Советы и рекомендации – ( ).

Содержание

Совет и рекомендация (Десять отличий).

          «Психолог советов не дает!» Это фразу не произнес, наверно, только самый ленивый психолог.

          Однако клиенты продолжают спрашивать совета у психолога.   А психолог, повторяя уже всем известную фразу, добавляет, что «психолог дает рекомендации».

          Так в чем же отличие совета от рекомендации?

           Толковый словарь русского языка объясняет слово  совет  как  мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание.  

Рекомендация   (от латинского recommendatio  —  благоприятный отзыв, совет)   — это указание об определенном образе действий, наставление. 

           И в чем же отличия? Да еще и целых десять?

 

Совет.

  1. Совет дается на основании жизненного опыта советчика.
  2. Совет может даваться на основании чужого опыта,  а также основываться на непроверенных фактах.
  3. Следовательно, совет  часто ограничен по своей функциональности, то,  что подходит одному человеку, совершенно не подходит другому.
  4. Совет побуждает действовать,  часто  очень настойчиво. Действовать  по той же схеме, как это уже делал советчик, когда он сам, а может его знакомый или родственник.
  5. По мнению принимающего совет ответственность   за результат исполнения этого совета лежит на том, кто посоветовал, и если совет не помог улучшить ситуацию, а может даже и усложнил ее, то виноват исключительно советчик.
  6. Часто совет бывает непрошенный и навязчивый, тогда это даже не совет, а мнение, которое, возможно,  никто не просил высказывать.
  7. Советы, основываясь на житейском опыте, могут быть совершенно разные и противоречивые. Можно провести  такой эксперимент: спросить у своих знакомых, как избавиться от зубной боли.  Не сомневаюсь в том, что советов спрашивающий  получит немало, они будут разные и может даже причудливые, мне как-то родственница  в подобной ситуации посоветовала  «тщательно вымыть руки   и аккуратно махровым полотенцем протереть каждый палец на руках,  и боль пройдет».  Возможно, я очень надеюсь на это,  среди советов будет такой, что надо срочно обратиться к врачу, потому что не от боли надо избавляться, а от причины этой боли, и чем раньше обратишься, тем больше гарантий сохранить зуб.  Забегая вперед, лишь только такой совет,  по сути,  является рекомендацией, т.к. он содержит прямое указание и основывается на квалицированной помощи.
  8. Совет — это собственность того, кто его дал. Совет способствует зависимости и неуверенности.
  9. Советы дает мудрейший — самый знающий и самый опытный, или таковым себя считающий.
  10. Тот, кто дает  совет,  не может знать об истинных намерениях человека, на какую почву упадет совет ему неизвестно.

 

Рекомендация.

  1. Рекомендация  дается профессионалом, психолог опирается на свои знания, умения, да, и на опыт тоже, но профессиональный.
  2. Психолог рекомендует только, то, что подойдет его клиенту, так как у психолога есть возможность «подвести» человека к тому, чтобы он начал осознавать свою проблему и разбираться в ней.
  3. Психолог знает, какая рекомендация может быть общей, а какая индивидуальной.
  4. Рекомендации психолога   не несут необязательный характер,  их игнорирования затягивает процесс и усложняет ситуацию клиента.
  5. Психолог помогает своему клиенту  разобраться в  сложившийся ситуации, помогает взять ответственность за ее решение на себя,  потому что в своем внутреннем разуме, в бессознательной его части  человек уже принял какое-то решение и знает ответ на свои вопросы,  но что-то ему мешает сделать первый шаг, ведущий к положительным изменениям.
  6.  Рекомендация  является ответом на запрос клиента,  психолог предоставляет  психологически  грамотную, адекватную информацию,  другими словами,  уместную, имеющую непосредственное отношение к ситуации клиента.
  7. Психолог четко осознает  границы своей  профессиональной компетенции,   он не работает с тем, что выходит за ее рамки.
  8.  Информация  от полученной рекомендации  принадлежит клиенту, он может ее использовать  по своему усмотрению,  так, как считает нужным, Знание  этой информации,  обладание ей  дает ему свободу.
  9. Психологу  нет необходимости быть самым наимудрейшим, ему достаточно быть профессиональным, понимающим и принимающим, эмпатичным, другими словами.
  10. Профессиональные навыки психолога  помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении.

 

        Таким образом,  слова совет и рекомендация — синонимы, но,  при рассмотрении их с психологической точки зрения, имеют совершенно разный смысл, являются  отличающимися друг от друга  понятиями.

         По словам Р. Мэя «совет всегда поверхностен; это дача указаний сверху, одностороннее движение. Сфера действия истинного консультирования намного глубже, и его заключения всегда являются результатом совместной работы двух личностей на одном и том же уровне… Совет нельзя считать адекватной функцией консультирования, поскольку он покушается на автономию личности».

 

Литература.

  1. Толковый словарь русского языка. 
  2.  Мэй, Р. Искусство психологического консультирования/ Р. Мэй — М.: Институт общегуманитарных исследований, Астрель Пресс 2008 г.

 

psynavigator.ru

Полезные советы на все случаи жизни

Без хитростей наша жизнь была бы намного сложнее! Изобретательность — движущая сила прогресса. «Так Просто!» предлагает тебе новую порцию советов, которые бесспорно пригодятся в разных ситуациях. Домохозяйки, студенты и креативные люди разных профессий постоянно пополняют копилку лайфхаков, которые хочется применять постоянно. Запоминай и пользуйся на здоровье! Чем бы ты ни занимался, эти житейские подсказки упростят задачу.

Советы на все случаи жизни

  1. Когда необходимы батарейки, а под рукой только маленькие, используй фольгу.
  2. Подставка для фруктов и сладостей отлично подойдет для хранения косметики. Порядок и красота!
  3. Ты никогда не перепутаешь ключи, если покрасишь их в разные цвета лаком для ногтей.
  4. Если нужно налить что-то из емкости, заполненной жидкостью, приложи к горлышку палочку для суши или ручку. Ничего не разольется!
  5. Острый перец не оставит жгучих следов на руках, если после работы ты вотрешь в кожу немного оливкового масла, а потом вымоешь руки с мылом. Если перец случайно попал в глаза — промой их молоком.
  6. Ты быстро избавишься от запаха чеснока на руках, если потрешь их ложкой из нержавеющей стали под струей холодной воды.
  7. Когда масло холодное и твердое, используй терку. Натертое масло легче намазать на хлеб.
  8. Кофейные зерна — шикарный декоративный элемент. Такой подставке для кистей и карандашей все будут завидовать!
  9. Щипцы для выпрямления волос выгладят воротничок на рубашке.
  10. Яичницу безупречной формы легко сделать, используя как формочку луковое кольцо.
  11. Сооруди мощный фонарь из мобильного телефона, подложенного под бутылку.
  12. Спираль от шариковой ручки защитит кабель от переламывания.
  13. Используй прищепку, и ты точно не угодишь молотком по пальцам, забивая гвоздик.
  14. Поставь деревянную ложку на кастрюлю с кипящим супом или бульоном — ничего не выльется!
  15. Кукурузные колечки — великолепный подсвечник, который можно использовать для праздничного торта! Не придется выковыривать свечки, никаких следов воска на именинном пироге, к тому же колечки съедобны.
  16. Увеличить площадь рабочей поверхности на кухне — легко! Помести еще одну доску для нарезки на выдвижной ящик.
  17. Зажим для пакета поможет починить пляжную обувь.
  18. Используй емкость от солнцезащитного крема в качестве хранилища для телефона, денег и ключей на пляже.
  19. Когда в баночке осталось совсем немного любимого шоколадного лакомства, добавь в нее мороженое! Также можно залить банку с остатками «Нутеллы» горячим молоком — получится ароматный напиток.
  20. Для охлаждения ноутбука подставь под него картонный лоток из-под яиц. Циркуляция воздуха обеспечена!
  21. Если хлеб слишком свежий, переверни его перед тем как разрезать.
  22. Изысканный узор на пироге можно сделать, просеяв пудру сквозь салфетку.
  23. Если во время нарезки лука жевать жвачку, никакие слезы не грозят!
  24. Коробка из-под пиццы заменит совок, который можно выбросить сразу вместе с мусором.
  25. Такой барометр — гениальная подставка для планшета. Фильмы смотреть очень удобно! Поставь его на спинку — железная основа превратится в подставку, заточенную под планшет.
  26. Если ты поместишь влажные салфетки на решетку вентилятора, комната наполнится приятным ароматом.
  27. Из пластикового стаканчика тоже можно смастерить подставку для планшета.
  28. Удобный метод хранения бумажных полотенец на кухне.

Время от времени я использую каждый из этих советов — они бывают невероятно уместны. Так и тянет специально испечь пирог, чтобы посыпать его пудрой сквозь затейливую салфетку! Если ты разделяешь мой восторг — подкинь друзьям полезные советы, наверняка они узнают что-то новенькое.

Автор статьи

Редакция «Так Просто!»

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

takprosto.cc

Чем советы отличаются от рекомендаций? Vovet.ru

Советы и рекомендации

Очень много любителей сейчас вокруг каждого, которые любят давать советы и рекомендации. Вот на этом проекте их тоже много, пруд пруди просто. Каждый что-то рассказать умно жаждет, да так, чтобы это обязательно потом выполнили.

Пожалуй, тут уже уместно вспомнить приказ и беспрекословное подчинение.

Что же такое совет:

  1. совет — это подсказка, основанная на личном мнении, и мнение не всегда имеет основания личного опыта, другими словами советы из серии ИМХО — я так думаю, но не факт, что для вас это будет верное решение
  2. также совет — это попытка помочь экстренно человеку в тупике, который там застрял и выхода не видит, этот совет может быть ниточкой спасения, но не факт, что именно такая ниточка нужна утопающему.

Рекомендации:

  • Рекомендации всегда построены только на личном опыте, их обычно дают врачи или тренеры с желанием улучшить чьи-то показатели в чем-то.
  • Также рекомендациями называют положительные отзывы о работнике с просьбой обратить внимание на его некие достоинства (вот тут и тут этот человек хорош).

Плохо то, что советы путают с приказами, которые необходимо беспрекословно выполнять. Это не верный подход. Советовать можно, нельзя требовать воспользоваться этим советом, и уж тем более обижаться на то, что советом «пренебрегли» — в данном случае слово пренебрежение вообще не уместно.

Пренебречь можно рекомендацией, тут упрек будет уместен и по делу — пренебрег рекомендацией, не жалуйся, что нет улучшения результативности в чем-то, относительно чего были рекомендации от специалиста.

Вот тут-то и загвоздочка выходит, люди, дающие массу советов, путают себя со специалистами и совет с рекомендацией. Большое число советников вообще агрессивно обижаются на то, что их «советом» не воспользовались. Нет права у советчика требовать выполнения его совета, ибо это уже не совет, а приказ.

Есть еще группа «советников», мстящие за то, что их советы никогда не выполняются. Этот тип людей попрекает слушающего: ты никогда не делаешь, что тебе говорят! Категорически некрасиво так навязывать другим свою волю, это даже хуже приказа в армии, это уже тирания в личных отношениях. Избегать таких «советников» следует, обходить их десятой дорогой.

На досуге модно еще почитать об эмоциональном шантаже, или о том, как сделать маленькую игрушку амигуруми (зайчик).

vovet.ru

советы и рекомендации | СЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ

2018-12-26 16:49:22 2018-12-26 · 4:49 пп

Совсем скоро Новый год и многие озадачены, какой выбрать вечерний наряд для праздника? Модная одежда стоит недешево и не все могут позволить покупку дорогого платья или другой детали гардероба. И что, опустить руки и не пойти или выглядеть Золушкой, до ее превращения в принцессу? Конечно, нет. А если это касается вечера на работе? Как экономно собраться на новогодний корпоратив?

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-12-23 20:17:28 2018-12-23 · 8:17 пп

Совсем скоро наступит новый, 2019 год, – год Желтой свиньи. По восточному календарю он начнётся 5 февраля 2019 года и продлится до 25 января 2020 года. Но мы будем встречать его немного раньше и к нему надо подготовиться. Свинья — веселое и, вопреки мнению многих, довольно умное животное. Ее считают символом богатства и процветания. В чем встречать Новый 2019 год Желтой земляной свиньи? Какой же новогодний наряд выбрать для предстоящего праздника, чтобы выглядеть эффектно?

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-04-06 18:54:55 2018-04-06 · 6:54 пп

Все люди имеют разный рост и это нормально, но тем, у кого рост ниже или выше среднего приходится не просто с выбором одежды. Возникает масса проблем с длиной изделий, то они короткие, то они длинные. Но уж лучше длинные, чем короткие, потому что лишнюю длину практически всегда можно обрезать. Одежда для женщин низкого роста встречается не часто, так как вещи в магазинах больше рассчитаны на средний рост, но зачастую важна не длинна изделия, а её фасон. Поговорим о том, какие вещи желательно выбирать дамам небольшого роста.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-03-30 20:53:43 2018-03-30 · 8:53 пп

Из моды может выйти всё что угодно, но только не джинсы. Человечество не готово отказаться от них добровольно, потому что они есть в гардеробе практически каждого мужчины, женщины и ребёнка. Джинсы завоевали заслуженную популярность не только благодаря натуральным тканям, из которых они изготавливаются, но и огромному количеству самых разнообразных моделей и фасонов. Что из себя представляет топ – 10 модных джинсов в весенне-летнем сезоне 2018 года? Джинсовые линейки известных брендов пестрят разнообразием и нам точно будет из чего выбрать.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-03-28 21:43:48 2018-03-28 · 9:43 пп

Когда женщина переступает определённый возрастной порог, то начинает задумываться о том, что надо что-то делать с гардеробом, с внешним видом и соответствовать тому отражению лица, которое видит в зеркале. Многие меняют свой имидж из-за профессии, статуса, образа жизни, но большая часть женщин ничего не меняют, а пребывают в состоянии анабиоза. Всё идёт само собой и никаких усилий для изменений не прикладывается. Но выглядеть моложе хотят все! Согласны? И для этого не обязательно делать пластические операции и что-то себе подтягивать или наращивать. Визуальное омоложение можно осуществить разными способами.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-02-19 23:32:07 2018-02-19 · 11:32 пп

Окончание зимы не за горами и пора готовиться к весеннему сезону. А что же мы будем носить? Какие модные тренды весны 2018 года приготовили для нас дизайнеры? Некоторые тренды не совсем новые и уже успели притереться в женских гардеробах, поэтому не все дамы воспримут их в штыки, как это частенько бывает со свежеиспечёнными модными новинками. Для создания модного образа важно всё: детали, крой, цветовая гамма. Несомненно, каждая женщина выберет то, что ей больше откликнется, но внести что-то новенькое в гардероб с весеннем сезоне совсем не помешает. И настроение от этого точно станет лучше.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2018-02-06 20:55:23 2018-02-06 · 8:55 пп

Наш гардероб постоянно пополняется самыми разными вещами и если они являются веянием моды, а не классическим направлением, которое можно использовать много сезонов подряд не задумываясь о трендах, то рано или поздно такие вещи начинают выглядеть в образе немного странно. От каких вещей следует отказаться в 2018 году, чтобы не производить впечатление человека, отставшего от моды? Дизайнеры не перестают придумывать для нас всё новые и новые модели, так как в этом и заключается их творческая задача. И если что-то попадает в точку и находит активный отклик у покупателей, то эта вещь становится хитом и, пусть не сразу, а постепенно занимает свою устойчивую нишу в нашем шкафу. Но, приходит время, когда мы должны сказать некоторым из них: «Прощайте!»

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2017-04-29 19:20:37 2017-04-29 · 7:20 пп

Мужские вещи в женском образе это не новинка. Остались единичные предметы одежды, которые не были перетащены самым беззастенчивым образом из мужского гардероба. Джинсы – бойфренды в модном женском гардеробе это уже норма, а не нонсенс. И если поначалу девушки использовали реальные брюки своих приятелей, то постепенно эта модель приобрела своё законное место в женском образе, и подобные джинсы следует покупать не в мужском отделе, а именно в женском.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2017-03-09 19:49:55 2017-03-09 · 7:49 пп

В женской природе всегда происходит некая борьба с самой собой. Хочется выглядеть и модно, и стильно, и так, чтобы все обратили внимание. Но, этого можно добиться разными способами. Трендами в одежде 2017 года стали прозрачные платья. Одни представительницы слабого пола готовы надеть на себя одновременно несколько вещей, чтобы скрыть практически каждый участок своего тела, другие же, напротив, с удовольствием сбрасывают с себя всё лишнее и оголяются практически полностью. Но, этим летом есть варианты и для тех и для других.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

2017-02-01 19:15:51 2017-02-01 · 7:15 пп

Женский гардероб постоянно пополняется новыми оригинальными моделями. Большая их часть является совмещением привычных для нас вещей друг с другом, в результате чего появляются неожиданные открытия. Платье — кейп в современной моде служит прекрасным примером такого слияния. Стильная одежда всегда привлекала людей, но в каждый период развития общества она своя и может сильно отличаться друг от друга. Платье – кейп ещё не получило широкой популярности среди женщин, но несомненно, что оно придаст необычности образу и некой своеобразности.

Перейти к полной статье →

Категория: советы и рекомендации

fusion-of-styles.ru

Советы и рекомендации в работе психолога

Данная статья адресована психологам, но многие рекомендации отсюда окажутся полезными не только им, а самым разным разумным людям.

Часто наблюдаю, как ценные советы и рекомендации во время консультаций пролетают «мимо уха» клиента. Вы ему говорите, а он не слышит. Слышит, но «сливает». Вроде соглашается, но ничего не делает. Не дело это! А как быть?

Первый вопрос: подсказывать или пусть думает сам?

Советы — это информационная помощь, но как любая помощь, советы могут быть и неуместными, и невостребованными. Помогать людям можно и нужно, но каждый раз внимательно разбираясь — кому и как. Так же и с советами: давать советы и подсказывать можно, но не всем, не всегда и не сразу. На что же ориентироваться, чтобы действовать точнее?

Не обслуживайте ленивых

Смотрите на глаза. Смотрите на человека: глаза живые, думающие — или ленивые? Если второе, то остановите свое желание помочь. Не думайте за ленивых: не подсказывайте тем, кто может догадаться сам. Многие люди ленятся думать и надеются, что они просто спросят, а им сразу все расскажут. Не стоит это поощрять — пусть думают сами. Думать — полезно. Это и в принципе полезно, и себя убережете, поскольку ленивому человеку лень не только думать, но и что-либо делать. Поэтому с высокой вероятностью ленивый, спросив у вас совета, не захочет трудиться его выполнить, и объяснит вам, что ваш совет ему не подходит. Далее игра игра «Да, но» и треугольник Карпмана…

Что же делать, если помочь хочется, но вы видите,что перед вами такой персонаж? Как реагировать на привычное «Ну я не знаю!»? — В таком случае не давайте готового ответа, но спрашивайте раз за разом его мнение. В таких случаях на «не знаю» хорошо звучат стандартные формулировки: «А подумай?», «А если бы знал?», «А пофантазировать?». Столкнувшись с такой настойчивостью, человек обычно делает паузу, задумывается — и начинает говорить что-то более осмысленное, чем ранее.

Тем не менее, во многих случаях надеяться на то, что человек все сообразит сам — наивно. Если у человека в данной области отсутствуют базовые знания, не следует мучить его требованиями «Подумай сам». Тут психолог, как профессионал, может и должен помочь клиенту своими знаниями: дать ему подсказки, а то и прямые инструкции. Другое дело — как?

В этом тоже есть своя наука и свои хитрости.

Вашими советами можно пользоваться?

Мышки попросили совета у мудрой Совы: «Сова, помоги! Что делать, нас все обижают!» Мудрая Сова ответила мышкам.»Мышки, станьте ежиками, и ваши иголки будут вас защищать!» — «А как же нам стать Ежиками?» «Отстаньте от меня с пустяками, я стратег, а не тактик». Если вы такая Сова и на ваш совет нужно еще десяток советов, как его воплотить в жизнь — оставьте такой совет при себе.

«Вам нужно принять себя!», «Вам нужно поверить в себя» — а это как? Вы технологию предоставили? «Перестаньте обращать внимания на его слова!» «Выкиньте из головы» — аналогичные примеры таких пустых, нерабочих советов.

Хороши советы те, которыми можно воспользоваться: советы практичные и простые, выполнимые. Возможно, предубеждение против советов рождено именно тем, что практичных и реально выполнимых советов встретить можно не часто.

«Прежде чем делать, нужно думать головой!» — да, формально это совет, в реальности звучит скорее как обвинение. «Начните вести учет времени!» — замечательная подсказка, но без подробного рассказа как это можно сделать в реальности такой совет вызывает в душе российского населения только длящийся ужас…

Практичная подсказка: любой свой совет проверяйте на Легкое начало: если человек может хотя бы начать (успешно начать) делать то, что вы ему подсказали, вы говорите дело.

От дешевых советов к дорогим инструкциям

Наши клиенты очень легко попадают в тупик игры «Да, но». Психологи не хотят повторять ошибок своих же клиентов и, как спасительную мантру, повторяют себе и коллегам: «Не давайте советы», «Психологи советов не дают». Однако такой категоричный запрет — передержка, преувеличение, проявление шаблонного мышления и страхов. Действительно ли в ответ на ваш совет всегда развернется игра «Да, но?» Отвечаем: «Профессионал может управлять этой ситуацией». Как?

Вместо необязательных советов давайте инструкции, обязательные к исполнению
Совет — вещь необязательная. Его можно послушать, можно нет, от него можно отмахнуться. Такие необязательные советы неэффективны, профессионалы обычно заменяют их либо косвенными недирективными внушениями в стиле эриксоновского гипноза, либо директивными, внушительно звучащами инструкциями. Примерно так говорит врач, когда выписывает вам рецепт, и с врачем-специалистом мало кто спорит. Понятно, что без подготовки почвы ваша уверенная директива может вызвать такой же уверенный протест, поэтому профессионал вначале почву прощупывает и готовит: думает вместе с клиентом, калибрует его состояние, смотрит на его эмоциональные отклики. И только когда очевидно, что почва готова и клиент уже склоняется к определенному решению, ему можно помочь и продиктовать ему то, что он теперь будет делать.

Наполеон Бонапарт так объяснял, почему его приказы исполняются всегда: «Я просто никогда не отдам приказ, который не будет выполнен». Прежде чем отдавать приказ, он смотрел на людей и примерялся, как они на его приказ отреагируют. Так поступают настоящие руководители, так работают мудрые психологи.

Инструкции преподносим как дорогие

Если вы уважаете себя, как профессионала, вы не будете раздавать свои советы и рекомендации задешево. Суть не в корысти, а в том, что люди дешевое — не ценят. Если вы хотите, чтобы ваши рекомендации людьми ценились, всегда обозначайте их стоимость. И главная их стоимость, это готовность человека себя менять, по-настоящему с собой работать.

Например, вы можете сформулировать это так: «Я готов вам подсказать, что может помочь вам решить вашу проблему, но мне нужно понять, что вы готовы работать. Что вы пришли не просто поболтать о проблемах, а действительно будете что-то делать. В связи с этим вам вопрос: сколько времени вы готовы выделить на такую работу? Назовите цифру: количество минут или часов, на которые вы подписываетесь для работы каждый день. Я обещаю вам, что задания, которыя я вам дам, будут для вас выполнимыми, вы с ними справитесь. Не обещаю, что вам все это захочется делать. Например, мыть посуду — не самая увлекательная вещь, но бывает нужно. В любом случае мои задания не будут противоречить морали. Но вы должны назвать мне цифру: сколько?» — И не говорите, что за задание, пока клиент не выполнит это ваше условие.

Понятно, что если клиент проявит такую готовность работать, вы предоставите ему всерьез разумные и работающие инструкции. Это уже — ваша ответственность.

Далее клиент работает и сообщает вам о своих успехах, вы радуетесь вместе с ним, корректируете его работу и даете ему следующие задания. Если вдруг где-то ваши инструкции перестают выполняться, новых заданий давать нельзя. Тут нужно разобраться: то ли клиент начал «сливать», то ли вы пошли не в ту сторону. Подчеркнем еще раз: любая инструкция должна идти только после самого тщательного анализа ситуации клиента. А лучший анализ тот, который делает психолог в самом тесном содружестве с клиентом.



www.psychologos.ru

Советы и рекомендации для родителей, педагогов.

1. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Ранее в литературе были подробно рассмотрены такие виды отклонений в воспитании детей, как гипо- и гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Психологическая методика для установления этих типов разработана впервые.

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

1.1.    УРОВЕНЬ ПРОТЕКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (см. Приложение I — утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю не «до него». Ребенок

часто выпадает у них из виду.  За него берутся лишь время от времени,  когда случается  что-то серьезное.

1.2.    СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них— закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией

— «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У—). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

1.3.    КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ

Требования к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психо-травматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности его, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала ‘3—). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-).

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

1.4.    НЕУСТОЙЧИВОСТЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ (ШКАЛА Н).

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания (см. таблицу 1).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 1.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С—). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сензитивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений, и истязаний! лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей

Гипопротекция (гипоопека — Г-, У- Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.

12

I

2.1.    ОТКЛОНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ САМИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обуславливаться чертами тревожной мнительности. Демонстрати-вно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых (Эйдемиллер Э.Г., 1994).

Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

2.2.    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ) ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ, РЕШАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ РЕБЕНКА.

В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачем-психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

Излагая наиболее часто встречающиеся психологические проблемы, лежащие в основе негармонического воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями детей и подростков с невротическими расстройствами, нарушениями адаптации, личностными расстройствами (психопатиями) — соответственно 120, 60 и 80 семей.

Как и в предыдущем разделе, одновременно с описанием этих личностных проблем будут указываться шкалы АСВ, предназначенные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания — повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет — смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов — потребность во взаимной исключительной привязанности, частично — эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) — чаще противоположного пола — «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях, что ей никто, не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он не имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Рассматривая подростка, как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований.

Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других — определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако, это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания гипопротекция и, особенно, эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность», либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств Сужала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего, отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных .спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило,   является  инициатором  обращения  к  врачу  или  медицинскому  психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских—-качеств — ПМК и шкала предпочтения женских качеств — (ПЖК). Обусловливаемые нарушения воспитания — потворствующая гипрепротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должны стремиться к противоположным качествам — быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, т.к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

2.3.    ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКОМ АСВ

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами , что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Тексты опросника АСВ и бланк регистрации ответов приведены в приложениях I, II, III.

Примечание. Данная методика стандартизована и валидизирована на 180 родителях, чьи дети в возрасте от 5 до 18 лет находились на учете в ПНД и инспекциях по делам несовершеннолетних Г.Г.Ленинграда и Вильнюса. Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро=0,60; п=180; р=ж=0,01; р

nsportal.ru

Советы и рекомендации

Основной задачей, решаемой моторным маслом, является создание тонкой защитной плёнки в зоне соприкосновения трущихся деталей. Его слой должен не только исключить сухое трение, но и обеспечить максимально возможную герметичность рабочих цилиндров. Кроме этого оно очищает и защищает от коррозии двигатель, а также отводит избыточное тепло. Основным показателем, наиболее полно характеризующим свойства моторного масла, считается его…

Читать далее

Автомобиль с грязными окнами – зрелище, на которое не сможет равнодушно смотреть ни один ответственный автовладелец. Различные разводы и слои грязи могут значительно ухудшить качество обзора, которое очень важно для своевременной реакции водителя. Учитывая эти факторы можно с уверенностью утверждать, что каждый, кто принял решение сесть за руль, должен знать как правильно и эффективно чистить…

Читать далее

Каждому, кто намерен долго наслаждаться блеском кузова любимого авто,  необходимо знать, как правильно мыть машину. В противном случае яркий цвет заводской краски неизбежно угаснет и придется бороться с коррозией. Чтобы оказаться способным очистить кузов от грязи при любых обстоятельствах, необходимо разобраться в том, как правильно мыть автомобиль, в том числе своими руками.…

Читать далее

Чистая машина радует глаз — это знает каждый водитель. Чтобы кузов блестел чистотой, а стекла были сияющими и прозрачными, нужно регулярно удалять пыль и прочие загрязнения. Однако просто смахнуть их тряпочкой не самый лучший вариант, поскольку так можно и ЛКП поцарапать ненароком, попадись вдруг под тряпочку прилипший кусочек битума с застывшими в нем песчинками. Здесь…

Читать далее

Все чаще владельцы автомобилей решаются на такую процедуру, как мойка двигателя любимой машины. Чистить силовой агрегат, безусловно, нужно, поскольку от этого зависит его состояние и долговечность. Но иногда после водных процедур мотор преподносит водителям сюрприз – двигатель троит или не заводится. Для того чтобы вовремя отреагировать на подобный поворот событий, необходимо понимать, какие действия предпринимать…

Читать далее

Регулярный уход за машиной, помимо техосмотра, включает в себя удаление загрязнений с поверхности кузова, колес и дна. Чтобы качественно помыть машину, одной только воды недостаточно: автовладельцу понадобятся специальные моющие средства, которые также называют автомобильными шампунями. Состав такого автошампуня разработан специально для автомобиля и отличается от обычных моющих средств. Эта статья поможет автолюбителям, которые предпочитают самостоятельно…

Читать далее

Чтобы машина была чистой, ее надо регулярно мыть — эта простая аксиома известна даже детям. Во время поездок на поверхности кузова оседает дорожная пыль, которую дополняют останки насекомых, а капли внезапного дождя превращают эту смесь в мутные и малосимпатичные разводы. Высыхая, грязь покрывает кузов тонким и прочным слоем, справиться с которым можно только при помощи…

Читать далее

Каждый автолюбитель знает простой факт – автомобиль будет служить дольше, если за ним правильно ухаживать. Возможно, для тех, кто недавно сел за руль любимого авто, это покажется необычным, но для долгой эксплуатации машины нужно периодически мыть ее двигатель. Чтобы убедиться в необходимости такого действия, стоит разобраться с тем, почему важно устраивать водные процедуры мотору.…

Читать далее

С первого взгляда может показаться, что ничего сложного в том, чтобы вымыть свой автомобиль, нет. Однако в этом деле, как и в любом другом, тоже есть свои хитрости. От того, какой инвентарь и моющие средства были использованы, напрямую зависит качество конечного результата. Чем лучше мыть машину — губкой, тряпкой или щеткой? Этот вопрос интересует многих…

Читать далее

Качество и продолжительность службы машины зависит от нескольких факторов. Это и регулярное техническое обслуживание, и использование качественных запчастей, и водительское мастерство автовладельца. Немалое значение играет также и чистота автомобиля: пыль, частички битума, грязь, останки насекомых — все это скапливается на поверхности кузова, оказывая негативное воздействие на лакокрасочное покрытие. Грязь, оседая на подкрылках и открытых узлах…

Читать далее

avtomobilabc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о