Папа, а в чем смысл жизни?
Когда мне было лет восемь, что-то «стрельнуло в голову» и я пристал к отцу с незамысловатым вопросиком: «Папа, а в чем смысл жизни?»Отец:
— А ты сам как думаешь, в чем смысл твоей жизни?
— Ну… хорошо учиться, слушаться родителей… но…
— Это все правильно, но не для того же мы родили тебя на свет, чтобы ты
только хорошо учился, слушался нас, вырос, состарился и умер. Если так,
то вообще незачем было рождаться.
А смысл жизни человека, в том, чтоб сделать, что-то такое, чего не существовало до его рождения. Понимаешь?
— Как это не существовало? Ведь до моего рождения, на земле не
существовало только меня… а все остальное — было же.
— Так вот ты и должен в течение жизни своими руками и головой создать
что-то, хоть маленькое, но такое, чего до тебя не было и тогда твоя
жизнь приобретет смысл… Понимаешь?
Я погрузился в раздумья, но так до конца и не понял.
Отец некоторое время помолчал рядом со мной, вдруг встрепенулся и начал отдавать короткие приказы. Я, сообразив, что папа задумал какое-то лихое приключение, бегал по квартире подтаскивая то, что он просил: тут были и мой конструктор и куски пенопласта, шланг от насоса, нож, ножницы, деревянные бруски и даже мамин лак для ногтей.
Часа через два мы с папой соорудили странную полуметровую каракатицу с пропеллерами и даже написали на ней мое имя.
Еще через полчаса мы уже мчались куда-то на велике, я гордо восседал на раме, бережно прижимая к себе нашу «каракатицу».
Холодное осеннее озеро. Накрапывал дождик, промозглый ветер гнал по воде желтые листья.
— Папа, а зачем мы сюда приехали с этой штукой и зачем она вообще нужна?
— Сынок, посмотри вокруг: осень, холодный ветер, дождь, все здесь
выглядит точно так же, как и за сотни миллионов лет до твоего рождения,
но вот ты родился и с моей помощью, создал такую штуку, которой не
существовало нигде: не только на земле, но и во всей вселенной. Обрати
внимание: Ветер дует и гонит к нам по воде листья. Так было во все
времена и вот ты опускаешь на воду эту штуковину… опускай, опускай, не
бойся…
Я аккуратно положил в озеро нашу каракатицу, она вдруг сама собой развернулась, завертела пропеллером и бойко поплыла от нас, ПРОТИВ
ВЕТРА!!!
Отец:
— Видишь: эта штука единственная во всей вселенной, на которую дует
ветер, а она плывет против него…
Я долго стоял открыв рот и до рези в глазах вглядывался в «не подчиняющийся» законам природы, уплывающий катамаран с моим именем и кажется — многое тогда понял…
С тех пор прошло тридцать пять лет. Отмирали эпохи, нереально изменилась жизнь, появились: интернет, «гаджеты», «виджеты» и «девайсы», но неожиданно, мой семилетний сынок огорошил меня вопросом: «Папа, а в чем смысл жизни..? »
Видимо дождусь ранней весны, когда на озере растает лед, соберем куски пенопласта, дощечки, болтики, инструменты, мамин лак для ногтей, сядем с сыном на пол посреди комнаты… и никакие «девайсы» тут не помогут.
Автор неизвестен
Лекция 3.
Смысл жизниОдной из сквозных тем философии, богословия, литературы и искусства является тема смысла жизни человека. Обычно жизнь признается ценностью, если имеет смысл, и чем-то недостойным, не имеющим ценности, если ее находят бессмысленной.
Гуманизм углубляет и проясняет наше понимание этой важной и сложной проблемы. Принимая то положение, что человек – это абсолютная ценность, а жизнь – основополагающий способ его существования, мы устанавливаем, что есть личность, есть ее жизнь и есть определенные отношения между ними. При этом мы признаем, что ценностный центр принадлежит личности, а не ее жизни, хотя и то и другое суть ценности.
Каждому из нас жизнь дана не совсем ясным, «волшебным» образом. Это одна из самых очевидных и удивительных тайн, хотя в ней и нет ничего мистического. Земля рожает, – в этом простонародном выражении бездна мудрости. Бросив в землю семя, осенью мы находим на грядке совсем не семя, а свеклу, морковь или сочный огурец. Произошло чудо рождения. И сколько бы мы ни разглядывали это невидное семечко и землю на грядке, как бы точно ни знали, что из него должен вырасти самый обычный огурец, а не заяц или крокодил, результат не перестанет нас восхищать. Даже после всех объяснений агрономов и генетиков, у нас сохранится ощущение того, что возникло, родилось то, чего до этого не было. Земля, покуда она рождает, плывет в тверди небесной сияющим телом, сказал очарованной жизнью и чудом рождения писатель Василий Розанов.
Еще более пронзительно ощущение человеком тайны и неизъяснимостисвоей собственной жизни. При всей очевидности жизни, неизвестно где и как, почему и для чего она дана именно тебе, мне, ему, ей… Тем не менее, если она нам дана, хотя и не абсолютно гарантированно и всего лишь на время, то мы должны распорядиться ей максимально разумно, плодотворно, полно и осмысленно, хотя, увы, можем растратить ее вхолостую. И даже не заметить, как она прошла, не ощутить этого дара.
Отсюда следует, что жизнь как таковая не имеет предписанного именно ей смысла, предназначения. Она парадоксальна: будучи ценностью, она не является смыслом. Мы можем смотреть на нее и так, и эдак, мы можем исследовать ее с самых разных точек зрения, но едва ли мы найдем на ней текст, какую-то табличку или ярлычок, на котором было бы написано, какой смысл имеет жизнь, зачем она нам пожалована. Она нам просто ничего не говорит о своем смысле. Ее единственное стремление и цель – длиться. Быть как можно дольше и быть как можно здоровее. И это – несмотря на то, что она важнейшая для человека ценность, совокупность невероятно большого веера возможностей, качеств и способностей. Отсюда следует только одно: хотя эта ценность сама в себе и для нас не несет никакого смысла, этот смысл ей может придать и придает сама личность, субъект, т.е. владелец, разумный, свободный и добрый хозяин этой жизни.
Ответ гуманизма не тривиален и с первого взгляда может показаться непонятным, слишком сложным, запутанным. Конечно, можно изрекать сколько угодно «рецептов» смысла и счастья жизни: от «смысл жизни – это борьба», до «смысл жизни – это быть богатым и здоровым». Но если мы не поймем, что вопрос о смысле жизни является даже не второстепенным, а третьестепенным, то тогда, возможно, нам и придется, отчаявшись его обнаружить, жить через пень-колоду, на авось, либо то находя, то теряя этот смысл.
Суть в том, что, как и в случае с ценностями, вопрос о смысле является прерогативой, т.е. исключительным правом, человека. Именно он приоритетен по отношению к своей жизни, а сама жизнь приоритетна по отношению к ее смыслу.
Смысл жизни является не целью, не началом или основанием для жизни, а результатом осмысления личностью себя самой и своей жизни.
Если человек приоритетен (первостепенен) по отношению к своей жизни, то он тем более приоритетен по отношению к смыслу своей жизни.
Мы, люди, сами творцы смыслов, в том числе и смысла своей жизни.
От нас самих и от условий нашего существования зависит смысл нашей жизни. Смысл жизни не ищется в жизни, заведомо отделенной от человека. Человек не волен говорить своей жизни «да» или «нет» в зависимости от того, найден этот смысл или нет.[1]
До всякого поиска смысла жизни она уже есть, дана, она уже «да». И потому нельзя ставить жизнь в зависимости от того, нашел человек этот смысл или нет. (Это все равно, что ставить телегу впереди лошади.) Смысла жизни нет и не может быть вне человека, без человека. Смысл – не тугой кошелек, который нужно найти на дороге жизни.
Смысл творится нами тем, как мы живем. Он возникает на основе свободного выбора, на основе конкретных ценностей, на основе наших возможностей. Гуманистический выбор наделяет жизнь исключительно высокой ценностью.
Жизнь настолько невероятно прекрасна, что заслуживает того, чтобы придать ей, вдохнуть в нее самый высокий смысл. Если универсальным и единственным способом нашего бытия является жизнь, то необходимо сделать ее максимально гуманной, доброй, истинной, возвышенной, справедливой и ответственной. Ее надо сделать предельно творческой, потому что творчество – один из мощных источников смысла и ценностей, усваивая которые, жизнь становится поистине небывалой, оригинальной, без конца обновляющейся и удивительной.
Есть известные «стандарты» ценностей и смыслов. Но смысл жизни человека всегда в чем-то важном уникален, неповторим в силу самой уникальности и неповторимости жизни каждого из нас. Смысл жизни есть. И он вполне конкретен. Но к нему нельзя идти или искать его, исключая из этого процесса абсолютную ценность человека, ценность и приоритет жизни по отношению к ее смыслу. Его нужно устанавливать на горизонте мира человека. Его нужно задавать и творить посредством осмысления и оценки, посредством конкретного дела, совершенствования и созидания лучшего мира для себя и других.
С точки зрения гуманизма, процесс возникновения смысла жизни таков, что заставляет человека вначале обрести самого себя, свою человечность, что и будет основой для установления и обретения смысла жизни. Ищущие же смысл жизни в противоположном направлении, отвлекаясь от себя и забывая о ценности жизни самой по себе, теряя естественное жизнелюбие, уже тем самым упускают его из виду. Они жаждут отыскать его как некий клад, решающий за человека все его жизненные проблемы здесь и сейчас, сразу и навсегда, целиком и полностью. Но жизнь устроена иначе, интереснее и мудрее. Она хочет от нас, чтобы мы не были ее паразитами и прожигателями. Жизнь дает нам шанс самим наполнить ее высокими смыслами, воспринимать ее как проект, позволяющий нам не просто быть, но и стать, возвышаться и совершенствоваться.
Вопросы к лекции
1. Как понимать чудо жизни и почему жизнь – это основа поиска ее смысла?
2. В чем состоят общие и уникальные черты смысла жизни?
3. Как соотносятся между собой понятия жизни, личности и смысла жизни?
4. Как влияет смерть на ценность жизни и смысл жизни?
5. Существует ли специфическая «логика» связи жизни, ее смысла и человеческого самосозидания?
Вопросы для размышления
1. Может ли человек в своей жизни вполне обойтись без ее смысла?
2. Что может дать (или отобрать) поиск или творчество человеком смысла своей жизни?
3. Существует ли смысл жизни для каждого свой или есть общий смысл жизни, одинаковый для всех людей?
4. Могут ли меняться смыслы жизни или таких изменений следует избегать?
5. Что делать, если жизнь становится бессмысленной?
6. Что практичней и конструктивней: искать смысл жизни или создавать, творить его самому на основе здесь и теперь существующих условий и возможностей?
Примечания
[1] Во всяком случае, еще ни один мудрец не нашел и не предложил нам этот единый на потребу, для всех приемлемый и «спасающий» смысл. Скорее наоборот, чаще всего «обнаруживалось» его отсутствие, бессмысленность жизни. Это бы еще куда ни шло, но ведь выводы отсюда делались совершенно неправильные, порой просто убийственные (для жизни), или в лучшем случае пессимистические, как у царя Соломона: «Суета сует и всяческая суета…» Достаточно прочитать «Исповедь» Л. Н. Толстого, чтобы убедиться в том, какими ошибочными и опасными могут быть пути поиска смысла жизни.
4 философских ответа на вопрос о смысле жизни
Обычный вопрос, который задают философам и гуру-отшельникам: «В чем смысл жизни?» Это важный вопрос. Наличие чувства цели в жизни связано с положительными последствиями для здоровья; и наоборот, его отсутствие может оставить человека вялым и потерянным. Фридрих Ницше даже опасался, что отсутствие смысла приведет мир к нигилизму, переход, который, как он считал, окажется катастрофическим.
Несколько философов предложили ответы на извечный вопрос. Здесь мы рассмотрим четыре. Однако этот список не является исчерпывающим, поскольку многие мыслители из разных школ рассматривали проблему и предлагали возможные решения.
Жан-Поль Сартр был, пожалуй, самым выдающимся экзистенциалистом 20-го века и известен своим утверждением, что наш выбор придает нашей жизни смысл. (Источник: Wikimedia Commons)
Экзистенциализм
Экзистенциализм — это подход к философии, который фокусируется на вопросах человеческого существования, в том числе на том, как жить осмысленной жизнью перед лицом бессмысленной вселенной. С движением связаны многие мыслители и писатели, в том числе Ницше, Симона де Бовуар и Федор Достоевский. Но, пожалуй, самым выдающимся из экзистенциалистов 20-го века был Жан-Поль Сартр.
В Экзистенциализм — это гуманизм , Сартр излагает основы философии. Он поясняет: «Человек прежде всего существует, встречает себя, всплывает в мир — и уже потом определяет себя». Другими словами, для человека e существование предшествует сущности. Люди должны решить, что значит быть людьми, через свои действия и тем самым придать своей жизни смысл.
Этот выбор также определяет человечество в целом. Таким образом, Сартр утверждает, что некоторая вариация категорического императива — морального правила, которое гласит, что вы должны действовать только так, как логически мог бы действовать каждый, — является жизненно важной частью принятия решений. Те, кто боится, что экзистенциалисты выберут ценности, которые разрушат общество, также могут вздохнуть с этим знанием немного легче.
Для Альбера Камю Сизиф был героем-абсурдом, потому что он может восстать против бессмысленности своей задачи, придавая собственную ценность тому, что он делает. (Источник: Museo del Prado / Wikimedia Commons)
Абсурдизм
Абсурдизм — это философия, созданная бывшим другом Сартра, а затем интеллектуальным соперником Альбером Камю. Он основан на идее, что существование в основе своей абсурдно и не может быть полностью понято с помощью разума. Это связано с экзистенциализмом, но не совпадает с ним.
Камю утверждает, что абсурд возникает, когда люди пытаются навести порядок и смысл в изначально иррациональном и бессмысленном мире. Однако иррациональность мира и неизбежность конца нашего времени в нем всегда объединяются, чтобы высмеивать наши лучшие попытки осмысления. Это борьба, с которой мы все сталкиваемся.
Для Камю ответ заключается в принятии бессмысленности. Он указывает на Сизифа, персонажа из греческой мифологии, которого Зевс приговаривает к более смелому подъему в гору. Сизиф не может двигаться вперед, потому что всякий раз, когда он приближается к вершине, валун катится вниз. Его задача в конечном счете бессмысленна и должна повторяться вечно. Несмотря на это, Камю просит нас «представить себе Сизифа счастливым».
Как и мы, он сталкивается с абсурдной ситуацией, из которой нет никакой надежды на спасение. Весь порядок, который он навязывает миру, в конце концов снова рухнет. Однако Камю говорит нам, что Сизиф может восстать против бессмысленности ситуации, приняв абсурд. Он может утвердить ценность своей жизни и принять бессмысленность своей задачи. Поступая так, он может найти смысл в абсурде — даже если его работа в конце концов сведется на нет. Сизиф — герой абсурда Камю.
Религиозный экзистенциализм
Хотя все основные мыслители-экзистенциалисты были атеистами — Ницше поднял тревогу по поводу нигилизма, заявив, что «Бог мертв», — основателем школы был чрезвычайно религиозный мыслитель по имени S ø ren Kierkegaard . Датский философ, работавший в первой половине XIX века, превратил свой довольно тревожный нрав в большую философию.
Кьеркегор заинтересован в том, чтобы реально прожить свою жизнь, а не просто думать о ней. Но в каждой жизни наступает момент, когда разум иссякает. В этом случае может помочь страсть, но Кьеркегор утверждает, что для того, чтобы действительно найти смысл, требуется вера. Это требует «прыжка веры», и он находит пример такого скачка в библейской фигуре Авраама. Как у Камю есть Сизиф, так у Кьеркегора есть Авраам.
В своей книге Страх и трепет, Кьеркегор утверждает, что Авраам одновременно знал, что принесение Исаака в жертву было убийством, что Богу нужно повиноваться и что Исаак будет жив и здоров. За свою веру и добровольное выполнение Божьих требований он был вознагражден. Авраам принял абсурд через веру. Рациональность была ему мало полезна, но вера была. В « Или/Или » Кьеркегор также восхваляет Диогена как «Рыцаря Веры», заслужившего этот титул более приземленными делами.
Кейджи Нишитани основывал свою экзистенциалистскую философию на дзен-буддизме и рассматривал медитацию как инструмент для понимания пустоты, присущей реальности. (Фото: Sabine Schulte/Unsplash)
Буддизм
Другой религиозный подход можно найти в работах японского философа Кейдзи Нишитани. Нишитани изучал ранний экзистенциализм под руководством Мартина Хайдеггера, который сам был ведущим мыслителем-экзистенциалистом, но предложил дзен-буддийский подход ко многим из тех же проблем, к которым обращались экзистенциалисты.
Нишитани видел современную проблему нигилизма вездесущей и тесно связанной с тенденцией развития технологий, позволяющей нам стать более эгоцентричными. Хотя мы часто сталкиваемся с «ничтожеством» во время серьезных жизненных событий, таких как смерть любимого человека, оно может возникнуть в любое время, что делает вопрос о том, как с этим справиться, еще более важным.
Он описывает человеческую жизнь как протекающую в трех областях: сознание, ничто и пустота (или шуньята, , как это часто называют в буддийской мысли). Мы живем в первом поле большую часть времени, и именно там у нас возникают такие идеи, как дуализм или существование личности. Однако почти каждый в конце концов сталкивается с ничтожеством и сталкивается лицом к лицу с идеей смерти, бессмысленности и пустоты, присущих нашим представлениям. Остановка здесь вызывает проблемы. Нишитани утверждает, что мы должны пробиться к третьему полю. Пустота окружает двух других. Это позволяет человеку понять истинное «я», то, как ничто так же основано на пустоте, как и сознание, и взаимосвязь всех существ.
На более практическом уровне он предлагает дзен-медитацию как инструмент для понимания пустоты, присущей реальности. Хотя это действенно, он не считает это панацеей от проблемы нигилизма, существовавшей в Японии.
Смысл жизни
В чем смысл жизни? Рано или поздно этот вопрос обязательно возникнет в мыслящем уме. Вот исчерпывающий ответ Садхгуру, в котором рассматриваются самые основы, из которых возникает поиск смысла.
Статья 9 марта 2020 г.
Вопрос : Садхгуру, в чем смысл жизни?
Садхгуру: Вы говорите о жизни так, как будто она вне вас. Вы — это жизни. Но вы настолько покрыты облаком мыслей, эмоций, идей, идеологий, философий, религий и предрассудков, что эта психологическая драма сильно затмила жизненный процесс. И сегодня, в основном, когда люди говорят «моя жизнь», вы должны понимать, что они говорят о своей работе, своем бизнесе, своей семье, своей машине, своем богатстве, своей вечеринке; они не говорят о жизни, которой они являются.«Что такое жизнь?» Я напоминаю вам, что вы есть жизни.
Только потому, что ты есть жизнь и живешь прямо сейчас, все эти аксессуары что-то значат. Только потому, что ты жив, твоя работа, твоя машина, твой дом, твои отношения что-то значат. То, что вы носите, что вы говорите, с чем вы ассоциируетесь, все что-то значит только потому, что вы живы. Самое главное, что вы есть жизнь. Но ваша психологическая драма стала больше, чем жизненный процесс. Европа совершила эту большую ошибку, которую подхватил весь мир. Каким-то образом мы начали прославлять мысль больше, чем жизнь, до такой степени, что кто-то осмелился сказать: «Я мыслю, значит, я существую».
Подписаться
Получайте еженедельные обновления последних блогов через информационные бюллетени прямо в свой почтовый ящик.
Ваша мысль подобна программе. В зависимости от того, какие данные вы приняли, у вас будут такие мысли. Вы — жизнь, несущая это программное обеспечение, а не продукт этого программного обеспечения. Но сегодня ваша мысль стала больше, чем все остальное. Вот почему вы спрашиваете меня: «Что такое жизнь?» Я напоминаю тебе, что ты есть жизнь. Какого черта ты должен спрашивать меня о жизни? Если вы хотите спросить меня, какая погода в Индии, мы можем это обсудить, это уместный разговор. Но если вы спросите меня: «В чем смысл жизни», когда вы сами и есть жизнь, то мы должны рассказать вам историю.
Я называю это историей, потому что если я говорю о чем-то, чего еще нет в вашем опыте, то, насколько вам известно, это история. Если вам нравится история, вы в нее поверите. Если вам не нравится история, вы не поверите ей. Но если вы в это поверите, станет ли это реальностью? Если вы в это не поверите, станет ли это реальным? В обоих случаях вы не доберетесь до истины.Почему вы не можете, по крайней мере, сказать прямо: «Что я знаю, то я знаю; чего не знаю, того не знаю»? Чего бы мы не знали, мы хотим это придумать, потому что мы не осознали огромную природу «я не знаю». Если вы можете радостно и сознательно пребывать в состоянии «я не знаю», знание не за горами. Сама природа человеческого разума такова, что вы не можете жить с «я не знаю». Желание знать и поиск знаний будут постоянно внутри вас. Вы увидите, что ваш интеллект найдет способ узнать как можно больше.
Если вы можете радостно и сознательно пребывать в состоянии «я не знаю», знание не за горами.
Тогда в чем проблема видеть «я не знаю»? Просто потому, что вы живете в обществе, где ценятся знания, но не ценится поиск. Знание — это просто накопление нескольких вещей и в основном выводов, которые вы сделали. Даже так называемая наука каждые два года меняет свое мнение обо всем. Это потому, что вы бесконечно движетесь от одного вывода к другому выводу. Религиозные люди просто остаются с одним выводом, ученые переходят от одного вывода к другому, что кажется эволюцией, и в какой-то степени так и есть.
В принципе, почему такая большая необходимость делать выводы обо всем? Когда вы спрашиваете: «В чем смысл жизни?» Вы хотите сделать вывод, что такое жизнь. Вывод для вашей жизни, последняя сцена вашей жизни одинакова — и для вас, и для меня. В тот момент, когда вы ищете выводы, неосознанно вы ищете смерть. Это все, что произошло с вами с детства до сих пор. Когда у вас не было выводов, вы смотрели на все с большим удивлением и участием. Но сегодня, поскольку у вас есть выводы: «О, это дерево, это бабочка, это то, это то», все отбрасывается вывод за выводом.
Жизненный опытКогда вы спрашиваете о смысле жизни, вы должны понимать, что вы пытаетесь сделать вывод только для того, чтобы вы могли спокойно спать сегодня ночью – потому что без вывода ваш интеллект вас беспокоит. Если вы умеете радостно смущаться, это очень хорошо, потому что ваш разум активен. В тот момент, когда вы заключаете, в тот момент, когда вы верите, ваш разум засыпает. Но когда вы не знаете, вы смотрите на все с полной вовлеченностью.
Жизнь в тебе не ищет смысла; это требует изобилия опыта. Сначала вы создадите это, тогда все эти вопросы испарятся.
Разве не важно, что вы участвуете в жизни? Есть ли другой способ познать жизнь? Если бы вы не были связаны с едой, которую вы едите, знали бы вы на самом деле, на что похожа эта еда? Для большинства людей это только первый глоток, в который они вовлечены. После этого они просто проглатывают его, даже не пробуя ничего на вкус. Таким образом, только в начальной фазе детства большинство людей познают жизнь.
После этого на все у них есть объяснение и вывод.Чем больше выводишь, тем меньше переживаешь. Мы все знаем, но ничего не переживаем. Значение значимо только для психологической структуры того, кто вы есть. Ваш ум хочет смысла. Природа этой жизни такова, что если вы проживете здесь миллион лет, она все равно будет волновать вас, и вы все еще можете быть вовлечены. Чем ближе и ближе вы смотрите на него, тем больше он вас смущает. Жизнь в вас не ищет смысла; это требует изобилия опыта. Сначала вы создадите это, тогда все эти вопросы испарятся. Без этого вы можете продолжать задавать вопросы, потому что вы стоите на платформе своего ума, который находится в поисках смысла.
Примечание редактора: Узнайте больше о личном путешествии Садхгуру по духовному пути в книге «Больше, чем жизнь».