Самовоспитание что это: что это такое и какие существуют методы?

Профессиональное самовоспитание преподавателя — Информио

Для того, чтобы добиться хороших результатов в профессиональной деятельности, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

-компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

-адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

-развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

-установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

-установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

-установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др. ).

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам.

Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией  и т. д.).

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает педагога  критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к педагогу, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности педагога, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная, таким образом, потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах преподавателя  личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Процесс самовоспитания должен носить постоянный, непрерывный характер. Он должен быть направлен на постоянное повышение профессиональной компетенции и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

 

Оригинал работы:

Профессиональное самовоспитание преподавателя

Лекция 33. Самовоспитание личности

1. Сущность и движущие силы самовоспитания

2. Методы самовоспитания

3. Руководство самовоспитанием учащихся

4. Волевые качества и их развитие

5. Приемы самовоспитания воли.

6. Этапы работы над собой. Организация самопознания

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Стремление человека к самовоспитанию, самосо­вершенствованию уходит своими корнями в глубокую историю. Человек стремится подчинить себе небо и недра планеты, на которой обитает, осваивает дно океана, заглядывает в тайны живого мира, пытается понять себя и управлять собой по собственному же­ланию.

Вся жизнь человека — это бесконечная борь­ба с собой. Преодолеть себя, воспитать себя, победить себя — во всех веках звучали такие требования к че­ловеку разумному.

Отношение человека к природе, к обществу, к дру­гим людям так или иначе есть отношение к себе са­мому.

Самовоспитание — социальное явление, присущее только человеку и ставшее возможным благодаря вы­делению его из животного мира в результате развития его сознания, обусловленного трудовой деятельностью.

Оно осуществляется под влиянием социальных по­требностей человека обладать профессиональными умениями, личностными качествами, способностями для выполнения конкретной деятельности.

Самовоспитание — естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тем тре­бованиям, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Поэтому цели самовоспитания могут быть различными в зави­симости:

  • от социальной группы, к которой принадле­жит человек,

  • от идеологии и права,

  • морали и зако­нов, которые выработало государство.

Путем самовоспитания человек формирует, разви­вает нужные ему для жизни и деятельности личност­ные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении.

Самовоспитание — процесс сложный и подчас весь­ма трудоемкий, особенно тогда, когда нужно побо­роть свои негативные привычки, которые очень цепко держатся и проявляются непрерывно.

Работа над со­бой требует:

Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. Человек приобретает большую активность в борьбе с негативными факторами. С воз­растом, по мере приобретения опыта, с ростом воспи­танности и образованности, работа над собой занима­ет все больший удельный вес в моральном и профес­сиональном самосовершенствовании. Самовоспитание состоит в том, что человек целенаправленно формирует свое самосозна­ние, совершенствует свои положительные качества и преодолевает отрицательные в соответствии со своими устремлениями и требованиями общества.

Самосознание — это умение взгля­нуть на себя чужими глазами, как бы со стороны оценить свои поступки.

Степень самосознания может быть разной — от полного отсутствия мыслей о своей личности, когда человек концентрирует свое внима­ние, например, только на своей работе, до глубокого размышления над самим собой с целью раскрытия смысла своей деятельности, существования.

Самосознание включает в себя сознательность, ко­торая отражает оценку своих возможностей, намере­ний и целей деятельности. Сознательность проявля­ется и тогда, когда человек способен понять общественные последствия своих поступков и, сообразуясь с этим, управлять своим поведением. Уровень созна­тельности человека зависит от его общей культуры, моральных принципов, социальной значимости моти­вов деятельности. Чем выше уровень сознательности и самосознания человека, тем больше у него потребность к само­воспитанию.

Самовоспитание далеко не всегда имеет постоян­ный характер и не всегда осуществляется в заданном направлении. Это зависит от ряда причин. Характер работы над собой во многом определяется окружаю­щими условиями жизни. Особенно ярко это проявля­ется в переходные периоды развития общества. Так, переход к рыночной экономике приводит к формиро­ванию эгоизма и практической сметки, энергичности и способности рисковать.

Распространенное мнение, что самовоспитание — это процесс непременно положительный, который дает общественно ценный результат, может снизить эффективность данного педагогического явления, затормо­зить педагогическое руководство им.

Самовоспитание имеет место независимо от того, формирует ли человек у себя положительные или отрицательные качест­ва личности. Самовоспитанием занимаются и взрослые и дети, но одни работают над собой по специальной програм­ме, а другие — от случая к случаю и только тогда, когда обстоятельства вынуждают исправить свои ка­кие-то качества.

Зачатки самовоспитания можно обнаружить уже в процессе непосредственного приспособления ребен­ка к внешним требованиям, в самоисправлении по­ступков, которые не одобряют родители. В этом слу­чае ребенок, решая исправиться, не изменяет свои качества, а отказывается от некоторых своих дейст­вий: не обижать товарищей, не грубить старшим, не опаздывать на уроки и т. п. Поэтому, исправляя свое поведение, чтобы стать “хорошим”, ребенок по суще­ству побуждается неосознанным желанием измениться.

Достигнутый в подростковом возрасте уровень са­мосознания позволяет школьнику посредством каче­ственной характеристики своих поступков оценить свои возросшие умственные и физические силы, осознать несоответствие возросших возможностей требованиям родителей и учителей. Теперь уже подросток нередко совершает поступки только ради того, чтобы подчерк­нуть свою самостоятельность.

Юношеский возраст характеризуется изменением позиции личности во взаимодействии с внешним ми­ром. Если для подростка характерна позиция макси­мализма самостоятельности, то позиция юноши ха­рактеризуется стремлением найти и осмыслить свое реальное место в мире. Правда, довольно часто юно­ши и девушки переоценивают или, разочаровавшись в собственных силах, недооценивают свои возмож­ности. Поэтому самовоспитание юношей и девушек пе­реходит на более высокий уровень — уровень осознан­ного самосовершенствования.

Следовательно, каждому возрасту в силу присущих ему уровня осознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны опре­деленные возможности и особенности самовоспитания.

Для каждого возраста и для каждой конкретной личности нужна своя индивидуальная программа са­мовоспитания. Главное в ней — цель жизни и цель работы над собой.

Движущие силы и механизм самовоспитания.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др. ). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие — “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них — существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т. е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Польза самообразования

То, чему мы учимся в школе, безусловно, важно, поскольку оно закладывает основу для нашего будущего. Но обучение не должно заканчиваться после того, как мы закончим формальное обучение — это должно быть делом всей жизни.

В нашем современном мире возможностей для самообразования предостаточно. Есть онлайн-курсы по всем мыслимым предметам, от личностного роста и профессионального развития до новых увлечений или языковых навыков.

Из-за ограничений и блокировок в Австралии и во всем мире мы все больше времени проводим дома. Будущее удаленной работы и дистанционного обучения выглядит блестящим, и, возможно, сейчас самое время подумать, что делать с этим дополнительным временем, которое у вас может быть.

В этой статье мы рассмотрим преимущества самообразования в Австралии, а также лучшие онлайн-платформы для обучения. Продолжайте читать, чтобы начать свое образовательное путешествие!

Что вы получите от самообразования?

Может быть, вы родитель и наблюдаете, как ваши дети осваивают онлайн-обучение. Возможно, вы надеетесь расширить свой набор навыков и подняться с позиции начального уровня. Или, может быть, вас всегда увлекала астрономия или история искусства, и вы, наконец, готовы исследовать свое увлечение.

Какими бы ни были ваши мотивы для самообразования, это решение, о котором вы никогда не пожалеете. Вот некоторые из многих преимуществ, которые вы получите от самостоятельного обучения.

Возможности карьерного роста

Вы готовы начать восхождение по карьерной лестнице? Вы скоро заканчиваете учебу и вам нужно несколько сертификатов, прежде чем вы войдете в рабочий мир?

В любом случае онлайн-самообразование может восполнить пробел и помочь вам в достижении этих целей. Вместо того, чтобы проводить месяцы или годы в традиционном университете, вы можете выбрать только те курсы, которые вам нужны для вашей карьеры.

Гибкий график обучения

Вы уже работаете полный рабочий день и у вас есть время учиться только по вечерам? Вы занятая мама, у которой есть несколько часов на учебу, пока дети в школе?

Самостоятельное онлайн-обучение идеально, потому что вы сами решаете, когда и где будете учиться. Вы также полностью контролируете свою учебную среду, будь то ближайшая кофейня или домашний офис. Большинство платформ позволяют вам просматривать материалы так часто, как вам нужно, а это означает, что вы можете учиться в своем собственном темпе и заниматься, когда вам удобно.

Недорогое (или даже бесплатное) обучение

Знаете ли вы, что многие из лучших обучающих платформ совершенно бесплатны? Мы коснемся этого позже, но подумайте, сколько вы можете сэкономить на онлайн-обучении по сравнению с посещением очных занятий.

Вы также экономите на поездках на работу, так как вам не нужно идти дальше дивана в гостиной. Пока у вас есть компьютер (или смартфон) и подключение к Интернету, весь мир буквально у вас под рукой.

Бонус: Самообразование в Австралии не облагается налогом! Если то, что вы изучаете, связано с вашей текущей работой или вы получили стипендию, связанную с обязательствами, вы можете иметь право на вычет расходов на самообразование.

Рост счастья и удовлетворенности

Не будем упускать из виду один из лучших аспектов самообразования — личностный рост, которым вы будете наслаждаться благодаря полученным знаниям.

Возможно, вас вообще не интересует карьерный рост. Возможно, вы просто хотите погрузиться в предмет, которым вы увлечены, освоить новый навык или завести новое хобби. Все это великие цели!

Самоучки счастливы, продуктивны и целеустремленны. Их уверенность растет по мере того, как они приобретают больше знаний, что побуждает их учиться еще больше. И кто знает, ваше самообразование может открыть новые захватывающие возможности, о которых вы, возможно, даже не подозревали!

Платформы онлайн-обучения и образовательные веб-сайты

Готовы ли вы испытать некоторые из этих фантастических преимуществ на себе?

Ваш следующий шаг — найти лучшую учебную платформу, соответствующую вашим интересам. Вот наши рекомендации для звездных образовательных веб-сайтов в 2021 году.

Академия Хана

Академия Хана предлагает все на свете благодаря партнерству с различными университетами. Вы можете найти все, от базовой математики и всемирной истории до физики, исчисления и обществоведения.

Более 18 миллионов пользователей заходят в систему каждый месяц, что делает Академию Хана одним из самых популярных вариантов онлайн-самообразования. Их цель — предоставить высококачественное образование для всех, а это означает, что регистрация и обучение на 100 % бесплатны.

Удемы

Udemy сотрудничает с профессорами и университетами по всему миру, предлагая более 150 000 курсов. Платформа начала ориентироваться на технологии и информатику, но теперь вы найдете множество предложений по всем мыслимым предметам.

От коневедения до ведения дневника и редактирования видео — у вас всегда будет много интересного, чему можно научиться в Udemy. Вы также можете создавать собственные курсы на основе полученных уроков, что является еще одной функцией, которую любят 50 миллионов студентов. Несмотря на то, что его курсы не бесплатны, они выгодно отличаются качеством получаемого вами образования.

Coursera

Coursera сотрудничает с более чем 200 университетами и компаниями, предлагая непрерывное образование студентам и специалистам. Если вам нужен определенный сертификат для продвижения по карьерной лестнице, скорее всего, вы можете найти его на Coursera.

Курсы сосредоточены в основном на бизнесе и информатике и всегда обновляются с учетом последних разработок. Будь то ИИ, ИТ, Python, графический дизайн или облачная инженерия, вы можете найти то, что вам нужно, чтобы расширить свой набор навыков. Многие из них доступны только на внутренних веб-сайтах этих университетов. Компании используют Coursera как удобный и доступный способ обучения своих сотрудников.

Открытая культура

Хотели бы вы посещать бесплатные занятия в престижных университетах Австралии, Великобритании и США? Open Culture предлагает тысячи курсов, лекций и подкастов от уважаемых профессоров со всего мира.

Бонус: Это дает вам доступ к тем же учебным материалам, которые доступны только на внутренних сайтах этих университетов. Если вы ищете передовые ресурсы для самообразования, чтобы освоить определенный предмет, это платформа, которую стоит попробовать в первую очередь.

Куда приведет вас ваше путешествие по самообразованию?

Будь вы молоды или молоды душой, изучение нового никогда не будет пустой тратой времени.

Если вы думали о продолжении самообразования в Интернете, воспользуйтесь приведенными выше советами в своем путешествии. Изучите рекомендуемые веб-сайты и платформы, чтобы найти лучшие варианты обучения для вас.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей с теми, кого вы знаете, кому это может быть интересно. В Dystech мы увлечены продвижением альтернативных методов обучения, потому что знаем, что многие люди с дислексией преуспевают в самостоятельном обучении. Если вам интересно, что такое дислексия? Нажмите здесь, чтобы узнать больше, включая информацию об электронной оценке дислексии.

Можно ли заниматься самообразованием в библиотеке?

Из-за того, как мы подвержены этому, для большинства людей образование является в лучшем случае необходимым шагом в развитии их жизни, а в худшем — отупляющим обязательством, которое мы не можем дождаться, чтобы закончить. Но образование не следует рассматривать как 12-16-летнюю ситуацию заложников, в которой мы находимся с нашими родителями и работодателями. Скорее, образование — это процесс, который длится всю жизнь и ценность которого гораздо больше зависит от того, что вы в него вкладываете, чем от его составных частей.

Почему сложно самообучаться?

Пока мы учимся в школе, у нас очень мало свободы контролировать или направлять свое образование. Вне этих границ — будь то учащийся, расширяющий свои знания за пределами классной комнаты, или взрослый, стремящийся расширить свой кругозор, — образование становится в первую очередь самостоятельным и более полноценным занятием. Исследователи подчеркивают важность непрерывного стремления к образованию.

В своей исследовательской работе 1982 года «Самообразование: процесс обучения на протяжении всей жизни» исследователи Морис Гиббонс и Гэри Филлипс отмечают, что «менее одного процента жизни человека проводится в классах» и что «даже самым образованным взрослым остается жить пять или более десятилетий после окончания учебы», подчеркивая, сколько времени мы проводим вне обязательного обучения. Потребность в обучении не становится менее важной, а вместо этого «становится больше, более насущной во взрослой жизни».

Это подчеркивает важность того, чтобы взять на себя ответственность за свое собственное образование, а также побуждает нас понять, насколько большой контроль мы имеем над подавляющим большинством нашего собственного образования. Как выразились Гиббонс и Филлипс, «самая важная граница образования — это обширная, неосвоенная область человеческого опыта, которая лежит за узкими рамками формального школьного образования».

Профессора Эуриг Скандретт и Элейн Баллантайн написали главу «Публичная социология и социальные движения» для книги Публичная социология как образовательная практика , в которой критикуются формальные университетские структуры и практика. Они предлагают альтернативы неформальному образованию. По сравнению с формальным образованием «неформальное образование… может быть более самостоятельным, коллективным и демократичным. . . не ограничивается профессиональным педагогом». Вместо этого его можно культивировать «в жизни студентов». . . но также и рабочие, родители, художники, активисты, верующие и т. д.».

Как библиотекари способствуют обучению?

Здесь библиотеки играют важную роль. Библиотеки — это не только место, где хранятся энциклопедии, но и общедоступные хранилища знаний и хранители ресурсов, данных и информации, которые необходимы человеку для самообразования на его собственных условиях.

В статье для Psychology Today д-р Питер Грей превозносит непреходящую важность публичных и академических библиотек, даже в цифровую эпоху, как «места добровольного, добровольного образования» и «стойких сторонников интеллектуальной свободы». [которые] менялись со временем». Не просто предоставляя книги, но и все чаще как «центры самостоятельного образования». Библиотеки — это центры сообщества, которые культивируют «идею о том, что образование исходит не только из того, что мы традиционно называем учебой, но также из создания вещей, игр и общения.

Как научиться концентрироваться в библиотеке?

В современном мире с постоянными стимулами может быть трудно выделить время из нашей напряженной и сложной жизни, чтобы посвятить долгий, медленный, постепенный процесс изучения новых вещей. Когда наши воспоминания об формальном образовании так часто окрашены скукой и бесполезностью, может быть почти неудобно пытаться арендовать этот образ мышления.

Но человеческий мозг — могущественный инструмент, и он не может существовать за счет монотонной рабочей электронной почты и пустых медиа. И когда ему позволено направлять свой собственный путь, а не неохотно следовать заранее определенному курсу других, мозг может быть поразительно быстрым и полным энтузиазма искателем новых знаний. Благодаря широте ресурсов, доступных в Интернете, у человека больше возможностей, чем когда-либо, для самообразования, чем когда-либо.

Если вы хотите проверить готовность своего мозга проложить собственный путь самообразования, вот несколько мест, которые могут помочь вам начать работу:

Множество бесплатных и платных услуг предоставляют большое количество как а также качественные курсы самообразования, включая Udemy, Coursera, edX и SkillShare.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *