Конкретный, абстрактный и всеобщий труд — Безмерный чувствую стыд, ибо народ мой унижен
В этой заметке я хочу разобрать основополагающие понятия марксизма – абстрактный и конкретный труд.
Труд человека имеет двойственный характер, одновременно являясь конкретным и абстрактным, и это создаёт такую же двойственность товара как результата труда. Конкретный труд имеет известную цель и требует применения навыков и знаний конкретного человека, а результат такого труда удовлетворяет какую-либо потребность человека, поэтому конкретный труд наделяет товар потребительской ценностью (или полезностью). Конкретный труд — это труд определённого специалиста (столяра, сапожника, учёного), поэтому его невозможно напрямую сопоставить с другими видами конкретного труда. Абстрактный труд – это труд вообще, не зависящий от качественных различий многообразных видов труда, он осуществляется в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы. Образный пример чисто абстрактного труда – то, что в народе называют «переливанием из пустого в порожнее», когда физический труд есть, а смысла и результата нет, но в жизни такой труд в чистом виде встретить сложно. Можно сказать, что труд людей различается своей конкретной составляющей и одинаков в абстрактной.
Товар как результат труда в силу двойственности овеществлённого в нём труда также имеет двойственный характер: с одной стороны он обладает потребительской ценностью или полезностью, с другой – меновой стоимостью (или просто стоимостью), источником которой является абстрактный труд (т.е. стоимость товара задаётся количеством вложенного в товар абстрактного труда). Так, например, дикорастущие ягоды или грибы не являются результатом производства, но чтобы стать товаром, они должны быть собраны и вынесены на рынок, поэтому их меновая стоимость будет определятся затратами физического (абстрактного) труда по их сбору. Другой пример: литературное произведение является почти на 100% результатом конкретного труда (некоторое количество абстрактного труда присутствует и в этом случае, поскольку для его сочинения затрачивается нервная энергия писателя (деятельность мозга) и плюс физическая энергия для нанесения текста на бумагу или его набора на компьютере). Но для превращения текста в товар (в форме книги), т.е. для придания ему товарной стоимости, требуется абстрактный труд рабочих издательства, печатающих тираж этой книги, и именно этот труд создаёт из литературного текста, имеющего только потребительскую ценность, но не имеющего стоимости (текст нельзя продавать как товар, не издав), книгу, которая имеет товарную стоимость. Потребительскую ценность товаров, созданную конкретным трудом, невозможно напрямую сравнить или количественно измерить, а меновая стоимость выясняется только в процессе эквивалентного обмена после выставления товара на продажу.
В качестве дополнительного пояснения процитирую высказывание Маркса по этому поводу: «Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, – и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости» (К. Маркс «Капитал» т. I)
Если брать исторические примеры, то труд средневекового ремесленника был в значительно большей степени конкретным, чем труд современного рабочего, работающего на конвейере, поскольку каждое изделие ремесленника требовало применения полного набора его знаний и навыков и не было точным повтором какой-либо из ранее изготовленных вещей, каждое изделие было в чём-то уникально. А труд рабочего сводится к применению ограниченного числа операций и результатом его труда становится изготовление совершенно одинаковых изделий (идентичность изделий является требованием – изделия, отличающиеся от остальных сильнее допустимых пределов, считаются браком).
Таким образом для современного капиталистического общества характерен рост доли абстрактного труда. Маркс не мог не заметить этого, и одной из целей его теории было освобождение труда, преодоление его отчуждения, которое должно привести к раскрепощению в человеке истинно человеческого творческого начала, что невозможно без максимального снижения доли бессмысленного абстрактного труда в его работе.
Также хочу дополнить эту заметку размышлениями уважаемого smirnoff_v, который раскрывает поднятую тему и рассматривает понятие всеобщего труда.
Оригинал взят у smirnoff_v в Об абстрактном и всеобщем (общественном) труде
Меня спрашивают, что я понимаю под абстрактным трудом, эта категория, по моему мнению, крайне важна для понимания взглядов г-на Маркса. Например, я полагаю, что ни о какой коммунистической формации нельзя говорить, пока в общественном производстве преобладает абстрактный труд. Спрашивали – отвечаем, вернее, пытаемся ответить. Проблема в том, что Маркс весьма немного сказал о всеобщем труде, а глубоко и строго понять категорию абстрактного труда можно только в соотнесении ее с категорией всеобщего труда. Критикуя Шторха он писал: «В духовном производстве в качестве производительного выступает другой вид труда (другой вид труда – всеобщий труд, — Sm). Но Смит не рассматривает его… Взаимодействие и внутренняя связь обоих видов производства тоже не входят в круг его рассмотрения. ..». К сожалению и Маркс тоже конкретно не занимался этим, потому что капиталистические формы трудовых отношений не могут быть применены в духовном производстве «по самой природе вещей», о чем он и пишет в «Теориях прибавочной стоимости». По замечанию Библера «этот труд включается в капиталистическое производство только своим результатом, только для использования». В результате нам придется выходить за пределы поля, исследованного Марксом. Однако у нас есть на что опереться. С одной стороны, это взгляды Маркса на сущность человеческой практической деятельности, его анализ товара и двойственной природы труда, заключенного в товаре, а с другой – рассмотрение всеобщего труда в контексте противопоставления всеобщего труда совместному и частичному труду (Капитал III том, гл.5, п.5.) и поразительные по прозорливости замечания Маркса, рассыпанные в его текстах.
В эпоху архаической, первобытной формации, до разделения труда, труд был един, т.е. это был просто труд. Фактического разделения на абстрактный и всеобщий труд еще не произошло, ибо оно как раз разделением труда и обусловлено. Просто труд как таковой имеет двойственный характер: труд есть «…с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, — и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости». Продукты труда, как конкретного полезного труда, как потребительские стоимости, проявляют свою «общественную» сущность, в том смысле, что они, говоря по-простому, нужны всем, т.е. имеют потребительскую стоимость для всех членов общества. Это связано с тем, что они могут быть распредмечены любым членом общества, потому, что сами есть опредмеченный опыт общественного развития, и в этом смысле есть опредмеченная культура.
Межуев пишет: «В отличие от животных человек способен создавать не только то, в чем нуждается сам или его прямое потомство, но в чем нуждаются другие, с кем он не связан узами кровного родства или территориальной близости. Тем самым он способен трудиться в силу своей не только органической, но и общественной потребности, которая существует для него в виде не бессознательного влечения или инстинкта, но осознанной цели. Производя для других, он производит свои отношения с другими…». Это не какое-то вторичное свойство труда – это его сущность, общественная сущность труда. Однако общественная сущность труда, ее всеобщий характер может проявляться по-разному: как всеобщий труд в своей естественной, «человеческой» форме, и в форме превращенной, «уродливой», но об этом позже.
Труд первобытного человека был в этом смысле естественным. Он делал лук и каменные наконечники, потом вместе с соплеменниками загонял дичь, и продукт его труда – мясо и шкуры животных предоставлял всему обществу. Он, конечно, мог попросить у соплеменника сделать наконечник, если тот делает лучше (хотя это уже зачатки разделения труда), но никакого обмена не происходило, поскольку продукт его труда не становился его собственностью, а предоставлялся всему обществу, так что и в обмене смысла не было, и менять нечего.
Но вот в результате усложнения средств труда, специализация видов деятельности все усиливается, и происходит то, что мы называем разделением труда, и появляется обмен. Труд ради обмена тоже носит всеобщий характер, вернее сказать, в обмене его приобретает, но уже в превращенной, «уродливой» форме. Т.е. цель такого труда уже не в производстве для общества, для других, а в получении (чему служит процесс обмена) благ для себя – и в этом аспекте можно говорить об определенном расчеловечивании. Однако объективно произведенные вещи (уже товары) через обмен попадают все же другим, ибо они и могут быть обменены, потому что нужны другим. Тут уже см. в Капитале анализ категории товара, и двойственного характера труда (1 глава). Замечу, что сама возможность обмена опосредована тем свойством труда, которое в дальнейшем будет выделено как абстрактный труд, ибо только абстрактный труд позволяет сравнивать товары в соответствии с законом стоимости. Но об этом ниже.
Продолжим дальше. С появлением таких превращенных форм всеобщности трудовой деятельности начинают происходить интересные вещи. Возьмем условного производителя наконечников для стрел, уже бронзовых. Он хочет в процессе обмена получить побольше вещей и, соответственно, произвести больше наконечников для обмена. Для этого он берет себе помощников. Один рубит руду, другой ее плавит, третий делает чушки – заготовки. Все эти люди работают поденно, получая за день работы 1 кг мяса, например. Они вообще отчуждены от всеобщности труда, ибо в своем труде не имеют вообще никаких общественных целей. Они не трудятся для обмена, они вообще могут не понимать смысла своего труда, они просто расходуют свою мускульную силу ради пропитания. Скоро мастер вообще не занимается непосредственным производством наконечников, а организует труд помощников и занимается обменом. Только он один понимает смысл труда, пытается улучшить средства труда, технологии, только его труд имеет всеобщий характер, а труд помощников наоборот, приобрел чисто абстрактный характер.
Как я и говорил, наш мастер по производству наконечников – условный. На самом деле все происходило вовсе не так. Всеобщий труд отделялся от абстрактного очень медленно и постепенно. Сначала у мастера были просто ученики, которые и выполняли нужные работы и одновременно учились, и, сами понимаете, это далеко не абстрактный труд в чистом виде. Суть в том, что полного, явного своего разделения абстрактные и всеобщие свойства труда достигли только при капитализме в рамках машинного производства, да и то только на поздней, современной стадии. У Маркса абстрактный труд совершается, как правило, в виде простого совместного труда, или, как пишет Маркс: «следует различать всеобщий труд и совместный труд. Тот и другой играют в процессе производства свою роль… Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов». Только при капитализме рабочие на индустриальных предприятиях занимаются абстрактным трудом в достаточно чистой форме. Их труд – лишь расходование мышечной энергии без всякого представления о смысле труда. Рабочий даже может не знать, какой продукт получится в результате совместной деятельности предприятия, как китайские или индонезийские тетки, паяя платы за 1 долл. в день, не знают, что они вообще делают, плату для телевизора или для компьютера, и как эта плата работает. Вот нужно сделать 8 паек и передать дальше, и она автоматически это делает. Такой труд измеряется лишь рабочим временем, и потому продукты такого труда могут быть приравнены друг к другу, и иметь стоимость в соответствии с законом стоимости.
В отличие от абстрактного труда всеобщий труд закону стоимости не подчиняется, ибо диалектический парадокс – всеобщий труд, общественный труд насквозь индивидуален, в то время, как абстрактный труд – обезличен. Субъектом абстрактного труда является усредненный человек вне его индивидуальных качеств, а субъектом труда всеобщего наоборот – неповторимая личность. Нельзя сравнить час времени недавно почившего руководителя Apple и предпринимателя Магомеда на местном рынке. Это не час абстрактного труда, а несравнимые вещи.
Впрочем, я пока говорил о всеобщем труде в его превращенной, уродливой форме, о том труде, всеобщность которого проявляется в процессе обмена, но всю историю человечества рядом с этой превращенной формой существовал всеобщий труд в чистой, человеческой форме. Это труд деятелей науки и искусства. Продукты такого труда заведомо создавались для всех, и становились общим достоянием вовсе не посредством обмена (это для них вообще невозможно, поскольку в их отношении закон стоимости неприменим). Они прямо становились достояния культуры. Стихи великого поэты были общим достоянием, как и философские трактаты Аристотеля, они и создавались для этого (хотя и не без давления и искажения со стороны сильных мира сего, но чем более велик художник или ученый, тем ничтожнее эти искажения).
Если абстрактный труд есть лишь следствие внешней необходимости, он вынужден (чтобы не умереть с голоду), то всеобщий труд, особенно в его чистой, человеческой форме является следствием внутреннего побуждения и поэтому это – свободный труд.
Со временем значение науки (и искусства, ага) в общественном производстве, вернее в общественной практике как таковой все росло. Как говорили в СССР, наука становилась непосредственной производительной силой, а абстрактный труд превращается у нас на глазах лишь в момент, вторичный элемент общественного производства. Одновременно и сам абстрактный труд становится все более абстрактным, очищается от всех личностных моментов. Например, еще сравнительно недавно хорошие, высококлассные рабочие ценились, им приставляли учеников, т.е. они обладали некоторым неявным знанием, и их мастерство приближалось к искусству. Современное развитие производства ведет к тому, чтобы довести рабочие операции до полной элементарности, где нет места никакому особому мастерству. Именно такие тенденции позволили перенести вроде и высокотехнологичные производства в страны 3-го мира без существенного совершенствования образования, подготовки и уровня жизни, в конечном счете, у местных трудовых ресурсов.
Как предсказывал Маркс: «…Непосредственный труд и его количество исчезают в качестве определяющего принципа производства, созидания потребительных стоимостей; и если с количественной стороны непосредственный труд сводится к менее значительной доле, то качественно он превращается в некоторый, хотя и необходимый, но второстепенный момент по отношению к всеобщему научному труду, по отношению к технологическому применению естествознания…» и ««. ..Тенденция капитала заключается в том, чтобы придать производству научный характер, а непосредственный труд низвести до всего лишь момента процесса производства».
Нужно заметить, что и превращенные формы всеобщности испытывают кризис. Если говорить просто, то предприниматель как герой Нового времени исчезает. На его место, особенно в крупных корпорациях, становятся многочисленные «менеджеры», которые все более делают свою частичку работы, не озадачиваясь ее общим смыслом, и в этом контексте так же выступают как работники абстрактного труда. Всеобщее качество труда (в его превращенной форме) обезличивается и становится, словами Маркса, «идеализацией», воплощением труда совместного, реализуемого в пределах всего общества.
Вместе с тем развилось и достигло крайности противоречие между общественными отношениями, созданными всеобщим трудом в его превращенной форме, и самими развившимися формами труда. Помните в цитате Межуева: «Производя для других, он производит свои отношения с другими…». Т.е. в данном случае производство для обмена производит и соответствующий тип отношений. Но всеобщий труд в чистой форме, доля которого все больше, доля которого стала определяющей, производит вовсе не для обмена, а соответственно производит и другой тип отношений, требует другого типа отношений. Существующие отношения уже не удовлетворяют общественное производство, основанное на знании. Капитал, пытаясь секретить, присваивать в собственность продукты всеобщего труда, ужесточая и ужесточая законодательство копирайта, патентного права и т.д. уже сдерживает общественное развитие, останавливает его… и не справляется, ибо нельзя удержать в руках продукт всеобщего труда. В общем, почему именно сейчас мы находимся в преддверии коммунизма, я еще буду писать отдельно, хотя Маркс уже написал об этом, говоря, что капитализм, заключающийся в «противоположности капитала и наемного труда, представляет собой последнюю ступень развития стоимостного отношения и основанного на стоимости производства».
Абстрактный и всеобщий труд не соотносятся друг с другом как только как физический и умственный труд. В сферах нефизического труда мы встречаем такой же абстрактный труд. Например, миллионы т.н. «офисных хомячков» также занимаются в массе своей вполне абстрактным трудом, и в то же время для мастера, руками изготавливающего те или иные вещи и достигающего в своем деле уровня искусства (а такое индивидуальное производство или производство на заказ играет все большую роль), уже при современных средствах труда абстрактный труд становиться лишь моментом, вторичной составляющей труда и с развитием технологий этот момент будет все уже.
Сразу скажу, что предложенная трактовка вовсе не общепринята. Сколько авторов, столько трактовок. И мой взгляд на эти вопросы только находится в стадии становления. Вернее сказать, с абстрактным трудом все более-менее понятно, а вот с всеобщим – еще думать надо. Поэтому буду рад дельным замечаниям и мнениям. Вообще я очень многого не написал. Дело в том, что поднятые вопросы – это начало марксовского рассуждения, не удивительно, что он начинает Капитал с анализа товара и двойственного характера труда, заключающегося в товаре. И из этого начала исходит вся теория Маркса, соответственно тут писать, не переписать. Изложенные вопросы связаны и с проблематикой свободного времени, о чем я еще напишу, с вопросами труда и самопроизводства человека. Я не написал о соотношении конкретного, непосредственного, совместного, частичного и т.д. труда, ибо это уже немного другой срез. Но, надеюсь, хоть в какой-то степени мне удалось объяснить, как я понимаю сущность понятия абстрактного труда у Маркса.
P.S. Чтобы было понятней, я привел примеры вот в этом коментарии.
Tags: абстрактный труд, всеобщий труд, конкретный труд, марксизм
2. Конкретный и абстрактный труд. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом.
Конкретный труд, как творец производительной силы, как полезный труд, который не зависит от общественных форм, есть условием существования людей. Вечной природной необходимостью.
Такой труд имеет определенную цель, характер операций, предмет, средства и результаты.
Конкретный труд – общественный труд, который затрачивается в определенной целевой форме и использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется своеобразной целью и создает специфическую производственную силу (сталевар, швея).
Абстрактный труд – это общественная форма затрат физических и умственных сил человека.
Для определения этого труда следует абстрагироваться от качественных отличий множества конкретных видов труда, от его полезных форм. Тогда можно сказать, что абстрактный труд – это труд вообще независимо от его конкретной формы.
Между конкретным и абстрактным трудом существует разница: в конкретном труде речь идет о том, как осуществляется труд, и что он вырабатывает, в абстрактном труде – сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается.
В первом случае труд характеризуется с качественной стороны, во втором – с количественной.
В абстрактном труде имеют значения затраты рабочей силы, с физической точки зрения (мышц, мозга, нервов).
Поэтому труд товаропроизводителя, который характеризуется затратой рабочей силы вообще независимо от конкретной формы, создает стоимость.
Абстрактный выражает, прежде всего, отношения между людьми по поводу производства и присвоения потребительных стоимостей. Это означает, что абстрактный труд – специфическая экономическая категория товарного производства, которая отражает отношения между товаропроизводителями в процессе сравнения (через обмен) разных видов труда независимо от их конкретной формы. Поэтому категория «абстрактный труд», как и категория «стоимость» имеют исторический характер.
Основное противоречие товарного производства.
Развитие двойственной природы труда проявляется в основном противоречии товарного производства, антагонизме между частным и общественным трудом.
Конкретный труд есть непосредственно частным трудом, т.е. трудом, затраченным частным собственником на частном предприятии. Одновременно в условиях общественного разделения труда товаропроизводители изготовляют продукт для других лиц, что придает их труду общественный характер. Поэтому для признания общественной значимости вложенного в товар труда необходима купля-продажа товара на рынке.
В первобытном обществе труд отдельного человека не был личным делом, а его продукт – частным продуктом.
В условиях мелкотоварной частной собственности труд каждого товаропроизводителя выступает как частный труд. Общественный характер такого труда проявляется лишь при обмене. Общественный характер частного труда заключается в том, что каждый его вид – лишь один из элементов разделения труда и должен иметь цель удовлетворения общественной потребности.
В основном такое соотношение частного и общественного труда характерно и для капиталистического производства на домонополистической стадии.
Если углубление общественного разделения труда в форме общего и особенного способствовало росту товарного производства и обращению, то единичная форма разделения труда на предприятии действовало в противоположном направлении.
Так в каретной мануфактуре в одной мастерской объединялись разные работники (Кравец, слесарь и т.д.), которые до этого самостоятельно, каждый в отдельности принимали участие в производстве карет. Продукт частного труда каждого был товаром. Теперь же в объединении капиталиста, труд каждого ремесленника не производит товара (вследствие его глубокой специализации), перестает быть экономически обособленным, приобретает формы общественного, естественно, при условии, что изготовленный конечный продукт (карета) будет реализован на рынке, удовлетворит ту или иную потребность.
Черту непосредственно общественного труда частный труд приобретает только в рамках индивидуального капиталистического предприятия.
Противоречие между частным и общественным трудом – основное противоречие товарного производства, поскольку сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других. Так в случае неудачи при реализации своего продукта товаропроизводитель не сможет закупить другие товары и удовлетворить свою потребность в потреблении и в производстве. Он разоряется, пополняет армию тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу. Другой товаропроизводитель наоборот, реализуя удачно свои товары, постепенно обогащается, становится капиталистом предприниматель.
Ясный и конкретный язык — Центр письма
О чем этот ресурс:
Этот ресурс объясняет характеристики и цели конкретного и абстрактного языка.
Конкретный и абстрактный язык
- Конкретный язык относится к осязаемым или воспринимаемым характеристикам в реальном мире. Такой язык часто называют «конкретным». Конкретный язык может помочь вашему читателю более точно понять ваше письмо.
- Абстрактный язык относится к неосязаемым идеям, а не к объектам реального мира. Этот вид языка можно назвать «общим» или «неспецифическим».
Примеры сравнения конкретного языка с абстрактным | |
Бетон (материальный) | Резюме (нематериальное) |
80 градусов Цельсия. | Высокая температура. |
рН 5,8. | Слабокислотный. |
Недостаточное количество реагентов, слишком низкая температура. | Плохие условия реакции. |
Обратите внимание, что конкретный язык не обязательно лучше абстрактного. Он может прояснить вопрос, но иногда это уточнение нужно делать только один раз или каждый раз так часто. Например, «недостаточное количество реагентов» более конкретно, чем «плохие условия реакции», но при необходимости это можно уточнить. (например, «один эквивалент регента, когда необходимы два эквивалента».
Писатели должны работать над тем, чтобы эффективно использовать как конкретный, так и абстрактный язык. Когда абстракция язык приводит к путанице, авторы могут внести ясность, выбрав конкретный язык. После того, как писатели предоставили ясность через конкретный язык, они могут затем использовать абстрактный язык, чтобы избежать быть повторяющимся или быть более эффективным.
Вот дополнительные полезные навыки письма, которые могут сбалансировать конкретное и абстрактное язык:
- «Сделайте ваших главных героев предметом ваших предложений» (Williams & Bizup, 2017).
- «Глаголы важных действий» (Williams & Bizup, 2017).
Дополнительные примеры
Обратите внимание на ясность следующих предложений:
- Исследователи используют эффективные лабораторные методы стерилизации инокуляционных петель.
В первом предложении стерилизация является подлежащим, но действующее лицо предложения не сразу ясно. Глагол использовать остается глаголом, но это делает не исследователь, а стерилизация, которая вызывает путаницу. Писатели могут решить эту проблему, конкретный деятель (исследователь) вещь, совершающая действие глагол, как в предложении 2. Следование рекомендациям Уильямса и Бизупа улучшает связность предложения.
Писатели могут использовать рекомендации Williams и Bizup для составления различных четких предложения для своей аудитории. Например, писатель может написать третье предложение, изменяющее организация и глагол действия:
3. Исследователи стерилизуют петли для прививки, используя эффективную лабораторию. техника.
Источник: Williams, J. M., & Bizup, J. (2017). Стиль: уроки ясности и изящества (12-е изд.). Пирсон Эдьюкейшн Инк.
Вернуться к письменным ресурсам
абстрактных и конкретных языков: примеры слов и абзацев
Иногда мне ужасно надоедает онлайн-мир.
Мне стало не по себе от скуки.
Как часто вы читаете на автопилоте, не впитывая никаких знаний?
Как часто вы просматриваете тексты в поисках интересных фактов? А как часто вы разочаровываетесь?
Иногда я задаюсь вопросом, обречены ли мы, как деловые писатели, надоедать друг другу до слез.
В школе мы научились писать. Мы узнали о грамматике и пунктуации. Но научились ли мы хорошо писать? Научились ли мы вовлекать наших читателей? И как быть убедительным?
Если мы хотим, чтобы наши сообщения прижились, мы должны просвещать и развлекать наших читателей. Если мы хотим поделиться своими большими идеями, не утомляя наших читателей до слез, мы должны смешивать абстрактные советы с конкретными образами.
Ты не учился этому в школе, не так ли? И я нет.
Объяснить?
Лестница абстракции
В школе вы могли знать, что слова бывают либо абстрактными, либо конкретными.
Груша, виноград, сочный ананас — все это конкретные слова, потому что мы можем держать грушу в руке, ощущать вкус винограда и запах спелого ананаса; они ощутимы.
Напротив, успех, неудача и математическое уравнение являются абстрактными понятиями, потому что мы не можем потрогать неудачу, мы не можем попробовать уравнение и не можем почувствовать запах успеха. Эти фразы не вызывают у нас в воображении конкретных образов, если только мы не получим более подробную информацию, например: Генриетта споткнулась о шнурки, проиграла соревнование и заплакала, как ребенок; она чувствовала себя неудачницей.
Различие между абстрактным и конкретным на первый взгляд может показаться очевидным.
Но так ли это?
Подумай о фруктах. Какой образ возникает у вас в голове?
Вы можете подумать о яблоках, грушах и киви в своей вазе с фруктами, или вы можете подумать об одном сочном манго, или вы можете подумать о фруктовой витрине в вашем супермаркете или местном овощном магазине.
Когда слово вызывает в воображении разные образы — вазу с фруктами и одно сочное манго, тогда слово не очень конкретное.
Даже такое слово, как яблоко, все еще немного абстрактно, так как вы можете вызвать в воображении другой образ, отличный от моего. Вы можете подумать о помятых яблоках, которые ваша мать использовала для приготовления вашего любимого яблочного соуса. Или, может быть, вы думаете о пикантной бабушке Смит, которую вы ели вчера днем. Я думаю о яблоке Бреберна, которое я съела на завтрак с корицей, черникой, миндалем и йогуртом.
Итак, абстрактное и конкретное не являются дискретными категориями. Они представляют собой скользящую шкалу.
В своей превосходной книге «Учитель писателя» Джек Харт называет это лестницей абстракции. Вы можете построить наш пример фруктов на лестнице абстракции следующим образом:
Вы можете создать аналогичную лестницу для других тем, например:
Чем дальше вы спускаетесь по лестнице, тем легче становится визуализировать ваши слова, чтобы представить конкретную сцену.
Многие писатели застревают на верхней половине лестницы. Они смешивают абстрактный язык с конкретным языком, но не становятся достаточно конкретными.
Но только когда читатели могут представить конкретную сцену, ваше письмо становится увлекательным и красочным.
Примеры: Как смешивать абстрактный и конкретный язык
Хорошие журналисты обучают читателей, смешивая конкретные истории с абстрактными данными и тенденциями.
Например, статья Гэри Янга о преступлениях с применением ножа начинается с конкретной истории конкретного студента:
Квамари Барнс, 15-летний студент, получил несколько ножевых ранений. Он упал всего в нескольких метрах от школьных ворот. Женщина держала его на руках, когда парамедики поспешили на место происшествия, прежде чем увезти Квамари в больницу.
По мнению большинства, Квамари танцевал в такт собственному барабану. Будучи не по годам развитым ребенком, он с ранних лет вел беседы со взрослыми; к подростковому возрасту он мог приготовить полноценное воскресное жаркое самостоятельно. Когда он был моложе, у него не было проблем с тем, что он был единственным мальчиком в танцевальном классе; в подростковом возрасте, пока его друзья увлекались граймом и рэпом, он пошел в олдскульную школу — Боб Марли, Деннис Браун и Асвад.
Позже история связана с данными и тенденциями:
Отчет столичной полиции, опубликованный в прошлом месяце, показал, что в период с 2014 по 2016 год количество детей с ножами в лондонских школах выросло почти на 50%, в то время как число количество ножевых преступлений в лондонских школах выросло на 26%.
Вместе истории и данные привлекают и обучают. Данные — это холодные факты, обрисовывающие общую картину. Конкретные истории о конкретных людях добавляют эмоций — они придают цвет достоверным данным. Они делают факты значимыми.
Хороший образовательный контент постоянно переходит от конкретного к абстрактному и обратно. Ниже следует пример конкретного абзаца из сообщения в блоге Марка Мэнсона о самом важном вопросе в вашей жизни:
Все хотят иметь прекрасную работу и финансовую независимость, но не все хотят страдать из-за 60-часовой рабочей недели. , долгие поездки на работу, неприятная бумажная работа, чтобы ориентироваться в произвольных корпоративных иерархиях и пресыщенных границах бесконечного адского кабинета. Люди хотят быть богатыми без риска, без жертв, без отложенного удовлетворения, необходимого для накопления богатства.
И вот абстрактный урок — правило:
[Что] мы получаем от жизни, определяется не хорошими чувствами, которых мы желаем, а теми плохими чувствами, которые мы хотим и можем поддерживать, чтобы добиться эти хорошие чувства.
И добавляет конкретную историю о себе:
Большую часть подросткового и юношеского возраста я мечтал стать музыкантом — в частности, рок-звездой. Любую крутую гитарную песню, которую я слышал, я всегда закрывал глаза и представлял, как играю ее на сцене под крики толпы, люди совершенно сходят с ума от моей сладкой лапши. Эта фантазия могла занимать меня часами. (…)
Несмотря на то, что я фантазировал об этом более половины своей жизни, реальность так и не наступила. И мне понадобилось много времени и много негативного опыта, чтобы наконец понять, почему: на самом деле я этого не хотел. (…)
Ежедневная нудная репетиция, логистика поиска группы и репетиций, боль от поиска концертов и на самом деле заставить людей прийти и насрать. Порванные струны, перегоревший ламповый усилитель, таскание 40 фунтов оборудования на репетиции и обратно без машины. Это гора мечты и подъем на вершину высотой в милю. И мне потребовалось много времени, чтобы понять, что я не люблю много лазить. Мне просто нравилось представлять себе вершину.
И чтобы перейти к последнему предложению своего сообщения, Мэнсон снова резюмирует свое сообщение абстрактным языком:
Это самая простая и основная составляющая жизни: наша борьба определяет наши успехи. Так что выбирайте свои трудности с умом, мой друг.
Чтобы читатели прислушались к нашим советам, нам нужно объяснить абстрактные правила и поделиться конкретными историями, чтобы добавить смысла.