Аксиология определение: Аксиология – Гуманитарный портал

38. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

Аксиология — учение о ценностях, прежде всего, духовных, таких как понятия и представления о добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и многие другие. Аксиология как часть философии занимается вопросами происхождения духовных ценностей, их отношения к объективной реальности, роли в общественной жизни

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

Ценности — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности — значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.

Ценность — есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

Ценностные ориентации — продукт социализации индивидов, т.

е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации — одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов. Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. При смене ценностей и ценностных ориентаций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового. Ценности являются одним из основных структурных элементов морали.
Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века . ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей.

Ценность есть специфическое существенное качество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна

Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019

Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019 | Институт славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН)

Перейти к основному содержанию

Взгляд на славянскую аксиологию / Отв. ред. И. А. Седакова, ред. М. Китанова, П. Женюх. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. 268 с.

В сборник вошли 15 научных статей, написанных учеными-филологами и историками из России, Болгарии и Словакии, в которых представлен многосторонний  анализ аксиологических понятий и системы ценностей в ряде славянских традиций в разные исторические периоды. Для определения закономерностей динамики в изменении иерархии ценностей исследовались рукописные тексты религиозного содержания, народные лечебники, данные лексики и фразеологии, фольклора, обрядности, а также мемуаров и травелогов. 

Издание будет интересно славистам, лингвистам, историкам и гуманитариям широкого профиля.

Ответственный редактор: И. А. Седакова

Редакторы: М. Китанова, П. Женюх

Рецензенты: А. Л. Топорков, М. В. Ясинская

ISBN 978-5-7576-0428-2

DOI 10.31168/0428-2

И. А. Седакова (Москва), М. Китанова (София), П. Женюх (Братислава). Предисловие 
Марияна Цибранска-Костова (София). Святой и общество: конфликты и ценности («Житие святого Николая Нового Софийского» Матвея Грамматика, XVI в.)
Елка Мирчева (София).

Ценные сведения по болгарской истории в житии малоизвестного святого и древнеболгарская литература
Ваня Мичева (София). Храбрость как ценность в древнеболгарских классических произведениях
Любомир Габор (Братислава). Отображение взаимосвязи некоторых веществ в фольклорных источниках
Петер Женюх (Братислава). Отражение этнокультурных процессов в паралитургической духовной культуре церкви восточного обряда под Карпатами в XVIII в.
Катарина Женюхова (Братислава). Названия болезней в кириллическом рукописном лечебнике XVIII века в системе ценностей
Любомира Вильшинска (Братислава). Монашеская жизнь на рубеже латинского и византийского славянства в перспективе его традиционных ценностей на примере литературного творчества Юрая Иоанникия Базиловича (Орден Святого Василия Великого) (1742–1821)
Светлана Вашичкова (Братислава).
Традиционные христианские ценности и их отражение в гомилетической традиции Мукачевской епархии в XVII–XVIII вв.
Мария Китанова (София). Аксиологические аспекты некоторых моделей эвфемизации в болгарском языке и традиционной болгарской культуре
Ирина Седакова (Москва). Традиционные и нетрадиционные ценности русских и болгар: проблемы и методы исследования
Калина Мичева-Пейчева (София). Аксиологические аспекты концепта любовь
Йоанна Кирилова (София). Онтологические метафоры, концептуализирующие понятие «душа» как ценность в болгарских паремиях (в сопоставлении с понятиями «ум» и «сердце»)
М. М. Валенцова (Москва). Об аксиологии в народном календаре чехов и словаков
Е. Н. Струганова (Москва). Вода и огонь в болгарской культуре в свете аксиологии
Н. С. Гусев (Москва). Ретроспективная динамика ценностей и методика ее изучения (на примере «образования» в Болгарии в конце XIX ― первой половине ХХ вв.
)


Определение и значение аксиологии — Merriam-Webster

ax·​i·​ol·​o·​gy ˌak-sē-ˈä-lə-jē 

: изучение природы, типов и критериев ценностей и оценочных суждений, особенно в этике

аксиологический

ˌak-sē-ə-lä-ji-kəl

прилагательное

аксиологически

ˌak-sē-ə-ˈlä-ji-k(ə-)lē

наречие

История слов

Этимология

заимствовано из французского axiologie, из греческого axía «стоимость, ценность» (существительное, производное от женского рода áxios «стоимость, равный, равного статуса») + французский -o- -o- + — logie -logy — больше в аксиоме

Примечание: Этот термин, по-видимому, был введен немецким философом Эдуардом фон Гартманом (1842–1906) в «L’Axiologie et ses Divisions» 9. 0025 Revue philosophique de la France et de l’étranger, quinzième annee, № 11, ноябрь 1890 г., стр. 466–79. (В примечании в конце статьи говорится, что перевод, предположительно с немецкого на французский, был сделан «М. Александром Келлером».) В примечании к слову в заголовке статьи Хартманн утверждает, что «Le mot

axiologie est tiré du grec ἀξία, évaluation, valeur, littéralement pesée, du grec ἄγα, conduire, guider, charrier…» («Слово аксиология взято из греческого axía, оценка, стоимость, буквально, взвешивание, от греческого ága, вести, направлять, нести…»). слово основано на его предполагаемой этимологии (см. примечание к аксиоме). Кроме того, инфинитив греческого глагола ágein , и неясно, что имел в виду Хартманн, цитируя ága, , что не соответствует ни одной форме глагола

Первое известное использование

1891, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование аксиологии было в 1891 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

аксиология

аксиолог

аксиология

аксиома

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Аксиология.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/axiology. По состоянию на 22 июня 2023 г.0025 axiology

Britannica.com: Энциклопедическая статья о axiology

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Мерриам-Вебстер полный текст

Определение «формальной аксиологии»

Формальная аксиология сначала фокусируется на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, а затем на применении этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценим (ценности) и как мы ценим ( оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.

Этот отрывок из дебютного номера Журнала формальной аксиологии за 2008 г. опубликован с согласия редактора и автора.

 

Формальная аксиология — это раздел аксиологии вообще. Аксиология вообще или «как таковая» — это теория ценностей во всех ее разветвлениях, начиная от метатеории и заканчивая этикой, эстетикой, логикой и любым другим аспектом человеческого интереса, который включает вопросы добра и зла, правильного и неправильного, правильности или неправильности. , красота и уродство, правда и ложь, а также любой другой мыслимый ценностный вопрос, измерение или интерес.

Формальная аксиология, которой посвящен этот Журнал формальной аксиологии: теория и практика, была создана Робертом С. Хартманом (1910–1973), который провел свои последние годы перед преждевременной смертью, преподавая на философских факультетах Университета Теннесси. , Ноксвилл, Теннесси и Национальный университет Мексики, Мехико, штат Массачусетс.

Формальная аксиология фокусируется сначала на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, а затем на применении этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценим (ценности) и как мы ценим (оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.

Его наиболее важным вкладом было

(1) формальное определение «добра» или «ценности», которое он рассматривал как «аксиому» формальной аксиологии — Добро есть исполнение концепции (или стандарта),

(2) три основных вида стоимости: внутренняя, внешняя и системная;

; три основных вида ценности с теорией множеств и трансфинитной математикой (которая оказалась одновременно поучительной и весьма спорной),

(5) предварительная работа по формальному исчислению стоимости, продвинутая Франком. Г. Форрестом и Марком А. Муром, который предлагает финитистскую альтернативу,

(6) создание «профиля ценностей Хартмана», основанного на всем вышеперечисленном, который представляет собой мощный личностный профиль, который предполагает, что наши ценности являются ключами к нашим личностям,

(7) предсказание того, что формальная аксиология в конечном итоге охватит все гуманитарные и социальные науки, применима к ним и наведет рациональный порядок во все гуманитарные и социальные науки, и

(8) ожидание того, что формальная аксиология будет или станет «наукой», формальной, а не эмпирической наукой, но получившей дальнейшее развитие в последнее время как эмпирическая наука Леоном Помероем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *