Адаптация персонала — виды, методы, примеры плана
Оглавление
Адаптация персонала – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системе неформальных связей.
Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. Невозможность адекватного включения в организационную деятельность обуславливает невысокий уровень его морального и материального вознаграждения, отсутствие социального признания и проч.
Процесс профессиональной адаптации личностиКогда человек входит в профессию неизбежна профессиональная адаптация, для того чтобы его взаимодействия с рабочей средой были гармоничными. Особенности адаптации связаны как с внутренними факторами, так и с внешними.
Внешними обстоятельствами являются:
- сама организация, ее цели, содержание;
- технологии, используемые в работе;
- социальные условия, где проходит трудовая деятельность;
- неформальные психологические связи между членами коллектива.
Внутренними обстоятельствами являются уровень адаптационного потенциала нового сотрудника, насколько развиты его адаптивные качества, адекватность мотивации профессиональной деятельности и предъявленным требованиям к результатам труда.
Цели и задачи адаптации персонала в организации- Ускорение введения в курс дела новичков.
- Снижение уровня текучести кадров.
- Мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда.
- Сплоченность коллектива.
За организацию системы адаптации персонала и ее проведение отвечает служба по персоналу, руководитель структурного подразделения, где работает новый сотрудник.
Предметные области адаптацииГлавными в профессиональной адаптации специалиста являются обстоятельства внешнего характера. Это профессиональное поле, на которое попадает новый работник. Человек должен адаптироваться в следующих предметных областях:
- профессионально-деятельностной, происходит адаптация к профессиональной деятельности: содержательному компоненту, средствам труда, режимным моментам, интенсивности деятельности;
- организационно-нормативной, происходит адаптация к требованиям, нормам, правилам;
- социально-профессиональной, происходит адаптация к производственным функциям, профессиональному статусу;
- социально-психологической, происходит адаптация к психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, отношениям в коллективе;
- социальной, происходит адаптация к тем социальным условиям, в которых будет происходить трудовая деятельность. Человек адаптируется к общественно-политической, этнической, правовой, религиозной среде.
Каждая предметная область предполагает определенный уровень адаптационного потенциала. Причем при адаптации в конкретной области может доминировать определенная сторона подготовленности человека. Адаптация к организационно-правовым и профессионально-деятельностным обстоятельствам является процессом овладения требованиями, не подлежащими коррекции. Эти требования при адаптации молодого специалиста необходимо принять и овладеть ими.
Этапы адаптации персоналаВ каждой компании существует своя программа адаптации персонала. Процесс адаптации персонала, как правило, включает следующие этапы:
- Подготовительный.
На данном этапе происходит представление новичка сотрудникам компании, организация его рабочего места, назначение куратора, документальное оформление. Также сюда может входить знакомство с историей компании, ее структурой, миссией, целями и задачами, продукцией, нормами, порядками, правилами корпоративной культуры. - Обучение.
Данный этап включает в себя теоретическую подготовку к основной работе, знакомство непосредственно со своими функциональными обязанностями и требованиями. - Практические задания.
Новичку предлагают включиться в реальный рабочий процесс сначала в качестве наблюдателя, затем самостоятельно. - Принятие решения о прохождении испытательного срока.
На данном этапе подводятся итоги работы нового сотрудника, анализируются его сильные и слабые стороны, успехи и неудачи и принимается решение касательно его дальнейшей судьбы – прошел он успешно испытательный срок и остается работать либо провалил его и уходит из компании.
Трудности во взаимоотношениях, противоречивые ситуации оказывают воздействие на активность трудовой деятельности, а, соответственно, и успешность профессиональной адаптации.
Поэтому при подготовке кадров в обязательном порядке должен быть учтен психологический компонент готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональная адаптация – это непрерывный процесс, продолжающийся какое-то время. Он имеет свою динамику и другие показатели. Успех адаптации во многом зависит от наличия внутренних предпосылок человека: степени подготовленности, уровня адаптивности, личностных характеристик, насколько мотивирована профессиональная деятельность, насколько ясны представления человека о содержании и условиях этой деятельности. Сам специалист, его руководители, трудовой коллектив должны уделить особое внимание процессу адаптации нового работника. Адаптация проходит по – разному, здесь необходимо учитывать особенности работника, закономерности, как самого процесса адаптации, так и социальной среды. Необходимо обеспечить процесс психологическим сопровождением.
Методы адаптации персонала- наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальных этапах его работы более опытным сотрудником).
- тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т. п.)
- беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
- специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
- экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
- анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока).
- другие методы (аттестация, тестирование, обучение, день новичка, корпоративные мероприятия и пр.)
Одной из таких особенностей является соответствие представлений молодого специалиста об условиях осуществления профессиональной деятельности.
Пример 1
Человек должен адекватно представлять образ профессиональной сферы, в которой ему предстоит трудиться. Если представления и ожидания не соответствуют реальным условиям, человек становится психологически неподготовленным к встрече с проблемными ситуациями и трудностями, возникшими в процессе трудовой деятельности.
Исследования говорят о том, что у большей части молодых специалистов возникают большие препятствия в профессиональной адаптации. При подготовке специалистов важной проблемой является формирование у студентов правильных ожиданий.
Еще одной индивидуально-личностной характеристикой является самооценка. Этот параметр существенно влияет на адаптационный процесс. Самооценка- сложное системное психическое образование личности. По уровню развития она может быть высокой, средней и низкой. Уровень самооценки оказывает влияние на активность личности, характер самооценки – на поведение, стиль взаимодействия с социальной средой, на степень самоуверенности.
Без самообразования и самовоспитания работника адаптационный процесс практически невозможен. Для этого нужны навыки саморегулирования и волевой подготовленности.
Успешность адаптационного периода зависит от своеобразия индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Главным здесь является система ценностей личности молодого специалиста, которая определяет его отношение к себе, к окружающим, к руководству, к профессии, которая выбрана, к своим профессиональным обязанностям. Это отношение может носить как позитивный, так и негативный характер. На процесс адаптации может повлиять наличие у человека дезадаптивных комплексов.
Организация процесса адаптацииНастоящий раздел описывает подходы к организации, типовые состав и содержание процесса адаптации. Периодичность или сроки выполнения отдельных мероприятий, ответственность участников, другие подробности определены в Приложении 1 «Процедура адаптации персонала»
Структурно, программа адаптации включает три обязательных блока:
- Обучающие мероприятия и материалы, предусмотренные для данной должности;
- Задания и тесты на закрепление знаний и навыков, полученных сотрудником в ходе обучения;
- Практические задачи на период адаптации.
Первичная и вторичная адаптация. Предусмотрено два вида процедуры адаптации персонала:
- Первичная адаптация выполняется при приеме на работу нового сотрудника.
- Вторичная адаптация выполняется при переводе сотрудника на новую должность, со сменой профессии или без таковой.
- Вид адаптации учитывается при разработке программы адаптации сотрудника.
Продолжительность программы адаптации и испытательного срока
Программа адаптации разрабатывается на весь период испытательного срока, предусмотренного для должности адаптируемого сотрудника. Продолжительность испытательного срока оговаривается соглашением сторон при заключении трудового договора с сотрудником или при переводе сотрудника на новую должность. Срок испытания не может превышать:
- шести месяцев — для должностей руководителей и главных бухгалтеров организаций (филиалов и иных обособленных структурных подразделений) и их заместителей;
- трех месяцев — для прочих должностей.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда человек фактически отсутствовал на работе по уважительным причинам.
Испытательный срок может быть сокращен, по представлению непосредственного руководителя, до продолжительности не менее одного месяца при условии полного прохождения обучения и достижения им установленного минимального порога результативности. Не достижение работником минимального порога результативности, установленного для программы адаптации или ее этапа может являться основанием для увольнения сотрудника до истечения срока испытания. В этом случае администрация компании должна известить работника об увольнении в письменной форме не позднее, чем за три дня до даты увольнения, с указанием результатов прохождения программы адаптации и/или иных причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Таким образом, результаты оценки прохождения сотрудником программы адаптации являются основанием для принятия решения:
- о прохождении новичком испытательного срока («прошел испытание»)
- о досрочном прохождении новичком испытательного срока («прошел испытание досрочно»)
- о неудовлетворительном прохождении новичком испытательного срока («не прошел испытание»)
- Решение принимает непосредственный руководитель
- обязательного согласования с наставником и HR-партнером.
Адаптация бывает следующих видов:
- профессиональная предусматривает обучение новым специальным навыкам, получение нового или повышение уже имеющегося умения или профессионального навыка. Этот вид зависит от желания и умения новичка обучаться, стремления к новым знаниям, его обучаемости. Сюда же входит подготовка рабочего места и обеспечение всеми необходимыми материалами;
- социально-психологическая подразумевает приспосабливаемость человека к работе в новом коллективе, под руководством нового начальника, подчинение сложившимся в организации традициям, нормам и правилам поведения;
- организационная основывается на понимании работником того, что от него требуется, работе с должностными инструкциями, определении его места в структуре предприятия, участии в производственном процессе.
Только комплексный подход к профессиональной и психологической адаптации ведет к успешному прохождению испытательного срока работником и экономии затрат компании на поиск, обучение и оценку персонала.
Заключение |
Адаптация в новом коллективе предполагает налаживание отношений с новыми коллегами, освоение трудовых обязанностей и организационных моментов в работе. При этом сотрудник должен помнить, что не только он изучает коллектив, но и коллектив изучает его.
Важно позаботиться о том, чтобы у коллег сложилось позитивное первое впечатление о новом сотруднике. Причем как о профессионале, так и о человеке. Чтобы сотрудник не ушел через месяц работы, очень важно уделять адаптации много внимания, поскольку можно не только потерять сотрудника, но еще и уменьшить доход, а также навредить бренду работодателя.
Источники:
- https://hr-portal.ru/varticle/adaptaciya-personala
- https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/professionalnaja-adaptatsija-lichnosti/
- http://dzensales.ru/personal/adaptaciya-personala
- https://gosuchetnik.ru/kadry/sostavlyaem-programmu-po-adaptatsii-personala
- https://hr-portal. ru/article/adaptaciya-personala-programma-primery-vnedrenie
10 рекомендаций в адаптации персонала
Порядка 80% людей, уволившихся в первые 6-12 месяцев работы, принимают решение об уходе в первые 2 недели работы.
Адаптация – приспособление потребностей и ценностей работника к требованиям, предъявляемым к нему компанией в соответствии с ее стратегическими целями, а также процесс приспособления сотрудника к социальной среде компании.
Отсутствие плана адаптации нового сотрудника сводит на нет все предпринятые ранее меры по подбору. Порядка 80% людей, уволившихся в первые 6-12 месяцев работы, принимают решение об уходе в первые 2 недели работы.
Причины ухода:
- Несовпадение реальности с ожиданиями кандидата. То, что кандидату рассказывали на собеседовании, не совпадает с действительностью.
- Информационный вакуум, в который попадает сотрудник. Это отсутствие систематизированных данных или, наоборот, слишком большое количество информации, в которой сотрудник теряется.
- Сложность интеграции в новую компанию, когда кандидату не оказывается должного внимания.
- Адаптации уделяется время по остаточному принципу.
Для того чтобы новый сотрудник максимально эффективно вошел в должность, каждому руководителю и HR-специалисту необходимо знать основные рекомендации по процессу адаптации.
Рекомендация № 1.
Учитывать, что в период испытательного срока сотрудник тоже оценивает работодателя.
На практике адаптация – это всегда обоюдный процесс: не только работодатель смотрит, устраивает ли его новый сотрудник, но и сотрудник оценивает руководителя и принимает решение о своей дальнейшей работе в организации. При наличии неправильного взгляда на адаптацию у ответственных лиц в компании-работодателя все мероприятия в этой части проводятся «для галочки». Это в корне неверно. Работодатель должен грамотно проработать адаптационный план нового сотрудника, четко обозначить сроки, задачи, промежуточные контрольные пункты, максимально доступно обозначить новичку его функцию.
Рекомендация № 2.
Обсуждать с новым сотрудником на собеседовании все «подводные камни».
Часто можно наблюдать такую практику: когда новый сотрудник выходит на работу, на него «навешивают» функционал сразу по двум должностям. Особенно часто это наблюдается в малом бизнесе в силу дефицита кадров и отсутствия системы подбора кандидатов. Это приводит к разочарованию нового сотрудника, несоответствию его ожиданий реальности, и как следствие, уходу из компании в период испытательного срока.
Решение: обсуждение с кандидатом на этапе собеседования всего функционала и обязанностей.
Рекомендация № 3.
Понимать цели адаптации.
Цель адаптации – снижение издержек организации.
Факторы, за счет которых происходит снижение издержек организации:
1. Быстрое вхождение в должность. Это значит, что новый сотрудник скорее выходит на тот уровень производительности, который от него требуется.
2. Снижение количества ошибок за счёт эффективного обучения нового сотрудника.
3. Снижение уровня текучки кадров – как следствие реализации методов адаптации.
Рекомендация № 4.
Понимать выгоды от адаптации.
Наличие плана адаптации несет выгоды как для компании, так и для сотрудника.
Выгоды для сотрудника:
1. Получение полного объёма актуальной информации. Сотруднику не приходится бегать по офису в ее поисках, отвлекая коллег от работы.
2. Снижение уровня стресса. По данным психологов, по уровню стресса смена работы стоит на третьем месте (после смерти близкого человека и развода). Задача – поддержать человека в этот период.
3. Повышение удовлетворения от работы.
4. Освоение норм корпоративной культуры и правил поведения.
5. Получение обратной связи от наставника или руководителя, то есть понимание своей «зоны роста».
6. Профессиональное развитие.
Выгоды для компании:
1. Снижение издержек.
2. Снижение текучести кадров, и, как следствие, формирование благоприятного HR-бренда.
3. Появляется механизм оценки работы сотрудника по итогам первых месяцев его работы.
4. Выявление недостатков в подборе. Чаще увольняются те кандидаты, кто не качественно прошел все этапы отбора. Понимаем ошибки подбора.
5. Планирование карьеры сотрудника.
6. Повышение лояльности сотрудника к компании.
7. Формирование кадрового резерва руководителей (наставники).
«Преимущества системы адаптации»
Для сотрудника:
— налаживание отношений в коллективе;
— быстрое вливание в рабочий процесс, приобретение новых навыков и знаний;
— снижение тревожности и неуверенности, вызываемых перед нареканиями со стороны руководства, которые связаны с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;
— сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
— снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.
Для компании:
— повышение эффективности работы сотрудника, ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;
— налаживание или поддержание положительных отношений в коллективе;
— предотвращение серьёзных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;
— сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;
— минимизация «текучести» кадров.
Рекомендация № 5.
Понимать из чего состоит система адаптации.
В ключевые элементы система адаптации должны входить:
- Welcome-тренинг! – первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании, с её историей, продуктами, услугами, структурой и культурой.
- Программа адаптации: регламентирует мероприятия и сроки обучения сотрудника, программа отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе.
- Система наставничества – привлечение опытного работника в помощь новому сотруднику.
- Система аттестации по итогам адаптационных мероприятий – это четкий порядок оценки нового сотрудника, понятный как руководству, так и сотруднику.
Рекомендация № 6.
Использовать современные методы адаптации.
Современные методы адаптации включают:
- Тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.).
- Беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
- Специальная программа (деловые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
- Экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
- BuddyProgram – программа, в которой за новым сотрудником закрепляется «buddy» (от англ. – друг, приятель, товарищ). Buddy — это тот, кто помогает решать все неформальные вопросы, знакомит новичка с корпоративной культурой, рассказывает, где можно пообедать, как заказать пропуск, кто может подсказать, где найти того, кто нужен новичку.
Рекомендация № 7.
Понимать, что за процесс адаптации отвечает не только служба персонала или руководитель нового сотрудника.
Часто в компаниях считают, что за процесс адаптации должен отвечать или HR-специалист, или непосредственный руководитель. Это неверный подход. Нужно подходить более комплексно: в процессе адаптации должны принимать участие служба персонала, линейный руководитель, наставник.
Зоны ответственности распределяются в следующем порядке:
- HR-специалист выступает как эксперт и методист. Его задача – презентовать и описать процесс, порекомендовать форму;
- Линейный руководитель определяет должностные обязанности нового сотрудника, определяет его наставника, составляет перечень заданий и знакомит с адаптационным листом, отслеживает промежуточные результаты, выполнение заданий, принимает решение о прохождении испытательного срока;
- Наставник отвечает за подготовку рабочего места, поздравляет с началом работы в компании, знакомит с коллективом, функциями подразделений, обучает в процессе работы, предоставляет обратную связь.
Часто все эти функции передают линейному руководителю, у которого и без этого много обязанностей. Как результат, получаем формальную адаптацию, «для галочки».
Рекомендация № 8.
Учитывать этап развития компании при адаптации.
Какая же нужна адаптация на различных этапах развития компании?
- На этапе открытия компания (startup) нужна минимальная адаптация. Все сотрудники, как правило, находятся в одном помещении. Вся информация «на расстоянии вытянутой руки».
- Становление и развитие: по мере расширения компании, появления отделов и увеличения количества работников необходимо обезопасить организацию на случай увольнения ключевого сотрудника. Есть риск потери ценного знания или методологии, и этого нельзя допустить. Со временем в коллективе появляются неформальные группы (по интересам, по возрасту, новые и старые сотрудники и т.д.) В этот момент важно не «размыть» корпоративную культуру компании на маленькие «субкультуры». На этапе интенсивного роста уже необходимо создавать «книгу нового сотрудника» (вводный курс). Кому об этом думать, если в компании нет HR или отдела кадров? Прежде всего, об этом нужно подумать руководителю отдела, в который приходят сотрудники.
- На этапе стабилизации: уже многие процессы отлажены, и новые сотрудники приходят, а старые уходят. На этом этапе нужно пересмотреть, что было создано на этапе роста, «книга сотрудника» может быть переработана. Надо проверить, а пользуются ли новые сотрудники этими инструментами, может, это все уже давно устарело.
- На этапе спада: многие инструменты устаревают и требуется оптимизация организационной структуры компании. Руководству приходиться «избавляться» от неэффективных сотрудников. Лучше договориться с работниками об увольнении по соглашению сторон. Это позволит расстаться даже с теми, кого запрещено увольнять по инициативе работодателя. Мотивировать сотрудников уйти из компании без долгих процедур позволит программа добровольного увольнения (аутплейсмент).
Рекомендация № 9.
Составить четкие критерии оценки результата прохождения адаптации (KPI).
Часто в системе адаптации новых сотрудников отсутствуют четкие критерии оценки результатов (ключевых показателей эффективности) успешности прохождения испытательного срока. У новичков нет понимания, как руководители будут их оценивать.
Допустим, менеджеры по продажам вашего отдела знают, что они должны совершать X звонков в день. Но знают ли они, почему? Ведь есть же какие-то причины, почему норма – именно столько. Понимание того, что эти цифры взяты не «с потолка», поможет сотрудникам осознать, как их работа влияет на общую картину.
Будут ли результаты сотрудника, работающего два месяца, отличаться от результатов его коллеги с 10-летним опытом? Естественно. Сообщите новичкам, какого результата вы ждете от их первых нескольких месяцев работы, и поясните, что на этом этапе их главная задача — учиться, а не начать делать все и сразу. Четко сформулированные реалистичные ожидания снизят тревогу, поспособствуют открытому диалогу и позволят новичкам не опасаться осуждения, если они вдруг попросят о помощи.
Рекомендация № 10.
Брать обратную связь от уходящих сотрудников.
Рекомендуется внедрить в компании получение обратной связи от уходящего сотрудника с помощью анкетирования. По итогам заполненной анкеты также необходимо провести «выходное интервью» и получить информацию, чтобы выявлять неподходящих сотрудников на входе в компанию или выявить системную проблему в компании.
В итоге правильно подготовленная система адаптации персонала, с применением современных инструментов и методов, будет способствовать эффективному развитию Вашего бизнеса. А использование всех рекомендаций из статьи выведет компанию на новый уровень качества персонала.
Желаю вам избежать ошибок и развить лучшие таланты для вашей компании!
Вадим Морозов
Директор Кадрового агентства HR CONSULT
Что такое адаптация? — Определение, типы, причины, важность и часто задаваемые вопросы
Любая органическая живая система, функционирующая как отдельная индивидуальная единица, в биологии называется организмом . Все живые существа состоят из клеток (клеточная теория). Таксономия разделяет виды на протистов, бактерий и архей, которые являются одноклеточными микроорганизмами, или многоклеточными животными, растениями и грибами. Все виды существ способны воспроизводиться, расти и развиваться, поддерживать себя и в той или иной степени реагировать на раздражители. Несколько примеров многоклеточных животных, различающих специализированные ткани и органы на протяжении всего развития, — это жуки, кальмары, четвероногие, грибы и сосудистые растения.
Адаптация
Термин «адаптация» относится к изменению структуры и функции организма в результате естественного процесса, который делает организм более приспособленным для выживания и размножения в данной среде.
Типы адаптаций
Типы адаптаций включают
- Структурные адаптации: Структурные адаптации — это изменения в структуре организма, помогающие ему лучше адаптироваться к окружающей среде. Эти структурные изменения воздействуют на животное на многих уровнях, и, поскольку они являются ярко выраженными адаптациями, их можно полностью распознать невооруженным глазом.
Пример. Как пустынные растения эволюционировали в сухой, засушливый климат, где наблюдается нехватка воды и высокие температуры. Поскольку в пустыне меньше воды, растения, известные как суккуленты, адаптировались, накапливая воду внутри себя.
- Поведенческая адаптация: Модификация поведения организма, позволяющая ему лучше выживать в данной среде, известна как поведенческая адаптация. Бывает трудно обнаружить поведенческие адаптации, и зачастую для их выявления требуются тщательные полевые и лабораторные исследования.
Пример. Поскольку зимой на юге больше пищи, птицы мигрируют туда. Однако некоторые птицы перемещаются, чтобы размножаться.
- Физиологические адаптации: Физиологическая адаптация — это функция организма, которая повышает способность организма воспроизводиться и выживать в данной среде. Этими адаптациями могут быть различные способы, которыми организм реагирует на раздражители окружающей среды. Поскольку большинство этих изменений основано на химическом составе тела и обмене веществ, обычно они незаметны снаружи. Для отслеживания такого рода адаптаций часто требуются лабораторные исследования, оценивающие состав различных физиологических жидкостей.
Пример. Чтобы предотвратить потерю тепла, животное, живущее в холодном климате, должно иметь такие характеристики, как густая шерсть и короткие уши. В этом случае физиологической адаптацией является дрожь, чтобы произвести больше тепла, когда становится холодно.
- Коадаптация: Коадаптация — это процесс, посредством которого два или более вида, симбиотически зависящие друг от друга в своем выживании, приспосабливаются к новым условиям.
Пример. Длинные клювы помогают колибри собирать нектар с определенных растений, где они затем опыляются. Таким образом рассеиваются пыльцевые зерна, и колибри кормятся.
Адаптация
Способность организма приспосабливаться к окружающей среде и изменяться во времени — это то, что подразумевается под термином «теория адаптации», широко известная как идея «выживания наиболее приспособленных». Чарльзу Дарвину, ученому, проводившему испытания на Галапагосских островах в 1830-х годах, приписывают разработку этой гипотезы. Многие другие ученые, такие как Эмпедокл, Аристотель, Уильям Пейли, Ламарк и Бюффон, соглашались с тем, что виды изменяются с течением времени до того, как это сделал Дарвин, но они не понимали фундаментальных причин этих изменений или того, что адаптация — это непрерывный процесс без окончательной формы.
Согласно теории адаптации, вымирание, генетическое изменение и отслеживание местообитаний — это три других изменения, происходящие вместе с изменением местообитания.
- Отслеживание среды обитания: когда организм, который когда-то был частью экосистемы, обнаруживает другой, сравнимый с тем, который он когда-то называл домом.
- Вымирание: Виды постепенно вымирают и вымирают, когда они не могут приспособиться к новой среде обитания или двигаться дальше и найти новое место для жизни.
- Генетическое изменение: Естественный отбор, или генетическая изменчивость, позволяет организму жить в определенной среде более успешно, чем другим видам в этой области.
Адаптация к холодному климату
- Адаптация к животным:
- Пингвины прихорашиваются, чтобы привести свои перья в порядок.
- Пингвины могут прижимать ласты к телу для сохранения тепла.
- Они также могут дрожать, чтобы производить больше тепла.
- Белые медведи зависят от толстого покрова изолирующего меха, который покрывает слой жира, который обеспечивает тепло, потому что они живут в одном из самых холодных климатов в мире.
- Адаптация растений:
- Толстая кора хвойных деревьев служит барьером от холода. У них гибкие ветви и конусообразная форма, что позволяет им выдерживать сильный снегопад.
- К низкорослым и компактным растениям относятся подушковидные растения. Они могут избежать сильных горных ветров и потери воды, которые возникают при сильном ветре, благодаря своей низкой и компактной форме. Растение также может удерживать тепло зимой и прохладный воздух летом благодаря своей приспособляемости.
Адаптация к среде пустыни
- Адаптация к животным
- То же, что и верблюды, потребляющие наименьшее количество воды каждый день.
- Выведение с мочой.
- Ночью гораздо занятнее, чем днем, как крыса-кенгуру.
- Выращивание светлого меха для поглощения солнечного света и снижения температуры тела.
- Адаптация растений
- Создание более глубокой корневой системы, как у кактуса.
- Кактусоподобная редукция листьев и, следовательно, транспирация
- Хранение мокроты в сочных стеблях, корнях и других частях тела суккулентов.
- Кутикула листьев или других надземных частей.
Адаптация к водной среде обитания
- Адаптация к животным:
- Киты и дельфины — это млекопитающие, которые дышат через ноздри на макушке головы, называемые дыхалом.
- Способность дельфинов использовать эхолокацию для изучения окружающего мира — одна из важнейших их адаптаций.
- У рыб есть жабры, чтобы дышать кислородом в воде, и плавники, чтобы двигаться в воде и управлять своим телом.
- Рыбоподобное тело с плавными линиями.
- Адаптация растения:
- Восковой покров покрывает все тело лотоса.
- Нарезанные листья, чтобы избежать потока воды.
- Некоторые растения имеют специальные механизмы опыления.
Причины адаптации
Естественный отбор или мутация могут привести к адаптации. Быстрое генетическое изменение, известное как мутация, может быть случайным или случайным. Любое изменение последовательности нуклеотидов ДНК и замена одной пары нуклеотидов приведет к мутации. В то время как некоторые мутации могут способствовать выживанию организма в борьбе за жизнь, другие могут быть разрушительными для человека.
Естественный отбор — это процесс, посредством которого люди с особенностями, повышающими их шансы на выживание, будут сохраняться в данной среде, тогда как люди с менее полезными качествами погибнут под давлением окружающей среды. Ресурсы в месте фиксированы или ограничены. Местные виды конкурируют друг с другом за доступные ресурсы. У некоторых людей в группе есть характеристики — структурные или поведенческие, — которые помогают им выживать и более успешно производить потомство. Некоторые особи демонстрируют вариабельные варианты, которые имеют репродуктивное преимущество и производят больше потомства, чем другие виды в борьбе за выживание. Любое неблагоприятное изменение устраняет их, ставя этот организм в невыгодное положение.
Адаптация | Акклиматизация |
Организм может приспосабливаться к изменяющемуся процессу окружающей среды через время. | Под акклиматизацией понимается быстрая переходная адаптация организма к изменяющейся среде. |
Адаптация необратима. | Как только предварительные критерии удовлетворены, акклиматизацию можно отменить. |
Адаптация происходит через несколько поколений. | В течение своего существования существо акклиматизируется. |
Чтобы вид выжил и продолжил свое существование, эволюционно говоря, адаптация представляет собой постепенное и продолжительное изменение. | Акклиматизация — это краткая преходящая трансформация, которую можно отменить, как только будут удовлетворены ранее существовавшие обстоятельства. |
Важность адаптации
Для выживания живых существ адаптация имеет решающее значение. Животные, которые не могут двигаться вместе с окружающей средой, умирают. Генетические изменения привели к этим адаптациям. Измененные гены передаются следующему поколению животных выжившими. Мы называем это естественным отбором.
Такие приспособления, как окраска и камуфляж, защищают их от хищников. Животные в опасных условиях с большей вероятностью выживают дольше благодаря мутациям ДНК, и эти атрибуты выживания передаются последующим поколениям. Многие животные могут выживать и процветать на земле благодаря этим приспособлениям.
Чарльз Дарвин исследовал черепах на двух островах. На одном острове были черепахи с маленькими ногами, прямым панцирем и кормом, который находился близко к земле. Несколько черепах переселились на другой остров, потому что там было больше еды. Черепахи с более длинными ногами смогли выжить. Со временем их панцири округлились, а шеи стали длиннее. В результате этих изменений в их видах увеличилось население нового острова.
Часто задаваемые вопросы по адаптации
Вопрос 1: Что означает адаптация в экологии и эволюционной биологии?
Ответ:
Адаптация, используемая в экологии и эволюционной биологии, представляет собой процесс, посредством которого организм изменяет свое поведение, физиологию или структуру, чтобы лучше приспособиться или выжить в постоянно меняющейся среде. Природа требует изменений, и единственный вид, способный адаптировать свои физические или поведенческие черты к постоянно меняющейся среде, сможет выжить. Например, многие животные маскируются, чтобы оставаться в безопасности.
Вопрос 2: Чем поведенческие адаптации отличаются от структурных?
Ответ:
Ниже приведены основные различия между поведенческой и структурной адаптацией:
- В то время как новые части тела могут расти или существующие могут изменяться в результате структурных адаптаций, физические особенности животных не меняются. в поведенческих адаптациях; вместо этого существа начинают действовать по-другому, чтобы выжить, но их физическая структура не меняется.
- Структурная адаптация — это развитие чешуи у рептилий для защиты их кожи от острых камней и других предметов на земле.
- Одной из форм поведенческой адаптации является миграция птиц в поисках лучших источников пищи или с целью воспроизводства.
Вопрос 3: Что такое адаптации верблюдов?
Ответ:
Верблюды имеют широкие, плоские ноги, которые помогают им балансировать на песке. У них густая шерсть сверху, чтобы давать тень, но редкий мех по всему телу для быстрого отвода тепла.
Вопрос 4: В чем важность адаптации?
Ответ:
Для выживания живых существ решающее значение имеет адаптация. Животные, которые не могут двигаться вместе с окружающей средой, умирают. Генетические изменения привели к этим адаптациям. Измененные гены передаются следующему поколению животных выжившими.
Вопрос 5: Откуда берутся адаптации?
Ответ:
Эволюция — причина адаптации. Вид меняется в течение длительного периода времени в процессе эволюции. Обычно мутации или случайные изменения в гене вызывают адаптацию. Растение или животное с определенной мутацией могут прожить дольше, чем представители того же вида без мутации.
Вопрос 6: Что такое адаптация человека?
Ответ:
Одной из областей более широкой науки биологической антропологии является изучение адаптации человека. Адаптация человека связана с приспособляемостью, с которой люди, как отдельные лица, так и группы, решают экологические проблемы с помощью как биологических, так и поведенческих/культурных стратегий.
Что такое адаптация — ресурсы средней школы
Адаптация — это развитая черта, помогающая организму выживать и размножаться в окружающей среде. Чтобы решить, является ли характеристика адаптацией или нет, нам нужно изучить среду, в которой живет организм, потому что среда влияет на то, как организмы развиваются.
Адаптации могут принимать разные формы
Посмотрите видео ниже, демонстрирующее примеры экстремальных приспособлений.
Во время просмотра видео запишите названия пяти адаптаций, которые показались вам интересными, и классифицируйте их как поведенческие, структурные или физиологические. Напишите краткое описание преимуществ, которые это дает организмам.
youtube.com/embed/kG6jNdXGVIc?enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fwww.centennialparklands.com.au»>Изучение окружающей среды
Растения и животные обитают во многих сложных условиях и обладают уникальными приспособлениями для выживания в таких условиях.
Представьте, что вы оказались в одной из сред ниже. Напишите короткий абзац, описывающий условия этого места и то, что вы чувствуете. Готовы ли вы справиться с этими условиями?
Расширение (для учащихся 10 и 11 классов) Итак, как животные и растения получают свои приспособления?Ответ кроется в естественном отборе…
Мы все уникальны – у людей разный цвет глаз, волосы, кожа, рост и форма.
В природе растения и животные тоже уникальны. Но когда окружающая среда меняется, растения и животные, обладающие чертами, которые позволяют им лучше выживать, успешно размножаются и передают черты, которые помогли им выжить. Это называется «естественный отбор». Поскольку этот процесс продолжается в течение многих поколений, организмы приобретают черты, которые делают их очень подходящими для окружающей среды. Эти черты и есть то, что мы называем «адаптацией».
Здесь показан пример генетического разнообразия внутри вида: это все цветы одного типа, бумажные ромашки, но они могут быть разных цветов!
Естественный отбор: каменная мышь
Примером недавних адаптаций, формирующихся за короткий период времени, является история каменной карманной мыши, найденной в американской пустыне на юго-западе. Этот вид обычно имеет песочный цвет, маскирующий свою сухую каменистую среду обитания. Однако потоки лавы от извержения вулкана изменили цвет земли на темно-коричневый. В этих районах выделялись мыши песочного цвета, что позволяло хищникам, таким как совы, змеи и койоты, находить и охотиться на них намного легче. Из-за генетической изменчивости некоторые мыши рождаются с более темным мехом. На мышей песочного цвета охотились чаще, чем на более темных мышей, у которых было больше шансов на выживание и размножение. Это привело к тому, что население теперь было в основном коричневым, что соответствовало вулканической темной земле.
Дополнительная деятельность и ресурсы
1. Исследование местных адаптаций
Исследование адаптаций растений в вашей школе.
Щелкните здесь, чтобы получить доступ к рабочему листу «Адаптации растений в вашей школе».
Исследование адаптации птиц в вашей школе.
Нажмите здесь, чтобы открыть лист с заданиями «Адаптации птиц в вашей школе».
2. Как ученые наблюдают поведенческие адаптации?
Этограмма представляет собой каталог или таблицу всех различных видов поведения или деятельности, наблюдаемых у животного. Изучите поведенческие адаптации местных птиц, используя свои собственные этограмма. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к листу активности «Поведение птиц на заднем дворе».
Смоделируйте важность брачных криков как поведенческую адаптацию, имитируя крики лягушек.
Нажмите здесь, чтобы получить доступ к листу активности «Вызов».
Нажмите здесь, чтобы загрузить наши карточки «Frog Calls».
Смоделируйте развитие адаптаций в этой практической деятельности лягушек Red Lolly Frogs.
Нажмите здесь, чтобы получить доступ к листу активности «Моделирование естественного отбора».