Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста
Сообщение на родительское собрание
На тему:
«Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
МДОУ «Детский сад № 55»
1 квалификационной категории
Рамазанова Лариса Ряшидовна
28.05.2019 г
План
Введение
1. Понятие бесконфликтного общения. Задачи формирования у детей ассертивного поведения, доброжелательного отношения к сверстникам
2. Формирование у детей знаний о себе, положительного отношения к себе
3. Обучение детей умению воспринимать и понимать партнера по общению
4. Формирование у детей чувства общности, чувства «мы»
Список использованной литературы
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Наша цель – изучить формирование у детей дошкольного возраста бесконфликтного общения.
Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Рассмотрим подробнее виды конфликтов между детьми дошкольного возраста.
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. ребенок
В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
Семь основных причин возникновения конфликтов: разрушение игры; по поводу выбора общей темы игры; по поводу состава участников игры; из-за ролей; из-за игрушек; по поводу сюжета игры; по поводу правильности игровых действий.
Кроме того, говоря об изменении с возрастом причин возникновения конфликтов между детьми дошкольного возраста, Д.Б.Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Общение — это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы: общение вербальный бесконфликтный
Одна из важнейших задач — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. [4]
По мнению Ю.В. Шильцовой, неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на дальнейшую жизнь. [3]
Так же дошкольный период происходит интенсивное развитие самооценки ребенка. Функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка — отраженная оценка социума — таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам.
Как отмечает Бычкова С.С., если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.
[1]Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Ассертивность же представляет собой способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая права других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям.
На основе ассертивности ребенок осуществляет усвоенные знания о себе, о социальных нормах поведения через гибкий творческий подход в построении отношений, проявлении социальных способностей и умений, основываясь на позитивном эмоциональном отношении к себе и другим, к миру в целом. [2]
Нами было проведено психолого-педагогическое исследование среди старших дошкольников в возрасте 6-7 лет, основными задачами которого являлось выявление особенностей неуверенного поведения детей с высоким уровнем тревожности и низким уровнем самооценки, а так же разработка системы занятий направленных на формирование навыков ассертивного поведения.
Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе воспитатели должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
Поэтому желательно как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором собраны семейные фотографиями детей, групповые снимки и пр. Необходимо также экспонировать рисунки, поделки каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в его присутствии. Хороший способ поставить малыша в центр внимания — отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки.
Очень важно проявлять интерес к его чувствам и предпочтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами.
Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. Следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своем облике. Это свидетельствует о том, что первичный образ самого себя у ребенка уже достаточно оформлен, стабилен, что у него сформировано положительное отношение к себе.
Если же, рассматривая себя в зеркале, он напряжен, проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отводит взгляд от своего лица, это может послужить сигналом о неблагополучии в развитии личности ребенка. Возможно, родители или воспитатели мало интересуются им, недостаточно общаются с ним, мало играют. Из-за того, что отношение взрослых к ребенку как к личности слабо развито, отношение малыша к себе тоже не имеет яркой положительной эмоциональной окраски, образ себя недостаточно четок и определен, что и находит отражение в поведении перед зеркалом. В целях коррекции образа себя следует восстановить в полноценном объеме ведущие линии психического развития ребенка на первом году жизни — эмоционально-личностное общение и практическое сотрудничество с ним. Начинать надо с тех контактов, которые для него предпочтительны в данное время. Если малыш предпочитает совместную предметно-практическую деятельность со взрослым и избегает эмоциональных контактов, их следует постепенно вводить в процессе совместной игры. Если нее он предпочитает эмоциональные контакты, следует, удовлетворяя потребность в эмоциональном общении, постепенно вводить совместные действия с предметами. Этим рекомендациям воспитатель должен следовать сам и советовать придерживаться их родителям ребенка.
На протяжении раннего возраста происходит все более отчетливая дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе как к действующему субъекту с одной стороны и определенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,— с другой. Все эти изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности. Обращать внимание ребенка на ошибки следует деликатно; помогая исправить их, взрослый должен обязательно поддержать в малыше уверенность, что он вскоре все научится делать правильно.
На третьем году дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофером и т.п. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно игрушки «для девочек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейтральные» с точки зрения поло-ролевой принадлежности (кубики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто отсутствуют. Однако в групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый в праве играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.
В последнее время родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Оказывая практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны понимать роль коммуникативных игр. Коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте.
Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.
«Сбрось усталость»
Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними, что такое усталость.
Содержание: дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад… По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«Бабушка Маланья»
Содержание: в этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по кругу).
Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте:
Закрывают брови руками, делают круглые глаза, показывают большой нос и уши, показывают усы).
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).
На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей любое смешное движение).
Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками «нос», можно сделать рожки и т.д.
Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.
«Маленькое приведение»
Содержание: взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает руки, согнутые в локтях, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом «У-У»). Если я буду тихо хлопать, то вы будете тихо произносить «У-У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы добрые приведения и хотите слегка пошутить.» Затем взрослый хлопает в ладоши.
Игра на развитие навыков волевой регуляции.
«Замри»
Содержание: дети прыгают в такт музыки (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками руками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось замереть, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.
Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние.
«Зеркало»
Содержание: детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось изображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
«Цифры»
Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки.
«Радио»
Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: « Внимание! Внимание!
Потерялся ребенок (и подробно описывает кого-нибудь из группы участников: цвет волос, глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится ведущим.
Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.
«Колпачки»
Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается.
Игры для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
«Передай сигнал»
Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра повторяется с закрытыми глазами. Главное условие- общение без слов.
«Комплименты»
Содержание: дети сидят по кругу и по очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко, солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». Правило – не повторяться.
Немало важным моментом в жизни ребенка есть его дошкольное обучение, или же, как мы привыкли называть это учебное учреждение — Детский сад. Именно здесь ребенок имеет возможность получить не только определенные знания, но и научиться быть «в центре», общаясь со своими ровесниками. Начиная с ясельного возраста, ребенка отдают в детский сад на воспитание те люди, которые очень заняты, жизнь которых насыщена различными встречами и общением, даже не подозревая, что детский сад будет развивать в их ребенке настоящую личность, свое собственное «Я». Большинство домохозяек не решаются на такой важный шаг, считая, что это действие нецелесообразно, что мать в силах сама воспитать и научить своего ребенка читать и писать.
Так как у детей жизненный путь только начался, им стоит многому научиться, но самое первое, что им нужно научиться – правильно общаться и вести себя в обществе. Из-за отсутствия чувства солидарности, дети могут часто сориться и конфликтовать между собой, но не стоит считать, что это минус, так как когда возникает конфликт, дети начинают искать различные пути его разрешения. Таким образом, практика общения у детей появляется с первых лет их жизни и они, после окончания обучения в детском садике, понимают, как правильно общаться с ровесниками, чтобы не конфликтовать и как искать возможные компромиссы в той или иной ситуации. Адаптация ребенка к новым ситуациям, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда, но может протекать по-разному.
По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в детских садах норма составляет примерно один месяц. Дети, которые же не проходили обучение в детском садике, не получают такого опыта общения, что подвергает их под угрозу быть «изгоем» в обществе. Придя в школу, круг общения значительно увеличивается, но как правильно вести и общаться со своими ровесниками они не знают, поэтому такая ситуация подталкивает их на новые конфликты и другие неприятные ситуации во время общения.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, а так же организованный учебный процесс.
1. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками: семинар-практикум для воспитателей / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 5 – С. 51-59.
2. Бережковская, Е. Ребенок как целостность: новые подходы к определению уровня психологического развития дошкольника/Е. Бережковская // Школьный психолог. – 2005. — № 5.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.:Питер, 2008.
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. — М. — Ростов- н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
5. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.
6. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12.
7. Даренская, Л. Воспитание культуры общения/Л. Даренская// Ребенок в детском саду. – 2002. – № 1.
8. Дети, которых не понимают взрослые: тактика общения// Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9.
9. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980
10. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 2-8.
11. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.– № 22. – С. 19.
Размещено на Allbest.ru
Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста — свидетельство о публикации в Научно-методическом центре «СОВА» | Методическая разработка:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
п. Железнодорожный
С.В. Зарубина
Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста
Методическая разработка
п. Железнодорожный
2016
Автор-составитель: Зарубина Светлана Владимировна
воспитатель МДОУ «Малыш»
Зарубина С.В. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста: методическая разработка / С. В. Зарубина – п. Железнодорожный: МДОУ «Малыш», 2016.- 14 с.
Аннотация:
— бесконфликтное общение детей дошкольного возраста;
— методическая разработка раскрывает советы, игры для создания бесконфликтной обстановки в группе;
— методическая разработка будет полезна воспитателю дошкольного учреждения.
В соответствии с ФГОС одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.
Актуальность работы обусловлена тем, что дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка.
В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Для формирования у детей умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный компонент) и освоения способов предупреждения конфликта и конструктивного поведения в конфликте (поведенческий компонент) целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками.
Игра – это основное средство в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками.[1] В работе с детьми можно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры. Игру можно применять как в части комплексного занятия, так и как самостоятельное занятие. Комплекс игр, которые целесообразно включать в режимные моменты, представлен в виде картотеки.
Цель: формирование готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.
Для достижения цели в процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Обучение детей конструктивным способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности).
2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), развитие и обогащение форм общение со сверстниками.
3. Ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, обучение распознанию их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.).
4. Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё.
5. Развитие системы самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим.
6. Помощь в преодолении негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
7. Корректирование поведения с помощью ролевых игр, формирование моральных представлений.[2]
Вся система работы по формированию нравственных отношений между воспитанниками должна быть организована с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста и опираться на основные принципы детской психологии и педагогики.
Необходимо также вести работу по подбору основных методов, приемов и форм работы по формированию нравственных взаимоотношений дошкольников.
Работая по данному направлению целесообразно придерживаться следующей классификации методов нравственного воспитания, которую предложила в своих исследованиях доктор педагогических наук В.И. Логинова, и которая объединяет все методы в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью;
2) методы формирования нравственного сознания: убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа;
3) методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.[3]
В работе по формированию нравственных взаимоотношений целесообразно использовать этические беседы. Беседуя с детьми, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
В ходе проведения этической беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений. С этой целью нужно постоянно уделять особое внимание подбору художественной литературы на тему нравственного воспитания дошкольников.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
Можно организовать в группе «Шкатулку добрых дел» и в конце недели подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.
3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
4. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
5. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
6. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
7. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
8. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
9. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
10. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
11. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
12. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.[4]
В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Картотека игр и художественных произведений по ознакомлению детей с навыками бесконфликтного поведения, проявления эмпатии, готовности прийти на помощь и др.
Игры:
Карточка №1
Игра «Паровозик»
Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие уверенности в себе, сплочение группы.
Краткое описание игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» выполняет различные движения, дети повторяют за ним. Окончание игры – встать в круг, взявшись за руки..
Карточка №2
Игра «Сапожок»
Цель: Развитие навыков сотрудничества в группе сверстников, умения договариваться.
Краткое описание игры: Каждой паре детей предлагается договориться друг с другом и раскрасить свою пару сапог одинаково.
Карточка №3
Игра «Передай маску»
Цель: Установление контакта со сверстниками.
Краткое описание игры: Каждый из детей передает по кругу свое выражение лица, причем в точности нужно изобразить выражение лица своего соседа справа, затем придумать свое и передать его соседу слева.
Карточка №4
Игра «Колдун»
Цель: Вызывать у детей положительное эмоциональное настроение.
Краткое описание игры: По команде воспитателя все замирают. Колдун пытается рассмешить заколдованных. «Рассмешенные» помогают колдуну рассмешить.
Карточка №5
Игра «Только вместе»
Цель: Снятие речевых зажимов, развитие умения анализировать поступки, знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары, поворачиваются спиной друг к другу и пытаются сесть на пол, не отрываясь от спины партнера, а потом таким же образом – встать.
Карточка №6
Игра «Неожиданные картинки»
Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети садятся в круг. У каждого листок бумаги и карандаш. Начинают рисовать какую-нибудь картинку. По команде педагога каждый ребенок передает своему соседу слева свой листочек с рисунком, затем сосед продолжает рисовать рисунок своего соседа справа и так далее до конца.
Карточка №7
Игра «Головомяч»
Цель: Развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова одного ребенка оказалась рядом с головой партнера. Пары кладут мяч между своими головами. Затем им нужно поднять мяч и встать самим.
Карточка №8
Игра «Небоскреб»
Цель: Развитие умения взаимодействовать детей друг с другом, сотрудничать.
Краткое описание игры: Каждый из ребят берут по одному или два кубика и строят один большой небоскреб так, чтобы он не развалился. Причем, если небоскреб развалится, то его придется построить заново. В процессе игры дети обсуждают друг с другом как построить небоскреб.
Карточка №9
Игра «Картонные башни»
Цель: Формирование адекватной самооценки, развитие доброжелательности.
Краткое описание игры: Дети разбиваются на две группы по 6 человек. Им нужно построить за 10 минут башню из картона, воспользовавшись при этом только скотчем. Здесь можно использовать как вербальный вариант игры, так и невербальный.
Карточка №10
Игра «Собери картинку»
Цель: Формирование умения сотрудничать со сверстниками.
Краткое описание игры: Дети делятся на две команды. Педагог дает каждой команде пазлы. Каждая команда должна собрать картинку. В процессе игры педагог наблюдает за поведением детей, оценивает умение сотрудничать и договариваться.
Художественные произведения:
Карточка №1
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель и возможности применения: Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию.
Карточка №2
А. Кузнецова «Мы поссорились»
Цель и возможности применения: Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
Карточка №3
Н. Носов «На горке»
Цель и возможности применения: Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками.
Карточка №4
В. Осеева «Волшебное слово»
Цель и возможности применения: Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим.
Карточка №5
В. Сутеев «Яблоко»
Цель и возможности применения: Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников.
Карточка №6
В. Сутеев «Снеговик — почтовик»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи.
Карточка №7
А. Н. Афанасьев «Лиса и заяц»
Цель и возможности применения: Воспитание дружелюбия, доброжелательного отношения к сверстникам, сочувствия, умения анализировать поступки героев сказки.
Карточка №8
Русская народная сказка «Как грибы с горохом воевали»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев произведения, воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстнику; взаимопомощи.
Карточка №9
Ю. Ермолаев «Лучший друг»
Цель и возможности применения: Формирование умения анализировать поступки героев; воспитание дружелюбия, уважительного отношения к сверстникам.
Карточка №10
К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»
Цель и возможности применения: Воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения, ознакомление с такими нравственными категориями, как: добро, сострадание, сочувствие, зло.
Вывод
Одним из направлений содержания дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие дошкольников, затрагивающее аспект межличностного взаимодействия детей.
Формирование у детей представлений о бесконфликтном общении и обучение анализу конфликтных ситуаций целесообразно осуществлять на материале художественных произведений.
Наряду с чтением художественной литературы необходимо использовать и другие средства формирования гуманных чувств: музыка, природа, живопись, иллюстрации и фильмы.
Основным средством в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками является игра.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 37–42.
- Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983. – 213 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогического института / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.
- Першина Т.В., Мазурова Т.Н. Содержание готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2014 г. , г. Уфа) в 2 ч. Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 103 – 105.
- Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015. – С. 633 – 640.
[1] Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997, с. 72.
[2] Першина Т.В., Паутова А.М., Чиркова М.В. Методические рекомендации по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.// Наука и образование: новое время № 5, 2015, с. 637.
[3] Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: «Просвещение», 1983, с. 123.
[4] Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005, с. 65.
4 шага к разрешению конфликтов для детей
Понимание разрешения конфликтов для детей является обязательным условием счастливой семьи. Чтобы стать хорошим учителем или родителем для детей, вы должны обладать хорошими навыками общения и моделирования. Например, дети узнают больше о том, что они видят в своем окружении, чем о том, что они слышат. Кроме того, они всегда наблюдают за тем, как их родители и учителя разрешают конфликты.
С помощью этих четырех простых шагов можно легко научить ваших малышей навыкам разрешения конфликтов. #LightHouseSchool #разрешениеконфликтов #parentingtipsНажмите, чтобы твитнуть
Как вы можете научить своих малышей навыкам разрешения конфликтов?
Навыки разрешения конфликтов необходимы для развития здоровой дружбы между малышами. Однако дети могут не знать, как справляться с конфликтами и эмоциями в трудных дружеских ситуациях, если они не узнают об этом от взрослых.
Вот четыре шага к разрешению конфликтов для детей;
- Стоп
- Охлаждение
- Разговор
- Ремонт
1) Стоп
Малыши и младенцы плохо реагируют на неприятные ситуации, потому что они не усвоили основные навыки. Вот почему они кричат, пинаются, возражают, кричат или дерутся, когда сталкиваются с аргументом или проблемой. Если научить детей говорить спокойно, уверенно и твердо, это остановит конфликты между их сверстниками. Кроме того, мы должны учить наших детей правильно сообщать о своих потребностях и высказываться, чтобы перестать спорить.
2) Заминка
После прекращения конфликта у детей должен быть шанс успокоиться. Если дать им время остыть, это уменьшит их гнев и эмоции. Затем попросите их выбрать, что они хотят делать во время охлаждения, например, они могут бегать на месте, плакать, рисовать, потягиваться, делать глубокий вдох или кричать в подушку, прежде чем решать конфликт. Перерыв уменьшит гнев и позволит поговорить о проблеме в здоровой форме.
3) Разговор
На этом этапе каждый ребенок должен свободно говорить и искренне делиться своими чувствами. В помощь дошкольники , они должны знать, что сейчас не время обвинять друг друга, а говорить о том, что они чувствуют, побуждая их использовать Я-утверждение, чтобы избежать обвинений и новых аргументов. Кроме того, важно научиться слушать и говорить, когда предоставляется возможность, чтобы дети не прерывались и не ссорились.
4) Ремонт
Сразу же после того, как дети выразят свои эмоции, они могут разрешить конфликт с помощью лучших решений. Обучение их тому, как решать различные проблемы, поможет им справиться со всеми видами проблем. Таким образом, предварительное изготовление плакатов для них поможет им быстро получить рекомендации и эффективно справиться с конфликтом.
Будьте образцом для подражания для своих детей
Родители должны показывать детям хороший пример. Они должны не только учить детей, как справляться с конфликтами, но и делать то, чему они учат. Позволяя детям учиться на том, как они справляются с конфликтами, будучи взрослыми. Как родитель, вы должны практиковать то, чему вы учите, и знать, как управлять конфликтом, чтобы ребенок мог учиться у вас.
Обучение детей навыкам здорового разрешения конфликтов
Обучение детей разрешению конфликтов создаст гармоничную семью и мирное общество. Чтобы в будущем общество стало лучше, мы должны научить наших детей этим ценным стратегиям разрешения конфликтов. Это даже повысит их социальные навыки.
Свяжитесь с нами сейчас, чтобы узнать больше о стратегиях разрешения конфликтов для детей.
Разрешение конфликтов — помощь малышам и дошкольникам
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТИМ ПОСТОМ:
Ах, извечный вопрос: как мы можем помочь нашим детям (и самим себе, если уж на то пошло) с разрешением конфликта ? Обучение эффективным методам разрешения конфликтов можно начать в раннем возрасте. Уважение к ребенку – ключевой принцип метода Монтессори.
Научить эффективному общению может быть сложно, учитывая, что вы также несете ответственность за руководство ребенком в более сложных обстоятельствах, которые могут потребовать дисциплины. Кроме того, мы хотим, чтобы наши дети научились ладить с людьми, но не хотим заставлять их делиться. Существует метода разрешения конфликтов, которые родители, учителя и опекуны могут использовать, чтобы проложить более гладкий путь для маленького ребенка.
«То, что мы есть, учит ребенка гораздо большему, чем то, что мы говорим, поэтому мы должны быть такими, какими хотим, чтобы наши дети стали». ~ Джозеф Чилтон Пирс
- Модель саморегуляция с помощью глубоких вдохов для успокоения перед разрешением конфликта
- Удобство и комфорт для ребенка
- «Я вижу, что Крис плачет. Что нужно сделать, чтобы ему стало лучше?»
- «Что случилось, когда ты ударил Криса?»
- «Я заметил, что он упал, когда вы его толкнули».
- Модель нежное прикосновение
- Задать любопытных вопросов : «Почему велосипед не работает?»
- Перенаправить ребенка на целенаправленную деятельность , не избегая конфликта
- Не заставляйте ребенка делиться , вместо этого рассмотрите возможность задавать такие вопросы, как:
- «Когда вы хотите поделиться?»
- «Когда у Томми будет очередь?»
- «Как Томми узнает, когда ты закончишь?»
- Найдите время, чтобы научить детей
- Ролевая игра с куклами или любимыми фигурками вашего ребенка
- Найдите спокойное время, чтобы пережить ранее трудный момент.