Аксиология это наука о: Аксиология — Гуманитарный портал

Содержание

Аксиология — это… Что такое Аксиология?

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник?]. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием.

Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т.  е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Литература

  • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8
  • Ивин А. А. Аксиология.  — ISBN 5-06-005308-3
  • Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
  • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
  • Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
  • Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95

Ссылки

См. также

Аксиология — это… Что такое Аксиология?

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник?]. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Литература

  • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8
  • Ивин А. А. Аксиология. — ISBN 5-06-005308-3
  • Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
  • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
  • Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
  • Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95

Ссылки

См. также

Аксиология — это… Что такое Аксиология?

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник?]. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т.  е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Литература

  • Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8
  • Ивин А. А. Аксиология.  — ISBN 5-06-005308-3
  • Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
  • Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
  • Политико-правовые ценности: история и современность / Графский В. Г., Дождев Д. В., Ефремова Н. Н., Козлова Н. Ю., и др.; Под ред.: Нерсесянц В. С.; Редкол.: Графский В. Г., Лаптева Л. Е., Мамут Л. С. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
  • Сунь Вайпин. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае //Вестник Российского философского общества. 4(44), 2007.- С.89-95

Ссылки

См. также

АКСИОЛОГИЯ — это… Что такое АКСИОЛОГИЯ?

  • аксиология — аксиология …   Орфографический словарь-справочник

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. axia ценность и logos учение) филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений …   Философская энциклопедия

  • АКСИОЛОГИЯ —         (от греч. ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств.… …   Энциклопедия культурологии

  • АКСИОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • Аксиология — (гр. аxios – құндылық, құн және logos – ілім) – адамдардың қажеттіліктерін, мүдделерін және тілектерін орындауға қабілетті нәрселердің, құбылыстардың, үдерістердің (процестердің) сапалары мен қасиеттерін анықтайтын және зерттейтін құндылықтар… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • аксиология —         АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Аксиология —  Аксиология  ♦ Axiologie    Учение о ценностях и изучение ценностей. Аксиология может быть объективной (если рассматривает ценности как факты) или нормативной (если признает их в качестве ценностей). Вторая вытекает из первой, но первая имеет… …   Философский словарь Спонвиля

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греческого axia ценность и…логия), учение о ценностях …   Современная энциклопедия

  • аксиология — сущ., кол во синонимов: 2 • теория ценности (1) • философия (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АКСИОЛОГИЯ — (от греч. ахга ценность и Zogos слово, учение) англ. axiology; нем. Axiologie. Учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Аксиология (учение о ценностях)

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

    Узнать стоимость

    Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются теория природы и источников ценностей, способы индивидуального оправдания и осуждения наличного и возможного бытия, назначение человека, его целей и идеалов. Отсюда — взаимосвязь аксиологии с онтологией и гносеологией.

    Философия ценностей и ценность философии

    Философия занимается изучением не предметной реальности, но общих принципов, норм, идеалов, выраженных в системе ценностей и придающих смысл существованию. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Ценность — это не только «осознанное», но и жизненно экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Поэтому понятно, что ценности имеют большое мировоззренческое значение, являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры.

    Ценности: многообразие интерпретаций

    Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями разных философских школ и направлений по базовой для аксиологии проблеме, существуют ли ценности в структуре бытия в целом и как они связаны с предметной реальностью. В философском осмыслении проблемы ценности сложились три оппозиции, отражающие некоторые ее особенности: метафизическо-позитивистская, априористско-феноменалистская и абсолютистско-релятивистская.

    Метафизическо-позитивистская оппозиция. Платон в духе метафизики сводит ценности к неким идеальным сущностям, особому царству бытия, небесно возвышающемуся над нашей грешной землей. Немецкий философ Николаи Гартман (1882 — 1950), обосновывая концепцию ценностей, исходящую из признания того, что эмоции приобретают статус онтологического характера за пределами субъективных актов восприятия, отождествляет ценности с платоновскими идеями, противостоящими реальному бытию. Они не возникают и не уничтожаются, а время от времени востребуются или остаются незадействованными как творческие принципы, дающие бытие еще не существующему.

    Позитивистская трактовка, напротив, не видит за ценностями ничего, кроме человеческих страстей, чувств и эмоций. Последние вполне реальны, однако статус ценностей всецело номинальный, наделяющий имена самостоятельным существованием. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека.

    Априористско-феноменалистская оппозиция. В априористской перспективе ценности выступают в качестве совершенно формальных, схематически-структурных образований, предшествующих реальному жизненному опыту и независимых от него. Более того, под их влиянием данный опыт впервые окрашивается в ценностные тона. Иначе говоря, априоризм рассматривает ценности по аналогии с врожденными идеями, якобы обосновывающими и направляющими нашу жизнь. Априорность гарантирует всеобщность и необходимость ценностей, их трансцендентность относительно индивидуальной субъективности и фактических условий жизни.

    В противоположность априористскому феноменалистское понимание ценностей сводит все к «здесь-и-сейчас бытию», к непосредственным жизненным взаимодействиям и интерсубъективным ситуациям, к событийной актуальности человеческого существования. Иначе говоря, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

    Абсолютистско-релятивистская оппозиция. Абсолютистская интерпретация ценностей представляет их как нечто неизменное, раз и навсегда данное, самодовлеющее, непреходящее, вечное. Абсолютность ценностей выводится из природы Универсума или из всемогущества и всеблагости Бога. Если согласиться с тем, что ценности надындивидуальны, то неизбежно отождествление истины и ценности.

    Релятивистская интерпретация ценностей замыкается в конечном счете на субъективных желаниях и предпочтениях человека, на признании зависимости ценностей от конкретных обстоятельств времени и места, от этнической, культурной и цивилизационной специфики. Релятивистская интепретация ценностей сводит проблему ценности к проблеме оценочного суждения, объясняемого личностным характером осмысления мира.

    Таким образом, на основе анализа сложившихся в истории философии подходов к проблеме ценности можно заключить что ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности.

    Иерархия ценностей

    Ценности не являются гомогенными. Отсюда — возможность выстроить иерархию ценностей в зависимости от того, в какой мере они способствуют полноте реализации личности как высшего существа. Под иерархией ценностей понимают их расположение от низших к высшим или от высших к низшим.

    Низшие ценности более массовы, они распределены среди большего числа людей. Они, как правило, стереотипны, удобны. В них много конформизма. Это некие усредненные модели, которые усредняют самого человека, в них он теряет свою индивидуальность. Высшие ценности не имеют широкого хождения, они доступны только высокоразвитым субъектам, чаще всего неудобны. Они развивают, совершенствуют человека, содержат в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на достигнутом.

    Ценности и оценка

    Нет ценности без оценки. Ценность разворачивается в процессе оценки. Оценка — есть определение субъектом социальной значимости явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций и чувств, представлений, восприятий, суждений, влечений, желаний, стремлений, деятельности.

    Объективное содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки. Однако парадокс оценочных суждений состоит в том, что знание не является препятствием для произвольной оценки явлений действительности. Оценочные суждения субъективны, имеют разные основания и могут определяться в категориях истинности или ложности, справедливости или несправедливости.

    В оценочных суждениях выражается культура человека, его способность адекватного понимания и эмоционального переживания. Определенным барьером субъективизму оценки является наличие объективного основания — критерия, который позволяет субъекту дать квалификацию явления с точки зрения его социальной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию, отбор предметов и явлений действительности и определить стратегию своей деятельности. В оценочных суждениях основание оценки может быть выражено явно, а может содержаться имплицитно, т.е. в неявном виде. Но основание — неустранимый элемент оценки.

    Виды ценностей

    Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности.

    Главная сфера предметных ценностей — продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве.

    К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, выраженные в форме нормативных представлений о добре, благе и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, о смысле истории и предназначении человека.

    Духовные ценности существуют в форме норм, вкусов, идеалов. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Идеал есть представление о высшей норме совершенства, концентрированное выражение духовных ценностей, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь.

    По субъекту — носителю ценностного отношения различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные.

    Общечеловеческие ценности предполагают осмысление единства человеческого рода и сохранение совокупного духовного опыта. В общечеловеческих ценностях нет и не может быть никакой предзаданности или положенности, никакой внешней направляющей и подтверждающей инстанции. Они устанавливаются на манер правил игры, в процессе самой игры. Игра здесь диалог.

    Личность есть средоточие, центральное ядро «царства ценностей».

    Формы существования ценностей: общественные идеалы (семья, собственность, государство), культура (виды, жанры, традиции как коммуникация ценностей) предметно воплощенные (витальные) ценности (человек, жизнь, здоровье, любовь, счастье), личностные ценности (мотивация поступка, принципы поведения, культурные стандарты). Деньги как универсальная ценность. Власть как ценность. Слава как ценность.

    Свобода — единственное основание ценностей. Ценности — продукт свободы выбора.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Аксиология — HiSoUR История культуры

    Философская аксиология — это общая доктрина ценностей. Как философская область, она была создана только в XIX веке. Представители аксиологии — например. Как и Оскар Краус, уже находят свой вопрос в товарной этике греческих философов, хотя один из самых влиятельных представителей философии стоимости, Макс Шелер, его теория развивается в противоположность товарной этике. Как основатель философии ценности ua Hermann Lotze, в общем использовании понятие ценности было захвачено широко распространенным эффектом интенсивных дискуссий в начале XX века и получением произведений Фридриха Ницше, в которых термин часто происходит. Термин «аксиология» восходит к Эдуарду фон Хартману, который впервые использовал этот термин в 1887 году в своей «Философии прекрасного».

    Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует понятия «права» и «добро» в индивидуальном и социальном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Формальная аксиология, попытка сформулировать принципы относительно ценности с математической строгостью, иллюстрируется наукой о ценности Р. С. Хартмана.

    контекст
    Однако явное размышление о ценностях предшествует понятию аксиологии и может быть прослежено до Юма, который в основном занимается моральными и эстетическими ценностями и разрабатывает антиметафизическую и номиналистскую теорию ценностей. Тем не менее теория Дэвида Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, мнение, которое будет критиковаться Фридрихом Ницше и его генеалогическая концепция ценностей, согласно которой не только эстетические и моральные суждения зависят от ценностей, но и то, что даже научные истины и повседневные наблюдения отвечают определенным ценностям и способам оценки (волюнтаристский иррационализм, близкий к Артуру Шопенгауэру, и вопреки Просвещению, продвигаемому Иммануэлем Кантом).

    Перед ними в порядке важности была бы философия Иммануила Канта, которая поставила бы возможность этики в основу Субъекта и Существенного Разума (а не в простой инструментальной рациональности вычислений в стиле Бентама Утилитаризм). Для Канта может быть только этика, если есть свобода, условие необходимой автономии, перед навязываемой Гетерономией.

    Таким образом, для Канта, против консервативного Юма, Мир Необходимости — Мир Физики, то есть Мир Механики Ньютона (Кант был физиком, а не профессором философии). Кант, критический читатель Юма, спасает физику Ньютона, но разрабатывает предметную теорию как окончательный фундамент своей философской системы («Грюнд», на немецком языке), идею, разработанную позднее Г. Фихте, а затем Г. Ф. Гегелем. Для целей этики в нем нуждается не только его любимая физика Ньютона, но и регуляторные идеи разума (существенные), в которых используется понимание (категории инструментальных оснований для построения научного знания) и чувствительность (эмпирическая, чувствительный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский разум с возможностью практической эмансипации (политика и этика). Великие ценности в Канте больше не окажутся окаменелостями в старой метафизике, религиозном вдохновении,

    С другой стороны, и из другой дискурсивной матрицы Маркс от «Критики к политической экономии» развивает критику ценности, которая выходит за рамки критики к обычной мистификации между стоимостью использования и меновой стоимостью. Таким образом, Маркс развивает критику экономической концепции стоимости, которая в значительной степени поддерживает его критические замечания и социально-экономический анализ. Конечно, цена не стоимость, но чтение этой социальной критики не является религиозным или моралистическим, а не метафизическим, но с научно-социальными претензиями. Разумеется, марксистская критика, хотя она и основана на философских элементах, выходит за их пределы, потому что она находится от социально-исторических элементов, которые ее допускают. Маркс, а затем марксизм (в их разных дискурсивных событиях) предлагают (n) Теорию и Праксис, ту часть своей Теории Истории (обычно называемую Историческим Материализмом в ее разных вариантах), а также из его социологической концепции, что начинается с современной теории «классовой борьбы», объясняет разные гегемонии и формы господства, в разных конкретных исторических формациях и в самых общих режимах производства. (Например: режим работорговли, режим производства феодалов, азиатский режим производства, режим производства деспотических налогов, капиталистический режим производства, бюрократический режим, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса был его критика современного отчуждения великого большинства населения мира при капиталистической мировой системе, таким образом, поднимает «фетишизм товаров»,

    До и после экономического сальдо человека были торговые отношения. Но именно с капитализмом как гегемонистским способом производства, и прежде всего с индустриальным капитализмом и, конечно же, с текущим финансовым капитализмом, что человеческие отношения в обобщенном виде обусловлены товарной формой. Это означает, что подавляющее большинство современных социальных ценностей имеют меркантилистское происхождение. Таким образом, человек, чья работа является социальным происхождением всего богатства, расщепляется от этой генеалогии, от этого социального генеза, и заканчивается тем, что стоит меньше, чем его производство, которое является товаром. Эти коллективные культурные операции иногда совершаются очень тонко и используют коллективные бессознательные элементы (обзор Фрейда и вклад психоанализа здесь), потому что человек обречен на размножение его непосредственной жизни, благодаря своей отчужденной работе, поэтому он может не знают структурного происхождения его коллективного отчуждения. Таким образом, решение было бы не только этической и дискурсивной, но теоретической и политической практикой, чтобы оно могло трансформировать свое текущее отчужденное социальное состояние.)

    Теории
    Исторически сложилось так, что философия ценности относится к принятию концепции стоимости национальной экономики; Например, в «Иммануил Кант» разговоры о «абсолютной ценности» доброй воли представляют собой такое метафорическое принятие концепции экономической ценности. Ценностная концепция уже играет значительную роль в этике Якоба Фридриха Фриза, но Лотце был точкой отсчета более поздних философских ценностей. С 1890-х годов понятие ценности прямым прямым приемом Джорджа Сантаяны и других в Соединенных Штатах является обычным явлением и играет важную роль в позднем нравственном написании Джона Дьюи, так что выражение в англоязычных странах дало то же повседневное использование, что и в немецкоязычных областях.

    Лотце взял объективную философию ценностей и приписал ценности своему собственному способу: «действительность». С другой стороны, субъективные теории ценностей исходят из оценочного суждения как основы ценности: субъект-субъект устанавливает связь между своим масштабом и объектом, который представляет ценность вещи.

    Если мера ценности основана на чувстве удовольствия через удовлетворение потребностей, то возникает психологическая теория ценностей. Если значения предоставляются только относительной важности и достоверности, это приводит к релятивизму ценности как особой форме релятивизма.

    Наиболее известными теориями ценностей XIX и XX веков были:

    неокантианство Badische Schule Генрихом Риккертом и Вильгельмом Виндельбандом, которые приписывают ценности трансцендентному статусу и приписывают им способ валидации, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Значения формируют свое собственное царство и имеют абсолютную справедливость, существуют, но не в режиме бытия.
    философия жизни Фридриха Ницше, которая определяет мировоззрение как результат уважения как «физиологические требования к сохранению определенного вида жизни» и ценностей. Эта оценка выражается в воле к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей.
    австрийская философия ценности Франца Брентано и его учеников Кристиана фон Эренфельса, Эдмунда Гуссерля и Алексия Мейнона
    неовитализм Эдуарда фон Хартмана
    британский интуиционизм Джорджа Эдварда Мура, Гастингса Рашдалла (1858-1924) и Уильяма Дэвида Росса
    прагматизм Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Кларенса Ирвина Льюиса
    Wertphilosophie феноменологии стоимости Макс Шелера и Николая Хартмана, который следует ранней феноменологии Гуссерля. Шелер вызывает чувство ценности: это проявляется в интуитивной любви (как выражении ценной) или ненависти (как выражение незаконной) вещи, прежде чем ее смысл был рационализирован. Ценности сами по себе образуют империю материальных качеств (Шелер), которая не зависит от бытия.
    а также неореализм Ральфа Бартона Перри (1876-1957).
    Виндельбанд объяснил философию ценности критической науке об общих ценностях. В этом она отличается от точных наук, которые исследуют и систематизируют естественные законы и особые явления. Философия ценности формирует истинный центр философии.

    Математически точная научная ценность стояла в центре работы Роберта С. Хартмана. Благодаря аксиоме науки ценностей, которую он разработал, удалось создать точную науку ценностей независимо от разных этических моральных ценностей.

    Теория ценности как всеобъемлющего философского подхода, как она была подготовлена ​​Лотце, Гартманом и юго-западным немецким неокантианством, резко критиковалась Мартином Хайдеггером. Он больше не представлен сегодня как философская теория, хотя у него все еще есть приверженцы юриспруденции (например, в влиятельной школе Рудольфа Смайнда), и даже анализ оценочного суждения — довольно особая тема аналитической философии. Некоторые представители философии ценности были ценностной философией 19-го и начала 20-го столетий, однако, как основа других философских дисциплин, поскольку они заявляли, что они являются основой для других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия права, философии культуры, философии религии, социальной философии, политической философии, экономики и эстетики.

    Формальная аксиология
    Одной из областей, в которой исследования продолжаются больше всего, является так называемая формальная аксиология, заключающаяся в попытке исследовать природу и основы ценности с математической строгостью.

    Этот термин иногда также используется в экономике, для которого содержание теории ценностей является понятием добра, которое определяется гораздо более субъективным образом, чем понятие этики или эстетики (которое само по себе относится к доброте), что приводит к различные дисциплины к очень различным заявлениям, часто противоречивые.

    Например, совсем другое — сказать, что Людвиг ван Бетховен предпочитает Bon Jovi (подтверждение, что он предпочитает), говоря, что Бетховен музыкально превосходит Bon Jovi, независимо от вкуса слушателя (утверждение о внутренней ценности их музыки) ,

    Значения
    Согласно традиционной концепции, ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, правду или красоту, которые сами заканчиваются. Они считаются субъективными значениями, однако, когда они представляют собой средство достижения цели (в большинстве случаев характеризуется личным желанием).

    Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменениями). Ценности также могут быть дифференцированы в зависимости от их важности и могут быть концептуализированы с точки зрения иерархии, и в этом случае некоторые из них будут иметь более высокое положение, чем другие.

    Фундаментальная проблема, которая развивается с самого начала аксиологии, к концу девятнадцатого века, — это объективность или субъективность совокупности ценностей. Макс Шелер будет помещен в первую из двух позиций. Субъективизм будет противостоять этому подходу с самого начала. И он поймет — по старому Протагору — что строго человек — это мера всех вещей, того, что стоит, а что нет, и того же масштаба ценностей, без пропитания во внешней реальности. Альфред Жюль Вчера, на языке, истине и логике, его ранняя работа оставит оценочные суждения вне всякого сомнения, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этические и эстетические аспекты являются не более чем «выражением» духовной жизни субъекта. Не поддающийся проверке захват внешнего мира.

    С точки зрения Ницше, однако, нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «оценочными суждениями» и научными суждениями, поскольку оба они основаны на исторически сложившихся оценках, которые сами по себе составляют конкретные способы интерпретации и жизни. Кроме того, нет существенной разницы между суждением и действиями, поскольку оба из них состоят из развертывания определенных сил, которые по определению являются силами, которые ценят и чье движение также зависит от предыдущих оценок.

    В философском мышлении есть центральный момент, который мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Чтобы перейти от текущего состояния к лучшему состоянию, необходимо сначала понять, что для улучшения мы должны найти их в определенных ключевых моментах. В мыслях мы всегда называли их философской аксиологией или экзистенциальной, то есть ценностями, которые основаны на действии, которое может привести нас к лучшему состоянию завтра; Это потому, что ценности придают смысл и последовательность нашим действиям.

    Характер ценности вызывает дискуссию среди ученых из разных дисциплин. Это сложная проблема, требующая философской спецификации. Аксиология — это наука, которая изучает ценности и имеет философскую коннотацию. В статье кратко представлены антецеденты аксиологии и представлены различные интерпретации концепции стоимости, анализируя их с точки зрения марксистской философии. Подчеркивается диалектико-материалистический ответ в отношении ценности, в котором говорится, что это социальное явление, которое имеет значение в контексте отношений предмет-объект и выражает потребности и интересы людей или любой природы.

    Аксиологический нейтралитет
    Выражение аксиологической нейтральности, используемое Максом Вебером в его лекциях (эссе и политике), широко использовалось в смысле защиты точки зрения (в частном случае историка или социолога), которая поддерживает максимум объективности, противоположной каждое суждение о ценности и каждая критика того, что составляет предмет его расследования.

    Книга Роберта М. Пирсига, очень известная в Италии, Дзэн и искусство обслуживания мотоциклов, опубликованная Адельфи, помогла популяризировать термин «аксиология» максимум, хотя и вне каждого технического контекста.

    сроки
    Если два значения находятся в конфликте и не могут быть реализованы без угрозы друг другу, тогда аксиология говорит о ценностной антиномии. Современный и нефилософский технический язык (юридическое, социологическое …) использование концепции стоимости, которая не соответствует философски разработанной современной теории ценностей, привела к многочисленным композициям: конфликты, возникающие из противоречащих ценностных понятий, могут привести к потере ценности ( Elisabeth Noelle-Neumann), потеря ценности (Rupert Lay) или синтез стоимости (Helmut Klages) (см. Также изменение стоимости). ценность слепоты означает отсутствие чувства определенных ценностей.

    Современная аксиология
    Современная аксиология не только пытается рассматривать положительные ценности, но и отрицательные (или антиценты), анализируя принципы, которые позволяют считать, что что-то является или не ценным, и рассматривая основы такого суждения. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, в тех областях, где понятие ценности имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Рикерт или Макс Шелер, выдвинули разные предложения по разработке соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле мы можем говорить о «аксиологической этике», которая была разработана главным образом самим Шелером и Николаем Хартманом. С этической точки зрения аксиология является одним из двух основных принципов этики наряду с деонтологией.

    Поделиться ссылкой:

    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)

    Аксиология в философии — HiSoUR История культуры

    Аксиология — это философское исследование стоимости. Как философская область, она была создана только в 19 веке. Ваши представители — например Что касается Оскара Крауса — его вопрос уже находится в товарной этике греческих философов, хотя Макс Шелер, один из наиболее влиятельных представителей философии стоимости, развил свою теорию в противоположность этике товаров. Это либо собирательный термин для этики и эстетики, философские области, которые в решающей степени зависят от представлений о ценности, либо основа для этих областей и, таким образом, сходные с теорией ценностей и метаэтикой. Термин был впервые использован Полом Лапи в 1902 году и Эдуардом фон Гартманом в 1908 году.

    Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует понятия «право» и «добро» в индивидуальном и социальном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Формальная аксиология, попытка изложить принципы относительно ценности с математической строгостью, иллюстрируется наукой о ценности Роберта С. Хартмана.

    Термины
    Если два значения находятся в конфликте и не могут быть реализованы, не подвергая опасности друг друга, то аксиология говорит об антиномии значения. Сегодняшнее повседневное и нефилософское использование технического языка (юридическое, социологическое …) концепции ценности, которая не соответствует философски разработанной современной теории стоимости, привело к многочисленным композициям: конфликт, возникающий из-за конфликтующих концепций стоимости, может возникнуть в Wertverfall (Элизабет Ноэль) -Neumann), потеря значения (Rupert Lay) или синтез значения (Helmut Klages) результат (см. Также изменение значения). Ценность слепоты означает отсутствие чувства определенных ценностей.

    история
    Между 5-м и 6-м веками до нашей эры в Греции было важно быть знающим, если вы хотите быть успешным. Философы начали осознавать, что существуют различия между законами и моралью общества. Сократ считал, что знание имеет жизненно важную связь с добродетелью, тесно переплетая мораль и демократию. Ученик Сократа, Платон укрепил веру, установив добродетели, которым должны следовать все. С падением правительства ценности стали индивидуальными, что привело к расцвету скептических школ мысли, в конечном итоге сформировавших языческую философию, которая, как считается, повлияла на христианство и сформировала его. В средневековый период Фома Аквинский делал различие между естественными и сверхъестественными (теологическими) добродетелями.

    Исторически философия стоимости восходит к принятию концепции стоимости национальной экономики; например, в «Иммануиле Канте» разговоры об «абсолютной ценности» доброй воли представляют собой такое метафорическое принятие концепции экономической ценности. Концепция ценности уже играет важную роль в этике Якоба Фридриха Фриса, но Лотце был отправной точкой для более поздних ценностных философий. С 1890-х годов концепция ценности была получена благодаря непосредственному восприятию Лотце Джорджа Сантаяна и других в Соединенных Штатах. Это обычное явление и сыграло важную роль в позднесооральном написании Джона Дьюи, так что для выражения значения в англоязычных странах использовалось то же повседневное языковое использование, что и в немецкоязычных областях.

    Лотце принял объективную философию ценности и приписал ценности своему собственному способу: «действительность». Субъективные теории стоимости, с другой стороны, исходят из оценочного суждения как основы ценности: осуждающий человек устанавливает связь между своей шкалой и объектом, который представляет ценность вещи.

    Если мера стоимости основана на чувстве удовольствия через удовлетворение потребностей, то возникает теория психологической ценности. Если ценностям присваивается только относительная важность и обоснованность, это приводит к ценностному релятивизму как особой форме релятивизма.

    Наиболее выдающимися ценностными теориями 19 и 20 веков были:

    неокантианство Badische Schule Генриха Риккерта и Вильгельма Виндельбанда, которые приписывают ценностям трансцендентный статус и присваивают им способ подтверждения, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Ценности формируют их собственное царство и имеют абсолютную действительность, существуют, но не в способе бытия.
    философия жизни Фридриха Ницше, который определяет мировоззрение как результат уважения как «физиологических требований для сохранения определенного вида жизни» и ценностей. Эта оценка выражается в воле к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей.
    австрийская философия ценности Франца Брентано и его учеников Кристиана фон Эренфельса,

    Британский интуиционизм Джорджа Эдварда Мура, Гастингса Рашдалла (1858–1924) и Уильяма Дэвида Росса
    — прагматизм Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Кларенса Ирвинга Льюиса,
    «Вертфилософия ценностной феноменологии Макса Шелера и Николая Хартмана», которая следует ранней феноменологии Гуссерля. Шелер вызывает чувство ценности: это проявляется в интуитивной любви (как выражении ценностей) или ненависти (как выражении нелегитимности) к вещам до того, как их значение было рационализировано. Сами ценности формируют империю материальных качеств (шелер), которая не зависит от бытия.
    а также невреализм Ральфа Бартона Перри (1876-1957).

    Виндельбанд объяснил философию ценности критической науке об общих ценностях. В этом он отличается от точных наук, которые исследуют и систематизируют естественные законы и особые явления. Философия ценности формирует истинный центр философии.

    Математически точная ценность науки была в центре работы Роберта С. Хартмана. Благодаря аксиоме науки о ценностях, которую он разработал, удалось построить точную науку о ценностях независимо от различных этических моральных ценностей.

    Теория ценностей как всеобъемлющий философский подход, как она была обучена в Лотце, Хартманне и неокантианстве юго-западной Германии, подверглась резкой критике Мартина Хайдеггера. Сегодня он больше не представлен как философская теория, хотя у него все еще есть сторонники в юриспруденции (например, во влиятельной школе Рудольфа Сменда), и даже анализ оценочного суждения является довольно специальной темой аналитической философии. Однако некоторые представители философии ценности были философией ценностей 19-го и начала 20-го века в качестве основы других философских дисциплин, поскольку они претендовали на основу других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия право, философия культуры, философия религии, социальная философия, политическая философия,

    Контекст
    Явное размышление о ценностях, однако, предшествует понятию аксиологии и может быть прослежено до Дэвида Юма, который в первую очередь занимается моральными и эстетическими ценностями и развивает антиметафизическую и номиналистическую теорию ценностей. Тем не менее, теория Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, видение, которое будет подвергнуто критике со стороны Фридриха Ницше и его генеалогической концепции ценностей, согласно которой не только эстетические и моральные суждения зависят от ценностей, но что даже научные истины и повседневные наблюдения отвечают определенным ценностям и способам оценки (Добровольный иррационализм, близкий к Артуру Шопенгауэру и противоречащий Просвещению, продвигаемому Иммануилом Кантом).

    Перед ними в порядке важности стояла бы философия Канта, в которой возможность этики лежит в основе Субъекта и Существенного Разума (а не в простой инструментальной рациональности утилитаризма Джереми Бентама). Для Канта этика может существовать только в том случае, если существует свобода, условие необходимой автономии, против навязанной гетерономии.

    Таким образом, для Канта — против консервативного Юма — Мир Необходимости — это Мир Физики, то есть Мир Механики Ньютона (Кант был физиком, а не профессором философии). Кант, критический читатель Юма, спасает «Физику Ньютона», но разрабатывает «Предметную теорию» как окончательное основание своей философской системы («Грюнд», на немецком языке), идею, разработанную позднее Г. Фихте, а затем Г. Ф. Гегелем. Для целей этики здесь нужен не его любимый физик Ньютона, а регулирующие идеи разума (существенного), в котором используются понимание (категории инструментального разума для создания научного знания) и чувствительность (эмпирический, чувствительный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский Разум с возможностью практического освобождения (политического и этического). Великие ценности в Канте больше не будут окаменеть в старой религиозной Метафизике,

    С другой стороны, из другой дискурсивной матрицы Маркс от критики до политической экономии развивает критику стоимости, которая выходит за рамки критики обычной мистификации между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Маркс, таким образом, развивает критику экономической концепции стоимости, чтобы в значительной степени основывать свою критику и социально-экономический анализ. Конечно, цена не является ценностью, но чтение этой социальной критики не является ни религиозным, ни моралистическим, ни метафизическим, но с научно-социальными претензиями. Конечно, марксистская критика, хотя и является частью философских элементов, выходит за их пределы, потому что она находится в социально-исторических элементах, которые позволяют это. Маркс, а затем марксизм (в его различных дискурсивных разработках) предлагает (п) теорию и практику, эта часть его теории истории (обычно известная как исторический материализм в его различных вариантах), а также из его социологической концепции, которая является частью современной теории «классовой борьбы», объясняющей различные гегемонии и формы господства, в различные конкретные исторические образования и в самых общих способах производства. (Например: режим рабского производства, режим феодального производства, режим производства в Азии, режим производства с деспотическим налогом, режим капиталистического производства, режим бюрократии, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения Подавляющее большинство населения мира в капиталистической мировой системе. Таким образом, возникает «товарный фетишизм», а также из своей социологической концепции, которая является частью современной теории «классовой борьбы», для объяснения различных гегемоний и форм господства в различных конкретных исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: режим рабского производства, режим феодального производства, режим производства в Азии, режим производства с деспотическим налогом, режим капиталистического производства, режим бюрократии, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения Подавляющее большинство населения мира в капиталистической мировой системе. Таким образом, возникает «товарный фетишизм», а также из своей социологической концепции, которая является частью современной теории «классовой борьбы», для объяснения различных гегемоний и форм господства в различных конкретных исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: режим рабского производства, режим феодального производства, режим производства в Азии, режим производства с деспотическим налогом, режим капиталистического производства, режим бюрократии, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения Подавляющее большинство населения мира в капиталистической мировой системе. Таким образом, возникает «товарный фетишизм», в разных конкретных исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: режим рабского производства, режим феодального производства, режим производства в Азии, режим производства с деспотическим налогом, режим капиталистического производства, режим бюрократии, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения Подавляющее большинство населения мира в капиталистической мировой системе. Таким образом, возникает «товарный фетишизм», в разных конкретных исторических формациях и в самых общих способах производства. (Например: режим рабского производства, режим феодального производства, режим производства в Азии, режим производства с деспотическим налогом, режим капиталистического производства, режим бюрократии, режим социалистического производства и т. Д. Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения Подавляющее большинство населения мира в капиталистической мировой системе. Таким образом, возникает «товарный фетишизм», Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения подавляющего большинства населения мира при капиталистической миросистеме. Таким образом, «товарный фетишизм» возникает, Основополагающим дискурсивным вкладом Маркса была его критика современного феномена отчуждения подавляющего большинства населения мира при капиталистической миросистеме. Таким образом, «товарный фетишизм» возникает,

    Раньше и с тех пор, как существовал экономический избыток человека, существуют коммерческие отношения. Но именно с капитализмом как гегемонистским способом производства, особенно с промышленным капитализмом и, конечно же, с нынешним финансовым капитализмом, человеческие отношения обычно обусловлены товарной формой. Это означает, что подавляющее большинство современных социальных ценностей имеет меркантилистское происхождение. Таким образом, человек, чья работа является социальным источником всего богатства, отделен от этой генеалогии, от этого социального генезиса и в конечном итоге стоит меньше, чем его производство, которое является товаром. Эти коллективные культурные операции иногда выполняются очень тонко и с использованием элементов коллективного бессознательного (обзор Фрейда и вклад Психоанализа здесь), поскольку человек посвятил себя воспроизведению своей непосредственной жизни посредством отчужденной работы, поэтому он не может знать структурное происхождение своего коллективного отчуждения. Таким образом, решение будет не только этическим и дискурсивным, но и теоретической и политической практикой, чтобы вы могли изменить свое текущее отчужденное социальное положение.)

    Современная аксиология
    Современная аксиология имеет дело не только с обращением к положительным ценностям, но также с отрицательными (или анти-ценностями), анализом принципов, которые позволяют нам считать что-то ценным или нет, и рассмотрением оснований такого суждения. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, областях, где концепция стоимости имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Риккерт или Макс Шелер, выдвигали разные предложения по разработке соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить об «аксиологической этике», которая была разработана, главным образом, самим Шелером и Николаем Гартманом. С этической точки зрения аксиология является одной из двух основных основ этики наряду с этикой.

    Ценности
    Согласно традиционной концепции, ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, правду или красоту, будучи самими целями. Субъективные ценности рассматриваются, однако, когда они представляют средство для достижения цели (в большинстве случаев характеризуются личным желанием).

    Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменяющимися). Ценности также могут быть дифференцированы в зависимости от их важности и могут быть концептуализированы с точки зрения иерархии, и в этом случае одни будут иметь более высокое положение, чем другие.

    Фундаментальная проблема, которая возникает с самого начала аксиологии до конца XIX века, заключается в объективности или субъективности всех ценностей. Макс Шелер будет размещен в первой из двух позиций. Субъективизм с самого начала будет противостоять такому подходу. И он поймет — по-старому, как Протагор, — что строго человек — это мера всех вещей, того, что стоит и чего не стоит, и той же шкалы ценностей, без поддержки во внешней реальности. Альфред Жюль Вчера, в языке, правде и логике, его ранняя работа не допустит ценностных суждений, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этическое и эстетическое являются не чем иным, как «выражением» духовной жизни субъекта.

    Однако, с точки зрения Ницше, нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «оценочными суждениями», и научными суждениями, поскольку обе основаны на оценках, которые были исторически сформированы и составляли сами себя. одни и те же конкретные способы интерпретации и жизни. Аналогично, также нет существенной разницы между судейством и действием, поскольку обе вещи состоят в развертывании определенных сил, которые по определению являются силами, которые ценят и движение которых также зависит от предыдущих оценок.

    В философском мышлении есть центральная точка зрения на то, как мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Чтобы перейти от текущего состояния к лучшему, необходимо сначала понять, что для улучшения мы должны основывать их на определенных ключевых моментах. Мысленно мы всегда называли их философской или экзистенциальной аксиологией, то есть ценностями, основанными на действии, которое может привести нас к лучшему состоянию завтра; Это потому, что ценности придают смысл и согласованность наших действий.

    Природа ценности вызывает споры среди ученых разных дисциплин. Это сложная проблема, которая требует философской спецификации. Аксиология — это наука, которая изучает ценности, и они имеют философское значение. В статье кратко представлена ​​история аксиологии и представлены различные интерпретации концепции стоимости, анализируя их с точки зрения марксистской философии. Подчеркивается диалектико-материалистическая реакция на ценность, утверждая, что это социальный феномен, который имеет значение в контексте отношений субъект-объект и который выражает потребности и интересы людей или всей природы.

    Поделиться ссылкой:

    • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
    • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
    • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)

    Аксиология | философия | Британника

    Аксиология (от греческого axios, «достойный»; logos , «наука»), также называемая Теорией ценности, философское исследование благости или ценности в самом широком смысле этих терминов. Его значение заключается (1) в значительном расширении значения термина «ценность» и (2) в унификации, которую он обеспечил для изучения множества вопросов — экономических, моральных, эстетических и даже логических. — что часто рассматривалось в относительной изоляции.

    Термин «стоимость» первоначально означал ценность чего-либо, главным образом в экономическом смысле меновой стоимости, как в работе политического экономиста XVIII века Адама Смита. Широкое распространение значения ценности на более широкие области философского интереса произошло в 19 веке под влиянием различных мыслителей и школ: неокантианцев Рудольфа Германа Лотце и Альбрехта Ритчля; Фридрих Ницше, автор теории переоценки всех ценностей; Алексиус Мейнонг и Кристиан фон Эренфельс; и Эдуард фон Хартманн, философ бессознательного, чей Grundriss der Axiologie (1909; «Очерк аксиологии») впервые использовал этот термин в названии.Хьюго Мюнстерберг, которого часто считают основоположником прикладной психологии, и Уилбур Маршалл Урбан, чей Valuation, Its Nature and Laws (1909) был первым трактатом по этой теме на английском языке, представили движение в Соединенных Штатах. Книгу Ральфа Бартона Перри Общая теория ценности (1926) назвали величайшим произведением нового подхода. По его теории, ценность — это «любой объект, представляющий любой интерес». Позже он исследовал восемь «царств» ценностей: мораль, религия, искусство, наука, экономика, политика, право и обычаи.

    Подробнее по этой теме

    Кантианство: аксиологический неокантианство

    Поскольку оба основных представителя аксиологической интерпретации преподавали в Гейдельбергском университете, эта ветвь …

    Обычно проводится различие между инструментальной и внутренней ценностью — между тем, что хорошо как средство, и тем, что хорошо как цель.Джон Дьюи в работах Human Nature and Conduct (1922) и Theory of Valuation (1939) представил прагматическую интерпретацию и попытался устранить это различие между средствами и целями, хотя последнее усилие было, скорее, способом подчеркнуть Дело в том, что многие реальные вещи в человеческой жизни, такие как здоровье, знания и добродетель, хороши в обоих смыслах. Другие философы, такие как К.И. Льюис, Георг Хенрик фон Райт и В.К. Frankena, умножили различия, проводя различие, например, между инструментальной ценностью (пригодность для некоторых целей) и технической ценностью (умение что-то делать) или между полезной ценностью (быть хорошей как часть целого) и конечной ценностью (быть хорошим как часть целого) и конечной ценностью (быть в целом хорошо).

    На вопрос «Что по своей сути хорошо?» Дается много разных ответов. Гедонисты говорят, что это удовольствие; Прагматики, удовлетворение, рост или приспособление; Кантианцы — добрая воля; Гуманисты, гармоничная самореализация; Христиане, любовь к Богу. Плюралисты, такие как G.E. Мур, В.Д. Росс, Макс Шелер и Ральф Бартон Перри утверждают, что существует множество истинно хороших вещей. Мур, основоположник аналитической философии, разработал теорию органических целостностей, считая, что ценность совокупности вещей зависит от того, как они соединены.

    Г.Э. Мур

    G.E. Мур, деталь карандашного рисунка сэра Уильяма Орпена; в Национальной портретной галерее в Лондоне.

    Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Поскольку «факт» символизирует объективность, а «ценность» предполагает субъективность, отношение ценности к факту имеет фундаментальное значение при разработке любой теории объективности ценности и оценочных суждений.В то время как такие описательные науки, как социология, психология, антропология и сравнительное религиоведение, все пытаются дать фактическое описание того, что на самом деле ценится, а также причинно-следственные объяснения сходств и различий между оценками, задачей философа остается спросить об их цели. срок действия. Философ спрашивает, является ли что-то ценным, потому что оно желательно, как считают субъективисты, такие как Перри, или желательно, потому что оно имеет ценность, как утверждают объективисты, такие как Мур и Николай Хартманн.В обоих подходах предполагается, что оценочные суждения имеют когнитивный статус, и подходы различаются только тем, существует ли ценность как свойство чего-либо, независимо от человеческого интереса к ней или желания к ней. С другой стороны, некогнитивисты отрицают когнитивный статус оценочных суждений, считая, что их основная функция либо эмоциональна, как позитивист А.Дж. Айер утверждает, или предписывает, как аналитик Р. Заяц держит. Экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр, подчеркивая свободу, решение и выбор собственных ценностей, также, похоже, отвергают любую логическую или онтологическую связь между ценностью и фактом.

    Четкое направление: понимание самого себя стало простым

    Аксиология: «Раздел философии, имеющий дело с природой ценности и типами ценностей, таких как мораль, эстетика, религия и метафизика». Словарь нового мира Вебстера , 2-е издание

    Люди разные. Они не похожи друг на друга. Не все они звучат одинаково. И все они думают по-разному. Аксиология — это наука, изучающая образ мышления людей. В частности, аксиологи изучают, как люди определяют ценность разных вещей.Вот как люди сравнивают вещи и как эти присвоения ценностей либо представляют, либо искажают реальность.

    По значению устанавливает приоритеты. Это значит выбирать одно вместо другого. Это значит думать о вещах относительно друг друга и решать, что одно лучше другого. Решить, что есть «хорошо». Все люди придают более высокое значение одним вещам и более низкое — другим. Люди присваивают эти оценки по единой, уникальной для них схеме. Этот процесс оценки на самом деле является привычкой мыслить.Он включает в себя фильтрацию, обработку, хранение и анализ данных. Он включает в себя размышления об объектах, распознавание различных аспектов вещей, вынесение суждений и выбор. Наш уникальный образец мышления и присвоения ценностей называется структурой ценностей.

    Люди часто путают ценность с ценностями. Ценности — это конкретные вещи, которые люди отстаивают, верят или считают важными. Ценить — значит думать, приписывать реальности смысл и богатство свойств. Структура ценностей — это карта мышления, которую человек использует, чтобы делать выводы о вещах.Ценность — это представление о ценностях как о важных объектах нашего мышления. Люди ценят достижение своих ценностей.

    Один из способов описать разницу между значением и значениями — использовать поле Color Vision. Мы можем сравнить ценность со способностью видеть разные цвета. Наука Color Vision изучает способность человека видеть и различать цвета, в то время как Аксиология изучает способность концептуально различать разные вещи. Мы можем сравнивать значения для разных цветов или связывание одного цвета (красный) как более благоприятного, значимого, приемлемого или ценного, чем другой (розовый).Сказать: «Билл умеет ценить цвета» означает, что Билл может видеть и различать цвета или среди них, у него хорошее цветовое зрение. Сказать: «Билл ценит красный больше, чем синий» означает, что Билл предпочитает красный синий. Сказать «Билл может ценить» означает, что Билл может ясно видеть и думать о различных аспектах разных вещей, не путая эти аспекты друг с другом. Сказать: «Билл ценит людей больше, чем деньги» означает, что Билл любит людей больше, чем деньги, и хочет, чтобы деньги работали на благо людей.

    Значение = Цветовое зрение = Возможность выбора
    Ценности = Любимые цвета = Выбор

    Перейти к основному содержанию Поиск