Аффективная реакция: определение, симптомы, причины
Почему люди склонны к аффектам? От чего это зависит? От жизненной ситуации, в которой они оказываются, или темперамента, характера, неумения владеть собой? А может, это проявление признаков плохого воспитания личности? Далее в статье мы будем разбираться в этом, а также в значении, симптоматике и причинах названного явления.
Определение термина
Аффективная реакция – это яркое, бурно протекающее действие; эмоциональная реакция в ответ на то или иное воздействие; быстрая перемена настроения; переход в новое состояние, отличное от предыдущего. Характеризуется взрывными переживаниями индивида. Примерами аффективных реакций выступают внезапная безудержная радость, гнев, приступ страха и так далее. При этом их могут вызвать незначительные поводы.
Аффекты оказывают сильное воздействие на человека, влияют на жизнедеятельность, вносят коррективы в психику и часто оставляют после себя длительные аффективные следы, которые имеют свойство накапливаться.
Для названного состояния характерно так называемое сужение сознания, вследствие чего происходит мозговой ступор и человек совершает необдуманные поступки, имеющие эмоциональную окраску. Но индивид может научиться управлять своими аффективными реакциями.
Признаки аффективного состояния
Их можно разделить на две условных группы:
- Ощущения. Выражаются в короткой потере памяти и самоконтроля и ощущении нереальности происходящего.
- Поведение. Сюда относится изменения в мимике, внешнем виде, речи и двигательной активности.
Изучением данного вопроса глубоко занимаются специалисты в сфере уголовного права. Именно здесь возникает крайняя необходимость в четком разграничении аффекта с другими психическими состояниями, так как он характеризуется импульсивным поведением, внезапным развитием и глубоким изменением психики.
Виды аффекта
Эмоциональные аффективные реакции – это ответ на биологические или социально значимые факторы. Они кратковременны, отличаются большей интенсивностью в сравнении с эмоциональными состояниями. После всплеска бурных эмоций человек возвращается в привычное для него состояние.
Крайне интенсивная и резко выраженная эмоциональная реакция называется аффектом. До уровня последнего могут усилиться как негативные, так и положительные переживания, которые впоследствии выливаются в острую демонстрацию гнева, страха, грозности или же ликования, самозабвения, радости, эйфории.
По особенностям проявлений эмоциональная реакция делится так:
- Патологический аффект. Он сопровождается болезненным нервно-психологическим перевозбуждением, следствием которого является полное помрачение сознания и блокировка воли.
- Физиологический. Характеризуется внезапно появившимся сильным душевным волнением, которое проявляется во временной дезорганизации сознания.
- Аномальный аффект. Он занимает промежуточную позицию. Если у человека появляется аффект в состоянии легкого алкогольного опьянения, он будет относиться ко второму типу, а у личностей психопатичных (то есть людей, для которых характерна быстрая возбудимость, а сила проявлений не соответствует причине, вызывающей их) – к первому. Аффект близок к нему, но не принадлежит всецело, потому что психопатия не есть патология всей личности, а лишь отдельного ее свойства, к примеру, характера, и играет роль крайнего варианта нормы поведения.
Причины возникновения аффекта
Мы рассмотрели виды аффекта, а что способствует возникновению эмоциональных расстройств? Психосоциальные факторы являются основной причиной. Продолжительные отрицательные и положительные стрессы способствуют напряжению нервной системы, истощающему личность. Это может спровоцировать формирование депрессивного синдрома, который могут вызвать:
- потеря любимого или близкого человека;
- семейные конфликты и неурядицы;
- экономическая несостоятельность и пр.
Аффективные реакции могут быть также вызваны биологическими и генетическими факторами. Считается, что это состояние вызывается острым или хроническим стрессом. Например, если человек долгое время пребывает под воздействием стрессовых факторов (издевательства, унижения), и у него происходит срыв. В данной ситуации один нелепый повод с упреком о разбитой чашке может спровоцировать аффективную реакцию.
Виды аффективных реакций
Понятие «аффективные расстройства» подразумевает психические отклонения (заболевания), которые сопровождаются и проявляются в нарушении настроения. Они делятся на три группы:
- Депрессивные. Дистимия. Прослеживается подавленное, угнетенное состояние. Характеризуется утратой интересов, повышенной утомляемостью, снижением активности.
- Маниакальные. Для данной группы характерно приподнятое эмоциональное состояние, гиперактивность и мания величия.
- Биполярные (маниакально-депрессивные). Циклотимия. Заболевание с попеременными приступами депрессии и маниакальным состоянием.
Как утверждают специалисты, аффективную реакцию можно остановить на начальной стадии. В пиковый же момент выброса эмоций совладать с собой практически невозможно. В этот момент человек обладает колоссальной силой, которая не характерна для спокойного эмоционального состояния.
Фазы
Различают три этапа аффекта:
- Доаффективная фаза. Характеризуется ощущением безвыходности. Личность сосредотачивается на источнике проблемы. Эмоциональные всплески проявляются так неожиданно, что человек не успевает на них среагировать, проанализировать и проконтролировать.
- Стадия взрыва. Выражается бурными проявлениями и двигательной активностью. Эмоции берут верх над разумом и выражаются взрывным поведением. Происходит частичная утрата контроля над волей и поведением.
- Постаффективная фаза. Наступает после эмоционально успокоения. Человек духовно и физически опустошен. Испытывает раскаяние, стыд, сожаление, непонимание случившегося и сонливость. Может сопровождаться оцепенением и потерей сознания. Если же травмирующая ситуация разрешилась, ощущается чувство облегчения.
Очень важно после завершающей фазы дать восстановиться организму. Этому будет способствовать здоровый сон, правильное питание, физические упражнения, социальная активность, медитации и т. д.
Как определить склонность к аффективным реакциям?
Диагностика психического состояния человека включает осмотр эндокринолога и невролога, так как аффективная симптоматика может являться следствием заболеваний щитовидной железы, нарушением нервной и психической системы. Для каждого вида расстройств характерны определенные признаки.
Острые психозы
Речь пойдет об аффективно-шоковых реакциях. Кратковременные психические состояния возникают в критических ситуациях, которые для индивида очень весомы. Формируются в момент появления опасности для жизни или в условиях неожиданно возникших неблагоприятных изменений в общественной и личной жизни. Могут выражаться двигательной вялостью, психомоторным возбуждением либо эмоциональным ступором. Могут продолжаться от нескольких минут до суток и завершиться астенией (физическим и умственным бессилием, истощением).
Аффективно-шоковые реакции не относятся к хроническим психическим недугам. Они могут появиться и у вполне здоровых людей, которые оказались в критической ситуации с высочайшей психологической нагрузкой. Реакции блокируют способности нервной системы к адаптации посредством формирования психологических защит или путем обработки и анализа информации. Вероятность их развития возрастает при наличии акцентуации характера, пограничных состояний, неврозов и т. п. Лечение осуществляется психологами, психиатрами и психотерапевтами.
Аффективные дети
Для крайней степени и без того возбужденного эмоционального состояния ребенка достаточно малейшего повода. И уже в аффекте он не может контролировать себя. Детей, проявляющих склонность к аффективному поведению, принято называть аффективными, истеричными или истероидными.
Проявлению состояния способствуют:
- Неудачи в учебном процессе.
- Разногласия со сверстниками.
- Внутренний конфликт между уровнем требований (основан на завышении самооценки) и той планкой, которая характерна для него в действительности.
- Склонность к аффективным формам взаимоотношений и разрешению конфликтных ситуаций.
Часто устойчивые состояния у детей складываются от возникших тягостных переживаний из-за того, что их якобы не любят, не уважают, недооценивают, насмехаются, издеваются. На основе чего и формируются отрицательные модели поведения. Ученик, постоянно переживающий обиду, становится злобным, обособленным, упрямым, грубым, не подчиняется требованиям учителя, противопоставляет себя всему классу. Он вспыхивает при малейшем не нравящемся ему факторе-раздражителе.
Как правило, в каждом классе есть дети с аффективными реакциями. Они самые трудные для перевоспитания и требуют повышенного внимания учителя. Кстати, эти дети часто начинают злоупотреблять склонностью к истеричности для достижения своих целей.
Индивиды с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычном классе. Но преодолеть аффективное поведение все же возможно путем грамотного воспитательного процесса. Учителю необходимо делать акцент на положительных качествах ребенка, хвалить его.
Психологическая характеристика
Аффективное поведение демонстрируется посредством упрямства, драчливости, приступов гнева и ярости. Как правило, такие модели поведения формируются вследствие плохих взаимоотношений со сверстниками или родителями. Их может вызвать назревающий семейный конфликт или переизбыток раздражительности родителей.
Такой ребенок тонко чувствует настроение окружающих, с легкостью разгадывает эмоции родителей. Он не страшится драк со старшеклассниками, не задумывается о последствиях своих действий. Очень уязвим. Проявляет стеснительность, но при этом может быть назойливым. Не выносит шума, хотя сам его и создает. Он труслив, недоверчив, жадно воспринимает информацию, но боится нового и неизведанного. А из-за неосмотрительности и халатности часто попадает в плохие ситуации.
У отсталых умственно детей аффективные реакции являются одними из преобладающих явлений в поведении. И существуют вместе с агрессией, психомоторным беспокойством и повышенной реактивностью.
У подростков вследствие неблагоприятных условий развития также возникают проблемы с адаптацией в социуме в виде острых аффективных реакций, неврозов, психопатических расстройств и т. п. Из-за сильного эмоционального напряжения подросток теряет самоконтроль и не способен принимать взвешенные решения.
Острые аффективные реакции – это короткие по времени (от нескольких минут до двух дней) эмоциональные расстройства, которые возникают в сложной ситуации. Они проявляются в виде:
- суицидных тенденций;
- уходов из дома;
- нарушений в поведении;
- симуляции недугов и т. д.
Острые аффективные реакции также могут иметь окраску демонстративности. Причиной служат обиды от близких людей, страх наказания или разоблачения и т. д. Показная деятельность направлена на то, чтобы вызвать жалость, сожаление, избавиться от неприятностей, наладить контакт и сохранить добрые отношения с родственниками, к примеру.
Наиболее часто в качестве демонстрации используется угроза покончить с жизнью или придумывание себе болезни. Такие особы выделяются нарушениями поведения посредством выпивки, краж и пр. Эти демонстративные аффективные реакции свойственны подросткам с истероидным типом личности.
Главное — любить своих детей, принимать активное участие в их жизни, заботиться, уважать, помогать. Только в эмоционально здоровой крепкой надежной семье вырастет настоящая личность с устойчивой сформировавшейся психикой.
5. Острые аффективные реакции и нарушения поведения
У подростков, наделенных своеобразным (акцентуированным) характером и испытывающих давление неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникает нарушение адаптации в окружающем мире в виде острых аффективных реакций, неврозов, нарушения поведения, психосоматических расстройств, реактивных состояний и пр.
Острые аффективные реакции – это кратковременные (минуты, часы, один, два дня) психогенные эмоциональные расстройства одним словом непсихотического уровня, наступающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением (выраженным аффектом) подросток плохо управляет собой и не способен трезво оценить последствия своих поступков.
Острые аффективные реакции проявляются в виде агрессивных и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни, нарушение поведения и т.
Агрессивные реакции свойственна подросткам с гипертимными и эпилиптоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портит его вещи, распространяет порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.
Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об изменен любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии.
На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.Острые аффективные суицидные реакции свойственны подросткам с эпилептоидными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.
Ситуативною обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков.
Проявление острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение намерения расстаться с жизнью. Покушение на собственную жизнь осуществляется при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, распахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реакции могут проявиться бегством в болезнь или нарушениями поведения (нарочитыми выпивками, кражами, токсикоманическим поведением). Демонстративные аффективные реакции свойственны подросткам с истероидными чертами характера.
Лекарственная терапия может быть полезна на высоте аффекта и проводится психиатром. Для снятия эмоционального напряжения достаточно бывает однократный прием аминазина, седуксена, кизерцина. В дальнейшем в психоневрологическом диспансере или на специальном приеме в поликлинике целесообразна психотерапия и психологическая коррекция, в процессе которой психотерапевт объясняет причины, которые привели в данном случае к аффективному реагированию, а подростку опасность или невыгодность подобных реакций для него самого и обучит его избегать ситуаций, в которых у него легко могут возникнуть острые аффективные реакции.
«Для предотвращения острых аффективных реакций и оказания срочной медико-психологической помощи подросткам при этих критических состояниях созданы отделения профилактической службы. Эти структуры оказывают анонимную помощь подросткам с ориентировкой на немедленное снятие острого напряжения, могущего привести к агрессии и аутоагрессии, отказом от учебы, уходом из дома и другим формам отклоняющегося поведения, на клинико-психологическую диагностику, проведение индивидуальной и семейной психокоррекционной работы». Отделение имеет круглосуточный телефон доверия, кабинеты консультативной и психотерапевтической помощи, небольшой стационар кратковременного пребывания. Отделение кризисно профилактической службы принимает без направления всех обратившихся за помощью подростков, родителей, учителей, воспитателей и других заинтересованных в судьбе подростков лиц.
«Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. Тоже относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения».
К формам поведения (реакциям) свойственным, главным образом, детям, относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также деликвентность, бродяжничество, суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.
Протестное поведение. Разновидностью протестного поведения является так называемая реакция отказа (от общения, еды, игр, посещение уроков) при внезапном отрыве от обычной обстановки (семьи, компании сверстников). Такая форма поведения характерна для инфантильных подростков. Примером может послужить отказ подростка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители», «Как я провел лето» и т.д. Или отказ посещать уроки учителя, предвзято относящегося к подростку.
Протестное поведение, вызванное психологически трудной для подростка ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговоров, порче вещей, уходов из дома, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимании к подростку, связанным с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.
п.Тип протестного поведения во многом зависит от особенности личности. Стеничные упрямые, возбудимые склонны к активным, а робкие, тормозимые неуверенные в себе подростки к пассивным формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения.
Имитационное поведение характеризуется копирование внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для подростка людей. Подростки подражают лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность.
Нередко подражание приводит к асоциальному и даже криминальному поведению (сквернословие, хулиганство, кража, изнасилование, разбой, грабежи) и к выработке вредных привычек (употребление табака, алкоголя, наркотиков).
Подражание свойственно подросткам с истероидными и неустойчивыми чертами характера, также подросткам, поведение который не определяется достаточно сложной мотивацией. Это подтверждается ростом криминального поведения среди подростков после демонстрации кинобоевиков, пропагандирующих насилие или увеличение суицидов среди подростков после просмотра лент с демонстрацией самоубийства. Можно вспомнить волну самоубийств среди молодежи после смерти С. Есенина.
Отрицательные имитации — по существу – негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. В определенной мере движение «хиппи» – протест и вызов респектабельному истеблишменту – пример отрицательной имитации.
Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростков в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями.
При гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб. Так, боящийся высоты, начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям, добиваться успехов в секции бокса.
При гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер, и могут дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой соответствующие репрессии со стороны окружающих взрослых и пр.
Эмансипационное поведение. Характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности в независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по своему, наперекор, несогласием с установленными страшим поколением порядками, нетерпимостью и возражениям к критике в свой адрес.
Эмансипационное поведение, являющееся вместе с протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моды, вкусов, взглядов, язык (жаргон). Борьба за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям.
Возникновение эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера.
Группирование со сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется стремлением примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и распределением ролей.
Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными запросами и диктуют своим членам стиль поведения и ценностные установки. В неформальной группе подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте.
Неумение найти свою группу может привести к комплексу неполноценности, ненужности. Кроме того, чтобы быть в группе, компании, «команде» престижно, членство в ней создает чувство защищенности и анонимности при совершении правонарушений. Группа сверстников является источником информации, которую подросток не может получить от взрослых.
Подростки с семейно-бытовой запущенностью находят в группе суррогат семьи.
Интересы антисоциальной группы определяются лидером и имеют социольно-негативную даже криминальную направленность. Будучи социально-незрелыми, несамостоятельными, под влияние лидера (обычно эпилептоидного или гипертимного подростка) попадают, прежде всего, подростки с чертами неустойчивости.
Правилам и законам группы вместе с большинством членов подчиняются конформные подростки. Жестко и иерархически, стабильные по составу, и, как правило, однополые группы называются автократическими. Анархические группы с неустойчивым составом, не имеющие постоянного лидера и обычно разнополые, гораздо более демократичны. Примером могут служить так называемые молодежные тусовки.
«По-видимому, имеется следующая закономерность: чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой либо группе и вполне удовлетворяется обществом 1 – 2 духовно близких друзей – ровесников или своим собственным».
Своеобразную группу поведенческих проявлений у подростка составляет увлечения. Они могут быть основаны на жажде информации, на чувстве азарта, на страсти к накопительству, стремлении к лидерству, телесному или духовному совершенствованию и т. д.
«Подросток, находящийся в психотравмирующей ситуации находит в увлечениях психологическую пищу. Нередко увлечения становятся крайне интенсивным, ради него подросток забрасывает учебу, работу. Одержимость увлечением может стать причиной нарушения поведения, когда заводятся сомнительные знакомства, заключаются спекулятивные сделки по продаже, обмену и прочее. Постоянная сосредоточенность на увлечении позволяет рассматривать их в некоторых случаях как сверхценные образования».
Половое влечение подростков характеризуется высокой интенсивностью и в то же время недостаточной дефференцированностью. Отсюда юношеская гиперсексуальность и различные в основном, временные отклонения: онанизм, петтинг, ранняя половая жизнь, гомосексуальные контакты и пр. Определенную роль в появлении сексуальных девиаций играет стремление подростков к группированию и подражанию.
Делинквентность. Мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности.
Делинквентность проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «фарцовке» и домашних «кражах», угонах транспортных средств, вызывающим поведением в общественных местах и т. д. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения.
Преобладающим мотивом делинквентного поведения является потребность в самоутверждении, нередко реализуемое через насилие.
Делинквентность подростков носит обычно групповой характер и, также как и алкоголизация, служит средством принадлежности к группе. Наибольшее влияние асоциальная группа оказывает на подростков неустойчивого типа.
«Отмечается определенная зависимость между типом личности и мотивом правонарушения. Так, для неустойчивых, эпилиптоидных и гипертимных подростков характерны мелкие кражи, хулиганство, драки с ровесниками. Причем кража для неустойчивого – способ добычи средств для развлечений, для гипертимного – утвердить себя в глазах товарища, для эпилептоидного – средство обогащения. Для сенситивных и психастенических подростков делинквентное поведение мало характерно».
Бродяжничество более свойственно подросткам, но первые уходы из дома нередки в детстве.
Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста, а по мере повторения становятся стереотипными. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из под опеки и надоевшего будничного уклада с его нотациями и строго регламентированным поведением. Главная цель таких побегов пожить без заботы и контроля, и свойственны они легко возбудимым и неустойчивым подросткам.
При демонстративных побегах подростков пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внимание, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Арсенал таких побегов невелик, сбежавший стремиться быть скорее найденным и возвращенным домой. Демонстративные побеги характерны для истероидных подростков.
«Причиной импунитивных побегов является жестокое обращение в семье или коллективе. Начавшись как проявление острой аффективной реакции, побеги в дальнейшем нередко становятся стереотипом поведения. В отличии от ситуативно – обусловленных, эти побеги связаны с первичными внезапными изменениями настроения. Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психического заболевания (резидуально-органического мозга, эпилепсия).
Бродяжничество как проявление конфликта «отцов и детей», начавшись на Западе, было подхвачено и у нас и во многом идейно соприкасается с движением «хиппи». «Рейнджеры» существуют в так называемой системе, обеспечивающей ее участникам эмоциональную и материальную помощь, путешествуют по стране, живут на чужих квартирах и дачах. За декларациями неприятия ценностей старших, стремление к свободе от власти государственных институтов и пр. стоят, как правило, узкоэгоистические побуждения, банальное нежелание трудиться, кормиться за свой счет. В среде бродяг широко распространены употребление наркотиков, венерические заболевания».
Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций.
Свойственные переходному возрасту фиксации на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценка ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, и сформированностью диалектического мышления, однозначностью оценки вокруг происходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делает подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства.
«Суицидная попытка становиться более вероятной и в связи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Л.К. Личко усматривает определенную связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. По его мнению, демонстративные суицидные действия более свойственны истероидным, а истинное суицидное поведение – сенситивным личностям».
Ситуационно-личностные конфликты, могущие привести подростка к суицидальным мыслям, намерениям и даже покушениям на самоубийство, достаточно многообразно.
Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье или обратная ситуация могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувстве безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации – самоубийство.
Инвалидизация или косметический дефект, оставляющий подростка вне круга романтических отношений, формирует чувство безнадежности, отвергнутости, приводит к рациональной оценке перспектив и, в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста, делает подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным.
Из других опасных в отношении самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой либо сфере, в том числе и сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падением престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее например, к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других.
Значение внутриличностных и внешних социальных факторов в возникновении побуждений к суициду, по видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть, чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньше предуготованность (акцентуация – психопатия) личности требуется для суицидного поступка и, наоборот, чем выраженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суицидоопасными.
Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан.
Заключение
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность — результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации — половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения взрослых с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Библиографический список
Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999.
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991.
Бандура А. Подростковая агрессия. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.
Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991
Лоренс В. Об агрессии. – М., 2000.
Майерс Д. Социальная психология. – М.: Инфра-М., 2001.
Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.
Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997.
Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1999.
Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г.
Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994.
Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996.
Фурманов П.Л. Детская агрессивность. – М.: Проспект, 2001.
Эмоциональный ответ — CEOpedia | Управление онлайн
Эмоциональный ответ |
---|
См. также |
|
Аффективная реакция — это эмоциональная реакция людей на событие, опыт или раздражитель. Это один из трех компонентов отношения, наряду с когнитивным и поведенческим компонентами. Примеры аффективных реакций включают гнев, печаль, радость, волнение и страх.
Организации могут измерять аффективную реакцию своих сотрудников путем проведения опросов, интервью и других форм оценки. Понимая эмоциональную реакцию своих сотрудников, менеджеры могут понять, как улучшить рабочую среду и повысить моральный дух.
Несмотря на преимущества понимания аффективной реакции, существуют и некоторые ограничения. Например, существует вероятность предвзятости, и может быть сложно точно измерить интенсивность эмоции.
В целом, аффективная реакция является важным инструментом для менеджеров, позволяющим понять отношение и чувства своих сотрудников к определенному событию, политике или инициативе. Это может дать ценную информацию о том, как улучшить рабочую среду и повысить производительность.
Примеры эмоциональной реакции из реальной жизни
Эмоциональная реакция — важная концепция, которую менеджеры должны понимать на рабочем месте. Аффективная реакция возникает, когда у человека возникает эмоциональная реакция на стимул . Реальные примеры аффективной реакции включают в себя выражение радости после повышения на работе, грусть после потери работы или гнев на коллегу за ошибку.
Понимание того, как работает аффективная реакция, может быть полезным по ряду причин.
- Во-первых, аффективный ответ можно использовать для улучшения обслуживания клиентов. Например, когда клиент злится, понимание его эмоционального состояния и сочувственный ответ могут иметь большое значение для решения проблемы.
- Во-вторых, аффективный ответ можно использовать для мотивации сотрудников и повышения производительности. Выражение положительных эмоций, когда сотрудники преуспевают, может создать положительную петлю подкрепления и сделать сотрудников более продуктивными.
- Наконец, аффективный ответ можно использовать для улучшения командной работы. Выражая сочувствие и понимание при работе с товарищами по команде, менеджеры могут способствовать лучшему сотрудничеству и помогают создавать сильные команды.
Конечно, аффективная реакция имеет свои ограничения. Существует потенциал для недопонимания и неправильной интерпретации эмоций , потенциал для эмоциональных всплесков и потенциал для повышенного стресса. Как менеджеру важно знать об этих потенциальных недостатках аффективной реакции и управлять ими соответствующим образом.
В целом, аффективная реакция является важной концепцией для понимания менеджерами. При правильном использовании эмоциональная реакция может принести на рабочем месте ряд преимуществ, таких как улучшение обслуживания клиентов, повышение производительности и улучшение сотрудничества. Однако менеджеры также должны знать о потенциальных недостатках аффективного реагирования и предпринимать необходимые шаги для их устранения.
Применение эмоциональной реакции в организации
Эмоциональная реакция может быть бесценным активом для организаций, от предоставления отзывов сотрудникам и общения с клиентами до создания позитивной культуры на рабочем месте. Мы должны учитывать потенциальные последствия использования аффективных ответов, чтобы гарантировать, что наша организация в полной мере использует преимущества, которые они могут предложить.
Эмоциональные ответы можно использовать для создания атмосферы доверия и сотрудничества между сотрудниками, клиентами и руководством . Они могут помочь улучшить общение на рабочем месте, а также построить отношения и лояльность с клиентами. Однако существуют некоторые потенциальные ограничения на использование аффективных ответов, такие как потенциальные предубеждения или неправильные интерпретации. Поэтому для менеджеров важно оценить потенциальные последствия использования аффективных ответов до их реализации.
При использовании аффективных реакций важно правильно управлять ими, чтобы избежать потенциальных негативных реакций. Менеджеры должны принимать во внимание конкретные потребности и динамику своей организации, чтобы гарантировать, что они используют аффективные ответы наиболее эффективным способом.
Понимая потенциальные последствия использования аффективных ответов, менеджеры могут убедиться, что они получают максимальную отдачу от коммуникационных стратегий своей организации. Принимая во внимание потенциальные ограничения аффективных ответов, менеджеры могут гарантировать, что их сотрудники и клиенты получают максимально позитивное и полезное общение.
Преимущества аффективной реакции
Важность аффективной реакции на рабочем месте невозможно переоценить. Аффективный ответ — это признание и реакция на эмоции сотрудников, клиентов и других заинтересованных сторон. Это важный компонент эффективной организационной коммуникации, играющий важную роль в развитии и поддержании успешного рабочего места.
Эмоциональное реагирование дает организациям многочисленные преимущества. Это помогает создать эмоционально связанную рабочую среду, которая поощряет сотрудничество и открытое общение . Эмоциональная реакция также помогает повысить вовлеченность сотрудников, что приводит к повышению производительности и повышению производительности.
Распознавая эмоции клиентов, аффективный ответ также помогает создать положительный и привлекательный опыт работы с клиентами . Это может привести к повышению удовлетворенности и лояльности клиентов. Кроме того, это может помочь повысить удовлетворенность сотрудников, признавая их вклад и предоставляя значимые вознаграждения.
Эмоциональное реагирование также улучшает общение между сотрудниками и менеджерами, что приводит к лучшему принятию решений и решению проблем . Это также повышает мотивацию и моральный дух, предоставляя положительные отзывы и признавая сотрудников за их усилия. Наконец, это создает доверие, уважение и лояльность среди сотрудников, что приводит к улучшению совместной работы.
Короче говоря, аффективный ответ является важным инструментом для организаций, которые хотят обеспечить позитивный и привлекательный опыт для своих сотрудников и клиентов. Это может помочь улучшить общение, повысить вовлеченность и обеспечить значимое вознаграждение. Кроме того, это позволяет организациям лучше измерять вовлеченность сотрудников и удовлетворенность клиентов.
Инвестируя в эмоциональную реакцию, организации могут создать эмоционально связанное рабочее место, которое поощряет сотрудничество, открытое общение и повышение производительности.
Ограничения эмоциональной реакции
Эмоциональная реакция является важным фактором при принятии решений менеджерами. Он может дать ценную информацию о том, как люди относятся к ситуации или решению, но не лишен рисков.
Эмоциональный ответ не всегда надежен , так как люди могут чаще выражать положительные эмоции, чем отрицательные. Это может привести к ложному чувству безопасности, поскольку люди могут не давать честную оценку того, что они на самом деле чувствуют. Существует также риск того, что аффективной реакцией можно манипулировать. Люди могут предоставлять ложную информацию, чтобы попытаться получить желаемые результаты.
Измерение аффективной реакции также может быть затруднено. Может быть трудно точно уловить нюансы чувств и эмоций людей. Кроме того, аффективная реакция может быть субъективной, поскольку разные люди могут интерпретировать одну и ту же ситуацию по-разному.
Сбор и анализ аффективных реакций также требует много времени и ресурсов. Может быть предвзятым , так как чувства и эмоции людей могут быть окрашены их собственным опытом. Кроме того, на аффективную реакцию могут влиять и другие факторы, такие как окружающая среда, время суток или присутствие других людей.
Менеджеру важно учитывать все эти факторы при принятии решений, основанных на аффективной реакции. Хотя это может дать ценную информацию, также важно осознавать риски и ограничения, связанные с этим.
Заключение
Эффективность организации можно улучшить, используя силу аффективной реакции. Аффективная реакция — это термин, используемый для описания использования эмоций и чувств при принятии решений и решении проблем. Этот подход можно применять в самых разных областях: от вовлечения сотрудников и обслуживания клиентов до принятия решений и решения проблем.
Одним из самых мощных преимуществ аффективного реагирования является повышение удовлетворенности клиентов. Когда клиенты чувствуют, что их услышали и уважают, они с большей вероятностью отреагируют положительно и останутся лояльными к организации. Это может привести к увеличению удержания клиентов и лояльности к бренду.
Эмоциональный ответ также может повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников. Предоставляя обратную связь и реагируя на проблемы сотрудников эмоционально интеллектуальным способом, организации могут способствовать созданию более позитивной и продуктивной рабочей среды.
Наконец, эмоциональная реакция может привести к лучшему принятию решений. Принимая во внимание эмоции вовлеченных людей, организации могут принимать более обоснованные решения, которые лучше соответствуют их целям и задачам.
Конечно, аффективная реакция имеет некоторые ограничения. Чрезмерная зависимость от эмоций может привести к принятию иррациональных решений, а эмоциональной предвзятости на рабочем месте следует избегать любой ценой.
Однако, несмотря на эти потенциальные недостатки, аффективная реакция по-прежнему является ценным инструментом, который организации могут использовать для повышения производительности и достижения своих целей. Его преимущества перевешивают его потенциальные недостатки, что делает его эффективным способом вовлечения сотрудников, реагирования на жалобы клиентов и принятия более эффективных решений.
Рекомендуемая литература
- Ulrich, R. S. (1983). Эстетическая и эмоциональная реакция на естественную среду . Поведение и окружающая среда, 85-125.
- Чжан, П. (2013). Модель аффективной реакции: теоретическая основа аффективных понятий и их взаимосвязей в контексте ИКТ . ИСУ ежеквартально, 247-274.
Аффективная реакция на упражнение
Аффективная реакция (АР) может быть определена как общее психологическое состояние человека, включая, помимо прочего, эмоции и настроение в данной ситуации (Эккекакис и Петруцелло 2002 ). В своем самом базовом контексте AR используется для описания субъективного опыта человека (т. Е. Внутриличностного или эмпирического ядра) всех валентных ответов; то есть те, которые включают в себя потенциал как положительных, так и отрицательных измерений. Подобно RPE и мышечной боли, вызванной физической нагрузкой, люди могут оценить AR на физическую нагрузку и PA, выбрав число из ряда числовых категорий (как положительных, так и отрицательных), отображаемых на шкале аффектов. Шкалы, разработанные для измерения AR, такие как шкала ощущений (FS), включают вербальные дескрипторы, помещенные в сопоставление с числовыми категориями, представляющими диапазон аффективной реакции от самых негативных чувств до самых положительных чувств в отношении ситуации упражнения. Шкала чувств использовалась для оценки диапазона общих чувств, которые человек может испытывать до, во время и после ПА (Ekkekakis 9).0151 2008 ; Хайле и др. 2013 ; Харди и Рейески 1989 ). Кроме того, были разработаны шкалы для измерения конкретных аффективных доменов, таких как удовольствие во время PA. Измерение AR и удовольствия во время упражнений, наряду с воспринимаемой нагрузкой, может иметь решающее значение для определения типов программ упражнений, которые обеспечивают пользу для здоровья и способствуют психологическому благополучию.
4.1 Когнитивная оценка при формировании АР
Общая АР индивидуума в данной ситуации, такой как упражнение, может быть сформирована более сложными аффективными явлениями, такими как определенные области, эмоции и состояния настроения (Ekkekakis and Petruzzello 2000 ). Например, общие чувства человека в данной ситуации могут варьироваться от очень хороших или приятных до очень плохих или неприятных. Однако, когда человек выбирает конкретную точку в континууме, который точно описывает общий AR, запускается процесс когнитивной оценки. Этот процесс, будь то подсознательный или сознательный, объединяет информацию из внутренней и внешней среды для оценки текущей ситуации относительно ее значения для выживания и благополучия человека (Эккекакис 9).0151 2003 ; Лазарь 1991 ).
4.2 Значимость аффективной реакции на физическую нагрузку
С момента разработки шкалы RPE Борга более 50 лет назад (Borg 1962 ) воспринимаемое усилие доминировало в литературе, пытающейся объяснить субъективную реакцию на физическую нагрузку. Как показано в Глобальной объяснительной модели воспринимаемого усилия в гл. 2 (см. рис. 2.1), RPE представляет собой гештальт-подобную перцептивную реакцию, которая включает в себя сложную структуру физиологических, психосоциальных, связанных с производительностью и симптоматических медиаторов процесса. Эти медиаторы, действующие индивидуально или коллективно, в конечном счете формируют реакцию РПЭ на физическую нагрузку. Харди и Рейески ( 1989 ) процитировали Борга ( 1962 ), когда они предположили: «Поскольку RPE представляет собой «гештальт» различных ощущений, связанных со стрессом и напряжением физической работы, он может не точно отражать воздействие, которое человек испытывает во время упражнений». В их примере два человека, выполняющие упражнения, могут дать одинаковую RPE для данной рабочей нагрузки (например, 15 по шкале Борга 6–20). Однако один человек может чувствовать себя «хорошо», а другой — «плохо» при одинаковом уровне нагрузки (Hardy and Rejeski 9).0151 1989 ). Исследования показали, что общая АР во время упражнений, а также определенные аффективные состояния, такие как удовольствие от упражнений и социальная тревога, могут играть важную роль в регулярном участии в физической активности, соблюдении программы упражнений и способности человека отказаться от участия в упражнениях (Ekkekakis and Lind 2006 ; Parfitt et al. 2006 ; Wankel 1993 ). Поэтому важно не только определить, «что» человек чувствует во время тренировки (т. е. RPE), но и «как» он себя чувствует во время тренировки (т. е. AR) (Hardy and Rejeski 9).0151 1989 ).
4.3 Модель кругового комплекса аффекта
В ходе раннего факторного анализа терминов, используемых для описания различных аффективных состояний, о которых сообщали испытуемые, исследователи выявили до дюжины независимых аффективных состояний (Nowlis and Nowlis 1956 ), включая гнев, тревогу, восторг, печаль и напряжение, назовите несколько. Принято считать, что каждое из этих аффективных состояний можно рассматривать как отдельные измерения, которые послужили основой для ранних монополярных шкал, использовавшихся для измерения степеней этих различных состояний (Изард 9).0151 1972 ; Макнейр и др. 1971 ; Ноулис 1965 ; Тайер 1967 ). Другая школа мысли заключалась в том, что эти различные аффективные состояния, о которых сообщали сами, были связаны друг с другом и что это отношение можно было описать с помощью двух биполярных шкал, которые делят друг друга пополам: одна в диапазоне от приятности/удовольствия до неприятности/неудовольствия; другой — от внимания/возбуждения к отвержению (т. е. степени возбуждения) (Schlosberg 1952 ). Это было названо циркумплексной моделью. Исследования, включающие идентификацию выражений лица субъектами (Клифф и Янг 9).0151 1968 ; Ройал и Хейс 1959 ; Шлосберг 1952 ; Шепард 1962а , 1962b ) и голосовое выражение эмоций (Грин и Клифф 1975 ) согласовывались с этой замкнутой моделью аффекта. В то время как каждое наблюдаемое аффективное состояние может быть помещено в континуум каждой из этих биполярных шкал, было обнаружено, что некоторые аффективные состояния лучше объясняются комбинацией этих двух биполярных шкал (Russell and Pratt 1980 ). Например, можно было почувствовать возбуждение, аффективное состояние было приятным и имело высокую степень возбуждения. Другие примеры включают удовлетворенность (приятное, слабое возбуждение), дистресс (неприятное, сильное возбуждение) и депрессию (неприятное, слабое возбуждение) (Russsel 9).0151 1980 ).
4.4 Сложность измерения AR во время учений
Воздействие включает в себя множество измерений, каждое из которых можно анализировать отдельно. Кроме того, исследование ФА может включать физиологически и психологически разных субъектов, выполняющих упражнения различной интенсивности и модальности в различных условиях (Ekkekakis 2008 ). Поэтому для изучения связи между PA и AR использовались многочисленные показатели. Две такие метрики, связанные с аффективными областями, включают опросник состояния-черты тревожности (Spielberger et al. 9).0151 1970 ) и Профиль состояний настроения (McNair et al. 1971 ). Однако использование этих показателей предполагает, что очень специфические аффективные домены могут представлять весь аффективный спектр, который может быть представлен в разнообразной группе людей (Ekkekakis 2008 ). Другие показатели, разработанные специально для изучения отношения PA-AR, определили и, следовательно, ограничили это отношение, включив в него определенные аффективные домены. К ним относится опросник чувств, вызванных физическими упражнениями (Gauvin and Rejeski 9).0151 1993 ), Шкала субъективного опыта упражнений (McAuley and Courneya 1994 ) и их производные (Annesi 2006 ; Lox et al. 2000 ; Rejeski et al. 9015 1 1999 ). Однако эти показатели были разработаны у здоровых, физически активных людей и могут не отражать аффективный опыт других испытуемых (Ekkekakis 2008 ), особенно тех, у кого есть серьезные препятствия для принятия и поддержания регулярной физической активности. Эккекакис ( 2008 ) описали этот эффект как недопредставленность домена, который был продемонстрирован у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни (Gauvin et al. 1997 ) и у пожилых людей с остеоартритом (Focht et al. 2004 ).
Другие ограничения шкал, используемых для измерения отношения PA-AR, заключаются в том, что их часто трудно понять субъекту и трудно использовать во время фактического выполнения упражнения. Было высказано предположение, что понимание аффективных состояний средним человеком может быть чрезмерно упрощенным, если не ошибаться (Russsel 9).0151 1980 ). Тем не менее, с точки зрения общественного здравоохранения, важно понимать процесс принятия индивидуальных решений относительно участия в PA. Следовательно, в исследованиях PA следует использовать простую в использовании метрику AR, которая может точно описать общие чувства широкого круга людей. Многие шкалы AR включают анкеты с многочисленными тестовыми элементами, каждый из которых нацелен на определенные аффективные домены. Эти опросники нельзя эффективно использовать для оценки АР субъекта во время острого ПА. Это особенно актуально во время упражнений высокой интенсивности, когда аффективное состояние человека может быстро меняться из-за увеличения интенсивности интероцептивных физиологических сигналов, возникающих в результате мышечных и кардиореспираторных реакций (Ekkekakis 9).0151 2003 ). Следовательно, для измерения AR во время острых упражнений необходимо иметь показатель, который может быть быстро использован субъектами. Следовательно, было бы полезно иметь шкалы оценки аффекта, которые оценивают общий АР, а не конкретные аффективные домены во время острого приступа упражнений. Этот тип рейтинговой шкалы может быть аналогичен шкале RPE. Общий AR формируется путем включения всех различных аффективных доменов, важных для этого человека. Этот тип шкалы позволяет людям интерпретировать свои собственные субъективные ощущения от упражнений, используя свои собственные уникальные мыслительные процессы. Кроме того, оценка общего AR может предоставить конструкцию, которую легче понять среднему человеку, особенно ребенку, а не измерение всего набора аффективных доменов.
4.5 Оценка AR с использованием Шкалы ощущений
Рейески и его коллеги ( 1987 ) разработали Шкалу ощущений (FS, рис. 4.1) для измерения AR во время упражнений. Шкала должна быть простой в использовании и понятной. FS не предназначен для измерения различных категорий или конкретных областей аффекта, поскольку считалось, что самым сильным аспектом AR является первоначальное определение хорошего или плохого, более глобальная реакция (Hardy and Rejeski 19). 89 ; Вайнер и др. 1979 ). FS был основан на одной из основных биполярных конструкций циркумплексной модели Рассела ( 1980 ), которую можно было использовать для различения чувств в континууме основных эмоций в диапазоне от приятности/удовольствия до неприятности/неудовольствия (Frijda 1988 ). FS представляет собой 11-балльную биполярную (т.е. валентную) метрику с числовыми категориями в диапазоне от -5 до 5. Вербальные дескрипторы были расположены рядом с каждым нечетным целым числом, с числовыми категориями в диапазоне от «очень плохо» (при -5), представляющих максимальное неудовольствие/неприятность, до «нейтрально» (при 0) и «очень хорошо» (при +5), представляющих максимальное удовольствие/приятность (Rejeski et al. др. 1987 ).
Рис. 4.1
Шкала ощущений (Rejeski et al., , 1987, ) ; Rejeski et al. 1987 ) и широко использовался для измерения АР у различных групп субъектов, выполняющих различные упражнения (Ekkekakis et al. 2000 ; Ekkekakis et al. 2004 ; Ekkekakis and Pet). Руцелло 2002 ; Линд и др. 2008 ; Парфит и др. 2006 ). Это направление исследований показало, что, хотя аффективные состояния считаются психосоциальным коррелятом восприятия нагрузки, AR, измеренный с использованием FS и RPE, не являются изоморфными конструкциями. Когда испытуемых попросили оценить как AR, так и RPE во время упражнений на велоэргометре с различными нагрузками (30, 60 и 90 % от пикового VO 2 ), построения имели лишь умеренную обратную корреляцию с результирующими коэффициентами в диапазоне от r = −0,33 до −0,55 (Hardy and Rejeski 9).0151 1989 ).
FS была основана на биполярной конструкции циркумплексной модели. Эта модель различает чувства, распределенные по аффективному континууму от приятности/удовольствия до неприятности/неудовольствия (Russel 1980 ). Поэтому внимание было уделено биполярной конструкции циркумплексной модели, которая делит пополам удовольствие-неудовольствие во время упражнений и аналогичным образом различает чувства вдоль аффективного континуума от низкого до высокого возбуждения (или активации). Шкала чувственного возбуждения (FAS), состоящая из одного пункта, разработанная Свебаком и Мургатройдом (9).0151 1985 ) представляет собой 6-балльную шкалу, которая использовалась для измерения степени воспринимаемой активации, связанной с физическими упражнениями (Керр и Власвинкель 1993 ; Керр и ван ден Волленберг 1997 ; Холл и др. 2002 ). Предыдущие исследования измеряли AR для упражнений с использованием как FS, так и FAS для изучения применения циркумплексной модели для объяснения поведения при выполнении упражнений (Hall et al. 2002 ). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что рейтинги FS AR, которые распределяются по континууму удовольствия-неудовольствия, имеют сильное практическое применение для предписания интенсивности упражнений и соблюдения программы PA. Применение оценок воспринимаемой активации с использованием FAS требует дальнейшего изучения. Таким образом, в этом руководстве основное внимание уделяется обсуждению AR только при измерении с использованием FS. Здесь предполагается, что FS обеспечивает глобальное измерение AR, указывающее на хорошие или плохие ощущения во время тренировки (Hardy and Rejeski 9).0151 1989 ).
4.6 Интенсивность упражнений и AR: двухрежимная модель
Эккекакис ( 2003 ) предложил «двухрежимную модель» для объяснения индивидуальных различий в AR во время упражнений различной интенсивности. Как описано Парфиттом и его коллегами ( 2006 ), модель «основана на взаимодействии соответствующих когнитивных процессов и интероцептивных сигналов до и после перехода от аэробного к анаэробному метаболизму», а именно на анаэробном пороге (АТ), определяемом с помощью дыхательного порога (ВТ) или лактатного порога (ЛП). При интенсивности упражнений ниже AT, когда энергетический метаболизм поддерживается аэробными путями, на острую АР в первую очередь влияют когнитивные процессы, такие как оценка, самоэффективность и социальный контекст. Эти когнитивные процессы формируются личным опытом, индивидуальными личностными переменными, достижением личных целей и т. д. Все эти факторы уникальны для каждого человека (Ekkekakis 9).0151 2003 ). Таким образом, может быть неоднородность АР при интенсивности ниже АТ из-за индивидуальных различий в интерпретации упражнения (Роуз и Парфитт 2007 ). При интенсивности нагрузки выше АТ, когда энергетический обмен поддерживается постоянно возрастающими анаэробными источниками, лактатацидемия в активной мышце и снижение рН тканей и крови становятся значимыми медиаторами острого АР. Кроме того, на АР влияют интероцептивные сигналы от барорецепторов, терморецепторов и висцерорецепторов в сердце и легких (Rose and Parfitt 9).0151 2007 ). Таким образом, межиндивидуальная вариабельность АР во время упражнений с интенсивностью выше АТ будет меньше, потому что аффективный опыт формируется не столько когнитивными процессами, сколько физиологическими сигналами, которые нарушают метаболический гомеостаз (Ekkekakis 2003 ; Parfitt et al. 2006 ).
Исследования подтвердили «двухрежимную модель» в том смысле, что острая АР к упражнениям снижалась, как только интенсивность превышала АТ (Ekkekakis et al.