Этапы взросления человека: Этапы детства, или путь взросления ребенка

Стадии развития взрослого человека

3 апреля в 07:00

Исследовния в психологии, Личность

В периодизации развития взрослого человека отражены представления о жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Границы юности и молодости устанавливаются в 20 — 23 г., молодости и зрелости в 28 — 30, иногда 35 лет, зрелости и старости в 60 — 70 лет (иногда выделяется период дряхлости), последнюю границу сложно определить, т.к. некоторые долгожители продлевают последний жизненный период до 100 и более лет. В мировой психологии наиболее признанной считается периодизация Э. Эриксона: периодизация всего жизненного цикла человека.

Периодизации развития взрослого человека

В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.

Периодизация Ш. Бюллера

Ш. Бюллер считал зрелость — периодом расцвета, а 50 лет — временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 — 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 — 20 до 25 — 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 — 30 до 45 — 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 — 50 до 65 — 70 — старение — это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 — 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.

Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта

Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.

16 — 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.

23 — 28 лет — время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.

29 — 32 года — переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.

33 — 39 лет — время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.

40 — 42 года — кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.

43 — 50 лет — новое равновесие, привязанность к семье.

После 50 лет — источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.

Периодизация В. Ф. Моргуна

В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития

18 — 23 г. — период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

24 — 30 лет — молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

Около 30 лет — переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.

31 — 40 лет — расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»

Около 40 лет — переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.

40 — 55 лет — зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.

50 — 55 лет — кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

55 — 75 лет — пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.

75 — 90 лет — старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.

Свыше 90 лет — период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Периодизация Г. С. Абрамовой

Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.

18 — 22 года — юность

23 — 30 лет — взросление

30 — 33 г. — переходный возраст

36 — 50 лет — зрелость

51 — 65 лет — пожилой возраст

Старше 65 лет — старость

В заключение

Я описала лишь малую часть периодизаций развития зрелой личности. Как видите рамки возрастных границ у учёных разнятся. Однако психологическое содержание возрастных периодов во многом схожи. Подробно содержательную сторону, например, представляли А. В. Толстых и Г. С. Абрамова, Э. Эриксон. О периодизации развития личности по Эриксону я напишу в следующей статье. Большая часть научных исследований посвящена всё-таки начальному периоду развития человека: детству и отрочеству.

Этапы взросления человека — Психология человека

Знаете ли вы друзья о том, что взрослеем мы всю свою жизнь, во всяком случае, мы можем это делать и очевидно что должны, пусть и не всегда делаем. Этапом взросления называется некий революционный скачок по жизни, или эволюционный процесс, меняющий наше внутреннее состояние, психику, отношение к жизни, взгляды на мир, степень ответственности – это самое главное, и главное, качественное изменение самой жизни. Изменение жизни, то есть конкретный результат вашего взросления, это основной его показатель, ведь неважно что вы делали и чем занимались, важно к чему это привело. Сам процесс без результата в принципе ничего не значит, так что заявлять о переменах в своих взглядах можно сколько угодно, но если это ни в чем конкретном не выражается, конкретном и качественном, то смысла говорить об этом, нет вообще.

Разумеется процесс взросления может происходить и эволюционным путем, медленно и стабильно, когда люди берут на себя все больше и больше ответственности, а их собственный эгоизм становится более здоровым и умеренным. Конечно, заметить мы можем только революционные изменения, они-то бросаются в глаза сразу, как для нас самих, так и для окружающих нас людей, но важно не то, как быстро мы растем, важно что мы вообще это делаем. Я не ошибусь, если скажу, что взросление свойственно не многим, не потому что большинство людей какие-то не такие, а потому что они не изъявляют желание это делать, предпочитая оставаться в привычной, а стало быть и наиболее комфортной для себя зоне. Теперь собственно о самих этапах, которые естественно начинаются с детства, и взросление как таковое начинается не с конкретного возраста определенного государством, определяющим совершеннолетие человека, как собственно и не с получения паспорта, а с непосредственно той доли ответственности, которая начинает ложиться на плечи ребенка.

Если подросток заявляет о том, что он взрослый и самостоятельный, и начинает делать все наперекор своим родителям, то мы прекрасно понимаем, что это не более чем переходный возраст и неадекватное представление о самом себе, но если он при этом начинает жить в самом деле более или менее самостоятельной жизнью, это в самом деле этап взросления, который он преодолевает. Не просить денег у родителей ни при каких условиях, вот это этап взросления, это принципиально новое отношение к жизни, это в самом деле самостоятельность и ответственность, за себя прежде всего. Если же по жизни старшим детям приходится нести ответственность за своих младших братьев и сестер, это еще более значительная ответственность, а значит и образ мышления, а значит и психика, свойственная более взрослому человеку, чувствующему ответственность за других людей. Причем такая вот ситуация реально отражается на жизни человека, нельзя скажем допускать себе вольностей, при которых могут быть допущены серьезные ошибки, ведь в таком случае страдает не один человек.

Как, например, родитель не может себе позволить безответственно рисковать своей жизнью, ввязываться во всякие потасовки, нарушать закон и так далее, если он понимает, что загубив свою жизнь, он может загубить жизнь своих детей, вот это и есть ответственность, это и есть поведение взрослого человека. Жизнь порою складывается так, что такую ответственность приходится брать на себя тем, кто еще сам нуждается в заботе и наставлении, но несмотря на это, у молодых людей начинает меняться все – их психика, отношение к жизни, виденье этого мира, которое более адекватно на самом деле, ведь если летать в облаках, то просто пропадешь. И это ведь не просто иная жизнь, в сравнении с жизнью тех, кто сосет мамкину сиську до седых волос, это реально качественное изменение, при котором человек существенно снижает свою степень зависимости от других, жизнь вынуждает надеяться только на себя. Далее рассмотрим такой этап взросления, как самостоятельность, понятное дело определяющаяся опять-таки долей ответственности, за себя и за других, если таковые есть, и независимостью в плане собственного обеспечения.

То есть если мы с вами взглянем на два таких противоположных способа заработка денег как наемный труд и бизнес или предпринимательство, то увидим очевидную разницу в складе ума и поведении людей, исповедующих тот или иной метод. То есть очевидно, что человек занимающийся предпринимательством, то есть работой на самого себя, или бизнесом – организацией чужого труда и извлечением из него прибыли, живет более ответственной и самостоятельной жизнью, а следовательно и более взрослой. С другой стороны, тот кто привык исполнять чужие указания и делать как велено, на самом деле мало отличается от ребенка, делающего так как скажут родители, а в случае невыполнения указаний, подвергающийся наказанию. Причем как и в детстве, родители могут быть неправыми и несправедливыми, а ты ничего и сделать не можешь, так и в случае с явными ошибками и заблуждениями начальника, вина за которые все равно ляжет на подчиненных. Это кажется несправедливым, но на самом деле все справедливо, ведь за беззаботную и безответственную жизнь нужно платить, и если вы не хотите к себе несправедливого с вашей точки зрения отношения, вам просто надо повзрослеть.

Но все же самым значимым этапом взросления, меняющим в значительной степени все – отношение к жизни, взгляды на мир, взгляды на людей, психику и вообще отрезвляюще действующее на человека, является этап при котором он несет реальную ответственность за жизнь и судьбы других людей. Это, конечно, в том случае, если он – человек, реально несет на себе эту ответственность, а не имитирует эту деятельность. Люди ставшие родителями в полном смысле этого слова, то есть реально несущие ответственность в этой жизни не только за самих себя но и за другую жизнь или жизни, прекрасно понимают о чем собственно идет речь. Это пожалуй нельзя объяснить, это необходимо почувствовать. Но вот если это чувство преумножить скажем на несколько миллионов, каковой будет цена ошибки? Так что если мы говорим о разных руководящих должностях, включая должность президента страны, то здесь налицо факт реального качественного перехода из состояния беззаботности в состояние большого напряжения.

Легко как вы думаете нести ответственность за миллионы жизней и за страну вообще, если мы говорим о президенте, и ведь очевидно, что жизнь такого человека непременно должна быть лучше по качеству чем наша, ведь взятая на себя ответственность за других, щедро вознаграждается. Также очевидно и то, что человек на столь ответственном посту, догоняет больше остальных. Конечно, надо понимать, что решение в стране принимает не один человек, но, тем не менее, люди на руководящих постах знают и понимают больше, и при этом полно желающих учить их, что и как следует делать, умные мысли люди как им кажется часто гоняют на лавочке у подъезда или на кухне, считая себя сведущими во множестве глобальных вопросов. Все это не иначе как поведением детей не назовешь, которые, как известно, часто бегут в кусты в случае собственной неправоты приведшей к ошибке, а взрослым приходится расхлебывать за них, неудавшуюся кашу.

Вот из чего вытекают все этапы взросления человека и следовательно его развития, все начинается с ответственности и заканчивается реально ощутимыми результатами, это вам не эзотерическую литературу читать или рассуждать о том, как надо сделать то или это, здесь все гораздо проще в понимании, но сложно в исполнении. А чему мы можем учиться и как должны взрослеть, вы можете понять взглянув на примитивность нашего поведения, я имею в виду человечество и тот тупик, в который оно себя в настоящий момент загоняет, так что назвать себя взрослыми в полной мере, мы пока еще не можем, далеко нам пока до этого.

СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЭТАП ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Концепция

2. Зигота (с первого по третий день).

3. Бластоциста (со второго дня по вторую неделю)

а. К концу 2-й недели имплантируется в стенку матки («нидация»)

4. Эмбрион (с третьей по восьмую неделю)

а. Эпизодические примитивные сердечные сокращения в 2 недели;

б. Сердце перекачивает кровь, а ЭКГ выглядит нормально с 4 по 5 число. неделя;

в. Некоторая мозговая активность к концу 6-й недели;

д. Нормальная работа сердца после окончания 7-й недели.

5. Плод (9-я неделя до рождения)

а. развивает ногти, голосовые связки, вкусовые рецепторы и слюноотделение железы и начинает мочиться (3-й месяц)

б. «ускорение» = спонтанное движение между 13-я и 20-я неделя (3-й, 4-й или 5-й месяц).

в. развиваются волосы и ресницы (5-й месяц)

д. «жизнеспособность» = плод может выжить вне матери; происходит примерно на 24-й неделе.

(По соглашению, «плод» иногда используется в общем для обозначения всех стадий беременности.)

6. Младенец (от рождения до года)

а. Исследование Мельцоффа — элементарные концепции формы

б. самомотивированная деятельность

7. Ребенок (от 1 года до 12 лет)

а. способность общаться

б. наличие я-концепции и самосознания

в. рассуждения (развитая способность решать новые и относительно сложные проблемы)

д. морально ответственный

ДВЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ МОРАЛЬНОСТИ АБОРТА

ПРО-ВЫБОР = До какой-то относительно поздней стадии беременности [от жизнеспособность к рождению], право матери на выбор принимает нравственные приоритет над любыми правами, которые может иметь плод.

PRO-LIFE = С момента зачатия плод имеет право на жизнь, имеет моральный приоритет над любыми правами, которые может иметь мать, за исключением возможно, право матери на жизнь.

ДВА ВАЖНЫХ ОТЛИЧИЯ

A. Способности и возможности.

Х обладает СПОСОБНОСТЬЮ к рациональному мышлению Х способен к рациональному думал (и, вероятно, сделал бы это при определенных обстоятельствах).

X имеет ПОТЕНЦИАЛ рационального мышления, X мог бы при определенных условиях обстоятельств, развивать способность к рациональному мышлению.

B. Человек в биологическом/генетическом смысле и в моральном смысле (Человек).

1. ЧЕЛОВЕК (В БИОЛОГИЧЕСКОМ/ГЕНЕТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ) = представитель вида Хомо Сапиенс.

2. ЧЕЛОВЕК (В НРАВСТВЕННОМ СМЫСЛЕ) = ???

ЧЕЛОВЕК: ГДЕ МЫ ДОЛЖНЫ ПРОВЕСТИ ЛИНИЮ?

I. Разница между необходимым условием для того, чтобы быть личностью И достаточное условие для того, чтобы быть личностью

А. Является ли способность к сознанию (СС) необходимым условием?

Лицо CC

-CC -Лицо

Б.

Является ли способность к сознанию достаточным условием?

КЦ Лицо

Пять критериев личности Мэри Энн Уоррен:

1. сознание

2. рассуждение (развитая способность решать новые и относительно сложные проблемы)

3. самомотивированная деятельность

4. способность общаться

5. наличие я-концепции и самосознания.

Шестой критерий: моральная ответственность

Почему большинство писателей не включают моральную ответственность в свои перечень критериев индивидуальности?

Стадии развития Эриксона [загрузить PDF для школьных консультантов]

Перейти к содержимому

Эриксоновские стадии развития — это серия из восьми стадий, через которые проходит здоровый развивающийся индивидуум от колыбели до могилы.

  • Этап 1: Доверие против недоверия
  • Этап 2: Автономия против стыда и сомнения
  • Этап 3: Инициатива против вины
  • Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности
  • Стадия 5: Эго-идентичность против смешения ролей
  • Стадия 6: Близость против изоляции
  • Стадия 7: Генерация против стагнации
  • Стадия 8: Целостность эго против отчаяния

Зная об этом, может помочь нам как консультантам понять проблемы, которые могут возникнуть у клиентов разного возраста.

Некоторые клиенты приходят на консультацию, когда они находятся на определенной стадии, с которой они борются, в то время как другие обращаются спустя годы с проблемами, возникшими в результате неудачной стадии в прошлом.

График созревания

0174 «график созревания» – другими словами, типичный график их развития в течение средней продолжительности жизни .

С возрастом у людей происходят подсознательные изменения приоритетов и желаний, и у них разный опыт.

Стадия 1: Доверие или недоверие

Возраст : от рождения до 18 месяцев

Описание : ребенок имеет врожденное чувство того, насколько безопасно он чувствует себя в мире, опираясь на своего опекуна как на последовательность, так и на чувство уверенности. доверять.

Однако не все лица, осуществляющие уход, могут обеспечить такую ​​среду.

Возможные проблемы : развитие или поддержание отношений в будущем, чувство пустоты, злоупотребление психоактивными веществами и сексуальные проблемы.

Стадия 2: Независимость против стыда и сомнения

Возраст : от 18 месяцев до трех лет

Описание : Пока дети экспериментируют со своим миром, опекуны могут проявлять терпение и понимание.

Но если опекуны критичны, дети могут вырасти неуверенными в себе, неохотно пробовать что-то новое и чувствовать себя бесполезными.

Возможные проблемы : отсутствие чувства собственного достоинства, низкая самооценка, стыд, чувство вины и гнев.

Этап 3: Инициатива или чувство вины

Возраст : от трех до пяти лет

Описание : на этом этапе дети самоутверждаются и взаимодействуют с другими. Успех помогает человеку почувствовать себя частью общества.

Однако, если опекун подавляет самоощущение подростка, ребенок может чувствовать себя неприятным или чувствовать себя виноватым за то, что задает вопросы.

Возможные проблемы : нерешительность, неуверенность в себе, низкая мотивация, стыд и чувство вины

Стадия 4: трудолюбие против неполноценности своей группе сверстников, они могут чувствовать себя компетентными — или они могут чувствовать себя неполноценными и сомневаться в себе.

Возможные проблемы : изоляция от сверстников, неспособность понять социальные сигналы, гнев, стыд, некомпетентность и печаль


«Эриксон считал, что по мере того, как мы проходим этапы развития, мы должны согласовать аспекты самих себя, и мы переживаем «психосоциальные кризисы». То, как мы справляемся с каждым кризисом, формирует нашу личность, которая, в свою очередь, формирует наш взгляд на жизнь. »


Стадия 5: Эго-идентичность против смешения ролей

Возраст : От 13 до 21 года

Описание : молодые люди осознают себя в сексуальном плане и стремятся развить чувство собственного достоинства.

В идеале, они начинают понимать, кто они такие.

Возможные проблемы : конфликт с родителями или учителями, поиск идентичности в разных группах, неуверенность в себе, неуверенность в том, что нужно оставить детство и взять на себя взрослые роли, а также вопросы о собственной сексуальности.

Скачать бесплатный раздаточный материал

Критика теории Эриксона