Школа представляет для ребенка, подростка и социальную среду, и ведущую деятельность, каковой является учебная деятельность. Основной социальной функцией учащихся является выполнение требований школьной жизни, освоение учебных программ, соблюдение норм поведения. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной мере свидетельством психического здоровья детей и подростков .
Понятие здоровья
необходимо рассматривать с учетом
количественных
и качественных характеристик процесса
адаптации в изменяющихся условиях
среды, т.к. процессы адаптации могут
служить мерой или степенью здоровья.
Необходимость комплексного изучения
такого сложного многоуровнего
полифункционального процесса, как
адаптация определяется
тем, что комплексы воздействующих
факторов разнообразны, многочисленны
и имеют качественное своеобразие, а не
представляют собой сумму входящих в
них составляющих.
Применительно к школьной практике проблемы адаптации и дезадаптации изучались многими исследователями — Абульхановой К.А., Александровской Э.М., Алмазовым Б.Н., Асмоловым А.Г., Битяновой М.Н., Каган В.Е., Степановым С.С. и многими другими.
Большое
число исследований феномена школьной
адаптации и ее нарушений
относится к моменту поступления ребенка
в школу и начальному
периоду школьного обучения. Главными
причинами затруднений адаптации
являются неготовность к школьному
обучению и проявления психического
дизонтогенеза. При переходе из начальной
в основную школу для учащихся наиболее
актуальной становится проблема адаптации
на социально-психологическом
уровне. Здесь на первый план выступают
факторы
риска нарушения школьной адаптации,
относящие к эмоционально-волевым
нарушениям, нарушениям поведения, а
также психосоматические нарушения
у подростка. Для учащихся старшего
звена школы значимыми
факторами для адаптации являются
особенности в виде акцентуаций характера,
темперамента, характера межличностных
отношений, неуверенности относительно
будущей профессии и карьеры и т.
Наибольшее количество исследовательских работ в отечественной и зарубежной педагогике, психологии и дефектологии посвящено изучению процессов школьной дезадаптации у детей, имеющих нарушения психиче-
1 Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М.Громбаха — М.: Медицина, 1988,
ского, соматического и социального характера, эмоциональных расстройств и др.1
Несмотря
на большое количество работ, посвященных
проблеме школьной адаптации и
дезадаптации, целостного представления
об адаптации
ребенка к условиям систематического
обучения нет; в работах трудно
проследить единые взгляды на причину,
условия, механизмы и динамику школьной
адаптации и ее нарушения; не разработаны
единые комплексы профилактических
и коррекционных психолого-педагогических
и общеоздоровительных мероприятий; не
сделаны попытки рассматривать школьную
адаптацию как критерий эффективности
образовательно-воспитательной
деятельности.
Прежде чем начать обсуждение теоретических аспектов проблемы адаптации вообще и школьной адаптации в частности, следует дать определения некоторых терминов.
Адаптацией (от ср.-век. лат. adaptatio — приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Впервые термин введен Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей.
Понятие
адаптации является основополагающим
в концепциях, рассматривающих
взаимоотношения индивида с его окружением
как процессы гомеостатического
уравновешивания. Определений понятия
адаптации существует
очень много, остановимся на определениях,
данных З. К.Трушинским
: «Адаптация — взаимодействие организма
и окружающей среды,
направленное на поддержание гомеостаза,
обеспечение биологической и социальной
активности организма, продолжение и
усовершенствование
вида» и В.Я.Семке : «Адаптация — это
действия индивида в таком диапазоне
социальной среды, который не выявляет
патологического ради-
‘ Буторина Н.Е., Буторин Г.Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация //Рос. психиатр, ж.- 1999.-№2.-С. 17-22; СухотинаН.К. Нервно-психические заболевания у детей в контексте школьной адаптации // Соц. и клин, психиатр.. — 1999. — Т. 9, № 4. — С. 34-38; Сухотина Н.К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства у детей // Соц. и клин, психиатр. — 2000. — Т. ] 0, № 1. — С. 5-10.
Трушинский
З.К. Основные понятия адаптологии и
классификация адаптации // Основные
механизмы адаптации человека /
В.Н.Захаров, З.К.Трушинский, Е.М.Бурцев
идр.-М.:
Наука, 1993. -С. 16.
3 Семке В Я. Превентивная психиатрия. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1999. — С. 22.
6
7
кала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера».
В литературе наряду с термином «адаптация» используются также такие его производные термины, как адаптированность, дез(диз)адаптация, реадаптация и др. Следует дать краткие определения некоторых из них.
Адаптированность — завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде .
Адаптируемость
— способность
организма (биосистемы) адаптироваться
к окружающей среде.
Адаптогенные факторы — факторы, вызывающие адаптацию; факторы, к которым организм должен адаптироваться.
Адаптироваться — совершать адаптацию. Здесь адаптация понимается как активный процесс, выполняемый самим субъектом адаптации.
Коадаптация — адаптационные реакции на суборганизменном (системном, органном, клеточном, субклеточном и молекулярном) уровне.
Дизадаптация (dys- (греч.) — затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции) — нарушение, недостаточность или срыв адаптации.
Дезадаптация (от лат. de/des — означающий прекращение, устранение, отрицание) — потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.
Компенсаторные
реакции — тип
приспособительных реакций на повреждение
за счет замещения поврежденных структур
сохранными структурами
либо их качественным преобразованием.
Оборонительные или защитные реакции — реакции, с помощью которых человек пытается избежать столкновения с воздействием фактора среды2. В ряде случаев за счет этого организму удается обойтись без включения реакции долговременной адаптации.
Реадаптация — восстановление адаптации, утраченной в прошлом. Биологическую основу адаптации составляет генотипическая адаптация, являющаяся основой эволюционного процесса живых организмов. На генотипическом уровне сформировались основные адаптивные реакции организма, однако их проявление и функционирование осуществляется пу-
1 Солнцев А.А., Жиляев P.P. Социальная адаптация детей // Основные механизмы адаптации человека /В.Н.Захаров, З.К.Трушинский, Е.М.Бурцев и др. — М.: Наука, 1993.-С. 112-144
2 Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981. — 278 с.
тем
формирования фенотипических адаптационных
систем, складывающихся
под влиянием условий среды. Фенотипическую
адаптацию можно определить как
развивающийся в ходе индивидуальной
жизни процесс, в результате
которого организм приобретает
отсутствующую ранее «устойчивость
к определенному фактору внешней среды1,
как комплексную приспособительную
реакцию целого организма или его систем
к сочетанному воздействию экологических
и/или социальных условий его жизни и
характеру деятельности или адаптации
к значительным физическим и
психоэмоциональным
нагрузкам2.
Существующие модели адаптации выделяют два этапа: начальный -срочной адаптации и последующий — долговременный. Однако большинство исследователей придерживается разделения адаптации на три фазы, примерно соответствующие трем фазам общего адаптационного синдрома, по Г.Селье:
•фаза срочной или первичной адаптации;
•фаза устойчивой адаптации;
•фаза дезадаптации — нарушения, истощения адаптации или фаза адаптационного утомления .
Вассерман
Л. И., Медведев В.И.,Слоним. А.Д. указывают
также и переходную
фазу. Громбах СМ. (1988) выделяет три фазы
процесса адаптации:
генерализованная реакция, когда в ответ
на воздействие вовлекаются многие
системы организма; сужение, экономизация
реакций; переход на новый
адекватный способ функционирования,
т.е. собственно адаптация. Наиболее
полно динамика фенотипической адаптации
представлена четырьмя
стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном
(1981, 1993).
Первая стадия характеризуется мобилизацией предсуществующих адаптационных механизмов — гиперфункцией или началом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. В основе этой стадии лежит триада изменений:
•гиперфункция системы, специфически ответственной за приспособление к данному фактору;
•стресс-синдром;
1 Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долгосрочной адаптации. -М.: Дело, 1993. -138 с.
Филиппова
С. Н. Механизмы адаптации пришлого
населения к экологическим условиям
Заполярья: влияние латерального фенотипа
на метаболизм и физические процессы:
Дисс. …д.м.н. -Новосибирск, 1999. -425 с.
3 Березин А.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация у человека. — Л.: Наука, 1988. — 295 с.
8
9
•нарушение некоторых функций, обусловленных сдвигами гомео-стаза.
При врожденной или приобретенной неполноценности какого-либо звена систем, вовлеченных в реакцию на новый фактор среды, срочная адаптация может оказаться настолько несовершенной, что организм заболевает или уходит от решения задач, диктуемых средой.
Вторая
стадия —
переход от срочной адаптации к
долговременной. Характеризуется
активацией синтеза нуклеиновых кислот
и белков в клетках системы, специфически
ответственной за адаптацию, — увеличением
мощности
этой доминирующей системы и постепенным
уменьшением стресс-синдрома. В дальнейшем
в большинстве случаев развивается
устойчивая
адаптация. Переходная стадия может
затягиваться в ситуациях, когда
действующий фактор чрезмерно силен
или когда ситуация, возникающая
в окружающей среде, слишком сложна, а
поэтому требуемая приспособительная
реакция оказывается неосуществимой.
В подобных ситуациях
эффективная функциональная система
не реализуется, системный структурный
след в ней не формируется. В результате
первоначальные нарушения
гомеостаза сохраняются, а стимулируемый
ими стресс-синдром достигает
чрезвычайной интенсивности и длительности.
Третья
стадия — формируемся
долговременная адаптация. Характеризуется
наличием системного структурного
следа, отсутствием стресс-синдрома
и совершенным приспособлением к
определенному фактору или ситуации.
При чрезмерно длительной или направленной
адаптации такого рода доминирование
определенной системы в соответствии
с основным принципом
доминанты может привести к одностороннему
развитию организма.
Четвертая стадия — изнашивания и функциональной недостаточности — не является обязательной, развивается лишь при чрезмерном напряжении адаптации и характеризуется тем, что большая нагрузка на систему, доминирующую в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии ее клеток и, как следствие, к нарушению структуры и функции.
Среди разных типов фенотииической адаптации — биологическая, физиологическая, биохимическая, психическая, социальная, сексуальная, зрительная — наиболее значимой в рассматриваемом нами контексте является психическая и социальная адаптация.
Согласно справочнику но психологии и психиатрии детского и подросткового возраста , психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает
1 Справочник
по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста / Под
ред. С.Ю.Циркина. — СПб.. Изд-во «Питер»,
1999. — С. 10-11
10
как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе»). Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы — приемлемые способы достижения целей и санкции за уклонение от этих норм. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное соотношение обеих сторон активной деятельности индивида (преобразование себя и преобразование среды).
Социальная
адаптация —
процесс включения личности в новую
социальную
ситуацию, постоянный процесс активного
приспособления индивида к условиям
социальной среды, а также результат
этого процесса. Соотношение этих
компонентов, определяющее характер
поведения, зависит
от целей и ценностных ориентации
индивида и от возможностей их достижения
в социальной среде. Важный аспект
социальной адаптации -принятие индивидом
социальной роли. Эффективность адаптации
существенно зависит от того, насколько
адекватно индивид воспринимает себя
и свои
социальные связи.
По мнению ряда
ученых (Александровский 10.А., 1997, Березин
А.Ф.,
1988; Вассерман Л.И. и сотр., 1994; Колышкин
В.В., 1997; Кривоще-ков С.Г. и сотр., 1998 и
др.), психический уровень адаптации
представляет собой
наиболее высокий, надстроечный уровень,
свойственный человеку и увеличивающий
диапазон его адаптационных возможностей.
Социальный (социально-психологический)
уровень адаптации, хотя и является
самостоятельным звеном адаптивного
процесса, представляется как один из
составляющих
психических адаптации, выступая скорее
как регулятор взаимоотношений
стресс — напряжение, определяя надежность
психофизиологических функций и
повышая устойчивость организма к
эмоциональному стрессу. Психофизиологическая
адаптация, как третий аспект психической
адаптации,
отражает адаптацию не только на уровне
психической сферы, но
и на уровне физиологических функций,
психовегетативных, психогуморальных
и психомоторных соотношений.
Ф.З.Меерсон подчеркивал значение социальной адаптации, в процессе которой, по его меткому выражению, «осуществляется превращение «особой формы животного» в человека»1.
Психическая адаптация человека обеспечивается деятельностью целостной самоуправляемой системы отдельных компонентов (подсистем), обеспечивающих поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, определяющее «личностное» отношение к получаемой информации; социлыю-психологическис контакты; бодрствование и сон; эндокринно-гуморальную регуляцию. Активность этой системы
‘ Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981. — С. 62.
П
обеспечивается «…их взаимодействием и «содействием», порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам» .
Раздел 2.1. Адаптация ПО \ КонсультантПлюс
Раздел 2. 1. Адаптация ПО
2.1.1. Адаптация ПО — это такие изменения в исходный и/или объектный код ПО, которые удовлетворяют следующим практическим критериям:
1) без этих изменений ПО неработоспособно;
2) в результате этих изменений ПО становится работоспособным на конкретных технических средствах пользователя и/или под управлением конкретных программ пользователя;
3) признаком адаптации ПО также является то, что адаптированное ПО становится неработоспособным: а) при отмене/»реверсе» внесенных изменений по адаптации на исходном программно-аппаратном комплексе пользователя; б) при полном копировании ПО на другой произвольный программно-аппаратный комплекс у пользователя.
Статья: Практические критерии для квалификации адаптации программного обеспечения (Чубукова С.Г.) («Сайт Петербургского правового портала», 2021)
2.1.2. При оценке правомерности производимых изменений, в частности адаптации, не имеет значения форма кода (исходный, объектный или исполняемый код), в которую внесены такие изменения.
Современные технологии позволяют вносить изменения в компьютерную программу различными способами в любую форму кода программы. Следовательно, аргументы законного пользователя о том, что защите от изменений подлежит только исходный код, несостоятельны.
Фактором, определяющим правомерность действий пользователя, является то, что целью и результатом изменений станет корректное функционирование компьютерной программы на техническом средстве пользователя, а не создание новой программы в результате таких изменений.
При этом очевидно, что характеристики корректного, правомерного функционирования программы могут быть определены только правообладателем.
Статья: Адаптация и иные исключения из прав правообладателя на компьютерную программу в России и зарубежных странах (Полякова Т.А.) («Сайт «Закониус», 2020)
2.1.3. По мнению автора, описанный частный случай изменений программы для ЭВМ, а именно ее привязка к оборудованию пользователя путем установки/активации программной защиты, производимых для обеспечения ее работоспособности, является ее адаптацией. Совершенно очевидно, что все эти изменения в программу в описанном выше случае полностью правомерны.
Статья: Проблема правомерной адаптации программы для ЭВМ (Дюков А.В.) // СПС КонсультантПлюс.
2.1.4. Во-первых, одни и те же изменения в программу могут вноситься различными способами, на разных этапах и разными инструментами как в исходный код программы, так и в исполняемый/объектный код программы для ЭВМ.
Во-вторых, различия между изменениями в исходный код/текст и в исполняемый/объектный код программы для ЭВМ в настоящее время весьма условны.
В-третьих, изменения в программу следует квалифицировать независимо от того, куда были внесены изменения: в исходный код/текст программы или в исполняемый/объектный код программы для ЭВМ.
Статья: К вопросу определения критериев изменений программы для ЭВМ (Соколов Д.В., Шишенина И.В.) («Сайт Ассоциации поставщиков программных продуктов НП ППП», 2020)
2.1.5. Адаптация — внесение изменений в программу, осуществляемое исключительно в целях функционирования программы.
Статья: Свободное ПО в реестре российских программ (Смирнова Е.Ю., Серго А.Г.) («ИС. Авторское право и смежные права», 2020, N 1)
2.1.6. Адаптация — это техническая операция, которую может совершить любой пользователь, не обращаясь к автору. Модификация приравнивается к выпуску программы для ЭВМ в свет (исключительные права), а адаптация — техническая операция.
Глава II, § 4, «Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства: Монография» (Беневоленская З.Э.) («Проспект», 2017)
2.1.7. От несанкционированной модификации следует отличать внесение изменений, которые направлены исключительно на адаптацию информации, т.е. внесение таких изменений, которые направлены на приспособление этой информации к функционированию с использованием конкретных технических средств пользователя. Такого рода изменения носят технический характер и не препятствуют использованию компьютерной информации ее владельцем.
Статья: Новая редакция ст. 274 УК (Быков В. М., Черкасов В.Н.) («Законность», 2012, N 11)
2.1.8. Отделение случаев адаптации от случаев модификации программы или базы осуществляется в первую очередь по цели вносимых в программу или базу данных изменений — адаптацией будут признаны лишь те действия, которые осуществляются исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах конкретного пользователя.
Глава II, § 2, «Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав» (Корнеев В.А.) («Статут», 2010)
Экосистемная адаптация | ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде
Основные моменты
Экосистемная адаптация – это стратегия адаптации к изменению климата, в которой используются природные решения и экосистемные услуги. Например, защита прибрежных местообитаний, таких как мангровые заросли, обеспечивает естественную защиту от наводнений; лесовосстановление может сдерживать опустынивание и пополнять запасы подземных вод во время засухи; а водоемы, такие как реки и озера, обеспечивают естественный дренаж для уменьшения наводнений. Смотрите больше примеров здесь.
В настоящее время ЮНЕП поддерживает более 45 проектов адаптации на основе экосистем. В совокупности эти проекты направлены на восстановление около 113 000 гектаров экосистем, принося пользу 2,5 миллионам человек во всем мире.
Часто благодаря беспроигрышным результатам адаптация на основе экосистем защищает уязвимые сообщества от экстремальных погодных условий, одновременно обеспечивая различные экологические преимущества, столь важные для благополучия человека, такие как чистая вода и продукты питания. Хотя в первую очередь Адаптация Экосистемная адаптация также может способствовать смягчению последствий изменения климата за счет сокращения выбросов, возникающих в результате утраты мест обитания и деградации экосистем.
Наши проекты
Ознакомьтесь с нашими проектами EbA, нажав на карту ниже:
Экосистемная адаптация Серия брифингов
- Введение в EbA
- Навигация по адаптации
- EbA в различных экосистемах
- Выбор дополнительных мер по адаптации
- Разработка экономического обоснования для EbA
- Интеграция EbA в национальное планирование
- ЮНЕП и ЕАА
- Urban EbA: озеленение городов для борьбы с изменением климата
- Прибрежная EbA: как природа защищает наши берега
- EbA и лесное хозяйство
- EbA в сельском хозяйстве: путь к устойчивым к изменению климата продовольственным системам
Глобальный фонд EbA
Глобальный фонд EbA предоставляет гранты для инновационных подходов к адаптации на основе экосистем. Фонд открыл свой первый конкурс предложений 25 марта 2021 года, и вы можете подать заявку здесь. Важно отметить, что Фонд стремится поощрять «каталитические» инициативы, чтобы помочь преодолеть выявленные барьеры для расширения масштабов EbA. Поддерживая каталитические вмешательства, Фонд участвует в актуализации стратегической политики и стимулирует инновационные механизмы финансирования и инвестиции частного сектора. Фонд будет собирать знания, фактические данные и истории об инициативах по адаптации на основе экосистем, а также уроки для расширения масштабов практики.
Инструментарий и ресурсы
- Принятие основанного на правах человека подхода к экосистемной адаптации — ссылка
- Использование природы для повышения устойчивости к изменению климата: расширение масштабов использования экосистемной адаптации — ссылка
- Отчет диалога с заинтересованными сторонами об адаптации на основе экосистем — ссылка
- Семь уроков по использованию восстановления экосистем для адаптации к изменению климата — ссылка
- Планирование адаптации на основе экосистем: ALivE — Адаптация, средства к существованию и экосистемы — ссылка Справочник
- : Справочник по адаптации на основе экосистем в горных, засушливых и прибрежных экосистемах — ссылка
- Массовый открытый онлайн-курс: Природные решения для обеспечения устойчивости к стихийным бедствиям и изменению климата — ссылка
- Курс: Финансы и климатические действия в городах: природные решения как механизм адаптации в Латинской Америке и Карибском бассейне – ссылка (на испанском языке)
- Справочное руководство: Исследования по адаптации на основе экосистем (EbA) — ссылка
- Варианты адаптации на основе экосистем в прибрежной среде — ссылка
- Руководство по ресурсам: интеграция адаптации на основе экосистем в учебную программу — ссылка
- Портал решений Panorama EbA — ссылка
- Природные решения для адаптации к изменению климата — ссылка
- Руководство по восстановлению мангровых зарослей в западной части Индийского океана — ссылка
- Голубые природные решения в рамках определяемых на национальном уровне вкладов: буклет для успешного внедрения — ссылка
- Технические рекомендации по адаптации на основе экосистем в Албании — ссылка
- Руководство по учету аспектов экосистем в оценках уязвимости и воздействия изменения климата — ссылка
- Руководство по мониторингу и оценке вмешательств EbA – ссылка
- Обеспечение эффективности адаптации на основе экосистем: основа для определения квалификационных критериев и стандартов качества — ссылка
Практические примеры и извлеченные уроки
- Извлеченные уроки: Экосистемная адаптация и интегрированная модель устойчивого рисоводства на Мадагаскаре – ссылка
- Извлеченные уроки: адаптация к изменению климата в Танзании с помощью восстановления экосистемы и инфраструктуры защиты от наводнений — ссылка
- Краткий обзор передовой практики: сотрудничество Юг-Юг для расширения масштабов природных решений для адаптации к изменению климата — ссылка
- Лесное хозяйство в Гамбии: пример адаптации к изменению климата – ссылка
- Горная устойчивость: восстановление водосбора рек в горах Памира в Афганистане — ссылка
Статьи и истории
- Водный кризис в Судане и женщины сопротивляются — ссылка
- Гонка за спасение водно-болотных угодий Замбии — ссылка
- Фермеры адаптируются к климатическому кризису на ненадежных склонах холмов Бурунди — ссылка
- Леса и страсть: руководство героя по сопротивлению изменению климата – ссылка
- Шесть способов, которыми природа может защитить нас от изменения климата – ссылка
- «Город Губки»: Сан-Сальвадор использует природу для борьбы с наводнениями — ссылка
- Албания: как лагуна стала передовой защитой от изменения климата – ссылка
- Сгибайся, но никогда не ломайся: создание защищенного от климата будущего – ссылка
- «Я горжусь тем, что вернул дождь»: лесовосстановление оживляет камбоджийские горы – ссылка
- От риса к богатству: адаптация к изменению климата на побережье Камбоджи — ссылка
- Ставка на природу: мексиканский город адаптируется к изменению климата — ссылка
- Помощь гамбийской молодежи в поиске более зеленых пастбищ дома – ссылка
- Сотрудничество Юг-Юг в борьбе с изменением климата – ссылка
- Дарфур: адаптация к наступающей пустыне – ссылка
- «Там, где раньше было так много, стало так мало»: изменение климата на Коморских островах — ссылка
- Oasis Dreaming: озеленение пустыни Джибути — ссылка
- Обрушение ледника в Индии — тревожный признак того, что грядет — ссылка
- «Морская вода попадает на наши фермы и убивает растения» — ссылка
- Экосистемная адаптация и экологическое восстановление: лучше восстанавливаться после Covid-19 — ссылка
- Стены от наводнений и леса помогают Джибути адаптироваться к изменению климата — ссылка
- 5 способов сделать здания устойчивыми к изменению климата — ссылка
Видео
- Что такое Экосистемная адаптация? — ссылка
- Озеленение Сан-Сальвадора для борьбы с изменением климата — ссылка
- Использование природы для борьбы с изменением климата в Албании — ссылка
- Спасение Сейшельских островов: лесовосстановление для борьбы с изменением климата — ссылка
- Масштабирование адаптации на основе экосистемы в Албании — ссылка
- Документальный фильм: Устойчивые средства к существованию, устойчивые к изменению климата, в Мавритании – ссылка (на французском языке)
- Документальный фильм: EbA South – ссылка
- Живой берег: строительство устойчивой набережной на Манхэттене — ссылка
- Мангровые заросли: отличное решение — ссылка
- Практическое руководство по устойчивым к изменению климата зданиям и сообществам — ссылка
Основные моменты
Темы
- Действия по борьбе с изменением климата
Связанные цели устойчивого развития
Цель 1
Цель 1: Борьба с бедностью
+
Цель 7
Цель 7: Доступная и чистая энергия
+
Цель 11
Цель 11: Устойчивые города и сообщества
+
Цель 12
Цель 12: Устойчивое потребление и производство
+
Цель 13
Цель 13: Борьба с изменением климата
+
Цель 14
Цель 14: Жизнь под водой
+
Цель 15
Цель 15: Жизнь на суше
+
Определение адаптации — JavaTpoint
следующий → ← предыдущая Адаптация: ключ к выживанию и успеху . Что такое адаптация?Адаптация относится к изменениям, которые происходят в организме или экосистеме с течением времени в ответ на изменения окружающей среды. Эти изменения могут быть физическими, поведенческими или физиологическими и обусловлены естественным отбором, когда признаки или характеристики, повышающие шансы организма на выживание и размножение, с большей вероятностью передаются будущим поколениям. Со временем эти изменения накапливаются, в результате чего появляются виды, хорошо приспособленные к окружающей среде. Типы адаптации: понимание процесса эволюции1. Физические приспособления Физические адаптации — это структурные изменения в организме организма, которые помогают ему выживать в окружающей среде. 2. Поведенческие адаптации Поведенческие адаптации — это изменения в поведении, которые помогают организму выживать и процветать. Эти изменения могут быть такими же простыми, как изменение пищевого поведения, или такими сложными, как характер миграции. Например, некоторые птицы зимой мигрируют в более теплый климат, а другие впадают в спячку, чтобы избежать суровых условий. Поведенческие адаптации могут также включать изменения в социальном поведении, такие как формирование сложных сообществ у некоторых видов муравьев и пчел. 3. Физиологические адаптации Физиологические адаптации — это изменения в физиологии организма, которые помогают ему выживать и процветать в окружающей среде. 4. Адаптация к изменению климата Изменение климата является серьезной проблемой для многих видов, поскольку оно может изменить их среду обитания и нарушить их экосистемы. В ответ на эти изменения некоторые виды выработали приспособления, позволяющие им справляться с последствиями изменения климата. Например, некоторые растения развили способность переносить более высокие температуры и повышенную засуху, в то время как другие адаптировались к изменениям режима осадков, регулируя свои модели роста. 5. Адаптивная адаптация Адаптивная адаптация — это процесс быстрой диверсификации, при котором один предковый вид дает начало многим видам в ответ на новые экологические нагрузки. Этот процесс может происходить в ответ на изменения климата, наличие новых мест обитания или эволюцию новых приспособлений. Например, эволюция китов из наземных млекопитающих является примером адаптивной адаптации. Адаптация — важнейший аспект эволюции, который позволяет организмам выживать и процветать перед лицом изменений. Будь то физическое изменение, изменение поведения или физиологическое изменение, адаптация играет решающую роль в формировании разнообразия жизни на Земле. Понимание различных типов адаптации необходимо для понимания сложных процессов, лежащих в основе эволюции и создания биоразнообразия. Эта диверсификация помогает лучше изучить экосистему и ее процессы. Почему важна адаптация?Адаптация является важным аспектом эволюции, поскольку она позволяет видам эволюционировать и диверсифицироваться с течением времени. Адаптация — жизненно важный процесс, который позволяет организмам выживать и процветать в меняющихся условиях. Это позволяет видам приспосабливаться к новым условиям, будь то изменения климата, наличие ресурсов или присутствие новых хищников. В этом эссе будет рассмотрено, почему адаптация важна и ее роль в формировании жизни на Земле. Адаптация позволяет видам справляться с изменениями Адаптация имеет решающее значение для выживания, поскольку позволяет организмам справляться с изменениями окружающей среды. Например, если какой-то вид рыб сталкивается с новым хищником, ему, возможно, придется быстро адаптироваться, чтобы не быть съеденным. Точно так же, если растение подвергается воздействию новой болезни, ему может потребоваться адаптироваться к ситуации, чтобы выжить. В обоих случаях организмы, которые лучше всего способны к адаптации, с большей вероятностью выживут и размножатся, передав свои адаптивные черты будущим поколениям и помогая им лучше выжить. Адаптация создает биоразнообразие Адаптация также важна для сохранения биоразнообразия. Процесс адаптации приводит к эволюции новых видов, поскольку организмы изменяются и развиваются в ответ на различные давления окружающей среды и температурные условия. Именно этот процесс видообразования создает разнообразие жизни на Земле. Адаптация также приводит к развитию новых приспособлений и развитию уникальных черт и характеристик, позволяющих видам занимать разные ниши и места обитания. Адаптация повышает устойчивостьАдаптация также способствует устойчивости видов и экосистем. Позволяя видам справляться с изменениями, адаптация помогает гарантировать, что экосистемы смогут выстоять перед лицом нарушений. Например, когда вид приспосабливается к изменениям в характере осадков, он может стать более устойчивым к засухе и другим стрессам окружающей среды. Это, в свою очередь, помогает поддерживать равновесие и функционирование экосистем, которые жизненно важны для благополучия как людей, так и нечеловеческих популяций. Адаптация повышает адаптивную способность Адаптация также важна для повышения адаптивной способности видов и экосистем. Это относится к способности видов и экосистем реагировать и приспосабливаться к изменениям с течением времени. Позволяя видам развиваться и адаптироваться к новым условиям, адаптация помогает повысить их устойчивость и способность справляться со стрессами окружающей среды. Это важно для поддержания здоровья и благополучия экосистем и видов, которые они поддерживают. Адаптация — критический процесс, играющий решающую роль в формировании жизни на Земле. Это позволяет видам выживать и процветать в меняющихся условиях, создает биоразнообразие, повышает устойчивость и повышает способность к адаптации. Понимание важности адаптации необходимо для понимания сложных процессов, лежащих в основе эволюции и создания биоразнообразия. Признавая жизненно важную роль, которую адаптация играет в формировании жизни на Земле, мы можем работать над защитой и сохранением разнообразия жизни для будущих поколений. Адаптация также играет решающую роль в эволюции видов. В течение миллионов лет адаптация может привести к развитию новых видов, поскольку организмы продолжают развиваться и диверсифицироваться. Этот процесс видообразования породил невероятное разнообразие жизни на Земле. Адаптация в экосистемах Адаптация — это ключевой процесс, играющий решающую роль в функционировании экосистем. Это позволяет видам приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды и помогает поддерживать баланс и стабильность экосистем. Определение адаптации в экосистемахАдаптация в экосистемах относится к процессу изменения и эволюции видов в ответ на давление окружающей среды. Это может включать изменения климата, изменения температуры, изменения давления, наличие ресурсов или присутствие новых хищников. Адаптация позволяет видам справляться с этими изменениями и выживать перед лицом экологических проблем. Этот процесс является важнейшим компонентом эволюции и помогает поддерживать разнообразие жизни в экосистемах. Выше изображение красной панды. У них есть длинный хвост, который помогает поддерживать равновесие тела при движении и лазании. У них есть мех на теле, который помогает поддерживать температуру тела зимой. Научное название красной панды: Alirus Fulgens . Они встречаются в восточных Гималаях в Индии, в некоторых частях Гималаев в Непале и в некоторых западных частях Китая. Адаптация и функционирование экосистем Адаптация также играет важную роль в функционировании экосистем. Примеры адаптации в экосистемах Существует множество примеров адаптации экосистем, от выработки засухоустойчивости у растений в засушливых районах до эволюции белых медведей, способных выжить в экстремально прохладных условиях Арктики. В некоторых случаях адаптация может происходить быстро, например, при развитии устойчивости бактерий к антибиотикам, в то время как в других случаях она может занять много поколений. Однако, независимо от скорости адаптации, это критический процесс, который помогает поддерживать здоровье и благополучие экосистем и видов, которые они поддерживают. Адаптация крысы-кенгуру : В пустынях Северной Америки водится крыса-кенгуру. Он отражает отличный пример адаптации у животных своей адаптационной способностью. При дефиците воды в окружающей среде кенгуровая крыса может удовлетворить свои потребности в воде. Чтобы восполнить свои потребности в воде, крыса-кенгуру производит воду как побочный продукт внутреннего окисления жира внутри тела. Экскреция также позволяет минимальному количеству воды выводиться из организма для сохранения внутренней воды. Адаптация играет ключевую роль в функционировании экосистем. Это позволяет видам справляться с меняющимися условиями окружающей среды и помогает поддерживать баланс и стабильность экосистем. Адаптация способствует созданию и поддержанию биоразнообразия и помогает обеспечить устойчивость экосистем перед лицом изменений. Признавая важность адаптации в экосистемах, мы можем работать над защитой и сохранением разнообразия жизни для будущих поколений. Адаптация и последствия изменения климата Изменение климата является сегодня одной из самых серьезных мировых проблем, и его последствия носят далеко идущий и комплексный характер. Потребность в адаптацииМногие виды и экосистемы сталкиваются с новыми проблемами по мере изменения климата Земли. Повышение температуры, изменения в характере осадков и увеличение частоты экстремальных погодных явлений оказывают глубокое воздействие на мир природы. В ответ виды и экосистемы должны адаптироваться к этим новым условиям, чтобы выжить. Этот процесс адаптации имеет решающее значение для выживания видов и здоровья экосистем, и он становится все более важным перед лицом изменения климата. Проблемы адаптации Однако изменение климата также создает проблемы для процесса адаптации. Многие виды сталкиваются с новым и неожиданным давлением окружающей среды, и им может потребоваться больше времени или ресурсов, чтобы достаточно быстро адаптироваться, чтобы выжить. |