Мэри эйнсворт теория привязанности: Три стиля привязанности младенцев (Мэри Эйнсворт)

Содержание

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

С первых мгновений рождения ребенка невидимые нити привязанности соединяют его с родителям. День за днем эти нити сначала крепнут и развиваются, а затем ослабевают и становятся практически неощутимыми, но они есть. О том, как возникает привязанность, как может искажаться и как правильно ее выращивать, рассказывает детский психолог Наталья Барложецкая.

Как возникает привязанность

В 1958 году английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби (1907–1990) впервые сформулировал теорию привязанности сначала в серии своих статей, а затем в книге «Привязанность и утрата». Боулби говорил, что «привязанность — биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт».  С эволюционной точки зрения привязанность увеличивает вероятность выживания младенца. Для этого используются специальные механизмы влияния: плач, улыбка, лепет, хватание, следование. Гормоны матери помогают откликнуться на этот призыв. Окситоцин, который обильно выделяется в организме женщины первые месяцы после рождения ребенка, крепко связывает младенца и его маму.

Однако привязанность может формироваться не только в отношении мамы. Папа, бабушка, няня и другие взрослые могут с той же вероятностью стать «главными значимыми взрослыми» для ребенка, если обеспечат основной уход и заботу. Ребенок привязывается к тому человеку, который всегда рядом, который чутко отзывается и удовлетворяет его потребности, который способен обеспечить надежную безопасную базу для исследования окружающего мира. Именно этого человека ребенок будет слушать в более старшем возрасте, именно ему будет доверять свои секреты.

Как меняется привязанность с возрастом

Джон Боулби выделил четыре основных стадии формирования привязанности:

Первая стадия. От рождения до трех месяцев. На этом этапе поведение ребенка подчинено рефлексам: хватание, сосание, следование. Ребенок неразборчив в отношении окружающих и реагирует на них одинаково. Он спокойно идет на руки, слушает голоса и разглядывает лица. К концу первого месяца жизни появляется «социальная улыбка». До этого ребенок тоже улыбался, но теперь его улыбка становится обращенной ко взрослому, с которым есть прямой зрительный контакт. Постепенно появляется лепет.

Вторая стадия. От трех до шести месяцев. Происходит затухание многих рефлексов, таких, как цепляние, поиск стимула (рука, касающаяся щеки) и рефлекс Моро. Малыш становится более избирателен в контактах. Он начинает улыбаться только знакомым людям, а на незнакомцев не реагирует или отводит взгляд. Лепет теперь появляется только в присутствии тех людей, которых малыш знает, а успокоить легко и быстро его может только предпочитаемый взрослый. К пяти месяцам малыш внимательно следует взглядом за выбранным взрослым, начинает тянуться и хватать его, проявляет беспокойство в случае его отсутствия, хотя пока эта связь еще только формируется.

Jens Johnsson on Unsplash

Третья стадия: от шести месяцев до двух лет. На этой стадии ребенок уже ярко демонстрирует свою привязанность к основному взрослому. Чаще всего это мама. Если мама покидает комнату, малыш плачет и кричит. Когда мама возвращается — кроха тянется к ней, просится на ручки, обнимает и издает радостный лепет. В возрасте семи-восьми месяцев возникает боязнь незнакомцев, так называемая «тревога восьмимесячных». С этого момента младенец начинает следовать за мамой повсюду как хвостик. Постепенно его возможности расширяются, и малыш исследует мир, понемногу отдаляясь от мамы, но неизменно возвращаясь к ней за поддержкой и защитой.

К концу первого года формируется определенная модель взаимодействия между ребенком и основным взрослым. Малыш накопил уже некоторый опыт общения и понимает, насколько доступна ему помощь и защита. Если мама не проявляла достаточного внимания и заботы, ребенок испытывает тревогу при исследовании мира. Кроха старается не отходить от нее далеко, тяжело переносит отсутствие прямого зрительного контакта, тревожен и боязлив в ситуации общения с посторонними, часто плачет и просится на ручки. В этот период очень важно оставаться не только физически, но и эмоционально доступным для ребенка. Радоваться его присутствию, смеяться, обнимать и утешать, когда это необходимо. Основная цель первых двух лет жизни — зародить в малыше ощущение: «Я любим. Другие люди заслуживают доверия, а мир безопасен». Именно на основе характера привязанности между ребенком и взрослым формируется базовое доверие к миру. Если этот механизм нарушен, в зрелом возрасте могут наблюдаться серьезные психические нарушения и расстройства.

Четвертая стадия: от двух лет — до периода окончание детства. Постепенно характер привязанности меняется. Малыш обретает больше опыта в исследовании мира, а с опытом растет и уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Если на предыдущем этапе ребенок постоянно нуждался в присутствии значимого взрослого, то примерно к двум с половиной годам малыш переходит на партнерские отношения. Шаг за шагом происходит отдаление ребенка от взрослого.

Трехлетний малыш, чье развитие проходит нормально, будет вести себя относительно спокойно в ситуации вынужденного расставания. Безусловно, это вызовет слезы и страх, но кроха уже в состоянии через некоторое время утешиться и переключиться на общение с другими детьми и взрослыми. Хорошая здоровая привязанность заряжает ребенка уверенностью и доверием к миру, и чем сильнее эта зарядка, тем легче проходит процесс сепарации. Теперь ребенок может оставаться в детском саду с воспитателями и спокойно играет с другими детьми.

Исследования показывают, что дети, у которых в раннем детстве сформировалась надежная привязанность, проявляют познавательную активность, самостоятельность и уверенность в себе. Они лучше учатся в школе, успешнее на работе и в общении, чаще создают крепкие семьи и реже подвержены психическим расстройствам.

Искаженные привязанности

Что происходит, если процесс формирования привязанности был нарушен, а сама привязанность имеет искажения?

В 1960–1970 годах американский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и коллега Джона Боулби, провела серию экспериментов, которые позволили выделить различные стили привязанности. Она разработала специальную процедуру диагностики типа привязанности — «Незнакомая ситуация» и выделила три типа: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позднее Мэри Мейн, коллега Мэри Эйнсворт, добавила четвертый тип — дезорганизующая/дезорганизованная привязанность.

Надежный тип привязанности. Самый здоровый тип привязанности. Формируется у ребенка, который растет в любящей среде, где взрослые проявляют внимание, заботу и поддерживают эмоциональный контакт с ребенком. Малыш использует основного взрослого (чаще маму) как безопасную гавань для подкрепления, но все же стремится к общению с другими людьми и к познанию окружающей среды. Уход мамы вызывает грусть и даже непродолжительные слезы, но малыш уверен, что та вернется, поэтому быстро успокаивается и радуется, когда мама возвращается. В отсутствии мамы малыш не реагирует на постороннего человека, но и не боится его.

 Во взрослом возрасте человек с надежным стилем привязанности имеет здоровую самооценку, способен построить близкие отношения именно потому, что опирается на себя и не впадает в зависимость от своего партнера. Он доверяет близким и чувствует себя достойным любви и уважения.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда ребенок не уверен в своем взрослом. Он болезненно привязан к маме, постоянно боится быть покинутым, так как не уверен, что она вернется. Нередко мама сама провоцирует подобную зависимость: «Все, я ухожу от тебя. Мне такой непослушный ребенок не нужен!» Такой тип привязанности возникает, если значимый взрослый непоследователен, ограничивается обслуживанием какого-то одного типа потребностей ребенка: физиологических или эмоциональных, при этом ограничивает его самостоятельность. «Пусть покричит, легкие здоровее будут», «Мама лучше знает, что ты чувствуешь», «Никто, кроме мамы, тебя не пожалеет». Незнакомая ситуация и посторонние люди вызывают у ребенка тревогу и страх. При расставании с мамой малыш может долго плакать, с трудом успокаивается, затем замыкается в себе и отказывается от общения с окружающими, боится их.

В зрелом возрасте человек с этим типом привязанности имеет заниженную самооценку, безынициативен, болезненно зависим от партнера, не уверен в своих отношениях, беспокоится о том, что его бросят, нуждается в доказательствах любви и постоянно ищет одобрения.

Избегающий тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда родитель отвергает ребенка, ведется себя холодно и пренебрежительно, не реагирует на его потребности и не поддерживает эмоционально. «Заканчивай истерику, мне на работу пора», «Не надо этих телячьих нежностей!» 

Малыш в такой ситуации вынужден рассчитывать только на себя. Он избегает значимого родителя, почти не проявляет эмоций в его присутствии, а когда родитель уходит или возвращается — старается его игнорировать. Хотя на самом деле очень нуждается в близости.

Взрослый человек с этим типом привязанности характеризуется страхом близких отношений. Он уверен, что достоин любви, но старается держать своих партнеров на расстоянии, не доверяет им, поэтому скрывает собственные чувства.

Дезорганизующая привязанность. Такой тип привязанности возникает в семьях, где дети подвергаются физическому и психологическому насилию. Ребенок растет в среде, где родители чаще всего ведут себя противоречиво и внушают страх: «Боится, значит, уважает!» Уже в раннем детстве малыш стремится убежать, чтобы спрятаться от значимого взрослого, он избегает близости, одновременно испытывая потребность быть им любимым.

Взрослый с дезорганизующей привязанностью создает очень бурные и сложные отношения, где насилие перемешано со страстью. «Бьет, значит, любит».

Мэри Эйнсворт говорила, что стиль привязанности — это характерная черта взаимоотношений. Внутри семьи ребенок может формировать разный тип привязанности к маме, папе, бабушке или тете. Однако к дошкольному возрасту, как правило, определяется один, ведущий, тип привязанности. Именно на его основе мы, уже став взрослыми, строим близкие отношения с теми, кого любим.

Что такое альфа-родительство?

Является ли привязанность обязательным условием послушания?

Если ребенок надежно привязан к родителям, то он стремится их радовать, следовать указаниям, проявляет послушание. В присутствии значимых взрослых он активно исследует мир, ощущая себя при этом в безопасности. Кажется, все логично и хорошо. Но в таком положении вещей таится угроза манипулирования ребенком.

 В 1999 году канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд дополнил теорию привязанности. Главная его мысль: задача взрослого состоит не в том, чтобы с помощью привязанности добиться послушания ребенка. Нет, задача глобальнее: опираясь на привязанность, раскрыть в ребенке его внутренний потенциал.

Ньюфелд выделил шесть уровней, через которые постепенно проявляется привязанность ребенка к взрослому.

1. Ощущения. Это базовый уровень привязанности, который возникает в младенчестве. Эта привязанность формируется посредством органов чувств. Ребенок откликается на различные тактильные, обонятельные, зрительные и слуховые раздражители. Мама, в свою очередь, обнимает малыша, прижимает его к себе, вдыхает его запах, рассматривает пальчики, слушает лепет и отвечает на него ласковыми словами. С каждым актом внимания и заботы связь между ребенком и значимым взрослым растет и крепнет.

2. Похожесть. На этом уровне привязанность формируется через подражание. Ребенок старается повторять за значимым взрослым: копирует интонации и речь, имитирует походку, манеру одеваться и выполнять повседневные действия. «Я такая же, как мама/папа»

3. Принадлежность. Примерно к трем годам дети делают важное заявление: «Мама моя» или «Папа мой». Это признак того, что ребенок осознает близость как принадлежность кому-то или ощущения себя частью другого человека. Отныне ребенок будет принимать сторону того, к кому он привязан. Он будет слушаться именно этого человека, заступаться за него и помогать ему.

4. Значимость. На этой стадии развития привязанности ребенок становится необыкновенно ласковым, добрым, услужливым и заботливым Он хочет стать важным для своих родителей, стремится им понравиться, порадовать их, сделать что-то хорошее, чтобы заполучить их внимание и одобрение. «Мама, я тебе подушку принесла», «Папа, я посижу с братиком, а ты полежи, отдохни».

5. Любовь. Наверное, самая трогательная стадия привязанности. Примерно в возрасте четырех-шести лет ребенок осознаёт, что близкие отношения можно проявлять через слова любви. «Мамочка, я тебя очень люблю», «Папочка, ты у меня самый хороший, я тебе сердечко нарисовала». Признания, подарки, объятия и поцелуи кажутся бесконечными, но именно так ребенок сейчас чувствует. Он отдает свое сердце тому, к кому он привязан. «Мама, я вырасту и женюсь на тебе». Так появляется способность к эмоциональной близости и глубоким отношениям.

6. Узнавание. Самый глубинный и уязвимый уровень привязанности. На этой стадии ребенок нуждается в общении с родителями. Он стремиться разделить с ними свою жизнь, мысли, идеи и мечтами. Близость отныне означает отсутствие секретов и тайн, возможность открыться перед другим человеком и быть им принятым.

Последовательное освоение ребенком всех уровней привязанности помогает сформировать крепкую связь между ребенком и значимым взрослым. Такого человека ребенок будет слушаться, делиться с ним своими переживаниями, перенимать его принципы и ценности. Это и называется альфа-родительством.

Как влиять на привязанность?

Можно ли укрепить привязанность или сформировать ее в более зрелом возрасте? Да, можно.

Алгоритм формирования привязанности можно использовать в любом возрасте. Для этого с некоторыми изменениями необходимо поэтапно проходить все вышеизложенные стадии постепенно восстанавливая контакт и добиваясь близости.

1. Ощущения. Введите правило «Восемь объятий». «Любить — это хотеть касаться», — говорил Константин Станиславский. Обнимая, лаская, дотрагиваясь до другого человека, мы постепенно перебрасываем первые ниточки близости и понимания. Важное замечание! В подростковом возрасте необходимо соблюдать одно важное условие — на объятие ребенок должен дать разрешение: «Солнце, я так соскучилась. Можно, я тебя просто обниму?» Согласился — отлично, отказался — попробуйте позже.

2. Похожесть. Интересуйтесь тем, что интересно ребенку. Читайте те же книги, спрашивайте о любимой музыке и хотя бы ради интереса послушайте ее, смотрите фильмы, которые ребенок рекомендует, и даже попробуйте поиграть в компьютерные игры и встать на сноуборд. Не стремитесь подчеркивать внешнюю схожесть, лучше ищите схожесть интересов.

3. Принадлежность. Всегда будьте на стороне своего ребенка. Прогулы в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками — в любой ситуации ребенок должен чувствовать, что вы рядом и любите его, несмотря на его проступки. Дома можно серьезно поговорить и даже определить наказание. Но в трудной ситуации вам нужно быть рядом и помочь. Совершив ошибку, ребенок должен в первую очередь звонить вам, а не думать: «Лишь бы родители не узнали».

4. Значимость. Проявляйте искреннюю заботу о нуждах и потребностях. Разговаривая с ребенком, покажите, как для вас важен диалог. Отложите в сторону все свои дела и старайтесь внимательно слушать. Чаще интересуйтесь его мнением и старайтесь учитывать его при принятии решений. Введите правило стучать, заходя в комнату, уважать личное пространство и границы ребенка. Уважайте вкус ребенка в выборе стиля, даже если он вам не нравится.

5. Любовь. Говорите о своей любви всеми доступными способами. Так, как делают это дети.

6. Узнавание. Близость — это улица с двусторонним движением. Чтобы достигнуть этого уровня, важно не просто уметь слышать. Необходимо не бояться раскрываться. Говорить о своих чувствах, мечтах, идеях, делиться впечатлениями от побед и поражений. Не бояться становиться уязвимым, признавать свои ошибки. Все это приводит к появлению настоящей привязанности, постепенно формирует отклик с другой стороны.

Критические мнения

Теория привязанности многократно подвергалась конструктивной критике. Психолог доктор Джером Каган в своих статьях говорил, что выводы в эксперименте «Незнакомая ситуация» Мэри Эйнсворт верны только в ситуации короткого воздействия, а при более длительных наблюдениях дети вели себя иначе.

Дальнейшие исследования показали, что то, как ребенок реагирует на «незнакомую ситуацию», зависит не только от отношений между ним и значимым взрослым, но также от его темперамента, пола, возраста, социального класса и уровня образования родителей. Например, детей с негативным аффектом (избыточная возбудимость с реакцией гнева и раздражения в ответ на воздействие) относили к группе с дезорганизованной привязанностью, хотя данная особенность является врожденной и никак не связана с привязанностью. А детей с большей устойчивостью нервной системы (или даже с РАС, то есть с расстройством аутистического спектра) относили к группе с надежной привязанностью.

Джудит Рич Харрис (1938–2018), американская исследовательница в области психологии, в своей книге «Предположение о воспитании» высказала мнение, что теория привязанности излишне абсолютизирует фигуру матери. Согласно теории, у ребенка из детдома может быть только дезорганизованная привязанность, которую можно «исправить», если приемный родитель будет постоянно восполнять нехватку привязанности и насыщать ею ребенка. Джудит Харрис сама была мамой приемного ребенка и проводила много исследований в этой области. Она обнаружила, что дети из детского дома в некоторых случаях не показывали нарушений, потому что обладали очень устойчивой нервной системой и высоким уровнем рефлексии, при этом значимого взрослого в их жизни не было.

* * *

Тем не менее теория привязанности получила большое распространение, и именно этот подход сейчас доминирует в сфере родительско-детских отношений. Привязанность дает родителям ощущение контроля и безопасности: «Если я буду правильно любить, формировать надежную привязанность — у ребенка все будет хорошо». Однако не будем забывать, что здоровая привязанность — это не залог успеха, не панацея от ошибок и не дает никаких гарантий.

И все же в привязанности много преимуществ, она невидимой пуповиной связывает ребенка и взрослого, давая малышу все необходимое для роста, развития и, в конечном итоге, отделения от родителей. Именно здоровая привязанность помогает ребенку сепарироваться, то есть успешно отделиться от родителей и вступить в самостоятельную зрелость.

Четыре типа привязанности. Как они влияют на жизнь ребенка?


Дарья Гордеева

Эмоциональное развитие начинается в первый год жизни, когда устанавливается тесная связь между младенцем и его родителем. То, какой будет эта связь, во многом влияет на поведение ребенка и формирование его личности, а также на то, с кем он решит вступать в отношения в дальнейшем.

Может ли неблагоприятный опыт, полученный в детстве, привести к психологической травме? И как помочь себе, если это произошло? Ответам на эти вопросы посвящен целый раздел книги «Исцеление от травмы». Выбрали из него отрывки, посвященные четырем основным типам привязанности и их влиянии на дальнейшую жизнь детей.



Исцеление от травмы

«Незнакомая ситуация». Эксперимент Мэри Эйнсворт

Автором теории привязанности считается британский психолог Джон Боулби, который занимался исследованиями в этой области в 1950-х годах. Проработав много лет в лондонской больнице для детей, Боулби сфокусировал внимание на изучении дистресса, который испытывали дети, вынужденные пережить разлуку с основным опекуном. Он полагал, что привязанность либо существует в виде здоровой эмоциональной связи, либо отсутствует полностью.


Определение Джона Боулби было справедливым, но не объясняло случаи, когда дети сначала были сильно привязаны к родителю, а затем не желали иметь с ним ничего общего. Источник

Дальнейшее развитие теория Боулби получила благодаря психологу Мэри Эйнсворт. В 1970-х годах Эйнсворт разработала методику оценки типа привязанности у детей, которую назвала «Незнакомой ситуацией». Суть методики заключалась в наблюдении за детьми в восьми разных ситуациях, где при определенных условиях ребенок, мать и незнакомый взрослый становились близки, разлучались и встречались вновь.

Каждый эпизод длился три минуты, а поведение детей Эйнсворт оценивала, основываясь на четырех критериях:

  1. близость и поиск контакта;
  2. способность поддерживать контакт;
  3. избегание близости и контакта
  4. сопротивление контакту и успокаивающему взаимодействию.

Когда в эксперименте приняли участие около сотни детей, Эйнсворт смогла выделить три основных типа привязанности: безопасный, тревожно-избегающий и тревожно-устойчивый.

Позже, в 1990-х, две исследовательницы Мэри Мэйн и Юдит Соломон воспользовались методикой «Незнакомой ситуации» Эйнсворт и открыли четвертый тип привязанности, который назвали «дезориентированным».

Четыре типа привязанности

Рассмотрим подробнее каждый из типов привязанности и его особенности.

Безопасный

Ребенок с таким типом привязанности легко успокаивается и чувствует себя в безопасности в присутствии значимого для него взрослого. Если же ребенок испытывает тревожность, он либо поворачивается к опекуну, либо каким-то образом его ищет.

Этот тип формируется, когда ребенок знает, что может рассчитывать на реакцию опекуна, и уверен, что, когда он плачет, его успокоят и о нем позаботятся. Безопасный тип привязанности становится надежным фундаментом для исследования окружающего мира.

Тревожно-избегающий

Дети с таким типом привязанности не имеют связи со своими опекунами, поскольку не чувствуют, что могут на них рассчитывать. Обычно это означает, что их основной опекун либо отсутствовал, когда они в нем нуждались, либо относился пренебрежительно к их потребностям, либо и вовсе отказывал им во внимании.

Если родители эмоционально или физически игнорируют нас в первые несколько лет жизни, нам будет непросто чувствовать себя в безопасности во всем многообразии дальнейших жизненных ситуаций.

Например, мы становимся убеждены, что с нами что-то не так, или же считаем, что мы недостойны любви и внимания. Мы часто не знаем, кому можно доверять, или даже думаем, что никому доверять нельзя.

Эйнсворт сделала вывод, что ребенок с таким типом привязанности в ситуации стресса не будет искать контакта с лицом, оказывающим ему первичный уход. Для таких детей нет особой разницы между их основным опекуном и незнакомым взрослым. Такое отношение складывается из-за того, что дети не знают, поможет ли им хоть кто-то в принципе, и не понимают, кто именно из взрослых сможет предложить им поддержку и защиту.

Тревожно-устойчивый

Детям с таким типом привязанности свойственно быть настойчивыми и навязчивыми во взаимодействии со своими основными опекунами, но, когда значимый взрослый приходит к ним с тем, в чем они нуждались, дети отказываются принимать помощь и с трудом успокаиваются. Так происходит из-за того, что основной опекун ведет себя непредсказуемо, даже обеспечивая нужную поддержку.

Возможно, опекун способен успокаивать и утешать какое-то время, но при этом уже через минуту может причинить вред или прибегнуть к насилию. Когда ребенок хочет, чтобы значимый взрослый его успокоил, он не знает точно, сможет ли тот дать ему необходимое.

Именно поэтому такие дети с трудом успокаиваются, когда родители приходят их утешить; даже в присутствии опекунов им все еще требуется убедиться, что они в безопасности.

Дети, которые растут в семье, где никогда не знаешь, какой будет реакция родителей (успокоят тебя или обидят), становятся взрослыми, которым свойственны проявления повышенной тревожности. Среди них много трудоголиков и перфекционистов. Они уверены, что если бы делали все правильно в детстве, то получали бы любовь и внимание, в которых тогда так отчаянно нуждались.

Дезориентированный

Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение и могут даже казаться неуверенными или дезориентированными. Считается, что этот тип обусловлен непоследовательностью реакций основных опекунов, то есть такие родители одновременно помогают и утешают, но и внушают страх и даже способны причинить вред.

При дезориентированном типе привязанности у ребенка нет единого паттерна поведения — дети то не хотят иметь ничего общего со своим опекуном, то плачут до тех пор, пока он не появится и не возьмет их на руки, после чего тут же успокаиваются.

По сути, такие дети не знают, что именно они испытывают, равно как и не понимают, могут ли рассчитывать на своего опекуна.

Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где практикуется насилие и где нет других лиц, способных оказать ребенку основной уход, поэтому опекун ассоциируется у ребенка одновременно с любовью, поддержкой, страхом и болью.

К чему может привести нездоровый тип привязанности?

Первые несколько лет жизни очень важны для формирования четкого образа «я», обретения уверенности в себе и своих способностях и веры в то, что окружающий нас мир безопасен. По сути, наши первые отношения помогают нам определиться с тем, какими мы станем и какие отношения сможем выстраивать в будущем.

Если в детстве мы постоянно ощущали боль, пренебрежение или печаль, то и во взрослой жизни можем искать что-то подобное.


Наши отношения с родителями можно сравнить с проектом, которому мы будем следовать, создавая новые отношения и общаясь с другими людьми. Источник

Те из нас, кто вырос с любящими, предсказуемыми и заботливыми родителями и у кого сложился безопасный тип привязанности, скорее всего, и сами будут выстраивать отношения, похожие на те, к которым привыкли в детстве.

Если же у нас были непоследовательные, абьюзивные или эмоционально отстраненные опекуны, мы, вероятно, будем стремиться к таким же отношениям, уже будучи взрослыми, то есть рискуем приобрести больший объем травмирующего опыта в дальнейшей жизни.

По материалам книги «Исцеление от травмы»
Фото на обложке отсюда

Теория привязанности Боулби и Эйнсворта

| Что такое вложение | Теория привязанности Боулби | Теория привязанности Эйнсворт | Почему это важно | Странная ситуация | Модели привязанности | Четыре фазы развития привязанности | Факторы, определяющие привязанность младенцев | Развитие теории привязанности у взрослых | Четыре стиля привязанности взрослых |

Теория привязанности — это новаторское наблюдение, объясняющее функции и важность связи между ребенком и родителем. В этой статье мы рассмотрим истоки этой теории, четыре типа привязанности, четыре этапа, через которые проходит ребенок, чтобы установить привязанность, и то, как детские отношения влияют на романтические отношения взрослых.

Что такое привязанность – краткий обзор

Привязанность – это эмоциональная связь, возникающая между младенцем и объектом привязанности в течение первого года жизни. Такой фигурой привязанности обычно является мать, но также может быть и отец или другой основной опекун. Поведение привязанности — это стратегия младенца, направленная на поиск близости к объекту привязанности.

Боулби считал, что пять типов поведения привязанности — сосание, цепляние, следование, плач и улыбка — развились у людей в результате естественного отбора. Такое поведение представляет собой поведенческую систему привязанности для защиты незрелого потомства и увеличения шансов ребенка на выживание 1 . Когда младенец находится в бедственном положении, они сигнализируют, чтобы привлечь внимание опекуна, который затем может обеспечить утешение и защиту.

Джон Боулби, британский психоаналитик и психиатр, предложил теорию привязанности после того, как изучил негативное влияние материнской депривации на маленьких детей. Боулби заметил, что ранняя привязанность может значительно повлиять на эмоциональное развитие ребенка и отношения взрослых в дальнейшей жизни ​2​ .

Боулби был первым теоретиком привязанности, заложившим основу знаменитой теории привязанности. Позднее теория Боулби была усовершенствована Эйнсворт, Сроуфом и множеством других теоретиков привязанности 9.0011 3 .

Теория привязанности Боулби

Теория привязанности — это сложная и сложная теория развития личности и способности к близким, романтическим отношениям, преодолению эмоционального стресса и многим другим вещам в дальнейшей жизни ребенка.

Согласно теории привязанности, ранние эмоциональные связи имеют решающее значение для создания различных видов привязанности между ребенком и основным опекуном. Возникающая в результате эмоциональная привязанность становится внутренней рабочей моделью ребенка, влияющей на его собственные эмоции и интимные отношения ​3​ на протяжении всей жизни.

Эти внутренние модели основаны на ожиданиях от лица, осуществляющего уход. Их ожидания перерастают в более широкие представления о самих себе, об их привязанности к опекуну, опыте интимных отношений и правилах принятия решений о том, как взаимодействовать с другими.

Чтобы вырасти психически здоровым и здоровым в отношениях, маленький ребенок должен испытать отзывчивые, теплые, близкие и постоянные отношения со взрослым в раннем возрасте. Затем этот взрослый становится надежной базой, с которой ребенок может исследовать окружающую среду. Отзывчивость этой фигуры привязанности создает внутренние модели как общедоступные и отзывчивые. В результате этот ребенок будет справляться с эмоциональным стрессом, таким как тревога разлуки, враждебность и избегание, с меньшим страхом в последующих отношениях.

Хотя стиль привязанности человека изменчив и может меняться со временем, прочная психологическая связь может сохраняться во взрослом возрасте, влияя на стиль привязанности взрослых и долгосрочные отношения.

Теория привязанности Мэри Эйнсворт

Мэри Эйнсворт, американский психолог, работавшая под началом Боулби в первые дни своей карьеры, начала собственное эмпирическое исследование в Уганде в 1953 году. Различия в качестве взаимодействия матери и ребенка. Эйнсворт разделила эти разные стили привязанности на три типа привязанности: безопасные стили привязанности, ненадежные стили привязанности и еще не привязанные 9.0011 4 .

Эйнсворт обнаружила высокую корреляцию между надежной привязанностью и материнской чувствительностью. Чувствительные матери хорошо знали своих малышей. Они могли спонтанно сообщить подробности о своих детях. Дети чувствительных матерей имеют надежные привязанности. Они меньше плакали и могли свободно исследовать в присутствии матери.

С другой стороны, бесчувственные матери не замечали нюансов поведения своего ребенка. Дети бесчувственных матерей чаще имели ненадежный стиль привязанности. Младенцы с ненадежной привязанностью часто плакали, даже когда их матери брали на руки, и они, как правило, мало исследовали. Еще не привязанные младенцы не проявляли особого поведения по отношению к своим матерям.

Почему важна теория привязанности Джона Боулби?

Теория привязанности и исследования играют очень важную роль в объяснении того, как стиль воспитания влияет на развитие личности ребенка, что, в свою очередь, влияет на их будущие отношения и результаты в жизни ​4​ .

До появления этой теории господствовавшая психоаналитическая теория провозглашала, что внутренний конфликт, а не окружающая среда, был главным фактором, формирующим личность ребенка, убеждение, основанное на философском смысле и воображении, а не на научном подходе 5 .

Исследование привязанности, проведенное Боулби, предоставило веские доказательства того, что такие связи имеют жизненно важное значение для формирования надежной привязанности. Стили привязанности у детей основаны на отношениях, а не только на кормлении, как предполагают бихевиористы. Он смог продемонстрировать результаты, демонстрирующие широко распространенные пагубные последствия стационарного и больничного ухода за младенцами и детьми в то время, результаты, которые нельзя было объяснить теориями бихевиоризма.

По теме: Психология и воспитание детей

Странная ситуация Эйнсворт

В 1963 году Эйнсворт приступила ко второму наблюдательному проекту в Балтиморе. В этом исследовании Эйнсворт зафиксировала тщательные наблюдения за взаимодействием между матерями и младенцами с течением времени. Она также разработала новаторскую процедуру под названием «Странная ситуация», которая в конечном итоге стала наиболее распространенным экспериментом, позволяющим определить стиль привязанности маленького ребенка.

 Странная ситуация – это серия из восьми 20-минутных миниатюрных спектаклей, которые демонстрируют различия во взаимоотношениях матери и младенца и их привязанности в младенчестве.

В ходе этой процедуры мать и младенец в возрасте от 12 до 18 месяцев попадают в лабораторную игровую комнату. Позже к ним присоединяется незнакомая женщина, незнакомка. Пока незнакомец играет с ребенком, родитель ненадолго уходит, а затем возвращается. Затем следует вторая разлука, во время которой ребенок остается совершенно один. Наконец незнакомец, а затем и мать возвращаются.

Большинство детей более энергично исследовали игровую комнату и игрушки в присутствии своих матерей, чем после того, как вошел незнакомец или в отсутствие матери, как и ожидалось. Но что удивительно, так это то, что при воссоединении со своими матерями они демонстрировали разные модели детской привязанности, и эти модели сильно коррелировали с привязанностью этих детей.

Модели привязанности в раннем детстве

С помощью процедуры Стрэнджа Эйнсворт смогла определить следующие три типа привязанности: надежная, избегающая и амбивалентная​6​. Позднее исследователи Майн, Гессе и Соломон 7 добавили четвертый стиль привязанности, дезорганизованный/дезориентированный , как способ описать младенцев, которым трудно справляться со стрессовыми ситуациями.

Каждый тип привязанности представляет собой адаптацию младенца к определенному стилю ухода. Они связаны с качеством материнской заботы в начале первого года жизни 8 .

Стиль безопасной привязанности

В странной ситуации, когда мать присутствует, младенец, который чувствует себя в безопасности, более уверен в себе ​6​ . Они используют мать в качестве надежной базы для дальнейшего изучения в игровой комнате. Они огорчаются, когда мать уходит. После воссоединения надежно привязанный ребенок будет искать утешения, общения и контакта со своей матерью.

Матери детей с надежной привязанностью более доступны, отзывчивы и чувствительны к чувствам своих детей в течение первых трех месяцев 8 . Они быстро и надежно реагировали на сигналы младенцев во время кормления, игры лицом к лицу, физического контакта и эпизодов стресса. Эти матери также сочетали игровое поведение с поведением своих детей, создавая взаимодействие, приносящее взаимное удовлетворение.

Младенцы с надежной привязанностью лучше сотрудничают, когда их кормят и их легко утешать. Взаимодействия обычно гладкие и радостные. В 12 месяцев эти дети меньше плачут. Они полагаются на мимику, жесты и вокализацию, чтобы сообщить о своих потребностях 9 . Они более счастливы и менее агрессивны. Они также искали контакт и реже держали ​4​ .

В возрасте 2 лет дети с надежной привязанностью более устойчивы и социально компетентны в дошкольном возрасте. У них также выше самооценка ​8​ .

Избегающий стиль привязанности (Тревожно-избегающий стиль привязанности)

При воссоединении с матерью во время двух эпизодов воссоединения ребенок с избегающей привязанностью избегает или игнорирует мать. Реагируют отрядом 6 .

Эйнсворт обнаружила, что избегающее поведение в этой процедуре сильно коррелирует с поведением ребенка дома в течение первых 12 месяцев ​8​ . Матери избегающих младенцев часто нечувствительны к сигналам младенцев в течение первых 3 месяцев жизни. Обычно им не нравится физический контакт с младенцем.

Избегающие дети демонстрируют непредсказуемые эпизоды агрессии по отношению к своим матерям дома. У матерей обычно низкая эмоциональная экспрессивность даже в ответ на агрессивное поведение.

Родители избегающих детей, как правило, были отвергнуты в детстве. Они психологически недоступны. Избегайте враждебных или отдаленных детей. При выполнении сложных заданий эти дети не обращались за помощью, даже если не могли их выполнить, а родители оказывали минимальную поддержку.

В дошкольных учреждениях избегающие дети чаще имеют поведенческие проблемы.

Согласно Боулби, избегающий ребенок имеет внутреннюю рабочую модель себя, не заслуживающую внимания 5 . У них есть основания ожидать отвержения со стороны тех, кто за ними ухаживает, и поэтому они изменяют свое поведение, избегая их, эффективно уменьшая ожидаемое отторжение после разлуки ​9​ .

Амбивалентный стиль привязанности (тревожно-сопротивляющаяся или тревожная привязанность)

Ребенок с амбивалентной привязанностью демонстрировал гневное, сопротивляющееся поведение, чередующееся с поведением поиска привязанности в странном эксперименте ​4​ .

Когда матери вернулись, амбивалентные младенцы плакали и хотели контакта, но не просто обнимались или «погружались», когда вернувшаяся мать брала их на руки. Они продемонстрировали сочетание стремления к контакту и истерического поведения, такого как пинки и удары по своим матерям.

Дома устойчивые дети были более раздражительными. Дети с амбивалентной привязанностью обычно менее склонны к сотрудничеству и легче раздражаются в общении. У них также было больше суеты и плача ​8​ .

Стиль неорганизованной привязанности

Безопасность, избегание и амбивалентность считаются организованными привязанностями. Младенцы, которые находятся в организованных отношениях привязанности, действуют, чтобы вызвать защитную родительскую реакцию, когда сталкиваются со страхом. Эти младенцы предполагают, что источник тревоги находится во внешней среде. Они сохраняют организованность с точки зрения поведения и внимания, когда решают проблему стресса 7 .

Однако, когда дети оказываются эмоционально и физически зависимыми от кого-то, кто также является источником страха, они становятся неорганизованно привязанными. Это неорганизованная/дезориентированная привязанность, потому что нарушены поведенческие стратегии и стратегии выживания.

Во время странной ситуации неорганизованно привязанный ребенок демонстрирует множество странных, необычных, противоречивых, конфликтных или неорганизованных действий, когда родитель находится рядом. Они могут демонстрировать противоречивое поведение, например, интенсивный поиск утешения, за которым следует внезапное замирание или ошеломление. Они могут избегать смотрителя, но в то же время огорчаются или злятся, когда смотритель уходит. Они могут внезапно прекратить движение или испугаться родителя.

Наличие дезорганизованного типа является сильным предиктором эмоциональной дисрегуляции и связанных с этим проблем с психическим здоровьем, таких как тревога, связанная с привязанностью, в более позднем возрасте. Эти дети обычно растут с плохой регуляцией эмоций и контролем над негативными эмоциями. Они чаще демонстрируют оппозиционное, враждебное и агрессивное поведение.

Родители неорганизованных детей часто более беспокойны, непредсказуемы и склонны к насилию, возможно, потому, что их все еще беспокоят их собственные неразрешенные травмы и потери, связанные с привязанностью. Они часто страдают депрессиями и семейными разладами ​10​ .

Четыре стадии развития привязанности по Боулби

Боулби выделил четыре фазы в развитии привязанности ​5​ .

Фаза до привязанности: 0–2 месяца

В течение первых нескольких месяцев младенцы по своей природе проявляют интерес к социальному взаимодействию практически с кем угодно и реагируют на него. Ребенок показывает общую, а не индивидуальную привязанность. Хотя они могут узнавать свою мать или основного опекуна, они не огорчаются, если другой отзывчивый, любящий опекун берет на себя ответственность. В то время как утешительные действия заботливого взрослого являются основой ребенка, ребенок не настаивает на конкретном человеке.

Фаза формирования привязанности: 2–6 месяцев

Ребенок начинает проявлять предпочтения, например, улыбаясь и озвучивая одних воспитателей и быстрее приспосабливаясь к ним. У них начинает развиваться «тревога незнакомцев». Незнакомое лицо не доставляет ребенку ни удовольствия, ни возбуждения. Наоборот, сигнализирует об опасности.

Но привязанность к основному опекуну — не единственная привязанность, которую может сформировать ребенок. У младенцев также может развиться вторичная привязанность к другим взрослым.

Этот период также соответствует стадии, когда ребенок становится подвижным и менее зависимым. Когда ребенок уползает от матери, они держат мать в поле зрения. Мать стала внутренним убежищем, из которого ребенок может рискнуть выйти.

Фаза четкой привязанности: от 6 месяцев до 2 лет

У ребенка есть сильная потребность оставаться физически рядом со своим основным опекуном. Они могут терпеть разлуку только в течение ограниченного периода времени, предпочтительно в присутствии другого знакомого человека.

Длительная разлука в эти годы является серьезной травмой, которая может усугубиться, если ребенок не сможет построить новую привязанность. Модель привязанности и безопасности отношений ребенка до сих пор почти укоренялась во внутренней репрезентации ребенка мира отношений. Эту модель становится значительно труднее изменить по мере взросления ребенка.

Фаза партнерства с поправкой на цель: 3 года — подростковый возраст

В возрасте трех лет ребенок становится способным терпеть отсутствие матери, при условии, что он знает, где она находится и когда вернется. Теперь они могут понять, что другие люди отделены от них самих и имеют свои собственные мысли, восприятие, желания и существование. Отношения привязанности превратились в более сложные отношения, называемые партнерством. Термин «с поправкой на цель» подчеркивает гибкий и планирующий характер отношений.

Этот период также является временем, когда дети начинают формировать взаимные отношения. Они могут начать использовать язык для выражения потребностей и ценить пространство и время. Это время, когда ребенок может начать получать пользу от регулярного пребывания в группе, т. е. от посещения дошкольного учреждения.

К подростковому возрасту группа сверстников ребенка становится более важной и влиятельной, чем родители. Ребенок может формировать зависимость от своих сверстников, хотя дом и семья остаются фундаментально важными.

Факторы, определяющие привязанность ребенка

Качество

Дети склонны привязываться разной степени к разным людям, называемым второстепенными фигурами привязанности, но имеют одну основную фигуру, к которой они наиболее сильно привязаны.

Качество отношений, а не количество времени, проведенного вместе, определяет, кто станет главной фигурой привязанности ребенка. Поэтому младенцы могут привязываться к отцам или другим родственникам, с которыми у них нет длительных ежедневных контактов, если эти люди более отзывчивы к ним и создают более сильные привязанности.

Критический/сенситивный период

Ранняя привязанность у ребенка формируется в критический период или сенситивный период – фаза, в которой мозг более пластичен и восприимчив к влиянию переживаний привязанности. По прошествии этого критического периода модель привязанности практически «сгорела», что делает очень трудным, хотя и не невозможным, изменение ​9,11​ .

Развитие теории привязанности взрослых

Ранние отношения играют решающую роль в социальном функционировании еще долгое время после детства.

Исследователи начали применять теорию детской привязанности к изучению привязанностей взрослых в 1980-х годах.

Интервью о привязанности взрослых

Интервью о привязанности взрослых (AAI) — это часовое интервью об истории привязанности. Мейн и др. обнаружили, что отчеты о взаимодействии между нынешними родителями и их собственными родителями много лет назад могут предсказать привязанность их детей с точностью 80% ​12​ .

Поскольку душевное состояние родителей влияет на то, как они относятся к своим младенцам. Это в конечном итоге определяет ориентацию привязанности их ребенка.

Самостоятельный отчет о романтической привязанности взрослых

Вторая группа исследователей, Хазан и Шейвер, разработала показатель романтической привязанности взрослых, основанный на модели привязанности Эйнсворт. Основываясь на самоотчетах, исследователи определили три типа стилей привязанности Эйнсворт — безопасный, избегающий и тревожно-амбивалентный — для предсказания человеческих отношений ​13​ .

Двумерная модель

Бартоломью использовал смесь исторических интервью и самоотчетов в своем исследовании, чтобы определить четыре стиля привязанности. на основе двух измерений: модели себя и модели других ​14​ .

По сути, эта модель с четырьмя категориями построена на двух измерениях, модели себя и модели других, как внутренние модели ​15​ .

Модель себя относится к степени, в которой человек усвоил концепцию самооценки и вероятность чувства беспокойства в области романтических отношений.

Модель других показателей того, как часто люди ожидают, что другие будут доступны и готовы оказать им поддержку, и предпочитают ли они близкие отношения или избегают их.

Таким образом, эти параметры соответствуют уровням тревоги и избегания.

Четыре стиля привязанности взрослых

Надежная привязанность

Надежные взрослые положительно относятся к себе и другим. У них низкая тревожность и избегание. Как правило, они чувствуют себя любимыми и предполагают, что у других есть добрые намерения.

Счастливые, доверительные и дружеские отношения — признаки надежных отношений.

Тревожная озабоченная привязанность

Озабоченные взрослые отрицательно относятся к себе, но положительно относятся к другим. У них высокий уровень тревожности, но низкий уровень избегания. Среди них распространено чувство неуверенности в себе и непонимание окружающих.

Тревожные люди не чувствуют себя комфортно в близости, относительно уверены в наличии романтического партнера, но обеспокоены тем, что могут быть брошенными и нелюбимыми. Их ненадежные отношения отмечены взлетами и падениями, эмоциональными потрясениями, ревностью и одержимостью своими любовными партнерами.

Пренебрежительно-избегающая привязанность

Пренебрежительно-избегающие взрослые другие имеют позитивную модель самих себя, но негативную модель других. Несмотря на низкий уровень тревожности, уровень их избегания высок.

Пренебрежительно-избегающие люди чувствуют себя некомфортно рядом с другими и не доверяют их доступности. Но они не боятся быть брошенными.

Большая часть пожилых людей описывают себя как пренебрежительные проблемы в отношениях. Другими словами, люди старшего возраста склонны преуменьшать важность отношений в пользу независимости и уверенности в себе. По сравнению с более молодыми людьми они более склонны к сопротивлению сильным эмоциям и использованию стратегий защиты, предполагающих позитивную интерпретацию конфликтных ситуаций.

Боязливо-избегающая привязанность

Взрослые люди, избегающие страха, негативно относятся к себе и другим. Они тревожны и избегают.

Пугливые любовники очень зависят от одобрения и одобрения своих романтических партнеров. Однако их проблемы с негативной привязанностью создают связанное с привязанностью избегание, чтобы предотвратить отторжение и потерю.


Ссылки

  1. 1.

    van der Horst FCP, LeRoy HA, van der Veer R. «Когда встречаются незнакомцы»: Джон Боулби и Гарри Харлоу о поведении привязанности. Интегральное психологическое поведение . Опубликовано в Интернете 3 сентября 2008 г .: 370–388. дои: 10.1007/s12124-008-9079-2

  2. 2.

    Боулби Дж. Привязанность и потеря: ретроспектива и перспектива. Американский журнал ортопсихиатрии . Опубликовано в Интернете в октябре 1982 г .: 664–678. doi:10.

    1111/j.1939-0025.1982.tb01456.x

  3. 3.

    Бельский Ю. Эволюционное происхождение стилей привязанности. Привязанность и человеческое развитие . Опубликовано в Интернете в сентябре 2002 г .: 166–170. дои: 10.1080/14616730210157510

  4. 4.

    Бретертон И. Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития . 1992;18(5):759.

  5. 5.

    Боулби Дж., Мэй Д.С., Соломон М. Теория привязанности. . Институт обучения продолжительности жизни; 1989.

  6. 6.

    Микулинцер М., Нахшон О. Стили привязанности и модели самораскрытия. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1991: 321-331. дои: 10.1037/0022-3514.61.2.321

  7. 7.

    Мэдиган С., Моран Г., Педерсон Д.Р. Неразрешенные состояния ума, дезорганизованные отношения привязанности и нарушенные взаимодействия матерей-подростков и их младенцев.

    Психология развития . Опубликовано в Интернете в марте 2006 г .: 293–304. дои: 10.1037/0012-1649.42.2.293

  8. 8.

    Бретертон И. Теория привязанности: ретроспектива и перспектива. Монографии Общества исследований детского развития . Опубликовано в Интернете 1985: 3. дои: 10.2307/3333824

  9. 9.

    ДеКляйен М., Гринберг М.Т. «Привязанность и психопатология в детстве». Справочник по привязанности: теория, исследования и клиническое применение . Том 2. Н/Д; 2008.

  10. 10.

    ВАН ЙЗЕНДООРН М.Х., ШУЕНГЕЛЬ С., БАКЕРМАНС-КРАНЕНБУРГ М.Дж. Дезорганизованная привязанность в раннем детстве: метаанализ предшественников, сопутствующих факторов и последствий. Развитие психопата . Опубликовано в Интернете в июне 1999 г .: 225–250. doi:10.1017/s095457949

    35

  11. 11.

    Шор Дж.Р., Шор А.Н. Современная теория привязанности: центральная роль регуляции аффекта в развитии и лечении. Clin Soc Work J . Опубликовано в Интернете 8 сентября 2007 г .: 9-20. doi: 10.1007/s10615-007-0111-7

  12. 12.

    фургон Эйзендорн М.Х. Представления о привязанности взрослых, отзывчивость родителей и привязанность младенцев: метаанализ прогностической достоверности интервью о привязанности взрослых. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете, май 1995 г .: 387–403. дои: 10.1037/0033-2909.117.3.387

  13. 13.

    Шейвер П., Хазан К. Одиночество, влюбленность: точки зрения теории привязанности. Журнал социального поведения и личности . 1987;2(2):105–124. https://psycnet.apa.org/record/1988-26476-001

  14. 14.

    Леви К.Н., Блатт С.Дж., Шейвер П.Р. Стили привязанности и родительские представления.

    Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1998: 407-419. дои: 10.1037/0022-3514.74.2.407

  15. 15.

    Гриффин Д.В., Бартоломью К. Модели себя и другого: основные измерения, лежащие в основе показателей взрослой привязанности. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1994 г .: 430–445. дои: 10.1037/0022-3514.67.3.430

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

Мэри Эйнсворт и техника странной ситуации

Психолог развития Мэри Эйнсворт, ученица Джона Боулби, продолжила изучение развития привязанности у младенцев. Эйнсворт и ее коллеги создали лабораторный тест, измеряющий привязанность младенца к своему родителю. Тест называется

Техника странной ситуации , потому что он проводится в контексте, незнакомом ребенку, и, следовательно, может усилить потребность ребенка в родителях 9.0413 (Эйнсворт, 1979).

Во время процедуры, которая длится около 20 минут, родитель и младенец сначала остаются наедине, пока младенец исследует комнату, полную игрушек. Затем в комнату входит незнакомый взрослый и минуту разговаривает с родителем, после чего родитель выходит из комнаты. Незнакомец остается с младенцем на несколько минут, затем снова входит родитель, и незнакомец выходит из комнаты. В течение всего сеанса видеокамера записывает поведение ребенка, которое затем кодируется обученными кодерами. Исследователей особенно интересовало, как ребенок реагировал на то, что воспитатель уходил и возвращался в комнату, что называлось «воссоединением». В зависимости от поведения дети делятся на четыре группы, каждая из которых отражает свой тип отношений привязанности с опекуном. Один стиль является безопасным, а остальные три стиля называются небезопасными.

  • Ребенок с безопасным стилем привязанности обычно свободно исследует в присутствии опекуна и может общаться с незнакомцем. Обычно ребенок играет с игрушками и время от времени приносит одну из них воспитателю, чтобы показать и описать. Ребенок может быть расстроен уходом опекуна, но также рад его возвращению.
  • Ребенок с амбивалентным (иногда называемым резистентным) стилем привязанности настороженно относится к ситуации в целом, особенно к незнакомцу, и остается рядом или даже цепляется за воспитателя, а не исследует игрушки. Когда опекун уходит, ребенок крайне огорчен и амбивалентен, когда опекун возвращается. Ребенок может броситься к воспитателю, но его не утешить, когда его берут на руки. Ребенок может по-прежнему злиться и даже сопротивляться попыткам его успокоить.
  • Ребенок с избегающим стилем привязанности будет избегать или игнорировать мать, проявляя мало эмоций, когда мать уходит или возвращается. Ребенок может убежать от матери при ее приближении. Ребенок не будет слишком много исследовать, независимо от того, кто там находится, и к незнакомцу будут относиться так же, как к матери.
  • Ребенок с дезорганизованной/дезориентированной привязанностью стилем , похоже, непоследовательно справляется со стрессом в странной ситуации. Ребенок может плакать во время разлуки, но избегать матери, когда она возвращается, или ребенок может приблизиться к матери, но затем замереть или упасть на пол.

Насколько распространены стили привязанности среди детей в США? Подсчитано, что около 65 процентов детей в Соединенных Штатах имеют надежную привязанность. Двадцать процентов демонстрируют избегающий стиль, а от 10 до 15 процентов амбивалентны. Еще 5-10% можно охарактеризовать как дезорганизованные.

Были обнаружены некоторые культурные различия в стилях привязанности (Rothbaum, Weisz, Pott, Miyake, & Morelli, 2010). Например, немецкие родители ценят независимость, а японские матери обычно находятся рядом со своими детьми. В результате уровень ненадежно-избегающей привязанности выше в Германии, а ненадежно-резистентной привязанности выше в Японии. Однако эти различия скорее отражают культурные различия, чем реальную незащищенность (van Ijzendoorn and Sagi, 19).99).

Имейте в виду, что методы измерения стилей привязанности основаны на модели, отражающей ценности и интерпретацию среднего класса, американских ценностей. Новые методы оценки стилей привязанности включают использование техники Q-сортировки , при которой на карточках записывается большое количество вариантов поведения, а наблюдатель сортирует карточки таким образом, чтобы отразить тип поведения, происходящего в ситуации (Уотерс , 1987) . В третьей версии метода Q-сортировки содержится 90 элементов, и примеры оцениваемого поведения включают:

  • Когда ребенок после игры возвращается к матери, он иногда капризничает без видимой причины.
  • Когда ребенок расстроен или ранен, он примет утешение от взрослых, кроме матери.
  • Ребенок часто обнимает или прижимается к матери без ее просьбы или приглашения ребенка сделать это
  • Когда ребенок расстроен уходом матери, ребенок продолжает плакать или даже сердится после ее ухода.

Не менее двух исследователей наблюдают за ребенком и родителем дома в течение 1,5–2 часов за одно посещение. Обычно двух посещений достаточно для сбора адекватной информации. Родителя спрашивают, типично ли наблюдаемое поведение для ребенка. Эта информация используется для проверки достоверности классификаций странной ситуации в зависимости от возраста, культуры и клинической популяции.

Взаимодействие с опекунами и формирование привязанности: Большинство психологов, занимающихся вопросами развития, утверждают, что ребенок становится надежно привязанным при постоянном контакте с одним или несколькими опекунами, которые удовлетворяют физические и эмоциональные потребности ребенка отзывчивым и надлежащим образом. . Однако даже в культурах, где матери не разговаривают, не обнимают и не играют со своими младенцами, могут развиваться надежные привязанности (LeVine et. al., 1994).

Неуверенный амбивалентный стиль возникает, когда родитель нечувствителен и непоследовательно реагирует на потребности ребенка. Следовательно, младенец никогда не уверен, что мир заслуживает доверия или что он или она может положиться на других без некоторого беспокойства. Опекун, который недоступен, возможно, из-за напряженности в браке, злоупотребления психоактивными веществами или озабоченности работой, может послать ребенку сообщение о том, что он или она не может рассчитывать на удовлетворение своих потребностей. Младенец, который получает лишь эпизодическое внимание, когда испытывает дискомфорт, может не научиться успокаиваться. Ребенок может плакать, если его разлучить с опекуном, а также плакать по возвращении. Они ищут постоянное подтверждение, которое, кажется, никогда не развеивает их сомнения. Имейте в виду, что навязчивое поведение также может быть просто частью естественного характера или темперамента ребенка и не обязательно отражает какое-то родительское пренебрежение. Кроме того, опекун, который проявляет внимание к разочарованию ребенка, может помочь научить его быть спокойным и расслабляться.

Неуверенный избегающий стиль характеризуется незащищенностью, но этот стиль также характеризуется тенденцией избегать контакта с опекуном и другими людьми. Этот ребенок, возможно, усвоил, что потребности обычно остаются неудовлетворенными, и усвоил, что лицо, осуществляющее уход, не заботится о нем и что на него нельзя положиться в плане утешения, даже время от времени. Неуверенный в себе избегающий ребенок учится быть более независимым и отстраненным.

небезопасный дезорганизованный/дезориентированный стиль представляет собой наиболее ненадежный стиль привязанности и возникает, когда ребенок получает смешанные, запутанные и неуместные ответы от опекуна. Например, мать, страдающая шизофренией, может смеяться, когда ребенку больно, или плакать, когда ребенок проявляет радость. Ребенок не учится интерпретировать эмоции или общаться с непредсказуемым опекуном. Этот тип привязанности также часто наблюдается у детей, подвергшихся насилию. Исследования показали, что жестокое обращение нарушает способность ребенка регулировать свои эмоции (Main & Solomon, 19 лет).90).

Постоянный уход за ребенком: Наличие постоянного опекуна может быть поставлено под угрозу, если за ребенком ухаживают в дневном стационаре с высокой текучестью персонала или если он находится в специализированном учреждении и получает лишь базовый физический уход. Младенцы, которые, возможно, из-за пребывания в детских домах с неадекватным уходом, не имели возможности привязаться в младенчестве, могут все же сформировать первоначальную надежную привязанность через несколько лет. Однако у них могут быть более эмоциональные проблемы, такие как депрессия, гнев или чрезмерное дружелюбие при взаимодействии с другими (O’Connor et. al., 2003).

Социальная депривация: Тяжелая депривация родительской привязанности может привести к серьезным проблемам. Согласно исследованиям детей, которым не была оказана теплая заботливая забота, у них могут наблюдаться задержки в развитии, отставание в развитии и расстройства привязанности (Bowlby, 1982). Неорганическая задержка развития — это диагноз для младенца, который не растет, не развивается или не набирает вес по графику . Кроме того, послеродовая депрессия может привести к тому, что даже благонамеренная мать будет пренебрегать своим ребенком.

Реактивное расстройство привязанности: Дети, которые испытывают социальное пренебрежение или депривацию, постоянно меняют основных опекунов, что ограничивает возможности для формирования стабильных привязанностей, или воспитываются в необычных условиях (например, в учреждениях), которые ограничивают возможности для формирования стабильных привязанностей, безусловно, могут испытывать трудности формирование привязанностей. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.), 90 412 детей, переживающих ситуации, в которых пренебрегают, а также демонстрирующие явно нарушенное и неадекватное для развития поведение привязанности, такое как заторможенность и замкнутость, минимальная социальная и эмоциональная реактивность на других и ограниченный положительный эффект , может быть поставлен диагноз Реактивное расстройство привязанности. Это расстройство часто сопровождается задержкой развития, особенно в когнитивной и языковой областях. К счастью, у большинства безнадзорных детей не развивается реактивное расстройство привязанности, которое встречается менее чем у 10% таких детей. Качество заботливой среды после серьезного пренебрежения влияет на развитие этого расстройства.

Устойчивость: Способность преодолевать трудности и успешно адаптироваться — это Устойчивость. Даже маленькие дети могут проявлять сильную устойчивость к суровым обстоятельствам. Устойчивость можно отнести к определенным личностным факторам, таким как покладистый темперамент. Некоторые дети теплые, дружелюбные и отзывчивые, в то время как другие, как правило, более раздражительны, менее управляемы и трудны для утешения, и эти различия играют роль в привязанности (Gillath, Shaver, Baek, & Chun, 2008; Seifer, Schiller, Самерофф, Резник и Риордан, 1996). Можно с уверенностью сказать, что на привязанность, как и на большинство других процессов развития, влияет взаимодействие генетических факторов и факторов социализации.

Получение поддержки от других также способствует устойчивости. Позитивная и сильная группа поддержки может помочь родителю и ребенку построить прочный фундамент, предлагая помощь и положительное отношение к новорожденному и родителю. Для прямой проверки этой идеи голландский исследователь ван ден Боом (1994) случайным образом назначил матерей нескольких младенцев на тренинг, на котором они научились лучше реагировать на потребности своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *