К вопросу о системном описании психики человека
Библиографическое описание:Глазов, Л. Г. К вопросу о системном описании психики человека / Л. Г. Глазов. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1339/ (дата обращения: 24.06.2023).
У каждого великого автора своё видение строения человеческой психики. Цель данной работы – предложить психологическому сообществу результаты первоначального этапа исследований различных описаний психики человека для упрощения её анализа и систематизации научных позиций.
1. Для полноценного, системного подхода к изучению психики необходимо использовать методологию системных описаний Владимира Александровича Ганзена с применением общенаучного пентабазиса.
В.А. Ганзен пишет следующее: «…основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические.
2. Для того чтобы отнести к определенному классу элементов пентабазиса каждую из нижеприведенных точек рассмотрения психики человека, необходимо провести анализ таковых в научной литературе и выделить наиболее существенные, неотделимые от них признаки.
Для анализа обратимся к наиболее известным авторам, развившим соответствующие взгляды.Ниже, в подразделах «Элементы анализа», я опираюсь на соответствующий системный анализ элементов пентабазиса, предложенный Александром Григорьевичем Конфисахором в статье «Геополитика как предмет политической психологии» [6, с. 56].
2.1. Элементы анализа:
Время
Повторяемость
Образ жизни
Индивид
Сохранение-изменение: направленность на прошлое либо направленность на будущее, которые определяют общий стиль поведения человека. Соответствующими характеристиками личности будут сохранение способов функционирования во времени и реформаторские свойства личности.
Тезис первый:
Категории индивида соответствует коллективное бессознательное (К. Г. Юнг). Коллективное бессознательное является врожденным и присуще всем индивидам; передается из поколения в поколение, повторяясь. Оно оказывает активное влияние на способ функционирования во времени больших групп людей [10].
2.2. Элементы анализа:
Энергия
Соподчиненность
Жизненная позиция
Субъект деятельности
Получение-отдача: опасения быть использованным другими людьми; способность отказаться от собственных интересов в пользу других людей.
Тезис второй:
Категории субъекта деятельности соответствует бессознательное (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон).
По З. Фрейду, в бессознательном располагается энергетическая основа личности [8].
По А. Адлеру, у людей, хорошо приспособленных к жизни, стремление к превосходству социально позитивно. Плохо приспособленные — борются за личное превосходство и главенство над другими [1].
Кроме этого, опыт первых лет жизни откладывается в бессознательном и складывается, по Э. Эриксону, в базовое доверие/недоверие к миру (в жизненную позицию) [9].
2.3 Элементы анализа:
Пространство
Уравновешенность
Мировоззрение
Личность
Приближение-отдаление: открытость и наличие многочисленных связей с окружением (большая зависимость от других людей) или замкнутость и соблюдение дистанции, независимость от окружения.
Тезис третий:
Категории личности соответствует коллективное сознание (Э. Дюркгейм).
Коллективное сознание оказывает сильное влияние на индивидуальное сознание (на мировоззрение).
От того, как личность объединяет свое мировоззрение с коллективным, будет зависеть качество её связей с окружением и зависимость от него (член коллектива или маргинал) [5].
2.4 Элементы анализа:
Информация
Соразмерность
Картина мира
Индивидуальность
Различение-сходство: разные способы переработки информации: восприятие различий либо сходства объектов; способность к анализу или синтезу; тенденция к подробному описанию объекта или к обобщению объектов, использованию аналогий.
Тезис четвертый:
Категории индивидуальности соответствует сознание (В.М. Аллахвердов).
Сознание через получение информации из реальности конструирует свою картину мира и пытается сделать её всё более адекватной реальности через соотнесение её различия-сходства с миром [2].
3. Заключение
На основании анализа можно обозначить (очень обще и предварительно, схематически) понятийный пентабазис, состоящий из четырех рядоположных понятий (коллективное бессознательное, бессознательное, коллективное сознание, сознание) и одного объединяющего (психика). Полученное описание (рис. 1) в дальнейшем будет уточнено и дополнено. Оно может быть успешно использовано для дальнейших исследований с целью создания целостной теории психики человека.
Данная модель является топографической, но не структурной. Определены точки описания психического бытия человека, однако дан лишь общий взгляд на их взаимодействие и взаимовлияние.
|
|
|
|
||
|
|
|
Рис. 1 Результат использования системного анализа элементов научного пентабазиса для системного описания психики человека.
Заинтересовавшимся методологией системных описаний и её практическим применением рекомендую работы Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания», В.А. Ганзена — «Системные описания в психологии», А.И. Юрьева — «Введение в политическую психологию», А.Г. Конфисахора «Системные описания в психологии».
Литература:
Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека. Москва, Академический проект, 2011.
Аллахвердов В.М. Осознание власти и власть сознания. // Психология власти: Материалы международной конференции «Психология власти». Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2005. С. 69
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград, Издательство ЛГУ, 1969.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Ленинград, Издательство ЛГУ, 1984.
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. Москва, Мысль, 1994.
Конфисахор А.Г. Геополитика как предмет политической психологии. // Психология власти – 2008: Материалы Второй международной научной конференции. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2008. С. 56
Конфисахор А.Г. Системные описания в психологии. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2004.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Москва, Прогресс, 1992.
Эриксон Э. Детство и общество. Москва, Летний сад, 2000.
Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика. Киев, СИНТО, 1995.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, Издательство СПбГУ, 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): Элемент анализа, Коллективное сознание, Бессознательное, Жизненная позиция, Картина мира, Адлер, Образ жизни, политическая психология, системный подход, Субъект деятельности.
Исследования бессознательной сферы в современной…Категории субъекта деятельности соответствует бессознательное (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон).
К вопросу о системном описании психики человека. Категории индивида соответствует коллективное бессознательное (К. Г. Юнг).
Анализ взаимодействия сознания и бессознательного в романе…В статье представлены результаты анализа романа Г. Уэллса «Отец Кристины-Альберты» с позиции взаимодействия сознания и бессознательного.
В современном обществе важно выявить, каким образом взаимодействует сознание и бессознательное.
Проявления иррационального в
политическом поведенииПри анализе коллективной ментальности следует исходить из того, что данное понятие описывает именно специфику отражения внешнего мира
Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, политическое поведение, Адлер, схематизированный вид. ..
Системный подход в развитии личности индивидуума и его…1.1. Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.
Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях.
Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений…
Подходы к анализу идентичности в науке о международных…Складывающийся в процессе политической коммуникации образ сопряжен с символами, которые
В первые постсоветские годы наблюдалось методичное разрушение «советской картины мира», демонтаж
Основные теоретические подходы к анализу внешней политики. ..
Субъектность личности как компонент психологического здоровья
Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два
В психологии основы субъектного подхода были заложены С. Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное.
Отдельные аспекты влияния
бессознательных психических…Системный анализ преступности, помимо установления целей, включает также необходимость исследования
Воля субъектов преступной деятельности, имеющая антиобщественную направленность
Если мы допускаем существование коллективного бессознательного, то…
Влияние кризисной ситуации на особенности построения.
..Таким образом, субъективная картина жизненного пути личности представляет собой сложный
б) ваша работа. в) политическая и экономическая ситуация в стране.
жизненный путь, личность, жизненная перспектива, субъект жизни, жизнь, смысл жизни, временная…
Анализ научных подходов к изучению природы и сущности…Второй подход — социальный, рассматривающий причинами террористических деятельности различные социальные аспекты общественной жизни.
Субъективная «картина мира» индивида, представляющая собой систему образов о мире, месте человека в нем…
Читать онлайн «Идея системности в современной психологии» – Литрес
© Институт психологии Российской академии наук, 2005
Введение
Книга, предлагаемая вашему вниманию, посвящена анализу различных аспектов психики и поведения человека с точки зрения их целостности, единства. Речь идет об идее системности и формах ее реализации в психологической науке. Возникнув в глубокой древности и пройдя многовековой путь, она получила мощный импульс в XX столетии в связи с выдающимися достижениями естествознания и техники и решением глобальных проблем человечества.
Суть идеи заключается в том, что вещи или явления рассматриваются как единое целое, обладающее свойствами, не сводимыми к свойствам своих частей. Собственное бытие системы описывается в терминах элементов, связей, структуры, функции, организации, управления, развития и др. Она имеет определенные границы, противопоставлена окружающей среде, может быть закрытой или открытой, механической или органической.
Системность играет роль объяснительного принципа научного познания, ориентируя исследовательскую практику в наиболее оптимальном направлении. Согласно данному принципу знание должно быть выстроено по внутренней логике предмета, а его различные фрагменты – синтезированы в целостную картину. Это весьма желательно, но не всегда возможно. Так, представления о душе фиксируют ни из чего не выводимое целое, ассоцианизм, напротив, абсолютизирует простейшие элементы психики (ощущения, чувствования). Не снимают проблему ни эклектическая позиция исследователя, допускающая внешнее соединение разномерных реальностей, ни редукционизм – сведение целого к частям или более простым явлениям. Принцип системности предполагает специальную работу по построению предметного содержания науки адекватными методологическими средствами.
Образы системности в психологии многочисленны. Это и гомеостазис (У. Кеннон), и рефлекторное кольцо (И. М. Сеченов, Н. А. Бернштейн), и гештальт (В. Келер, К. Коффка), и высшие психические функции (Л. С. Выготский), и деятельность (А. Н. Леонтьев). Возникая в разных областях науки, они несут общее содержание и, вместе с тем, дополняют и в чем-то модифицируют друг друга. Сложилась потребность в синтезах более высокого порядка, которые бы объединяли разные грани и различные измерения психики и поведения. Ответом на нее и стал системный подход, который в 60–70-х годах оформился в самостоятельное методологическое течение. Правда, и оно оказалось неоднородным. Широкое распространение в биологических науках и психологии получила общая теория систем (Л. Берталанфи), ориентированная на поиски универсальных закономерностей строения и функционирования сложно организованных объектов. В версии системного подхода, предложенной Б. Ф. Ломовым, подчеркивалась специфичность и многообразие целостных образований психики, их зависимость от сферы бытия человека, уровня его организации и развития. По существу это была одна из форм диалектики, идеи которой вводились в предметное поле психологии классиками отечественной науки Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым и особенно С. Л. Рубинштейном. Характерной чертой ломовской версии стала открытость новому знанию, другим научным школам и течениям.
Анализ показывает, что за прошедшие десятилетия предпосылки системного подхода в психологии не только не исчезли, но и упрочились. Остро стоит вопрос о природе психического как многокачественного, сложно организованного, развивающегося целого. Не решена проблема синтеза разнородного знания о психических явлениях. Противоречиво протекает «врастание» психологической науки в различные сферы практики. Исследователей все чаще интересует взаимодействие различных по природе явлений, множественность форм их протекания, структура и уровни психической организации. Ставится вопрос о логике взаимопереходов и взаимовключений психических реальностей, а также конкретных объединениях психологического знания, полученного в разных исследовательских парадигмах. Обращение к принципу системности отвечает как текущему состоянию психологии, так и тенденциям ее развития.
Особенность сегодняшнего дня состоит в том, что приоритетными становятся исследования не столько организации и функционирования целостных образований, сколько их порождения и развития. Развертывается генетическое направление системного подхода.
Другая особенность заключается в акцентуации оснований интегративности и целостности психических явлений, которая связана с разработкой понятия субъекта. Очевидно, что любой психический акт совершается не сам по себе, а отнесен к субъекту жизни и включен в контекст его развития. Субъект выполняет роль стержня, или интегрирующего звена, объединяющего различные формы и проявления психики. Человек как субъект способен распоряжаться собственными ресурсами и, благодаря этому, строить отношения с миром. Активность, самодетерминация, саморегуляция, саморазвитие и самосовершенствование – ключевые характеристики субъекта жизни, которые сегодня подвергаются интенсивному исследованию. В этой связи открывается пласт важных экзистенциальных проблем психологии – смысла жизни, отношения к высшим ценностям, самореализации человека и т. п.
Наконец, благодаря успехам экологической психологии, из тени выводится объект жизнедеятельности, т. е. совокупность реальных обстоятельств жизни человека, полагающая наряду с элементами и отношениями среды самого индивида. Речь идет о ситуации (мире) – подвижной системе детерминант активности субъекта и одновременно результате этой активности. Субъект и объект оказываются полярностями одного и того же фрагмента бытия – события жизни, включающего психические явления в единстве с условиями их существования и развития. Усиливается онтологической план исследований, позволяющий наиболее полно выразить многокачественность, целостность и развитие психики. Изучение законов движения подобных образований – их зарождения, формирования, взаимопереходов и взаимовлияний, уровней организации, координации и транформации – представляется одной из центральных задач психологической науки.
Хотя принцип системности наиболее подробно обсуждается в первом разделе книги, он пронизывает все последующие главы, обусловливает постановку исследовательских задач, организацию эмпирических процедур и интерпретацию описываемых данных. Общность, на первый взгляд, разнородных исследований обеспечивается особенностями применяемого подхода. Во-первых, изучаются преимущественно развивающиеся целостности (палеогенез, социогенез, профессиогенез, функциональный генез тех или иных психологических образований и функций). Во-вторых, явления рассматриваются как полисистемные, представляющие собой «узлы» разнообразных качеств и свойств (этим объясняется, в частности, интерес к анализу ситуаций, жизненного, технического или экологического контекстов событий). В-третьих, изучаемые системы полагаются как субъектоцентрические, что с самого начала открывает «выход» на проблематику личности и ее взаимоотношений с миром. В-четвертых, особое внимание в выполненных работах уделяется формам системной детерминации психических явлений.
Монография включает шесть разделов.
В разделе I – «Теория и методология системных исследований психики» рассматриваются общие проблемы системного познания психики и поведения. Обсуждаются тенденции развития системного подхода в психологии, взаимосвязь его версий и форм, способы реконструкции психологического знания и моделирования целостных образований психики.
Раздел II – «Организация и развитие живых систем» посвящен исследованию природных оснований психических явлений. Демонстрируются пути реализации системной методологии в общей и дифференциальной психофизиологии, а также в зарождающейся палеопсихологии.
Предметом исследования раздела III – «Структура и динамика познавательной сферы человека» является способ и условия приобретения субъектом новых знаний. С системных позиций анализируется восприятие, практическое мышление и интеллект.
В разделе IV – «Личность в системе социальных отношений» прослеживаются закономерности организации и детерминации целостных образований личности. Показано своеобразие исследований способностей человека, его социальных представлений и межличностного общения.
Раздел V – «Психологические аспекты профессиональной деятельности» знакомит с исследованиями психологических предпосылок, генезиса и механизмов деятельности человека. На материале различных видов труда проводится системный анализ профессиональной пригодности человека, его становления как специалиста и регуляции деятельности.
Завершающий раздел VI – «Экологическая парадигма в психологии» посвящен проблеме взаимоотношений человека с окружающей средой. В русле системного подхода обсуждаются категориальный строй экологической психологии, принципы конструирования и изучения искусственно «расширенной среды», особенности репрезентаций пространственно-предметной среды.
Несмотря на широту охвата, материалы, представленные в монографии, касаются лишь части проблем, вытекающих из идеи системности. Многие их них остались за рамками исследований и требуют специальной разработки и отдельных публикаций.
Представленная книга является наиболее крупным отечественным изданием по заявленной теме. В ее подготовке приняли участие ведущие специалисты в соответствующих областях психологического знания: К. А. Абульханова (глава 12), Ю. И. Александров и А. К. Крылов (глава 5), Т. Ф. Базылевич (глава 6), В. А. Барабанщиков (предисловие, глава 1 и 8), В. А. Бодров (глава 14), Д. Н. Завалишина (глава 10), А. В. Карпов (глава 11), В. А. Кольцова (глава 3), С. Лалу и В. Н. Носуленко (глава 18), Т. М. Марютина и Ю. Г. Панюкова (глава 19), А. А. Митькин (глава 2), В. Н. Носуленко и Е. С. Самойленко (глава 13), А. А. Обознов (глава 16), В. И. Панов (глава 17), Ю. П. Поваренков (глава 15), Т. Н. Савченко (глава 4), Д. В. Ушаков (глава 9), А. Н. Харитонов (глава 7).
Авторы благодарят издательство Института психологии РАН заоткрытость к сотрудничеству, доброжелательность и высокий профессионализм.
Раздел первый
Теория и методология системных исследований психики
Глава 1
Принцип системности в современной психологии: основания, проблемы, тенденции развития[1]
Говоря о системном подходе к исследованию действительности, подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т. е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии и гетерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности (целостностей). Этим определяется эвристический потенциал данного подхода и границы его применения. Согласно принципу системности изучаемые явления рассматриваются с точки зрения целого и обладают свойствами, которые невозможно вывести из его фрагментов или частей. На передний план выдвигается логика целостности, синтеза, взаимопереходов и взаимовключений.
Основания системных исследований психики
История психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу, асистемной точки зрения на природу психики и поведения. Наиболее последовательно она реализовывалась эмпирической психологией сознания и классическим бихевиоризмом, которые постулировали существование исходных элементов (ощущений, реакций), объединяемых внешними связями (ассоциациями), а также обусловленность психики и поведения жесткими каузальными зависимостями. Следствием такого подхода стало распространение редукционизма (физиологического, логического, социологического, кибернетического, информационного), опасность утери специфики предмета психологии и кризис методологических основ психологической науки. Собственно преодоление этого кризиса и связано с освоением (большей частью неосознанно) системного взгляда на предмет психологического познания. Начиная с гештальтпсихологии, критерии научности все больше ассоциируются не столько с аналитическим, сколько с синтетическим, целостным подходом, вписывающим психическое в систему жизненных связей и отношений человека, с одной стороны, и подчеркивающим самостоятельность целого относительно образующих его компонентов – с другой. Существенные шаги в раскрытии системной природы психики в отечественной науке сделаны Б. Г. Ананьевым, В. М. Бехтеревым, Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, В. Ф. Мерлиным, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, А. А. Ухтомским и др. Системный анализ поведения и деятельности устойчиво связан с именами П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Бернштейна и др. В этом же методологическом ключе работал и Б. Ф. Ломов, рассматривавший системность в качестве основного регулятива психологического познания.
Актуальность системных исследований в психологии обусловлена рядом обстоятельств.
Онтологический план. Прежде всего это представление о системной природе психических явлений, которое выступает в качестве не столько исходного постулата (как это было, например, в гештальтпсихологии), сколько определенного итога развития знания о психике (Ломов, 1984). Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в перманентно меняющейся среде (мире). В разных отношениях психическое открывается и как отражение действительности, и как отношение к ней, и как функция мозга, и как регулятор поведения, деятельности и общения, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Возникая как феномен жизни, оно достигает высот творчества, самосознания и духовности. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и онтологически неразделимы.
С этой точки зрения системные исследования выражают форму познания психического, адекватную его природе, а главная задача психологической науки формулируется как выявление принципов и закономерностей возникновения, функционирования и развития систем: а) психики в целом, б) ее компонентов и субкомпонентов, в) образований, включающих психику в качестве своей непосредственной предпосылки или внутреннего условия (поведения, деятельности, общения, игры и т. п.).
Отсюда начинается шлейф острых вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. О каких системах идет речь в психологии? Как представить психическое (образование, состояние, процесс) в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура и системообразующие факторы? Какими свойствами обладают подобные системы? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо «повисают в воздухе», либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности.
В данном контексте фраза, высказанная Л. С. Выготским свыше 70-и лет назад, звучит пророчески: «Системы и их судьба – в этих двух словах для нас должны заключаться альфа и омега нашей ближайшей работы» (Выготский, 1996, с. 357).
Гносеологический план. Современная психология занимает одно из центральных мест в совокупном научном познании. Без ее всестороннего развития невозможно установить необходимые связи между биологией и историей, медициной и экономикой, педагогикой и техникой, этнографией и политикой. Важнейшая функция и историческая роль психологии состоит в том, чтобы служить интегратором научных дисциплин, изучающих человека (Ананьев, 1980; Piaget, 1970; 1972). В отличие от философии психология синтезирует данные о человеке на конкретно-научном, т. е. операциональном уровне, допускающем их верификацию и прямое практическое использование.
Широкий фронт взаимосвязей психологии с фундаментальными науками и научно-практическими комплексами является важным фактором и ее собственного движения. На пересечении различных дисциплин аккумулируются значительные резервы развития психологической науки, которые рано или поздно оформляются в ее специальные области. Таким путем возникли, например, психофизиология, социальная психология, психология труда, инженерная психология. Каждая из смежных областей знания привносит в психологию свои нормы, идеалы, строй понятий, методы исследования, которые далеко не всегда могут быть гармонизированы, а иногда принимают вид антиномий. В частности, естественнонаучный и гуманитарный подходы в психологии предлагают альтернативные основания выбора проблем и образцов их решения. Поэтому вопрос о путях развертывания психологии в системе научного знания, в том числе о механизмах его интеграции, представляется весьма актуальным.
Другой, не менее важной, причиной обращения к принципу системности являются высокие темпы дифференциации психологического знания и связанная с этим методологическая и теоретическая разобщенность исследований. Именно эта тенденция порождает проблему когерентности психологии, т. е. возможности ее существования как единой науки, и оказывается благодатной почвой для редукционизма и эклектики (Giorgi, 1992; Koch, 1992). Чрезвычайное разнообразие подходов к исследованию психического (им соответствует многообразие принципов, понятий, методов исследования, эмпирических данных) обостряет проблему предмета психологии и ее метода.
Первостепенное значение в данной ситуации приобретает вопрос о способах объединения разнородного психологического знания и синтезах более высокого порядка. Так, одно и то же психическое явление, например, восприятие в рамках экологического подхода описывается и изучается как функция проксимальной стимуляции; в рамках информационного – как прием, хранение, переработка и использование информации; в рамках деятельностного подхода – как построение субъектом предметного образа действительности и т. п. При этом каждое из направлений претендует на целостное и систематическое изображение своего предмета. Но какова же психологическая сущность восприятия в целом? Как получить (в понятиях) более или менее «объемную» картину перцептивного процесса? На какой основе и как объединять существующие подходы?
Решение этих вопросов непосредственно связано с разработкой проблемы организации психологического знания и представления его как многомерной, многоуровневой развивающейся системы. На сегодняшний день ее архитектоника и способы движения отрефлексированы слабо.
Методологический план. Нельзя не учитывать и необходимость спецификации самого системного подхода в психологии: его функций, строения, видов, форм реализации, логики развития. Без такой работы понять широкий спектр отношений психологов к системному подходу и всерьез обсуждать его перспективы вряд ли возможно.
Принцип системности принимает в психологии различные формы. В зависимости от познавательных задач дифференцируются: системно-структурное, структурно-уровневое, системно-функциональное, системно-генетическое и другие направления исследования. К системным концепциям могут быть отнесены, например, интерактивная теория личности (Magnusson, Torestad, 1990; 1993), информационная модель познавательных процессов (Neisser, 1967), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975) и некоторые другие теоретические конструкты. По-разному реализуются постулаты системного подхода в прикладной психологии и смежных с психологией дисциплинах (в эргономике, психиатрии, нейрофизиологии и пр. ).
Иначе говоря, сам системный подход оказывается многомерным, многоплановым, развивающимся и нуждается в соответствующей проработке. Важным представляется изучение эволюции системных идей в психологии – отечественной и зарубежной; выявление предпосылок, стадий и тенденций развития системного подхода; определение его границ; соотнесение принципа системности с другими регулятивами психологического познания. Остается неясным место системного подхода в ряду других методологических ориентаций в психологии, а также его соотношение с конкретно-научными подходами: когнитивным, деятельностным, интеракциональным, гуманистическим, экологическим и др. Требует более глубокого анализа его взаимосвязь с системным движением в науке в целом, а также с родственными течениями: структурно-функциональным анализом и, особенно, со структурализмом.
Как известно, оба последних течения носят антиэлементаристский характер, предполагают комплексность, междисциплинарность исследований, но реализуют принцип целостности через понятия либо функции, либо структуры. В отличие от них системный подход опирается на более широкий понятийный базис (понятие система фиксирует «узел» таких понятий, как организация, структура, связь, отношение, элемент, управление и т. п.), что позволяет исследователю конструировать более дифференцированные представления о целостностях и иметь более широкий спектр путей их изучения. Применительно к психологии предпочтительность системного подхода заключается в его способности более адекватно выражать диалектику биологического и социального, сознательного и бессознательного, включать в анализ субъекта психических явлений, а также раскрывать закономерности развития целостных образований. Последнее, правда, учитывается в постструктуралистических течениях (Л. Гольдман).
Наконец, серьезного внимания заслуживает вопрос о взаимоотношениях системного подхода с синергетикой – наукой о самоорганизации сложных систем. В последнее время много говорят о смене парадигм системного мышления. В его развитии выделяют два большие этапа. На первом этапе (60–70-е годы) основное внимание уделяется равновесным системам и обратимым состояниям. Типичными являются исследования Л. фон Берталанфи (Bertalanffy, 1971), различные варианты системно-структурного и структурно-уровнего подходов (Блауберг, Юдин, 1973; Уемов, 1978). Второй этап (с 80-х годов) характеризуется переходом к анализу неравновесных систем и необратимых состояний (работы И. Пригожина (1985), Г. Хакена (1980) и др.). Идеи спонтанного возникновения порядка из хаоса, принципиальной непредсказуемости поведения систем в точках бифуркации, созидательной роли положительных обратных связей и др. давно перешагнули границы термодинамики и химии горения, в которых они родились и экспериментально оформились. Синергетический взгляд на мир активно распространяется в психологии, социальных науках, философии, педагогике, хотя правомерность переноса закономерностей абиотических форм движения материи на биологические и особенно социальные требует специальной аргументации: способы самоорганизации животных и человека слишком далеки от самоорганизации в неживой природе (Митькин, 1998). На сегодняшний день взаимоотношения психологии (прежде всего психологии развития) и синергетики очень напоминают взаимоотношения психологии с кибернетикой 30-летней давности, когда специфические проблемы природы психического пытались формулировать и решать на неспецифическом языке (информации, управления, обратной связи и др.). В этой связи представляется важным изучить условия сопряжения оснований синергетики и психологической науки, провести сопоставительный анализ феноменов «самоорганизации» и «порождения» в психологии, а также более детально рассмотреть гносеологический аспект проблемы: возможности синергетического подхода в организации психологического знания.
Практический план. Развертывание принципа системности происходит на фоне непрерывного втягивания психологии в решение задач различных сфер общественной жизни (управления коллективами, бизнеса, сферы обслуживания, обучения и воспитания, охраны здоровья, политики и многих других). Психология все больше превращается в область профессиональной практической деятельности, которая формирует собственные нормы и принципы работы, понятийный аппарат, методы и задачи. Складывается основание научно-практического направления системного подхода, связанного, с одной стороны, с идентификацией психологических проблем в разных сферах деятельности человека, а, с другой – с использованием психологических знаний в реальных жизненных ситуациях.
Как известно, попытки прямого внедрения концепций человеческой психики и поведения в различные сферы практики наталкиваются на непреодолимые трудности. Встает задача разработки понятийного аппарата и соответствующей методологии, которые позволили бы конкретизировать научное знание применительно к реальной жизни и деятельности людей. Ее решение невозможно вне системного анализа самой практической сферы – «реального объекта», способов его соотнесения с теоретической моделью и связи психологии с другими научными дисциплинами.
Многообразие прикладных областей психологии, а также форм и видов психологической практики по-своему стимулируют процесс дифференциации научного знания, включая его расщепление на «объективную» (естественно-научную) и «субъективную» (социокультурную) составляющие. Тем не менее именно в практической сфере человек непосредственно выступает перед психологом как органическое целое, в единстве разнопорядковых свойств, и требует к себе целостного же отношения. Более того, практический психолог вынужден использовать для решения своих задач концепции и методы различных школ и научных направлений. Здесь обнаруживается вся парадоксальность современной познавательной ситуации: психологические практики и практические технологии, построенные на основе конкурирующих теорий и призванные, казалось бы, подтвердить их научную состоятельность, спокойно уживаются друг с другом.
Системный взгляд на человека, его психику и поведение является необходимой предпосылкой использования методов психологии в практических целях. Так, эффективность диагностики психических свойств человека определяется знанием не только соответствующего эмпирического закона, но и способов его реализации в жизни конкретной личности. Это требует обращения к другим свойствам человека и выяснения места данного закона среди других закономерностей психики. Неоднозначным оказывается и построение психологического прогноза. Он должен учитывать как совокупность внешних обстоятельств, так и момент самодетерминации, т. е. меру и способы активности человека, обеспечивающие возможные варианты поведения. Наконец, в силу множественности детерминант психических явлений задача организации воздействия на человека может решаться различными путями. Важно предвидеть, что произойдет с поведением в целом при изменении одной или нескольких выбранных детерминант, как они зависят от других условий поведения, а также, каков побочный эффект предполагаемого воздействия.
Таким образом, обращение к принципу системности в психологии отражает ее актуальное состояние и генеральную тенденцию развития. Воплощение данного принципа в «материал» психологической науки является самостоятельной проблемой, вернее деревом проблем, решение которых требует специальных усилий.
Отметим, что, как и любая методология, системный подход не предназначен для решения собственных проблем психологии. Его функция заключается лишь в том, чтобы обеспечить работу по построению предметного содержания науки средствами данной методологии. В зависимости от того, насколько это содержание окажется адекватным исследуемой реальности и применяемым средствам, можно будет судить об эффективности подхода в целом.
Предотвращение хронической боли: системный подход человека
Предотвращение хронической боли: системный подход человека
31 751 уже зачислены основы
Преподаватель: д-р Джеймс Fricton, DDS, MS
Входит в состав Coursera Plus
(377 отзывов)
Начальный уровень
Предыдущий опыт не требуется
Прибл. 44 часа на выполнение
3 недели по 14 часов в неделю
Гибкий график
Учитесь в своем собственном темпе
Приобретаемые навыки
Категория: Лечение хронической боли
Хроническая боль УправлениеКатегория: План
ПланКатегория: Обезболивание
ОбезболиваниеКатегория: Лечение опиоидной зависимости и злоупотребления
Опиоидная зависимость и лечение злоупотребления
Подробная информация
Общий сертификат
Добавить в свой профиль LinkedIn
Тесты и оценки
0 тестов, 18 оценок
Английский
Субтитры: арабский, немецкий,
9 0002Языки
Доступно на английском языке
Субтитры: арабские , немецкий, португальский (европейский), вьетнамский, русский, английский, итальянский, французский, испанский
Узнайте больше о Coursera for Business
В этом курсе 10 модулей
Хроническая боль находится на уровне эпидемии и стала самым дорогостоящим заболеванием в здравоохранении. Этот курс использует доказательную науку с творческим и экспериментальным обучением, чтобы лучше понять хронические болевые состояния и то, как их можно предотвратить с помощью самоуправления в наших когнитивных, поведенческих, физических, эмоциональных, духовных, социальных и экологических сферах.
В этом первом модуле мы познакомим вас с курсом и представим обзор тем для обсуждения и формата курса. Мы также представим информацию о получении непрерывного образования, вступлении в Международное общество близорукости и поддержке Кампании по предотвращению хронической боли 8 Промо-видео для Курс•4 минуты•Предварительный просмотр модуля
6 показаний•Всего 60 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- Начало работы•10 минут
- Программа•1 0 минут
- Доклад о предотвращении хронической боли: МООК•10 минут
- Знакомство с преподавателями•10 минут
- Краткое изложение дилеммы хронической боли•10 минут
1 тест•Всего 30 минут
- 9003 Тест 8 модулей: Здравоохранение Дилемма•30 минут
Что включено
14 видео3 чтения2 викторины
14 видео•Всего 126 минут
- 1 Оценка боли с использованием модели трансформационной помощи •1 4 минуты•Предварительный просмотр модуля
- 2 Характеристики оценки боли •16 минут
- 3 Опрос пациента •1 минута
- 4 Оценка семи миров•5 минут
- Опрос пациента 1: Энджи•7 минут
- Опрос пациента 2: Берни•7 минут
- Интервью с пациентом 3: Лорри • 5 минут
- Интервью с пациентом 4: Шантель • 11 минут
- Интервью с пациентом 5: Лидия • 8 минут
- 1 Биомедицинская модель в сравнении с системным подходом человека • 8 минут
- 2 Целостная сложность: «Целое больше, чем сумма его частей» •12 минут
- 3 Теория хаоса: небольшие изменения, большие последствия •7 минут
- 4 Каким вы хотите быть? •3 минуты
- Кибернетика: циклы нашей жизни •17 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- План: Влияние хронической боли на человека•10 минут
- Схема: Баланс между здоровьем и болезнью•10 минут
2 викторины • Всего 60 минут
- Тест модуля: Влияние хронической боли на человека • 30 минут
- Тест модуля: Баланс между здоровьем и болезнью • 30 минут
Что включено 90 091
12 видео4 чтения2 теста
12 видео • Всего 176 минут
- 1 Миофасциальная боль: клинические характеристики • 11 минут • Модуль предварительного просмотра
- 2 Миофасциальная боль: причины • 15 минут
- 3 Миофасциальная боль: увековечивающие факторы • 22 минуты
- 4 Миофасциальная боль: обследование триггерных точек •18 минут
- 5 Миофасциальная боль: стратегии лечения •23 минуты
- Демонстрация клинических триггерных точек •1 минута
- 1 Влияние •13 минут
- 2 Распространенные орофациальные заболевания • 12 минут
- 3 Заболевание височно-нижнечелюстного сустава •12 минут
- 4 Факторы риска и защиты •15 минут
- 5 Лечение ВНЧС •21 минута
- 6 Профилактика ВНЧС •8 минут
4 показания•Всего 40 минут
- Еженедельный обзор • 10 минут
- План: Миофасциальная боль • 10 минут
- Обновленная информация о миофасциальной боли и фибромиалгии • 10 минут
- Раздаточный материал: ВНЧС и орофациальная боль • 10 минут
- Тест модуля: Миофасциальная боль • 30 минут
- Тест модуля: ВНЧС и орофациальная боль • 30 минут
Что включено
14 видео3 чтения2 тесты
14 видео • Всего 266 минут
- 1 Что вы можете сделать, чтобы предотвратить головную боль: введение •2 минуты•Модуль предварительного просмотра
- 2 Понимание вашей головной боли •8 минут
- 3 Диагностика головной боли •6 минут
- 4 Триггеры головной боли и сопутствующие факторы •5 минут 900 38 5 А как насчет мышечной дисфункции? •7 минут
- 6 Трансформация эпизодической головной боли в хроническую •18 минут
- 7 Лечение головной боли: индивидуальный план лечения •8 минут
- 8 Планирование лечения: от простого к сложному •6 минут
- 1 Презентация • 25 минут
- 2 Диагностика • 35 минут
- 3 Серьезность • 23 минуты
- 4 Заблуждения • 24 минуты
- 5 Лечение (1:02:57) • 62 минуты 9 0038 6 Управление образом жизни • 29 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- Раздаточные материалы при головной боли•10 минут
- Раздаточный материал: Новые разработки в лечении синдрома фибромиалгии•10 минут
2 теста•Всего 60 минут
- Модуль теста: Головная боль•30 минут
- Модуль теста: Фибромиалгия•30 минут
Что включено
900 02 9 видео2 чтения2 викторины9 видео•Всего 134 минуты
- 1 Артрит: понимание и ожидания •11 минут•Модуль предварительного просмотра
- 2 Артрит: факторы риска и защиты •7 минут
- 3 Стратегии лечения боли при артрите •5 минут
- 4 Скрининг функциональной подвижности •6 минут
- 1 Хроническая боль Объем и характер проблемы • 14 минут
- 2 Периферические и центральные нервные механизмы боли • 25 минут
- 3 Молекулярные пути персистирующей боли • 29 минут
- 4 Перекрывающиеся характеристики состояний хронической боли • 9 минут
- 5 Индивидуальная помощь при хронической боли •24 минуты
2 чтения•Всего 20 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- Раздаточный материал по артриту•10 минут
2 теста•Всего 60 минут
- Тест модуля: Артрит•30 минут
- Тест модуля: Механизмы хронической боли•30 минут
Что включено
1 2 видео3 чтения2 викторины
12 видео•Всего 122 минуты
- 1 Механизмы скелетно-мышечной боли •12 минут•Модуль предварительного просмотра
- 2 Повторяющаяся нагрузка •12 минут
- 3 Постуральная нагрузка •10 минут
- 4 Упражнения •6 минут
- 5 Предотвращение травм •13 минут
- Демонстрация в клинике: Упражнения •6 минут
- Демонстрация в клинике: Растяжка •7 минут
- Последний свиток: Благословение здоровья•4 минуты
- 1 Когнитивное измерение боли Опыт: понимание и ожидание •13 минут
- 2 Самоэффективность и самоуправление •8 минут
- 3 Устойчивость и адаптация к изменениям •14 минут
- 4 Принятие изменений: повышение устойчивости •12 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Еженедельный обзор • 10 минут
- Раздаточные материалы по телу • 10 минут
- Схема для разума • 10 минут
2 теста • Всего 60 минут
- Тест модуля: тело • 30 минут 9 0041
- Проверка модуля: The Mind: The Cognitive Dimension•30 минут
Что включено
10 видео3 чтения2 викторины
10 видео•Всего 139 минут
- 1 Циклы Social Lives We Live •7 минут•Предварительный просмотр модуля
- 2 Нейропластичность: механизмы социального риска •8 минут
- 3 Насилие, конфликты и социальные стрессоры: внутренний конфликт и боль •8 минут
- 4 Посттравматический стресс (ПТСР) и хроническая боль •11 минут
- 5 Профессиональные Стресс, вторичная выгода, инвалидность и хроническая боль •16 минут
- 6 Социальная поддержка и позитивные отношения: защитные факторы •15 минут
- 1 Негативные эмоции — факторы риска хронической боли •17 минут
- 2 Защитные факторы: управление отрицательными эмоциями и Использование позитивной психологии для исцеления • 16 минут
- 3 Самоконтроль хронических и ежедневных эмоциональных проблем для облегчения физического состояния •19 минут
- 4 Экспериментальные упражнения для саморегуляции•17 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Обзор за неделю•10 минут 9004 1
- Раздаточные материалы для Общество и боль • 10 минут
- Раздаточный материал об эмоциях и боли • 10 минут
2 викторины • Всего 60 минут
- Тест модуля: Общество • 30 минут
- Тест модуля: Эмоциональные проблемы • 30 минут
Что включено
14 видео3 чтения2 теста
14 видео•Всего 153 минуты
- 1 Беговая дорожка Lifestyle •9 минут•Модуль предварительного просмотра
- 2 Сон и хроническая боль • 12 минут
- 3 Диета и хроническая боль Боль • 20 минут
- 4 Ожирение, расстройства пищевого поведения и хроническая боль • 13 минут
- 5 Химические вещества: лекарства, курение, употребление алкоголя и наркотиков • 10 минут
- 6 Ежедневные занятия (уровень активности, равновесие, темп, время, и вариация) •10 минут
- Видеоупражнение: управляемая релаксация •10 минут
- 1 Экологические риски и их влияние на хроническую боль •10 минут
- 2 Автомобильные аварии и хроническая боль •11 минут
- 3 Несчастные случаи и хроническая боль •6 минут
- 4 Медицинские и стоматологические риски и хроническая боль •6 минут
- 5 Риск заражения: оставаться чистым, свободным от инфекций и быть здоровым •8 минут
- 6 Загрязнение: воздух, шум, вибрация и погода •14 минут
- 7 Защитите себя: изменение окружающей среды для предотвращения хронической боли •9 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- Раздаточный материал: Образ жизни и боль•10 минут
- Раздаточный материал : Окружающая среда и боль• 10 минут
2 викторины•Всего 60 минут
- Тест модуля: Царство образа жизни•30 минут
- Тест модуля: Окружающая среда•30 минут
Что включено 90 091
13 видео3 чтения2 викторины
13 видео•Всего 108 минут
- 1 Восстановление благополучия: роль надежды и цели в выздоровлении от хронической боли •10 минут•Модуль предварительного просмотра
- 2 Опасности восприятия : Эффекты Стресс на разум, тело и эмоции •11 минут
- 3 Возвращение к себе: эффективность сострадания и внимательности •15 минут
- 4 упражнения: дыхание, расслабление и медитация осознанности •20 минут
- Last Scroll: The Blessing of Love v2 Last•4 минуты
- 1 Результат Модель теста текущего состояния (OPT) •5 минут
- 2 Представление знаний и формирование структуры •6 минут
- 3 Сеть клинических рассуждений •7 минут
- 4 Слушание и понимание историй людей •2 минуты
- 5 Создание и активация динамики клинического мышления •3 минуты
- 6 Дополняющий характер проблем и результатов •4 минуты
- 7 Четыре элемента клинического суждения •11 минут
- Последний свиток: Падающая башня и страх v2•5 минут
3 чтения•Всего 30 минут
- Обзор за неделю•10 минут
- Раздаточный материал: Дух и боль•10 минут
- Раздаточный материал: Пациент История • 10 минут
2 викторины•Всего 60 минут
- Викторина модуля: Дух: Обретение понимания, надежды и цели•30 минут
- Викторина модуля: История пациента•30 минут
Что включены
20 видео4 чтения1 тест
20 видео • Всего 277 минут
- 1 Решение проблем с помощью нашей текущей системы здравоохранения • 13 минут • Предварительный просмотр модуля
- 2 Внедрение преобразующей помощи: случай Моны Лизы • 16 минут 9 0041
- 3 Какие вмешательства работают при хронической боли? •16 минут
- 4 Как насчет опиоидов для предотвращения хронической боли? •8 минут
- 5 Как насчет операции по предотвращению хронической боли? •7 минут
- 6 Разработка плана преобразующего лечения •10 минут
- Интегрированное обучение здоровью • 16 минут
- 7 Сообщения о хронической боли • 9 минут
- Трансформационная помощь: интервью с пациентом 1: Джанет • 18 минут
- Трансформационная помощь: интервью с пациентом 2: Брианна • 20 минут
- 1 Собеседование с поставщиком услуг: д-р Карен Лоусон • 20 минут
- 2 Собеседование с поставщиком медицинских услуг: доктор Майлз Белград • 10 минут
- 3 Собеседование с поставщиком медицинских услуг: доктор Стефан Фридрихсдорф • 11 минут
- 5 Беседа с врачом: д-р Мэтт Монсейн • 15 минут
- 6 Беседа с лечащим врачом: д-р Билл Манахан • 17 минут
- 1 Зачем улучшать нашу систему здравоохранения? • 11 минут
- 2 Барьеры на пути улучшения здравоохранения • 11 минут
- 3 Преобразование нашей системы здравоохранения •12 минут
- 4 Кто может улучшить систему здравоохранения? •11 минут
4 показания•Всего 40 минут
- Еженедельный обзор•10 минут
- Раздаточный материал: Осуществление преобразующей помощи•10 минут
- Раздаточный материал: Улучшение системы здравоохранения•10 минут
- Оценка курса•10 минут
1 тест•Всего 30 минут
- Модульный тест: Трансформационное здравоохранение•30 минут
Рейтинги инструкторов
Мы попросили всех учащихся оставить отзыв о наших инструкторах, основываясь на качестве их стиля преподавания.
4,8 (108 оценок)Доктор Джеймс Фриктон, DDS, MS
Университет Миннесоты
1 Курс • 31 751 учащийся
Предлагается
Университет Миннесоты
Предлагается
90 625 University of MinnesotaУниверситет Миннесоты входит в число крупнейших государственных исследовательских университетов страны. , предлагая студентам бакалавриата, магистратуры и специалистам множество возможностей для учебы и исследований. Студенты кампусов в Миннеаполисе и Сент-Поле, расположенные в самом центре одного из самых ярких и разнообразных городских сообществ страны, получают выгоду от обширных партнерских отношений со всемирно известными медицинскими центрами, международными корпорациями, государственными учреждениями и учреждениями искусства, некоммерческими и общественными организациями. сервисные организации.
Получите профессиональный сертификат
Добавьте эти учетные данные в свой профиль LinkedIn, резюме или CV
Поделитесь ими в социальных сетях и в своем обзоре эффективности
Почему люди выбирают Coursera для своей карьеры
Фелипе М.
Учащийся с 2018 года
«Возможность проходить курсы в своем собственном темпе и ритме была потрясающим опытом. Я могу учиться, когда это соответствует моему графику и настроению».
Дженнифер Дж.
Учащийся с 2020 г.
«Я напрямую применил концепции и навыки, полученные на курсах, в новом интересном проекте на работе.»
Ларри В.
Учащийся с 2021 года
«Когда мне нужны курсы по темам, которых нет в моем университете, Coursera — одно из лучших мест».
Чайтанья А.
«Обучение — это не просто умение лучше выполнять свою работу: это гораздо больше. Coursera позволяет мне учиться без ограничений».
Отзывы учащихся
Показано 3 из 377
4.7377 отзывов
- 5 звезд
77,45%
- 4 звезды
16,97%
- 3 звезды
4,24%
- 2 звезды
0,26%
- 1 звезда
1.06%
N
NN
5Отзыв от 31 января 2022 г.
Я нашел этот курс интересным и актуальным. Чтения были хорошо подготовлены и добавили ценности курсу. Видео были хорошо представлены и содержали много информации
M
MF
5Отзыв от 27 мая 2020 г. Определены альтернативные методы лечения с положительными результатами.
N
NH
5Отзыв от 31 августа 2020 г.
Курс очень эффективен и полностью оправдывает включение интегративной медицины в лечение боли.
Посмотреть другие отзывы
Откройте новые двери с Coursera Plus
Неограниченный доступ к более чем 7000 курсов мирового класса, практических проектов и сертификационных программ — все это включено в вашу подписку высококлассные университеты — 100 % онлайн
Изучите степениПрисоединяйтесь к более чем 3 400 компаниям со всего мира, выбравшим Coursera для бизнеса
Повысьте квалификацию своих сотрудников, чтобы они преуспели в цифровой экономике
Узнать большеЧасто задаваемые вопросы
Доступ к лекциям и заданиям зависит от типа вашей регистрации. Если вы пройдете курс в режиме аудита, вы сможете увидеть большинство материалов курса бесплатно. Чтобы получить доступ к оцениваемым заданиям и получить сертификат, вам необходимо приобрести сертификат во время или после аудита. Если вы не видите вариант аудита:
Курс может не предлагать вариант аудита. Вместо этого вы можете попробовать бесплатную пробную версию или подать заявку на финансовую помощь.
Вместо этого курс может предлагать «Полный курс, без сертификата». Эта опция позволяет просмотреть все материалы курса, отправить необходимые оценки и получить итоговую оценку. Это также означает, что вы не сможете приобрести сертификат.
При покупке сертификата вы получаете доступ ко всем материалам курса, включая оцениваемые задания. По завершении курса ваш электронный сертификат будет добавлен на вашу страницу достижений — оттуда вы можете распечатать свой сертификат или добавить его в свой профиль LinkedIn. Если вы хотите только читать и просматривать содержание курса, вы можете пройти бесплатный аудит курса.
Да. В некоторых учебных программах вы можете подать заявку на финансовую помощь или стипендию, если вы не можете позволить себе вступительный взнос. Если для выбора программы обучения доступна финансовая помощь или стипендия, вы найдете ссылку для подачи заявки на странице описания.
Дополнительные вопросы
Посетите центр помощи учащимся
Системный подход к исследованию — LEB
5 марта 2013 г.
Системный подход к изучению
Социальные сети сетевой анализ (СНС) часто путают с сайтами социальных сетей, такими как Facebook, хотя на самом деле СНС — это аналитический инструмент, который можно использовать для картирования и измерения социальных отношений. Благодаря количественным показателям и надежным визуальным дисплеям полиция может использовать SNA для обнаружения, анализа и визуализации социальных сетей подозреваемых в совершении преступлений.
SNA, методология социальных наук, служит ценным инструментом для правоохранительных органов. Несмотря на технологическую сложность, SNA оказывается простой в использовании. Используя имеющиеся данные, полицейские управления организуют проверку социальной сети правонарушителя таким образом, который ранее был невозможен.
Проверка социальных сетей вручную, как правило, трудна, требует много времени и произвольна, что делает ее более подверженной ошибкам. SNA обеспечивает систематический подход к исследованию больших объемов данных о людях и отношениях. Это повышает эффективность и действенность правоохранительных органов за счет использования комплексной информации о лицах, социально связанных с подозреваемыми. Это часто приводит к повышению раскрываемости многих преступлений и разработке более эффективных стратегий предупреждения преступности.
Значение СНС основано на человеческой организации и социальном взаимодействии в преступных и непреступных целях. Социальные сети иногда пропагандируют противоправное поведение (например, преступность среди несовершеннолетних и преступность, связанную с бандами) среди связанных между собой правонарушителей из разных уголовных сфер. Они могут служить источником незаконного распространения наркотиков и порнографии и международного терроризма. 1 Сети могут обеспечить важное первое условие для многих серьезных преступных действий.
Социальные сети, способствующие совершению преступлений, не исключают друг друга из сетей законопослушных граждан. Они разбросаны по этим сообществам, получая поддержку от жителей и получая значительные расходы от принимающих районов. 2 Влияние социальных сетей на формирование преступного поведения указывает на то, что эффективные стратегии борьбы с преступностью зависят от способности правоохранительных органов выявлять сети, в которых укоренено преступное поведение, и адекватно реагировать на них.
Теория и метод
СНС — это теория организации людей и метод исследования такой организации. Этот подход указывает на то, что действующие лица находятся в более крупной социальной сети и находятся под ее влиянием. С методологической точки зрения он представляет собой точный количественный инструмент, с помощью которого агентства могут выявлять, отображать и измерять модели взаимоотношений.
Три точки данных — два актора и связь или связь между ними — составляют базовую единицу анализа. Действующие «узлы» — это люди, организации, компьютеры или любой другой объект, который обрабатывает или обменивается информацией или ресурсами. Отношения «связи, связи или ребра» между узлами представляют собой типы обмена, такие как сделки с наркотиками между продавцом и покупателем, телефонные звонки между двумя террористами или контакты между жертвами и преступниками. SNA фокусируется как на положительных, так и на отрицательных отношениях между группами людей.
Этот анализ дает две формы вывода: визуальную и математическую. Визуальное представление состоит из карты или визуализации сети, называемой диаграммой социальной сети, которая отображает узлы и отношения между ними. В более крупных сетях ключевые узлы определить труднее; поэтому анализ переходит к количественным результатам СНС.
Центральное положение узлов, например узлов, представляющих правонарушителей, определяет значимость лиц для общего функционирования сети. Это указывает на их важность для преступной системы, роль, уровень активности, контроль над потоком информации и взаимоотношениями. Основные показатели центральности предоставляют дополнительную информацию. «Степень» измеряет, сколько соединений имеет конкретный узел, «промежуточность» измеряет, насколько он важен для потока, а «близость» указывает, насколько быстро узел получает доступ к информации из сети. Узлы ранжируются в соответствии с их центральным положением, при этом узлы наверху играют наиболее заметную роль. Эти показатели не могут сказать аналитику, какой должна быть структура, но они могут уточнить фактический состав сети. Ценность и действенность каждой из этих метрик определяются информацией, которую хочет получить аналитик.
Практический пример
В январе 2008 г. был начат совместный пилотный проект для изучения жизнеспособности включения СНС в методологии анализа преступности на уровне участков Ричмонда, штат Вирджиния, Департамент полиции (RPD). Среди участников были представители RPD, университетский социолог и разработчик программного обеспечения. Задача исследовательской группы, состоящей из социолога и разработчика программного обеспечения, состояла в том, чтобы использовать данные о преступлениях, чтобы оценить, насколько конструктивной будет СНС в раскрытии наиболее распространенных преступлений в этом районе, и определить целесообразность обучения аналитиков на уровне участков для включить его в свой рабочий процесс.
Исследователям нужно было определить, что вызвало насилие между двумя группами ранее дружелюбных молодых мужчин. Несколько заинтересованных лиц, одно время находившихся в хороших отношениях, начали спорить и нападать друг на друга. Источник насилия не был ясен, и полиция искала способы отреагировать. Они хотели знать, может ли SNA помочь им понять, что вызвало насилие и какие стратегии можно разработать с использованием сетевого подхода.
Исследовательская группа получила доступ к системе управления записями RPD для получения информации о криминальных происшествиях, арестах, преступных сообщниках, демографических данных и отношениях между жертвой и преступником. Полиция не предоставила никакой другой информации о лицах. Исследовательская группа не встречалась и не обсуждала текущее расследование с детективами. Анализ проводился за пределами площадки, и единственный постоянный контакт был с начальником полиции для извлечения данных в реляционной форме.
Используя 24 человека, представляющих интерес, помеченных детективом бандитского подразделения как «начальные точки» или первоначально идентифицированные лица, система управления записями извлекла все связи между семенами с 2007 по октябрь 2008 года, пройдя четыре уровня и включая любые взаимосвязи. среди семян и узлов на каждом шаге. Связи были классифицированы по типу инцидента — обычное участие в инциденте, жертва/правонарушитель, членство в банде, полевые контакты, вовлеченные другие, общие места и положительные или отрицательные связи.
Положительные связи включали отношения сотрудничества между людьми, такие как семейные связи, совместное ограбление магазина или времяпровождение. Отрицательные связи указывали на враждебные отношения, например, между жертвой и преступником. Люди могут иметь несколько и различные связи. В результате отбора проб получилось четыре сети, по одной на каждый слой семян. Сети включали семена, отношения между ними, людей, непосредственно связанных с ними, и тех, кто связан с их партнерами. В нем участвовало 434 человека и 1711 связей. Существовало несколько слабых мест, где один узел соединял регионы сети и указывал на плотные области с сильной взаимосвязью.
«Анализ социальных сетей обеспечивает систематический подход к исследованию больших объемов данных о людях и отношениях».
Используя программное обеспечение SNA, аналитик быстро создал визуальное представление, включая имена, для оценки структуры группы или ссылки, с которой связано интересующее лицо. С помощью визуального анализа и изучения показателя промежуточности аналитики обнаружили источник разногласий. Метрика указывала на критические моменты в сети, которые выявили межличностную напряженность среди мужчин, связанную с их отношениями с женщинами.
Сообщается, что в октябре 2007 года у двух влиятельных членов банды были хорошие отношения; однако в апреле 2008 года один стал жертвой подруги другого. Во время того же инцидента этот мужчина также стал жертвой подруги другого мужчины. На протяжении всего эпизода появлялась закономерность, связанная с ситуациями, когда доминирующий мужчина занимался с партнершей другого сильного мужчины. Другими словами, мальчики дрались из-за девочек.
Количественные показатели предоставили дополнительную информацию, определяющую влиятельных игроков в этой сети. Упорядочив людей в соответствии с их центральными показателями, анализ подтвердил, что банда следит за нужными людьми и эффективно использует ресурсы сообщества. Метрики также помогли членам подразделения дополнительно проанализировать важность исходных узлов. Многие узлы, на которые нацелено подразделение, оцениваются как мощные в сети на основе метрики SNA. Количественные показатели указывают на шесть других жизненно важных игроков, в том числе на одного, имеющего решающее значение для потока в сети.
Результаты
Непредвиденные административные процессы задержали график пилотного проекта, в результате чего эти результаты и рекомендации стали слишком поздними, чтобы их можно было применить. Полиция уже разрешила конфликт. Знания детективов, к которым исследовательская группа не была причастна, подтвердили результаты. Офицеры подтвердили, что ответ, который группа исследователей извлекла из данных — мальчики дерутся из-за девочек — был причиной конфликта.
Детективы признали, что они раскрыли бы дело быстрее и легче, если бы у них был доступ к этому анализу для определения стратегии. Эта обратная связь подтвердила ценность подхода и полезность СНС и перевела проект на следующий этап. Криминалисты участкового уровня прошли обучение по SNA в рамках 36-часового внутреннего семинара. На лекциях и практических занятиях криминальные аналитики из полиции и федеральных агентств использовали данные своих собственных проектов, чтобы научиться включать СНС для удовлетворения своих потребностей. В течение двух недель после завершения курса аналитики использовали SNA в нескольких случаях, включая нападение/стрельбу при отягчающих обстоятельствах и несколько ограблений магазинов.
Во время инцидента со стрельбой аналитик использовал SNA для предоставления данных о сообщнике подозреваемого, который ранее не был замечен детективом, работавшим над этим делом. Аналитик предоставил эту информацию детективу, который использовал ее, чтобы найти и допросить этого человека, что оказало дополнительное давление на подозреваемого, который пытался избежать поимки. Это, в сочетании с другими социальными и финансовыми проблемами, заставило подозреваемого сдаться.
Другой случай связан с чередой ограблений мини-маркета. Используя карту SNA отдельного случая, аналитик заметил связь между фигурантом грабежей на одном участке и участником сети, находящейся под следствием. Используя два имени в качестве начальных значений, аналитик извлек еще одну ранее неизвестную сеть. Аналитик и его коллега идентифицировали одно из семенных имен как лицо, заинтересованное в грабежах с участием нескольких несовершеннолетних. Благодаря сотрудничеству и социальной диаграмме SNA они собрали воедино ограбления, которые ранее не считались связанными, и выявили подозреваемого, причастного к другим ограблениям. Диаграмма служила источником, с помощью которого они могли быстро, легко и эффективно обмениваться наблюдениями со следственным персоналом.
Схемы социальных сетей
Схемы социальных сетей стали для RPD методом использования социальных отношений между правонарушителями и их сообщниками. Компания RPD, известная своими технологическими инновациями и полицейскими стратегиями, пришла к выводу, что SNA эффективна для улучшения связи между криминальными аналитиками и следователями. SNA позволила департаменту значительно повысить уровень раскрываемости преступлений и снизить уровень насилия.
До обучения SNA аналитики концептуализировали серию «звездных» сетей с «эго» в центре и прямыми связями, расходящимися наружу. Чтобы разобраться в сети, аналитики выявили непосредственные связи интересующего человека. Чтобы идентифицировать одного из людей, связанных с первоначальным интересующим лицом, была построена вторая сеть эго. В конце концов, аналитик столкнулся с рядом сетей, оставив без внимания взаимосвязи между ними. В ходе обучения аналитики начали интерпретировать эффективность более крупной сетевой среды, используя диаграммы в качестве социальных карт для ориентации себя и офицеров.
«Социальные сети, способствующие совершению преступлений, не исключают друг друга из сетей законопослушных граждан».
В деле о стрельбе детектив использовал сетевой анализ, чтобы оказать давление на подозреваемого, допросив сообщника, чьи отношения с преступником ранее были неизвестны. Растущее социальное и финансовое давление, в конечном счете, привело человека к капитуляции. В ограблениях магазинов шаговой доступности диаграмма SNA предоставила важные подсказки, которые позволили нескольким аналитикам обмениваться информацией и выявлять ранее неизвестные связи между людьми, что привело к возможному подозреваемому. Если бы SNA была доступна аналитикам в других юрисдикциях, связь могла бы быть обнаружена раньше.
Анализ
Описанные случаи иллюстрируют успех SNA в разработке стратегий правоохранительных органов и методов пресечения. Пилотный проект продемонстрировал, как СНС может помочь ответить на сложные вопросы, касающиеся мотивов совершения преступления — области, которая ранее была недостаточно развита в процессах анализа преступлений. 3 Исследовательскую группу попросили определить, почему насилие возникло среди групп, которые ранее были дружны. С помощью визуального анализа и без каких-либо знаний по предмету исследователи использовали SNA для выявления поведенческой мотивации, коренящейся в сложных межличностных отношениях. Проект подтвердил эффективность текущего распределения ресурсов бандитского подразделения и указал на новые направления полицейской деятельности, которые потенциально могут обеспечить высокую отдачу от инвестиций.
Эти два случая дали действенные результаты, иллюстрирующие, как SNA может способствовать продуктивным рабочим отношениям между криминальными аналитиками и детективами. Академическое исследование полицейской деятельности показало, что одним из самых больших препятствий в налаживании эффективной коммуникации является нахождение общего языка между аналитикой цифр и непосредственным давлением реальности. 4 Каждый описанный случай иллюстрирует, как диаграммы SNA и социальных сетей функционируют как общая основа. Аналитики использовали диаграммы визуально, чтобы изобразить свой анализ, который нашел отклик у детективов, поскольку отражал их реальность. Аналитики давали детективам что-то новое, тем самым помогая каждому расследованию.
Визуальные и количественные данные SNA помогают решить проблемы институциональной памяти, связанные с долголетием и увольнением аналитиков, а также с новыми сотрудниками. Создавая текущий обзор, SNA позволяет новым аналитикам понять текущее состояние сети. Он помогает опытным аналитикам поддерживать понимание сети, отслеживая рост и развитие по мере появления и исчезновения членов и связей.
Правоохранительные органы, такие как RPD, получают выгоду от доступа к структурированным, реляционным и временным данным. Аналитики надежно отображают изменения в сети, используя автоматизированный процесс извлечения. Благодаря этой динамической процедуре опытные аналитики с меньшей вероятностью разовьют слепые пятна при анализе данных.
Заключение
Правоохранительные органы прошли долгий путь от точечного картографирования. Технологические достижения последних лет могут придать персоналу больше уверенности в решении сложных проблем с преступностью, с которыми сталкиваются департаменты по всей стране. Анализ социальных сетей продемонстрировал свою полезность и эффективность в качестве средства раскрытия преступлений или определения лиц, представляющих интерес, и преодоления разрыва между криминальными аналитиками и полицейскими на местах. Благодаря поддержке надежной технологии SNA становится надежной во времени, данных, аналитиках и сетях и быстро дает действенные результаты в любой оперативной среде правоохранительных органов.
Доктор Джонсон является адъюнкт-профессором социологии в Университете Содружества Вирджинии в Ричмонде.
Доктор Рейцель — доцент кафедры уголовного правосудия в Университете Содружества Вирджинии в Ричмонде.
Г-н Норвуд ушел в отставку с поста начальника полицейского управления Ричмонда, штат Вирджиния.
Шеф Маккой является заместителем вице-президента по общественной безопасности и начальником полиции Департамента полиции Университета Ричмонда, Ричмонд, Вирджиния.
Г-н Каммингс руководит отделом планирования Департамента полиции Ричмонда, штат Вирджиния.