Акцентуации характера леонгард: Акцентуации характера по Леонгарду

Содержание

Акцентуации характера по Леонгарду — о пользе данной классификации

Содержание

  • 1 Учение Леонгарда в отечественной психологии
  • 2 Перспективы учения об акцентуациях
  • 3 Предостережения по использованию методики

До начала массовой популяризации психологических знаний имя Карла Леонгарда было известно только психиатрам. Он является автором одной из наиболее полных вариантов классификации шизофрении, основанной на предположении, что каждому варианту заболевания отвечает некая специфическая наследственная патология. В своих работах Леонгард выделил 22 формы шизофрении. Последующие генетические исследования подтвердили, что каждой из описанных им форм соответствует особая конфигурация генов.

Однако широкую известность Карлу Леонгарду принесли его работы по описанию акцентуированных характеров.

Выделение акцентуаций характера по Леонгарду в отдельный раздел как варианта нормы позволило:

  • Значительно уменьшить перечень психопатий.
  • Уменьшить частоту гипердиагностики, когда больному с выраженной акцентуацией ставили диагноз психопатии или невроза.
  • Правильная диагностика позволила уменьшить назначение транквилизаторов и нейролептиков.
  • Повысилось качество и успешность реабилитации больных с чрезмерно выраженными акцентуациями.
  • На основании учения об акцентуированных характерах разработаны методики социальной адаптации больных.

Учение Леонгарда в отечественной психологии

В России широко распространена модификация методики Леонгарда. Акцентуации характера в обработке А.Е. Личко пересмотрены и поделены на акцентуации темперамента и непосредственно характера. Его методика адаптирована для работы с подростками, поэтому широко распространена среди детских и школьных психологов. Охват тестированием по методике Личко наиболее широк.

Перспективы учения об акцентуациях

Акцентуации характера по Леонгарду предполагают возможность формирования как социально успешной личности, так и негативное развитие характерологических особенностей. Поэтому принимая во внимание акцентуацию, можно добиться более эффективной работы, социальной реализации, избежать многих психосоматических заболеваний.

В связи с этим учение об акцентуациях может быть полезно:

  • менеджерам по персоналу,
  • педагогам,
  • психологам,
  • руководителям предприятий различной направленности,
  • всем родителям,
  • медицинским работникам.

Благодаря пониманию особенностей акцентуации становится возможным выбрать самую подходящую профессию или сферу деятельности. Например, демонстративной личности отлично подойдёт работа в театре, профессия, требующая общения с большим количеством людей, возможно даже педагогическая деятельность и не подойдёт монотонная офисная или исследовательская работа. В то же время, с последними отлично справится застревающая личность.

Предостережения по использованию методики

В связи с лёгкой доступностью тестовых материалов и монографий Карла Леонгарда возникает другая опасность. Люди, склонные к самодиагностике могут ошибочно приписывать себе какую-либо акцентуацию характера из-за нескольких сходных проявлений или по результатам тестирования. Важно помнить, что утверждать наличие акцентуации можно только после тщательного исследования анамнеза и изучения личности.

Ошибочное приписывание несуществующей акцентуации может сильно навредить. Неправильно диагностированный человек будет подстраивать своё поведение под мнимую акцентуацию, выбирать соответствующую работу и хобби. Длительное следование несвойственному шаблону поведения нанесёт глубинный вред психике, приведёт к тяжелым психосоматическим и неврозоподобным заболеваниям.

Помните, что каждому человеку свойственны черты нескольких акцентуаций, проявляющиеся в разных ситуациях. Более половины популяции не имеют выраженной акцентуации. Следуйте своим желаниям и оставайтесь целостной личностью.

1 Понятие акцентуации характера и его сущность


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации


Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Определение и сущность характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. Формирование характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность . . . . . . . . . . . . . 7

1.3. Виды акцентуаций в разных теориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Сравнительный анализ акцентуаций характера

по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1. Основные типологии акцентуации характера

по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2. Сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.


В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что и наталкивает на вопросы психогигиены человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, нервотизации, психопатизации и предрасположенности к ним.

В связи с этим объектом данной работы будет являться акцентуация характера личности человека.

Предметом исследования – сопоставление типов акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Цель работы – сравнить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Задачей этой работы является: «определить основную сущность акцентуаций характера…»; «проанализировать виды акцентуаций характера в разных теориях»; «охарактеризовать типы акцентуаций характера по К. Леонгарду»; «охарактеризовать типы акцентуации характера по А. Личко»; «сопоставить типы акцентуации характера К. Леонгарда и А. Личко».

Методологическая основа работы: общенаучные принципы (разрабатывались Леонгардом и Личко), положение разработано в рамках клинической психологии.

Методы данной работы: исторические и сравнительные.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Определение и сущность характера

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добились посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
1.1. Формирование характера
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например, у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражания и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э. Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются и в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых-учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то и способствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.


1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность
Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же не сходны между собой. Имеются в виду не особенности, которые придают человеку как таковому индивидуальные черты. Если мы задались целью понять, что же это такое акцентуация личности, необходимо познать эти отличительные черты. (К. Леонгард, 1999 г.).

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Крамером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни Э. Фрюлин, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. (К. Леонгард,

1999 г.).

Наибольшую известность получил термин К. Leongard (1968 г.) «акцентуированная личность». К. Leongard разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (А. Е. Личко, 1977 г.). Рассматривать «акцентуацию характера» так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.

Отличиями между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933 г.), О.В. Кербикова (1962 г.). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабилизации характера на протяжении жизни, ни тотальность его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке.

Скрытая акцентуация — эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко, порой неожиданно, выявляются под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные тре­бования к «месту наименьшего сопротивления». Наиболее благоприятный прогноз наблюдается гипертимической акцентуацией, наихудший прогноз – при явной неустойчивости акцентуации.

Различают несколько видов относительно стойких изменений:



  • переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

  • формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

  • трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций.
1.3. Виды акцентуаций характера в разных теориях
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:



  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

  1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

  2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

  3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».1 При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификацию акцентуаций характера у подростков, которую предложил А. Е. Личко, мы подробно опишем в главе 2.1. «Основные типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко».

К классификации характеров, предложенной А.Е. Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э. Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по собранным представлениями).

Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные типы характеров. Более подробно эту классификацию также рассмотрим в главе 2.1.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э Фромм и обозначил как социальную типологию характеров1. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит … выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы».2 Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:


  1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ним власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам. И включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

  1. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия».1 К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

  2. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»».1 Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособления.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей жизни, в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.


Мы привели несколько видов типологий акцентуаций характера в разных теориях, наиболее известных и значимых, на наш взгляд, в настоящее время.

Каталог: catalog
catalog -> Учебно-методическое пособие Хабаровск, 2006
catalog -> Акцентуация характера
catalog -> Влияние мотивов учебной деятельности старших школьников на их успеваемость
catalog -> Особенности детей подросткового возраста с зпр курсовая работа
catalog -> Вопросы к государственному экзамену по общей психологии
catalog -> История развития проблемы памяти в психологии
catalog -> Глава роль семьи в формировании личности
catalog -> Опыт нашего профсоюза ценен для всей сибири
catalog -> Вопросы к госэкзамену по специализации «психология развития и возрастная психология»
catalog -> Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика» Проверил: студент курса


Скачать 0.5 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологические особенности трудных подростков и порождаемая ими сложность учебного взаимодействия

Труды АРФА 1: 1487-1496, doi: 10.3897/ap.1.e1412

Психологические особенности трудных подростков и порождаемая ими сложность учебного взаимодействия

Юсупов Фарит Масгутович

Соответствующий автор: Фарит Юсупов ( [email protected] )

© Фарит Юсупов.

Эта статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0), которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания автора и источника.

Цитата: Юсупов Ф.М. (2019) Психологические особенности трудных подростков и порождаемая ими сложность учебного взаимодействия. В: Валеева Р. (Ред.) V Международный форум по педагогическому образованию, Казанский федеральный университет, Россия. 29-31 мая 2019 г. Труды ARPHA 1: 1487-1496. https://doi.org/10.3897/ap.1.e1412

Abstract

В статье обоснована необходимость психокоррекционной работы с трудным подростком на основе предварительного детального изучения его Личные характеристики. Исходя из этих соображений, автор поставил цель провести психологическое исследование, которое позволило бы выявить специфические личностные особенности трудных подростков, которые потенциально могут предопределять асоциальные особенности их поведения. 16-факторный опросник Кеттелла для молодежи (Кеттел, 19 лет).89) и тест Шмишека для оценки акцентуации характера (Леонхард, 2001) были взяты в качестве личных методик исследования. Выявление качеств, потенциально предрасполагающих к девиантному поведению, осуществлялось путем сравнения средних значений показателей по шкалам указанных методик для двух групп: группы обычных школьников и группы трудных школьников. Оценку степени достоверности средних различий проводили с помощью соответствующих статистических методик. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, подтвердили наличие существенных различий в личностных качествах между обычными и труднообучаемыми подростками. Установлено, что такие различия проявляются, прежде всего, в таких областях психики: эмоциональная сфера, интеллект, коммуникативные способности, волевые качества личности, механизмы контроля подростком своего поведения, наличие его трудовые качества. В заключение предлагаются пути и средства использования полученной информации как инструмента психолого-педагогического воздействия педагога на трудного подростка.

Ключевые слова

трудный подросток, трудное воспитание, поведение, девиантное поведение, личностные качества, тестовые шкалы, личностный тест, акцентуации характера.

Что такое педантичный тип акцентуации личности и каковы основные черты характера? – Здоровое питание рядом со мной

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Сегодня мы рассмотрим, что представляет собой педантичный тип личности по Леонгарду. А также узнаем его сильные и слабые стороны, получим рекомендации, как лучше с ним обращаться и в какой сфере деятельности он добьется больших успехов.

Общая характеристика

Радость и удовлетворение жизнью педанты испытывают крайне редко. Потому что в основном всегда волнуют какие-то вопросы. Например, правильно ли они выполнили работу, расставили инструменты по своим местам, проверили, закрыта ли дверь и так далее.

Обычно у них все вещи разложены по местам, и если кто-то посмеет их куда-то убрать, то конфликта не избежать. В доме обычно царит идеальный порядок, независимо от того, живет в нем женщина или мужчина.

Уборка производится тщательно, медленно и тщательно. Это, конечно, может напугать и разозлить других членов семьи, которых педант достает моралью и требует подчиняться ему.

Приготовление занимает много времени, ведь каждое изделие будет тщательно вымыто, осмотрено, как и посуда с рабочей поверхностью. Поэтому гости — редкость для педанта. Ведь они могут засорить, что-то сломать, а это еще один повод для беспокойства.

На педантов можно положиться, они не только добросовестные работники, но и с высокоразвитым чувством справедливости. Их совесть не позволит кому-то обмануть, нажиться на чужом горе.

Они верны и пунктуальны. А вот в личной жизни не все гладко. Ведь отдыхать и получать удовольствие от жизни – вовсе не их призвание. Вот и приходится избранным ждать, пока их «половинка» окончательно освободится от всех дел и обратит внимание на семью.

А это, как нетрудно догадаться, встречается крайне редко. Ведь столько хлопот, повседневных дел и рабочих вопросов…

Ресурсы и ограничения

Естественно, крайне тяжело находиться в постоянном беспокойстве и сомнениях, педант не в состоянии спокойно спать и расслабляться. Он размышляет о прошедшем дне, ищет возможные ошибки и пути решения проблем.

Так что вполне естественно, что обычно он страдает бессонницей, встает по утрам вялым, «сломанным». Организм просто не успевает восстанавливать ресурсы, из-за чего некоторые органы и системы дают сбой.

Например, может возникнуть обсессивно-компульсивное расстройство. То есть человек с таким типом акцентуации по Леонгарду будет мыть руки по 100 раз в день, боясь заразиться какой-нибудь инфекцией.

Обязательно проверьте несколько раз перед сном, выключил ли он газ, свет, утюг, запер ли дверь на все замки. Несмотря на то, что я ни разу в жизни не попадал в такие ситуации, когда по невнимательности оставлял включенными электроприборы и так далее.

Щепетильность сказывается и на здоровье, к которому начинают относиться серьезно, напоминая ипохондриков.

Малейшее недомогание подвергают обследованиям, а если нет, то потому, что считают себя неизлечимо больными и просто боятся услышать от врачей о своем страшном диагнозе.

Но чрезмерное внимание к своему здоровью приносит свои плоды. Например, они не злоупотребляют алкоголем и не курят, стараются вести здоровый образ жизни, занимаясь спортом и питаясь здоровой пищей.

Итак, среди этого типа акцентуации характера лиц, пристрастившихся к алкоголю и наркотикам, очень мало.

Другие могут получить их занудство, осторожность. Стараются избегать конфликтов, но при нарушении порядка часто выходят из себя, раздражаясь, что столько сил потрачено впустую.

Профессиональная деятельность

Педанты очень долго принимают решение, тщательно взвешивают все за и против, стараясь убедиться, что лучшего варианта не найти. Поэтому качество их работы всегда на высшем уровне.

Готовы оставаться сверхурочно, если что-то не сделано в течение рабочего дня, причем совершенно бесплатно. Ведь главное быть спокойным, чтобы все было на месте и как надо.

Невроз грозит возникнуть, если такой человек усомнится в результате своих трудов и начнет снова и снова проверять, нет ли где-то крошечной ошибки, которую он не учел.

Такой сотрудник высоко ценится, но не в тех компаниях, где постоянно возникают дедлайны, где нужно быстро принимать решения, идти на риск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *