, то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны и хотели бы быть. Этот компонент «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится, называется Я-идеальное.
Развитие Я-концепции.
Роджерс сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
У младенца Я-концепция еще только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оргазмическим оценочным процессом. То есть, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации.
Структура «Я» впоследствии формируется (все больше дифференцируется и усложняется) через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Таким образом, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.
Потребность в позитивном внимании.
По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе. А в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны.
Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.
Условия ценности.
Как уже было сказано выше, ребенок очень подвержен влиянию значимых для него людей. Благодаря этому дети учатся тому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Таким образом, создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности. Условия ценности означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение за поведение, которого от них ожидают значимые другие.
Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей им чувств, которые получают одобрение и поддержку. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с оргазмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.
Безусловное позитивное внимание.
Роджерс полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь к сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.
Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.
Переживание угрозы и процесс защиты.
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу «Я-концепции. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Это ощущение может выражаться в эмоциональном напряжении, замешательстве, чувстве вины.
Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Когда существует такое несоответствие, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств.
В любом случае (при осознании несоответствия и при ощущении его на подсознательном уровне) при появлении угрозы возникает защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры. Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия (рационализация) и отрицание.
Терапия, центрированная на человеке.
По мнению Роджерса, все эффективные формы психотерапии имеют один общий элемент – взаимоотношения между людьми. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактом, ответственным успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт – клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение. Этот основанный Роджерсом и широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии известен как терапия, центрированная на человеке.
Терапевтические условия для изменения личности.
Роджерс предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.
1 Два человека находятся в психологическом контакте. То есть не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.
2 Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен.
3 Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным (особенно во время психотерапевтических отношений).
4 Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту.
5 Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира переживаний клиента и стремится передать это клиенту.
6 Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания психотерапевтом.
Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности.
Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с оргазмическим оценочным процессом, а не с условиями ценности, ему не нужна защита в форме отрицания или искажения, и про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком. Закон жизни полностью функционирующего человека — стать тем, кем он может стать в течении жизни.
Контрольные вопросы
1 Дайте характеристику феноменологической теории личности Карла Роджерса.
2 В чем суть руководящего мотива в жизни: тенденции, актуализации?
3 Охарактеризуйте феноменологическую позицию К. Роджерса. Я-концепция: «все-таки кто я»?
4 Объясните как вы понимаете полноценно функционирующий человек.
5 Назовите основные положения К. Роджерса относительно природы человека.
Тесты для самоконтроля
1 Конгруэнтностью К. Роджерс называл:
А) степень тождественности поля (собственного мира) клиента реальной действительности;
В) психическую болезнь;
С) вид психотерапии;
D) комплекс неполноценности;
Е) полноценно функционирующий человек.
2 Кто является автором концепции «полноценно функционирующего человека»?
А) К. Роджерс;
В)А. Маслоу;
С) А. Менегетти;
D) С.Л. Рубинштейн;
Е) З. Фрейд.
3 Принцип терапии Роджерса заключается в том, что:
А) психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно;
В) применение телесно-ориетированной техники;
С) подробный контент- анализ слов клиента;
D) применение гипноза;
Е) применение арттерапии.
4 С точки зрения гуманистической психологии, природа человека:
А) изначально хороша или, по крайней мере, нейтральна;
В) изначально негативна, инстинктивна;
С) не имеет значения;
D) нейтральна;
Е) безусловная.
5 Каких людей, в первую очередь изучают психологи гуманистического направления
А) людей, больных неврозами;
В) тех, кому не удается самоактуализироваться;
С) здоровых и творческих;
D) неуравновешенных;
Е) креативных.
6 Автором терапии, центрированной на клиенте, является:
А) К. Роджерс;
В) А. Маслоу;
С) В. Франкл;
- D) М. Хайдеггер;
Е) В.А. Петровский.
7 Определите соответствие автора и работы:
1 Э. Фромм. А) Взгляд на психотерапию. Становление человека;
2 А. Адлер. Б) Личность в психологии;
3 К. Хорни. В) Мотивация и личность;
4 А. Маслоу. Г) Человек для себя;
5 К. Роджерс. Д) Самоанализ;
6 Г. Олпорт. Е) Наука жить.
8 Определите соответствие, какими учеными были введены в психологический оборот следующие понятия?
1 А. Адлер. А) самоактуализация;
2 К. Хорни. Б) самореализация;
3 А. Маслоу. В) комплекс неполноценности;
4 К. Роджерс. Г) движение от людей.
9 Личностно-ориентированную, или клиент-центрированную психотерапию разработал…
А) Э. Фромм;
В) Г. Олпорт;
С) К. Роджерс;
D) Г.А. Мюррей;
Е) В. Франкл.
10 Кто из психологов считал, что смысл существования человека заключается в различных способах решения основной проблемы – противоречии между свободой и безопасностью.
А) Э. Фромм.
В) Г. Олпорт.
С) К. Роджерс.
D) Г.А. Мюррей
Е) В. Франкл.
Практическое задание
1 Представьте основные положения о природе человека А.Маслоу.
2 Представьте основные положения концепции полноценно функционирующего человека К. Роджерса.
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного. .. Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности… Интересное: Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений… Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным… Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 18Следующая ⇒
На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки – но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой. Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность», когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия: 1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей. 2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность. 3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.(21)
Тенденция актуализации Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т. д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод – это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения – одно из проявлений потребности в самоактуализации. Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека. Тенденция самоактуализации – это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности. Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать. Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс. Люди могут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.
Феноменологический подход к личности Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека – это простая реакция на стимульную ситуацию. Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно – результат субъективного восприятия человека окружением. Пример: «Почему человек ведет так враждебно?» Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком». Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить». Я-концепция Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я — концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость – это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя множество образов: Я – родитель, Я – студент, Я – сосед, Я – член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное. Понятие Я – концепция обладает рядом свойств: 1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах процессов восприятия, таких, как фигура – фон, завершение и сходство и т.п. 2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется – у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек. 3. Я-концепция – это нечто глубоко интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека. 4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.
Развитие личности Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом, т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации. По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции: 1. Потребности в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Эта потребность направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. 2. Условные ценности. Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности, т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают. Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности». 3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так. Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает.
Механизмы защиты Защита, по Роджерсу, — поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т. е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию. В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным. Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.
Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy) Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение. Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией. В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта – как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает. ⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒ Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства… Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. .. |
Глава 10.3: Карл Роджерс и клиентоцентрированный подход
В то время как Маслоу был больше теоретиком, Карл Роджерс был больше терапевтом. Его профессиональная цель заключалась в том, чтобы помочь людям изменить и улучшить свою жизнь. Он был истинным последователем гуманистического мышления и часто считается человеком, который придал психотерапии ее основные гуманистические оттенки.
Роджерс верил в несколько ключевых концепций, которые, по его мнению, должны присутствовать, чтобы произошли здоровые изменения. Его подход к лечению называется клиентоориентированной или личностно-ориентированной терапией, потому что он рассматривает человека, а не терапевта или процесс лечения, как центр эффективных изменений. Эти основные понятия включают:
Безусловное положительное отношение:
Терапевт должен верить в то, что люди в своей основе хорошие, и должен продемонстрировать это убеждение клиенту. Без безусловного положительного отношения клиент не будет раскрывать определенную информацию, может чувствовать себя недостойным и может держаться за негативные аспекты себя. Принятие клиента как изначально стоящего не означает принятия всех действий, которые клиент может демонстрировать.
Непредвзятое отношение:
Наряду с тем, что терапевт считает человека достойным, он никогда не должен осуждать его. Роджер считал, что люди способны видеть свои ошибки и знать, что нужно изменить, даже если изначально они этого не признают. Он также считал, что, судя человека, вы с большей вероятностью предотвратите раскрытие информации.
Раскрытие информации:
Раскрытие относится к обмену личной информацией. В отличие от психоанализа и многих других подходов к терапии, Роджер считал, что для того, чтобы клиент смог раскрыться, терапевт должен сделать то же самое. Исследования показали, что мы делимся информацией примерно на том же уровне, что и другой человек. Поэтому, оставаясь скрытным, как терапевт, поощряет клиента скрывать важную информацию.
Отражение:
Роджерс считал, что ключом к пониманию себя является не интерпретация, а размышление. По-другому отражая слова человека, вы можете достичь двух целей. Во-первых, это показывает клиенту, что вы обращаете внимание, думаете о том, что он или она говорит, а также понимаете лежащие в основе мысли и чувства. Во-вторых, это позволяет клиенту по-другому услышать собственные мысли. Многие люди говорят, что их убеждения становятся более реальными, когда кто-то другой представляет их им в ответ.
Следуя этим концепциям, терапия становится самоисследованием, где терапевт является проводником, а не руководителем. У клиента, по словам Роджерса, есть ответы и направление. Задача психотерапевта — помочь им найти его.
Представленный ниже вымышленный сеанс терапии показывает, как может проходить типичный роджерианский сеанс. Обратите внимание, что терапевт никогда не дает ответов или интерпретаций и никогда не предполагает, что он знает больше, чем клиент. Если предположить, что это первая сессия, терапевт, скорее всего, начнет с раскрытия некоторой информации о себе. Он может обсуждать свое образование, терапевтическую философию и другие профессиональные аспекты, но также может говорить о своей семье, о том, как проходит его день, и о своих целях на будущее.
Психотерапевт: Мне очень любопытно, что с вами происходит. В чем вы видите причину, по которой вы пришли поговорить со мной сегодня?
Клиент: Ну, я считаю себя неудачником. Кажется, я ничего не могу сделать, и мой муж говорит, что хочет развода, потому что я просто сижу весь день, ничего не делая. Я просто не вижу выхода из всей этой каши.
Психотерапевт: С этим нужно разобраться, похоже, вы сейчас очень подавлены.
Клиент: Точно. Иногда я ненавижу себя за это, а иногда думаю, что это его вина, что я ничего не могу сделать.
Терапевт: Вы не знаете, насколько это из-за ваших действий, а сколько из-за вашего мужа.
Клиент: Я перехожу от гнева к грусти и обратно много раз в день. Я просто больше не могу.
Терапевт: С крайними эмоциями трудно справиться. Я знаю, что когда я злюсь, я нравлюсь себе меньше.
Клиент: О да, я понимаю это.
Терапевт: Какие решения вы придумали, даже если вы не думаете, что они сработают. Мне любопытно, где вы находитесь прямо сейчас, когда мы говорим.
Клиент: Я могла бы развестись с ним, но если проблема во мне, то, наверное, я буду в еще большей депрессии. Я мог бы принимать лекарства, но я слышал, что это просто маскирует эмоции. Я думаю, я мог бы сесть и поговорить с ним об этом больше, но он, кажется, действительно не слушает меня. Я не знаю, что делать.
Психотерапевт: Мне кажется, вы знаете, что делать. По крайней мере, у вас есть идеи, с чего начать.
Клиент: Наверное, но как заставить его меня слушать?
Терапевт: Вы хотите заставить его слушать вас?
Клиент: Нет, не заставляю, я хочу, чтобы он захотел меня выслушать.
Психотерапевт: А чтобы он захотел вас слушать, что бы вы сделали?
Клиент: Может быть, больше его слушать.
Психотерапевт: Значит, вы думаете, что, выслушав его точку зрения, он с большей вероятностью прислушается к вашей стороне?
Клиент: Да, возможно. Стоит попробовать, ты так не думаешь?
Психотерапевт: Вы знаете себя и своего мужа намного лучше, чем я.
Клиент: Вы правы. Думаю, это поможет мне понять, где на самом деле лежит вина. Я представляю его с нами обоими.
Терапевт: Итак, если вы оба примете некоторые изменения и приложите усилия…
Клиент: Тогда мы оба почувствуем себя лучше. Я думаю, кто-то должен начать это, это мог бы также быть я.
Терапевт: Похоже, теперь у тебя есть направление.
Клиент: Да, я знаю, что собираюсь сделать.
Конгруэнтность и условия ценности: Карл Роджерс
Вы когда-нибудь чувствовали, что вас недостаточно? Что независимо от того, что вы делаете и как себя ведете, всегда будет что-то еще, что нужно сделать, прежде чем вас полюбят и примут. Вы когда-нибудь верили иначе, чем вам говорят? Вы можете подумать, что плач — это хороший способ выплеснуть эмоции. Однако человек, которого вы уважаете и которым восхищаетесь, может сказать, что плач — это признак слабости. Что вы делаете тогда? Ты плачешь или нет? Если подумать, вы, возможно, принимали этот образ жизни в детстве, но теперь вы изо всех сил пытаетесь понять, почему. Давайте на минутку проанализируем, почему это происходит, поняв самосогласованность и состояние понятий ценности.
- Сначала мы обсудим объяснение я-концепции Карла Роджерса.
- Затем мы поговорим о значении неконгруэнтности в психологии.
- Далее мы рассмотрим условия ценности Карла Роджерса.
- Затем рассмотрим условия определения стоимости.
- Затем мы обсудим некоторые условия достойных примеров.
- Далее мы поговорим о его влиянии на психологию консультирования.
- Наконец, мы оценим терапевтический процесс, предложенный Карлом Роджерсом.
Объяснение Я-концепции Карла Роджерса
Согласно Карлу Роджерсу, Я-концепция человека состоит из трех частей: представление о себе, идеальное Я и самооценка. Давайте уделим немного времени, чтобы понять каждый из них, прежде чем двигаться дальше.
Наш образ себя — это то, как мы воспринимаем себя, думаем, чувствуем, выглядим и действуем. Наш опыт может формировать наше представление о себе.
Рис. 1. Наше представление о себе формируется тем, как мы смотрим на себя и думаем о себе.
Теперь давайте посмотрим на наше идеальное я.
идеальное я это человек, которым мы хотели бы быть. Это идеальный образ самих себя.
Итак, мы можем вкратце узнать, что такое самооценка, но как ее определить?
Самооценка — это субъективная оценка нашей самооценки.
В целом можно сказать, что я-концепция – это то, что мы думаем о себе. Поэтому наша самооценка может быть положительной или отрицательной в зависимости от того, как мы относимся к себе.
Неконгруэнтность: Психология
По словам Карла Роджерса, когда представление человека о себе соответствует его идеальному я, говорят, что он находится в состоянии конгруэнтности. Однако чувствовали ли вы когда-нибудь, что то, как вы воспринимаете себя, на 100% отражает человека, которым вы хотели бы быть? Шансы на это очень малы, и это то, что известно как несоответствие.
Несоответствие возникает, когда существует несоответствие между нашим представлением о себе и нашим идеальным я.
Роджер исходит из того, что у каждого есть врожденное стремление к росту, развитию и полному раскрытию своего потенциала. Чтобы достичь этого, мы должны быть в состоянии конгруэнтности.
В дополнение к концепции самости и конгруэнтности Роджерс выдвинул нечто, известное как условия ценности .
Условия ценности: Карл Роджерс
Вы удивитесь, как часто мы, как отдельные лица, сталкиваемся с разными фразами, которые считаются условиями ценности. «Мужчины не плачут», «у девушек не должно быть растительности на лице», «упорно трудитесь, чтобы добиться успеха» — что-то из этого звучит знакомо?
Условия ценности развиваются, когда мы принимаем правила или мнения других людей о том, какими мы должны быть, и, следовательно, это то, что родители могут навязать своим детям. Их заставляют поверить, что они должны вести себя правильно или соответствовать определенным условиям, чтобы их родители любили и принимали их, то есть условное положительное отношение.
Условно-положительное отношение — это когда родители (или другие люди) выражают любовь, похвалу и признательность детям в зависимости от того, ведут ли они себя ожидаемым образом или нет.
С другой стороны, когда нам предлагают безусловное положительное отношение, мы можем развиваться позитивно.
Безусловное положительное отношение означает, что кого-то любят и принимают независимо от его действий или ошибок.
Итак, мы знаем, как они развиваются, но как определить условия ценности?
Условия ценности Определение
Когда мы начинаем вести себя в соответствии с ожиданиями других — ожиданиями, которые не совпадают с нашими индивидуальными взглядами, — говорят, что мы находимся в состоянии несоответствия, которое может существенно повлиять на наши умственные способности.
Условия ценности — это правила поведения, которым, по мнению человека, необходимо следовать, чтобы его любили и принимали.
Условия ценности Примеры
Давайте рассмотрим некоторые распространенные примеры условий ценности, которые могут показаться вам знакомыми.
‘Не позволяй другим видеть твои слабости’.
«Уважайте старших, несмотря ни на что».
«Чтобы добиться успеха, вы должны найти хорошо оплачиваемую работу».
‘Вы должны быть 6 размера, чтобы быть привлекательным’.
Теперь, когда мы обсудили теорию Карла Роджерса и поняли некоторые примеры, давайте рассмотрим влияние этой теории на психологическое консультирование.
Влияние на психологическое консультирование
Говоря о психологическом консультировании, мы стремимся понять чувства человека на основе его опыта. Один из способов сделать это — использовать клиентоцентрированная терапия . Давайте рассмотрим это немного подробнее.
Самоконгруэнтность и условия ценности: клиент-центрированная терапия
Следуя своим предположениям о себе и условиях ценности, Карл Роджерс разработал то, что мы знаем сегодня как клиент-центрированную терапию.
Терапия, ориентированная на клиента — это подход к гуманистической психологии, который требует, чтобы клиент сам брал на себя управление своими сеансами, а терапевт действовал просто как проводник и/или источник поддержки.
Именно эта форма терапии направлена на то, чтобы превратить людей в полноценных людей. Мы знаем, что терапия направлена на то, чтобы стать лучше, но что такое полноценный человек?
полностью функционирующий человек — это тот, кто полностью находится в контакте с собой и своими чувствами.
Помните, мы говорили о безусловном положительном отношении? Что ж, тот, кто считается «полностью функционирующим», — это тот, кто получил это в больших количествах, что позволяет им не ставить условия своему представлению о собственной самооценке. Они принимают то, что предлагает жизнь — хорошее, плохое и уродливое — и встречают любые вызовы с распростертыми объятиями.
Трудно поверить, что мы переносим наши детские переживания во взрослую жизнь. Но такое бывает. И это влияние мы будем обсуждать здесь. Условия ценности могут привести к проблемам с нашим психическим здоровьем и повлиять на нашу личность. Давайте посмотрим, как это сделать.
Самосоответствие и условия ценности: проблемы психического здоровья
Когда мы дети, у нас есть неотъемлемая потребность добиваться одобрения от наших родителей, опекунов и общества. По этой причине, хотя иногда мы можем с ними не соглашаться, мы склонны поступать так, как они от нас хотят. В то время это может показаться небольшим компромиссом, но он останется с нами на долгие годы.
Допустим, вас наказывают каждый раз, когда вы получаете низкую оценку. С другой стороны, каждый раз, когда вы получаете высокую оценку, вас хвалят; это показывает вам, что единственный способ получить любовь и одобрение ваших родителей — постоянно получать высокие оценки. Как это отразится во взрослой жизни?
Во взрослом возрасте конкуренция высока. Вы можете подать заявление в разные колледжи и университеты и получить несколько отказов. Точно так же вы можете пройти несколько собеседований и получить отказ. Хотя часть вас может знать, что это нормальный процесс, большая часть вас может стыдиться рассказывать родителям об отказах, если они плохо о вас думают, поскольку именно с этим вы столкнулись в своей жизни. детство.
Рис. 2. Когда условия ценности укореняются в нас, и мы верим, что должны действовать так, как от нас ожидают, мы можем нанести вред своему психическому здоровью.
Чувства стыда, вины, беспокойства и постоянная потребность угождать другим могут вызвать у вас чувство беспокойства и стресса, что может повлиять на ваше психическое состояние: нарушения сна, плохое настроение, раздражительность и злоупотребление психоактивными веществами — это лишь некоторые из них.
Самоконгруэнтность и условия ценности: развитие личности
Согласно Карлу Роджерсу, на развитие личности влияет самость, т. е. наше представление о себе. Что составляет основу нашего бытия? Почему мы думаем о себе так или иначе? Почему представление о себе у всех разное? Все эти вопросы занимают центральное место в развитии нашей личности, и на них можно ответить, исходя из нашего опыта и интерпретации этого самого опыта.
Роджерс считал, что у людей есть врожденная потребность вести себя так, как они считают наилучшим и наиболее подходящим. Однако их убеждения часто встречают сопротивление, когда важные для них люди верят иначе. Именно это состояние вызывает расхождения и может негативно повлиять на нашу самооценку.
Давайте рассмотрим пример, чтобы увидеть, как условия ценности могут повлиять на развитие личности во взрослом возрасте.
Допустим, вы мальчик, и в детстве ваши родители говорили вам, что мальчикам нельзя плакать или проявлять эмоции, и что если бы они это делали, их считали бы слабыми. В этом случае «мальчики не должны плакать» — это ценное условие, и вы должны следовать ему, чтобы успокоить своих родителей. Однако по мере того, как вы становитесь старше, эта неспособность выплеснуть свои эмоции может привести к развитию раздражительной личности.
Оценка клиент-центрированной терапии Карла Роджерса
Каждая теория обладает собственным набором сильных и слабых сторон. Давайте обсудим некоторые из них, касающиеся теории Карла Роджерса, ниже.
Самоконгруэнтность и условия ценности: сильные стороны
- Предоставляя людям контроль, терапия, ориентированная на клиента, также помогает повысить уровень их уверенности. Поскольку они могут принимать решения самостоятельно, а терапевт действует только как проводник, это повышает их веру в себя и в свою способность справляться со своими трудными чувствами и эмоциями.
Самоконгруэнтность и условия ценности: слабые стороны
С другой стороны, клиентоцентрированная терапия не позволяет терапевтам выражать озабоченность по поводу ситуаций своих клиентов. Кроме того, терапевты не могут предлагать внушения, которые могли бы помочь клиентам по-другому взглянуть на свою ситуацию так, как они сами не смогли бы, т. е. здесь нет места для объективности.
- Карл Роджерс подчеркивает безусловное положительное отношение и говорит, что люди должны получать его, чтобы развить положительную самооценку.