38. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.
Аксиология — учение о ценностях, прежде всего, духовных, таких как понятия и представления о добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и многие другие. Аксиология как часть философии занимается вопросами происхождения духовных ценностей, их отношения к объективной реальности, роли в общественной жизни
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Ценности — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности — значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.
Ценность — есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.
Ценностные ориентации — продукт социализации индивидов, т.
е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации — одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов. Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. При смене ценностей и ценностных ориентаций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового. Ценности являются одним из основных структурных элементов морали.Ценность есть специфическое существенное качество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна
Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019
Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019 | Институт славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН)Перейти к основному содержанию
Взгляд на славянскую аксиологию / Отв. ред. И. А. Седакова, ред. М. Китанова, П. Женюх. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. 268 с.
В сборник вошли 15 научных статей, написанных учеными-филологами и историками из России, Болгарии и Словакии, в которых представлен многосторонний анализ аксиологических понятий и системы ценностей в ряде славянских традиций в разные исторические периоды. Для определения закономерностей динамики в изменении иерархии ценностей исследовались рукописные тексты религиозного содержания, народные лечебники, данные лексики и фразеологии, фольклора, обрядности, а также мемуаров и травелогов.
Издание будет интересно славистам, лингвистам, историкам и гуманитариям широкого профиля.
Ответственный редактор: И. А. Седакова
Редакторы: М. Китанова, П. Женюх
Рецензенты: А. Л. Топорков, М. В. Ясинская
ISBN 978-5-7576-0428-2
DOI 10.31168/0428-2
И. А. Седакова (Москва), М. Китанова (София), П. Женюх (Братислава). Предисловие
Марияна Цибранска-Костова (София). Святой и общество: конфликты и ценности («Житие святого Николая Нового Софийского» Матвея Грамматика, XVI в.)
Елка Мирчева (София).
Ваня Мичева (София). Храбрость как ценность в древнеболгарских классических произведениях
Любомир Габор (Братислава). Отображение взаимосвязи некоторых веществ в фольклорных источниках
Петер Женюх (Братислава). Отражение этнокультурных процессов в паралитургической духовной культуре церкви восточного обряда под Карпатами в XVIII в.
Катарина Женюхова (Братислава). Названия болезней в кириллическом рукописном лечебнике XVIII века в системе ценностей
Любомира Вильшинска (Братислава). Монашеская жизнь на рубеже латинского и византийского славянства в перспективе его традиционных ценностей на примере литературного творчества Юрая Иоанникия Базиловича (Орден Святого Василия Великого) (1742–1821)
Светлана Вашичкова (Братислава). Традиционные христианские ценности и их отражение в гомилетической традиции Мукачевской епархии в XVII–XVIII вв.
Мария Китанова (София). Аксиологические аспекты некоторых моделей эвфемизации в болгарском языке и традиционной болгарской культуре
Ирина Седакова (Москва). Традиционные и нетрадиционные ценности русских и болгар: проблемы и методы исследования
Калина Мичева-Пейчева (София). Аксиологические аспекты концепта любовь
Йоанна Кирилова (София). Онтологические метафоры, концептуализирующие понятие «душа» как ценность в болгарских паремиях (в сопоставлении с понятиями «ум» и «сердце»)
М. М. Валенцова (Москва). Об аксиологии в народном календаре чехов и словаков
Е. Н. Струганова (Москва). Вода и огонь в болгарской культуре в свете аксиологии
Н. С. Гусев (Москва). Ретроспективная динамика ценностей и методика ее изучения (на примере «образования» в Болгарии в конце XIX ― первой половине ХХ вв.
Определение и значение аксиологии — Merriam-Webster
ax·i·ol·o·gy ˌak-sē-ˈä-lə-jē: изучение природы, типов и критериев ценностей и оценочных суждений, особенно в этике
аксиологический ˌak-sē-ə-lä-ji-kəl прилагательное аксиологически ˌak-sē-ə-ˈlä-ji-k(ə-)lē наречиеИстория слов
Этимология
заимствовано из французского axiologie, из греческого axía «стоимость, ценность» (существительное, производное от женского рода áxios «стоимость, равный, равного статуса») + французский -o- -o- + — logie -logy — больше в аксиоме
Примечание:
Этот термин, по-видимому, был введен немецким философом Эдуардом фон Гартманом (1842–1906) в «L’Axiologie et ses Divisions» 9. 0025 Revue philosophique de la France et de l’étranger, quinzième annee, № 11, ноябрь 1890 г., стр. 466–79. (В примечании в конце статьи говорится, что перевод, предположительно с немецкого на французский, был сделан «М. Александром Келлером».) В примечании к слову в заголовке статьи Хартманн утверждает, что «Le mot
Первое известное использование
1891, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование аксиологии было в 1891 годуПосмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
аксиологияаксиолог
аксиология
аксиома
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Аксиология.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/axiology. По состоянию на 22 июня 2023 г.0025 axiologyBritannica.com: Энциклопедическая статья о axiology
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Мерриам-Вебстер полный текстОпределение «формальной аксиологии»
Формальная аксиология сначала фокусируется на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, а затем на применении этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценим (ценности) и как мы ценим ( оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.
Этот отрывок из дебютного номера Журнала формальной аксиологии за 2008 г. опубликован с согласия редактора и автора.
Формальная аксиология — это раздел аксиологии вообще. Аксиология вообще или «как таковая» — это теория ценностей во всех ее разветвлениях, начиная от метатеории и заканчивая этикой, эстетикой, логикой и любым другим аспектом человеческого интереса, который включает вопросы добра и зла, правильного и неправильного, правильности или неправильности. , красота и уродство, правда и ложь, а также любой другой мыслимый ценностный вопрос, измерение или интерес.
Формальная аксиология, которой посвящен этот Журнал формальной аксиологии: теория и практика, была создана Робертом С. Хартманом (1910–1973), который провел свои последние годы перед преждевременной смертью, преподавая на философских факультетах Университета Теннесси. , Ноксвилл, Теннесси и Национальный университет Мексики, Мехико, штат Массачусетс.
Формальная аксиология фокусируется сначала на наиболее формальных характеристиках человеческих ценностей, а затем на применении этих формальностей к конкретным деталям того, что мы ценим (ценности) и как мы ценим (оценки). Роберт С. Хартман искал и стал находить наиболее логически абстрактные (он сказал бы «синтетические») черты всех человеческих ценностей и оценок.
Его наиболее важным вкладом было
(1) формальное определение «добра» или «ценности», которое он рассматривал как «аксиому» формальной аксиологии — Добро есть исполнение концепции (или стандарта),
(2) три основных вида стоимости: внутренняя, внешняя и системная;
; три основных вида ценности с теорией множеств и трансфинитной математикой (которая оказалась одновременно поучительной и весьма спорной),
(5) предварительная работа по формальному исчислению стоимости, продвинутая Франком. Г. Форрестом и Марком А. Муром, который предлагает финитистскую альтернативу,
(6) создание «профиля ценностей Хартмана», основанного на всем вышеперечисленном, который представляет собой мощный личностный профиль, который предполагает, что наши ценности являются ключами к нашим личностям,
(7) предсказание того, что формальная аксиология в конечном итоге охватит все гуманитарные и социальные науки, применима к ним и наведет рациональный порядок во все гуманитарные и социальные науки, и
(8) ожидание того, что формальная аксиология будет или станет «наукой», формальной, а не эмпирической наукой, но получившей дальнейшее развитие в последнее время как эмпирическая наука Леоном Помероем.